Разделы портала «Азбука веры» 27 Янв 2023 Представлена концепция развития Монастырского острова, значительную часть которого занимают Александро-Невская лавра и Духовная академия. Она включает в себя расширение и благоустройство территории академического кампуса, пишет интернет-издание «Канонер» . Сейчас территория между Монастырским садом и набережной Обводного канала находится в собственности нескольких организаций. Комплексом исторических ансамблей Духовной академии (набережная Обводного канала, 7 и 11) и Духовной семинарии (15–17) заведует Санкт-Петербургская духовная академия. Между ними — в зданиях Александро-Невского Антониевского духовного училища — работает психиатрическая больница 6. Еще три надела используются частными компаниями. В идеале академия хотела бы, чтобы весь этот комплекс, как это было исторически, выполнял роль учебного заведения. Тем более что сейчас вузу крайне не хватает площадей, о чем ранее не раз говорил ректор епископ Петергофский Силуан (Никитин). Так, по его словам, в некоторых зданиях учебные классы соседствуют с комнатами общежитий, а фонды библиотеки не умещаются в существующих габаритах. Это не позволяет развивать направления деятельности учебного заведения, среди которых, кроме собственно богословского образования, научная деятельность в области истории, социологии, философии, искусства и другое. Некоторое время назад по инициативе Духовной академии была разработана концепция развития вуза. Ее выполнило ООО «Стройпроект». Концепция предусматривает несколько вариантов — в зависимости от возможностей. Минимальный предусматривает сохранение нынешних зданий и их реставрационный ремонт и приспособление под нужды учебного заведения. Так, при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге ведутся работы в главном здании исторической академии на набережной Обводного канала, 7, литера Г: в 2022 году завершился ремонт кровли, сейчас ведутся работы на фасадах. Финальным акцентом возвращения зданию его исторического облика может стать воссоздание скульптурной композиции из двух ангелов, поддерживавших крест, — прежде она венчала фронтон портика на лицевом фасаде. Согласно концепции, внутри предполагается разместить лекционные кабинеты магистратуры и аспирантуры.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью. Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания. Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения. Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением  именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/658786.htm...

Председатель отдела по благотворительности протоиерей Александр Степанов отметил, что этой деятельностью занимаются 56 приходов и монастырей. Ими создано 60 благотворительных организаций, в них занято более 230 штатных сотрудников и более 500 волонтеров. Как директор радиостанции " Град Петров " он рассказал о проблеме ее слышимости, которую надеется решить в будущем году: с 1 января ГК " Маяк " прекращает вещание на частоте УКВ. Ее выставят на федеральный конкурс, в котором примет участие радио. Председатель издательского отдела протоиерей Александр Сорокин назвал важным проектом выход очередного справочника Санкт-Петербургской епархии и обратил внимание на появившуюся возможность редакционной подписки на основное периодическое епархиальное издание " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " . Под эгидой журнала регулярно проходят конференции, семинары, круглые столы, лекции. Действует информационная служба " Вода живая " с ежедневным обновлением ленты новостей, издан 35-36 выпуск альманаха " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " . Председатель отдела по противодействию алкоголизму и накомании протоиерей Сергий Бельков отметил, что в октябре 2008 года отделу исполнилось 5 лет. За это время во многих епархиях РПЦ созданы центры реабилитации наркозависимых по типу наших епархиальных центрпов. Значимым событием года стало открытие женского реабилитационного центра в поселке Торфяное. Отдел выпустили 4 книги, проводит лекции православных врачей, крестные ходы трезвенников, создано общество православных психологов. Председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Ганьжин отметил рост воинских подразделений, окормляемых священнослужителями. Сотрудники отдела много раз бывали в Чечне, Ингушетии и других горячих точках, попечительствуют над семьями погибших военнослужащих. Прошли сборы военного духовенства епархии с участием более 30 священников, за год в исправительных учреждениях проведены 12 благотворительных акций.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-12-17/1...

