В 1724-м году по обе стороны «прешпективой от Невского к С.-Петербургу дороги» вотчинными работниками посажено 500 березок, взятых из лесу близ скотного монастырского двора 609 . В 1724-м же году произведена была и первая порча прешпекта. При строении по борку канала были перерублены трубы Невского прешпекта и стало так, что, по отметке 1729-го года, «водяного ныне стоку не имеется» 610 . В 1724-м году произведена крупная реформа в расположении монастырских слобод. В Невской Канцелярии, протоколом 15-го апреля 1724-го года, было определено: «для лучшего в слободах плезиру обывателям заведенные внутри слобод перед домами огороды сломать и землю одобренную, кто похощет, переносить на огороды задворные, а в улицах, вместо оного, сделать против Санктпитербурхского манера, каждому против, своего строения, отступя по сажени, насадить деревом березовым, рябиновым, черемховым, ветловым, каким кто похощет, расстоянием дерево от дерева в дву саженях, в том, сажени мерою где перейдет или не дойдет, верстаться между соседством; то саженное дерево с улиц от утрат загородить против строений с рундуками вравнь, в выше писанной саженной мере, наподобие цветников; а к тому саженные деревья где вынимать и в какую меру, и в слободах к сажению размер показать садовнику Шульцу, и о том к нему послать указ; рыбацкую избу, что наконец слободы над Невою, которою в средине слободы занимает плезир, разобрать п поставить в буюраре в берегу, теми же ловцами, во время шабашей, придать им для уставу плотника да печника и о том к строенным делам послать указ же» 611 . Осенью 1724-го года готовились к постройке в 1725-му году. По публикации вызывали подрядчиков на битье свай для приготовления земли для другой половины палатного строения по правую уже сторону соборной церкви, «да от Черной речки к каналу по полисад против того всего строения, где быть келейной стене, равной с вышнею землею». Подряжали каменщиков 612 . В начале 1725-го года забивали сваи под палатное строение по другую сторону соборной церкви и пониже, на лугу, против каменного строения, где предположено было быть каналу 613 . Сдавали подряд на постройку водяной мукомольной мельницы на Черной речке, на которой уже была недавно построена мельница Кобылякова. Подряд был рассчитан на сумму до 600 рублей 614 . Объявлены были торги и на постройку на Черной речке водяной пильной мельницы – на сумму до 3.000 рублей 615 . Сдан был подряд на поставку липового леса для столярных поделок в соборной церкви 616 . Шел вызов работников – резчиков и каменщиков – к каменному монастырскому строению, к 20-му апреля 617 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Северное наследие князя Александра В дальнейшем, также в русле «северной политики» святого Александра Невского и договора 1251 года, в 1326 году был подписан  необычайно важный для истории Крайнего Севера договор о мире, границе и торговле в Заволочье и Лапландии. Согласно «древним означениям и рубежам» северная граница между странами была определена в районе реки Паз. При этом так называемый общий Северный дистрикт, территория сбора дани с саамов, по-прежнему простирался от Белого моря до города Тромсе, занимая всю русскую Лапландию, шведский Лапмаркен и весь норвежский Финнмарк14. Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для ее дальнейшей отправки на Большую землю со времен Александра Невского были определены поселения Варзуга и район нынешней Кандалакши (устье речки Кандалакши, залив Канда). Первая отвечала за дань с корелы и лопарей Кольского полуострова, вторая — с земель на запад от Кольского залива и в Финнмаркене. Изначально формировать и сопровождать обозы с собранной данью, обеспечивая их безопасность, входило в обязанность «детей корельских», за что им назначалась «празга», то есть процент от собранной дани. «В Лапландии не было бояр, а страной управляли сборщики податей»15. С падением новгородской самостоятельности, как мы показали ранее, великие князья Мос­ковские оставили древнюю схему сбора дани без изменений16. Особая статья дохода — право владения торговыми точками, исторически сложившимися на границах лопарских территорий, — долгое время составляла одну из важнейших привилегий корелов. Постепенно, с заселением земель Терского берега новгородцами, появлением монастырей, эти торговые места («торговые козицы») переходили в ведение новых владельцев. В XIV веке русское поморское население продвигается еще дальше на восток Терского берега, осваивая новые тоневые участки17, и вскоре восточной границей саамского этноса на Беломорском побережье становится новый «лопский рубеж», проходящий по реке Пялице. Статус общей территории сбора дани в Финнмарке сохранялся в течение 350 лет. В 1602 году, вследствие ослабления Русского государства в Смутное время, возник прецедент — датский король приказал не пропускать русских данщиков в «Норвежский конец» за Печенгу и Паз-реку. Ответными мерами на столь недружественный выпад стал запрет кольского воеводы Федора Хлопова на пропуск датских (норвежских) фогтов за данью на Мурман, куда они ходили до «Умбской межи». Однако датский король Кристиан IV своего указа не отменил, и началась активная дипломатическая война.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

