Но когда он приезжает в Россию, всем становится ясно, что отправлять его в Подкарпатье сейчас не имеет никакого смысла, так как, кроме его заключения в тюрьму, никаких других последствий быть не может. Слишком страшные известия стали приходить из Австро-Венгрии в Россию, чтобы единственного православного иеромонаха отправить на растерзание жандармам. В России слишком дорожили им, чтобы отправить на муки и, возможно, даже смерть в Австро-Венгрии. Святого опять благословляют ехать в Америку, куда он отправляется в большом духовном томлении, без конца думая о тех страданиях, которые испытывает в родном краю православный народ. И при этих страданиях рядом с ним не было ни одного православного священника! В Америку он снова приехал в сентябре того же 1913 года, проведя в России четыре месяца, так и не добившись благословения поехать на родину. Здесь он получил приход с благословения владыки Платона и стал опять окормлять своих земляков. Но его второе пребывание здесь было недолгим. В сентябре он прибыл сюда, а уже в декабре уехал на родину. 1913 год был трагичен для балканских славян: после совместной победоносной войны с турками единоверные и единокровные сербы и болгары стали воевать друг с другом, не поделив миром отвоеванную Македонию. Победили сербы. А в Русских Карпатах арестовывали православных крестьян – сначала почти двести человек из различных сел, потом половину пришлось отпустить за недостаточностью улик. В декабре на исходе 1913 года мир узнал, что в Мараморош-Сиготе главном городе Марморышской долины будут судить девяносто четырех русинов – за их веру и национальность. Узнав в Америке из газет о том, что идет грандиозное судилище над православными в Мараморош-Сиготе, преподобный Алексий уже не мог более терпеть разлуки со своими братьями и сестрами по вере, мучимыми в родном краю. Он немедленно поехал на родину, чтобы понести вместе со страдальцами их крест. Бесстрашный исповедник пришел в Марморош-Сигот со словами: «Я – Алексей Кабалюк, которого вы ищете», после чего был немедленно арестован и брошен в застенок. Австро-венгерские газеты захлебывались в своей ненависти к нему, считая святого соблазнителем и возмутителем простого народа – агентом царской России, главным государственным преступником, скрывающимся за границей от возмездия. Четко осознавая, что, возможно, идет на смерть, он, перед тем как пересечь границу Австро-Венгрии, заезжает в Яблочинский монастырь, где просит как можно скорее рукоположить своих земляков-изян Василия Кеминя (в монашестве Амфилохий) и Василия Вакарова (в монашестве Матфей).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) различными предметами и продуктами на сумму – 37 015 руб. 8. Итого собрано и сдано духовенством и верующими: а) наличными деньгами – 15 274 863 руб. б) натурой на сумму – 4 486 187 руб. Всего: – 19 761 050 руб. Кроме того: 1. Облигациями госзайма – 88 139 руб. 2. Подпиской на воен. заем. – 1 094 923 руб. Из них внесено наличными – 37 015 руб. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви П. Ходченко ЦГАМЛИ Украины. Ф. 127. Оп. 1. Д. 312. Л. 1–2.Копия. 141. Информация разведотдела Белорусского штаба партизанского движения об активном участии в подпольной работе священника В. В. Бекаревича 23 ноября 1944 г. По данным разведотдела БШПД Бекаревич Виктор Васильевич числится связным отдельного партизанского отряда [им.] Котовского Вилейской области. Работал хорошо с мая 1942 г. по 28 июня 1944 г. Помощник начальника р[азвед]о[тдела] майор 279 НАРБ. Ф. 3500. Оп. 5. Д. 439. Л. 138. Подлинник. Рукопись. 142. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину о просьбе прибывшей в Москву делегации духовенства Закарпатской Руси принять их в юрисдикцию Московской Патриархии и оказать помощь в возвращении отобранных униатами церквей и земельных участков 280 7 декабря 1944 г. г. Москва Секретно 177с Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР докладывает, что, в соответствии с телеграфным сообщением 281 т. Мехлиса, 7 декабря сего года в 9 часов 30 минут утра в Москву прибыла из Закарпатской Украины делегация духовенства Карпато-Русской православной церкви, находящейся в юрисдикции Сербской церкви. В состав делегации входят: игумен Феофан Сабов – заместитель епископа и администратор Мукачевско-Пряшевской епархии, 1905 года рождения; архимандрит Алексий Кабалюк, 1877 года рождения; протоиерей 282 Димитрий Беляков, 1895 года рождения; священник Иоанн Кополович, член Народной Рады Закарпатской Украины, 1912 года рождения и директор русской гимназии в гор. Хусте, профессор Петр Васильевич Линтур, 1909 года рождения, являющийся заместителем председателя Народной Рады Закарпатской Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Иерусалиме он исповедовался у русского православного иеромонаха и вместе с русскими православными паломниками