В возрасте шестнадцати лет Феодор был представлен в герольдмейстерскую контору для смотра, где и показал, что «российской грамоте и писать обучен… желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты». Морской кадетский корпус располагался в Санкт-Петербурге, на углу набережной Большой Невы и 12-й линии Васильевского острова. В феврале 1761 года туда был зачислен Феодор Ушаков, но дяди своего в Александро-Невском монастыре уже не застал – монах Феодор был в Санаксаре, на берегу Мокши, в Тамбовской провинции. Со времени поступления Феодора Ушакова Морской корпус представлял собою еще не настроившееся для правильной учебной жизни заведение. Науки преподавались достаточно хорошо, чтобы образовать исправного морского офицера, но внутреннего порядка, должного наблюдения за нравственностью юношей не было. Кадеты были предоставлены самим себе, и при склонности подростков к подражанию и молодечеству дурные товарищи могли иметь большее влияние, чем хорошие. Кроме того, много надежд в деле воспитания возлагалось на розгу. Но неблагоприятные школьные условия не отразились на юноше Феодоре; добрые свойства его характера, принесенные им в корпус из родной семьи, оградили его от порчи. Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил офицерский чин и был приведен к присяге: «Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорскаго Величества любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!». Вся последующая жизнь Феодора Феодоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной им присяге.

http://pravmir.ru/v-saranske-osvyashhen-...

Печатание производилось на двух станах, привезенных из Москвы, но в конце года 1 стан, за излишеством, был отправлен обратно в Москву. Печатание дошло до книги Товита, но затем признано было необходимым еще раз пересмотреть исправленный текст и, по синодальному определению 14-го января 1741-го года, все дело печатания Библии было переведено в Москву, куда и переехали бывшие в том году при печатании справщики Васильев и Муромцев с бывшими при печатании Библии рабочими и материалами. В половине февраля они уже были в Москве 2778 . Впоследствии мастера и сначала 1, а потом и другой стан снова вытребованы были из Москвы, в 1750-м году, но печатание Библии происходило уже не в Монастыре, а на Ростовском подворье 2779 . Однако, это печатание Библии не считалось восстановлением Типографии, и в 1738-м году упоминается «бывшей» в «Троицком Александро-Невском Монастыре Типография, и дается назначение остававшимся суммам, вырученным от продажи ее книг 2780 . Тем не менее, в 1740-м году Святейший Синод определяет напечатать ставленнические граматы в исправленной редакции «при библейном печатании в С.-Петербурге в Александро-Невском Монастырь» 2781 . В том же году, по случаю назначения наследником принца Иоанна Антоновича, и засим вступления его на престол печатаются новые формы возношения царской Фамилии «в С.-Питербурхе в Типографии при печатании книги священного Писания, нарицаемой Библии» 2782 , или «при Троицком Александро-Невском Монастыре» 2783 . В октябре 1740-го года в Александро-Невском Монастыре напечатаны манифесты и присяги по случаю кончины Императрицы Анны Иоанновны, 200 штук 2784 . При Александро-Невском Монастыре напечатаны 9-го ноября 1740-го года новые формы возношения царских имен за Богослужением 2785 . Здесь формы печатались только для Петербурга, епархии Новгородской, Псковской, Архангелогородской и Белорусской, для заграничных церквей и для армейеких священников: 2.400 экземпляров. Прочее число – 17.520 экземпляров – было печатано в Москве 2786 . В 1740-м голу «при библейном печатании в Александро-Невском Монастыре» по определению Святейшего Синода было напечатано 3 завода, то есть 3.600 экземпляров, ставленнических иерейских грамат нового образца для ведомства Московской Синодальной Канцелярии: и епархий Новгородской, Вологодской, Псковской и Коломенской.