К 1927 г. обновленцы уже в течение пяти лет боролись с патриаршей «черносотенной» Церковью , захватывая храмы. Выход Декларации митрополита Сергия стал для них существенным ударом – и григориане, и обновленцы в Ленинграде пришли в негодование, угрожая продолжением захвата храмов, хотя их храмы стояли полупустыми. После выхода Декларации власти сократили им финансовую поддержку. К легализации митрополит не рвался, долго тянул и только призвал «попридержаться» осуждением до выяснения «плодов этого» . Однако протесты от «своих» не замедлили последовать, и первый из них был заявлен в сентябре 1927 г. Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . Через два года после легализации «инакомыслящие» уже образовали некое «особое общество», о чем митрополит Сергий писал митрополиту Кириллу (Смирнову):«Они признают нашу, возглавляемую мною Церковь “царством антихриста”, наши храмы — “вертепами сатаны”, а нас — его служителями, Св[ятое] Причастие — “пищею бесовскою”; оплевывают наши святыни… Для признающих благодатность нашей Церкви должно быть ясно, что все эти хулы и оплевания падают ни на кого другого, а на самую Св. Церковь Христову и на ее Божественные таинства. Это даже уже не раскол, а прямо хула на Духа Святого, грех и смерть, лишающий хульника надежды вечного спасения… Заметьте, что эту хулу изрыгают не только какие-нибудь “чернички”, “всегда учащиеся и николиже в разум истины прийти могущие” (2 Тим. 3:7), а сами их вожди, например, епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй), Виктор (Островидов), Иерофей (Афоник). После таких хулений неудивительно, что эти люди в отношении к нашей Церкви не стесняют себя никакими канонами и правилами. Их архиереи простирают свои иерархические действия далеко за пределы своих епископий; посылают в чужие епархии послания, своих ставленников, даже епископов (Серпухов), не замечая присутствия канонических архиереев. Одним словом, это не просто ропщущие на церковный порядок люди, это уже соорганизовавшееся в своем отделении от Церкви особое общество, в полном смысле “церковь лукавнующих”. Справедливо поэтому вожди этого общества преданы суду и подвергнуты запрещению, и все молящиеся с ними и последующие им подлежат отлучению. Между тем с этой церковью лукавнующих Вы состоите в общении: готовы одобрять и поддерживать самые непозволительные по канонам действия самочинников» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Сортавала, 1993, стр. 251. 144  Известные в Самиздате и опубликованные «Письма к друзьям» (20 писем) имеют искажения и лакуны. Всего этих писем было около 20 (см. 2МН. П. 1). 145  Сообщение о. Петра Первушина (2НА. П. 3, стр. 659–651). Поставление хотя и было тайным, но сведения о нём просочились даже в эмиграцию. См.: Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. стр. 121–122: «Новосёлов стал епископом и погиб в период репрессий». 149  Движение «непоминающих», то есть не поминающих митр. Сергия во время богослужения, было неоднородно. Крайней оппозицией «сергианцам» были «даниловцы» и «андреевцы». 150  Когда к 1923 г. обновленцы контролировали Петроград почти полностью, только «андреевцы» смогли поставить туда своего епископа, а 19 ноября 1923 г. насельник Данилова монастыря архим. Григорий (Лебедев) был поставлен во еп. Шлиссельбургского, и 30 декабря 1925 г. постриженный в Даниловом монастыре Димитрий (Любимов) стал еп. Гдовским. Возглавлял «иосифлян» митр. Иосиф (Петровых) , Среди «иосифлян» были архиереи: еп. Гдовский Димитрий (Любимов), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), еп. Копорский Сергий (Дружинин), еп. Никольский Иерофей (Афоник), еп. Каргопольский Василий (Дохтуров), еп. Воронежский Алексий (Буй), еп. Ижевский Стефан (Бех), еп. Серпуховский Максим (Жижленко), еп. Бугурусланский Стефан (Расторгуев), еп. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , еп. Ростовский Евгений (Кобранов), еп. Ингерманландский Роман (Руперт), еп. Донской Иннокентий (Донской), еп. Вытегорский Модест (Васильков) и ещё 26 архиереев. 154  Депутация была у митр. Сергия около ноября-декабря 1927 г. Тогда, не без участия Новосёлова, в Патриархии разразился скандал. См. «Отчёт депутации» (2НА. П. 3, стр. 662–673). 162  Полное название учебного заведения звучало так: «Богословские курсы 3-х ступеней». Они имели богатое преемство: «Новосёловский кружок», Даниловская академия, нелегальная СПб Д.