приобщался Святых Таин Тела и Крови Христовых в храме Воскресения Христова. Надобно сказать, что он уже несколько лет перед этим бывал на исповеди и приобщался в г. Сочаве при святых благодатных мощах святого великомученика Иоанна Нового, пострадавшего за православно-христианскую веру в 1492 году, по наветам франка, то есть европейца-католика . В Иерусалиме Александр Кабалюк с удивлением узнал, что на Гробе Господнем совершаются ежедневно литургии и греками, и католиками, и армянами, но униатами никогда не совершаются и им не дозволяются. В других местах Иерусалима и по всей Святой Земле есть христаанские церкви и других разных исповеданий, но униатской нет ни одной. „Что же это за такая, – думал он, – униатская вера?“ И еще больше стал чувствовать к ней отвращение и более располагаться к истинной Православной Восточной Церкви. Видел он, как небесный Благодатный огонь в Великую Субботу получается Православным греческим патриархом... Видел он, как тушили все огни у Гроба Господня и в храме Воскресения Христова, как турецкая стража тщательно все это осмотрела, а потом и самого патриарха, были заперты церковные двери и лишь после всего этого впустили греческого православного патриарха, одетого в одном подризнике, в кувуклию Гроба Господня... Видел он, какая после этого настала тишина, с каким трепетом все просили у Господа Бога Вседержителя и ожидали милости Божией... Благодатного небесного огня, по слезным – в эти священные минуты – молитвам пред самым Живоприемным Гробом Господним греческого Православного патриарха, святейшего и блаженнейшего Кир Дамиана... Видел и запомнил он эти незабвенныя минуты священного восторга, когда вдруг патриарх вышел с Благодатным огнем, и все православные и особенно арабы мгновенно, как от электрической искры, словно вспыхнули и исполнились неописуемого восторга... Мгновенно весь храм исполнился истинной благодати, неизреченного ликования, невыразимой радости... Все, или почти все, проливали слезы умиления... Чувствовал он, как сердце его бьется от радости, а слезы умиления ручьями льются у него из глаз. Зажег он и свой пук из 33 свечей... Видел он, как другие как бы помазываются этим огнем, и он сам своими руками трогал этот огонь, и огонь ничуть не опалял, водил этим огромным пучком огня по лицу, по бороде, влагал его в раскрытую грудь к персям, наконец, в уста... И, о великое чудо! Огонь этот ничуть не опалял.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В качестве доказательства государственной измены лежали на столе конфискованные у крестьян богослужебные книги, изданные в России, где, естественно, содержались молитвы за русского царя. Против несостоятельности подобных доказательств вины красноречиво выступала защита, говоря, что и евреи Австро-Венгрии пользуются в своем богослужении книгами, изданными в России, где также содержится молитва за русского царя. Но судьи были лукавы и неумолимы, выполняя правительственные инструкции. Так, прокурор не потребовал присяги от графа Бобринского, в отличие от Дулишкевича – клятвопреступника, заявив, что верит графу на слово. Это нарушение судебной процедуры состоялось, чтобы потом можно было поставить под сомнение речь графа, в отличие от Дулишкевича, который присягнул перед крестом и Евангелием. Сохранились свидетельства очевидца о том, как славный исповедник выглядел и вел себя в суде. Эти драгоценные слова о святом, совершающем подвиг ради Христа и ближних, мы приводим полностью: «Все подсудимые – в бараньих накладках шерстью вверх. Из этой массы пятном выделяется черная фигура отца Алексее Кабалюка. Он в длинном черном пальто. Серебряный крест суд ему велел снять, и он без креста. Отец Алексей Кабалюк производит чрезвычайно симпатичное впечатление. Глубоко запавшие голубые глаза дышат покорностью судьбе. Высокий открытый лоб. Гладко зачесанные прямые волосы. Длинная „русская“ борода 15 . Добрая ласковая улыбка не сходит с лица отца Алексия. Своим примером терпеливой покорности он ободряет подсудимых. Всматриваешься в исхудалое лицо этого мученика за веру, человека „не от мира сего“ в полном смысле слова, и начинаешь понимать, почему он производит на крестьян-угроруссов такое обаятельное впечатление. Они слепо повиновались отцу Алексею, беспрекословно готовы были выполнить всякий его завет». Перед оглашением приговора преподобному Алексию дали сказать последнее слово. Как раньше святой спокойно сидел на суде, скрестив руки, так и теперь, встав, спокойно произнес: «Где говорят правду, там святое место, как храм. И сие место более святее храма, потому что здесь произносят правду, здесь происходит вероисповедальный процесс, здесь верующие и я, священник. И здесь, в этом храме, я присягаю, что я не виноват. Все, что мы делали, делали ради нашей веры, и потому в этом деле последний суд скажет Иисус Христос...