Перед главным фасадом этого здания хотят разбить партерный сад. Эта территория хотя и огорожена, но уже свободна от арендаторов — с советских лет там располагался ЦНИИ «Прометей». Мероприятие позволит раскрыть главный фасад здания. По линии Минкульта в 2023 году заключены контракты на проектирование ремонтно-реставрационных работ в зданиях академии и семинарии, являющихся памятниками, рассказал «Канонеру» начальник научного отдела «Стройпроекта», помощник ректора Духовной академии по реставрации Дмитрий Бохонский. Также предполагается приступить к недавнему приобретению Академии — руинированному жилому дому при Александро-Невском училище на Обводном канале, 9, корпус 2; на первом этапе планируется провести противоаварийные работы, а в будущем создать в нем дополнительные помещения. Если у города появится возможность перебазировать психиатрическую больницу, то в ее зданиях могут разместить учебные классы и девичье общежитие факультета церковных искусств, призванного развить певческое, иконописное, а в перспективе реставрационное и другие направления. Этот вопрос предусмотрен вторым этапом концепции. Судьба советской пятиэтажки на Обводном, 9, построенной в 1978 году и, по мнению искусствоведов, нарушающей ансамблевость набережной канала в этой части, может быть разной: ее сохранят, но изменят фасады; ее заменят новым двухэтажным зданием в стилистике окружающих исторических построек; ее снесут для восстановления исторической части сада. В последнее время на конференциях часто поднимается вопрос о будущем Монастырского острова, на котором находятся религиозные, учебные и музейные организации. Выдвигаются идеи создать на острове многофункциональную территорию: она может включить в себя религиозную, образовательную, рекреационную и туристическую составляющие. Этому может способствовать и преображение существующей на острове промзоны бывшего деревообрабатывающего завода (набережная реки Монастырки, 5). Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2023/01/27/predstavle...

Петр III был погребен в Александро-Невском монастыре. Неизвестно, по чьему внушению Сенат нашел нужным показать новый знак своего усердия к Екатерине и своего сочувствия к делу 28 июня. 17 июля был призван в Сенат генерал-поручик Бецкий и услышал такое предложение: «Так как ее и. в-ство принятием императорского престола толико излияла всем ее верноподданным матерних щедрот, что оные до поздних времен в сердцах искренних сынов отечества в незабвенной памяти остаться долженствуют, то Сенат за рабскую должность признавает в бессмертную ее и. в-ства славу сделать монумент, к чему вы по вашему довольному к подобным знаниям искусству избраны, и потому Сенат на ваше рассуждение предает, какой вы заприличнее столь славным делам ее и. в-ства монумент сделать найдете, о том бы Сенату свое мнение с планами статуям, обелискам и медалям подали». Бецкий отвечал, что он «поручение ему столь великого дела признавает за особливое для себя счастие, и хотя он к исполнению того находит себя недостаточным, однако ж по долговременной своей бытности в чужих краях и получа там знакомство со многими учеными и искусными людьми надеется с помощию их сие к удовольствию Прав. Сената исполнить». Но среди этих движений, порожденных событиями 28 июня и 6 июля, в Сенате шла сильная деятельность, показывавшая, что новое правительство хочет сдержать свои обещания. 3 июля, присутствуя в Сенате, императрица приказала сбавить с соли по гривне с пуда, и Сенат должен был стараться как можно скорее отыскать средства сбавить еще больше. Сбавка гривны составляла 612021 рубль; надобно было их заменить в доходе, и 12 июля состоялся именной указ брать из миллионной комнатной суммы, вносимой к императрице из соляного же сбора, по 300000 рублей в год, а остальные брать из передела медных денег. Этим указом объясняются слова Екатерины о пожертвованиях для государства из комнатной суммы. 