А., которую патронировал схиеп. Макарий (Васильев, † 1944 г.) и где преподавали о. Феодор Андреев, С.А. Аскольдов и др. К 1960 г. форма Курсов изменилась. До 1960-х гг. ими руководил игумен Сергий (Гумилевский), а после его смерти в 1965 г. А.С. барон фон дер Шульц († 1982) стал старостой общины. По существу, долгое время курсы были пастырские («повышение квалификации»). С 1961 трёхступенчатая форма содержала в себе возможность подросткам с 12 лет (1 ступень) знакомиться с основами вероучения. Преподаватели приезжали из разных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Возникновение первой организованной и разветвлённой катакомбной группировки («даниловской»), претендовавшей на обладание альтернативным Синодом, включавшим в себя значительную группу архиереев (более десяти), произошло в 1923 году под влиянием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) , бывшего ректора Московской Духовной Академии. Помимо него к возникновению многочисленных катакомбных структур причастны такие видные иерархи Русской Православной Церкви, как митрополиты Иосиф (Петровых) , Кирилл (Смирнов), архиепископ Андрей (Ухтомский), епископы Арсений (Жадановский) , Алексий (Буй), Варфоломей (Ремов) , Серафим (Звездинский) , Афанасий (Сахаров) 720 . Первоначально формирование нелегальных приходских общин не всегда носило раскольнический характер, а достаточно часто являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях целенаправленного уничтожения религии в советском государстве. При потеплении советской религиозной политики такие группы сразу же официально присоединялись к канонической Церкви. Многие катакомбные общины и священнослужители, считавшие неканоничным приход митрополита Сергия (Страгородского) к управлению Русской Церковью, стали на путь легализации после кончины последнего и избрания в 1945 году патриарха Алексия I (Симанского) 721 . Практически для всех многочисленных катакомбных группировок («ветвей»), не пожелавших воссоединения с канонической Русской Православной Церковью и уклонившихся в раскол, было усвоено собирательное название «Российской православной катакомбной церкви» (РПКЦ). Общая экклезиологическая позиция РПКЦ характеризовалась как резким неприятием принципов взаимоотношений Церкви с государством, высказанных митрополитом Сергием (Страгородским) в его Декларации 1927 года («сергианство»), так и последовательным отрицанием полноты благодатной жизни в Московском Патриархате. В условиях же религиозной свободы, сложившихся после падения в 1991 году коммунистического режима и образования ряда независимых государств, весьма неоднородное катакомбное движение не только отказалось от идеи интеграции в уже независимую от внешних условий Русскую Православную Церковь , но и продолжило своё изолированное существование, движимое пафосом создания альтернативы «канонической церкви». Более того, целый ряд «катакомбных» юрисдикций в поиске выхода из собственной самоизоляции вступил в диалог с зарубежными псевдоцерковными образованиями. Не последнюю роль в новейшей истории Российской православной катакомбной церкви сыграло греческое старостильничество. V.3.1.1. История диалога «серафимо-геннадиевской» («тихоновской» «секачевской») ветви Российской катакомбной церкви и «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остались непримирёнными – два Петроградских викарных, викарный Вятский епископ Виктор [Островидов], управлявший Воронежской епархией епископ Алексий [Буй] с частью паствы г. Воронежа и возглавитель этого церковного откола митрополита Иосиф, доселе почему-то называющий себя митрополитом Ленинградским, хотя там уже есть возглавитель епархии митрополит Серафим [Чичагов], объединивший епархию. Было [бы] более последовательным, если бы митрополит Иосиф, пребывая в неповиновении Заместителю и Синоду, сложил с себя сан митрополита и отказался бы от Петроградской епархии, полученной от неканоничных митрополита Сергия и Синода; удерживая то и другое, он сам себя обвиняет в церковной смуте. Где же те «широкие круги мирян», о которых говорили ярославские иерархи, для успокоения совести которых они решили отколоться от канонического церковного центра? До смерти митрополита Агафангела была одна не отколовшаяся, а отколотая ярославскими иерархами ярославская паства, но и та в огромной своей массе примирённо участвовала в совершенном членом Синода погребении митрополита Агафангела, а ныне спокойно управляется тем же иерархом, архиепископом Павлом [Борисовским; с 1932 г. – митрополитом. – Сост.]