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В притворе стоял желающий воссоединения Александр Иванович Кабалюк, с благоговением сложив на груди крестообразно руки. Отец архимандрит, знаменав себя с благоговением крестным знамением, обратился к нему, громко и с чувством вопрошая: „Хощеши ли отрещися от погрешений и неправостей римско-латинского исповедония?“ Воссоединенный твердо отвечал: „Хощу“. „Хощеши ли приити в соединение веры православно-кафолическия?“ Ответ: „Хощу“. Архимандрит, благословив его, произнес: „Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь“. И, возложив руку на преклоненную главу его, иеродиакону рекшу: „Господу помолимся“, и клиру: „Господи, помилуй“, прочитал молитву сию: „Господи Боже истины, призри на раба Твоего Александра 3 , ищущего прибегнути ко Святой Твоей Православной Церкви и под кровом ее сохранитися. Обрати его от заблуждения прежнего пути его ко истинней, яже в Тя вере, и подаждь ему благодать, еже ходити в заповедех Твоих. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну и уши Твои, еже слышати глас моления его, и тако да сопричтется ко избранному Твоему стаду. Тя бо поют вся вся Силы небесные, и Твоя есть слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь“. После этой молитвы отец архимандрит продолжал вопрошал приемлемого: „Отрицаешися ли: от неправого учения, аки бы для изображения догмата о исхождении Святого Духа не довлеет Самого Христа Спасителя изречете: Иже от Отца исходите, и аки бы потребно к сему слову Христову прибавлена: и от Сына?“. Ответ: „Отрицаюсь“. „Отрицаешися ли от неправого мнения, аки бы не довлеет исповедовати главою Вселенския Церкви Господа нашего Иисуса Христа, и аки бы глава всее Церкве есть римский епископ?“ Ответ: „Отрицаюся“. „Отрицаешися ли от неправого мнения, аки бы святии Апостоли неравную власть духовную получиша от Господа нашего Иисуса Христа, но князем их бяше святый Апостол Петр, и аки бы един римский епископ есть преемник его, и аки бы не суть равни римскому епископу преемницы апостольстии, епископи: Иерусалимский, Антюхииский, Александршский и друзии?“

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Граф Бобринский, владыки Евлогий и Антоний очень переживали и беспокоились о том, чтобы Александр Кабалюк получил в сжатые сроки столь необходимое ему духовное образование как можно в более полном обеме. По их указанию настоятель монастыря архимандрит Серафим позаботился о том, чтобы Божьего избранника обучал самый грамотный брат в монастыре, окончивший духовную академию. Особенно глубоко его обучали богословским наукам, так как он должен был обличать все неправды еретиков-папистов и открывать верным глубочайшую истину Православия. Впитывал знания он стремительно, понимая, что каждый день, каждый час его народ страдает под игом и молит Бога об утешении Таинствами Православной Церкви. В кратчайшие сроки святой постигает богословие и всё необходимое для священника, чувствуя многие святые благословения и пламенные молитвы за него родного народа. Он живет в строжайшем уединении, весь сосредоточившись на духовной жизни и обучении, но не в изоляции от духовной жизни края. Здесь многие века страдал православный народ под польским игом – и продолжал страдать, ибо после присоединения к России край остался в административном управлении польской шляхты. Та презрительно называла измученный православный народ «хлоп (холоп) и поп» – польские дворяне смеялись над нищим, бесправным крестьянством и таким же нищим и бесправным православным духовенством. Уния была здесь упразднена только в 1885 году, а не в 1830-м, как на всей остальной территории Империи. Много лет епископ Холмский Евлогий, печальник Холмской Руси, пробивал через Государственную Думу законопроект о выделении края из Польши в новую российскую губернию, что произошло только в 1914 году. Эта самоотверженная борьба владыки Евлогия еще больше вдохновляла Александра на борьбу. Благодаря митрополиту Евлогию, боровшемуся за это в течение нескольких лет (ему даже пришлось ради этого стать членом Государственной Думы!), основная часть Холмской Руси в 1912 году была выделена из состава Царства Польского, образовав новую Холмскую губернию. Таким образом, впервые за многие века власть польской шляхты была ослаблена. Прежде же, пользуясь тем, что русины здесь находились в составе Царства Польского и вынуждены были подчиняться польской администрации, католики страшно давили на народ. После же падения Российской империи и основания независимой Польши это давление настолько усилилось, что к началу Второй мировой превратилось в настоящую войну с Православием, когда были взорваны многие десятки храмов, чтобы стереть с лица земли даже саму память о Православной Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Два месяца в Палестине, пребывание на Святой Горе Афонской наполнили душу незабвенными благодатными