По новому ходатайству архимандрита Феодосия, именным указом 12-го июня 1718-го гола, сообщенным Меншиковым, офицеры были уволены от монастырских дел и заменены приказными слугами, которые, в звании комиссаров, назначались по наказам из Канцелярии Монастыря в вотчины 1660 . Все они получали подробные «пункты» о своих правах и обязанностях, подписанные Меншиковым. Правовое положено монастырских вотчин осталось без изменения: подтверждено было в городах комендантам н ландратам и другим управителям ни в чем монастырских вотчин не ведать, все государственные и прочие сборы поступали в Невскую Канцелярию, откуда и передаваемы были по принадлежности. Случающиеся в вотчинах «татинные и разбойные и убивственные дела» оставлено было ведать комиссарам, по Уложению, а «в смертных винах колодников с подлинными делами ко учинению указа присылать в Губернскую Канцелярию, или куда повелено будет». Если к допросу коменданту потребуется кто-либо из монастырских вотчин, то комендант должен иметь согласие и о том списываться с комиссаром. В случае жалобы монастырских на посторонних, такие дела разбираются в Губернской Канцелярии или «в городах у комендантов»; в случае же жалоб посторонних на монастырских, дела разбираются в Канцелярии Невского Монастыря и у комиссаров». Если кто будет бить челом на «неправое вершение» Невской Канцелярии, то дела отсылать, куда указом Царского Величества будет повелено. Главною обязанностью комиссаров являлась выправка сборов и повинностей 1661 . Кроме пунктов, подписанных Меншиковым, комиссарам даны были пункты от Канцелярии Монастыря с подробными наставлениями о приеме и хозяйственном управлении вотчин 1662 . Крестьяне жаловались, за злоупотребления или притеснения, на Коптева 1663 , Вымдонскаго 1664 , Збруева 1665 . Жалобы, впрочем, не всегда были основательны; так, обвинения Вымдонского не были подтверждены, и Олонецкий комендант Геннин писал по этому поводу: «а что которые и доносят, и тем верить не подлежит, того ради, что на всякого угодить в отправлении дел не возможно» 1666 . Впоследствии жаловались за взятки и на Головачева 1667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Характерно, что созданная в Наркомюсте в апреле 1918 г. комиссия (затем – VIII отдел) по осуществлению декрета об отделении церкви от государства стала называться “ликвидационной”. Подготовленная этим отделом инструкция от 24(30) августа 1918 г. о порядке применения декрета предусматривала уже целый ряд жестких конфискационных мер, включая изъятие капиталов, ценностей, другого имущества церквей и монастырей. Имущество это передавалось на баланс местных советов 27 . На практике такое изъятие началось значительно раньше. Уже в январе 1918 г. произошел вооруженный захват Александро-Невской и Почаевской лавр. Переезд правительства в Москву дал повод для осуществления мер, направленных против функционирования кремлевских монастырей и соборов, – якобы под предлогом безопасности правительства. Затем эта практика стала распространяться на другие столичные храмы и обители. Экспроприации, сопровождаемые расстрелами духовенства и мирян, быстро вышли за пределы столиц. Вскоре власти пришли к выводу о желательности предпринять все же попытку полной национализации имущества церквей и монастырей уже в 1918 г. на основе декрета от 23.01 1918 г. И хотя в глобальном виде, с реальным изъятием национализированного имущества, это тогда еще не было осуществлено, руководитель VIII отдела НКЮ П. А. Красиков слал на места одно приказание за другим, требуя ускорить передачу всего церковного имущества советам. При этом в апреле 1918 г. поступило разъяснение VIII отдела НКЮ: так как имущество монастырей переходит в ведение советов, сами монастыри должны быть ликвидированы. В 1918–1920 гг. удалось осуществить ликвидацию нескольких сотен монастырей. Действия эти обычно сопровождались конфискацией монастырского имущества, хотя, как правило, проследить дальнейшую судьбу изъятых монастырских ценностей по источникам невозможно. Одновременно партия стремилась ликвидировать как можно больше церквей. Уже в силу одного этого факта невозможно было позднее, во время всеобщей кампании по изъятию церковных и монастырских ценностей якобы в помощь голодающим, выполнить директиву Политбюро