Но глава эта непосредственно примыкает к предшествующей и начинается такими фразами: «Такова была программа действий и таковы были распоряжения Александра I относительно раскола за первый период». Как же «к этим начинаниям правительства относилась власть исполнительная» (72 стр.). Затем в начале следующей, IV-й главы говорится опять о первом периоде. К рассмотрению 2-го периода автор приступает уже на дальнейших страницах. Словом, содержание III-й главы, судя по приведенным данным, должно было обнимать время с 1801 по 1810 г. В действительности автор описывает в ней факты и позднейшего времени – 1818 г., 1820 г., 1822 г. (стр. 82–84). – Подобная же путаница наблюдается на стр. 99–106. В самом содержании сочинения встречаются мысли неверные. Так автор, по недоразумению, причисляет к «новым сектам», «во множестве» появившимся в царствование Александра I, «секту (?) поморскую», открывшуюся в 1808 г. в Нижегородской губернии (стр. 103–104). «С 1804 г., по мнению автора, начала усиливаться секта последователей Иргизских монастырей» (стр. 104). Как будто монастыри на Иргизе населены были какою-то сектою?! На стр. 92 автор утверждает, что в министерстве внутренних дел впервые были получены сведения от московского гражданского начальства о рогожском кладбище только в 1823 г.; до того времени о нем в помянутом министерстве не было «ни малейшего известия». В пособиях, указанных автором во введении, имеются документальные сведения, не соответствующие означенным уверениям. —364— Для получения степени кандидата богословия сочинение г. Сидоренкова удовлетворительно». б) Ординарного профессора М. М. Богословского : «Сочинение г. Сидоренкова, состоящее из пяти глав, распадается на две части. Первая из них посвящена характеристике отношения правительства Александра I к старообрядчеству и положению старообрядцев до 1810 г.; во второй – автор рассматривает последние 15 лет Александровского царствования. Расчленить таким образом изучение побудило его различие в отношении правительственной власти к расколу в эти два периода, а это различие автор ставит в связь с переменой в настроении самого Александра I. Однако, на наш взгляд, как религиозное настроение императора Александра Павловича в первые годы царствования, так и перемены в нем происшедшие изображены автором недостаточно отчетливо и полно. Непонятным местом остались для нас слова автора в характеристике Александра на стр. 6: «государственное направление Александра I выработалось среди противоположных и сильных впечатлений его юных лет, сначала впечатлений крайнего революционного движения в Европе конца XVIII века, потом впечатлений таких же крайностей монархической реакции царствования Екатерины II». Недоумеваю, в чем автор усмотрел монархическую реакцию в царствовании Екатерины II, конец которого как раз и совпадает с революцией во Франции. Но в общем сочинение написано ясно и читается с интересом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Предоставить церковным органам (Патриархия, Епархиальные Управления, Приходские общины и монастыри) ограниченные права юридического лица и разрешить приобретение ими транспортных средств, производство церковной утвари и предметов религиозного культа, продажу этих предметов общинам верующих, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей с разрешения Уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР в республиках, краях и областях. 5. Предложить Совнаркомам Украинской, Белорусской, Литовской, Латвийский, Эстонской, Молдавской ССР, Курскому и Псковскому облисполкомам впредь до особых указаний не препятствовать деятельности православных мужских и женских монастырей, сохранив за ними ныне занимаемые жилые и служебные монастырские помещения, церковные здания, а также находящиеся в их пользовании земли (луговую, полевую, огород, сад, виноградник и пр.), а равно скот, птицу, сельскохозяйственный инвентарь, промысла и подсобные мастерские. 6. Поручить Совету по делам русской православной церкви при СНК СССР (т. Карпову) в 3-месячный срок подготовить свои предложения о правовом и хозяйственном положении православных монастырей и представить на утверждение СНК СССР. Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Сталин Управляющий Делами Совета народных Комиссаров СССР Я. Чадаев ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 106. Д. 153. Л. 249–250. Подлинник. АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 11. Л. 45–46. Копия заверена печатью Управления делами СНК СССР. 178. Постановление СНК СССР «О порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях» 29 августа 1945 г. 2215 Москва. Кремль Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Разрешить Наркомфину СССР привлекать к обложению подоходным налогом в порядке статьи 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» доходы монастырей от имеющихся у них сельскохозяйственных и других источников, а также доходы свечных заводов и других предприятий при епархиальных управлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистики постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей. Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном росте этих доходов, особенно в пореформенное время и в начале XX в.: в 1861 г. – 316 тыс. руб., в 1871 г. – 648 тыс., в 1881 г. – 1781 тыс., в 1893 г. – 3535 тыс. и в 1909 г. – 20,2 млн. руб. Современники и впоследствии историки немало писали о «богатствах» русских православных монастырей, о роскошной жизни их настоятелей. Так, в «Церковном вестнике» за 1875 г. сообщалось: «В храминах ангельского чина обилие и довольство бьет полным ключом. Мягкая, великолепная мебель, персидские ковры, роскошные подушки на диванах, шитые шерстями с изображением на них царства животного и растительного; на окнах цветущая флора, за столом сладкие и сдобные яствия, а после стола отличный десерт». Профессор Петербургской духовной академии Д.И. Ростиславов в изданном в 1876 г. анонимно «Опыте исследования об имуществах и доходах наших монастырей» привел многочисленные факты жизни монашествующих в наиболее известных и богатых монастырях. Издание книги явилось сенсацией и вызвало взрыв недовольства монашества разоблачающими фактами. Так, в книге сообщалось: «Для редкого из настоятелей нет пары или тройки лошадей с приличным экипажем, даже каретою или коляскою, чтобы съездить куда-нибудь... Великолепно убранство настоятельских покоев: паркетные полы, дорогие ковры, мебель из красного и орехового дерева, обитая ценными или шелковыми материями». Ростиславов рассказывает о впечатлении, какое произвела на Августа Гаксгаузена ризница Троице-Сергиевой лавры. Увидев в ней многочисленные церковные сосуды, чаши, кадила, митры и жезла из чистого золота и украшенные драгоценными каменьями, напрестольные Евангелия в золотых переплетах и прочие предметы «неисчислимой ценности», Гаксгаузен писал: «Они превосходят всё, что только можно видеть в остальной России и во всей Европе, исключая Рима» 102 . Однако вывод о сказочных богатствах монастырей нельзя делать лишь по таким крупным монастырям, как Соловецкий, Валаамский, Спасо-Евфимиевский и тем более по Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Александро-Невской лаврам, которые всегда пользовались особым вниманием и благоволением великих князей, царей и императоров и веками скапливали свои богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Половинкин: Формат конференции оптимален для творческой работы и для обмена мнениями Волгоградский священник о своем участии в V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» 11.05.2010 422 Я участвую в конференции, организуемой деловым сообществом «ДелоРус», уже в четвертый или пятый раз. Должен сказать, что с каждым разом уровень конференции возрастает. Уровень форума возрастает по числу участников, по разнообразию важных тем, которые здесь поднимаются и обсуждаются, поэтому мне интересно принимать участие в этой конференции. Меня привлекли некоторые отдельные выступления, например, доклад заместителя директора Санкт-Петербургского колледжа строительной индустрии и городского хозяйства Елены Викторовны Примеровой из Санкт-Петербурга. Она рассказала о своем православном колледже, где идет важная и глубокая работа. Мы с ней договорились встретиться, она обещала подробнее рассказать о своей деятельности, поделиться каким-то материалом. Хочется что-то позаимствовать из этого опыта. Несомненно, я узнал что-то новое и для себя на прошедшей конференции. В частности, много интересного и нового для меня рассказал игумен отец Анатолий (Берестов) . Меня заинтересовал доклад, представленный на его секции «Александр Невский - образец здорового образа жизни», о тех продуктах, которые выращиваются генно-модифицированным способом, вредных для людей, а также о тех опасностях для России, которые с этим связаны. На этой секции я впервые услышал о разнообразных опасностях в большом спорте. Эти опасности серьезны, поэтому о них надо знать. Что касается формата конференции, то он оптимален для творческой работы и для обмена мнениями. Такой формат позволяет параллельно отдыхать, духовно наполняться, посещая монастыри. Сочетание научного труда с духовным развитием и укреплением - достоинство такого формата мероприятия. Именно такое сочетание сегодня требуется. Я занимаюсь разработкой темы творчества на духовно-нравственной основе.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/11/pr...