впечатлениями и переживаниями, а присоединение к Православию и благословение чудотворным образом Божьей Матери просто перевернули душу – теперь только Александр ступил твердой ногою на путь святости и даже малейшая тень сомнения отошла от него навсегда. Эту великую Божью милость он принял уже в смирившуюся перед Богом душу, и потому сохранил святое благословение на всю жизнь. Теперь и на родине к нему уже будут относиться по-иному. Теперь уже многим станет понятно, что, несмотря на то что Александр не происходил ни из Изы, ни из Великих Лучек, а из униатской глуши, несмотря на то что он грешил в юности, – именно ему, а никому иному, Бог и Пресвятая Богородица дали Свое благословение для страждущей Горней Руси и, скорее всего, именно он и предназначен свыше стать первым карпаторусским православным священником в родном краю в эпоху великого возрождения Православия. Встреча его православными в родном краю была радостной и торжественной, как никогда ранее. Он принес не просто святыню – он принес с собой покровительство Божьей Матери для страждущего края. Это было выше всяких ожиданий! И вернулся он торжественно присоединенным к Православию на самой Святой Горе Афонской, после двухмесячного паломничества, на Святой Земле! Это был знак свыше о полном прощении – как раньше из-за грешной своей жизни он попал на Пасху в ад, так теперь, после подвижничества и проповеди истинного христианства в своем народе, он встретил Пасху у Гроба Господня на Святой Земле. Великой благодарностью Христу и Пречистой Богородице была постоянно исполнена его душа. Теперь и новая проповедь святого по родному краю шла с особым успехом. Со святой иконой Божьей Матери «Акафистной-Предвозвестительницей» он не расставался, и Божья Матерь хранила его. Этот 1908 год окончился для святого великим духовным торжеством у себя на родине, но время шло, а священника все не было. В следующем, 1909 году состоялся очередной собор православных общин края, и было решено опять послать Александра Кабалюка в Россию, чтобы все было уже ясно окончательно. Теперь православные общины, даже Изы и Великих Лучек, были уже не против, чтобы Александр Кабалюк, благословенный Богом, стал, после долгих лет господства унии, первым православным священником в крае. Со своей стороны и Александр уже целиком полагался на волю Божью и не считал себя вправе решать этот вопрос самостоятельно, а лишь по соборному решению православных. Он поехал в Россию ранней весной один, без спутника, провожаемый с великим доверием и надеждой. Он обещал возвратиться как можно скорее, как только вопрос выяснится, и сразу же отчитаться перед православным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеромонах Алексий (Кабалюк) был осужден на четыре года и шесть месяцев тюрьмы и 100 крон штрафа; Николай Сабов – на три года и 400 крон штрафа; Дмитрий Петровций – на два года и шесть месяцев и 200 крон штрафа; Илья Пирчак – на два года и шесть месяцев и 300 крон штрафа; Михаил Палканинец – на два года и три месяца и 100 крон штрафа; Степан Кеминь – на два года и 200 крон штрафа; Степан Вакаров, Дмитрий Попович – на два года и 300 крон штрафа; Кирилл Прокоп – на год и восемь месяцев и 300 крон штрафа; Юрий Воробчук – на год и шесть месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Чопик – на год и четыре месяца и 100 крон штрафа; Федор Мускур, Михаил Росоха, Василий Куцина, Георгий Варга – на год и 100 крон штрафа каждый; Юрий Угаль, Иван Газий – на десять месяцев и 100 крон штрафа; Дмитрий Рапинец, Юрий Тришинец, Василий Рубиш – на девять месяцев и 100 крон штрафа; Андрей Кеминь, Юрий Симулик, Илья Фейсак – на восемь месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Незбайло – на восемь месяцев и 800 крон штрафа; супруга Федора Фицая, Михаил Думницкий, Иван Думницкий, Михаил Данко, Андрей Брод, Иван Ретий, Мария Сочка – на шесть месяцев тюрьмы и 50 крон штрафа каждый; Иван Балог – на пять месяцев и 50 крон штрафа . Периодические издания о судебном процессе в Мараморош-Сиготе В оценке Мараморош-Сиготского процесса венгерская общественность разделилась на два лагеря: либерально-протестанское направление осуждало процесс, католическо-консервативное его поддерживало. Венгерская оппозиционная газета «Будапешт» по поводу Мараморош-Сиготского процесса писала: «Этот процесс бессмысленный и несправедливый, это кровавая клевета» . Русская газета «Голос Москвы» 21 января 1914 года опубликовала интервью прежнего венгерского министра юстиции Г. Полони, который негативно оценивал судебный процесс: «Доказательства обвинения в основном отсутствуют, подсудимые – бесправные и несчастные люди, доведенные до нищенства. Дело идет не о политической агитации, а о религиозной пропаганде» . По поводу процесса чешский депутат Клофач подал 9 января 1914 года в австрийском парламенте протестующую интерпелляцию.