. После всего сказанного странным представляется послание архиепископа Серафима, если только оно не подложное. Если первое его. вероятно, открытое письмо к митрополиту Сергию подкупало своей искренностью и новым для заграницы содержанием, то это послание носит один только агитационный характер. По какому праву он обращается с посланием ко всей Церкви? По праву иерарха Церкви? Если это право есть, то следовало бы и подписаться под посланием только «архиепископ Серафим», а если как «бывший Заместитель», то, очевидно, для придания большей силы в народе своему «посланию»; в действительности же эта подпись только обессиливает самое послание и его составителя, ибо если он только «бывший Заместитель», а Церковь – не в анархии, о чем свидетельствует действительность, то, значит, есть налицо канонический Заместитель, которому с послушанием подчиняются иерархи, пастыри и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И потому якобы ни о каком общении между ними не могло быть и речи. До 1937 года митрополит Кирилл напрямую с иосифлянами связан не был. Пребывая постоянно в тюрьмах и ссылках с 1920 года, он был удален от всех церковных событий и их участников. В Питере митрополит переписывался, по-видимому, лишь со своей свояченицей А. Н. Азиатской, вдовой священника. Однако, как показал на следствии настоятель храма Воскресения на крови протоиерей Василий Верюжский , «содержание писем к ней митр(ополита) Кирилла делалось известным и нам», так что через нее же стала известна иосифлянам и копия обращения владыки Кирилла к митрополиту Сергию 380 , и письмо митрополита Кирилла, активно распространяемое среди иосифлян и впоследствии изъятое при обысках с приобщением к материалам группового дела 1930–1931 годов 381 . За свое сочувствие иосифлянам 382 владыка Кирилл получил суровый выговор от митрополита Сергия, называвшего отделившихся от него «церковью лукавнующих» и вменявшего общение с ними в тяжкое преступление. В своем письме митрополиту Кириллу от 5 сентября 1929 года митрополит Сергий писал о «хулах», которые возводят отделившиеся от него, объявляющие безблагодатными сергианские храмы и их служителей: «Это даже уже не раскол, а прямо хула на Духа Святого, грех и смерть, лишающий хульника надежды вечного спасения. И только беспросветная темнота одних и потеря духовного равновесия другими из хулителей дают христианской любви некоторую смелость верить, что грозное изречение Господа ( Мф. 12, 31 ) не будет применяться к этим несчастным со всей строгостью. Заметьте, что эту хулу изрыгают не только какие-нибудь «чернички», «всегда учащиеся и николиже в разум истины приити могущие» ( 2Тим. 3, 7 ), а сами их вожди (например, епископ Димитрий Любимов, Алексий Буй, Виктор Островидов, Иерофей Афоник)» 383 . Митрополит Кирилл удивился этим «хулам», о которых узнал впервые, и, усомнившись в самом факте их произнесения, ответил митрополиту Сергию: «Если хулы такие действительно кем-нибудь произносятся, то они плод личного темперамента говорящих, плод – скажу Вашими словами – «беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия другими».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

К тому времени преосвященный Димитрий лишился своего лучшего советника, помощника и секретаря, протоиерея Феодора Андреева, который скончался 23 мая 1929 года 306 . По свидетельству владыки Димитрия, после отца Феодора Андреева у него не было постоянного секретаря. Скоропостижная кончина отца Феодора была в полном смысле невосполнима, и никто в полной мере не мог его заменить несмотря на то, что около владыки оставались другие достойнейшие помощники из петроградских клириков и мирян. Осенью 1929 года конфликт среди петроградских иосифлян был разрешен. В конце сентября или начале октября архиепископ Димитрий у себя на квартире собрал духовенство и членов президиума «двадцатки» храма Воскресения на крови для обсуждения вопроса перерегистрации общины. После прочтения текста закона большинство присутствующих высказались за перерегистрацию, затем владыка Димитрий прочитал письмо митрополита Иосифа, призывающее к прекращению ссор и необходимости примирения членов «двадцатки» с епископом Сергием (Дружининым), которого лишали возможности служить в соборе Воскресения на крови некоторые члены «двадцатки» 307 . О прекращении конфликтов говорил и протоиерей Иоанн Никитин, с чем, по-видимому, все были согласны, а также