Священник потребовал, чтобы ему дали возможность ответить на предъявленное обвинение. Через два дня следователь разрешил ему написать объяснительную записку. Отец Иоанн написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю. В монархической церковной организации я не состоял… Ко мне приезжали по церковным делам крестьяне, члены общин и духовенство, и из ближних сел чернички… Никаких бесед организационных, политических я не вел ни с кем». Суда не было, дело опять решила Коллегия ОГПУ. 2 августа 1930 года отцу Иоанну объявили приговор – высшая мера наказания. В десять часов вечера в окрестностях Воронежа он был расстрелян. Вместе с ним были расстреляны еще десять священнослужителей и мирян. «Истинное православие» Разгром «непоминающих» в отдельных областях страны, в том числе в Воронежской области, жертвой которого стал священномученик Иоанн, стал прелюдией к ликвидации их во всесоюзном масштабе. В 1930-31 гг. властями было инспирировано новое дело  — о всесоюзной организации «Истинно-Православная Церковь» (другое название – «Всесоюзный центр Истинное Православие»). В связи с этим лидеров иосифлян со всей страны стали свозить в Москву, в Бутырскую тюрьму. Священник Николай Дулов, давший показания на «буевцев» в Воронеже, в 1930 году был перемещен из Воронежской тюрьмы в Бутырскую, где участвовал в процессе «Всесоюзного центра Истинное Православие». По результатам следствия он был осужден условно, освобожден и в дальнейшем служил в Благовещенском храме села Федосьина Кунцевского района Московской области вплоть до его закрытия в 1941 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. Епископ Козловский Алексий (Буй) был в заключении на Соловках с июня 1929 по февраль 1930 года. Там он был арестован по делу «буевцев» и этапирован в Воронеж. После заключения в воронежской тюрьме (май-июль 1930 года) перемещен в Бутырскую тюрьму. Там в течение года (сентябрь 1930-сентябрь 1931) он проходил по делу «Всесоюзного центра Истинное Православие», был приговорен к 10 годам ИТЛ. Был в заключении в Свирьлаге (с октября 1931), оттуда в 1932 году был доставлен в Воронежскую тюрьму на следствие по второму делу «буевцев».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Возникновение первой организованной и разветвленной катакомбной группировки («даниловской»), претендовавшей на обладание альтернативным Синодом, включавшим в себя значительную группу архиереев (более десяти), произошло в 1923 г. под влиянием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) , бывшего ректора Московской Духовной Академии 770 . Помимо него к возникновению многочисленных катакомбных структур причастны такие видные иерархи Русской Православной Церкви, как митрополиты Иосиф (Петровых) , Кирилл (Смирнов), архиепископ Андрей (Ухтомский), епископы Арсений (Жадановский) , Алексий (Буй), Варфоломей (Ремов) , Серафим (Звездинский) , Афанасий (Сахаров) 771 . Практика тайных священнических рукоположений использовалась и в гораздо более позднее время митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) и митрополитом Ярославским Иоанном (Вендляндом), что было вызвано их опасениями за судьбу Церкви в период «хрущевской» антирелигиозной кампании 772 . Изначальное возникновение тайных православных общин не всегда носило раскольнический характер, а достаточно часто являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях целенаправленного уничтожения религии в советском государстве. При потеплении советской религиозной политики такие группы сразу же официально присоединялись к канонической Церкви. Многие катакомбные общины и священнослужители, в основном последователи митрополита Кирилла (Смирнова), считавшие неканоничным приход митрополита Сергия (Страгородского) к управлению Русской Церковью, встали на путь легализации после кончины последнего и избрания в 1945 г. патриарха Алексия (Симанского). Практически для всех многочисленных катакомбных группировок («ветвей»), не пожелавших воссоединения с канонической Русской Православной Церковью и вставших на путь раскола, было усвоено собирательное название Российской Катакомбной Церкви, общая экклезиологическая позиция которой характеризовалась как резким неприятием принципов взаимоотношений Церкви с государством, высказанных митрополитом Сергием (Страгородским) в его Декларации 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. в храмах Е. м. продолжали совершаться постриги. Последний из известных постригов совершил 16 июля 1928 г. иером. Иувеналий (Булгаков): умиравшая мон. Елена (Похачёва) приняла схиму. До полного закрытия обителью руководили игум. Антония, благочинная София, казначея Гавриила, «уставщица Юлия» (Там же. Л. 21 об.), с 1905 г. духовником был прот. Владимир Кавказский и с 1917 г.