23 июля Сенат получил указ: «Понеже в бывшее пред сим правительство государственная казна истощена, излишних расходов приумножено, от чего неисчислимые приключаются в государстве неполезности, и для того надлежит Прав. Сенату стараться: 1) розданные из казны взаймы деньги взыскать; 2) бывшие засеки и где есть порожние, а дворянам надобные земли продать, чрез что многим помещикам в размножении экономии прибавятся способы, а казне при нынешних недостатках к исправлению государственных надобностей спомоществование; 3) военные и гражданские штаты рассмотреть и, что к полезнейшему тех впредь состоянию потребно, представить ее и. в-ству; 4) тщиться, чтоб в коллегиях и канцеляриях судейские места достойными наполняемы были, и чтобы справедливая служба награжденной была, и малоимущие не имели причин к лихоимству склоняться, назначить каждому пристойное жалованье, изыскав на то деньги не вновь налагаемыми с народа сборами, но другими благопристойнейшими способами, и подать ее и. в-ству немедленно; 5) потщиться к пресечению ябеднических происков и к скорейшему обидимых удовольствию сыскать пристойные способы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Смета была составлена и отпуск материалов произведен по май 1364 . По такому же расчету отпуск материалов производился и в 1722-м году. Бумага стоила 2 алтына десть, 168 свеч – 26 алтын 4 деньги 1365 . Монастырская одежда была следующая: шапка, рукавицы, овчинная шуба, 2 галстуха, 2 платка, сапоги, башмаки, чулки из шерсти, две рубахи из холста. Кроме того, для постели войлок и подушка. Войлок обшить был холстом, подушка – из перьев или оленьей шерсти. Для подушки 1½ аршина тонкого холста. Одежда не выдавалась исправно, и Тихонов 24-го декабря 1721-го года ходатайствовал о выдаче одежды и постели школьникам, принятым в ноябре. В 1722-м году велено было об экипировать на монастырский счет 10 школьников, но 5-и из них, вместо шуб из овчин с опушкою крашенинною, сделаны были, за недоставлением из вотчин овчин, сермяжные кафтаны. Школьники были ими недовольны и просили заменить шубами 1366 . По представлению грамматиста Тихонова, 26-го сентября 1724-го года решено было 34-м ученикам Школы «одежду и обувь сделать от житенного расходу до износу», а именно по две пары рубашек с портками, по 2 платка, по 2 галстуха каждому, 18 шуб новых, сапогов тем, у которых напредь сего даны были пришвы 10 пар к старым голянищам, которым даны были новые пришить у 24-х пар новые головы», да всем по башмакам с чулками, 15 шапок, «рукавиц толичество ж пар», 16 войлоков вновь, да прежних 3 обшить холстом, прежних 16 шуб починить монастырскими портными немедленно» 1367 . Сохранилась в Архиве любопытная запись о медицинской помощи учащимся: в лекарство школьниками в разные числа выдано 13 фунтов пороху 1368 . В сентябре 1724-го года Святейший Синод, рассуждая о обретающихся в Копорском и Ямбургском уездах священнических и дьяконских и причетнических детях, чтоб оные, как и в других местах подобные им церковнические дети во учении граммате происходили правильно, согласно приговорили: оных Копорского и Ямбургского уездов священнических, дьяконских и причетнических детей, для учения Букварей и Грамматик, собрать во обретающиеся при Александро-Невском Монастыре Славенские Школы немедленно, и учить, по подобно прочих обретающихся в тех Школах учеников, неотменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Форма Во первых великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне всея России. О Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне, о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Ея, о всей палате, и воинстве их Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, и на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне всея России, о державе, победе, и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне, о Благоверной Государыне Принцессе Анне, и о супруге Ея. На великом выходе в литургии. Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России, да помянет Господь Бог , и прочая. Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея да помянет Господь Бог, и прочая. А во время архиерейского служения в возглашении многолетия воспоминание чинить таким образом. Пред Трисвятым. Святейший Правительствующий Синод на многа лета. Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России на многа лета. Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, и Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея на многа лета. А потом и прочих по чиноположению церковному. А по приёме дискоса и потира и по Достойне возношение чинить, применяясь к вышеписанному. А по окончании всякой службы на многолетии воспоминать тако: Благочестивейшую Самодержавнейшую Великую Государыню нашу Императрицу Анну Иоанновну всея России. И Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, и Благоверную Государыню Принцессу Анну, и супруга Ея, и прочая по поряду. И во всех священнослужениях, где подобает возносити имя Благоверной Государыни Принцессы Анны, прилагать и супруга Ея. Печатано в Санкт-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре 1739 г. июля дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так жил и так трудился на пользу своей обители, а отчасти и для устроения своей будущей судьбы Софроний Тернавиот во время пребывания своего в Москве в начале 1756 г. Когда он находился еще в Москве, из Киева было получено (11 января) уже ивестное нам распоряжение («архипастирский ордер») о том, кому какие «презенты» должны были быть поднесены, а также поручение хлопотать в св. синоде о выдача в пользу Киево-Печерской лавры денег, вещей и книг, оставшихся после смерти иероманаха Рудзенского 302 , а в гражданских учреждениях по делу «о великороссийских дворах, поселившихся на лаврской земле около крепости Печерской» 303 . Вскоре после 22 января 1756 года Софроний Тернавиот выехал из Москвы и к 10 февраля был уже в С.-Петербурге. 27 февраля 1756 года он так писал об атом архим. Луке: «Сего февраля 10 числа прибил я в Санкт-Петербург и в силу к означенному числу, за великием бездорожием, поспеть могл» 304 . На первых порах он остановился в С.-Петербурге на прежней квартире, которая находилась в доме царского духовника, или где-то вблизи его дома, но потом, вследствие разных неудобств, вынужен был перебраться в Александро-Невскую лавру. «Хотя, по милости господина отца духовника», – писал Софроний Тернавиот тогда же архим. Луке, – «определена была мне прежняя квартира, в которой рад бы я жить, толко от частых гостинных постоев вся загажена и много подчинки требовала и оную очистить моему карману было бы с убитком, а болше того, что жить было в оной опасно: около двора забору, а в хоромах в окошках затворов нет, а близ двора батюшки живут многи промысловые люди и на другом дворе стоит князь Долгоруков, и по той причине утруждал я преосвященного Санкт-петербургского о квартере, и, по милости его преосвященства, определена мне квартера в Невском монастыре, где ныне уже и живу» 305 . 25 февраля 1756 года Софроний Тернавиот представлялся императрице, наследнику и супруге его. «И поднесенные мною презенты», – писал 27 февраля Софроний Тернавиот архим. Луке, – «всемилостивейшая государиня сама изволила все в моленной церкве милостиво з благодарением принять, и их высочества такожде милостиво от мене писма и презент принять изволили, и о здравии вашего ясне в Богу високопреподбия спрашивали, и от рук его высочества румку вина венгерского выпить я удостоился» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В ответ на это я писал Его Высокопреосвященству от 21-го того же Января за 240: «В следствие Архипастырского письма Вашего Высокопреосвященства от 10-го текущего Января за 36, коим изволите приглашать меня к содействию зависящими от меня мерами к распространению издаваемого при С.-Петербургсской Д. Академии журнала «Христианское Чтение» в возможно большем размере, мною сделано по вверенной мне епархии следующее распоряжение: предписано 1) Настоятелям монастырей, соборов и всех Градских церквей, чтобы они на счет кошельковых сумм ежегодно выписывали «Христианское Чтение», и 2) Благочинным сельских церквей, чтобы они сделали распоряжение о выписке для каждого Благочиннического округа не менее двух экземпляров означенного журнала». Инспектор Полоцкой Семинарии, иеромонах Александр 243 отправлялся с моего разрешения в Петербург по своим частным делам. Я поручил ему наведаться там, могу ли я, при введении в действие новых Уставов для духовно-учебных заведений, обратиться к Св. Синоду, с надеждою на успех, с просьбою об оказании из Синодских сумм пособия на благоустройство училищных зданий; и вот что получил от. него в ответ: «Прибыв вчерашнего числа, в Петербург, я только сегодня имел возможность повидаться с теми из моих знакомых, которым более или менее хорошо известны наши Синодские дела. Касательно вопроса занимающего Вас, Преосвященнейший Владыко, они сообщили мне следующее: хотя новый Устав и оставляет уездные училища на полном попечении епархиального духовенства, но исключительность положения Белорусского края, неблагоприятные условия быта духовенства Полоцкой епархии, неожиданность предстоящего дела, потребовавшего одновременно значительных материальных средств и проч. и проч. в этом роде, – дают Белорусскому Преосвященному неоспоримое право, и с надеждою на успех, ходатайствовать о 10-тысячном пособии для почина дела, которое местное духовенство принимает на себя весьма охотно, благодушно и с упованием на лучшие времена. Были и примеры назначения подобных пособий в истекшем году: по ходатайству Высокопреосвященнейшего Петербургского Владыки, отпущена сумма в пособие местному духовенству по случаю устройства параллельных классов при Невском училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

