Закрыть itemscope itemtype="" > Ныне православные христиане сильно разобщены Протоиерей Димитрий Василенков призывает петербуржцев принять участие в Общегородском Крестном ходе, посвященном перенесению мощей св. блг. кн. Александра Невского 05.09.2017 615 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 12 сентября пройдет традиционный крестный ход по Невскому проспекту от Казанского собора к Александро-Невской лавре. Молитвенное шествие приурочено к празднованию Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. О значении этого крестного хода размышляет в интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков : Мы, православные христиане, понимаем, что в этом мире нельзя ничего сделать без Божией помощи. Господь говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Мы прекрасно осознаем, что молитва – главное условие любой деятельности православного человека: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). Поэтому мы всегда, прежде всего, обращаемся к Богу. Тем более стоит обратиться к Богу в день одного из хранителей Санкт-Петербурга – святого благоверного князя Александра Невского. Православные христиане традиционно собираются в этот для вознесения молитву Господу: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). В этот день множество православных христиан собираются вместе не для того, чтобы просто пройтись по Невскому проспекту, а для молитвы Господу и благоверному князю Александру Невскому о помощи в трудные времена. Бог не спасает без воли и усилия самого человека: от нас требуется молитва и приложение посильного человеческого труда. В богословие есть понятие «сила любви» - соработничество Бога с человеком в деле спасения души человеческой. Напомню народную поговорку – на Бога надейся, а сам не плошай! Конечно, кто-то превратно истолковывает эти правильные слова, оправдывая свое неверие и нежелание обращаться к Богу. Но великий смысл сей пословицы состоит в том, что человек должен надеяться на Бога и трудиться. 12 сентября мы молимся о спасении не только наших сродников, но и всех жителей Санкт-Петербурга, об избавлении напастей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/05/ny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918-1922 гг. Часть II 04.01.2013 532 Время на чтение 42 минут Часть 1 Повествование об истории Александро-Невской Лавры продолжается освещением многочисленных событий из жизни обители. М.В. Шкаровский описывает, как отбор имущества монастыря советскими властями, голод, гибель многих насельников повлияли на деятельность Лавры, продолжавшуюся несмотря на нехватку средств и продуктов питания. В начале 1918 г. в обители проживало почти 500 человек - продовольственный комитет отпускал хлеб Лавре на 457 взрослых карточек и 30 детских - мальчикам-певчим Митрополичьего хора. Из этого количества около 100 человек составляла братия, 15 - священники-беженцы, 30 - старушки в лаврской богадельне, 10 - архиереи и их келейники, несколько десятков учащиеся духовных школ и взрослые певчие и остальные (около 200) - рабочие и служащие Лавры. Монастырское хозяйство по-прежнему было весьма обширно - конюшня, пекарня, производство свечей и т.д., хотя общий тяжелейший экономический кризис в стране уже существенно влиял на положение дел. Почти весь лаврский капитал - около 2 млн. рублей - находился в государственных процентных бумагах и вследствие недавних правительственных распоряжений доходов не приносил. Кроме того, над капиталом и имуществом Лавры уже нависла угроза национализации. 23 января 1918 г. в газетах был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», первоначально называвшийся «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Именно он заложил основы будущего, почти бесправного положения Церкви. В декрете были пункты, не связанные прямо с его основным смыслом: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества . Эти ограничения не вытекали из принципа, что религия есть частное дело граждан (частные общества имели соответствующие права), и были вызваны прежде всего политическими и идеологическими соображениями. Именно указанные запреты наиболее тяжело отражались на деятельности Церкви. Декрет также не предусматривал переходного периода.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

О праздновании Дня перенесения мощей святого Александра Невского рассказали в Доме журналиста сентября 2017 Председатель епархиального оргкомитета по подготовке к празднованию наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий отметил, что день перенесения мощей святого Александра Невского - не главный праздник, посвященный великому князю, главный - день преставления, 6 декабря. Но для Санкт-Петербурга день перенесения мощей стал наиболее важным. Со времени возобновления в 2013 году крестный ход в этот день является церковно-государственным праздником.  " Со светской точки зрения крестный ход - это шествие, - сказал владыка. - Богословие крестного хода - явить миру, что Санкт-Петербург - православный город, что не отменяет того , что это город многоконфессиональный. Поскольку крестный ход в честь Александра Невского, в нем сильна патриотическая составляющая, по результатам телеконкурса в 2008 году именно Александр Невский стал " именем России " . Этот герой может быть примером для всех - верующих и неверующих, взрослых и детей. Господь именно этого человека направил туда, где решалась судьба Руси, быть ей или не быть. Одна из важнейших заслуг великого князя Александра Невского - в том, что он увидел угрозу с Запада для русской государственности, в то время как многие видели главную угрозу в монголо-татарском иге. Но князь справедливо рассудил, что монголо-татары, хотя и грабят Русь, не покушаются на духовные ценности народа, не притесняют православие. Александр Невский - личность разносторонняя, и нам повезло, что император Петр Первый принял решение перенести в наш город мощи именно этого святого. Одна из причин - неподалеку от новой столицы князь Александр Невский одержал одну из значительных побед " . Епископ Назарий рассказал, что ожидается участие в крестном ходе верующих не только Санкт-Петербургской епархии, но и других епархий митрополии, а также представителей других городов, в том числе Городца - места упокоения святого. Он обратил внимание на то, что уже третий год крестный ход предваряет фестиваль " Невские звоны " , который проходит в лавре 10 сентября. На него соберутся звонари из России, Украины, Белоруссии, Финляндии и других стран. Их привлекает возможность показать свое искусство на звоннице Свято-Троицкого собора, состоящей из пятнадцати колоколов общим весом 32 тонны, самый большой из них весит 18 тонн. Выступления звонарей будут чередоваться музыкальными номерами на открытой сцене. Начало праздника - в 13:00, вход свободный.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=121...

