Скачать epub pdf Глава XII Великое княжение Александра Ярославича. – Св. Александр – правитель. – Отношение к Западу. – Политика относительно татар Радуйся, крестоносным царям похвала боговенчанная. (Служба св. Александру Невскому, конец XVI в.) Радуйся, яко мудре оградил еси в земли своей отеческия доблести и предания. (Акаф., ик. 7) Радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый. (Ик. 8) Если бы Андрей Ярославич сумел удержаться великим князем, установить надлежащим образом отношения к татарам и, в качестве правителя, оказаться на высоте своего положения, задача Александра была бы ясна и немногосложна – стоять на страже отечества против западных врагов и оберегать по-прежнему целость русской земли от неизбежных нападений с их стороны. Но Провидение решило иначе: Александр стал во главе русского народа, и его задачи сразу усложнились. Однако, многообъемлющий ум и могучая воля помогли ему в разрешении труднейших вопросов века. Так постепенно развивается пред нами величие этого героического образа... В первую половину своей деятельности, в качестве новгородского князя, он является пред нами, главным образом, как искусный полководец, которому удивляются до сих пор. Но уже за это время его жизни выступают пред нами главные черты его характера. Он не увлекается личной, рыцарской храбростью, не жаждет военной славы; битвы и победы составляют для него только средства для достижения высших целей. Он не гордится своими успехами, приписывая их всецело небесной помощи. Проявляя личную храбрость, где нужно, он побеждает неприятеля главным образом стратегическим искусством, глубоко обдумывая план своих действий и затем с ужасающей быстротой приводя его в исполнение. Таким образом, это вовсе не была бурная натура, страстно и неудержимо стремившаяся вперед и увлекавшая за собою других. В вопросе о великом княжении он обнаруживает удивительную предусмотрительность и осторожность, скромность и самоотвержение и вместе с тем глубокое уважение к правам других. Он умеет терпеть, когда другие спешат. Сознание внутренней нравственной мощи сказывается в этом спокойствии...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-нравственный прорыв к сильной России Открывается VI Международная конференция «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» 10.09.2010 401 Время на чтение 4 минуты «Весной этого года мы провели V Международную конференцию сообщества " ДелоРус " и Александро-Невского Братства " Александр Невский - знамя наших побед " . Конференция традиционно проходила на теплоходе. Число желающих принять участие в работе форума было так велико, что многие из них просто не смогли поучаствовать в конференции. Дело в том, что количество мест на теплоходе ограничено. Поэтому было принято решение провести в этом году еще одну конференцию. Поскольку время проведения форума совпало с празднованием 1000-летия города Ярославля, мы решили изменить традиционный маршрут конференции и двигаться от Петербурга до Ярославля, где конференция завершит свою работу в Толгском монастыре», - сообщил в интервью «Русской народной линии» председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков , говоря о VI Международной конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» , которая пройдет 13-16 сентября 2010 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. «Наша конференция носит научно-практический характер, поэтому ее основной целью является обмен информацией, мыслями и идеями по поводу путей выхода из духовно-нравственного и финансово-экономического кризиса. На наш взгляд, ситуация в стране не улучшается, и тому есть объективные причины. Если не предпринимать усилий и не пытаться самим как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, то ничего не изменится в лучшую сторону, напротив, могут быть пагубные последствия. В связи с этим на конференции будут предлагаться пути решения как конкретных вопросов, так и выполнения стратегических задач, с тем чтобы затем эти решения предложить вниманию общественности, представителям властных структур. Не исключено, что некоторые наши решения будут воплощены. Конференция сообщества " ДелоРус " и Александро-Невского Братства нацелена на достижения духовно-нравственного подъема нашего народа. Наша конференция, как метко заметил в своем докладе протоиерей Александр Миняйло, должна положить начало духовно-нравственному прорыву к сильной России», - отметил Борис Сергуненков.