Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Сознательно не желая продолжения сновидения, я читала молитву, но снова против воли словно уходила из себя. Когда я уже окончательно проснулась, то ясно поняла, что умираю, и тут всю свою жизнь ощутила как бесцельную, не приготовившую меня к вечности. «Даром, даром прожита жизнь», – твердила я и с горячей молитвой приникла к Царице Небесной, дабы Она испросила мне время на покаяние. «Обещаю жить для Сына Твоего», – вылилось из глубины моего сердца. И в тот же момент словно благодатной росой обдало меня. Жара как не бывало. Я почувствовала легкость, возвращение к жизни. Сквозь ставни, в щели, я увидела звезды, зовущие меня к новой, обновленной жизни… Наутро врач констатировал мое выздоровление. Примечание: Епископ Тихон, бывший Гомельский, погибший в лагерях, которого монахиня Сергия видела всего один раз в жизни, окончательно и твердо убедил ее в том, что митрополит Сергий – законный глава Церкви. Вот почему так бережно, в назидание себе и другим находящимся в расколе, хранила монахиня Сергия воспоминания рясофорной инокини Юлии (Ильиной), бывшей письмоводительницы Елецкого женского монастыря. Приводим текст воспоминаний. «Приблизительно в 1927 году в город Елец прибыл на жительство бывший викарий Воронежской епархии епископ Алексий (Буй), вынужденный оставить свою кафедру ввиду того, что он стал в оппозицию каноническому возглавлению Русской Православной Церкви в лице митрополита Сергия. Как лично, так и через приехавших с ним лиц (иеромонахов) он начал привлекать к себе сестер местного монастыря и мирских, внушая им мысль о неправославии всех тех, кто следует за митрополитом Сергием, подписавшим “декларацию”. Кроме того, епископ Алексий, совершенно не стесняясь канонами, позволил себе вмешиваться в местную церковную жизнь, постригая в монашество многих из своих последовательниц. В то время каноническим Елецким епископом был Преосвященный Василий, викарий Орловской епархии. Преосвященный Василий почти ежедневно служил по церквям города Ельца и в произносимых им проповедях касался и деятельности епископа Алексия (Буя), разъясняя верующим неканоничность и мятежный характер оной.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

В действиях оппозиционеров можно обнаружить разные степени, градацию разрывов с законно поставленным Заместителем Предстоятеля Церкви. Одни архиереи – митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Феодор (Поздеевский) , архиепископ Серафим (Звездинский) и вообще большинство «непоминающих», – отказываясь возносить имя Заместителя за богослужениями, одновременно с этим уходили как архиереи на покой и никаких попыток к образованию параллельных церковных центров не предпринимали; другие же – митрополит Иосиф (Петровых) и несколько его сторонников (иосифляне), епископ Алексий (Буй) – не остановились и перед таким решительным шагом, как попытка объединить вокруг себя всех несогласных с Митрополитом Сергием. Кроме того, митрополит Иосиф и его последователи отрицали благодатность иерархии, находившейся в юрисдикции Митрополита Сергия. Впрочем, некоторым извинением их действий может служить то обстоятельство, что, порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам Митрополит Сергий, Предстоятелем Церкви признавали Митрополита Петра – Местоблюстителя Патриаршего престола. После кончины Митрополита Петра «непоминающие» не признали Главой Церкви, Местоблюстителем Патриаршего престола, Митрополита Сергия, не признали они и законности избрания его Патриархом. Но когда Патриархом избран был Святейший Алексий (Симанский), большинство из оставшихся в живых «правых» оппозиционеров (почти все они погибли в 30-е годы) воссоединились со Священноначалием Русской Церкви. Особенно характерен случай с возвращением в каноническое общение епископа Афанасия (Сахарова) . В оставшихся после того в отделении от Патриархии катакомбных группировках вроде