о проведении изъятия по дореволюционным описям имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указанным выше Постановлением СНК СССР предложено местным советским органам при планировании предусматривать снабжение церковных органов строительными материалами для ремонта церковных зданий. Большим и принципиальным вопросом является обращение в Совет патриарха, епископов и настоятелей церквей о предоставлении им хотя бы ограниченных прав юридического лица. Ходатайство их выражается в предоставлении права на производство церковной утвари и предметов религиозного культа, продажу этих предметов общинам верующих, а также о предоставлении права аренды, строительства и покупки в собственность домов для церковных надобностей и транспорта для тех же надобностей. Этот вопрос в настоящее время получил свое разрешение, и церковным органам предоставлено право приобретения транспорта, производства и продажи церковной утвари, строительства и покупки домов для церковных надобностей. О православных монастырях. На территории Союза имеется 75 православных монастырей, из них женских 42 с 3125 монашествующими и мужских 33 с 855 монашествующими. Из указанного числа монастырей 29 было открыто в период немецкой оккупации на базе бывших монастырских владений, находившихся до войны в пользовании советских организаций, а остальные 46 монастырей (Молдавия, Прибалтийские республики и западные области УССР и БССР) не прекращали своей деятельности. Православные монастыри имеются: на Украине – 42, в Молдавии – 24, в Белоруссии – 3, в Литве – 2, в Латвии – 1, в Эстонии – 1 и в Курской и Псковской областях по одному монастырю. В связи с тем, что правовое и имущественное положение монастырей не определено, возникающие на местах вопросы, связанные с деятельностью монастырей, разрешаются различно. Это вызывает многочисленные запросы и жалобы на действия местных органов, выражающиеся в изъятии у монастырей земельных участков и имущества, выселении монашествующих из занимаемых ими помещений и т. п. В лучшем имущественном положении находятся монастыри Молдавии, не прекращавшие своей деятельности. Например:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестьяне мало работали для кафедр и монастырей, и много имели свободы работать для себя. Впрочем, в том нет сомнения, что недвижимые имения монастырей и кафедр, возросшие до огромного числа, при кротости духовного правления и при злоупотреблениях светского, далеко менее приносили выгод духовенству и государству, чем могли приносить». – Так и наш известный археолог, старейший посреди нас, старины любитель и оберегатель, 70-летний труженик науки и литературы» И. М. Снегирев 29 , в русских достопамятностях, выпуск четвертый, говорит: «Легко можно себе представить, какое влияние имело это преобразование на духовенство, на быт и хозяйственный обиход монастырей и на духовных властей, поддерживавших земледелие, содержавших училища и богадельни, кормивших слободы нищих; одно только заметим, что с того года вздорожал хлеб. Не так на это смотрело дворянство, которое роптало, что предки их, на свое поминовение, отказывали их наследственные вотчины в монастыри. Вспоминая случайные злоупотребления, забывали благоупотребления». – Что управление монастырскими имениями действительно было таково, каким представляет его нам преосвященный Филарет и г. Снегирев, осязательно и неопровержимо подтверждает тот факт, что многие крестьяне, не попавшие в ведомство монастырское, убегали от притеснений своих бояр и вымогательств чиновников, являлись в монастыри и сами напрашивались в крепостные их. Подобные переходы мало по малу принимали большие размеры и правительство вынуждено было прекратить их. (Полн. Собр. Зак. т. 2, 731). Прошла година испытания; щедротами благочестивейших государей и приношениями частных доброхотных дателей, милостью Божиею, стали обогащаться святые обители. Теперь являются охотники считать богатства монастырей и, умалчивая о тех трудах, какими они приобретены, выставляют монастырские сокровища в цифрах громадных размеров. 30 Стремление это так увлекло любителей чужой собственности, что их не останавливает ни оценка домов Свято-Троицкой Александро-невской лавры, сделанная с.-петербургскою городскою думой: им кажется, что частный доход от лаврских домов, определяемый думою гораздо ниже дохода действительного, 31 ни на подробный перечень доходов и расходов Свято-Троицкой Московской лавры, напечатанный по приказанию высокопреосвященнейшего московского митрополита, наместником лавры в С.