По уходе Тихонова, был произведен в Греко-Латинской и Славенской «Школах», в январе 1729-го года, разбор учащихся профессором Скядой и по его разметке некоторые были «от учения отрешены». Этих отрешенных взяла к себе Канцелярия «для научения письма». Пищу они по-прежнему получали в «Семинарии» «с прочими школьниками», а об одежде и обуви должны были просить особо 2574 . В 1733-м году духовное начальство проявляло заботу о пополнении Школы учащимися. Духовное Правление составило список священно-церковно-служительских детей Петербургской губернии в возрасте от 7-и до 18-и лет, их оказалось 79 человек. Святейший Синод предписал отобрать их у отцов и доставить в Семинарию. Сбор детей шел медленно, и в марте 1736-го года явившихся оказалось только 19 человек. К половине года доставлено было еще 24 человека, но, по освидетельствования их, только трое оказались удобными к учению 2575 . Давая справку о числе семинаристов в 1740-м году, учители, монах Гавриил и иеродиакон Амвросий писали: «в Александро-Невской Семинарии ныне налицо имеется семинаристов 85, в том числе священнических детей 40, диаконских 6, причетнических 10, бывшего обер-секретаря Святейшего Синода Дудина 2 и служительских монастырских 23» 2576 . Почти все учащиеся были новопоступившие в Школу юноши. Но было несколько лиц и из ранее бывших в Школе. По архивному делу 1738-го года о верноподданнических присягах семниаристов в 1730-м и 1731-м годах, оказывается, что в 1738-м году продолжали пребывать в Семинарии и юноши, поступившие в Александро-Невскую Школу в 1735-м и один даже в 1725-м моду 2577 . Содержание Семинарии не было точно урегулировано определенным штатом. По штату, проектированному для Монастыря и Школы в 1732-м году, на содержание Школы при Монастыре, предназначаемой для учения священного и церковного причта детей в надежду священства, определялось 50-ти школьникам на платье, обувь и пищу, но 20-и рублей, 1.000 рублей; в частности эта смета, составлена была из следующих цифр: на платье 300 рублей, на рыбу и мясо по 75, на соль 20, на масло постное и скоромное 50 рублей; муки ржаной 200 четвертей на 300 рублей, круп 50 четвертей на 150 рублей, на покупку медной, железной и деревянной посуды 30 рублей. Трем учителям полагалось следующее содержание: учителю Славяно-Российского диалекта 50 рублей и 6 юфтей хлеба, учителям Латинского и Греческого диалектов по 200 рублей. Книги предоставлено было приобрести, по указанию учителей, из кредита на экстраординарные расходы по смете Святейшего Синода. При Школе полагались 2 сторожа, 2 хлебника, 2 повара, с жалованием по 12-и рублей и по 6-и юфтей. На дрова для Школы назначено было 50 рублей, на починку посуды 15 рублей, на починку и пристройку помещены 20 рублей, с даровыми монастырскими рабочими. Всего на содоржание Школы положено было 1.607 рублей и 42 юфти хлеба 2578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Временные рабочие набирались нарядом 769 обыкновенно по человеку с 10-и дворов 770 ; иногда с 12-и 771 ; иногда с 14-и 772 ; иногда с 25-и 773 ; были случаи, что и с 5-и 774 . Рабочее высылаемы были к работам с топорами, долотами, с «плотницкими работницкими припасами», иногда с лошадьми, обыкновенно на 3 месяца, конные на 1½ или на 2 месяца, и по окончании срока были отпускаемы домой 775 . Срок высылки на работы в некоторых случаях доходил до года. В 1713-м году из Иверского Монастыря выслан был вместе с столярами и печником «годовой плотник» 776 . Иногда требовали высылки рабочих «бессрочно» 777 . И временных рабочих обыкновенно требовали осведомленных в том или другом деле. Первоначально, когда в Монастыре производилось деревянное строение, к строению Монастыря требовались преимущественно плотники 778 ; потом, с началом каменного строения, каменщики 779 . К 1-му мая 1722-го года приказано было выслать из Валдая рабочих на монастырские кирпичные завод 780 . Когда закончено было вчерне каменное строение и начата была его