Истинной православной церкви (ИПЦ), Истинно православных христиан (ИПХ) становится сомнительным само сохранение апостольского преемства рукоположений. Между тем приверженцы ИПЦ и ИПХ продолжали подвергаться репрессиям и в послевоенные десятилетия, вплоть до середины 80-х годов. С учетом высказанных здесь соображений о церковных разделениях представляется целесообразным сделать следующие предложения относительно последовательности в изучении подвижнического жития и мученической кончины архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, пострадавших в XX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Не заявляя о разрыве молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием, его имя отказались возносить за богослужением епископы Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), священномученик, канонизованный ныне, тогда – наместник Александро-Невской лавры, и проживашие в Ленинграде архиепископ Гавриил (Воеводин) и епископ Стефан (Бех). И 30 декабря 1927 года последовало постановление митрополита Сергия о запрещении в священнослужении епископов Дмитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Сразу же после этого митрополит Николай (Ярушевич) запретил в священнослужении протоиереев Василия Верюжского , который служил в Спасе-на-крови, и Федора Андреева, который служил в Сергиевском храме на углу Литейного и Сергиевской улицы. То есть было проделано все то, что в резолюции рекомендовал сделать Тучков. И опять мы возвращаемся к вопросу: а имел ли право митрополит Сергий запрещать епископов в священнослужении? Конечно же, нет. Но в свое время он запретил григориан, и большинство епископата это одобрило. И вот теперь он проделал то же самое в отношении других епископов. И здесь уже безусловного одобрения не было. Более того, против митрополита Сергия стали теперь выступать епископы в других епархиях. 27 декабря епископ Глазовский, будущий священномученик, Виктор (Островидов) заявил, что он разрывает каноническое общение с митрополитом Сергием. И сразу же, буквально через день, последовало запрещение и его в священнослужении митрополитом Сергием. Затем последовала целая серия разрывов отношений с Сергием епископов: епископ Козловский Алексий (Буй) в начале 1928 года, епископ Серпуховской Алексий (Готовцев). И опять-таки на них обрушились прещения со стороны митрополита Сергия. Прещения, которые были совершенно неканоничны. Причем обратим внимание: ни митрополит Иосиф, ни епископ Дмитрий (Любимов), они же митрополита Сергия не запрещают в священнослужении. Они просто отказываются признавать его главой русской церковной иерархии. А он их запрещает в священнослужении. На каком основании? Ведь они в равных канонических статусах пребывают, как правящие каноничные архиереи или как викарные архиереи, которых, опять-таки, не в праве даже правящие архиереи запретить в священнослужении, а только Синод. Вы чувствуете, как меняется уже мироощущение самого митрополита Сергия? Если ты выступаешь против него, ты выступаешь против Церкви. Потому что Церковь – это я. Но важно было теперь то, что теперь позицию митрополита Иосифа и его сторонников в Ленинграде стали поддерживать епископы в разных частях страны, в разных епархиях. Причем они не просто разрывали канонические отношения с митрополитом Сергием, они пытались свою позицию обосновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после появления обновленчества Тамбовский еп. Зиновий (Дроздов) и Козловский еп. Павел (Поспелов) пошли на сотрудничество с обновленческим Высшим церковным управлением, но уже в сент. 1922 г. порвали с ним. Обновленческий «епископ Липецкий», временно управляющий Тамбовской обновленческой епархией, Василий Знаменский, прибыв в нояб. 1922 г. в Тамбов, поставил вопрос об образовании в регионе вик-ств в рамках уездных духовных правлений, в т. ч. и вик-ства для Козловского у. Канонической Церкви противостояли обновленческие «Козловские епископы»: Досифей Степанов (1926 - 16 авг. 1927), Христофор Сокольский (23 сент.