По сведениям 1740-го года, за погребение в Монастыре иностранные платили 100 рублей, а Российские 50 рублей за могилу! деньги употреблялись на семинаристов 2828 . Но бывали и бесплатные погребения. В 1734-м году Святейший Синод определить тело умершего 9-го декабря секретаря Синода Алексея Волкова, «за его бывшую при Святейшем Синоде службу», погребсти в Александро-Невском Монастыре безвкладно 2829 . В 1738-м году, Комиссия учрежденная о С.-Петербургском строении, назначив в Петербурге определенные места для кладбищ, постановила «при Невском Монастыре погребениям быть по-прежнему» 2830 . При вопросе об устройстве кладбищ обывателями в 1740-м году предполагались отговорки последних, что они погребают своих умерших в Александро-Невском Монастыре 2831 . Комиссия, назначив в 1738-м году определенные места для кладбищ, выработала и правила содержания кладбищ. Для «повышения мест» кладбища должны быть окружены каналами и в пристойных местах на них должны быть выкопаны пруды, вынутою землею должны быть засыпаны низшие места, кладбища вокруг должны быть огорожены деревянными заборами, при кладбищах должны быть построены «потребные для караула и житья могильщикам и содержания к тем погребениям всяких потребностей деревянные покои», – все это должно быть сооружено на церковные доходы 2832 . В 1740-м году, по соглашению Комиссии с Духовным Правлением выработаны дополнительные правила, утвержденный Святейшим Синодом: «чтоб к погребению мертвых телес могилы глубже копали и кирпичем выкладывали», за чем должны наблюдать как священники, так и полиция; устройство кдадбищ возложено было на обязанность обывателей 2833 . V. Архив Александро-Невского Монастыря, заключавший в себе дела монастырской Канцелярии, начал существовать, по естественному порядку, вслед за накоплением решенных дел. Но организован, как следует, он был не сразу. В январе 1727-го года делается запрос «Канцелярии Александро-Невского Монастыря имеющему Архиву» 2834 . Однако Архив был совершенно не устроен до 1742-го года. В зтом же году 15-го марта состоялось следующее определение монастырской Канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но это неверно. Покидая Петербург, архимандрит Феодосий оставил свою монастырскую братию под управлением наместника. Из писем Меншикова Рубцову, вызванных приездом в Петербург игумена Варлаама (Голенковского) с его 12-ю спутниками, видно, что в это время в Александро-Невском Монастыре был уже наместник. Меншиков, давая распоряжение Рубцову отвести игумену Варлааму и прибывшим с ним монашествующим помещение в Монастыре, пишет: «и объявите наместнику и братии, чтобы имели их в респекте» 280 . Далее, слишком милостивый отвод для Киевлян помещения в Монастыре стеснил бывшую уже там братию и вызвал жалобы. И еще за день прежде, чем игумен Варлаам водворился в Александро-Невском Монастыре, Меншиков 14-го апреля 1716-го года пишет Рубцову: «понеже Александрова Монастыря Невского наместник просил нас, чтобы учинить им сравнение в кельях и в чуланах с присланными из Киева, того ради извольте им как кельи, так и чуланы разделить пополам» 281 . Наконец, в письме 15-го мая, уже после месячного пребывания игумена Варлаама в Александро-Невском Монастыре, Меншиков, в письме к Рубцову, упоминая и о находившемся в Монастыре «игумене Галенковском», дает поручение по распоряжение в Монастыре не ему, а особому от него «наместнику» 282 . Но в докладе архимандриту Феодосию 26-го октября 1716-го года Рубцов уже пишет: «а команды Голенковский в Монастыре не принял и не принимает» 283 , следовательно, было уже распоряжение о его назначения. Архимандрит Феодосий, получив от Рубцова это сообщение, поручает ему доложить светлейшему князю, «дабы повелел наместницкую принять службу, понеже до его светлости от Царского Величества о том писано», и добавлял, что прежнее «игуменство» Варлаама уже отдано другому 284 . Одновременно с отсылкой Рубцову этой резолюции на его доклады архимандрит Феодосий написал и Меншикову, что Царское Величество указал быть в Троицком Александрове Монастыре наместником отцу игумену Голенковскому 285 , а Меншиков 23-го ноября 1716-го года пишет Рубцову: «понеже отец архимандрит Феодосий пишет к нам из Фридрихштата от 25-го октября нынешнего 1716-го