Скачать epub pdf Глава XVIII Последний великий подвиг св. Александра. – Бесермены. – Восстание народа. – Гнев хана. – Путешествие св. Александра в Орду «избавы ради христиан». – Успех ходатайства Радуйся, яко многащи воспринимал еси на себе страшный ответ о неразумных народа своего возстаниих. (Акаф., ик. 7) Радуйся, волею мучениче, сликовствуяй ныне сонму мучеников добропобедному. (Ик. 1) Предчувствовал ли Александр Ярославич, что протекшие два года мирной и сравнительно спокойной жизни будут лишь кратковременною ослабою, какую среди тяжких трудов и забот послал ему Господь, да почиет, прежде даже не отъидет ( Псал. 38, 14 )? Не только предчувствовал, но, можно сказать, изо дня в день ожидал новых беспокойств. Отстояв самостоятельность государства, он неизбежно должен был согласиться на тяжелую дань. При этом с одной стороны он хорошо знал жадность татар, их грубость и склонность к насилиям всякого рода, с другой – понимал всю неподготовленность русского народа к рабской покорности, к тяжким жертвам и терпеливому перенесению невзгод. До монгольского ига власть русских князей вовсе не была отяготительна для народа. Хотя наши князья и вели воинственный образ жизни, но в обращении с народом они нередко проявляли черты истинно отеческой заботливости, добродушия и кротости. В народных песнях не слышится ни малейшей жалобы на притеснения со стороны бояр и князей, на худую, тяжелую жизнь, – значит, жить было хорошо. За самые тяжкие преступления виновный платился лишь своим имуществом, отдавая определенную законом пеню. К телесному наказанию не прибегали. Слова: «да будет мне стыдно» – служили порукою в верности и ненарушимости принятых на себя обязательств. У монголов были другие обычаи: требуя дани, они без церемонии ставили неисправных должников на правеж, секли кнутом, прибегали к пыткам, казнили смертью, чтобы страхом и муками добиться того, чего им хотелось. Убить человека другой народности им ничего не стоило, по словам современного наблюдателя. Наконец, самые повинности могли показаться народу весьма обременительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

А вы знаете обо всех? 25 февраля Московская городская Дума приняла постановление об установке памятника святому Владимиру на Воробьёвых горах. «Правмир» решил проследить, где и когда в России возникла традиция устанавливать памятники святым, и как широко она распространилась. 1. Старейшим памятником святому на территории России был монумент Владимиру Великому, установленный в Киеве на Владимирской горке в 1853 году. Над этим памятником работала целая группа скульпторов и архитекторов – Пётр Клодт изготовил саму статую, Александр Тон работал над пьедесталом, а Василий Демут-Малиновский работал над барельефами к нему. Фото: Википедия На установку памятника, идея которого была одобрена императором Николаем Первым, было получено особое благословение митрополита Филарета (Амфитеатрова). Памятник открыли в 1853 году. 2. Вторым по времени в Российской империи был памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, святым Кириллу и Мефодию в Киеве. Изначально он был открыт в 1911 году. Авторами сложной скульптурной композиции были Иван Кавалеридзе, Петр Сниткин и Валериан Рыков. Фото: Википедия Однако в 1919 году скульптура святой Ольги была сброшена. Позже на её месте установили бюст Тарасу Шевченко, а боковые фигуры зоколотили досками. В 1923 году остатки композиции демонтировали. Однако в 1996 году памятник был возведён вновь. 3. Памятник Александру Невскому был установлен в Великом Новгороде ещё в 1985 году. Автор памятника Юрий Чернов. Фото: Артур Виснап Памятники Александру Невскому есть также в Городце (1993), Санкт-Петербурге (2002), Москве (2005) и других городах. 4. В 1993 году был открыт памятник Ярославу Мудрому в Ярославле (скульптор Олег Комов). Есть сведения, что в начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник основателю города. Но был разобран «как не соответствующий своему назначению». Фото: Википедия 5. В 1999 году в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу работы Вячеслава Клыкова. Есть такой памятник и в Екатеринбурге и даже во Владивостоке. Планировалось открыть памятник этому герою в Брянске. Памятник Илье Муромцу во Владивостоке

http://pravmir.ru/pamyatniki-russkim-svy...

