Мониторинг СМИ В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом В Минкульте обсудят передачу РПЦ архитектурных памятников 09.10.2018 12:15 Сегодня в Министерстве культуры РФ двусторонняя комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит проблему имущественных взаимоотношений государственных музеев-заповедников (ГМЗ) с епархиями. В повестку включены конфликтные вопросы о возможности передачи РПЦ архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Ростовского кремля и 12 объектов во Владимире и Суздале. Обсуждение судьбы двух храмов в крымском Херсонесе пока отложено. Все эти объекты находятся в управлении ГМЗ, часть из них входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия по взаимодействию РПЦ с музеями создана в 2013 году, но собирается, как заявлял год назад ее сопредседатель, глава патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), «в случае возникновения конфликтных ситуаций». Состав комиссии под названием «рабочая группа по вопросам взаимодействия музеев с РПЦ» был утвержден приказом главы Минкульта Владимира Мединского и с тех пор дважды корректировался (в 2015 и 2017 годах). Ее сопредседателем является директор Исторического музея Алексей Левыкин, в комиссию также входят президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский, депутат Госдумы Александр Шолохов (ранее директор музея-заповедника М. А. Шолохова), председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, а также священники, чиновники Минкульта, музейщики, эксперты и реставраторы. Предыдущее заседание, по данным сайта патриаршего совета по культуре, состоялось в декабре 2017 года — в частности, рассматривались взаимоотношения ГМЗ «Ростовский кремль» (кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенного на территории бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростов Великий), с Ярославской епархией. В 2010 году тогдашний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков в ходе визита патриарха Кирилла в Ростов предложил превратить его в «православный центр, столицу исторической Руси», пообещав передать кремль РПЦ, а для музея построить новое здание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

(Некролог) Московская духовная академия и семинария понесли тяжелую утрату: 25 августа внезапно скончался от кровоизлияния в мозг профессор по кафедре Догматического богословия протоиерей Сергей Васильевич Савинский . Он умер в преклонном возрасте – на 78-м году жизни. В лице о. Сергия Савинского сошел в могилу крупный деятель духовного просвещения нашего времени. Занимая кафедру Догматического богословия в московских духовных школах, он одновременно был деятельным сотрудником «Журнала Московской Патриархии», членом Учебного комитета при Священном Синоде и пастырем Успенского храма б. Новодевичьего монастыря. Внезапная кончина о. Сергия переживается всеми его сослуживцами, учениками и прихожанами храма, где он служил, как утрата мудрого наставника и смиренного пастыря-молитвенника. Сергей Васильевич Савинский родился в 1877 году в семье священника с. Никола-Корма Рыбинского р. Ярославской обл. Детство он провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. Рано определились незаурядные способности будущего богослова. Унаследовав от родителей тихий нрав, религиозную настроенность, серьезность и пытливость мысли, он развил и укрепил эти способности в последующие годы своей жизни: в стенах Ярославской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Нелегко было учение в старой духовной школе. Оно требовало от своих воспитанников огромного напряжения всех психофизических сил и своей строгой дисциплиной смиряло строптивых, приучало к труду ленивых, умудряло и наделяло глубокими знаниями способных и прилежных. Юноша Савинский принадлежал к последней категории воспитанников. Неудивительно, что первым учеником он окончил Ярославскую семинарию и блестяще – Киевскую академию, будучи оставлен при ней профессорским стипендиатом. В духовной школе его интересовали все науки, особенно же богословские и философские. Изучая их, он стремился проникнуть в самое существо их содержания, находя здесь для себя необозримое поле для самостоятельных размышлений и постижений сокрытой в них духовной истины. Так незаметно, из года в год, в воспитаннике, а потом и студенте Савинском созидался тот убежденный, широко образованный, богослов-мыслитель, которым он заявил себя на педагогическом поприще по окончании Киевской академии в 1900 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

По легендарным рукописям местность, где ныне находится монастырь, свое характеристическое название получила будто бы от того, что здесь в древние времена охотился князь Кий (едва ли не основатель Киева), проживавший во время охоты в белом шатре, вследствие чего и был прозван Белым Гостем. Затем князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом в XII веке здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии ростовский князь Константин Всеволодович (1213) поставил здесь Благовещенскую церковь , соорудив ее из девятого камня, везомаго по реке Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. Монастырские записи, как о происхождении названия монастыря, так и об его древней истории, говорят несколько иначе. Название «Белогостицкий», по словам этих летописей, монастырь получил от давно высохшей речки Белогостицы, которая, в свою очередь, получила название будто бы от «белых гостиниц», существовавших когда-то на ее берегу для приезжающих в Ростов Великий. Не отвергая времени основания монастыря в отдаленной древности, летописи говорят только, что монастырь назывался прежде Георгиевским или Юрьевским и упоминался уже в начале XV века 2 , что видно из описи монастыря, составленной в 1708 году по указу митрополита ростовского св. Димитрия. Из этого документа, между прочим, видно: «В монастырской кладовой хранится подголовок деревянный, обитый местами жестью, а в ней всякие монастырские крепости и в том числе список с грамоты в лето 6919 (1414)». Затем, эти же летописи свидетельствуют, что монастырь в половине XVI века владел уже селами и деревнями. Так из жалованной грамоты царя Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, видно, что Белогостицкий монастырь, находясь с давних времен приписанным к ростовскому архиерейскому дому, имел собственные вотчины: село Благовещенское на горе, село гора Лесконтова, с. Юцкое с деревнями, пустошами и со всеми угодьями. В межевых книгах 1665 года монастырь этот называется «Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостицах», а в выписке из межевых книг 1685 года написан в Сотемском стану и назван Белогостицким на вотчинной земле митрополита Ионы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

