Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Назарий: Сто лет назад сотни людей спешили защитить святыню от представителей безбожной власти 100-летие основания Александро-Невского братства отметили в Санкт-Петербурге 08.02.2018 606 Время на чтение 7 минут В Александро-Невской лавре 6 февраля продолжились праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства . Празднование началось 1 февраля, в день гибели священномученника Петра Скипетрова - этот день считается датой основания братства, сообщает сайт Лавры . Открывая торжественный вечер в Святодуховском центре, председатель правления Александро-Невского братства наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий сказал: «Сто лет - очень важная дата. Братство образовалось в 1918 году не вследствие каких-то заседаний, решений, а само собой, по обстоятельствам - в день убийства отца Петра, когда сотни людей сбежались в лавру, чтобы защитить святыню от представителей безбожной власти. Важно отметить, что оно не возникло на пустом месте: и до 1917 года в нашем городе, в том числе и при лавре, действовали кружки по изучению Священного Писания, православного богослужения. Такие кружки вели, в частности, епископ Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх, и митрополит Антоний (Вадковский)». Владыка Назарий объявил открытой фотовыставку «К 100-летию Александро-Невского братства», разместившуюся в зале духовно-просветительского центра, и представил Елену Антонову, супругу потомка протоиерея Петра Скипетрова - руководителя оркестра Владимирской областной филармонии Анатолия Антонова. Елена Константиновна рассказала о работе над книгой «Петр Скипетров: крестный путь священномученика», вышедшей во Владимире. Материалы собирались в течение десяти лет. Анатолий и Елена Антоновы узнали, что в семье есть такой человек, не так давно. Анатолий Антонов - прямой потомок старшего брата протоиерея Петра Скипетрова, Михаила. Тот после гибели отца Петра уехал из Петрограда и никому из своих потомков про брата не рассказывал. В семье сохранилась старая фотография, на которой был и отец Петр, но родственники не знали, кто это. «Хотелось бы, чтобы у молодежи в памяти не было таких «белых пятен» - для этого я и предприняла работу над книгой», - сказала Елена Антонова. Анатолий Антонов добавил, что на его имя пришло письмо от Святейшего Патриарха Кирилла с просьбой переслать экземпляр книги.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/08/ep...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Шкаровский М.В. " decoding="" title="" После Октябрьской революции 1917 г. возможности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви значительно сократились, однако эта деятельность не исчезла и продолжилась, хотя и в принципиально новых, неизмеримо более сложных условиях. Вслед за первыми же открыто антирелигиозными акциями советских властей в России начался массовый религиозный подъем. В 1918 г. к Православной Церкви, гонимой, а не господствующей, как ранее, пришли тысячи новообращенных, в том числе видные представители интеллигенции. Именно с первых месяцев 1918 г. в столице, а затем по всей стране начали создаваться массовые организации — союзы, братства, комитеты мирян и т.п. Особенно заметную роль вплоть до начала 1930х гг. играли братства. Их число по сравнению с дореволюционным возросло в десятки раз. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьской революции Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. Главным в северной столице стало Алксандро-Невское братство, образованное при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Оно было окончательно оформлено в январе 1919 г. иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) на базе работавшего в Лавре с марта 1918 г. кружка молодежи. Без преувеличения можно констатировать, что Александро-Невское братство было уникальным явлением не только в истории Петроградской (Санкт-Петербургской) епархии, но и Русской Православной Церкви первых послереволюционных десятилетий в целом. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов деятельности. История братства свидетельствует о том, что оно было одной из самых оптимальных форм объединения верующих в условиях безбожных гонений. Документы наглядно показывают, что Александро-Невское братство представляло собой живой, динамичный организм — конкретные виды и формы его работы и внутренней жизни неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. В известном смысле оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению.