отделка, архитектор, потребовал на строительный сезон 660 столяров 781 . Каменщики и кирпичники шли преимущественно с Новгородских мест: Валдая, Борович 782 ; кровельщики – из Олонецкого уезда 783 плотники из Старорусского и Тверского уездов 784 . В 1713-мгоду требовались рабочие, «умеющие драничному дранью» 785 . Работ было такт» много, и они были так разнообразны, что каждый мог найти себе специальность: исполняли работы кузнечные, столярные, плотничные, каменные, копали рвы, били сваи, обрешечивали мазанки, обделывали брусья, обтесывали дерево, камень, делали кирпич 786 . Вызов рабочих производился приказами в вотчины управителям. Пользовались и всякими другими способами. Наместник Иверского Монастыря, иеромонах Варлаам 9-го апреля 1714-го года был в Невском Монастыре и получил приказ о высылке работников 787 . Весной 1720-го года вызывали к монастырскому строению охочих 300 каменщиков чрез публикацию «листами» в Петербурге и «по городам» 788 . Высылаемые из вотчин по наряду рабочие получали деньга «кормовые», «на проход пути», «мирскую подмогу» 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из местностей сельских и деревенских чтения хорошо организованы в 10 селах и нескольких деревнях, при чем в иных селах тоже показывались туманные картины, которые выписывались из братского склада. Слушатели являлись в громадном количестве, туманные картины обаятельно действовали на простой народ, который буквально не хотел оторвать от них глаз, в особенности от портретов Их Величеств. Лишь только раздавался первый удар церковного колокола, возвещавший о наступлении чтений, шумная жизнь в селе (с. Песьяны Покровского уезда) замирала и все спешили к училищному зданию, которое чрез пять минут наполнялось народом; содержание предложенных чтений было самое разнообразное: статьи духовно-нравственные, исторические, сельскохозяйственные; с особенным вниманием были выслушаны чтения о Московских митрополитах: Петре, Феогносте, Алексие и Филиппе, благоверных князьях Александре Невском и Михаиле Тверском. В Волынской епархии, под руководством члена совета Владимиро- Васильевского братства, протоиерея Н. Трипольского, чтения велись в г. Житомире в зале городской думы, а также под руководством священника Щеглова в зале Житомирского духовного мужского училища, Братство св. Владимирское (в г. Владимире Волынском) тоже устраивает народные чтения. В Воронежской епархии публичные чтения велись под руководством особой комиссии братства св. Митрофана и Тихона и совершались в особом зале при Воронежском Митрофаньевском монастыре по воскресным дням с 6-ти часов вечера. Чтения иллюстрировались световыми картинами. Содержание их было также весьма разнообразно: современные события (крушение царского поезда 17-го октября 1888 г.), исторические 1812 год, рассказы о севастопольцах), описание монастырей (Валаам, Соловецкая обитель), биографии, народных поэтов (Кольцов). Подобного рода чтения устраивались также в селе Шатиловке, в Задонском Богородицком монастыре, в с. Рамони Воронежского уезда, – при содействии и покровительстве принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской: местом чтения в этом селе служила школа, больница, дешевая столовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

534 См.: Legrand Н. La synodalite mise en oeuvre par le concile local de l’Eglise orthodoxe russe de 1917–1918//Irenikon T. 76. 2003. C. 506–531. 539 О съезде и о дебатах начала 20 века по поводу монашества см.: Piovano A. ‘Fuite du monde’ et mission dans le monde. Le debat sur le monachisme en Russie au debut du 20 е siecle//Irenikon. T. 71. 1998. P. 234–279. 540 Подробно определение изучено Rezac I. De monachismo secundum recentiorem legislationem russicam. Roma, 1952. 542 Монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха, который и назначает их настоятелей. Ставропигиальные монастыри по важности и влиятельности следуют сразу за лаврами. 