10 февраля. Русь, моя Русь погибает! Мы не смеем назвать ее имени, мы не смеем называть себя русскими! Наши герои словно проклятию преданы: попробуйте-ка в официальном месте упомянуть об Александре Невском или князе Пожарском, о Суворове или Кутузове! Я уже не говорю о героях последней войны. Русская старина, сохраненная нам нашими предками, отдается теперь на расхищение. У моей Руси скоро не останется старой потомственной интеллигенции – последняя пропадает в лагерях и глухих поселках! У нее отнимают религию: церкви и монастыри почти все закрыты, а теософские кружки и библиотеки разгромлены. Теперь гибнет старый патриархальный крестьянский класс, а с ним запустевают поля. Моя Русь погибает! О, зачем я не мужчина, я что-нибудь бы сделала: я с радостью пожертвовала бы жизнью, если б это могло; спасти мою Родину! Я не могу молиться – я вся сухая, замкнутая’ и горькая, как рябина. Очень редко находит на меня восторженная; волна и отогревает сердце, тогда я обращаюсь к Высшим с порывом, идущим от самого дна, – так было после встречи с ним в филармонии, но так бывает очень редко. Русь погибает… Прекрасный Лик – тот, который мерещится моему внутреннему взору, – туманит скорбь. Моя Русь… Я точно слышу ее стон. Прошел час и я опять хватаюсь за перо. Мои мысли мне не дают покоя. «Река времени в своем теченье» все топит, видоизменяет, примиряет… Острота момента пройдет, новые формы понемногу отшлифуются, история даст свою оценку, а вот нам довелось биться в судорогах на рубеже эпох… Мучительный жребий! 11 февраля. Разговор состоялся, один из тех, ради которых стоит жить, после которого я вся как безумная. Я вся дрожу, готова бредить. Да разве может эта девочка любить так, как люблю я? Ну да Бог с ней – не до нее сейчас! Запишу разговор, хоти и страшно писать, запишу и унесу в дрова мое сокровище, частицу души. Мы провели вдвоем целый вечер, вот как это вышло: на мой звонок открыл он сам, накинув на плечи китель. Я тотчас; напустилась: почему он не в постели и подходит к дверям? Выяснилось, что вся семья ушла в Капеллу слушать Нину Александровну, которая солирует в концерте. Я тотчас почувствовала лихорадочный трепет – если заговорить, то сегодня! И вот, окончив возню с банками, я, упаковывая их, рассказала о том, что было в поезде! У него заходили скулы на лице.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Г-н Булгарин в предисловии к одному из своих романов (Записки Чухина, сочинение Фаддея Булгарина) ... VII 325 Гнедича (На) (С тобою в спор я не вступаю) ... I 441 Гнедичу (Из письма к) (В стране, где Юлией венчанный) ... II 31 Гнедичу (С Гомером долго ты беседовал один) ... III 238 Г-н Лобанов заблагорассудил дать своему мнению (Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной ) ... VII 400 Г-н Раич счел за нужное ... VII 148 Г-н Федоров в журнале ... VII 176 Года два тому назад книжка, вышедшая в свет (Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme. Les consolations, poésies par Sainte-Beuve) ... VII 235 Голицына (На кн. A. H.) (Вот Хвостовой покровитель) ... I 400 Голицыной, кн. М. А. (Давно об ней воспоминанье) ... II 159 Голицыной (Посылая ей оду «Вольность») ... I 325 Голландская королева, женщина с умом ... VIII 111 Гонимый рока самовластьем (В альбом) ... III 241 Гордиться славою своих предков ... VII 58 Горишь ли ты, лампада наша (Из письма к Я. Н. Толстому) ... II 113  Городок ... I 91  Город пышный, город бедный ... III 77  Горчакову, В. П. (Из письма к) (Зима мне рыхлою стеною) ... II 161  Горчакову (Князю А. М.) (Встречаюсь я с осьмнадцатой весной) ... I 249 Горчакову (Послание к) (Питомец мой, большого света друг) ... I 370  Горчакову (Пускай не знаясь с Аполлоном) ... I 48 Господи боже мой, вот уже четвертый месяц (Альманашник) ... VII 153 Гости съезжались на дачу ... VI 560 Гостомыслову могилу грозную вижу ... II 97 Государыня (Екатерина II) говаривала ... VIII 99  Государь долго не производил Болдырева ... VIII 108  Государь (Петр III) однажды объявил (Разговоры Н. К. Загряжской) ... VIII 118 Готовцовой (Ответ) (И недоверчиво жадно) ... III 83 Грамматика не предписывает ... VII 522 Гр. Орловой-Чесменской (Благочестивая жена) ... II 376 Граф Нулин ... IV 235 «Граф Нулин» наделал мне больших хлопот ... VII 186  Графа Кочубея похоронили в Невском монастыре ... VIII 109 Граф К. Разумовский был в заговоре ... VIII 93 Граф Румянцов однажды рано утром ... VIII 99