«Да соберет храм в стенах своих множество благочестивого народа…» Участники конференции Так возвестил в своем благословении Иоанновскому монастырю в день его освящения всероссийский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня преставления которого мы отметим в скором времени (2 января 2009 года). Этой дате была посвящена прошедшая во второй половине мая III Международная конференция сообщества «ДелоРус» на тему «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», в которой приняли участие более 250 человек практически из всех регионов России, а также из Белоруссии и Украины. Собравшиеся на этой встрече имели не только возможность принять участие в деловой части конференции – пленарных заседаниях и «круглых столах», но и время для неформального общения, а молитвенная атмосфера вносила соборный дух. Уже по сложившейся традиции работа конференции проходила на борту теплохода, следовавшего из Ярославля в Санкт-Петербург с заходом в монастыри и другие святые места русского севера. А отправлялись в паломничество как раз из Иоанновского монастыря, явившегося, по определению отца Иоанна, «чудом на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы-реки». Там, в монастыре, в первый же день прошел молебен у святых мощей батюшки Иоанна. И лишь затем поездом участники конференции отбыли в Ярославль, где их ожидал теплоход. Паломнический маршрут выглядел так: Толгский, Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский монастыри и прошедшие там молебны у мощей святых, дивный остров Валаам с его неповторимыми гранитными крестами, уединенными среди высоких сосен и скал храмами, общей молитвенной обстановкой, сложившейся за много веков… И снова Санкт-Петербург, молебен в Александро-Невской лавре, посещение храма во имя преподобного Серафима Вырицкого. Последний пункт оказался, можно сказать, прямо по теме, ведь преподобный Серафим был до принятия монашеского пострига известным петербургским купцом и благотворителем; потом, избрав путь монашеского жития, он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, простояв в молитве на камне тысячу дней и ночей. Будучи предпринимателем, он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг; он высоко оплачивал труд своих работников и заботился о них, кормил тысячи нищих… Это ли не достойный пример для подражания современным предпринимателям?!

http://pravoslavie.ru/1363.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) - пастырь, богослов, духовный писатель 23.02.2004 391 Время на чтение 28 минут 28 февраля 2000 г., на 88 году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его жизненный путь интересен и сложен; владыка стал свидетелем почти всех трагических событий ХХ века. Он целиком " уложился в ХХ-е столетие, со всеми его драмами и трагедиями. Ведь это был " век - волкодав " ... Юные годы. Архиепископ Михаил - в миру Михаил Николаевич Мудьюгин - родился в благочестивой семье служащего 12 мая 1912 года в Петербурге. Семья была верующая, и поэтому он с ранних лет приобщился к Церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую Лавру. Оно продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. Он принимал активное участие в жизни Афонского Андреевского подворья. В течение ряда лет он вел на подворье фактически жизнь послушника, правда, ночевал он дома. Потом, будучи уже взрослым, мечтал о том, чтобы служить Богу в Церкви. Основы веры будущий архиепископ постигал в воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Он был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками (1922). И еще с детских времен ему постоянно напоминали, что он должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, - ведь многие из них не знали славянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России и до последних дней сохранял яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Будущий владыка чувствовал, что Господь посылал ему навстречу людей, которые могли способствовать его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с моих семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, - вспоминал владыка. - Пески - это старинное название района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом с домом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «К каждому паломнику относимся максимально чутко» Итоги четырех дней пребывания мощей святителя Николая в Петербурге 18.07.2017 762 Время на чтение 3 минуты 17 июля состоялся брифинг для журналистов, посвященный первым дням пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. За четыре дня в Александро-Невскую Лавру пришло на поклонение 96100 