543 Соборное определение о викарных епископах рекомендует последним пребывать в городе, титул которого они носят, и, по возможности, быть настоятелями монастырей: Собрание определений... Вып. 3. Определение 3. Статья 6. С. 42. 575 О роли русского монашества в проповеди Евангелия см.: Glazik J. Указ соч. С. 13–23; Smolitsch I. Russisches Monchtum. Entstehung; Entwicklung und Wesen 988–1917. S. 145–180, 291–295. 582 Миссионерское служение монастырей подчеркивается и определением от 25 января 1918 года «О настоятеле и просветительской деятельности Свято–Троицкой Александро–Невской Лавры»//Там же. Вып. 2. Определение 8. С. 23). Постановление возвращает Петроградскому митрополиту настоятельство Лавры (там же. Статья 1) и поручает соборному отделу о монастырях и монашестве разработать положение «об устроении просветительной деятельности иноческого братства лавры» (там же. Статья 2). 587 Об ученом монашестве и о его связи с епископатом см.: Smolitsch I. Russisches Monchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen 988–1917, S. 447–469. А также Флоровский Георгий , протоиерей. Указ. соч. С. 97–104, 122–127; Rezac I. Указ. соч. Р. 234–253. 588 Об этом идеале см.: Иларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. С. 67–121. 597 О церковном статусе единоверцев и о попытках реформ см.: Lambrechts A. Le statut ecclesial des Edinovertsy dans PEglise russe du 18 е au 20 е siecle//Irenikon T. 64. 1991. P. 451–467. См. также: Palmieri А. Указ. соч. P. 451–460; Leroy–Beaulieit А. Указ. соч. P. 422–424.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырский настоятель не должен принуждать братию приходить к себе на исповедь, понеже таковое исповедание будет притворное. (П. 56 приб. к Регл.) Возбраняется монастырским настоятелям иметь при себе свойственников, ниже определять таковых к делам монастырским, равно не допускать этого и со стороны прочих братий 87 . (Мая 1722 г. приб. к Дух. Регл. п. 59.) В архимандриты без указа Святейшего Синода запрещается производить. (26 Февраля 1764 г. учреж. штат. п. 2.) В монастырях первого и второго класса положено быть архимандриям, в монастырях же третьего класса игуменствам (П. 4. там.) По губернским и другим знатнейшим городам, где имеются монастыри третьего класса, дозволяется Святейшему Синоду, по его усмотрению, для благолепия церковного служения, вместо игуменов, посвящать архимандритов с тем только, чтобы они на положенных по штатам игуменских окладах оставались. (Указ. 12 Декабря 1797 г. п. 4.) Наместники Киево-Печерской и Александро-Невской лавры, при определении их в это звание, возводятся в сан архимандрита со степенью второклассных монастырей и с оставлением их на жалованьи и прочих доходах наместникам положенных, c присвоением им того права распоряжаться своей собственностью, каким в рассуждении его пользуются монастырские власти 88 . (23 Декабря 1816 г. Высоч, утв. докл. Св. Синод.) Примечание. По силе ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 23 Декабря 1816 г. доклада Святейшего Синода и наместнику Почаевской лавры присвоена степень второклассного монастыря, но после всех этого класса монастырских настоятелей, с дозволением данному наместнику носить шелковую мантию с бархатными зелеными скрижалями 89 . (Указ. 19 Декабря 1832 г.) В 1823 г. ВЫСОЧАЙШЕ разрешено возводить в сан архимандрита достойных этого возвышения по степени учености, доброму поведению и истинным заслугам 90 . (Указ. 13 Апреля 1823 г.) Находящимся в третьеклассных монастырях архимандритам, в отличие от прочих монастырей архимандритов, дозволяется употреблять мантию камлотовую с зелеными бархатными скрижалями. (Указ. 17 Декабря 1822 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Итого, в результате секуляризации, общая численность монашествующих в великорусских монастырях сократилась вдвое – с 11000 до 5450 человек. Штатным монастырям были положены следующие годовые денежные оклады: Александро-Невской лавре (вместе с Петербургским архиерейским домом) и Троице-Сергиевой – по 10 070 рублей, мужским обителям 1-го класса – по 2017,5 рублей, 2-го – по 1311,9 руб. и 3-го – по 806.3 руб.; женским обителям – 1-го класса – 2009 руб., 2-го – 475,8 руб. и 3-го – 375,6 руб. Указом 31 марта 1764 г. заштатные монастыри были разделены также на 3 класса в зависимости от устанавливаемого в них числа монашествующих 70 . Им было велено находиться «на своем содержании», питаясь за счет своих «рукоделий» и «мирского подаяния». 