30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня третье воскресенье после Пасхи, и мы вспоминаем в этот день святых жен-мироносиц — тех самых, кто сопровождал Спасителя во время Его проповеди на земле Палестины, — а также праведных Иосифа и Никодима. Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, — они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у креста. Они ничего не боялись — ни римских воинов, стерегущих крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить — не на их место, потому что то место неповторимо, — а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов — срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера — там сила, где неверие — там немощь». Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека.

http://pravoslavie.ru/103135.html

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Пасха 1918-го Впредпасхальные дни митрополит Вениамин отдал распоряжение, чтобы «по примеру прошлого 1917 года/.../и в нынешнем 1918 году/.../под первый день Св. Пасхи в соборных, приходских и других церквах Петрограда и его окрестностей, в видах удовлетворения религиозных чувств многочисленных православных богомольцев, не имеющих возможности поместиться в самих храмах, пасхальные заутрени отслужены были с подобающею торжественностию, при общенародном пении, на папертях церквей или площадях пред храмами, где это возможно, с устройством для сего особых помостов» 731 . Сам владыка как священноархимандрит Александро-Невской лавры совершил службу Святой Пасхи – светлую заутреню, литургию и в 3 часа дня – вечерню – в лаврском Троицком соборе. К Петроградской пастве святитель обратился с вдохновенным пасхальным приветствием, призывая ее войти «в радость Господа своего»: «Пусть миродержатели тьмы века сего не слагают оружия, но усиленно и дерзко борются с жизнию и светом, пусть пытаются расставлять свои сети и уловлять в них новые жертвы, пусть много, много людей работает греху, пусть даже может показаться в иные минуты, что мрак снова облегает землю и князь мира сего готов торжествовать победу. Но... вот среди мрака пасхальной полуночи раздается удар церковного колокола, звук его торжественно пронесся в воздухе и глубоко проник в сердца христианские. Давящей тьмы ночи как будто не бывало. Все исчезло в одном бесконечно радостном возглашении: Христос Воскресе!/.../ Все земное, разделяющее людей, должно быть забыто. Всякая злоба, вражда, зависть, все страсти самолюбия должны умереть в сей нареченный и святой день./.../Всякая печаль должна исчезнуть, как капля, в океане христианской радости./.../ Велика радость Св. Пасхи. Хотелось бы, чтобы эта радость пасхальная оставалась бы навсегда и любовь Христова не ослабевала бы между нами до конца дней наших» 732 . Подъем религиозных чувств народа вылился в Петрограде в беспримерных крестных ходах Пасхальной недели. По мысли митрополита Вениамина в Светлый Четверг, 9 мая (26 апреля), в первый раз в истории города на Неве, многие городские церкви организовали детские крестные ходы в Лавру. 733 В них приняли участие тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет. После молебствия в Казанском соборе соединенное шествие детей в стройном порядке с епископом Нарвским Геннадием во главе двинулось по Невскому проспекту. По приходам заранее готовились к этому дню: накануне провели репетиции детских процессий, специально для малышей устроили легкие хоругви и небольшие иконы. В Александро-Невской лавре юных паломников встречал ее священноархимандрит. Владыка сам отслужил пасхальный молебен и преподал всем детям архипастырское благословение 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В.А. Юлин Священник Леонид Михайлович был человеком разносторонних дарований и удивительной судьбы, воплотившим в себе лучшие черты Чичаговского рода. Он хорошо рисовал. Иконы его работы сохранились в Москве в храмах во имя Святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и во имя Святого пророка Илии во 2-м Обыденском переулке, а также в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Они поражают высоким профессиональным мастерством. Для храма во имя святителя Николая в Старом Ваганькове в Москве Леонид Михайлович написал две иконы: «Спаситель в белом хитоне» (размером 210 см х 120 см) и «Преподобный Серафим Саровский , молящийся на камне» (размером 180 см х 120 см). Обе этих иконы – образ «Спасителя в белом хитоне» 28 (на терракотовом фоне) и образ преподобного Серафима, находятся