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1747-м году уволен в Киево-Софийский Монастырь на обещание иеромонах Каллистрат (Цупровский), бывший в Александро-Невском Монастыре с 1741-го года и последний год занимавший должность эконома 3056 . В 1748-м году, по старости, уволены в свой Свинский Монастырь, приписной к Киево-Печерскому, иеромонах Иона, бывший в Невском с 1720-го года 3057 , и Свинский же иеромонах Мелхиседек, бывший с 1735-го года, в Московский Златоустов Монастырь 3058 . За истечением 5-ти летнего срока, в 1747-м году просили об отпуске в свои Монастыри 5 иеромонахов, 1 иеродиакон и 3 монаха. Но преосвященный Феодосий не признал возможным дать им отпуск до прибытия на их место других, 10-и человек, из Малороссийских Монастырей. Святейшим Синодом было отпущено 6 человек, уже неспособных, по дряхлости или болезням к послушаниям 3059 . В 1753-м году были уволены на обещание, по собственным просьбам, иеромонахи Переяславского Вознесенского Монастыря Варфоломей (Приставский), Глуховского Петро-Павловокого Гурий, Киево-Печерского – Герман (Лотвиновский) 3060 , а также Ипатий, иеродиакон Гавриил 3061 . Был случай, что уволенный в 1753-м году после 12-и лет службы в Невском Монастыре в Переяславский кафедральный Монастырь иеромонах вернулся в Петербург и жаловался в Святейшем Синоде, что ему никакого награждения не учинено и он отправлен из кафедры в Переяславский Михайловский Монастырь, где ему не дано даже «подлежащей келлии». Это быль иеромонах Варфоломей. В Святейшем Синоде его спросили, какой он желает себе избрать для жительства Монастырь. Он выбрал Густииский Троицкий и был туда послан 3062 . В 1754-м году уволены за старостью и болезнями в Киево-Печерскую Лавру, в больницу, иеромонах Аммос, бывший в Невском с 1741-го года 3063 , и в Густынский Троицкий Монастырь иеромонах Иоанникий (Мощанский), бывппй с 1742-го года 3064 . В том же году уволен постриженник Невского Монастыря 1745-го года, монах Филарет (Черкасов) в Козловский Троицкий Монастырь, Воронежской епархии, в косм и отоц его был пострижеии 3065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1744-м году рукоположен в иеромонаха иеродиакон Герман (Логвиновский) 3044 . В 1745-м году посвящен во иеромонаха иеродиакон Ипполит, в мире Иван Лукич Гулинский, сын посадского человека города Тернополя, родившийся в 1711-м году, постриженный в рясофор в Загаецком Монастыре в 1732-м году, в следуюшем году перешедший в Киево-Печерскую Лавру и там в 1738-м году посвященный в иеродиакона 3045 . В 1746-м году иеродиакон Варфоломей 3046 . В 1758-м году, за недостатком иеромонахов, рукоположены во иеромонахи иеродиаконы: Епифаний (Элиашев), Мартин (Козарский) и Вассиан (Волошин) 3047 . В 1743-м году, по прошению, уволен из Монастыря в Киево-Софийский Монастырь иеромонах Леонтий (Ливчинский) 3048 и в Киево-Печерский, за болезнью, обессилевший после двух морских кампаний, бывший в Невском с 1741-го года иеромонах Иакинф (Даровский), «не в образец другим» 3049 . В 1743-м году отпушен на обещание в Знаменский Монастырь иеродиакон Даниил, в мире Дмитрий Якимович Руляев, сын иноземца, органного мастера, родившийся в Москве в 1695-м году, постриженый в Успенском Монастыре на Белбоши в 1711-м году, рукоположеный во иеродиакона митрополитом Тихоном в Казани в 1721-м году 3050 . В 1745-м году, по представлению архиепископа Феодосия, были уволены, за старостью и болезнями, иеромонахи Ианнуарий (Заблоцкий) в Киево-Выдубицкий Михаииловский Монастырь 3051 и Лаврентий (Богдановский) в Черниговский кафедральный Монастырь, причем Святейший Синод от себя предписал ответ им, за долговременное пребывание в Александро-Невском Монастыре, «наилучшие кельи и пищей и прочим довольствовать их во всем от лругих с отменою, против двух братов» 3052 . В Киево-Печерсий Монастырь отпущен иеромонах Герман, бывший в Невском с 1735-го года 3053 . В Каташинский Николаевский Монастырь, Черниговской епархии, отпущен бывший также с 1735-го года, иеромонах Герасим (Лозовицкий), с оговоркой, сверх довольствия «против двух братов», об увольнении от всех послушаний, кроме очередного священнослужения 3054 . В 1746-м году уволен в Москву, для определения в какой-либо Монастырь, за старостью и дряхлостью неспособный к священнослужению иеромонах Дамиан Новинский, бывший в Александро-Невском с 1727-го года. В Новинский Монастырь он не мог быть возвращен потому, что в этом Монастыре «Грузинские духовные персоны быть определены» 3055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Преставился заштатный клирик Ижевской епархии на покое иеромонах Никон (Рожин) 13 июня 2022 г. 19:02 13 июня 2022 года в реанимации в одной из ижевских больниц после тяжелой и продолжительной болезни скончался пребывавший на покое заштатный клирик Ижевской епархии иеромонах Никон (Рожин). Николай Дмитриевич Рожин родился 7 августа 1945 года в с. Космодемьянское Граховского района Удмуртской АССР. Крещен в 1946 году в Ильинском храме с. Новогорское Граховского района. После получения среднего образования в 1963 году работал на мотозаводе в г. Ижевске. С 1991 года трудился на разных рабочих должностях в Трифоновском храме с. Каменное Заделье, Свято-Троицком соборе г. Ижевска и Александро-Невском кафедральном соборе. 