Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Христианская проповедь не должна быть топорной О фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» 31.03.2023 586 Время на чтение 4 минуты Фото: из открытых источников Павел Тихомиров: От просмотра фильма ожидал «фэнтези» в духе убожества роскино для подростков, но был приятно удивлён. Ясно, что перед нами вовсе не иллюстрация учебника по Истории Отечества (о чём поговорим ниже), но некое произведение, призванное настроить зрителя на определённый лад. На лад Русской Религиозности. Однако, судя по обсуждению фильма в соцсетях, более-менее «прославянски» настроенные наши граждане из числа некогда денационализированных коммунистами русских людей, которые теперь нарабатывают идентичность, - обсуждая фильм, лишь в очередной раз демонстрировали ненависть по отношению к Христианству. Возможно. это – в числе прочего многого – стало причиной появления такого горького утверждения: «В верхах есть запрос на Православие. В низах – нет». Алексей Ощепков: Сразу скажу. Фильм «Ярослав» хорош тем, что, во-первых, создатели работали в парадигме классического исторического кино, а не модного околоисторического фэнтези, во-вторых, не было стремления подражания Голливуду, использования сюжетных ходов их голливудских фильмов. Как, например, в фильме «Александр. Невская битва», где повторили любовную линию из «Первого рыцаря». То, что фильм «Ярослав» этого избежал - это безусловно плюс. А так, могу сказать, что у масс нет не только запроса на Христианство. Массы отучены голливудской традицией кино, как аттракциона, от восприятия исторического кино как такового. Люди привыкли уже к полусказочной условности, которая во всей красе представлена, например, в фильме «Легенда о Коловрате». Фильм «Ярослав» действительно – не иллюстрация к учебнику по истории. Реальной фактологии будет куда больше в фильме «Ярослав Мудрый» 1981 года. А «Ярослав» 2010 года больше знакомит зрителя с основными мотивами, которые характеризуют ту историческую эпоху: это Крещение Руси, которое было далеко не быстрым процессом, как то может показаться, борьба с работорговлей, освоение русскими новых земель в Поволжье, фильм приурочен к тысячелетию города Ярославля; наконец, становление такого выдающегося правителя и просветителя Русской земли, каким был князь Ярослав Мудрый, сын и наследник Владимира Святого.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/hr...

Рубрики «РУССКИЙ ВЗГЛЯД» – ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 26 мин., 01.01.2008 Поделиться Предлагаем вашему вниманию текст программы " Русский взгляд " , посвященный проблемам высшего образования. В программе участвовали: Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО Маргарита Баржанова, депутат Госдумы, член Комитета по науке и образованию ГД Максим Сафонов, предприниматель Александр Сайфулин, студент 4 курса физфака МГУ Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Над программой работали: Ведущая – Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссер-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Лариса Богуш и Ксения Лученко ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: «Русский взгляд на проблемы высшего образования в России» – тема нашей программы сегодня. Мы поговорим о низких стипендиях и высоких требованиях, об уровне преподавания и уровне знаний, о возможности поступить без блата и о реформе высшего образования в России. Вы смотрите «Русский взгляд», я – Лена Писарева. Здравствуйте! В студии программы «Русский взгляд» - декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов. Здравствуйте, Ярослав Львович! ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как бы вы охарактеризовали главную проблему сегодняшнего высшего образования в России? ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Я думаю, это кадровая проблема - с преподавателями. К сожалению, это общая беда. Наверное, трудно найти такую отрасль, где был бы избыток профессионалов. Я считаю, что сейчас в высшей школе не хватает молодых, прогрессивно мыслящих педагогов, которые пришли в образование всерьёз и надолго. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Неожиданная точка зрения! Спасибо. В студии программы «Русский взгляд» - депутат Государственной Думы, член Комитета по науке и образованию Маргарита Баржанова. Маргарита Валерьевна, здравствуйте! МАРГАРИТА БАРЖАНОВА: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Маргарита Валерьевна, ваша точка зрения на проблему высшего образования в России. Какая главная проблема? МАРГАРИТА БАРЖАНОВА: Проблем слишком много. Самая главная проблема, конечно же, - это низкий рейтинг наших вузов на мировой арене.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-vyisshee-...

