Перед главным фасадом этого здания хотят разбить партерный сад. Эта территория хотя и огорожена, но уже свободна от арендаторов — с советских лет там квартировал ЦНИИ «Прометей». Мероприятие позволит раскрыть главный фасад здания. По линии Минкульта в 2023 году заключены контракты на проектирование ремонтно-реставрационных работ в зданиях академии и семинарии, являющихся памятниками, сообщил начальник научного отдела «Стройпроекта», помощник ректора Духовной академии по реставрации Дмитрий Бохонский. Также предполагается приступить к недавнему приобретению академии — руинированному жилому дому при Александро-Невском училище на Обводном канале, 9, корпус 2; на первом этапе планируется провести противоаварийные работы, а в будущем создать в нем дополнительные помещения. Если у города появится возможность перебазировать психиатрическую больницу, то в ее зданиях могут разместить учебные классы и девичье общежитие факультета церковных искусств, призванного развить певческое, иконописное, а в перспективе реставрационное и другие направления. Этот вопрос предусмотрен вторым этапом концепции. Судьба советской пятиэтажки на Обводном, 9, построенной в 1978 году и, по мнению искусствоведов, нарушающей ансамблевость набережной канала в этой части, может быть разной: ее сохранят, но изменят фасады; ее заменят новым двухэтажным зданием в стилистике окружающих исторических построек; ее снесут для восстановления исторической части сада. В последнее время часто на конференциях поднимается вопрос о будущем Монастырского острова, на котором находятся религиозные, учебные и музейные организации. Выдвигаются идеи создать из острова многофункциональную территорию: она может включить в себя религиозную, образовательную, рекреационную и туристическую составляющие. Этому может способствовать и преображение существующей на острове промзоны бывшего деревообрабатывающего завода (набережная реки Монастырки, 5). Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

Митрополит Варсонофий прочитал лекцию в Политехническом университете марта 2021 В пространстве " Точка кипения - Политех " владыка посетил СКБ " Силовые машины - Политех " и центр патриотического воспитания молодежи. В СКБ студенты под руководством кураторов решают производственные задачи. В центре патриотического воспитания расположены экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Студенты занимаются реконструкцией боевой техники времен войны. Гостю подарили модель танка Т-34 с надписью " Александр Невский " . В одном из залов находится инсталляция пулеметной точки в карельских лесах. Студенческими поисковыми отрядами подняты останки более 400 бойцов, владыке показали находки поисковиков - солдатские медальоны и нательный крест. Архипастырь спросил у студентов, как они думают, могут ли современные люди защищать Родину, как их предки. Один из студентов сказал, что воевали не только кадровые военные и призывники, но и ополченцы - обычные люди, которые отправились защищать Родину. И современные люди тоже будут защищать Родину, если возникнет необходимость. " Мы - наследники Великой Победы. Это общая победа, и хорошо, что память о ней здесь сохраняется " , - отметил правящий архиерей. Затем он отправился в научно-исследовательский корпус " Технополис Политех " , где в одном из лекционных залов выступил перед студентами с лекцией о святом Александре Невском. " Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни, - сказал, в частности, митрополит Варсонофий. - Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа. Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства. Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нем начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857–1916) был последним владельцем знаменитого дома Лазаревых на Невском проспекте. В 1881 г. он окончил Петербургский университет, «выслушав полный курс наук по историко-филологическому факультету» и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата. В том же году он отправился в научную экспедицию по странам Средиземноморья, в ходе которой посетил Александрию, Каир, Луксор, Асуан и другие исторические центры Древнего Египта. В 1882 г. Абамелек-Лазарев прибыл в Пальмиру, где, проводя раскопки у храма Солнца, обнаружил знаменитый «Пальмирский камень» с греко-арамейской билингвой. Он стал первым исследователем этого эпиграфического памятника. Стараниями С.