29 января 1998 года по благословению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая (Шкрумко) в Александро-Невском храме с. Русский Пычас Можгинского района был пострижен в монашество (мантию) с именем Никон — в честь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского. 1 февраля 1998 года архиепископом Николаем в Александро-Невском кафедральном соборе рукоположен в сан иеродиакона. 8 февраля того же года в Александро-Невском храме с. Русский Пычас рукоположен в сан иеромонаха. 16 сентября 1998 года был направлен для временного исполнения пастырских обязанностей в Вознесенский храм Успенского женского монастыря в с. Перевозное Воткинского района. 16 февраля 1999 года направлен для исполнения священнических обязанностей в Ризоположенский храм с. Люк Завьяловского района. 7 ноября 2005 года иеромонаху Никону было благословлено создание и дальнейшее духовное окормление домового храма в п. Воложка г. Ижевска. Также благословлено окормление храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на территории исправительной колонии 7 в п. Азино Завьяловского района. В 2007 году освобожден от данных обязанностей. 28 апреля 2010 года согласно поданному прошению благословлен переход в клир Екатеринбургской епархии . 1 мая 2010 года был принят в клир Екатеринбургской епархии и назначен клириком Свято-Троицкого мужского монастыря с. Тарасково г. Новоуральска Горно-Заводского благочиннического округа. 2 апреля 2013 года командирован для служения в кладбищенский приход храма святителя Николая п. Висим Нижнетагильской епархии . 27 ноября 2013 года направлен в Свято-Троицкий мужской монастырь с. Тарасково. С 1 по 13 декабря 2013 года находился на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении республиканской клинической больницы г. Ижевска. Затем находился в лечебном отпуске для восстановления здоровья. 5 ноября 2014 года согласно поданному прошению почислен за штат Нижнетагильской епархии с правом перехода в другую епархию. 25 января 2021 года принят в клир Ижевской епархии и почислен за штат согласно поданному прошению с пребыванием на покое по месту жительства в с. Люк Завьяловского района, где и проживал вплоть до своей кончины . Ижевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Прошла лекция о святом Александре Невском апреля 2024 Лекция о святом Александре Невском прошла 4 апреля в Святодуховском центре в рамках мероприятий, посвященных 300-летию перенесения его мощей  в Санкт-Петербург. Профессор, проректор РГПУ Роман Соколов сосредоточился на восприятии великого князя современниками после его смерти, а также на сюжете перенесения его мощей в Санкт-Петербург и установлении этого события как церковно-государственного праздника. " Интерес к Александру Невскому в последние годы усиливается. Большую роль в этом сыграли проект " Имя России " 2008 года и широко отмечавшееся 800-летие со дня рождения князя. Вышло много литературы. В частности, хотел бы отметить книгу Дмитрия Мироненко об иконографии князя " , - сказал историк. Он напомнил, что Александр Невский обрел статус местночтимого святого сразу по кончине. Его общерусское прославление совершилось в 1547 году. Церковное почитание князя совпало с его восприятием как одного из символов русского государства. На новый уровень эта составляющая была вынесена в петровскую эпоху. Петра Великий прекрасно знал о жизни Александра Невского, читал русские летописи, в частности, Лицевой летописный свод, житие князя. Одним из главных дел жизни царя была Северная война со шведами за выход на Балтику. Он понимал, что для победы в ней недостаточно военной силы, нужно идеологическое обеспечение, укрепление духа воинства и общества. Ведущую роль в этом должен был сыграть великий князь, который ранее бил того же врага на той же земле. Основывая новую столицу, царь постарался, чтобы она отвечала требованиям европейского города. Но Санкт-Петербург в то же время - русский город, и было решено основать в нем монастырь в честь святого Александра Невского, который должен был стать небесным покровителем города. Перенесение мощей не состоялось в 1713 году, когда в Невском монастыре была освящена первая церковь - это считается датой основания обители. Полтавская победа, битва при Лесной праздновались широко. Но в 1713 году было еще далеко до окончания Северной войны. Долгожданный мир подписали лишь 30 августа (ст.ст.) 1721 года. Петр сразу задумался о совмещении этого светского праздника с церковным, тогда ему и пришла мысль о перенесении мощей.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