ФЕСТИВАЛЬ «РАДОНЕЖ» В ЯРОСЛАВЛЕ ( Александр Богатырев) 14.01.2013 23:55:14 Александр Владимирович Богатырев             XII Международный фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " , прошедший в Ярославле, явился знаковым событием в культурной и религиозной жизни России. Им братство «Радонеж» эффектно завершило минувший год, с него же, фактически,  начался новый – 2008 год.  17 января в Российском Фонде Культуры состоялся вечер, на котором были подведены итоги фестиваля, и прошло награждение участников, не сумевших приехать в Ярославль. Перед участниками фестиваля и гостями выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры П.А.Пожигайло, представитель Администрации Президента Б.М.Лукичев,  депутат Московской городской Думы И.О.Елеференко,Председатель Синодального отдела по связям с вооруженными силами Московской Патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов.                        В этих выступлениях было отмечено главное – «малое стадо» работников кино и телевидения,  показывающих жизнь современной России с христианских позиций, не только живо, но его ряды пополнились новыми режиссерами и сценаристами. Вырос и уровень работ. Малое стадо не устрашилось и не убоялось. Несмотря на всевозможные препоны и мизерное финансирование (либо его полное отсутствие), оно продолжает работать, постепенно изменяя и облагораживая сознание наших граждан, которых СМИ продолжают подвергать постоянной разрушительной атаке пошлостью и пропагандой низких страстей и мелочных интересов. XII  фестиваль " Радонеж "   собрал таланты со всех уголков России. Вместе с такими известными мастерами, как  Никита Михалков, Владимир Хотиненко, Ираклий Квирикадзе представили свои работы  талантливые молодые режиссеры, чьи имена пока не известны зрителю. На фестивале каждый год совершаются  открытия. Но на сей раз, их было особенно много. Некоторые провинциальные телекомпании, такие, как Томская, показали очень высокий уровень, ничуть не уступающий столичному, с тою лишь разницей, что представленный ими сериал о становлении и жизни Тобольской епархии Тобольское телевидение показывает не в 2 часа ночи (как это практикуется в Москве и Петербурге), а в, простите за выражение,  прайм-тайм –   когда люди не спят, не едут на работу и не предаются трудовому энтузиазму в торговых палатках, офисах и на биржах.

http://radonezh.ru/analytics/festival-ra...

В Ярославской области хотят восстановить дворянскую усадьбу Михалковых. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ В Ярославской области хотят восстановить дворянскую усадьбу Михалковых 09.09.2019 13:14 Версия для печати В Рыбинске открылась выставка «Европа – Россия. Художественные сокровища Михалковых» (6+). Представлено около 400 предметов из разных коллекций дворян Михалковых, чья родовая усадьба Петровское находилась на территории современного Рыбинска, на левом берегу Волги. Самые ценные экспонаты – XVI – XVII веков. Дворянское гнездо Семейство дворян Михалковых, корни которого уходят в XV век и которое дало русской культуре таких известных людей, как поэт Сергей Михалков, кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский, имеет прямое отношение к Рыбинску. Исследователь рыбинской части истории дворянского рода Михалковых Галина Михайлова отмечает, что в 1708 году служивший в Военной коллегии Петр Михалков женился на княжне Александре Ухтомской.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Андрей Александрович Титов † 24 октября 1911 года в Ростове-Ярославском Утром 25 минувшего октября весь Ростов облетело печальное известие о внезапной кончине Андрея Александровича Титова , последовавшей поздно вечером 24 октября. Известие это поразило всех своей неожиданностью. Никто не хотел ему верить, никто не мирился с мыслию, что не стало всем хорошо знакомого, жизнерадостного, обладавшего, по-видимому, прекрасным здоровьем человека, которого в самый день смерти многие видели на обычном месте в его мануфактурном магазине; видели веселым, здоровым, оживленно беседовавшим со своими знакомыми. В лице почившего Андрея Александровича наше общество, небогатое людьми, потеряло гуманного, просвещенного коммерсанта, видного общественного деятеля, крупную учено-литературную силу. Андрей Александрович Титов родился в Ростове 16 октября 1844 года. Он принадлежал к старинной купеческой фамилии, получил домашнее образование и в 22-летнем возрасте наследовал от деда своего, Ивана Андреевича Титова, значительное торговое мануфактурное дело; сравнительно быстро расширил его и в 1883 году учредил Торговый Дом под фирмою « А. Титов и Ф. Малоземов». Торговля производится в Ростове, Ярославле и Нижегородской ярмарке. В роду Титовых торговое дело ведет свое начало с 1817 года – таким образом, Андрею Александровичу не суждено было дожить только не многих шести лет до столетнего юбилея своей торговой фирмы. В 1897 году, в компании с покойным шурином своим, известным ярославским деятелем Иваном Александровичем Вахромеевым, Андрей Александрович учредил в Ростове Товарищество ростовского цикорного производства под фирмою «И. Вахромеев и К о » и состоял бессменно председателем правления Товарищества до дня своей кончины. В коммерческом мире Андрей Александрович пользовался большой известностью и доверием. Торговая Москва знала его хорошо и ценила те честные принципы покойного, выразителем которых он неизменно являлся как в своем деле, так и в сношениях с торговыми людьми. В Ярославле Андрей Александрович состоял членом учетного комитета в Отделении Государственного Банка и членом Ярославской Биржи.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/a...