- свящ. Исидор Павлов (1890-1943). В 1924 г. игум. Антония и прот. Владимир были арестованы за «незаконные постриги» и отправлены в г. Орёл. 23 июня 1924 г. Орловский суд вынес им условный приговор. Игумения вернулась из Орла «нервноразбитой и совершенно неспособной к управлению в монастыре» (Там же. Л. 94). После 1927 г. территория Центральночернозёмной обл. стала 2-м районом после Ленинградской епархии по распространению иосифлянского движения, где возникло и движение буевцев . С 20 мая 1928 по 7 марта 1929 г. в Ельце проживал викарий Воронежской епархии еп. Алексий (Буй) , к-рого поддерживали мн. сестры Е. м. При Сергиево-Владимирской ц. в Чёрной слободе была создана община буевцев, куда переселились нек-рые инокини. В марте 1929 г. решением президиума и пленума Елецкого городского совета сестры были выселены из келий. 4 марта было возбуждено дело 28 против духовников и насельниц Е. м. (15 чел.): «Лица, являясь руководителями Елецкого женского монастыря, прикрываясь созданной ими же артелью вышивальщиц из монашествующего элемента, вели антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков населения, что выразилось в создании групп в монастыре, проводящих работу по удержанию монастыря от его ликвидации, пострижении монахинь, разлагающему влиянию на детей» (Там же. Л. 1). 31 мая 1929 г. игум. Антония, мон. Маврикия (Лютикова), инокиня Юлия (Ильина), прот. Владимир Кавказский и председатель общины И. Рязанцев были приговорены к 3 годам ссылки в Казахстан (Там же. Л. 246). Дело игум. Антонии было пересмотрено 3 сент., и ее высылку отложили до выздоровления. После окончательного закрытия Е. м. нек-рые сестры переселились в Задонск, где 28 сент. 1929 г. были арестованы по делу задонского архим. Никандра (Стурова; † 1955). Монахини Мария (Нагавкина) и Александра (Бобровская) были осуждены на 5 лет, мон. Елисавете (Бабёнышевой) 5-летний срок в лагере заменили высылкой на 5 лет (Там же. Д. 24975. Л. 263). Впосл., в 1937-1938 гг., по ст. 58-10 УК РСФСР были осуждены еще 25 монахинь на срок от 8 до 10 лет, а мон. Матрона (Сидорова) 22 дек. 1937 г. приговорена к расстрелу (Там же. Д. 22955. Л. 6).

http://pravenc.ru/text/189787.html

В самом названии подвига оттеняется особенное отношение святых юродивых к своим умственным силам. Названия: «юродство Христа ради», «буйство Христа ради» – значит безумие, глупость для Христа. Итак, по самому названию подвиг «юродства» является тем, что некоторые ревнители благочестия становятся безумными из за осуществления в себе заветов Спасителя. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что подвиг «юродства» о Христе в том и состоит, что подвижник делался притворно глупцом и безумным о Христе, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 212 . Что святые юродивые притворно принимали на себя безумие об этом красноречиво говорят выражения житий святых юродивых: святой Симеон «юрода себе во всем творяше»; святой Фома Келесерийский «творяшеся юрод быти» 213 ; святой Исидор «прием юродственное еже Христа ради буйственное житие, якоже мнимо человеки»; святой Аврамий Смоленский «во юродство преложися»; «вси мняху святого Прокопия, яко юрода»; святой Андрей «неистов деяся, несмыслен и недобре глаголющ»; действия его напоминали действия бесноватого, и святого Андрея связывали железными цепями; святая блаженная Исидбра «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна»; святой Симеон пред вступлением на этот подвиг прямо «моляшеся прилежно Богу, яко безумного и несмысленного вси да имут его» и, живя в миру «творяшеся бесен» 214 ; святой Исидор Ростовский «днем яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше», святой Феодор Новгородский, «оставя временное сие и скоротекущее житие, волею во юродство претворися» 215 ; святой Николай Кочанов «нача юродствовати Христа ради 216 «творяшеся неистов и буй» 217 ; святой Михаил Клопский «яко похаб творяшеся 218 ; святой Василий блаженный «похабяся творя»...; святой Николай Псковский «похаб ся творя» 219 . «По смерти родителей своих преподобный Георгий нача похабствовати, буйное и юродственное проходя житие, по апостолу Христа ради 220 . Ходя преподобный по лесам, в непроходимых местах, удаляшеся от человек, творя видимым яко юрод вменяшеся 221 . Егда же начинаху людие имети св. Симеона яко свята, он абие нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием 222 , говорится в его житии. После же его смерти, замечает биограф его, современники Симеона познали, «яко юродивый не бе юродивый, но премудрший бяше паче всех мудрецов века сего, и мнимый быти грешник, праведен и преподобен, образом юродства и грешничества покрываяй свое богомудрое и богоугодное житие пред человеки» 223 . Святой Андрей «в день аки неистов творяшеся, в нощи же беспрестанно моляшеся Богу и святой Анастасии» 224 . Святой Исидор Твердислов «в день яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1889 г., 10 сентября – хиротонисан во епископа Киренского в Иркутском Вознесенском монастыре.1893–1897 гг. – епископ Тобольский и Сибирский. 1897 г. – епископ Рижский и Митавский. 1904 г. – архиепископ. 1910–1913 гг. – архиепископ Виленский и Литовский. 1913–1928 гг. – архиепископ, затем митрополит Ярославский и Ростовский. 1917 г., 28 ноября (11 декабря) – указом Святейшего Патриарха Тихона возведён в сан митрополита. 1917–1918 гг. – член Предсоборного присутствия, член Собора Российской Православной Церкви. 1917 г. – член Высшего Церковного Управления при Патриархе Тихоне и Св. Синоде. 1922 г., 3(16) мая – Патриарх Тихон передаёт митрополиту Агафангелу грамоту: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора». 1922 г., 5(18) июня – Послание Патриаршего Заместителя митрополита Ярославского Агафангела о вступлении во временное управление Православной Русской Церковью (практически не осуществилось из-за ареста самого митрополита Агафангела). По завещанию Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) – второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. 1922–1926 гг. – ссылка в Нарымский край. 1926 г. – сделал попытку воспринять Местоблюстительство, но ради мира церковного отказался от своих прав. 1928 г., 24 января (6 февраля) – отмежевался от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] вместе с группой архиереев («ярославская оппозиция»). 1928 г., июнь – вернулся в общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским]. 1928 г. 16 октября – скончался в Ярославле. Погребён на городском Леонтьевском кладбище. АЛЕКСИЙ (Буй Алексей Васильевич), епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. 1892 г. – родился в п. Киншевском Томской губ., в семье крестьян. 1923 г., 19 декабря – хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Еще одним важным центром оппозиции стало Центральное Черноземье. Ее лидером здесь стал епископ Козловский Алексий (Буй), временно управлявший Воронежской епархией. По его имени местная оппозиция стала именоваться “буевской”. Мощным оппозиционным движением было охвачено практически все Поволжье. В Кировской области возникла и получила широкое распространение “викторовская” (или “викториан­ская”) оппозиция, которую воглавил епископ Ижевский Виктор (Островидов). Оппозиционеры центрального Поволжья находились под духовным руководством епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, поддерживавшего тесную связь с епископом Виктором (Островидовым) и его паствой. Последователи епископа Нектария оставались здесь и в 40-е гг. и были известны под именем “нектарцев”. Несколько особняком по отношению к упомянутым группам поволжской оппозиции стояла Уфимская епархия, также заявившая о своем церковном самоуправлении. Оппозиционные епархии существовали короткое время и на востоке Украины (Харьковская и Сумская епархии), в Самаре и Ярославле. В Киеве, Москве, Одессе и других крупных городах не было оппозиционных епархий, но здесь были оппозиционные приходы, группировавшиеся вокруг авторитетных и ярких священников, примкнувших к оппозиции: например, протоиереев Валентина Свенцицкого и Сергия Голощапова в Москве или