Предуведомление Между памятниками древности Русской встречается в наших рукописях слово: о законе Моисеевом данном ему и о благодати и истине Иисусом Христом бывшим, к которому присовокуплена похвала Князю нашему Владимиру, именно Св. Владимиру, просветившему крещением землю Русскую 1 Но не во всех списках оно встречается в полном, первоначальном своем виде. Из четырех списков, нами виденных, в трех не достает обширного заключения, в котором проповедник, обращаясь к Св. Владимиру, просит его воззреть на украшающего престол земли Русской сына Владимирова Георгия или Ярослава, супругу его Ирину, их детей и внуков, и приносить молитву Господу Иисусу Христу о благоденствии новопросвещеннаго народа Русского. «В таком полном виде оно находится в рукописи Синодальной библиотеки (в 4. дол. под N 591. лист. 168 и след.), писанной на бумаге, вероятно, в XVI в., разными почерками. В след за сим, словом в той же рукописи помещены: Символ Никейско-Цареградский и другое, более пространное изложение Веры, подписанное Илларионом, Митрополитом Киевским, избранным в 1051 г., при В. Князе Ярославе, из пресвитеров Русских. Все сии статьи писаны одною рукою, и так, как бы составляли одну статью, без всякого отделения одной от другой, исключая того, что только над второю надписано киноварью: молитва, что впрочем, часто встречается в рукописных житиях Святых, хотя сии молитвы принадлежат к тем же житиям. » «Против того, что последняя статья, то – есть изложение Веры, принадлежит Иллариону, не представляется никакого сомнения. Подпись говорить ясно: аз милостию человеколюбиваго Бога мних и прозвитер Илларион, изволением Его, от богочестивых Епископ священ бых и настолован в велицем граде Кыеве, яко быти в нем Митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето (1051) владычествующу Кагану Ярославу, сыну Владимирю. » «Из той же подписи видно, что сие исповедание писано при посвящении Иллариона в Митрополита; на это указывает, присовокупление к имени Иллариона наименований инока и пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Преемник нового курса РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22741.html 02 ноября 2005 Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  http://religion.ng.ru/ НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741_1_21.html

Священник Владимир Климзо, настоятель Владимирского храма. Фото Павла Паладьева. 13 апреля 2021 г. 14:00 Пустите детей приходить ко Мне ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Первая ласточка — Аля, какую музыку ты любишь? — Классическую. — А каких животных? — Кошек. — О чем ты говоришь с батюшкой? — Об исповеди. Аля (Александра) отвечает кратко, глядя в сторону, словно говорит не со мной. Ее диаг­ноз — аутизм. Ей 24 года, но в своем развитии, по мнению специалистов, девушка находится на уровне семилетнего ребенка. У нее только что закончились занятия с клиническим психологом. «Денис, а как я занималась?» — спрашивает она. «Отлично занималась», — отвечает он, и на лице девушки вспыхивает счастливая улыбка. Денис приехал из Сергиево-Посадского дома-интер­ната для слепоглухих и помогает совершенно безвозмездно. Он признается, что ему интересен опыт развития людей с ментальной инвалидностью в сельских условиях. «Сейчас мы работаем с Алей над закреплением навыков самообслуживания. Диагностика показала, что она уже усвоила, а что нет. Поэтому я подкорректировал программу дальнейших ее занятий, — объясняет Денис. — Задача в том, чтобы она научилась на уровне привычки, без напоминания чистить зубы, мыть руки и посуду, поддерживать личную гигиену. Но чтобы этого добиться, нужно ежедневно повторять уже заученное, иначе за неделю все приобретенные навыки полностью утрачиваются». 

http://e-vestnik.ru/society/pustite_dete...

Священный Синод утвердил текст службы и акафиста преподобному Серафиму Вырицкому 19 марта, 2014. Новостная служба День памяти святого отмечают 3 апреля. 19 марта. ПРАВМИР. На сегодняшнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утверждены тексты службы и акафиста преподобному Серафиму Вырицкому. Текст акафиста   (журнал и службы  (журнал святому размещены на сайте Московского Патриархата. Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. В юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Уже тогда, открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это намерение до поры оставалось тайной. Благодаря многолетним трудам, Василий Николаевич получил высокое положение в обществе. До 1914 года он и его супруга числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2-й гильдии. Существовало в ту пору еще такое сословное понятие — «временный Санкт-Петербургской 2-й гильдии купец». Такой «временный» статус, впрочем, не мешал чете Муравьевых находить общение в самых различных кругах петербургского общества и быть глубоко уважаемой и любимой многими. 13 сентября 1920 года В. Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете — целое состояние по тому времени.

http://pravmir.ru/cvyashhennyj-sinod-utv...

Сергий (Ларин Сергей Иванович), архп. Ярославский и Ростовский PoдuлcяII марта 1908 года в С.-Петербурге. С 1915 года обучался в 5-й Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году. В 1925 году уклонился в обновленческий раскол. С 1925 года – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального собора в Ленинграде. В 1926 году рукоположен в сан диакона. В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В 1930 году окончил Ленинградский Высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский монастырь Ленинградской области. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. В 1934 году – настоятель Петропавловской церкви на Волковстрое, Ленинградской обл. единоверческой (обновленч. юрисдикции). В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда. В 1937 году перемещен в Москву, в церковь св. Пимена. В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. II октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митр. Виталий (Введенский) и др. С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Москов. Епарх. Управления, а затем управляющий Московской епархией. С 5 мая 1943 года – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принес покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области. 15 августа 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского вик. Одесской епархии. Хиротония совершена в Киеве митрополитом Киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010