- 1 нояб. 1927), Сергий Волков (1 нояб. 1927 - 1928), Герман Никольский (4 окт. 1928 - 20 марта 1929), Алексий Щербаков (1929-1930), Димитрий Крылов (1930), Иоасаф Рогозин (1930-1931), Арсений Покровский (1931-1932), Гермоген Лебедев (1933-1935), Григорий Орлов (2 окт. 1935 - 15 апр. 1938). Не позднее 1930 г. Козловское вик-ство было преобразовано в самостоятельную епархию в составе обновленческой Центрально-Чернозёмной митрополии. 4 окт. 1927 г. по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Козловский еп. Вассиан (Пятницкий) был назначен временно управляющим Тамбовской епархией с передачей в его ведение приходов Тамбовского, Козловского, Кирсановского и Борисоглебского уездов. В этот период часть духовенства в регионе не признавала власть митр. Сергия в связи с возникновением в Воронежской и Тамбовской епархиях в 1928 г. движения буевцев , одного из наиболее радикальных течений иосифлян , основателем к-рого стал бывш. Козловский еп. Алексий (Буй), 27 марта 1928 г. запрещенный в священнослужении. В 30-40-х гг. XX в. в Козлове (с 1932 Мичуринск) и ближайших районах власти боролись с «козловским подпольем истинно православных христиан». 9 апр. 1930 г. еп. Вассиан (Пятницкий) был возведен в сан архиепископа (по одним данным, с сохранением титула «Козловский», по др. данным, с титулом «Тамбовский и Козловский»). 18 сент. 1930 г. он был заключен в тюрьму, освобожден 4 февр. 1931 г., вернулся в Козлов, в 1935 г. к Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке. 26 окт. 1935 г. архиеп. Вассиан был вновь арестован. Впосл. кафедра в Мичуринске не замещалась. 26 дек. 2012 г. была образована самостоятельная Мичуринская и Моршанская епархия в составе Тамбовской митрополии .

http://pravenc.ru/text/1841698.html

8 сентября 1928 года в воронежской газете «Коммуна» была опубликована статья «Новодевицкий монастырь – под рабочие квартиры. Церковь – под клуб». В статье говорилось: «Всюду вы­несены резолюции, в которых рабочие всецело присоединяются к требованиям населения поселка и со своей стороны настаивают на скорейшем выселении всех бывших монашек, а также закры­тии церкви в черте поселка и оборудовании в ней клуба или шко­лы. Выступавшие в прениях рабочие выражали удивление по по­воду того, что до сих пор с монашками „церемонились“. Указывалось также на необходимость решительной борьбы с контрреволюционными выходками „черничек“ и их верховода – „отца Иоанна“, ставленника Петра Зверева». В начале 1927 года приходами Воронежской епархии стал управлять епископ Алексий (Буй), назначенный сюда временно исполняющим обязанности Заместителя Местоблюстителя ар­хиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем). 22 янва­ря 1928 года епископ Алексий направил православному клиру и мирянам Воронежской епархии послание, в котором писал: «Бу­дучи волею Божией и благословением Заместителя Патриарше­го Местоблюстителя Серафима, архиепископа Угличского, от 16 (29) февраля 1927 года облечен высокими полномочиями быть стражем Воронежской Церкви с оставлением одновременно и епископом Козловского округа и вполне разделяя мнения и на­строения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Си­нода и деяний их, сохраняя каноническое преемство через Патри­аршего Местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого. Назначенного Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященнейшим Петром, митрополитом Крутицким, от 6 декабря 1925 года третьим кандидатом в Заместителя Патриаршего Место­блюстителя Высокопреосвященнейшего Иосифа [Петровых] избираю своим высшим духовным руководителем». 20 января 1929 года архиепископ Серафим предложил духовен­ству по всем вопросам административного управления обращаться к епархиальным архиереям, то есть в данном случае к епископу Алексию, а при отсутствии их – к митрополиту Иосифу (Петро­вых).