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Кирилла и Мефодия, к Софийской митрополии пришло множество евреев, которые сообщили митр. Стефану о начавшихся на них гонениях и намерении правительства выслать их из Софии в Германию (в частности, о подготовке первых списков видных евреев, подлежавших депортации в немецкие концлагеря) и просили передать царю на торжественном богослужении в Александро-Невском соборе прошение о милости, составленное двумя раввинами. Владыка заявил пришедшим: «Я укрою всех евреев в церквях и монастырях, но не выдам их на расправу», - затем позвонил по телефону во дворец и узнал, что царя нет в Софии. По совершении богослужения в проповеди, апеллируя к органам государственной власти, митрополит заявил: «Да не поработится свободолюбивая, демократичная и общительная болгарская душа, осмысленно принимающая человечность и братолюбие, чуждым внушениям, влияниям и заповедям». Митр. Стефан передал прошение столичных евреев начальнику царской канцелярии Павлу Груеву и говорил с Б. Филовым и министром внутренних дел П. Габровским о «милости к еврейскому меньшинству», но не получил никакой гарантии. Филов посоветовал Владыке перестать беспокоить царя и правительство заступничеством за евреев, на что митр. Стефан заявил, что церковное заступничество является «не политикой, а нравственным, христианским и человеческим долгом». [xlvi] Владыка также телеграфировал в Видин митр. Неофиту, который со своей стороны настойчиво просил Филова и Груева о том, чтобы прошение софийских евреев достигло царя. Митр. Стефан дополнительно составил обширное послание Борису III с просьбой употребить все царское влияние и положить конец «вандализму и настоящему скандалу для болгарского миролюбия и человеколюбия». Это послание было доставлено царю, и через начальника своей канцелярии он заверил, что с большим вниманием «отнесся к его содержанию». Одновременно Владыка направил в правительство другой протест относительно запрета евреям встречать Пасху и протест по поводу гонений на них, он также подал докладную записку в Синод о необходимости быстрой реакции на новую угрозу евреям и об освобождении двух арестованных раввинов.

http://bogoslov.ru/article/581419

Блаженная Мария, Белогорская пещерокопательница (Память 22 июня). В Воскресенском (Александро-Невском) Белогорском монастыре 22 июня свято чтится память блажен. Марии Константиновны Шерстюковой. Белогорские пещеры находятся в Острогожском уезде, в 3 верстах от слоб. Белогория, в 4 верстах от Павловска, в 75 – от Острогожска и в 15 верстах от Воронежа. Начало Белогорских пещер относится к 1796 г. Первой пещерокопательницей была Мария Констан. Шерстюкова. Она родилась в Бирюче в 1740 г. и была дочь бедного казака Самуила Шерстюкова, человека нетрезвой жизни, и сама пристрастилась к вину, вела жизнь порочную, особенно, по смерти мужа. Раздавши по людям двух сыновей Григория и Семена, она, для снискания себе пропитанья, стала заниматься знахарством, лечила болезни разным зельем и прослыла колдуньей. Ее, как женщину порочную, презирали и, как знахарку, боялись. Так вела она жизнь до 55 лет. Собирая зелья для разных лекарственных снадобий в белогорских диких горах, Мария впадала по временам в сильное раздумье о своей неприглядной жизни, и в душу ее запала искра спасительного раскаяния, вследствие чего, она отправилась в Киев на богомолье (в 1795 г.). Вид пещер киевских, мысль о тяжелых трудах киевских подвижников при копании их, сильно заняли воображение Марии, а духовник, инок Киево-Печерской лавры, уроженец Воронеж. губернии, внушил ей мысль, ради спасения души, потрудиться в копании пещер близ родной своей слободы и, по возвращении в Белогорье, она (в 1796 г.) немедленно занялась копанием пещер, в глубоком уединении. Скоро жители Белогорья узнали о ее подвигах и многие не только из этой слободы, но и из других, и из г. Павловска, являлись к ней потрудиться ради душевного спасения в копании пещер. В виду неоднократных распоряжений высшего начальства, направленных против суеверий и сектантства, белогорское духовенство донесло благочинному протоиерею г. Калитвы Матф. Яковлеву о белогорск. пещерах (в 1800 г.); о. Яковлев, произведя следствие об этих пещерах, запретил Марии продолжать их копание, но она не в силах была остановить свои труды и идти вопреки совету Киевского своего духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010