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/10/duh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Александр Невский у истоков Союзного государства О юбилейном авторском проекте Галины Ананьиной «Супружества благословение» 21.11.2019 1520 Время на чтение 6 минут В этом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого равноапостольного князя Алек­сандра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный авторский проект «Супружества благословение» кандидата исторических наук, председателя Общества, члена правления Союза православных женщин Галины Ананьиной. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России. Ровно 170 лет назад, в 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866 - 1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной». В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра - Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб. Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Конкурсный. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:2002. Архитектор:Ю.В. Серегин Ссылки:   Адрес: 141311, Московская область, город Сергиев Посад, микрорайон Семхоз, улица Парковая, дом 2 Координаты: 56.282463, 38.083731 Проезд: Из Москвы электричкой или автотранспортом С Ярославского вокзала электричкой направлением Сергиев Посад или Александров до станции Семхоз. Или автотранспортом по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, затем поворот на Хотьково, далее до указателя «Церковь Преподобного Сергия Радонежского». Из Се ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы электричкой или автотранспортом С Ярославского вокзала электричкой направлением Сергиев Посад или Александров до станции Семхоз. Или автотранспортом по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, затем поворот на Хотьково, далее до указателя «Церковь Преподобного Сергия Радонежского». Из Сергиева Посада Маршрутное такси или автобус до остановки «Улица Клементьевская» или маршрутное такси до конечной остановки. Электричкой – до станции Семхоз. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Предшественником микрорайона Семхоз г. Сергиев Посад (в недавнем прошлом поселок Семхоз) является поселение Николо-Поддубское. Известно оно по письменным источникам как одно из древних сел Радонежского княжества. Первое упоминание о нем относится к 1478-1485 гг. в разъезжей грамоте Дмитрия Очи под названием “Никольская земля”. В Выписи межевой 1542-1543 гг. поселение названо сельцом Никольским Николы Поддубского. Оно располагалось на землях Великого князя Московского и находилось в поместье за Василием Петелиным. В названии отразились особенности местной природы – наличие древних дубов, являющихся прямым продолжением дубово-еловых лесов Радонежья, частично сохранившихся и до наших дней. В документах 1638 года поселение значится как “Николая Чудотворца церковная земля в Поддубье”. Изображение поселения содержится в чертежах 1660-1676 гг. На одном из них указан “Погост Николаевское Поддубье” и схематически изображена церковь. В XVIII – XIX вв. за территорией сохранялось название “Никольская земля”.

http://sobory.ru/article/?object=00089

Малинники. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Амвросия Медиоланского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1803. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, дер. Малинники Координаты: 56.293859, 38.400052 Проезд: Из Москвы до храма можно добраться по Ярославскому шоссе, или электричкой с Ярославского вокзала, направления: Сергиев Посад, Александров, Балакирево, до станции Сергиев Посад, затем автобусом 120 (Жуклино) до остановки " Деревня Малинники " . Автовокзал в городе Сергиев Посад находится в 100 метрах от ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до храма можно добраться по Ярославскому шоссе, или электричкой с Ярославского вокзала, направления: Сергиев Посад, Александров, Балакирево, до станции Сергиев Посад, затем автобусом 120 (Жуклино) до остановки " Деревня Малинники " . Автовокзал в городе Сергиев Посад находится в 100 метрах от железнодорожной станции, нужно только перейти через вокзальную площадь. От остановки автобуса до Храма Николая Чудотворца ведут две дороги. В теплое и сухое время удобнее воспользоваться тропинкой, ведущей через поле. В этом случае, выйдя из автобуса нужно перейти на противоположную сторону дороги и идти через поле до дороги, идущей через деревню, далее повернуть налево и идти до охотхозяйства. В сырое время или зимой нужно пройти вперед по ходу движения автобуса до указателя д. Малинники и повернуть налево, дойдя до деревни вновь повернуть налево, идти до охотхозяйства. На территории охотхозяйства, справа по ходу движения, на берегу пруда и расположен Храм Николая Чудотворца. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм святителя Николая Чудотворца с приделом св. Амвросия Медиоланского начат строительством в 1802 и освящен в 1803 году. Каменный храм построен вместо обветшавшей деревянной церкви на деньги местного уроженца митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова, 1742-1818) и местного помещика сенатора кн. П. Щербатова. Храму посвящен сайт http://www.stogovo.ru и книга " Созижду церковь Мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье " - под. ред. прот. Вячеслава Брегеды - храма свт. Николая в Малинниках. Сергиев Посад, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=00041