С. Абамелек-Лазарева и на его средства «Пальмирский камень» был отправлен в Россию и хранится ныне в Эрмитаже. После установления в Восточной Армении советской власти (1920) бльшая часть армян Петрограда, в том числе такие видные представители армянской культуры, как историк Акоп Манданян, художник Вардгес Суренянц, поэт Ваан Терян, переехали в Армению. Вскоре после 1917 г. в Советской России были ограничены имущественные права религиозных объединений, в том числе и армянской общины, однако богослужения в армянских храмах Петрограда продолжались. В 1930-е гг. оба армянских храма в Ленинграде были закрыты. После трагической гибели католикоса Хорена Мурадбегяна (1933–1938), убитого коммунистами, эчмиадзинская кафедра вдовствовала вплоть до 1945 г. Местоблюстителем патриаршего престола в эти годы был Геворк VI (в 1945–1954 гг. – Верховный католикос всех армян). Архиепископ Месроп (в миру Парсадан) Тер-Мовсисян (Тер-Мовсесян) (1865– 1939), видный ученый и педагог, уже будучи архимандритом и членом эчмиадзинской монастырской братии, в 1902 г. в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «История перевода Библии на армянский язык» 505 и был удостоен степени магистра армянской словесности. Армянский перевод Библии имеет огромное значение для текстуальной критики. Для каждой страны, вступившей на путь христианизации, изучение истории перевода Библии, по сути, является изучением исторических судеб отдельных народов, межхристианских отношений, выработки христианской лексики и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть может он и побранил бы его за это, но в душе то он признался бы себе, что все это в порядке вещей: молод, легкомыслен, развлекается... а вот приверженность к Невской Лавре,– это совсем другое дело, на это должно обратить серьезное внимание. Отец видел теперь, что желание старшего сына, который, еще отправляясь только в училище, на вопрос, какого рода службу он предпочитает, не задумываясь, ответили: «службу Царю Небесному», 93 было не пустыми словами, что сын все время носит в сердце своем желание поступить в монахи, не расставшись с ними и, в суете шумной столицы. Но позволить сыну поставить на своем, пойти, руководствуясь хотя бы и внутренним призванием, но против воли отца, – было не в характере Александра Семеновича, не выносившего никаких ослушаний. Не имея возможности за далью расстояния самому подействовать на сына и видя, что письменные наставления не производят на него должного действия, – Димитрий Александрович продолжает вместе с другом своим Чихачовым посещать Лавру. Александр Семенович обратился за содействием к начальнику училища графу Сиверсу, своему бывшему товарищу по службе в пажах, прося его содействия и помощи. Училищное начальство приняло строгие меры: Брянчанинов был переведен с частной квартиры, где он жил со своими братьями, в казенную, в стены Михайловского инженерного замка под строгий надзор. Теперь Димитрий Александрович мог быть неразлучен с другом своим Мишей Чихачовым, жившим там же, но посещения Лавры, которых друзья не прекращали не смотря ни на какие запрещения, сделались, конечно, гораздо затруднительнее реже, так как совершались тайно от начальства. Так продолжалось до тех пор, пока им не было разрешено поселиться на частной квартире; это было тогда, когда вышел в офицеры и Миша Чихачов. 94 Окончивши курс в юнкерских классах и вышедши из стен училища, друзья-офицеры поселились поближе к Лавре, по свидетельству Лескова, на Невском проспекте, в большом и очень нелепом доме Лопатина, который теперь уже сломан и который помещался там, где ныне пролегает Пушкинская улица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В условный день священники А. Никольский , М. Морошкин и А. Гумилевский предстали пред митрополитом в архиерейском его доме, находящемся в Александро-Невском монастыре, были, по докладе, допущены пред лицо Владыки и высказали о желании духовенства выразить в адресе верноподданнические чувства Государю Императору, как выражают их общества крестьянские и городские и различные корпорации из сословий крестьянского, купеческого, мещанского и дворянского и представители различных вероисповеданий обществ (старообрядцев, магометан и т.д.). Митрополит весьма благосклонно принял сообщение о выраженном ему желании духовенства и, после нескольких минут беседы, изъявил, что с его стороны не только нет препятствий к тому, чтобы желающие участвовали в объясненном ему деле, но что он даст священникам столицы дозволение составить „частное собрание“. С благодарностью приняли изъявление Владыки представлявшиеся ему священники. С необыкновенной быстротой разнеслась по всему духовенству столицы весть о возможности для него составить собрание. А.