года, что Царское Величество указал быть в Троицком Александрове Монастыре наместником отцу игумену Головковскому, – и вы будьте о том известны» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Монастыре введена была проповедь. Монастырский проповедник, иеромонах Феофил (Краспопольский) в 1740-м и 1741-м годах говорил проповеди как в Монастыре, так и в градских приходских церквах» 2372 . VII. При Александро-Невском Монастыре устраивался «подхожий стан» Восточных посольств – Турецкого и Персидского, где обыкновенно посольства оставались 2 дня до церемониального въезда в Петербург. В 1736-м году Кабииет распорядился «учредить в Невском Монастыре палаты для приезда Персидского посла» и починить полы 2373 . В 1741-м году для Турецкого посольства очищены были каменные палаты Канцелярии Монастыря и Конторы строения – «все, без выключения» 2374 . Турецкое посольство трактовано было при Монастыре в течение двух суток с 18-го по 20-е июля 1741-го года, были присланы придворные служители и сервировка. В ожидании переделаны были очаги в имеющихся кухнях на счет Иностранной Коллегии 2375 . Посольский дом, при Монастыре, по указанию историка Петербурга Петрова, выходил на Шлиссельбургскую дорогу и был вне стен Монастыря 2376 . Глава четвертая. Строение Александро-Невского Монастыря Продолжение строительных рзбот: сооружение и отделка соборной церкви, чертеж иконостаса; царский балдахнн, решетка и картины в «верхней церкви; отделка первого корпуса, «флигеля» за соборною церковью и малая церковь ; подготовка к строению галлереи; переделка здания Школы, амбары, погреб; огород и ограда. Указ 1732-го года. Канцелярия строений. Рефетория и галлерея; стена; святые ворота. Ремонт. Чуланы в кельях. Скотный двор. Сад, оранжерея и пруд. Каналы и гавань. Мост. Постоялый двор Невский проспект. Подмонастырная слобода. Подворья. Строительные материалы, пильная мельница, кирпичные заводы. Архитекторы: Швердфегер, Земцов, Еропкин. Заведывание работами и организация их. Живопись. Средства на постройку. Реформа стронтельного управления, осмотр сооружений. Новый архитектор Петр Трезин Архиепископ Феодосий сошел со сцены, но жизнь продолжала свой неудержимым ход: и Александро-Невском Монастыре строительный работы продолжались: били спаи, складывали фундамент, стены, устраивали сад, заводили цветники. Только все стало тише, медленнее, скромнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Афонская икона будет пребывать в Александро-Невском храме постоянно. 9 сентября. ПРАВМИР. 4 сентября в Александро-Невском храме Софринской Бригады ВВ МВД России в пос. Ашукино (Пушкинский район Московской области) прошло торжественное богослужение по случаю привоза с Афона в храм списка Светописанной иконы Божией Матери. По словам настоятеля храма игумена Феофана (Замесова), Царица Небесная явилась более 100 лет назад в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, — передает Русский Афон В обители существовала традиция каждую неделю раздавать хлеб всем нуждающимся. Многим такой обычай не нравился и в 1903 г. Протат Афона запретил русскому монастырю безвозмездную раздачу пищи неимущей братии Святой Горы. Когда монахов благословили в последний раз раздать хлеб, один из них решил сделать фотографию. Когда же изображение проявили, то увидели, что в очереди среди прочих неимущих за хлебом стояла Сама Пресвятая Богородица. Этот чудесно явленный Светописанный образ Божией Матери стал очень почитаемым как на Афоне, так и в России. С тех пор день этого образа празднуют 3 сентября, когда и произошло явление. В память об этом чуде была создана Светописанная икона. В храме по случаю привоза со Святой Горы Афон этой чтимой иконы была совершена Божественная Литургия. Затем перед списком, который передали в дар братья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря настоятелю Александро-Невского храма игумену Феофану (Замесову), был отслужен молебен. Афонская икона будет пребывать в Александро-Невском храме постоянно. Храм является общедоступным и открыт с 8:00 до 21:00 (Московская область Пушкинский район, пос. Ашукино, ул. Лесная, д.1). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июня, 2022 26 октября, 2021 21 июля, 2021 6 июля, 2021

http://pravmir.ru/v-podmoskove-s-afona-p...