Глава 8. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия – явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность. Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда «кашею» – один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Князь Александр Невский сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича родился в 1219 году, 30 Мая 1 . Отец его в это время был еще удельным князем Переяславским и жил в своем уделе. Первые годы Александрова детства нам не известны; в первый раз по рождении летописи упоминают об Александре под 1228 годом, когда Ярослав оставил его в Новгороде вместе со старшим его братом Феодором под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 2 . Таким образом, Александру с раннего детства суждено было жить в том краю, где в последствии он сделался знаменитым и славным. Но на первый раз Александр не жил в Новгороде и году; беспрестанные мятежи и ссоры Новгородцев с Ярославом принудили пестунов Александровых и Феодоровых бежать из Новгорода тайно ночью. Впрочем, не прошло и году, как Новгородцы примирились с Ярославом; и в 1230 году оба брата, Феодор и Александр, опять посланы княжить в Новгороде; после чего Александр, в продолжение десяти лет, бессменно был Новгородским князем, вырос там и на двадцатом году своей жизни вступил в брак с дочерью Полоцкого Князя Брячислава. Ежели бесспорно, что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера; то несомненно, что Александр Невский твердостью своей воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, умением видимо уступать, выжидать время, и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной Новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к умению достигать своих целей не раздражая противников и в тоже время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней: т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли Новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных Новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его Князь был в согласии с интересами и волей народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр успел так хорошо поставить себя и так ловко приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и Новгородцы не восставали на его распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