в московском храме во имя Святого пророка Илии, что во 2-м Обыденском переулке. В Александро-Невской Лавре в СанктПетербурге имеется второй вариант образа «Спасителя в белом хитоне», написанный святителем Серафимом в бытность его митрополитом Ленинградским в 1928 – 1933 гг. В отличие от московского варианта эта икона меньшего размера и написана на ультрамариновом фоне. Когда подходишь к этому большому, в человеческий рост, образу, – будто предстаешь перед реальным видением, которое, вероятнее всего, и послужило причиной написания этой иконы. Сюжет иконы преподобного Серафима Саровского был разработан святителем Серафимом в то время, когда он приступал к написанию «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В сонном видении ему явился преподобный Серафим молящийся, и, проснувшись, он быстро набросал то, что видел, затем перенес этот эскиз с бумаги на доску. Оригинал иконы он всегда возил с собой. Известно, что автором было сделано несколько копий. Одна из копий иконы была преподнесена как подарок Императору Николаю II. Остальные копии он щедро раздаривал. Что касается храма Святителя Николая в Старом Ваганькове, то паруса этого храма он расписал ликами евангелистов. В наше время в отреставрированном Никольском храме стоят копии обеих икон – «Спасителя в белом хитоне» и преподобного Серафима Саровского 29 – в натуральную величину и на тех местах, которые им предназначил в свое время иконописец. По духовному завещанию внучки Л. М. Чичагова игумении Серафимы (Черной), настоятельницы Новодевичьего монастыря,– копии с написанных им икон должны находиться в местах его пастырского служения: в Сухуме, Орле, Кишиневе, Твери и Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Закрыть itemscope itemtype="" > В начале было слово… Памяти Николая Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018) 10.09.2021 842 Время на чтение 8 минут Фото: Редакции РНЛ Сентябрьским утром 2018 года я, как обычно, шел на работу в свое издательство по двору Александро-Невской Лавры и увидел издали похоронную процессию, двигавшуюся привычным маршрутом – Троицкий собор – Никольское кладбище. Зрелище привычное, хотя и нечастое: чести быть захороненным на Никольском удостаиваются лишь личности, имевшие значительные заслуги перед Церковью и Отечеством. Расстояние было немалое, однако среди провожающих мне удалось разглядеть несколько знакомых лиц. Процессия уплыла в ворота Никольского, а я, занимаясь привычными делами, еще не догадывался, что дата 19 сентября 2018 года навсегда отложится в памяти. Спустя несколько дней, привычно прогуливаясь по кладбищенским дорожкам, а Никольское – излюбленное место прогулок в перерывах между трудами праведными как насельников, так и сотрудников, я увидел вдалеке знакомую фигуру красивой женщины возле одной из новых могил. Подойдя ближе, с удивлением разглядел в ней Марину Викторовну Коняеву, и узнал, что в те сентябрьские дни она стала вдовой. Стало досадно, что не хватило любопытства поинтересоваться тогда, кого провожают в последний путь знакомые мне люди. С Николаем Михайловичем Коняевым судьба меня свела в 2014 году при неожиданных, а скорее промыслительных обстоятельствах. Случилось так, что директором издательства Александро-Невской Лавры стал замечательный человек, поднявший из руин не один храм, генератор идей и проектов архимандрит Нектарий (Головкин). Я же на тот момент, занимался в Лавре несколько иными, далекими от журналистики делами, хотя и имел в своем жизненном багаже две изданные книги. Наверное, поэтому и получил от него предложение принять участие в развитии издательства. Планы о. Нектария содержали создание трех принципиально новых журналов – детского, юношеского литературного, и академического, научно-публицистической православной направленности. Вот последний-то и было предложено создать мне. Задача представлялась нелегкой, потому что для такого издания требовались серьезные православные авторы-ученые. Но заманить в издание, никому не известное, маститых корифеев пера, да еще на бескорыстных началах, не так-то просто. Но уж, назвавшись груздем, приходится с головой нырять в кузов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешний мир никак не может понять, о чем печётся Россия» В Санкт-Петербурге открылся XVI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест» 06.12.2022 567 Время на чтение 6 минут Фото: Андрей Петров В понедельник, 5 декабря, в Санкт-Петербурге в Святодуховском центре открылся