- Сейчас выставка открылась в стенах Александро-Невской Лавры. Понятно, что сюда придут в основном люди или церковные или, по крайней мере, неравнодушные к истории Русской Церкви. А проходила ли эта выставка в светских учреждениях? - Да. Она проходила, например, в Московском государственном музее современной истории России. И посещали её не только церковные люди. Учителя стараются приводить молодёжь, подростков. Кто-то приводил своих знакомых. Ведь сейчас большинство людей историю знают очень плохо. До того, как открыться в Санкт-Петербурге, наша выставка проходила в Воронеже, где за месяц её посетило около 1500 человек - это очень много для такой выставки. Притом, что в Воронеже выставка размещалась в кафедральном соборе. Для нас очень важно показать достоинство Церкви, её красоту, показать в том числе и тем людям, которые её критикуют. И до сих пор в наших книгах отзывов я не нашла ни одной негативной записи. Как правило, люди благодарят именно за то, что они узнали много нового для себя, узнали, насколько страшная была ситуация. Для меня самой, например, было открытием, что на территории Александро-Невской Лавры в начале 20-х годов собирались устроить крематорий. И есть даже проект этого крематория. - В настоящее время в России на официальном уровне проводится политика сглаживания конфликта между Россией до октябрьского переворота 1917-го года и советским периодом. Это как-то сказывается на ваших организационных вопросах? Вам не стало труднее договариваться со светскими учреждениями? - Поскольку мы выставляемся в музейных помещениях, то на нашей выставке такая политика не сказывается. Потому, что это дело музея - устраивать или не устраивать ту или иную выставку. Хотя наша выставка - разговор об истории, а не о современности, то есть в каком-то смысле разговор не такой острый. Конечно, если не думать о том, что последствия тех событий ощущаются и по сей день. Но мы стараемся говорить и о влиянии истории на современность. Музей Александро-Невской Лавры расположен в здании, где до октябрьского переворота 1917-го года располагались монастырские библиотека, архив и древлехранилище. В советское время всё это было полностью разорено, а в здании долгое время располагалась станция переливания крови. Выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть» работает до 12 января 2014 года. Вход на выставку свободный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

На церемонии открытия выступили педагоги и воспитанники коррекционного детского дома 4: взрослые и дети исполнили музыкальный номер на ложках. В рамках совместной социальной программы «Монастырская слобода» творческие мастерские фонда «Кедр» работают  на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с 2000 года. В мае 2013 года между настоятелем Александро-Невской лавры епископом Кронштадским Назарием и фондом достигнута договоренность о возможности размещения мастерских «Монастырской слободы» в переданном здании бывших хлебных амбаров. В мастерских работают выпускники детских домов и спецшкол. Большинство ребят заняты изготовлением сувениров. В этом году осуществлен набор в иконописную группу — это инклюзивная группа, состоящая из здоровых молодых людей и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Две девушки освоили машинную вышивку и заняты изготовлением элементов церковных облачений. Поскольку многим молодым людям нелегко, порой и невозможно каждый день приезжать на работу, основную часть работы они делают дома, а с мастером только корректируют. Под руководством технолога из Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина ребята освоили варение смальту, делают первые шаги в освоении техники мозаики. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2023 30 ноября, 2023 14 ноября, 2016 22 ноября, 2016 23 ноября, 2016 18 января, 2024 16 января, 2024 16 января, 2024 15 января, 2024 3 декабря, 2023 30 ноября, 2023 14 ноября, 2016 22 ноября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-aleksandro-nevskoy-l...