А.А. Половцов Ярославские князья Ярославские князья Ярославль, основанный в XI столетии, сначала тесно примыкал к древнему Ростову, а в 1218 г., назначенный в удел вел. кн. Владимирским Константином Всеволодовичем второму, по старшинству, сыну его, Всеволоду, образовал Ярославское удельное княжество, к которому принадлежали населенные и пустопорожние места и земли по рекам Мологе, Шексне, Сити, Ухре и Кубенскому озеру. С первой четверти в. из единоцелого Ярославского удельного княжества стали выделяться более мелкие уделы. Таким образом явились уделы: Моложский, со временем выделивший из себя еще более мелкие уделы с князьями Шуморовскими, Сицкими и Прозоровскими; Новленский; Заозерско-Кубенский; Курбский; Шехонский и Ухорский. Ярославские князья, собственно занимавшие Ярославль, стали называться, по отношению к князьям мелких уделов, великими. Многие из князей ярославских вообще, несомненно занимавшие уделы, не называются удельными по своим уделам, может быть по мелкоте и бедности последних, а носят родовое название ярославских. Все эти князья – одни раньше, другие позже – к концу XV в. потеряли свою самостоятельность, будучи поглощены Москвой. Более замечательные из них почему-либо следующие: 1) Александр Иванович , сын Ивана Большого Васильевича 21), был у вел. кн. московского в воеводах; убит в битве с казанцами на Арском поле в 1455 г. 2) Александр Федорович, прозванием Аленка, сын Ф. Федоровича Алабыша 47), с 1492 г. значится воеводой; в 1506–1507 гг. стоял на Каме и на Каменном перевозе, близ Казани; весной 1508 г. послан был в Литву, где произвел большие опустошения, затем получил приказ идти навстречу князьям Глинским и помогать им против литовцев. В 1509 г. он послан был из Москвы в Вязьму, а отсюда – к Дорогобужу, по взятии которого остался в нем; в 1512 г. с Усть-Осетра выходил против татар. А. Ф. считается родоначальником угасших князей Аленкиных. 3) Александр Федорович, прозванием Брюхатый, единственный сын Ф. Васильевича 42), последний владетельный князь ярославский. В 1436 г. он принимал деятельное участие в борьбе вел. кн. Василия Темного с Василием Косым. Во время стоянки в устье реки Которости, в ожидании соединения с великим князем, ночью взят был врасплох с постели вместе с его княгиней в плен вятчанами, шедшими на помощь к Василию Косому.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Источники, пособия I. Рукописные жития Главным источником наших сведений о жизни и деятельности св. Александра служит сказание о нем, написанное современником, который называет себя «самовидцем возраста его». По исследованию проф. Ключевского, оно известно в пяти редакциях: Начало: «Преставися великий князь Александр Ярославич в лето 6741. Скажем мужество его и житие его». В библ. Московской духовной академии. 576, XVI века. В Моск. публ. музее 1772, XVI–XVII века. «Первоначальное житие св. князя Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 430 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI веке в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития. В списке, дополненном летописными известиями, есть подробности, не встречающиеся в других. Сличая этот список с древней новгородской летописью, легко видеть, что эти подробности не принадлежат автору жития: почти все они относятся к Невскому и Ледовому побоищу и заимствованы почти дословно из новгородской летописи, а автор жития – не новгородец и опускал многое, касавшееся собственно Новгорода 431 . С другой стороны есть черты, опущенные в списке псковской летописи и удержанные другими; самая крупная из них – рассказ о шести русских удальцах, отличавшихся в невском бою. Этот рассказ интересовал не исключительно одних новгородцев, ибо далеко не все эти удальцы вышли из их среды: четверо принадлежали к дружине князя, от которого и слышал этот рассказ автор, по его собственному показанию: «Си же вся слышах от господина своего кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в той сечи " ». Автор – не новгородец: у него нет обычных выражений новгородца о родном городе, даже есть, напротив, некоторое разногласие с новгородским летописцем в рассказе о невском бое: умалчивая о подробностях, которые могли занимать одних новгородцев и отмечены их летописцем, он не без ударения указывает, что Александр поспешил выступить против врагов «в мале дружине» и потому много новгородцев не успело присоединиться к нему, тогда как новгородский летописец выводит Александра в поход только с новгородцами и ладожанами, не упоминая о княжеской дружине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

отв. ред. Д. С. Лихачев Повесть о житии Александра Невского Повесть о житии Александра Невского – историко-агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история памятника, взаимоотношения между его старшими редакциями – Первоначальной, Особой, Лихачевской и редакцией CIЛ. Первым жизнеописанием Александра Невского, по мнению некоторых ученых (Н. И. Серебрянского, В. Л. Комаровича), была светская дружинная Повесть о «мужестве и житии» Александра, не сохранившаяся в первоначальном виде, но частично отразившаяся в двух редакциях П. – Первоначальной и Особой. Не ясно, однако, что из текстов этих двух редакций могло читаться в светской биографии князя. Считалось, например, что вступлением к П. являлось Слово о погибели Русской земли и что повествование о жизни Александра начиналось с похвалы князю (сохранившейся в Особой редакции жития), где он уподоблялся Александру Македонскому, Ахиллу, Дигенису Акриту. В дальнейшем текст Повести восстанавливался в основном по первоначальной редакции П., с исключением из него библейских параллелей и описания чуда с «душевной грамотой». Н. И. Серебрянский считал, что автором светской биографии Александра был его дружинник, но не из числа тех, кто принимал участие в боевых действиях князя. В. Л. Комарович предположил, что автором П. мог быть Федор Данилович или Яким, дружинники князя Ярослава – отца Александра, но не аргументировал эту атрибуцию. Основой для гипотезы о существовании древней светской биографии князя послужили наблюдения над стилистической неоднородностью первоначальной редакции П., в тексте которой соединяются две разных точки зрения – монаха и дружинника и два разных стилевых начала – церковное и светское. Слияние различных стилевых тенденций и доказывает, по мнению сторонников гипотезы, что Первоначальная редакция является церковной обработкой светской дружинной биографии князя. Гипотеза о существовании светской биографии князя строилась на ошибочной предпосылке, отрицающей возможность соединения в произведениях древнерусской литературы различных стилевых начал. Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, У. Филипп, Ю. К. Бегунов, критикуя эту гипотезу, отмечали, что у нее нет серьезных текстологических доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010