Т. Никольский предложил свою квартиру для совещаний собраний. Указан был день, в который должно составиться собрание. Из 169-ти священников и протоиереев столицы успели прислать ко дню совещаний свое желание участвовать в подаче адреса 75-ть человек. В указанный для совещаний день собралось в квартиру о. Никольского около 80-ти человек – членов консистории, благочинных, протоиереев и священников; но в числе их не было более 10-ти священников, которые ранее этого дня, письменно, выразили свое желание на соучастие в составлении и подаче адреса, но не могли прибыть в квартиру Никольского на совещания, по надобностям церковной службы. После значительного собрания священников составлен был список явившихся; хозяин дома предложил собравшимся выбрать председателя; на предложение некоторых – избрать председателем самого о. Никольского, он, в качестве хозяина, просил своих гостей, чтобы они освободили его от всяких указаний его в кандидаты на председательское место. Произведена была баллотировка председателя. Им избран был М.Я. Морошкин. После избрания председателя, предложен был вниманию собравшихся проект адреса, составленный А.Т. Никольским. Начались совещания и предложения о поправках, изменениях, дополнениях и сокращениях. Совещания шли весьма мирно, спокойно, но тепло и торжественно. Чрез час или полтора выработан проект адреса в следующей редакции:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

б) Опираясь на положения «Духовного регламента», епископы приступили к организации в своих епархиях духовных школ. К 1725 г. были открыты следующие учебные заведения. Феодосий Яновский, некогда помогавший митрополиту Иову при устройстве школ в Новгороде, основал в 1721 г. семинарию при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Тогда же открыл в столице собственную семинарию и Феофан В том же 1721 г. епископ Питирим устроил семинарию в Нижнем Новгороде. В следующем году возникли школы в Твери и Белгороде; в 1723 г.— в Казани, Коломне, Вятке, Суздале, Холмогорах; в 1724 г.— в Рязани и Вологде. Уже в 1721 г. при Святейшем Синоде возник и центральный орган — Контора школ под руководством архимандрита Гавриила Бужинского, советника Святейшего Синода. По представлению Синода Петр I повелел 19 ноября 1721 г., чтобы дети духовных лиц учились в епархиальных училищах, а не в цифирных школах. Это повеление, вышедшее в виде указа Святейшего Синода, явилось первым шагом на пути превращения духовных школ в учебные заведения, предназначенные исключительно для детей из духовного сословия. 31 мая 1722 г. Святейший Синод издал как дополнение к «Духовному регламенту» особый устав епархиальных школ. В нем рекомендовалось, за недостатком подходящих учителей, использовать при обучении детей священнослужителей, готовившихся к принятию священства, только что изданный учебник для начальных школ. Автором этого букваря был сам Феофан Прокопович. Недостаток в учителях, как о том еще будет речь, давал о себе знать и позднее. Затем последовали постановления о запрещении забирать учеников епархиальных школ на военную службу и о направлении в школы молодых монахов и послушников. Последняя мера не имела особенного успеха, так как монастыри под всевозможными предлогами уклонялись от ее исполнения, а отправленные в школы послушники большей частью убегали, возвращаясь в свои обители. Да и возложенная на монастыри обязанность отчислять на нужды школ двадцатую часть урожая выполнялась настолько нерегулярно, что Святейший Синод был вынужден издавать указы с напоминанием об этом. Духовным лицам, не выполнявшим постановление о посылке сыновей в школы, грозило наказание. Но когда в епархиях начали производить проверку сыновей священнослужителей, достигших школьного возраста, выяснилось, что родители всеми способами старались уклониться от нее. Хуже всего обстояло дело со средствами на содержание школ. Успех или неуспех в этом отношении всецело зависел от энергичности епархиальных Больше других о школах заботились епископы малороссийского происхождения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