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

А.Н. Надеждин Отношение семинарии к училищам Духовные училища уездные, а отчасти и приходские, находились в зависимости от семинарского правления в отношении административном, педагогическом и экономическом. Поэтому и вся вторая часть «Проекта устава дух. семинарий» посвящена делу управления уездных училищ, зависящих от семинарии, которое состояло: «1) в надзоре за училищами по вступающим из оных бумагам в семинарское правление; 2) в надзоре за оными посредством отряжаемых семинарским правлением чиновников (ревизоров), для наблюдения за производством экзаменов и для обозрения всего относящегося к уездным училищам». Приходские училища находились собственно под надзором уездных 148 , но напр. устроение этих училищ подлежало наблюдению семин. правления (Проек. уст. дух. сем. ч. И. § 272), отчасти и ревизия их (§ 298 примеч.); назначение и увольнение учителей происходило также с ведома семинарского начальства, ему же делалось представление в случае нетерпимости ученика в училище и духовном звании (Проект уст. дух. прих. уч. § 67), а семинария о таковых сообщала консистории (Проект уст. дух. сем. ч. II § 268); была некоторая зависимость и по экономической части (Пр. уст. прих. уч. §§ 84, 87, 88) и друг. (§ 12, 30, 39). Семинарское правление с своей стороны могло делать смотрителю те или другие предписания (§ 7). С течением времени приходские училища по большей части сливались с уездными, согласно с 272 § проекта сем. уст. ч. II, или вовсе закрывались. Первое уездное духовное училище в С. -Петербург открыто в Александро-невской Лавре (стр. 10) на 112 учеников, с утверждения Комиссии дух. уч., изложенного в отношении на имя митрополита Амвросия от 14 февр. 1809 г. Затем по 14 пункту журнала Комиссии дух. уч. от 23 февр. 1809 г., сообщенному и в указе консистории от 17 августа 1809 года, определено новоучрежденному при лавре училищу «оставаться в соединении с семинариею во всех отношениях: нравственном, учебном и экономическом», хотя и с особым начальством и делопроизводством. В силу этого, инспектор семинарии был обыкновенно ректором Александро-невского училища, начиная с Филарета Дроздова , утвержденного 31 июля (1809 г.) по представлению митр. Амвросия, и кончая Антонием Павлинским (1840 г.). В конце 1840 г. назначен исправляющим должность ректора училища магистр моск. академии иеромонах Авраамий Казанский, и с него пошли отдельные смотрители и ректоры училища, тем более, что оно, по переводе семинарии из Александроневского монастыря в новый дом, отделилось от нее; с этого же времени для училища стали назначать и отдельного эконома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верните храмы верующим!» Валентин Семенов о необходимости передачи православных храмов Церкви и о важности возведения в Санкт-Петербурге памятника митрополиту Иоанну 07.08.2015 665 Время на чтение 3 минуты Не могу не откликнуться на статью-призыв Бориса Борисовича Сергуненкова «Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?» . Тем более, что в начале 1990-х годов я участвовал в работе «Епархиальной комиссии по восстановлению прав Русской Православной Церкви» во главе с викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Симоном. А курировал работу комиссии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Именно тогда началась передача зданий на территории Александро-Невской Лавры (занимаемых различными светскими предприятиями и учреждениями) Русской Православной Церкви и конкретно Лавре. Однако после смерти владыки Иоанна этот процесс замедлился, и, как мы видим, Благовещенская церковь епархии до сих пор не возвращена, как не возвращены Тихвинская и Лазаревская церкви, также принадлежавшие Лавре, как не возвращена серебряная рака, в которой хранились мощи Святого, Благоверного князя Александра Невского. А ведь есть соответствующий федеральный закон о возвращении имущества религиозного назначения, который, увы, не выполняется. Кстати, не могу не отметить, что социологический опрос петербуржцев, проведенный в конце 1994 года сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований под моим руководством (опрошено 1100 чел.), показал, что 86% петербуржцев были убеждены в том, что все помещения храмов, принадлежавших ранее РПЦ, должны быть ей возвращены (только 9% были с этим не согласны, остальные затруднялись ответить). Кроме того, 82% петербуржцев считали, что церковное имущество (иконы, утварь, книги и т д.) также должно быть возвращено. Однако сопротивление чиновников и музейщиков продолжается, и закон постоянно игнорируется. Вместе с тем, власть нарушает и нравственные законы по отношению к православному сообществу (а православными даже в Петербурге считают себя по данным репрезентативных опросов не менее 55% людей). Таким образом, могила величайшего русского полководца и глубоко верующего человека Александра Васильевича Суворова уже много десятилетий пребывает не в храме, как это должно быть, а в светском помещении - музее (другому нашему великому полководцу - Михаилу Илларионовичу Кутузову - повезло больше, и его гробница находится ныне в Казанском кафедральном соборе). В то же время на православном Никольском кладбище Лавры можно видеть помпезные могилы не православных представителей постперестроечной власти, на которых нет даже намека на православный крест.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/07/ve...