http://pravoslavie.ru/30790.html

Из Холма был ответ от имени преосвященного Владимира, епископа Белостокского, управляющего Холмской епархией. „Униатов следует принимать третьим чином, то есть чрез покаяние, отречение 2 и Приобщение“. Из Минска сам преосвященный Михаил писал: „Уния установлена для уловления православных в католичество, она переходный мост от Православия в латинство; сначала униатам оставляют все православное, только требуется признание главенства папы римского и подчиненность ему. Но затем униатам постепенно прививают католическую обрядность и догматику, вытесняя православную, и тогда униат мало разнится от католика. Если обращается в Православие униат первого вида, то принимать его следует как почти православного, чрез Таинство покаяния, потребовав отречения от униатского заблуждения. Униатов второго вида я принимал бы в Православную Церковь как приходящих от католичества, по известному чину. Таково мое мнение. При массовом воссоединении униатов с православными в тридцатых и шестидесятых годах в наших пределах от униатов отбиралась подписка о добровольном соединении с православными, затем они шли в Православную Церковь , исповедовались, причащались, и тем акт присоединения оканчивался“. По обсуждении обоих ответов было решено совершить присоединение „по чину приходящих от римско-латинского вероисповедания“. Во время утрени, 8 июля, Александр Кабалюк исповедовался у отца архимандрита Мисаила, как настоятеля и вместе старейшего духовника обители. Разрешительная молитва не была ему прочитана, так как таковая „по чину“ читается, и разрешение, то есть отпущете грехов прежде содеенных, подается при самом окончании чина присоединения, уже по воссоединении с Православною Церковью . Божественную литургию в этот день отец игумен пожелал совершить соборне в Покровском соборном храме. Звон к литургии быль полный, по праздничному. После второго трезвона „во вся“ отец архимандрит Мисаил в полном светло-серебряном облачении и в митре вышел через царские врата из алтаря в притвор. За ним вышли шесть старейших иеромонахов и два иеродиакона, в таких же светло-серебряных облачениях, и два экклесиарха в мантиях с возжженными свечами в подсвечниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много внимания в монастыре уделялось образованию самих монахов. Зимой организовывались для них специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Во время вечернего молитвенного правила читались фрагменты Библии и трудов Отцов Церкви. В свободное время монахи пользовались монастырской читальней. Особый вклад в развитие духовной жизни насельников монастыря внесли несколько монахов, которые в 1913 году прибыли сюда со Святой Горы Афон. Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве. Большую радость, в особенности для прибывавших в монастырь паломников, несли великие монастырские праздники, которые собирали тысячи верующих. Особенно торжественно праздновался день покровителя монастыря – преп. Онуфрия Великого, на который ежегодно приезжал епископ, а также десятки священников с Холмщины, Подляшья и более удаленных местностей. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. 31 августа 1909 года о. Серафим был даже освобожден от обязанностей настоятеля монастыря и назначен миссионером-проповедником всей Холмской епархии. Но 8 декабря решение это было отменено, и архимандрит возвратился на свою прежнюю должность. Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько Яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине. Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк), который 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре принял монашеский постриг с рук самого о. Серафима. Таким образом, Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья. Архимандрит Серафим записывал историю вверенного ему монастыря. Он добился возвращения церковными властями в Варшаве двух ценных документов, которые были ранее вывезены с целью исследования. К сожалению, неизвестно, закончил ли он свою научную работу по истории монастыря. За годы войн рукопись была утрачена.

http://pravoslavie.ru/1860.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010