11-го сентября 1736-го года член Военной Коллегии, генерал-майор Измайлов словесно объявил в Святейшем Синоде высочайшее повеление, чтобы тело скончавшегося первенствующего члена Святейшего Синода, архиепископа Новгородского Феофана «завтрашнего дня из дома его преосвященства вынести, перевезть чрез Неву на Литейную пристань, а от оной сухим путем препроводить в Невский Монастырь и тамо совершить по его преосвященстве надгробное чинопоследование, а по совершении сего отправить тело в Новгород» 2880 . У архиепископа Феофана в Петербурге было 4 дома. Новгородский архиерейский на Васильевском острове и 3 «персональных»: на С.-Петербургском острове, на Адмиралтейской стороне и Приморский 2881 . На С.-Петербургском острове, близ Карповки, был деревянный, однако, ценился дороже других, в нем была домовая церковь , Приморский – каменный, а на Адмиралтейской стороне тоже каменный, но «обгорелый» 2882 . Скончался он 8-го сентябри 1736-го года «4-го часа по полудни в 24-ой минуте», в Карповском доме 2883 . При кончине присугствовали 3 члена Святейшего Синода и в их числе Александро-Невский архимандрит Стефан. Тело стояло в Карповском доме в средней палате и над ним «читано было днем и ночью попеременно с Петербургских церквей священниками надгробное евангелие». 12-го сентября тело положено было «духовными персонами во уготованный гроб, который обит был в средине чернело тафтою, а по внешней стороне черным сукном и по местам шелковым позументом». В 9-ом часу прибыли «Святейшего Правительствующего Синода все члены и прочие духовные персоны и С.-Петербургских всех, церквей священники с диаконы». После литии гроб был вынесен из палат. Протопопы и священники Петербургсктх церквей, шедшие по 3 человека в ряд, составили 21 ряд. Всех участников церемонии, с певчими, было 241 человек. Во время следования погребальной церемонии от Карповского дома во всю дорогу – по суше, по воде и опять по суше – был в Александро-Невском Монастыре продолжительный благовест в один большой колокол. А когда церемония стала приближаться к Монастырю, то в Монастыре «начали звон во все колокола, который и продолжался до времени перенесения тела его архиерейства в церковь ». «По пришествии церемонии к Невскому Монастырю, тело его архиерейства встречено было архимандритом Стефаном с братией и прочим церковным причтом в надлежащей церемонии. И по том встречении гроб его преосвященства несен был 10-ю священниками в обретающуюся в Невском Монастыре церковь Благовещение Пресвятой Богородицы и по принесении поставлен среди церкви». Затем, в начале 11-го часа, началась литургия, в совершении коей участвовал и архимандрит Стефан. В начале 3-го часа отпевание кончилось и гроб поставлен был в футляр и с прежней «церемонией и духовными персоны оной футляр с гробом из означенной церкви несен был священниками к имеющейся в Невском Монастыре на Черной речке пристани, где стояло уготованное для отвезения» тела в Новгорода, судно, покрытое черным сукном 2884 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре прошло собрание игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии 18 декабря 2016 г. 12:16 16 декабря 2016 года в городе Екатеринбурге в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений состоялось собрание игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности». Собрание, в котором приняли участие 14 настоятелей и настоятельниц монастырей, прошло в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Гостем мероприятия стал наместник московского Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству . Участники выразили благодарность Синодальному отделу, инициировавшему данную встречу, и митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу . Собрание началось с приветственного слова митрополита Кирилла, в котором владыка пожелал всем собравшимся, чтобы эта встреча не была лишь разговором о святости, но стала и воодушевлением к святости: «Для подвижника IV века и для инока века XXI есть одни и те же законы и принципы, одна и та же любовь, одна и та же верность тому же и единственному Богу. Может быть, нам на секунду покажется, что враг рода человеческого так преуспел в своем темном искусстве, что приготовил для наших современников какие-то доселе невиданные испытания? Но