487 Смердынский Павел Павлович – выпускник Тверской дух. семинарии и С.-Петербургской дух. академии (1896), кандидат богословия. 488 Судницин Павел Никанорович (16.08.1876 – 23.04.1915) – сын священника с. Скнятина Калязинского у. Тверской губ. Образование получил в Кашинском дух. училище, Тверской дух. семинарии (1890–1896) и С.-Петербургской дух. академии (1896–1900), кандидат богословия («Вопросы о Св. Кирилле и Мефодии в древнерусской письменности и печатных произведениях до начала XIX века (историко-критический обзор)»). В 1900 г. определен на службу в канцелярию Св. Синода. С 1902 г. – младший секретарь III отделения канцелярии Св. Синода. С 1914 г. – чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода, заведующий синодальным Алексеевским лазаретом. Похоронен в женском Александро-Невском Бачуринском монастыре Калязинского у. Тверской губ. 497 План исторических изданий к 200-летию Святейшего Синода//Прибавления к Ц Вед. – 1913. – – С. 1244. 498 Еще в середине 1912 г. Комиссия имела суждение по вопросу о юбилейных изданиях к предстоящему 200-летнему юбилею Св. Синода. Было запланировано издать максимально большее количество томов «Описания документов и дел Святейшего Синода», довести до позднейших времен «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания». Кроме того, ходатайствовать через председателя юбилейного Совещания митрополита Флавиана перед Св. Синодом «ныне же приступить к составлению юбилейных изданий: Общего очерка истории Святейшего Синода и в частности его просветительной, церковно-юридической, миссионерской, издательской и др. деятельности, его отношения к другим христианским церквам; затем – очерки истории прокуратуры в Святейшем Синоде и, наконец, биографических словарей с портретами русских иерархов синодального периода, Обер-Прокуроров и главных светских чиновников Святейшего Синода». 512 Общество Ревнителей Истории возникло по инициативе М.К. Соколовского, Т.О. Соколовской и Н.Н. Беклемишева. Первое учредительное собрание состоялось 11 ноября 1911 г. Августейшим покровителем Общества был Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич, председателем – герцог Г.Н. Лейхтенбергский, а его заместителем – М.К. Соколовский. Звание императорского Обществу было пожаловано 7 октября 1914 г. В январе 1914 г. при Обществе была открыта подписка на сооружение в Петербурге памятника св. Благоверному Князю Александру Невскому, как древнерусскому Ратоборцу. С 24 июня по 8 сентября 1915 г. Общество организовало в манеже Главного Адмиралтейства выставку войны. Входная плата на выставку была заменена добровольными пожертвованиями на нужды раненых (чистый доход составил 18.000 руб.). После закрытия выставки Общество приступило к образованию при Обществе музея великой войны, с целью сосредоточить в нем предметы и документы, имеющие отношение к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3293 . – 19 сентября. 1) О разрешении постригать в монашество из учёных в Киево-Печерской лавре и в других малороссийских епархиях; 2) об удержании в Киево-Печерской лавре пожитков после умерших духовных персон и 3) об отмене штрафа с не присягавших церковников 27 По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал состоявшуюся в Кабинете Её Императорского Величества на подаванном Святейшего Синода сообщении, которым требовано: 1) о пострижении из малороссиян в Киево-Печерской лавре и в приписных к ней монастырях и Киевской епархии в монастырях же и обретающихся на Вологде и в Троицком Александро-Невском монастыре славяно-латинских школ учителей по приложенным при оном сообщении именным реестрам, также и в Черниговской и Переяславской епархиях из малороссиян же, желающих в монашество (кроме старшины и казаков и их детей и владельческих людей) позволения; 2) об освобождении не присягавших священно и церковнослужителей и их детей малороссиян от денежного штрафа, которым того платить будет нечем, а вместо того о наказании их плетьми; 3) что оной Киево-Печерской лавры архимандрит с братиею просят, чтоб собственного той лавры архимандритов, наместников, экономов и приписных монастырей начальствующих духовных персон имения по смерти их не описывать и не отбирать, о чём представлено было на высокоособливое Кабинета Её Императорского Величества благорассмотрение минувшего августа 19 дня сего 1738 года за подписанием господ кабинет-министров резолюциею, которою определено о том учинить следующее: 1) о пострижении в Киевский и в приписные монастыри показанных в приложенном реестре людей по желаниям их в монашество апробуется, и впредь таких желающих монашества принимать, однако ж с доклада Святейшему Правительствующему Синоду, а от Синода представлять в Кабинет, прописывая именно состояние их. 2) С неприсягавшими священно и церковнослужителями и их детьми, которые положенного денежного штрафа платить не в состоянии, поступать по указам, а которые до июля месяца 732 года были не выше двенадцати лет, их за их малолетство от штрафа и наказания уволить, точию на отцах их за то, для чего они упомянутых детей своих к присягам не понуждали, доправить денежный же