В вотчины назначались управители, по прошениям, из оставшихся без дела приказных разных учреждениях или военных 2723 . 1-го июня 1726-го года над судией Головачевым, разразилась гроза. В этот день архимандрит Петр, на подворье, дал следующий «указ»: «Честный отец наместник Илларион. По получении сего извольте сказать указ в Невской Канцелярии. Судью Головачева от судейства отставить за неисправление ведомостей к штату монастырскому и прочие многих в делах проволокательства и остановки, а на месте его быть и отправлять всякие дела по указам Императорского Величества и Генеральному и Духовному Регламентам монастырскому нашему эконому, иеродиакону Иосифу (Жданову), да при нем быть в товарищах комиссару Киприану Рагозину. А Головачеву велеть исправлять ведомости штата монастырского, также, до указу, быть при монастырском всяком строении, и сказать ему указ с подписанием, что ежели в монастырских каменных и других строениях его нерадением учинится какая остановка, или в подрядах и в покупках материалов и других припасов учинится какая передача и тщетный убыток, то на нем, Головачеву, взыщется без всякой ослабы, жестоко, со истязанием немалым. И вам, наместнику с соборными, в том за ним смотреть тщательно, и ему велеть вас о всем репортовать и всякого решения требовать, и для того определить ему к строению подьячего годного из Невской Канцелярии. Сей указ велеть записать в Невской Канцелярии в книгу и чинить неотменно. Дан на подворье. июня 1-го, 1726-го году». 2-го июня «наместник, иеромонах Илларион да прокурорской должности иеродиакон Александр Заузольский, пришед в Невскую Канцилярию, в судейской палате оной указ эконому и комиссару и канцелярским всем служителям читан и в заседание вступили того ж часа, а Головачеву с выше объявленного указу им же, наместником, в то ж время дана точная копия». 4-го июня архимандрит Петр был в Монастыре и лично подтвердил Головачеву указ, данный 1-го июня, и назначить ему канцеляриста – Сергея Санатырева, с оставлением и при делах повытья в Канцелярии. Тогда же архимандрит Петр, видимо весьма озабоченный скорейшим составлением ведомостей к штату, распределил эту работу между служащими Канцелярии, возложив исполнение обязанностей лиц, отвлеченных к сочинению ведомостей, на других лиц. 8-го июня во все вотчины об «отрешении» Головачева были посланы указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А кто и в которых Киевской епархии монастырях, а притом и о дву, а именно: Вологодской епархии славяно-латинских школ и обретающейся в Троицком Александро-Невском монастыре семинарии учителях, кои монашество восприять желают, со упомяненного прежде подаванного в Кабинет Её Императорского Величества именно реестра при сем прилагается копия. Копия с реестра, подаванного в Кабинет Её Императорского Величества о желающих восприятия монашества Киевской епархии в монастырях школ и славяно-латинских Вологодской епархии школ и обретающейся в Троицком-Невском монастыре семинарии учителях Киевской епархии в монастырях: В Киево-Софийском Польской нации города Луцка мещанский сын 35 лет, из богословия, в искустве-де пребывает уже 5 год. Малороссиян 2, в том числе один священнический сын 33 лет, из богословия, в искустве обретается 5 год; второй купеческий сын 29 лет, из богословия ж, в искустве пребывает 2 года. Да города Харькова Слободских полков один учения богословского, от рождения 35 лет. В Пустынно-Николаевском Киевском Польской нации священнические дети повета Перемышльского 2, одному 30, второму 34 года, оба из богословия. Один из Литвы повета Пенского священнический же сын 29 лет, школы риторики. А в том-де Николаевском монастыре на убылые места монахов потребно на нужные послушания без умножения сверх прежнего числа 20 человек. В Золотоверхомихайловском Польской нации мещанских детей 2, в том числе один местечка Соколя, из риторики, 30 лет; второй города Любачева, из риторики ж, 29 лет. Да Литовской нации один города Городища мещанский же сын, из философии, 30 лет. Малороссиян 4; в том числе купеческий сын из богословия, 32 лет; второй мещанский сын из богословия ж, 34 лет; третий мещанский же сын из философии, 29 