-Петербургских Ведомостях за 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, первые ничего не платили в Коллегию Экономии, за то определенные монастыри платили то слишком много, то слишком мало относительно один другого. Например, монастыри Спасский в Ярославле, владевший 14306 душами, платил Коллегии Экономии 3096 руб. 27 1/2 коп. и 507 чтв. хлеба; Саввино-Сторожевский, владевший 13160 душами – 2914 руб. 48 коп. и 37 чтв. 4 чк. хлеба, а Троице-Сергиев, владевший 107023 душами, платил лишь 1459 руб. 48 коп. (вычетных у монахов и служителей из жалованья – 726 руб. 94 коп., да приказчичьих доходов 732 руб. 54 коп.); Чудов с его 16771 душами – платил ежегодно неравно, остаточные деньги, так, например, в 1739 г. было взято в Коллегию Экономии 1353 руб. 91 коп. Параллель эта могла бы быть продолжена 948 , но, думаем, и сказанного здесь вместе с предыдущим достаточно, чтобы видеть как неодинаково было имущественное благосостояние монастырей и насколько невнимательны были к этому и светское и духовное правительства. Если бы иметь в виду просветительные цели и в этом смысле пользу монастырей, то, конечно, от упорядочения владения монастырями недвижимыми населенными имениями, монастыри вообще могли бы только выиграть. Но дело в том, что намерения государственной власти, из каких бы побуждений они ни вытекали, заключались в отбирании возможно большего излишка монастырского (и архиерейского) недвижимого имущества, причем, как известно, при этом не остановились даже пред упразднением более 400 монастырей 949 . С другой стороны, духовная власть, понимая это, делала все от нее зависившее, чтобы эти имущества удержать. При этом и она была совершенно чужда широких просветительных задач. Вот в чем приходится видеть причину неудачи всех дальнейших, после Петровского опыта 1724 г., 950 попыток введения монастырских штатов. Лишь в трех монастырях: Чудовом, Новодевичем и Вознесенском были введены штаты в 1724 г.; в 1737 г. – в Троицком Александро-Невском и в 1737 г. составлены, но не введены, в некоторых монастырях Новгородской епархии. Прочие же монастыри оставались не прежнем положении и к проекту однообразных штатов всех вообще монастырей даже не было приступлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

— Насколько принципиальными являются рейтинги посещаемости монастырских сайтов? — Статистика помогает определиться и принять решение насчет внешней оптимизации сайта. В какой-то степени показатели, определяющие степень популярности, привлекают посетителей. И установленные счетчики — это один из инструментов продвижения сайта. Важно проанализировать статистику посещаемости отдельных разделов и статей, чтобы определить, какое направление нужно развивать, на чем сосредоточить усилия. Однако необходимо учитывать не только количество людей, посетивших сайт, но и сколько просмотров приходится на одного пользователя, сколько было уникальных гостей за какой-либо период времени, каково поведение посетителей на сайте. Одним из самых полезных показателей в счетчике является среднее время пребывания посетителей на сайте. Если данный показатель слишком низкий, то необходимо искать причину и, прежде всего, задуматься о качественных характеристиках статей. Возможно, слабым звеном являются подборка тем, форма подачи, предсказуемость, банальность информации и прочее. Все эти «нарушения» надо выявлять и принимать меры. Важно знать, с каких страниц посетители переходят на сайт — с поисковых систем или с закладок. Если переходы осуществляются, в основном, с поисковых систем, то стратегия продвижения интернет-ресурса находится на верной траектории. Для оптимизации необходимо знать, по каким фразам посетители приходят на сайт. Определив таковые, надо стараться продвигать не слишком популярные фразы, чтобы сайт находился на высоких поисковых строках по разным позициям. — Какую помощь может оказать Синодальный отдел по монастырям и монашеству различным обителям в создании их собственных сайтов? — Информационный отдел Синодального отдела по монастырям и монашеству оказывал и оказывает помощь в создании новых сайтов. В прошлом году были созданы сайты двух монастырей, обратившихся в отдел: Николо-Вяжищского ставропигиального женского и Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастырей. Оказывается консультационная помощь по улучшению информационного наполнения и развитию структуры сайтов. Непосредственная работа с ответственными за сайты ставропигиальных монастырей стала приносить существенные плоды: значительно улучшилась структура многих сайтов, повысилось качество публикуемой информации, приобретен опыт по работе с информационными потоками. На многих сайтах ставропигиальных монастырей самостоятельно принимаются решения о развитии и активно, с творческим подходом разрабатываются и внедряются интересные уникальные проекты. При необходимости мы стараемся оказать посильную консультационную помощь в реализации этих решений

http://patriarchia.ru/db/text/4423444.ht...