человек, из них 8700 человек прошли по социальной очереди. Председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Павлович Богданов отметил, что общее количество человек, одновременно присутствующих в очереди, иногда достигало 10 тысяч. При этом поток граждан налажен таким образом, что город не ощущает дискомфорта, несмотря на многотысячное скопление людей в Лавре и на прилегающих улицах. Организация доступа паломников к святыне осуществляется органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, ГУ МВД, Единого центра по предупреждению чрезвычайных ситуаций, Росгвардии а также структурами Санкт-Петербургской епархии и волонтерами. В результате совместных усилий люди проводят в очереди в среднем от получаса до трех часов. Время ожидания в социальной очереди не превышает 30 минут. « Пока ритмичность работы шлюзов, распределяющих паломников на оптимальные группы, позволяет выдерживать относительно небольшую очередь, что говорит, прежде всего, о внутренней организации. Но если это не контролировать ежеминутно, то очередь может расползтись по Невскому проспекту », - добавил Л.П.Богданов, подчеркнув, что на случай увеличения потока паломников просчитан дополнительный маршрут для выстраивания очереди в Митрополичьем саду. « Лавра не первый раз участвует в подобном церковно-государственном проекте. Ежедневные заседания оперативного штаба принесения мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербург позволяют выявлять недочеты и мобильно реагировать », - заявил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. Предупреждая вопрос журналистов, сравнивающих длину очереди на поклонение святителю Николаю в Москве , растянувшуюся на несколько километров, и относительно небольшую очередь в Санкт-Петербурге, епископ Назарий подчеркнул, что не длиной очереди измеряется эффективность работы, а то, что люди в Петербурге стоят в очереди к мощам не более 3-х часов, означает, что организаторы добились полной координации усилий церковных и государственных исполнительных властей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/18/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не дай Бог вернуться в то страшное лихолетье 90-х годов Впечатления Александра Цыбульского от вечера, посвященного поэту Николаю Мельникову и «брянскому соловушке» Максиму Трошину 08.06.2018 1172 Время на чтение 6 минут 5 июня в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры состоялся вечер памяти наших брянских патриотов - Николая Мельникова и Максима Трошина. Вечера памяти наших брянских земляков стали традиционными. Только в Лавре они уже проводятся в третий раз. В 2016 году вечер был посвящен круглым датам Николая Мельникова - 10 лет со дня кончины и 50 лет со дня рождения. В этом году вечер памяти проходил 5 июня, ровно в тот день, когда 23 года назад не стало Максима Трошина, «брянского соловушки», русского православного барда, прожившего очень короткую, но яркую жизнь. Через несколько дней, 18 июня, ему исполнилось бы 40 лет. Такая интересная связь: Николай Мельников ушел из жизни в 40 лет, а Максиму было бы 40 лет. Судьбы Максима Трошина и Николая Мельникова, наших брянских патриотов, связаны. Они жили и творили в эпоху страшного русского лихолетья, так называемого безвременья, великой русской смуты, развала нашей Родины. Им досталось пережить этот ужас. Они очень болезненно воспринимали то, что тогда делалось - русофобию, отрицание традиционных наших ценностей, которыми жила страна наша. Конечно, они переживали, творили. Это был их вклад в изменение той ситуации. Смещение вектора развития нашей страны - это их вклад, который мы наблюдаем. Это значительные перемены, которые произошли за эти годы. Оба служили России и отдали свои жизни за други своя, как это сделал брянский инок-монах Пересвет. Под такой рубрикой проходил вечер. Вместе с портретами-фотографиями Николая Мельников и Максима Трошина стояла икона Александра Пересвета. Начали мы наш вечер с молитвы. Прочитал молитву игумен Владимир (Миськевич), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, откуда приехали наши брянские гости. Священник приехал вместе со своими земляками - самодеятельными артистами. Часть из них являются певчими в его хоре. Этот самодеятельный театр возглавляет сестра Николая Алексеевича Мельникова Валентина Алексеевна Шаронова, которая является его художественным руководителем и режиссером-постановщиком. Приехала и младшая сестра Наталья Алексеевна, она тоже участвовала в спектакле, который стал изюминкой и украшением нашего вечера.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/08/ne...