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Переславское, Переяславское, Переславльское) 1. Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), существовало в 1902-1930 гг.; 2. Ярославской и Ростовской епархии , действовало в 1998 г. Названо по г. Переславль-Залесский (ныне в Ярославской области ). 1. В ходе восстания ихэтуаней в Китае (1899-1900) была разгромлена Пекинская духовная миссия , после чего российские власти приняли решение ее упразднить. В июле 1901 г. начальник миссии архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит) был вызван в С.-Петербург для назначения его начальником Урмийской духовной миссии . Однако в столице архим. Иннокентий сумел доказать необходимость сохранения Пекинской миссии, был оставлен во главе ее и 6 апр. 1902 г. назначен титулярным епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии. Архиерею, к-рый должен был пребывать в Пекине, поручалось духовное окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архим. Иннокентия. Титул для него был выбран в память о др. начальнике миссии в Китае - свт. Иннокентии (Кульчицком) , хиротонисанном 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. В апр. 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили изменить титул еп. Иннокентия (Фигуровского) на «Пекинский», а епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии, назначить ректора Смоленской ДС архим. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 119). Архиерейская хиротония архим. сщмч. Дамиана состоялась 12 мая 1918 г. Викарий должен был пребывать в переславль-залесском Даниловом во имя Святой Троицы мужском монастыре и быть настоятелем этой обители; ему вверялось управление приходами и монастырями Переславского и Александровского уездов. Служивший в Переславле-Залесском прот. сщмч. Евгений Елховский вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово - и станом своим он был представительный - его скоро здесь полюбили» (Страницы истории России в летописи одного рода. М., 2004. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Полиносово. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1786 и 1790. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Александровский район, с. Полиносово Координаты: 56.416002, 38.426297 Проезд: Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей нет!). Едете прямо по грунтовой дороге. Через 3 километра будет каменный камень с надписью " Палево " (Полиносово). Повернуть направо и доехать до деревни. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь была построена в 1786-1790гг. вместо прежней деревянной (1721г.) В 1815г. был пристроен придел Сергия Радонежского, в 1816г. возведена колокольня. В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены. На фотографии видны сохранившиеся фрагменты обработки фасадов: угловые лопатки, поребрик между ярусами, обрамления окон. Со времени, когда сделана фотография, кажется, ничего не изменилось. Село Полиносово стоит при реках Дубне и Молокче. Впервые в документах оно упомянуто в 1574 году, когда «Андреем и Полуэктом Михайловичами было приложено в Троице-Сергиев монастырь усадище Полиносово по своей душе и по своих родителях». Усадищем называлась помещичья усадьба без деревни. Она и церковь были уничтожены в Смутное время. В патриарших дозорных книгах конца 17 века на пустоши Полиносовой значится «церковная земля Димитрия Солунского». В начале 18 века она заселяется, в 1720г. строится новая деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского, в 1721г. она освящена архимандритом Троице-Сергиева монастыря Тихоном Писаревым. В 1764 году после отобрания монастырских вотчин, Полиносово перешло в казённое ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=01243

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Невская битва 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. — ( БСЭ. М., 1974, т. 7) Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Неизвестный автор «Жития Александра Невского» Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина Венец первый. Свадебный Глава первая. Благодатный огонь Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010