5-го декабря, с новым поворотом дела, велено было содержать архимандрита Маркелла в Монастырь «под крепким арестом не исходно». Но архимандрит Маркелл, надеясь на своих покровителей и пользуясь недостатком охраны, бежал 13-го января 1728-го года в Москву 2342 . В 1729-м году Петербургский священник Васильев, за крещение «иностранных людей» без синодального разрешения, был присужден к штрафу в 5 рублей, «а буде тех денег платить не похочет, то быть ему в Невском Монастырь в монастырских трудах месяц» 2343 . В числе епитимийцев Александро-Невского Монастыря оказался и Казанский митрополит Сильвестр (Холмский). В декабрь 1730-го года был послан в Свияжский Монастырь Коломенский митрополит Игнатий (Смола), под караулом, с запрещением «архиерейская действовать и архиереем именоваться». Петербургские политические интриги, жертвой которых пал митрополит Игнатий, не были понятны в глуби России, и Казанский митрополит Сильвестр отнесся к своему пострадавшему собрату с благожелательностью: принимал его у себя и сам бывал у него, возил его в своей карете и вообще относился к нему, не как к простому ссыльному монаху, а как к оставшемуся не у дел митрополиту. Был донос, и в результате, 30-го декабря 1731-го года, Государыня приказала митрополита Сильвестра послать на обещание и Александро-Невский и Монастырь. На другой день последовал указ, которым велено жить ему там безысходно, как прочие архиереи на обещании живут, – в служении не быть, мантии архиерейской и панагии не носить. 12-го января 1732-го года митрополит Сильвестр прибыл в Невский Монастырь, где с него была снята панагия и отослана в Святейший Синод. В Благовещение, 25-го марта 1732-го года, на праздник в Монастыре, Сильвестр пожаловался на свое положение, чрез 3 дня, 28-го марта 1732-го года, последовал высочайшей указ, в котором говорилось: «известно Ее Величеству учинилось, что оный Сильвестр в Александро-Невском Монастыре содержит себя не так, как надлежит, но употребляет свои коварственные ханжества, чего бы ему, Сильвестру, отнюдь чинить не надлежало; а может быть, что и еще из того коварства надиятись больше возможно худых дел; того ради Ее Императорское Величество изволила указать оного Сильвестра из Александро-Невского Монастыря послать Псковской епархии в Монастырь, называемый Криницкий, и содержать его так, как и в Александро-Невском, ни до каких противных продерзостей и худых его поступков не допуская» 2344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

30-го января 1726-го года архимандрит Петр определил штат Школы в 50 воспитанников. Приказано было содержать при Невском Монастыре для обучения школьников 50 чоловек. «Излишних, которые к обучению непонятны и ленивы, с монастырской пиши и одежды отрешить, а «коли из оных кто похощет на своей пище и одежде учиться, оным позволяется». Профессору Скяде поручено было школьников «рассмотреть и разобрать» 2568 . После этого в Школу за весь 1726-й год поступило только 3 человека, – 2 крестьянских сына и племянник Прилуцкого архимандрита Иов Григорьев, – все на монастырское содержание. Выбыло в 1726-м году 24 человека 2569 . В 1727-м году поступили опять только трое: 2 сына монастырского диакона Августа и сын Кронштадтского дьячка, – все на монастырское содержание. Затем в течение двух лет поступления не было. Выбыло за 3 года 26 человек. В 1730-м году поступило 2 школьника, выбыло в 1730-м, 1731-м и 1732-м годах 15 человек. Оставалось 18 школьников 2570 . Школа, таким образом, увядала. В 1727-м году, при восшествии на престол Императора Петра II-ro, показаны принесшими присягу в Александро-Невском Монастыре 59 семинаристов, 1 профессор и 2 учителя – арифметической и Славянского языка 2571 . Указ 15-го июля 1730-го года о