штраф по указу, а в прочем Кабинет Её Императорского Величества с рассуждением Святейшего Правительствующего Синода согласен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга, которую я так и назвала «Ближе к небу», расскажет о людях, с которыми мне когда-то посчастливилось встретиться. Все сердечные соприкосновения с ними, когда моя душа обретала духовную пользу, я сберегаю в памяти, согреваясь их добротой. Потому дерзаю разделить с читателями это моё ценное, светлое, радостное, памятуя о том, «что посеешь, то и пожнёшь». Мой рассказ пойдет о священниках, которые уже переступили порог Вечности. Встречи с ними для многих, в том числе и для меня, были подобны маякам, подсказывающим верный курс к небесному причалу. Интересен факт, что уже после окончания работы над очерками я заметила, что все герои книги были как-то связаны с моим любимым Псково-Печерским монастырем. Истории распределены в порядке, соответствующем времени моего знакомства с батюшками. Личные впечатления я дополнила фрагментами воспоминаний и отзывов других людей, а также известными фактами, чтобы более полно раскрыть жизни тех, кого, безусловно, можно назвать соработниками Божьими, через которых Он касался душ и сердец: «Се стою при дверех и толку», благодаря которым открывались эти «двери». Протоиерей Владимир Залипский (18.01.1926 – 23.02.1997) «Люди даже и не знают, что таким человеком можно быть»… (Слова духовного чада отца Владимира Залипского) Что нужно для благодатной встречи? – Готовность сердца. Мне восемнадцать… После зимней сессии вернулась из города, именовавшегося тогда Ленинградом, домой в Эстонию на каникулы. На всенощной в таллиннском Александро-Невском соборе начинается елеопомазание. Подхожу к священнику. Это –  духовник моей мамы, протоиерей Владимир Залипский. Помню проникновенный, добрый взгляд батюшки. Он ласково сказал мне всего несколько слов, а душа откликнулась, словно крылышки её расправились. Такое ощущение бывает при встрече с безусловно любящим тебя человеком, когда твоё сердце, утешенное и исцелённое этой любовью, вдруг наполняется радостью в ответ. Даже не беседуя, а просто находясь рядом с ним, ты ощущаешь искреннее соучастие в своей жизни. И удивительным образом исчезают тревожные мысли, а проблемы, ещё совсем недавно казавшиеся неразрешимыми, вдруг утрачивают свою остроту и оказываются незначительными.

http://azbyka.ru/fiction/blizhe-k-nebu-o...

Не было в 1730 году архиерейских школ в епархиях: Крутицкой и Суздальской за недородом хлеба, в Устюжской за неимением учителя, Воронежской по неизвестной причине, в Переяславской и Астраханской за скудостию денежною и хлебною, а о Холмогорской школе не было доставлено сведений 26 ). Ко второму типу школ, проектированному Духовным Регламентом, относились академия и семинарии, с более или менее полным курсом наук, в числе коих, кроме латинского языка, проектировались и языки греческий и еврейский, но как только желательные, а не обязательные предметы 27 ). Академии проектируемого Духовным Регламентом типа не было учреждено в первой половине 18 века. Вместо такой Академии, составитель Духовного Регламента архиепископ Феофан Прокопович в 1721 году учредил у себя на Петербургском подворьи Карповке только семинарию, и притом такую, которая по своему курсу похожа была более на светское, чем на духовное учебное заведение 28 ). Что же касается высших и средних духовно-учебных заведений, то они оставались те же самые, какие были и до издания Духовного Регламента в 1721 году, или же, хотя и появлялись новые, но в прежнем духе и направлении. То были частью еллинно-греческие, частью латинские школы. Из еллино-греческих школ известны в это время: греческий класс при Московской Академии, еллино-греческие школы Новгородские и Нижегородские, существования параллельно со славяно-грамматическими, и греко-латинская школа в Александро-Невском монастыре. Из латинских школ оставались прежние: Киевская и Московская Академии и Черниговский Коллегиум, по образцу которых, после издания Духовного Регламента в 1721 году, преобразованы были архиерейские школы Белогородско-Харьковская в 1720 г. и Смоленская в 1728 году. Кроме того, некоторыми образованными архиереями делались опыты введения латинского учения в архиерейские школы: Рязанскую в 1727 году, Вологодскую и Астраханскую в 1729 году и Холмогорскую в 1730 году 29 ). Как еллино-греческие, так и латинские школы заменяли собою простые архиерейские школы первого типа и числились между ними в архиерейских донесениях Св. Синоду 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010