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

В 1921-1928 гг. к существующим Острогожскому и Валуйскому (создано в 1920) вик-ствам добавились Бобровское (1921), Задонское (1922), Калачеевское (1922), Бутурлиновское (1924), Богучарское (1927), Новохопёрское (1922-1927), Россошанское (1928), Павловское (20-е гг.). Во 2-й пол. 1922 г. часть воронежского духовенства во главе с архиеп. Тихоном присоединились к обновленческой «Живой церкви» , основная же масса верующих сплотились вокруг правосл. Острогожского еп. Владимира (Шимковича) , в авг. 1923 г. по благословению Патриарха св. Тихона возглавившего приходы Воронежской епархии. В результате бескомпромиссной борьбы еп. Владимира с обновленцами началось возвращение приходов в каноническую Церковь. В авг. 1925 г. еп. Владимир был возведен в сан митрополита. В нач. 1926 г. Воронежскую кафедру возглавил архиеп. сщмч. Петр (Зверев) . За короткий срок его пребывания на Воронежской кафедре более 500 приходов воссоединились с РПЦ, ок. 700 священнослужителей принесли покаяние. При нем вернулись в РПЦ священнослужители Спасской ц. Воронежа, верующие из с. Белогорье, насельницы Покровского мон-ря, ранее объявившие себя «автокефальной церковью». Еп. Петр неоднократно был арестован, после 15 нояб. 1926 г. находился в заключении. В янв. 1928 г. временно управлявший В. е. Козловский еп. Алексий (Буй) и часть духовенства и верующих присоединились к иосифлянскому расколу (см. ст. Иосиф (Петровых) ). 27 янв. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) еп. Алексий был освобожден от управления епархией и уволен на покой. В февр. 1928 г. временное управление В. е. было поручено вернувшемуся из ссылки Егорьевскому еп. Павлу (Гальковскому) . При еп. Павле и сменившем его в апр. следующего года архиеп. Макарии (Звёздове) число буевцев уменьшилось. В мае 1935 г. был арестован Воронежский архиеп. сщмч. Захария (Лобов) . Затем был арестован Воронежский архиеп. Петр (Соколов) . В 1937 г. такая же участь постигла временно управлявших В. е. Липецкого еп. Александра (Торопова) , и Елецкого и Задонского архиеп. Серафима (Протопопова) и Моршанского еп. Аполлоса (Ржаницына) . В 1937-1943 гг. приходы В. е. подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митр. Сергию.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В 1928 г. прот. Чуфаровский был назначен настоятелем Тихвинского храма в Ярославле, к-рый власти закрыли уже через год. В 1930 г. стал настоятелем ярославского храма в честь Донской иконы Божией Матери. После закрытия Донской ц. в 1931 г. был переведен настоятелем Вознесенской ц. в г. Шуя Ивановской промышленной (ныне Ивановской) обл. В 1932 г. стал настоятелем Введенской ц. в Рыбинске Ивановской промышленной обл. В 1933 г. вернулся в Ярославль и служил настоятелем Иоанно-Богословской ц., с 1934 г.- Леонтиевской кладбищенской ц., с 1936 г.- Феодоровской ц. В 1940 г. назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Тутаеве Ярославской обл., в 1941 г.- кладбищенской Вознесенской ц. в г. Данилове той же области, в 1942 г.- Воскресенской ц. в г. Буй Ярославской (ныне Костромской) обл. В 1943 г. вернулся в Ярославль, служил в Благовещенской ц. Яковлевской слободы города, стал благочинным. В том же году овдовел и вскоре был призван к архиерейскому служению на территории Украины, освобожденной от нем. оккупации. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) 4 мая 1944 г., незадолго до своей кончины, согласовал с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым назначение прот. Чуфаровского управляющим Полтавской епархией. 19 мая того же года он был пострижен в монашество с именем Николай в Москве в Крестовой Патриаршей ц. Дмитровским еп. Иларием (Ильиным). 20 мая наречен во епископа Полтавского и Кременчугского. Хиротонию Н. 21 мая того же года совершили патриарший местоблюститель митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). 23 мая того же года Н. назначен епископом Волынским и Луцким, с 1 июля 1944 г. носил титул епископа Волынского и Ровенского. В состав территории управлявшейся Н. Волынско-Ровенской епархии (см. Луцкая (Волынская) епархия ) с центром в Луцке в то время входили Волынская, Ровенская и сев. часть Тернопольской областей УССР, всего здесь насчитывалось 750 приходов.