Иннокентий, святитель, епископ Иркутский и Нернинский (Кульчицкий Иван) († 1731, память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1680 или 1682 году в Черниговской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. С 1695 года обучался в Киевской духовной академии. В 1706 году окончил курс обучения. В 1708 году в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1714 года – префект той же академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Nempa I вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. С конца 1720 года исполнял должность наместника Александро-Невской лавры. В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась его хиротония в Троицком соборе лавры, в присутствии Nempa I. С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве. В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно-церковнослужителей. В марте 1722 года он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа. В течение трех лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru Международный фестиваль «Русский Царь-Град» прошел в Петербурге и Кронштадте. Мероприятие было посвящено восстановлению единства Русской Православной Церкви и проходило с 11 по 13 июля. Несколько сотен гостей из России, Белоруссии, Украины и Германии приложились к мощам святого благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре, возложили цветы к могилам российских самодержцев в усыпальнице Петропавловского собора и совершили крестный ход к закладному камню на месте разрушенного большевиками Андреевского собора в Кронштадте. Завершили программу конференция памяти святого Иоанна Кронштадтского и концерт авторской песни. 11 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление Валерию Сердюкову в связи с очередным избранием на пост губернатора Ленинградской области. «Как Предстоятелю Русской Православной Церкви, мне весьма отрадно сознавать, что в новых исторических условиях между Администрацией Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией сложились добрые отношения, призванные проявлять совместную заботу о восстановлении порушенных в прошлом святынь, духовном воспитании, христианском просвещении и нравственном здоровье общества», - отмечено в Патриаршем послании. 13 июля участники фестиваля «Русский Царь-Град» провели акцию по уборке форта «Александр-Шанц». Действия верующих не остались без внимания городских властей. Заместитель главы администрации Кронштадта Вячеслав Богомолов заявил, что готов оказать финансовую поддержку в восстановлении форта. До революции здесь (форт расположен на западной части острова Котлин) были крепостные стены и, предположительно, часовня святого Александра Невского, имя которого и носит форт. В настоящее время он почти полностью разрушен, а на его территории располагаются склады ВМФ России. Также форт регулярно сдается коммерческим структурам под проведение молодежных рейв-фестивалей. По заказу «Дворца конгрессов» Управления делами Президента РФ» разработан проект преобразования форта «Александр-Шанц» в музейный культурно-развлекательный комплекс.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841, г. Шумен - 10.07.1901, София), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель. Окончил 4-классную гимназию в Шумене (1856) и год был помощником учителя. В 1858 г. поступил в Одесскую ДС. В 1861 г. взял академический отпуск и вступил в 1-й болг. легион, сформированный болг. революционером Г. С. Раковским в Белграде для борьбы против османской власти, но через год, после роспуска легиона, продолжил обучение в Одессе. В 1865 г. поступил в КДА, которую окончил в 1869 г. со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Греко-римские законы о преступлениях против веры и Церкви». В 1869 г. переехал в г. Брэила (Румыния), где вместе с М. Дриновым основал просветительское Болгарское лит. об-во (в 1911 преобразовано в Болгарскую АН); в 1870-1873 гг. редактор «Периодического журнала» об-ва (Периодически списание. Брэила); действительный (1872) и почетный (1898) член об-ва. В Брэиле был директором болг. школы. В 1872 г., в период острого конфликта между учрежденным в 1870 г. Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией, был призван митр. Варненским Симеоном (Попниколовым) принять духовный сан и возглавить одну из епархий Экзархата. 16 июня 1873 г. в с. Башкёй (ныне Николае-Бэлческу, Румыния) пострижен в монашество и рукоположен во диакона, 24 июня - во иерея, 18 июля возведен в сан архимандрита. В июле 1873 г. назначен протосинкеллом Доростольско-Червенской епархии, 21 апр. 1874 г. в г. Русе хиротонисан во епископа Браницкого, викария Доростольско-Червенского митрополита. В 1877 г. назначен временно управляющим Тырновской епархией, 28 сент. 1878 г.- ректором духовного училища, открывшегося в Лясковском мон-ре . Исполнял обязанности ректора до мая 1884 г.: написал устав уч-ща, которое преобразовал в семинарию, в учебную программу помимо богословских и церковных предметов включил историю, алгебру, геометрию и физику. После освобождения Болгарии от османского владычества (1878) участвовал в политической жизни страны: с 1879 г. депутат Учредительного, затем Великого народного собрания Болгарского княжества, председатель Комиссии по составлению конституции. В составе болг. делегации посетил Россию, где 27 июня 1879 г. в Александро-Невской лавре вместе с бывш. Болгарским экзархом Анфимом I сослужил митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Исидору (Никольскому), что вызвало резкий протест К-польской Патриархии, не признававшей независимость Болгарской Церкви. В условиях политического кризиса 22 нояб. 1879 г. был назначен министром-председателем правительства и министром просвещения Болгарии на период визита в Россию болг. кн. Александра Баттенберга (занимал посты до 24 марта 1880). Был председателем Комитета по возведению в Софии храма-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского в благодарность российскому императору за освобождение Болгарии.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010