и с прочитанным письмом митрополита Иосифа. Так, желаемое примирение наконец было достигнуто. Прошло чуть больше месяца, и ленинградские чекисты приступили к ликвидации «центра контрреволюционной организации иосифлян» – архиепископ Димитрий, а также многие иосифляне, как его сторонники, так и бывшие «противники», были арестованы. Гонения на иосифлян С самого начала 1928 года оппозиционное митрополиту Сергию духовенство подвергалось преследованиям. Однако аресты не сразу приняли массовый характер. Как уже указывалось, власти на первых порах не препятствовали росту оппозиции и арестовывали лишь отдельных, наиболее «фанатичных» ее представителей. Так, 25 февраля 1928 года в Стрельне был арестован упомянутый в сводке донесений протоиерей Измаил Рождественский; в апреле в Вятской епархии был арестован и отправлен в Соловецкий концлагерь епископ Виктор (Островидов). В мае выслан из Москвы протоиерей Валентин Свенцицкий , из Воронежа – епископ Алексий (Буй), а из области – ряд «буевских» священнослужителей. 5 мая 1928 года при аресте под Никольском был смертельно ранен чекистами епископ Иерофей (Афонин) – владыка скончался в тюремной больнице Великого Устюга.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Как уже указывалось, первые массовые аресты начались в 1929 году. В 1930–1931 годах они продолжались; власти методично расправлялись с оппозицией митрополиту Сергию. По обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности арестовывались десятки священнослужителей и сотни мирян, прервавшие общение с митрополитом Сергием. Все они, по версии следствия, были объединены в единую «контрреволюционную монархическую организацию Истинно-Православная Церковь » и представляли ее «филиалы» на местах; руководящий центр находился в Москве и Ленинграде. Приговоры по делам »филиалов» были жестокими: так, в Воронеже 28 июля 1930 года двенадцать человек были приговорены к расстрелу, среди них и епископ Алексий (Буй) (в отношении него приговор был отменен, так как он был вывезен в Москву и привлечен по новому групповому делу). 30 августа 1930 года прошли массовые аресты духовенства, монашествующих и мирян, не признававших митрополита Сергия, в Казани и области. Епископ Нектарий (Трезвинский) проходил по делу как один из главных руководителей " " филиала» Всесоюзного политического и административного центра контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ в Татарии и Нижегородском крае». В октябре – ноябре 1930 года прошли аресты в Московской и Тверской областях, по делу организации «Истинное Православие» к следствию были привлечены пребывавшие в заключении в Соловецком концлагере епископ Максим (Жижиленко) и священник Александр Кремышенский, привезенные в Москву. 18 февраля 1931 года семнадцать человек было приговорено к расстрелу, среди них епископ Максим и отец Александр. В декабре 1930 года – новая волна массовых арестов в Ленинграде. Среди арестованных – епископы Сергий Дружинин и Василий Докторов, а также множество иосифлянских клириков и активных мирян. Следствием было выделено несколько групповых дел, только по делу епископа Сергия проходило 76 человек. 18 февраля 1931 года в Ленинграде было арестовано сразу пятьсот человек, среди них более двухсот семидесяти монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Приложение 3. Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. Приложение 3 представляет собой часть каталога епархий, составленного M. Е. Губониным. Каталог является продолжением академического труда Павла Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви» (СПб., 1877 г.). М. Е, Губонин мечтал издать продолжение списков П. Строева, содержащих сведения с начала X1 в. до третьей четверти 19 в., продлив их до 60-х годов XX в., но не успел завершить свой труд. При составлении списка епархий использовались две картотеки: краткая и более полная. К сведениям, взятым из краткой картотеки, добавлены даты (числа по старому и новому стилям) и некоторые назначения епископов на кафедры. Азово-Черноморская (обн.) 237 15(28).04.1929–15(28).09.1929: Вениамин Молчанов 1929–1934: 1934–07(20).10.1937: Пётр Сергеев Азовская 30 .06(13.07).1927–27.10(09.11).1927: Серафим Силичев Аккерманская см. Белгород-Днестровская Аккерманская (обн.) Александр Акмолинская 10(23).02.1913–06(19).11.1914: Мефодий Красноперов 1914–1919: 1919–1922: Гавриил Воеводин 1922–1925: 1925–1925: Алексий Буй 18 .02(03.03).1925–1929: Иоанн Троянский, в. у. 01(14).03.1929–1929: Владимир Горьковский –01(14).05.1932: Иоанникий Чанцев Акмолинская (обн.) 13(26).07.1923–1924; Александр Щербаков 1925–1925: Пётр Добринский, в. у. 1925–13(26).05.1925: Николай Князев 13(26).05.1925–1929: Пётр Добринский 26 .08(08.09).1929–12.1929: Софония Яскевич 1930–1930: Иоанн Симонов 1930–1932: Сергий Волков Аксайская 09(22).05.1910–1919: Гермоген Максимов 1920–1921: Модест Никитин 14(27).06.1921– 03(16).09.1927: Митрофан Гринёв 01(14).10.1923–1923: Захария Лобов – 1928: 27 .04(10.05).1928–27.06(10.07).1928: Серафим Протопопов Аксайская (обн.) 02(15).05.1923–30.01(12.02). 