http://pravenc.ru/text/2566024.html

В 1927 г. летом, кажется, но точно не помню, приехал в Елец на жительство викарий Воронежской епархии епископ Алексий [Буй], принуждённый оставить Воронежскую епархию по своему отделению от Российской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием [Страгородским]. По полученным тогда о нем сведениям (которые я лично читала), – это была честолюбивая личность с очень темным прошлым и настоящим. Через приезжавших с ним иеромонахов, ходивших в наш монастырь, он приобрёл сначала 4 или 5 почитательниц из числа сестёр, отличавшихся и раньше способностью наставничества, а под его влиянием сделавшихся проповедницами и по домам; одна из них стала прямо фанатичкой, явно спорившей и с монастырским духовенством и с увещавшей её настоятельницей, убеждая других, оставивши свой храм, по их убеждениям, уже неправославный, – стали ходить к нему на службы. Привлекали к себе простодушных более женщин, из коих многих он постриг в монашество даже. Бывший в то время Елецкий епископ Василий, викарий Орловской епархии, ежедневно служивший по разным церквам города, в проповедях объяснял неправоверие епископа Алексия [Буя], за что подвергся яростным нападкам со стороны отпавших – они и лично и письменно ужасно злословили его (даже дошло до насилия, но, по милости Божией, не удавшегося) [последние 10 слов, заключённые в скобки, в подлинной записке зачёркнуты. – Сост.]. Наконец епископ Василий по всем церквам циркулярно разослал следующий, лично полученный завет митрополита Петра Крутицкого, – слово в слово я, по давности, не могу припомнить, но вообще такого содержания: в опровержение распространяемых епископом Алексием учений о незаконности и безблагодатности митрополита Сергия и, следствием сего, неправоверии нашей Всероссийской Православной Церкви, я передаю всем завет моего Отца, Благодетеля и Друга митрополита Петра Крутицкого, который он мне лично завещал, провожая меня на пароход при отъезде моем из ссылки, где мы с ним жили вместе около 2-х лет, в одном доме зырянина, в Обдорском краю. Он завещал: «Говори всем, всем от меня, чтобы все держались митрополита Сергия; кто отделится от него, тот погибнет. Только ему законно дана благодать Преемника Блюстителя Патриаршего Престола, и в единении с ним только получат спасение, а все отпадшие от него погибнут». Это точные слова самого митрополита Петра Крутицкого». [Последняя фраза приписана карандашом. – Сост.].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Испрашивая Ваших молитв и всею душою желая вместе с Вами единым сердцем и устами прославить Воскресшего Господа, остаюсь Вашего преосвященства покорнейший слуга и брат о Христе. Митрополит Сергий. 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Письмо митрополита Новгородского Арсения [Стадницкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] о своей непричастности к иосифлянскому расколу «...Всякий слух, который мало-мальски говорил о каком-либо архиерее, что он недоволен распоряжениями митрополита Сергия, использовался иосифлянскими вождями в своих целях. Так, например, узнав от кого-то, что митрополит Новгородский Арсений недоволен кое-какими действиями митрополита Сергия, распространили о нем молву, что и он состоит в числе оппозиционеров. Для опровержения этих слухов митрополит Арсений [Стадницкий] написал митрополиту Сергию специальное письмо, в котором ясно указал на то, что он никому не давал никаких полномочий вписывать его имя в число оппозиционеров, хотя и мог иметь по неосведомлённости кое-какие недовольства на некоторые поступки Заместителя, и что действия митрополита Агафангела, митрополита Иосифа [Петровых], епископа Димитрия [Любимова] и иже с ними он отнюдь не одобряет...» [в изложении] 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 1928. “К характеристике митрополита Сергия” (брошюра). Автор неизвестен. (Нижний Новгород) Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 76. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: доклад, прилагаемый при сем, Преосвященного митрополита Тверского, с представлением проекта деяния Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода и постановления о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях, виновниками коих являются – митрополит бывший Ленинградский Иосиф [Петровых] и викарии Ленинградской епархии – Преосвященные Димитрий [Любимов] Гдовский и Сергий [Дружинин] Копорский, Ярославский митрополит Агафангел [Преображенский] и его викарии Угличский архиепископ Серафим [Самойлович], Ростовский епископ Евгений [Кобранов], Преосвященные бывший Шадринский Виктор [Островидов], бывший Никольский Иерофей [Афоник] и временно управляющий Воронежской епархией епископ Уразовский Алексий [Буй].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010