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархиях 71 . Указом 26 апреля 1788 г. было объявлено о секуляризации церковной земельной собственности в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской епархиях 72 , а в 1793– 1795 гг. проведена секуляризация монастырских имений в присоединенных после трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) губерниях Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины – Минской, Подольской, Волынской, Ковенской и Гродненской. В результате, в 1786–1795 гг. в украинско-белорусских и литовских губерниях было упразднено 188 православных монастырей. Секуляризация монастырских имений принесла казне значительные выгоды. Только в великорусских губерниях за счет получаемого с бывших монастырских крестьян оброка казна имела 1,5 млн. руб., не считая доходов от сдачи в аренду монастырских земель и других «оброчных статей» (рыбных ловель, мельниц и пр.), в то время как на содержание штатных монастырей казна отпускала 208 тыс.руб. Кроме того, бывшие монастырские имения явились тем резервом, из которого Екатерина II и Павел I производили крупные «пожалования» населенных земель сановникам. Секуляризация нанесла удар монастырям как духовным центрам и архитектурным историческим памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Поскольку, писали они в примечании к 1-й стр. II ч., одних ставропигиальных монастырей (о которых в 1807 г. собирались говорит в одной части с остальными монастырями, – Предъуведомление стр. X.) оказалось достаточно для составления целой части, то рассуждено во 2-ой сей поместить оные отдельно. Прочие же епархиальные монастыри будут предложены азбучным порядком в 3-ей «части», которых, таким образом, намеревались сделать не 3, как предполагали, a более, – и потому, конечно, что скопляли и предвидели накопление новых материалов. Печатание 2-й ч. началось в конце 1808 г. и Евгений по прежнему и полистно же пересылает ее митрополиту Амвросию. «Описание Киевской и Троицкой лавры, извещает он преосвященного Вологодского в начале января 1809 г., получил; к Розанову 114 писал я, что бы на счет лавры здешней особо напечатано было 115 описания Александровской лавры 300 экземпляров». В марте митрополит опять сообщал преосвященному Евгению: «Писание ваше и листы напечатанные (Истории российской иерархии) и приготовленные тетради для напечатания впредь я получил. Благодарю за труд и попечение. Тетради вчера, думаю, в типографию отправлены или скоро отправятся. О присылке тетрадей в типографию прямо, поговоря, вас уведомлю.» «Бумаги об Иерархии, немного спустя, в том же марте, снова писал Амвросий, благоволите посылать отныне прямо в типографию, о чем туда писано. О Пекинском монастыре нечто в Синоде дополнено касательно нынешнего штата». В мае Петербургский митрополит дает знать в Вологду, что «5 листов Иерархии» им получены, и потом прибавляет: «Благодарю за подробное описание лавры Невской. Из Синода нечто велено прибавить о Пекинском монастыре». В октябре Амвросий сначала уведомляет Евгения о получении двух листов Иерархии, а в другой раз пишет: «Желательно видеть 2-ю ч. Иерархии. История, вами предполагаемая в предисловии, много украсить оную». В ноябре: «Введение к Иерархии прочитавши, тогда же Журихину 116 я отдал. Он нашел кое-что прибавить к вашей главе, особливо о заштатных монастырях: но не мог поспешить для отправки сегодня к Вам, итак, в будущую неделю к вам доставим».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010