В неусыпной царственной работе Государя Императора, в учреждении Государыней Императрицей Александрою Феодоровною организаций Трудовой Помощи, в высоком покровительстве Их Императорских Величеств идеям мира и материнства, Россия слышит постоянный призыв к благодетельному мирному труду и благополучному возрастанию. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года нес с собою много милостей духовному чину. Государь свои повеления предварял изъяснением, что «попечение о благоустройстве Церкви и призрение к служащим ей» он почитает «одною из главнейших обязанностей царствования». Повелено было учредить к двум существующим – Киевской и Московской – две новых Духовных Академии – «в Санктпетербурге при Александро-Невском Монастыре и в Казани, вместо находящихся там Семинарий»; для Академий и Семииарий утверждены были новые штаты, значительно превышавшие прежние ассигнования; возвышены штаты Архиерейских Домов, соборов, Монастырей, Консисторий, ассигнования на ризницы, ремонт; при 3-х Лаврах, включая и новую Александро-Невскую, и при Московском ставропигиальном Донском Монастыре учреждены штаты по 10-ти соборных иеромонахов с особом окладом; разрешено в третьеклассных Монастырях, для благолепия церковного служения, настоятелей производить в архимандриты, с оставлением на игуменском окладе; положен отвод казенной земли не имеющим земли Архиерейским Домам по 60-ти и Монастырям по 30-ти дссятин, мельниц, по одной, рыбных ловель; при придворной церкви в Петербурге, при Большом Успенском и Благовещенском соборах в Москве учреждены штаты по 6-ти соборных свяшенников; в Консисториях положено быть присутствующими «по крайней мере половине из белого священства»; учреждены награды для белого духовенства наперсными крестами, фиолетовыми бархатными скуфьями и митрами; повелено точно выделить церковные земли и установленную пропорцию морковной земли обрабатывать «трудами прихожан». С.-Петербургская Академия, «из Семинарии учрежденная», получила к своему содержанию в 4.500 рублей прибавку в 7.500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Во всех церквах ведомства протопресвитера должно быть возносимо по чиноположению имя местного архиерея. Благочинные военных церквей, в силу канонических правил (антиох. 9, III всел. 8) и на основании ст.ст. 1, 30 и 31 Полож. об управл. церк. и духов., воен. и морск. духов., должны обращаться за получением св. мира и антиминсов для подведомых. им церквей не к соседнему, ближайшему к ним по месту нахождения кафедры, архиерею, а к своему епархиальному преосвященному (опред. Св. Син. 12 – 21 Пон. 1902 г. 2577). Протопресвитер ведает те проступки военных священно-церковнослужителей против должности и благоповедения, для обнаружения которых не требуется производства формального следствия; все же прочие дела о проступках и преступлениях лиц военного духовенства подлежать, суду местного архиерея. Примечание. В 1840 г. (13 Авг.; П. С. 3., 13721) учреждена была еще должность обер-священника отдельного Кавказского корпуса; в 1885 г. этот обер-священник переименован в «главного священника кавказской армии». Заведуя православным духовенством этой армии, он сам был подчинен главному священнику армии и флота, к которому и обращался за разрешением своих недоумений и за указаниями для своей административной деятельности. По всеподданнейшему докладу Святейшего Синода, от 31 Мая 1890 г., последовало 12 Июл. Высочайшее соизволение на упразднение этой должности (Ц. Вед. 29 – 1890 г.). 12) Комитеты для цензуры духовных книг – Петроградский и Московский, согласно Высочайшему указу 26 Июн. 1808 г. (П. С. 3., 22123) «о усовершении духовных училищ», состояли сначала при духовных академиях, почему положение о духовной цензуре включено в Высочайше утвержденный 30 Авг. 1814 г. (П. С. 3., 25673) «Уставь духовных академий». Специальный устав о духовно-цензурных Комитетах при духовных академиях Высочайше утвержден 22 Апр. 1828 г. (П. С. З. 1981). С 1857 г. связь Комитетов с академиями прекращена и в Комитеты Высочайше повелено было назначать лиц, свободных от занятий по другим должностям (23 Дек.; П. С. З., 32577). Поэтому, в Высочайше утвержденном 30 Мая 1869 г. Уставе духовных академий (П. С. 3., 47154) о духовно- цензурных Комитетах уже не упоминается. В 1887 г. (21 Дек; П. С. 3., 4903; Церк. Вед. 5–1888 г.) издан был новый Устав духовно-цензурных Комитетов, с некоторыми изменениями по сравнению с предыдущими. В настоящее время круг деятельности духовно-цензурных Комитетов определяется Высочайшим указом 26 Апр. 1906 г. (П. С. 3., Х° 27815; Церк. Вед. 13–14) и определением Св. Синода, от 8 Март.–14 Апр. 1908 г. 1700. Петроградский духовно-цензурный Комитет помещается в Александро-Невской лавре, а Московский Комитет помещался сначала в Троице-Сергиевой лавре, засим, по прекращении связи его с академией – в Чудовом монастыре, а ныне помещается в Высокопетровском монастыре. Пользуясь от монастырей помещением, отоплением и освещением, оба Комитета засим никаких дополнительных пособий на свое содержание, сверх казенных ассигнований, ни откуда не получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