лет; четвёртый священнический сын из философии ж, 40 лет. В том-де монастыре Михайловском на убылые места необходимо потребно монахов (не умножая сверх прежнего числа монахов) 28 человек. В Братско-училищном Киевском Польской нации 2, в том числе первый с посполитых людей, 32 лет, студент школы поэтики, по обещанию к монашеству служит 6 лет; второй из посадских, 55 лет, школы поэтики ж студент, по обещанию служит на иночество 15 лет. Да один малороссиянин полку Нежинского казачий сын 28 лет, студент школы богословия, по обещанию к монашеству служит 7 лет. В том-де монастыре на убылые места необходимо монахов потребно без умножения сверх прежнего числа 15 монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18-го февраля 1757-го года Святейший Синод имел суждение о том, что, «по известным ныне нужнейшим государственным обстоятельствам, как из сообщенных от Сената ведений значит, настоит нужно потребных государственииых расходов немалая надобность». Имея в наличности в Канцелярии Синодальной экономического правления в Москве сумму в 116.000 рублой, Святейишй Синод подал всеподданнейший доклад о том, что он подносить 100.000 рублей Государыне «ко употреблению на означенные государственнные потребности» и испрашивает повеления принять эту сумму в Москве. Не получая никакого ответа и опасаясь, как бы в Москве деньги не были израсходованы на текущие надобности, Святейший Синод в июле предписал в Москву Канцелярии Синодальной экономического правления – «стотысячную сумму, отложив от прочих, особо хранить оную крепконаблюдательно». 30-го августа Государыня, будучи на празднике в Александро-Невском Монастыре, «по окончании обеденного стола, всемилостивейше изустно указать соизволила подносимые Ее Императорскому Величеству от Святейшего Синода из доходов синодальных деньги 100.000 рублей, которые имеются в Синодальной Экономической Канцелярии и ожидаемо было, куда оные принять поволено будет, высочайшего Ее Императорского Величества указа, отдать все на строение соборной большой в оном Троицком Александро-Невском Монастыре имеемой быть церкви». Об этом архиепископ Сильвестр 1-го сентября письменно доложил Святейшему Синоду. Получение денег в Москве и доставка их в Петербург вызвали много хлопот. Росси дважды публиковал в газетах, не пожелает ли кто внести деньги в Контору строения в Петербурге и получить равную сумму в Москве. Желающих не нашлось и с установлением зимнего пути в конце ноября посланы были уполномоченные с охраной. Между тем 7-го декабря к архиепископу Сильвестру явился камергер Василий Иванович Чулков и объявил словесно высочайший указ: ежели поныне деньги из экономической Канцелярии не отданы, то не отдавать, а буде отданы, то по-прежнему возвратить в Канцелярию, а 100.000 рублей на строение соборной церкви Государыня имеет пожаловать из особливой суммы. Полученные уже в Канцелярии от строений деньги были возвращены 3451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В ходе общегородского крестного хода одна из процессий верующих прошла мимо здания Смольного, и Ленин мог лично наблюдать провал первой крупной антицерковной акции. Совнаркому пришлось отреагировать на события. В ночь с 21 на 22 января состоялось чрезвычайное заседание советского правительства, на котором был заслушан доклад о сложившейся в связи с крестным ходом ситуации. После дискуссии народные комиссары решили вопрос о занятии помещений Лавры пока оставить открытым, но из ленинской биохроники известно, что председатель Совнаркома вскоре указал А. Коллонтай на недопустимость самочинных, не согласованных с правительством действий и распорядился подобрать для инвалидов другие помещения. Правда, все эти упреки в адрес Коллонтай в самочинности были безосновательны. Из той же ленинской биохроники видно, что еще в конце 1917 г. в СНК ставился вопрос о передаче монастырей в ведение Наркомата государственного призрения, а 4 января 1918 г. речь шла уже непосредственно о реквизиции Александро-Невской Лавры [xxvi] . Скорее всего на Коллонтай решили возложить ответственность за неудачный исход акции. Большевистская печать также была вынуждена оправдывать действия властей и 21 