отца Анатолия Жураковского в Киеве и др. Вообще роль епископов и авторитетных пастырей в формировании оппозиции была ключевой. Недаром мощные оппозиционные движения возникли и продолжали существовать в 40-е гг. как раз на месте бывших оппозиционных епархий. Характерный пример важной роли епископата можно найти в церковной истории Самарской епархии. Первоначально, в самом начале 1928 г. епархия, возглавляемая оппозиционным епископом Сергием (Никольским), практически полностью ушла в оппозицию. В самой Самаре только два из более чем десяти приходов оставались лояльны митрополиту Сергию. Однако после того, как епархию возглавил убежденный сторонник его линии архиепископ Александр (Трапицын), во всей Самарской епархии к концу 1928 г. осталось лишь четыре “непоминающих” прихода 8 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Здесь архиепископ признается в том, что как сто дней «побывавший во власти», когда в конце 1926– январе 1927 г. исполнял должность Заместителя Местоблюстителя, поскольку митрополит Сергий в четвертый раз оказался в тюрьме , он знал, что издать «новую декларацию», т. е. попробовать согласовать с Е. А. Тучковым другие формулировки, не представлялось возможным. 17 февраля 1928 г. архиепископ Серафим был арестован и выслан в Буйничский Свято-Духов монастырь Могилевской губернии, а 11 апреля 1928 г. уволен от управления Угличским викариатством с временным запрещением в священнослужении в Ярославской и Московской епархиях. Два других викария, подписавшие акт отмежевания, также подверглись прещениям. 10-м февраля 1928 г. датируется письмо митрополита Сергия митрополиту Ярославскому Агафангелу: «Прошу Вас: останьтесь с нами и не берите на свою ответственность столь тяжкого дела, как разрыв общения без достаточных к тому оснований» . Вскоре в Ярославль была направлена делегация , после беседы с которой митрополит Агафангел примирился с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, однако документы следственных дел свидетельствуют, что «примирение архиепископа Серафима если и состоялось, то лишь на очень краткое время. Для него наступил тяжелейший период сомнений и раздумий» . А далее, 20 января 1929 г., архиепископ выпустил уже целое «Послание ко всей Церкви», которое было распространено среди ревнителей и в том же году опубликовано в Белграде. Впервые в России документ с сопроводительной статьей об истории его появления опубликовала О. Е. Косик . В послании архиепископ Серафим отказывался признавать власть митрополита Сергия и призывал следовать своему посланию 1926 г. о решении церковных дел на местах автономно, обращаясь в крайней нужде к митрополиту Иосифу. Он утверждал незаконность и неканоничность наложенных митрополитом Сергием прещений и обличал его в грехе увлечения «малодушных и немощных братий наших в новообновленчество» . Факты говорят о том, что внимание на Послание и его авторов ОГПУ обратило, так как в феврале– марте 1929 г. были арестованы архиепископ Серафим (приговорен к пяти годам лагеря) и распространявшие Послание епископ Воронежский Алексий (Буй) и М. А. Новоселов. В то же время, как далее пишет историк, близкие архиепископу Серафиму церковные деятели – Казанский митрополит Кирилл, архимандрит Неофит (Осипов), с которыми архиепископ ранее всегда советовался, не поддержали Послание молодого архиепископа и сочли, что оно принесло больше вреда, чем пользы, усугубив разделение. На допросе митрополит Иосиф говорил, что знает, «что Серафим, под впечатлением Новоселова , подготавливал какой-то протест против Декларации митрополита Сергия», но какой точно – ему неизвестно, а сам архиепископ Серафим, «написав воззвание, долго колебался, стоит ли его выпускать» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Витебская Основана 05.08.1839. Упразднена в 1935 г. В 1942–1944 гг. возобновлена в пределах Белорусской временной автономии. Упразднена в 1959 г. Возобновлена 29.05(11.06)1992 (выделена из Полоцкой епархии). Именовалась: с 17.04.1840 – Полоцкая и Витебская; с 07.07.1840 – Витебская и Полоцкая; Полоцкая и Витебская, паки (с пребыванием иерарха в Витебске (Иерархия Российской Православной Церкви (см. Список конца 1918 года с собственноручной правкой Святителя Тихона: Приложение С. ). с 29.05(11.06)1992 – Витебская и Оршанская. 