В 1727-м году посажено 300 яблоневых дерев, купленных в Новгороде 2424 . В сентябре 1725-го года решено «в огороде, который возле новозаведенного саду, на берегу Черной речки», сделать «инжерию» в 5х2½ сажени 2425 . В феврале 1726-го года наместник распорядился обнести забором, с трех сторон, место для огорода «под сажение про монастырский обиход овощей», «против Невской каменной Канцелярии до прешпективой дороги». Забор был рассчитан на 138 сажен, вышиною в 4 аршина 2426 . В конце 1727-го года Шульца уличили в том, что он послал в город при посредстве жены к своему знакомому иноземцу 15 фунтов монастырской капусты браунколь. После этого он был вторично, и на этот раз окончательно, отрешен от должности и 14-го января 1728-го года ему был подписан абшит 2427 . Обветшавшие оранжереи были разобраны и, вместо них, построены новые – в 1736-м и 1741-м годах 2428 . В 1742-м году у Монастыря было 4 огорода: первый – где имелся старый скотный двор, второй – за Семинарией, где был монастырский прежний конюшенный двор, третий – подле Канцелярии, четвертый – против Канцелярии на лугу, подле монастырских магазинов 2429 . Для прогулки построены были на озерке близ Монастыря «хоромы и гульбища» 2430 . Озерко называлось Волковоким. На нем заведены были 5 лебедей, – впрочсм, неудачно: одного уверовали, другой пал, будучи изщипан другими лебедями, а третьего, чтобы не улетел, присматривавший за ним сторож, по совету рыбака, покормил свинцом и отравил 2431 . К земляной канальной и прочим работам в 1725-м году, в октябре, по требованию архитектора, заказано с подряда 100 тележек 2432 . Канал был проектирован архитектором Швердфегером «побочной огородной», длиною в 244 сажени, шириною вверху – 2 сажени, внизу сажень, глубиною и сажень, Потом часть канала решено было делать шириною вверху 3 сажени и внизу 2 сажени. А затем к этой мере, в виду оплывания болотистой земли, прибавлено было по аршину. Канал к концу ноября был готов от Черной речки на 137 сажень и был в первой линии длиною 22 сажени – в ширину сверху 3 сажени, внизу 2 сажени, глубиною сажень; во второй линии – в длину 15 сажень; в третьей линии – в длину 22 сажени; ширина и глубина во всех линиях одинаковая; в четвертой линии длиною (64 сажени, шириною сверху 2 сажени с аришном, внизу сажень, с аршином, глубиною сажень. От столярни вырыто было канала 15 сажень длины, шириною сверху в 3 сажени, внизу в две, глубиною в сажень. Кроме того, начато такого же размера канала еще 8 сажень. Черная земля была складываема в расстоянии 5-и сажен, белая – 4-х 2433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Как следует из изложенного выше, многие из затронутых в настоящем исследовании вопросов организации миссии монастырей РПЦ обсуждались на всех трех съездах монашествующих. Практически все решения Съездов 1917 г., так или иначе, соблюдали преемственность от решений Съезда 1909 г., либо по букве, либо по их духу. Краткая и наглядная иллюстрация основных миссионерских аспектов Постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей 1917 г. представлена в Приложении 8 на рис. 9. Таким образом, наблюдается безусловная преемственность Постановлений монашеских съездов начала XX в. и развитие в них курса на активное миссионерское служение РПЦ и ее монастырей. В Постановлениях определены главные направления монастырского миссионерского служения, которые коротко можно изложить следующим образом, еще раз процитировав часть «Программы религиозно просветительной деятельности Александро-Невской Лавры», взятой за образец миссионерского служения обителей: «а). «в истовом совершении богослужения и строгом соблюдении церковнаго устава без малейших опущений», б). «в неопустительном проповедывании слова Божия за каждым праздничным богослужением … и во внебогослужебных собеседованиях» не только в праздничные, но и в особо установленные дни недели, в). «в проповеди слова Божия в столичных храмах по приглашению приходскаго духовенства», г). в проведении лекций для интеллигенции на богословские и злободневные темы, чтений для фабричных рабочих и прочего населения, д). в открытии публичной «религиозно-нравственной» библиотеки и «народной читальни» при ней, е). «в устройстве … богословско-апологетических курсов для народа и духовной семинарии или пастырской школы», … з). в развитии и издании материалов по вопросам «богословскаго, литургическаго и церковно-историческаго характера», и). в издании и бесплатной раздаче в праздничные дни приходящим в Лавру богомольцам «религиозно-нравственной литературы (брошюр, листков и пр.)» с. 14–15] и др. Как уже упоминалось во Введении, для более широкого изучения истории иноческого съезда 1909 г., возможно обратиться к документам РГАДА ф.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