июня опубликовала официальное сообщение о событиях в Александро-Невской Лавре, в котором утверждалось, что большинство монахов готовы к совместной работе с комиссарами призрения, а упорствует только один епископ Прокопий, который не сдает ни помещения, ни инвентарь. Пространно говорилось о том, что комиссара Иловайского, красногвардейца и какого-то политического эмигранта избили. При этом ни одним словом не упоминалось о том, что в Лавре были расставлены пулеметы и что убили священника только за то, что он осмелился говорить о поругании святынь. Однако замолчать это преступление оказалось невозможно, и СНК опубликовал второе сообщение - об убийстве о. Петра Скипетрова, коренным образом извратив обстоятельства дела. Лживо утверждалось что красногвардеец, окруженный толпой возбужденного народа, убил протоиерея после того, как последний ударил его посохом. Также ложно говорилось, что вскрытие тела о. Петра нельзя было произвести потому, что к лазарету явилась толпа истеричных женщин и угрозами заставила выдать им тело убитого. Врач лазарета, в который доставили тело о. Петра, Ф.А. Верховский указывал, что никакой толпы женщин не было, а прах выдали священникам и диаконам - сослуживцам покойного. Их просьбу о выдаче тела убитого удовлетворили, так как причина смерти была совершенно ясна, и вскрытия не требовалось. 22 января Лавру обследовала для выяснения обстоятельств, при которых был убит протоиерей, следственная комиссия под председательством В.Д. Бонч-Бруевича. Ей пришлось признать, что необходимости в стрельбе не было, и комиссар Иловайский несет ответственность за бездействие в момент убийства [xxvii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

с обязанностями обер–иеромонашеской должности соединяли обязанности епархиальных управителей. Подобное положение обер–иеромонашеской службы зависело сколько вообще от состояния флотской службы в то время, столько и от не выяснившейся еще практики рассматриваемой должности. В последующее время обер–иеромонахи назначались только на срок морских компаний и при том для наблюдения над священнослужителями вооруженных для плавания «кораблей и фрегатов». Так в 1734г., когда по требованию адмиралтейств–коллегии были назначены и отправлены в оную коллегию для священнослужения на вооруженных кораблях тридцать один священнослужитель из разных епархий, в том числе и несколько белых священников от церквей в С.–Петербурге, Св. Синод, рассуждая по сему случаю о том, что в «прошлых годах до состояния и по состоянии Св. Правительствующего Синода в морском корабельном флоте были обер–иеромонахи, а в наступающую сего года компанию для надзирания над отправленными иеромонахами по прежнему обыкновенно обер–иеромонаха не определено», постановил: «в оном морском флоте корабельном обер–иеромонахом быть бывшему в доме смоленского архиерея судьей, ныне же обретающемуся в Троицком Александро–Невском монастыре иеромонаху Кариону Голубовскому». Голубовский пробыл обер–иеромонахом на флоте с мая по сентябрь 1734г. и по благополучном окончании компании донес Св. Синоду, что «для зимования в ревельском порте на пяти кораблях и двух фрегатах оставлены те семь иеромонахов» которые и были на них, в Кронштадте при трех полках–бывшие при них три иеромонаха и сверх сего два иеромонаха один при Ревеле на корабле, другой на браунтвахте; «для надзирания же над теми иеромонахами, которые определены на корабли в Ревеле приказано на время команду иметь иеромонаху Августу». А он, Голубовский, с одиннадцатью иеромонахами и двумя бывшими белыми священниками, которых корабли «в свои порты при Кронштадте стали», возвращены при отношении «Кронштадтской канцелярии». Св. Синод указал Голубовскому быть по прежнему в Александро–Невском монастыре 25 в котором Голубовский, впрочем, оставался не долго, так как по определению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» Программа VI Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства (13-16 сентября 2010 года) 10.09.2010 364 Время на чтение 6 минут К онференция будет проходить в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды: Санкт-Петербург - Горицы - Ярославль, с посещением Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей, Ярославского Казанского женского, Свято-Введенского Толгского женского монастырей. 