на самом деле диавол не творец и все страсти, равно как и способы их преодоления, остаются теми же самыми. Поэтому мы открываем писания святых аскетов тысячелетней давности и читаем про самих себя, про те же страсти и про те же высоты святости, которые не только доступны для нас, а в определенной мере совершенно обязательны». Особенностью собрания стал тот факт, что большинство докладов основывалось на поучениях и примерах из житий русских преподобных отцов. Как отметили участники, наставления русских подвижников XVII-XX веков очень близки современному русскому иночеству: на них можно строить внутреннюю жизнь любой современной обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Архив Пн Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в Акатове 24 июля 2023 г. 12:35 23 июля 2023 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Донского ставропигиального мужского монастыря   митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в  Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре  в деревне Акатово (Клинский городской округ Московской области). В этот день в обители отмечалось тезоименитство настоятельницы обители игумении Антонии (Мининой). Перед началом богослужения митрополит Феогност отслужил литию по архимандриту Петру (Афанасьеву), гробница которого находится в южном приделе храма. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили исполняющий обязанности наместника  Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря  иеромонах Даниил (Константинов), протоиерей Петр Гриценко, иерей Димитрий Штых. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Антония с сестрами, настоятельница  Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря  игумения Неонилла (Фролова) с сестрами, прихожане и гости обители. По окончании Литургии владыка Феогност огласил поздравление Святейшего Патриарха Кирилла игумении Антонии и обратился к прихожанам со словом, посвященным воскресному евангельскому чтению. В завершение по традиции все прихожане были приглашены в монастырскую трапезную. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6044831.ht...

Вскоре после прибытия в Невский Монастырь он выезжал – 3-го января 1717-го года – на некоторое время в Киев 1561 . В ряду монашествуюших должностных лиц были «келейные» иеромонахи и иеродиаконы, то есть состоявшие при «келье» архиепископа Феодосия. Они несли обязанности секретарей. Первым келейным упоминается иеродиакон Александр (Заузолский). Он был «Нижегородской губернии подьяческой сын», в мире носил имя Алексей, принял монашество в 1716-м году, имея от роду 25 лет, в Троицком Александро-Свирском Монастыре. В ведомости монашествующих за 1723-й год о нем была сделана отметка: «пишет скорописью, уставом и нотное» 1562 . В бытность архиепископа Феодосия в Москве иеродиакон Александр посылает в Москву на утверждение ведомость о назначении иеромонахов на разные места, из Москвы в письмах Головачеву передает распоряжения архиепископа Феодосия, проверяет денежную отчетность 1563 . В 1723-м году келейным был иеродиакон Вениамин, впоследствии иеромонах 1564 . Келейный иеродиакон Евникиан, в мире Евстафий Иванович Падуненков, или Подненко, был сын купепкого человека местечка Подонного «в Польще», принял монашество и рукоположен во иеродиакона в Киево-Печерском Монастыре в 1716-м году, 32-х лет 1565 . В 1724-м году, в феврале, архиепископ Феодосий вызвал его к себе в Москву и поручил привезти митру из Новгородской ризницы, оставленную в Александре-Невском Монастыре 1566 . Первым инквизитором в Александро-Невском Монастыре был иеродиакон Матфей (Голованский или Головашкин) 1567 , после него, с 23-го августа 1722-го года, иеродиакон Иосиф (Жданов). До 15-го июля 1723-го года они действовали по инструкции, данной Петербургским протоинквизитором, иеромонахом Макарием (Хворостиным), а с этого срока по инструкции, присланной из Москвы от «первейного провинциал-инквизитора, иеромонаха Александра (Шокурова) 1568 . Иеродиакон Матфей, по прибытии в Монастырь, был сначала в чреде священнослужения, а в сентябре 1721-го года «от синодального протоинквизитора, иеоромонаха Макария (Хворостина) определен был по инструкции по Александро-Невском Монастыре инквизитором, и был в инкивизиторах 1722-го года по август месяц» 1569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн В день памяти св. Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Александро-Невском соборе г. Егорьевска и возглавил хиротонию архимандрита Паисия (Кузнецова) во епископа Яранского и Лузского 6 декабря 2012 г. 14:30 6 декабря 2012 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Егорьевск Московской области, где в  Александро-Невском соборе возглавил служение Божественной литургии. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Паисия (Кузнецова) во епископа Яранского и Лузского ( Вятская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк ; архиепископ Можайский Григорий ; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Зарайский Константин ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Александр Агейкин , клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; игумен Никодим (Лунев), благочинный Егорьевского округа Московской областной епархии , настоятель Александро-Невского собора г. Егорьевска; наместники монастырей Московской областной епархии, духовенство г. Москвы, Подмосковья и Вятской митрополии. На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель председателя правительства Кировской области А.А. Галицких, председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов, депутат Московской областной думы В.Е. Аксаков, глава Яранского района Кировской области В.А. Логинов, глава Егорьевского муниципального района Московской области М.Т. Лавров, глава городского поселения Егорьевск В.А. Валявков.

http://patriarchia.ru/db/text/2635696.ht...

Отписка вотчин от Александро-Невскаго Монастыря влекла за собою совершенный его хозяйственный разгром. «Не для сожаления тех Троицких и Иверских вотчин», – писал в августе 1730-го года архимандрит Петр Святейшему Синоду: «но понеже причина от того состоит и крайняя нужда, понуждены мы сим донести: 1) еше не успели мы настоящего о том указа получить, уже из Троице-Сергиева Монастыря в вотчины служители с заказом присланы, что ни в чем Невеких вотчинных управителей не слушать и ничего не отправлять; и которые припасы обыкновенными отправлениями в Невский отпускались, а паче заготовленный Тверскими и Новоторжскими монастырскими вотчинными доходы и людьми в Невский на строение белый камень отправлялся, остановили и прочие подобные помешательства оказались; 2) ежели с сего числа ничего в Невский из тех вотчин отпущаться не будет, а вместо них вскоре другие вотчины с денежными и хлебными доходами пожалованы не будут, то конечное в здешнем монастырском содержании учинится немалое помешательство и остановка, и как содержать Невский Монастырь, недоумеваемся; 3) в Невском Монастыре, по новости, кроме Иверских и Троицких, единого служителей и работников нет, из них многие изучены для строения монастырского разным художествам, каковых вскоре и сыскать невозможно, и ежели указ оный будет прислан, то могут они, покиня вдруг все монастырские дела и службы, на старину, где их природа влечет, сойти, – то, кроме одних монахов, ни единого человека не останется, и наличного смотреть и караулов содержать будет некому». Между тем присланные во все вотчины из Троице-Сергиева и Иверского Монастырей монахи и служители «Невских управителей от команд отрешили и денежных и прочих доходов отправлять в Невский воспретили, отчего в Невском конечная учинилась в содержании братства и служителей и в строении остановка. А в Старой Руссе соляные заводы, которые от Невского Монастыря немалою суммою возобновлены и камор-коллежская прибыль для новости того Монастыря на строение пожалована была, Иверского Монастыря монахи с подьячими описали и наличной соли близ 100.000 пуд запечатали и продавать в отпуски на продажу отпускать запретили». «И затем ниоткуду никакого доходу Монастырю нет», – жаловались Святейшему Синоду в августе и сентябре 1730-го года наместник, иеромонах Симон и эконом, иеродиакон Иосиф (Жданов): «и жалованья служителям и мастеровым произвесть не из чего, отчего опасно, дабы они послушаниев и мастерств монастырских не покинули и врозь не разбрелися; да и братству питаться нечем, ибо, вместо Иверских, отколь лучшие доходы были, награждения никакого в Невском не учинено» 2648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010