В 1762-м году учитель, иеромонах Арсений объявил, что, по слабости его здоровья, без других в его кельи окончин, в сильные морозы жить очень трудно». Ему сделаны были вторые окончины 3661 . Учитель Русской Школы Федор Шелковников имел от Монастыря квартиру в Набережной слободе с 1741-го года. В 1743-м году он писал об отведенном ему доме «и живу в нем поныне, токмо с великою нуждой и утеснением, ибо кровля вся весьма ветха, отчего в чулане и в сенях и в избе от дождей и снегов великая бывает теча, и как платья, хлебных и съестных припасов, так и домашней рухляди положить негде, но напрасно гниет и тратится. В том же строении в сенях хотя имеются 2 чулана, из которых 1 живущей в моиастырском же дворе Киевского пехотного полка полковницей занят, а другой у меня, нижайшего, на всякую поклажу, в котором и с случающимся солдатским постоем изворачиваемся с великой нуждой и хлопотами, да на двор места шириной только, колико строение хоромное заняло, не более сажени, чего для мне не токмо скотинишку или кур содержать, но и дров полусажени положить негде, и, как обыкновенно все жители имеют огороды для всяких овощей, того я не имею». Он просил отвести ему от соседнего свободного места огород и продать двор в собственность, с рассрочкой вычета из жалованья, – так как, в виду необходимости капитального ремонта, делать крупную затрату на монастырское строение было непосильно 3662 . Хотя по штату 1732-го года на содержание Семинарии была положена «сумма особливая», но в действительности на Семинарию «всякие расходы содержаны не разделяя из общей монастырской суммы». Особой отчетности не было. Деньги и припасы были выдаваемы по требованию расходчика Семинарии. Когда преосвященный Никодим вскоре после своего назначения потребовал от монастырской Канцелярии справку о расходах на Семинарию с 1732-го года, Канцелярия могла представить только примерную отчетную ведомость 3663 . Но затем заведена была особая отчетность и в 1753-м году уже имеются расходные книги продуктов и припасов на семинаристов 3664 . В 1754-м году имеется особая тетрадь – «для записи в расход хлебных припасов, употребляемых на содержание семинаристов» 3665 . С течением времени дело упорядочивалось и Семинария уже могла «требовать от Александро-Невской Канцелярии из монастырских доходов денежной и хлебной суммы против прежнего положения в свои времена без умаления» 3666 . А потом употребляется уже и термин: положенное по штату число денег 3667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1742-м году, осенью, сдан был подряд на постройку двух деревянных изб с сеньми, вместо обветшавших, на подворье в 8-й линии Васильевского острова, занятом постоем солдат 3402 . В 1743-м году дворник доносил, что необходимо здесь поставить печи и окна, и построить некоторые службы, чтобы можно было сдать в наем, – «многие люди, приходя для найма, спрашивают», – а без того «никто в наймы не берет и оные покои стоят праздны и гниют напрасно» 3403 . Это подворье сдавалось в наем купецкому человеку и в 1759-м году требовался здесь большой ремонт 3404 . В ночь на 24-е мая 1763-го года, при большом пожаре на Васильевском острове, сгорело монастырское подворье в 7-й линии. В нем в это время жил государственной Юстиц-Коллегии вице-президеит Федор Иванович Эмме. В том же году оно было возобновлено 3405 . Ремонт деревянных строений, можно сказать, продолжался без перерыва: чинили то лестницу Александро-Невской церкви, то трапезу, то мост, то конюшенный двор 3406 . Кроме того, специальный ремонт был произведен к празднику 30-го августа, на котором выразила желание быть Императрица. По этому случаю было предписано архитектору Петру Трезину «палаты, где бывает пришествие Ее Императорского Величества на тот праздник, и прочие палаты освидетельствовать, большой зал во всех трех рядах» потолки и полы, «все ль в целости и нет ли какой гнили и повреждения оным от многопрошедших лет времени», и, что окажется необходимо, немедленно исправить. Оказалось, что необходимо перестлать большую часть полов, исправить потолки, печи. Смета была составлена Трезиным на 3.300 рублей, но в действительности получился перерасход еще на 1.700 рублей 3407 . В 1743-м году, производился капитальный ремонт крыши, печей, стен, крылец, полов, потолков, сделано под кронштейны в нижней церкви и нижней трапезе 14 кирпичных пьедесталов в 1½ аршина, во всех трех линиях выведены в уборных вентиляционные трубы, «понеже в сенях находился великой смрад и пособить было инако никак не возможно» 3408 . В 1745-му году во втором каменном корпусе был пожар, вызвавший значительный ремонт 3409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010