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Алёшино. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1833 и 1839. Ссылки:   Адрес: Пушкинский район, с. Алешино, ул. Речная Координаты: 56.14749, 37.7515 Проезд:на автомобиле: по А107 (бетонка) от Дмитровского или Ярославского шоссе до с.Алешино, поворот на Ельдигино. общ.транспортом: с Ярославского вокзала до пл. Правда, далее авт. 32 до ост с. Алешино или до пл. Зеленоградская авт. 37 до ост. с. Алешино Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Объяснение названию села дает надпись на хранившемся в церкви «Апостоле», напечатанном в 1687 г.: «Дан оный святой Апостол в село Ольшню; оное село прозвано тако якобы от ольх, росших на его месте, да и речка прозывается Ольшанка от ольшнякова леса». По документам село известно с 1585 г., в нем была возведена деревянная церковь вмч. Георгия Победоносца, в смутное время храм был сожжен, село разорено поляками. В 1628 г. храм был восстановлен. Село Алешино (Олешня) в начале XVII в. находилось в дворцовом ведомстве. В 1691 г. село с церковью в честь святого великомученика Георгия Победоносца получил князь Феодор Семенович Урусов. В 1702 г. была построена новая деревянная церковь во имя великомученика Георгия, а прежняя перевезена в село Максимково на Клязьме. Собранная в Максимкове церковь была освящена в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы. С тех пор село переходило из рук в руки. В 1730 г. владельцем села стал фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. Бутурлин построил богатую усадьбу, каменную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (разрушенную в советское время), разбил парк, на речке устроил пруды. В 1756 г. здесь останавливалась на отдых по пути к Троице императрица Елизавета Петровна. Существующая церковь вмч. Георгия Победоносца построена в 1833-1839 гг. в традициях классицизма новым владельцем усадьбы - георгиевским кавалером, полковником Николаем Ильичом Мухановым. В 1936 г. этот храм закрыли и использовали как клуб, склад и автосервис. Колокольню разрушили до основания.

http://sobory.ru/article/?object=04056

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1680. Архитектор: С.В. Крыгин (1890-1896) Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы Координаты: 56.359105, 38.42799 Проезд: От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции Арсаки (Александровское направление). Садитесь в последний вагон электрички, на станции Арсаки идите до конца платформы. Там увидите асфальтированную дорогу, перпендикулярную железнодорожным путям. Примерно через полчаса ходьбы по ней будет пропускной пункт воинской части. Пропуск следует заказать заранее по указанному ниже телефону. Необходимо также иметь при себе удостоверение личности. На автомобиле из Москвы надо выезжать по Ярославскому шоссе. После границы Московской и Владимирской областей проезжаете деревню Верхние Дворики, поворачиваете направо, на Александров (по указателю). Далее минуете деревню Брыковы Горы и вновь поворачиваете направо, по указателю «Арсаки, 6 км». После станции едете по дороге в лес до КПП. Паломническим группам в монастыре предоставляется бесплатное двухразовое питание и ночлег. Телефон для заказа пропуска: +7 (49244) 9-47-11, добавочный 2-35 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществяется по документам с записью в журнал.