XVI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест». В этом году он посвящен 350-летию императора Петра Великого, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. На церемонии открытия выступил Императорский ордена святого Кирилла казачий ансамбль «Атаман» имени Александра Красноперца. В связи с 20-летием коллектива, которое будет отмечаться в наступающем году, художественному руководителю ансамбля Вере Красноперец была вручена почетная грамота от епископа Кронштадтского Назария и медаль Императорского монетного двора, созданная к 350-летию императора Петра Великого. С приветственным словом к гостям фестиваля обратился председатель оргкомитета наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. «Церковный день начитается с вечера, и в Свято-Троицком соборе сейчас совершили утреню в честь нашего небесного покровителя - святого благоверного великого князя Александра Невского. Мы благодарны императору Петру Великому за то, что можем поклониться мощам святого князя в Александро-Невской лавре. Перенесение мощей в Санкт-Петербург - это его заслуга. Недаром вчера был открыт памятник императору в нашем монастыре, который был создан по его указу. Обычно монастыри возникают там, где сначала поселяются подвижники веры, а наша обитель появилась по велению императора. В год 350-летия Петра Великого мы решили так отметить это событие - установкой памятника ему. Шестнадцатый год " Невский благовест " звенит на берегах Невы, и в наше быстротекущее время это большой срок. За эти годы множество различных мероприятий отзвучало, отшумело и умерло, а наш кинофестиваль живет. Я иногда сетовал на то, что не очень много людей хотят смотреть наше христианское кино: большинство зрителей предпочитало блокбастеры. Наш кинофестиваль включает фильмы о нас: в них не играют актеры, нет придуманных сюжетов. А люди не всегда готовы смотреть на самих себя. Но времена меняются, и думаю, что сейчас именно такое кино приобретает новый смысл и звучание. В этом году у нас особенно сильный состав режиссеров, много выдающихся фильмов. Слава Богу, на нашей земле продолжают рождаться таланты, которые достойны того, чтобы их запечатлели и показали на экране, чтобы они вошли в историю нашей Родины», - сказал владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единение православных Николай Иевлев об участии членов Александро-Невского братства в петербургском Крестном ходе 14.09.2018 846 Время на чтение 8 минут 12 сентября вот уже в 6 (шестой) раз прошел возрожденный Крестный ход на День памяти святого благоверного князя Александра Невского - святого покровителя города Санкт-Петербурга от Казанского собора к Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Возрождена традиция проведения Крестного хода в этот день, начатая еще Екатериной Второй, в год 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в 2013 году. Как уже ранее сообщалось, члены Александро-Невского братства активно участвовали в подготовке и проведении Крестного хода. Силами братства было распространено по Санкт-Петербургу, Ленинг радской области и другим сопредельным регионам Невского края 10 000 приглашений к участию в Крестном ходе, афиш и другой рекламно-информационной продукции. Велась информационная и разъяснительная работа и через информационные ресурсы Братства. Крестный ход прошел как всегда на большом душевном подъеме и его участники получили массу удовольствия от ощущения единения и своей сопричастности к такому важному для города событию. По окончании Крестного хода члены Санкт-Петербургского и Ленинградского областного отделений, а также приглашенные гости приняли участие в организованном братском чаепитии. Во время чаепития были обсуждены многочисленные вопросы по проведению Крестного хода-2018, а также текущих и перспективных планов работы Братства. А таких не мало. Ведь скоро празднование 800-летия со Дня рождения Александра Невского. А этот год - год 100-летия Александро-Невского братства и нам предстоит еще многое сделать. Осенью возобновился цикл проведения передвижной фотовыставки «100-летию Александро-Невского братства посвящается...» Накануне Дня памяти А.Невского эта фотовыставка была смонтирована и открылась в Храме Свт.блг.кн. А.Невского в г.