1924: Филипп Власов 1924–1932: 1932–1932: Палладий Бельтюков Актюбинская 17(30).10.1935–09.1936: Александр Раевский 09 .1936–22.08(04.09).1937: Серафим Зборовский Актюбинская (обн.) 1923–1924: Александр Щербаков, в. у. 02(15).03.1925–1926: Анатолий Левицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпады против него со стороны григорьевцев и «непоминающих», которые, критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства высшего управления через созыв Собора. Ревнуя о церковной дисциплине, противодействуя анархическому разложению, Синод еще 16 апреля 1929 г. вынес постановление, в котором митрополит Иосиф (Петровых) , архиепископ Димитрий (Любимов) и епископ Алексий (Буй), как запрещенные в священнослужении, приравнивались к обновленцам и григорианам. Часть архиереев, находившихся на покое, не присоединяясь к митрополиту Иосифу, заявившему о своем отделении от митрополита Сергия, продолжала воздерживаться от поминовения имени заместителя местоблюстителя за богослужениями, которые они совершали иерейским чином в монастырских и приходских храмах, в своих домовых церквах. Самыми видными в этой группе иерархов были митрополит Кирилл (Смирнов) и настоятель Даниловского монастыря бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Феодор (Поздеевский) . Свою позицию священномученик Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и заместитель местоблюстителя. Митрополит Кирилл писал: «Никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает… Заместитель назначается для управления текущими делами… коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». «До тех пор, – продолжает он, – пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению… Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По версии следствия, «буевцы» — то есть, окружение воронежского архиерея епископа Козловского Алексия (Буя),- «под прикрытием религиозной пропаганды»  готовили «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Основными пунктами обвинения «буевцев» были агитация против создания колхозов, антицерковной политики властей и распространение соответствующих воззваний. Епископ Алексий (Буй)_ sobor-voronezh.livejournal.com Исходя из материалов дела, отец Иоанн Стеблин-Каменский осуществлял руководство «буевским» движением в Воронеже – возглавлял тайную коллегию по управлению Воронежским епархиальным центром Истинно-Православной Церкви из пяти человек. Кроме него, членами «коллегии» были названы священники Сергий Гортинский, Евгений Марчевский, Иоанн Житяев и епархиальный духовник архимандрит Игнатий (Бирюков) . Принадлежность Стеблин-Каменского к «буевцам» ОГПУ доказало при помощи своего осведомителя из рядов духовенства. Так, вместе с отцом Иоанном был арестован и вывезен с Соловков священник Николай Дулов – бывший подполковник Генштаба царской армии, помещик и князь, принявший священный сан в 1920 году. Отец Николай, по-видимому, был сломлен пытками и согласился сотрудничать со следствием. Он дал требуемые следователем показания в отношении «антисоветской деятельности» отца Иоанна. Отец Иоанн отрицал близкое знакомство с Дуловым: «Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил…».  Однако следствие к этим показаниям не прислушалось. Так отец Иоанн стал обвиняемым по делу «буевцев». 20 мая 1930 года отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он «распространял церковно-монархические листовки и брошюры, и разного рода антисоветские провокационные слухи; вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР. Имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановлению монархии. В результате вышеизложенного во многих районах Центральной Черноземной области были массовые выступления населения против советской власти и ее мероприятий».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010