07.07.1840 27.03.1866 16.06.1866 07.12.1874 07.12.1874 06.03.1882 Викторин Любимов 06.03.1882 25.02.1889 14.03.1889 03.09.1893 Антонин Державин 03.09.1893 27.07.1899 20.08.1899 04.06.1902 Сщмч. Тихон Никаноров 04.06.1902 25.07.1911 Серафим Мещеряков 25.07.1911 08.03.1913 Никодим Боков 08.03.1913 11.07.1914 Владимир II Путята 03.11.1913 18.12.1913 11.07.1914 10.01.1915 Иннокентий Ястребов 10.01.1915 12.07.1917 09.1917 06(19)03.1918 Иннокентий Ястребов, паки в/у Пантелеимон Рожновский, паки 06(19).03.1918 09(22)04.1918 Серафим II Александров 09.1918 1926 (?) 02(15)03.1923 Алексий II Буй (?) 01(14)10.1926 28.11(10.12)1927 Сщмч. Павлин Крошечкин 12.1927 31.01(13.02)1932 31.01(13.02)1933 14(27)07.1935 Тихон II Русинов 23.02(08.03)1942 07.1944 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 14(27)07.1992 Витебская, обн. Основана 08.1922. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Витебская, Полоцкая, Полоцко-Витебская. Викарные кафедры: Велижская, Дриссенская. 28.08(10.09)1922 03.1923 01(14)01.1923 07(20)10.1926 07(20)10.1926 06(19)11.1928 06(19)12.1929 21.12.1931(03.01.1932) 20.10(02.11)1932 25.02(10.03)1933 03.1933 09.1937 701 Бывший униатский епископ Оршанский; один из ближайших сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения Западнорусских униатов, в 1839 году. Архиепископ с 5.04.1841. Вторая дата – увольнение с определением присутствующим в Св. Синоде. Скончался 26.01.1876. 702 По ACT. Т. 3. С. 367 и ММЛ РПИ, дата его назначения из Можайска в Витебск указывается иная: 17.06.1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в го­роде Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приход­ской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября 1904 года в Ипатьевском монастыре он был рукоположен во диакона к Ни­кольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда ; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукопо­лагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, – сказал он, – го­сподствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священ­ноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно до­пускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. Что, например, гнуснее плотских грехов, осквер­няющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прослав­ляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских гре­хов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слы­шать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, пре­подавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для пропо­ведников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго тер­пел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попу­скает на нас беды и напасти...»

http://fond.ru/kalendar/536/aleksiy/

Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпада против него со стороны григорьевцев и «непоминающих», которые критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства высшего управления через созыв Собора. Ревнуя о церковной дисциплине, противодействуя анархическому разложению, Синод еще 16 апреля 1929 года вынес постановление, в котором митрополит Иосиф (Петровых), епископ Димитрий (Любимов) и епископ Алексий (Буй), как запрещенные в священнослужении, приравнивались к обновленцам и григорианам. Часть архиереев, находившихся на покое, не присоединяясь к митрополиту Иосифу, заявившему о своем отделении от митрополита Сергия, продолжала воздерживаться от поминовения имени Заместителя Местоблюстителя за богослужениями, которые они совершали архиерейским чином в монастырских и приходских храмах, в своих домовых церквях. Самыми видными в этой группе иерархов были митрополит Кирилл (Смирнов) и настоятель Даниловского монастыря бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Феодор (Поздеевский). Свою позицию митрополит Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и митрополит Сергий. Митрополит Кирилл писал: «Никакой Заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает... Заместитель назначается для управления текущими делами..., коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». «...До тех пор, - продолжает он, - пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению... Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010