13 сентября (понедельник) 2010 года г. Санкт-Петербург 11-00 - 12-00 Посадка и регистрация на теплоходе «Кронштадт». Речной вокзал (наб. Обуховской обороны, д. 195). 12-00 Отправление теплохода «Кронштадт» из Санкт-Петербурга. 12-00 - 12-30 Размещение на теплоходе. 12-30 - 13-00 Молебен св. блгв. Великому князю Александру Невскому. Открытие конференции. (конференц-зал теплохода) 13-00 - 14-00 Обед 14-00 - 19-00 Открытие научно-практической конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности». Презентация проектов участников конференции. Открытие I Международного кинофестиваля «Свет Северной Фиваиды». (конференц-зал) 19-00 - 20-00 Ужин 20-00 - 21.00 Концерт Ансамбля «Казачий круг». Руководитель - Скунцев В.Н. ( Москва ) 14 сентября (вторник) 2010 года 08-30 Утреннее молитвенное правило 09-00 - 10-00 Завтрак 10-00 - 14-00 Круглый стол участников ДелоРус и Александро-Невского Братства. Продолжение I Международного кинофестиваля «Свет Северной Фиваиды». Духовные беседы со священнослужителями. (конференц-зал). 14-00 - 15-00 Обед на теплоходе 15-00 - 19-00 Продолжение I Международного кинофестиваля «Свет Северной Фиваиды». Духовные беседы со священнослужителями. (конференц-зал) 19-00 - 20-00 Ужин 20-00 - 22-00 Творческий вечер с писателями. Ведущий - Коняев Николай Михайлович , писатель, секретарь Союза писателей России.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/11/...

В 1726-м году разрешено было выкопать «в новозаведенном саду позади столярни, устуиив от прежнего канала на 4 сажени», пруд, размером в длину 22 и 13 сажень, в ширину с обеих сторон 15 сажень. Пруд захватывать 15 сажень уже выкопанного побочного огородного канала. У пруда был деревянный затвор для выпуска воды в прежний канал 2434 . В 1737-м году Монастырские крестьяне по наряду копали пруд при Монастыре на лугу по берегу Невы, «для содержания живой рыбы». Пруд был длиною 35 и шириною 20 сажень, а глубиною 4 аршина 2435 . В августе 1725-го года архитектор Швердфегер заявил, что «надлежит в Невском Монастыре против каменного здания от Черной речки близ дороги на лугу учинить для пристани судов гавань с каналом»; для устройства гавани необходимо вбить 1.200 свай разного размера; для канала – вынуть земли в длину на 60 сажень, в ширину на 6, в глубину на 1½ сажени; для гавани – в длину на 20, в ширину на 10. В конце августа были произведены торги на подряд по устройству гавани и канала 2436 . В 1727-м году, в мае, произведена была починка подемного моста на устье Черной рчки, при Неве, поврежденнаго от большой воды. Водою выворотило из земли целых 30 свай. Были забиты новые сваи, починен настил и сделаны новые перила 2437 . В 1730-м году, «за прошествием по постройке немалого времени и за гнилостью», мост был разобран «до фундамента и на прежних фундаментальных сваях из бревен и из досок построен мост вновь». В 1739-м году был капитальный ремонт моста 2438 . Мост имел по обеим сторонам 88 точеных крашеных баляс, сквозь которые, вместо перил, продеты были шесты в 2 яруса 2439 . В 1741-м году архитекторы, производившие осмотр монастырских строений, проектировали построить «супротив новой прешпективой дороги чрез Черную речку» каменный мост 2440 . У историка Петербурга Богданова значится только 1 мост чрез Черную речку в Александро-Невском Монастыре – подемный 2441 . В 1727-м году, по распоряжению архимандрита Петра, на новозаведенном монастырском огороде, что близ Семинарии, построены были «для приезжих крестьян с монастырскими припасами и без припасов, для своих нужд, и посторонним мимоедущим к постою, и на оной огород к собиранию назему», две избы и между ними сени с чуланами, и особо сарай для лошадей, – «да у тех изб к прешпективой дороге» 3 торговые лавочки» для продажи съетных припасов. Двор сдавали в аренду за 10 рублей в год, с правом выкапывать для отопления корчаги с огорода и с обязательством давать постой монастырским крестьянам, приезжающим с припасами, бесплатно 2442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010