возвращении вотчин вносил расстройство и в жизнь Александро-Невской Школы. В Школе – Семинарии обучались дети монастырских служителей и крестьян. По указу 15-го июля 1730-го года все служители Иверского Монастыря возвращались в Иверский Монастырь; между тем их детей обучалось в Невском Монастыре 24, из иих 11 не были записаны в подушный оклад. В указе о возвращении вотчин школьники не были упомянуты в числе подлежащих возвращению, но не было упомянуто и об их оставлении. Монастырь, в недоумении, и запрашивал разъяснения у Святейшего Синода, выражая желание, чтобы, в случае отдачи школьников из Невского Монастыря, последнему возмещены были издержки на их содержание и обучение 2572 . Из Школы были увольняемы учащиеся и по малоспособности к учению. Так, в октябре 1727-го года, Скяда «отрешил из Семинарии» одного школьника «за непонятием учения и за ручною болезнью» 2573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в Акатово 6 декабря 2013 г. 23:34 6 декабря 2013 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в селе Акатово Клинского района Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Антония! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня действительно особый день. Может быть, по молитвам тех монахинь, которых когда-то изгнали из этого места, а последнюю настоятельницу предали казни — насколько я помню, ее звали Олимпиада, — может быть, по их молитвам, а может, по молитвам нынешних насельниц Господь дал возможность процвести этому месту. Разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли себе представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь и слава Божия будет пребывать на этом месте? Все совершается по воле Божией — и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть — всё это ничто пред лицом Божиим. Это всё временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим — вечность, которая объемлет миры нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями — всё это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях — бытовых или связанных с нашим здоровьем, с нашей работой, с нашими семейными отношениями, — и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!

http://patriarchia.ru/db/text/3421490.ht...

Архив Пн Патриаршее слово после благодарственного молебна в Александро-Невском скиту близ Переделкина 20 ноября 2023 г. 17:40 20 ноября 2023 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 77 лет. После благодарственного молебна, который в Александро-Невском скиту близ Переделкина совершил архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово. Ваше Высокопреосвященство, владыка Фома! Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю всех вас за молитву обо мне. Знаю, что эта молитва каждодневная, вся Церковь молится, и, наверное, без этой молитвы было бы невозможно осуществлять Патриаршее служение. Но когда за меня молятся в этот день, личный день, с которым связано само явление человека в жизнь, то, думаю, эта молитва слышится Господом, и помощь изливается на того, о ком молятся. И через присутствующих здесь благодарю сейчас всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня по всему лицу земли нашей, во всей Полноте Церкви нашей возносили и возносят молитвы о Патриархе. Патриаршее служение очень непростое, об этом многое сказано, и я об этом говорил, еще не будучи Патриархом, когда обращался к моему блаженно почившему предшественнику со словами приветствия. Но в полной мере осознать масштаб этого служения и связанных с ним трудностей можно лишь тогда, когда сам проходишь через эти трудности и эти скорби. Есть, конечно, и много радостного. Прежде всего то, что наша Церковь, выйдя из полосы гонений, отчуждения от общества и государства, уже не один десяток лет живет в достаточно благоприятных условиях, и эти условия не остаются неиспользованными. Хотел бы принести благодарность всему нашему епископату, духовенству, верующему народу, особенно приходским активистам, нашим церковным преподавателям, служителям, проходящим многообразные служения в Церкви, за то, что все мы сегодня не теряем возможностей, которые Господь нам дал. И я радуюсь, видя умножение храмов и монастырей, радуюсь достижениям в сфере образования детей и молодежи, в области взаимоотношений Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/6078675.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010