Пскове по благословению настоятеля Храма митрофорного протоиерея Олега (Тэора). По возвращению фотовыставки в Санкт-Петербург она отправится в свой путь по школам, колледжам, лицея, ВУЗам Санкт-Петербурга и области. Куратор проекта организации фотовыставки «100-летию Александро-Невского братства посвящается...» для школ, колледжей и ВУЗов региона, референт Председателя Правления Александро-Невского братства Галина Микшакова сказала, что план такого передвижения уже верстается...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/ed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Феофан (Шкобо): «По возвращении на Родину я буду рассказывать о русских монастырях» Участники V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства посетили русские обители 08.05.2010 406 Время на чтение 3 минуты С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы " Александр Невский - имя России " прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед» , посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года. Конференция проходила в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Участники конференции посетили несколько монастырей. 4 мая паломники посетили Феодоровский мужской монастырь в городе Городец, где епископ Друцкий Петр, возглавляющий паломничество в сослужении духовенства отслужил молебен перед началом конференции-круиза. 6 мая, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца паломники посетили Горицкий, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, в последнем была отслужена архиерейским чином Божественная литургия, многие паломники причастились Святых Даров. 7 мая паломники побывали в Александро-Свирском монастыре, где у мощей преподобного Александра Свирского владыка Петр возглавил Акафист и молебен преподобному. 8 мая паломники завершили свой путь в Александро-Невской Лавре, где у мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского епископы Петр и Назарий, наместник Лавры, отслужили благодарственный молебен. Затем у могилы генералиссимуса Александра Суворова была отслужена панихида генералиссимусу и всем вождем и воином на поле брани за Веру и Отечество убиенным, а многие паломники посетили могилу митрополита Иоанна (Снычева), где помолились у могилы приснопоминаемого владыки. Один из участников конференции клирик Сербской Православной Церкви, кандидат богословских наук игумен Феофан (Шкобо) в интервью «Русской народной линии» поделился своими впечатлениями от посещения России, русских храмов и монастырей:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/8/igu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Комедия о настоящей беде... «Борис Годунов» в постановке А.В.Грунтовского 06.11.2012 682 Время на чтение 11 минут В Петербурге в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры состоялся премьерный показ фильма, зафиксировавшего спектакль «Борис Годунов» Театра народной драмы (Русский православный театр). Реж. А.В.Грунтовский (отмечен дипломом «За лучшую режиссуру» на 6-м православном театральным фестивале. В ролях: Григорий Отрепьев - Евгений Гуреев. Марина Мнишек - Елена Дельвер (диплом «За лучшую женскую роль»). Борис Годунов - Роман Тихомиров Хозяйка корчмы - Наталья Богданова Царевна Ксения - Лидия Скударева Царевич Федор - Федор Грунтовский Басманов - Петр Захаров Шуйский, Думный дьяк, отец Варлаам - Мирослав Николаев Воротынский, Пушкин , отец Мисаил - Павел Соколов Пимен, Патриарх, Юродивый - Андрей Грунтовский куклы - Владимир Матросов (диплом «За высокое мастерство в работе с куклами»). Этот театр играет в пространстве точки. Может быть, из-за малого пространства этой сцены, в прошлом Святодуховского храма (в Александро-Невской лавре, где отпевали Ф.М. Достоевского). Малое простанство сцены, однако, не ограничивает пространство действия, напротив, подчеркивает его бесконечность. Шекспировский аскетизм декоративных средств, именно малое пространство сцены усиливает основной эффект спектаклей, воссоздающих Запечатленные мгновения русской поэзии - на материале поэзии Пушкина, Есенина, Шергина, Шукшина, Рубцова. В спектакле «Борис Годунов» используется пространство площади сундука в центральной точке зрительской перспективы, в которой происходит действие, и пространство России, воображением зрителя уместившейся на подлинной географической карте, составленной царевичем Феодором Борисовичем и изданной в Амстердаме в 1613 году Гесселем Герритсом. Пушкин построил на этом историческом факте сцену «Царские палаты»: «Царевич, чертит географическую карту» - Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва ,

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/07/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010