прот. Константин Борщ Часть IV. Взгляд на имяславие сегодня 1997–2001 Глава 1. Святитель Феофан Полтавский, новый затворник. Творения 881 СПб., 1997 г. Житие Святителя и учение об Имени Божием Предисловие Архиепископ Феофан Полтавский хорошо известен в России как духовник Царской Семьи Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1874 году под Петербургом в с. Подмошья, Новгородской губернии в семье сельского священника. Он был наречён именем Василия Великого – одного из трёх великих вселенских учителей и святителей Церкви. Из-за бедности большой семьи его рано отдали родители в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. Здесь, в Петербурге, его жизнь была связана с именами профессоров Духовной Академии В.В. Болотовым , А.П. Лопухиным . Он лично знал батюшку отца Иоанна Кронштадтского и совершал с ним богослужения. После блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Почти 20 лет, с 1891 по 1910 годы, он провёл в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1909 г. архимандрит Феофан был рукоположен в епископа. В своём слове к Святейшему Синоду при наречении, отличающемся подлинным монашеским смирением, он признал склонность своей души к аскетическому подвигу, так отчётливо проявившуюся в его святительской жизни: «Лично сам я никогда не увлекался общественным служением и не искал его, и даже, по мере возможности, уклонялся от него. И если, несмотря на такое моё настроение, я призываюсь к этому служению, то верю, что на это есть действительно воля Божия». В том же году он был назначен ректором Петербургской Духовной Академии. Преосвященный Феофан в период своего ректорства в Санкт-Петербургской Духовной Академии, несмотря на все протесты части профессуры, подпавшей под влияние Запада, заявляемые во имя антихристовой «свободы», исповеднически исполнял свой священный долг. Он всегда был мужественным и бескомпромиссным защитником Святоотеческого Православия. Творения святых Отцов были изучены им с удивительной тщательностью и проникновенной основательностью. Он имел энциклопедические знания во всех богословских сферах. Когда на Московском Всероссийском Соборе 1917–1918 гг. модернисты почтительно задали ему вопрос: «Если вы, Владыко, не уступите стремительным волнам времени... с кем Вы останетесь? Одни останетесь». На что владыка кротко заметил: «Я останусь со святым князем Владимиром, Просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5.02.1807–30.04.1867) – епископ Кавказский и Черноморский, один из наиболее выдающихся подвижников и духовных писателей XIX в. Принадлежал к древнему дворянскому роду. Уже в юности проявлял склонность к уединенной жизни (см. его лирическую прозу: «Плач мой». 3-е изд. СПб., 1905). В 1822–1826 гг. учился в Главном инженерном училище (об этом периоде см.: Лесков Н.С. Инженеры-бессребреники. Собр. соч. М.: Правда. 1990. Т. 2. С. 136–188). В годы учебы юноша был вхож в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина; на литературных вечерах он декламировал стихи и прозу и заслужил благосклонное внимание А.С. Пушкина, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича. Со временем все чаще его можно было встретить в Александро-Невской лавре, где под руководством иноков он читал святых отцов. Через иноков Брянчанинов познакомился с известным впоследствии Оптинским старцем Леонидом. Это укрепило его в зародившемся еще в детстве желании уйти в монастырь. В 1827 г. Д.А. Брянчанинов вышел в отставку в чине поручика и несколько лет проходил послушание в различных монастырях. В 1831 г. Вологодский епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество. Он же рукоположил нового монаха во иеродиакона и затем во иеромонаха. В 1833 г. иеромонах Игнатий возведен в сан игумена, а в 1834 г. в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1857 г. хиротонисан (посвящен, поставлен) во епископа Кавказского и Черноморского (с ка­федрой в Ставрополе). В 1861 г. св. Игнатий ушел на покой в уединенный Костромской Николо-Бабаевский монастырь. На освященном поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 6–9 июня 1988 г., было провозглашено: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания (среди 520 Комментарии других восьми святых. – В.Ф.) Епископа Игнатия Брянчанинова – подвижника благочестия, автора многочисленных творений, аскета и учителя христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания и являются его продолжением. Они легко читаемы и понимаемы современному христианину. Епископ Игнатий почитался за святость жизни уже своими современниками, которые видели в нем ученого подвижника и богослова Православной Церкви» (Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ. 6–9 июня 1988 г. С. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Содержание О благодати Божией вообще Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим О благодатных дарах Святого Духа Об исполнении Духом Святым О неодолимости Церкви О единстве и общении церковном     О благодати Божией – выписки из творений свт. Филарета (Дроздова) (1783–1867) сделанные архиеп. Феофаном Полтавским (Быстровым) (1873–1940), с его редакцией и возможными вставками Имя архиепископа Феофана Полтавского в России любимо и почитаемо, в то время как его богословские труды, написанные в основном в пору его жизни за границей, почти неизвестны. Впервые публикуемая работа святителя Феофана «О благодати Божией» – малая часть его обширного богословского наследия, но эта небольшая книжка свидетельствует о ее авторе как об истинном подвижнике благочестия последнего времени († 1940). По природе святости он является достоянием всей Русской Церкви как в России, так и за ее пределами. Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году под Петербургом в семье сельского священника. Из-за бедности большой семьи он рано был отдан родителями в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. В 1895 году после блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Вскоре, по установленному чинопорядку, он впервые был принят Государем Императором Николаем II. Однако совсем не по чину после беседы с Государем отцу Феофану было предложено стать духовником Царской Семьи. Уже за границей владыка Феофан вспоминал с великим умилением, как он свершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великие Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исоведовались всегда со слезами. Свою горячую любовь к Царской Семье владыка Феофан пронес через всю жизнь и долго не мог поверить в страшную участь, постигшую дорогих ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

О торжествах 800-летия со дня рождения святого Александра Невского рассказали журналистам сентября 2021 О праздновании в Санкт-Петербурге 800-летия святого Александра Невского шла речь на пресс-конференции в Доме журналиста 9 сентября. Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий рассказал, что проведены первоочередные реставрационные работы по так называемой " парадной " линии монастыря, вдоль которой пройдут основные торжества 12 сентября. Однако масштабная реставрация еще ожидает монастырь в ближайшее десятилетие. В ноябре будет принята ее программа. Год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского в Санкт-Петербурге был открыт 6 декабря 2020 года в церковный день его памяти и закроется 6 декабря 2021-го. Прошло множество мероприятий, о них можно прочитать на сайте anevsky800.ru . Среди особо интересных владыка назвал выставку в Российской национальной библиотеке, где впервые представлены оригиналы древних летописных сводов, а также экспозицию богослужебных икон святого из храмов митрополии, которая прошла с 11 июня по 12 июля. Наместник рассказал о программе праздника - дня перенесения мощей святого Александра Невского 12 сентября. По церковной традиции он начнется вечером 11 сентября. В 17:00 в Свято-Троицком соборе лавры Всенощное бдение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . 12 сентября приходится на воскресный день и, чтобы распределить потоки людей, желающих принять участие в празднике, в лавре будут совершены три литургии. В 6:45 в Феодоровской церкви и в 7:45 в Надвратной Скорбященской церкви пройдут ранние богослужения. В 10:00 в Свято-Троицком соборе Божественную литургию возглавит Святейший Патриарх Кирилл . Около 12:00 предполагается выход малого крестного хода с мощами святого на площадь перед лаврой. После молебена горожан и гостей города поздравят официальные лица, кавалерам ордена Александра Невского вручат цветы. По площади торжественным маршем пройдут рота почетного караула и курсанты военных училищ.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре. Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии. Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы! В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Состоялась встреча с протоиереем Артемием Владимировым декабря 2021 Открывая ее, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров отметил, что отца Артемия ждали в Санкт-Петербурге давно: часто его выступления мы можем видеть на телеканале " Спас " , но с личным общением ничего не сравнится. Даже до эры православного телевидения и Интернета отец Артемий был известен. Отец Артемий рассказал, что впервые сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию за Божественной литургией в Александро-Невской лавре 6 декабря, в день памяти святого Александра Невского . В России быть священником непросто, но каждый день приносит много радости: " Это служение крестное, но и воскресное " . Поскольку большинство слушателей в зале имеют отношение к преподаванию, гость отметил, что педагог должен воспринимать свое дело как высокое искусство, не останавливаться, постоянно " набирать высоту " . Сверхзадачей его пусть будут слова Александра Пушкина " чувства добрые я лирой пробуждал " . Важно прикоснуться к человеческой душе, не повредив в ней ничего. Встреча была посвящена святому Александру Невскому в связи с празднуемым в этом году 800-летием со дня его рождения. Отец Артемий отметил, что про великого князя можно сказать словами Антона Чехова - это человек, в котором " все прекрасно " . Священник представлял свои книги, дарил их тем, кто первым правильно отвечал на его вопросы, раздавал также открытки с поучениями, которые в шутку называл " биткоинами " . Так, прочитав стихотворение, посвященное великомученице Екатерине, память которой празднуется в этот день, он подарил книгу рабе Божией Екатерине, которая первая подняла руку, а остальным Екатеринам подарил по яблоку. Возвращаясь к теме святого Александра Невского, лектор отметил, что в трактовке важно подчеркнуть связь веков нынешнего и минувшего. Он начал с родителей князя, Ярослава и Феодосии. Отец, князь Ярослав, был волевым человеком, не боялся принимать решения. Прадедом святого Александра Невского был князь Владимир Мономах, среди его предков также - князь Андрей Боголюбский. Говоря о родословии князя Александра, отец Артемий посоветовал учителям предложить ученикам составить собственную родословную: " Все силы ада были направлены на то, чтобы мы стали иванами, не помнящими родства. Полезно научить детей работать в архивах, пробудить интерес к краеведению " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010