«Я вошел в резонанс с природой и историей северного края» (+ВИДЕО) Композитор Евгений Петров о симфонии-кантате «Монастыри Русского Севера» Игорь Лунев В декабре прошлого года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялась премьера симфонии-кантаты «Монастыри Русского Севера» Евгения Петрова. Это произведение интересно и само по себе как цельная музыкальная форма, и сочетанием хоровой церковной музыки с инструментальными композиторскими фрагментами, и актуализацией древнерусского пения. Основа симфонии-кантаты – знаменные, путевые и демественные распевы стихир русским святым, чьи имена или даже духовные подвиги связаны с той или иной северной монашеской обителью: Кириллу Белозерскому, Савватию Соловецкому, Александру Невскому и другим. В ее исполнении задействованы смешанный хор, роговой оркестр, ударные инструменты. А совсем недавно видеозапись исполнения симфонии-кантаты была опубликована в интернете. Сам композитор Евгений Петров родился и вырос в Северодвинске, так что север для него – естественная среда, родина, которую хочется воспеть, а прежде внимательно рассмотреть. Евгений Викторович увлеченно рассказывает о том, как симфония-кантата фактически выросла из событий его жизни и творческих устремлений. – Что послужило отправной точкой для начала работы над симфонией-кантатой «Монастыри Русского Севера»? Во мне глубоко сидит желание воспевать Русский Север – Думаю, что у крупного сочинения должно быть несколько отправных точек. В течение какого-то времени складываются разные интенции, направления мысли, события, творческие предложения – все это по-своему ведет к началу работы над новым произведением. Некоторые такие точки могут вдохновлять на творчество в течение всей жизни. Например, во мне глубоко сидит желание воспевать Русский Север. У меня уже есть сочинение «Сказки северного края» по произведениям Степана Писахова для чтеца и симфонического оркестра, есть хоровой концерт «У берегов», одна часть которого называется «Северная Двина», другая – «Белое море». Так что какую-то дань своей малой родине я в искусстве уже отдал, но не хотелось бы на этом останавливаться. Север мне близок, интересен, он восхищает меня не только с художественной точки зрения, но и на уровне ощущения родины, единства с этим краем. Возможно, поэтому мне просто легче об этом говорить, писать. Я вошел в резонанс с природой, географией, историей этого края.

http://pravoslavie.ru/146068.html

В 1733-м году с осени было предпринято, под главным руководством Миниха, осушено болота между Невским Монастырем и городом. Была сделана параллельная Невскому проспекту от Лиговского канала к Невскому Монастырю новая «преспективая дорога», нынешняя Гончарная и Тележная улицы 2516 . Глава пятая. Александро-Невская Семинария Славяно-Российская Школа. Эллинский и Латинский диалекты; профессор Скяда. Арифметика и Геометрия; префект Соснин. Мусикийское искусство. Перерыв в учении. Новые учителя – Кременецкий и Зертис-Каменский. Организация Александро-Невской Семинарии. Число воспитанников. Содержание Школы. Выход школьников из Школы. Черты быта, Феофановы семинаристы. Псковские семинаристы. Славяно-Российская Школа при Александро-Невском Монастыре продолжала, за небольшим перерывом, развиваться, стала на твердую почву дальнейшего роста и постепенно приобрела самостоятельно положение. В 1725-м году, по именному указу Императрицы Екатерины I-й, данному в летнем ее дворце архимандриту Петру 10-го ноября, в Александро-Невскую Школу определил «для учения на Еллинском и Латинском диалектах бывший в Москве в Еллино-Греческой Школе профессор Афанасий Скяда», который и «содержал профессию» в этой Школе с начала 1726-го года 2517 . Грек Афанасий Скяда был родом из Кефалонии, с 1720-го года он служил обер-аудитором при кавалерии, в 1722-м году, по слабости здоровья, переменить службу и был с мая 1722-го года профессором в «Московской Еллино-Греческой Школе» или в «Московском типографском Училище, где преподавал Греческий язык на месте Софрония Лихуда; будучи здесь, составил каталог Греческих рукописей Синодальной Библиотеки, изданный в 1723-м году; в октябре 1725-го года, «по собственному желанию, уволился от должности». Увольнение явилось последствием учебной реформы, соединившей Школу, где преподавал Скяда, с Академией 2518 . Скяда поступил в Школу по контракту «о содержании школьном и о определении трактаментом». Он обязывался: «при Невском Монастыре содержать Школу, как надлежит доброму и поверенному человеку», описать Библиотеку, имеющуюся при Монастыре, и ее «расположить в порядок, по обычаю»; о ходе занятий рапортовать архимандриту ежемесячно, а в конце года представить письменный отчет; «иметь дирекцию» «добрым порядком» «над школьниками, которые учатся Славенскому диалекту у Русского учителя», и над учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010