http://sobory.ru/article/?object=00206

В 2004 г., Братство отметило 150-летие со дня рождения его незабвенного основателя, – протоиерея Алексия Мальцева. Родившийся 14 (26) марта 1854 г. в семье протоиерея Ярославской губернии, Алексей Петрович уже рано и для себя определил стать священником. Среднее духовное образование, он получил в Ярославской духовной семинарии, высшее – в Петербургской духовной академии, которую окончил магистрантом в 1878 г. со званием кандидата богословия. За своё переработанное курсовое сочинение «Нравственная философия утилитаризма», он, в 1882 г., был удостоен степени магистра богословия. В том же 1882 г., он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма при Театральной дирекции в С.-Петербурге. 23 августа (4 сентября) 1886 г., он, по рекомендации митрополита С.-Петербургского Исидора, возводится в сан протоиерея и назначается настоятелем посольского храма в Берлине. Видя тяжелое положение российских подданных, оказавшихся после неудачного переселения за океан без средств в Берлине и других германских городах, у о. Алексия довольно скоро рождается мысль организовать благотворительное братство для духовного и материального окормления соотечественников на чужбине. Несмотря на тяжелый удар в его жизни, – 4 (16) мая 1889 г. умирает его 28-летняя жена Мария Аполлинаровна (похоронена на участке храма в Потсдаме), – о. Алексий целеустремленно осуществляет эту цель и 29 марта (10 апреля) 1890 г. при посольстве в Берлине окончательно создаёт Свято-Князь-Владимирское Братство, в задачи которого входит помощь нуждающимся российским подданным любого христианского исповедания и православным христианам любой национальности. Возле Тегеля, к северо-западу от Берлина, Братство в 1892 г. соорудило кладбище с храмом свв. Константина и Елены, а в 1895 г., – дом имени Императора Александра III с мастерскими, садоводством и типографией, где нуждающиеся могли своим трудом заработать деньги на возвращение в Россию. Братство взяло на себя также задачу организации сооружения православных храмов там, где в этом была нужда: в Бад-Гомбурге (1899 г.), Бад-Киссингене (1901 г.). Гёрберсдорфе (1901 г.), Гамбурге (1901 r.), Бад-Наугейме (1908 г.). Бад-Брюкенау (1908 г.), Бад-Вильдунгене (1912 г.) и Данциге (1913 г.). Всей деятельностью Братства, включая ведение обширной бухгалтерии, практически заведовал сам о. Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

В память об архимандрите Павле Груздеве отслужена Божественная литургия Тутаев, Ярославская область, 13 января 2004 г. 13 января - день памяти архимандрита Павла Груздева. Более 30 лет он прослужил настоятелем сельского храма Святой Троицы в Некоузском районе. С Православной Церковью пастыря разлучили только сталинские лагеря. В 1941 году он и еще несколько священнослужителей были арестованы по доносу, сообщает ярославская ГТРК. В Тутаеве, где архимандрит Павел провел последние годы жизни, в Воскресенском соборе сегодня прошла Божественная литургия. Кроме того, сегодня же состоялась презентация книги о жизни архимандрита Павла «Последний старец». Наша справка: Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии. Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего Павелку взяли к себе в Афанасьевский Мологский женский монастырь тетки - монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга. С тех пор вся его жизнь была связана с монашеством и монастырями. С небольшими перерывами он жил в монастыре или при нем до его закрытия в 1929 году. К воспоминаниям о жизни в монастыре он постоянно возвращался, особенно в последние годы. Его рассказы о монастырской жизни, окрашенные непередаваемым юмором, останутся в памяти слушателей навсегда. Рассказывал отец Павел и о приезде в монастырь архиепископа Тихона, будущего Патриарха всея Руси. В этих рассказах светилась его возвышенная, нежная, любящая душа. В 1929 году по закрытии Афанасьевского монастыря он переехал в Новгород, в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. Живя в монастыре, он работал на судостроительной верфи. В 1932 году ему пришлось покинуть монастырь, и он несколько лет жил в родном доме. В 1938 году они с отцом разобрали родную избу, так как их деревня находилась на месте будущего Рыбинского водохранилища, и по Волге сплавили ее до Романова-Борисоглебска (Тутаева). Здесь, на левом берегу Волги, и стоит дом, который они с отцом собрали, обустроили и в котором вместе жили до 1941 года.

http://pravoslavie.ru/8645.html

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010