Чувство негодования и раздражения, которые вызвали в народных массах набеги красногвардейцев на Лавру, смутило даже обитателей Смольного. Вечером 19 января они предложили настоятелю Лавры успокоить народ и заявили, что их неправильно поняли. «Не могу выразить удивления, – говорил епископ Прокопий, – что Смольный, в течение последних дней занявший вполне определенную позицию по отношению к нам, теперь старается переменить ее на примирительную. Еще несколько дней назад мы пробовали вступить в переговоры с Советом народных комиссаров, но последние не желали нас выслушать, всякий раз давая уклончивый ответ на нашу просьбу об отмене секвестра имущества Лавры, как распоряжения незаконного. Вчера вечером после событий, разыгравшихся в Лавре, Смольный заволновался и управляющий делами Совета народных комиссаров Бонч-Бруевич заявил, что братия Лавры неправильно поняла декрет, что в данном случае СНК имел в виду распределение инвалидов в зданиях Лавры. Я ответил Бонч-Бруевичу, что действия комиссара Иловайского способны не успокоить богомольцев, а наоборот вызвать дальнейшие эксцессы. Что же касается размещения инвалидов в зданиях Лавры, то на это мы с самого начала возникновения инцидента готовы пойти и предоставить свободные помещения в распоряжения комиссара призрения» [xix] . Ночь с 19 на 20 января прошла спокойно. После ухода красногвардейцев и матросов лаврским духовенством было отслужено благодарственное молебствие при огромном скоплении молящихся. Затем в Крестовой митрополичьей церкви была отслужена всенощная. После нее богомольцы и насельники собрались в помещении лаврской трапезной, где состоялось многолюдное собрание. На нем после горячего обсуждения ситуации было принято решение спешно организовать из мирян и монашествующих православное братство Александро-Невской Лавры для отстаивания интересов обители, охраны церковного достояния и «разъяснения народу пагубности последних действий по отношению к святыням Православия». С 4 часов утра во всех лаврских храмах непрерывно совершались богослужения, толпы молящихся, идущих со всех концов столицы, начали заполнять их. Митрополита Вениамина посетила депутация рабочих Стеклянного и Фарфорового заводов, они выразили готовность «до последней возможности» защищать имущество Лавры [xx] . Затем явилась делегация от рабочих Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая просила разрешить ей участвовать в охране святынь Лавры, чтобы предотвратить эксцессы и т.д.

http://bogoslov.ru/article/3021404

Формат нашей конференции не является столь уж редким. Конечно, этот формат не является определяющим фактором нашего мероприятия. Ведь все зависит от того, ради чего люди собрались. На теплоходе можно слушать музыку, загорать, проводить время в баре. Если настраиваться на отдых, то и выйдет только отдых. Но если воспринимать такой формат как уникальную возможность паломничества по святым местам и настраиваться на осмысление заявленных в программе конференции вопросов и тем, то это понимание, этот настрой будут структурировать происходящее. Дискуссии на конференции скрепляются постоянной соборной молитвой участников. На этот раз участники конференции имели очень серьезный молитвенный настрой, - желающие смогли исповедаться и причаститься на Божественной литургии. По сути, эта конференция ничем не отличается от многодневных выездных конференций, кроме того, что это мобильная конференция, которая имеет паломническую составляющую. В этом случае, посещая святые места, мы получаем дополнительную духовную подпитку: поговорили о делах земных, а потом пошли и сверили свои мысли с видением людей Церкви, которые, в частности, служат Богу в таких обителях, как Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский, Горицкий монастыри, Александро-Невская Лавра. Так что формат нашей конференции удачный и подходящий для обсуждения и решения тех вопросов, ради которых мы собираемся. Конечно, наша конференция может показаться кому-то «барской»: комфортабельный теплоход, усиленное питание, творческие концерты. С другой стороны, на конференцию собираются взрослые люди, которые понимают, что эти условия им даны для того, чтобы максимально плодотворно потрудиться. Ну и, кстати говоря, не мешает немножко отдохнуть, - ведь, как правило, год проходит в неустанных трудах и заботах. Если посмотреть на развитие нашей многолетней работы, центральным звеном которой является ежегодная конференция, то наблюдается существенный прогресс. Мы собираемся, подводим определенные итоги, делимся опытом, идеями, наблюдениями. На этой конференции, в частности, 24 человека представляют проект «Наследие», который развивается уже шесть лет параллельно с конференцией. В 2000 году Собором Русской Православной Церкви причислены к лику святых более тысячи праведников. Это знаковое событие для нашей Церкви и для православного народа. Но прошло уже десять лет, и возникает вопрос: как мы, современники, участвуем в изучении духовных подвигов этих святых? Понимаем ли мы меру той небесной помощи, за которой обращаемся к ним? И обращаемся ли мы к ним? Оказывается, что эта работа не всегда происходит. Благодаря проекту «Наследие» и своему собственному опыту, я могу свидетельствовать, что чудеса происходят даже при малейшем внимании к святым людям.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/13/si...

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью. Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания. Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения. Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением  именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/658786.htm...

15 февр. 1731 г. А. был возведен в сан архиепископа, а указом от 26 сент. 1733 г. перемещен в г. Переяславль Рязанский с титулом «архиепископ Рязанский и Муромский», а прежний еп. Рязанский Лаврентий (Горка) «за некоторые предерзости» переведен на Вятскую кафедру. Перемена кафедр породила вражду между 2 архиереями. В 1734 г. было возбуждено дело по факту подачи на Высочайшее имя благодарственной челобитной, написанной от лица представителей Рязанской епархии (см. Материалы для биографии. С. 21). Содержавшаяся в челобитной просьба сохранить Рязанскую кафедру в руках А. вызвала подозрения в покушении на прерогативы имп. власти, а также косвенно задевала интересы архиеп. Феофана (Прокоповича). В ходе расследования в Синод поступили доносы Вятского еп. Лаврентия, обвинявшего А. среди прочего в нежелании служить благодарственные молебны в положенные дни, в непочитании икон, написанных на холсте, и в том, что он «предерзостно похирил» печатную форму о возношении на ектениях имен императрицы и Высочайшей фамилии. На выдвинутые обвинения А. отвечал 20 дек. 1734 г., лично явившись в Синод. Бóльшую часть обвинений ему удалось опровергнуть, но в вину А. была поставлена интрига с составлением благодарственной челобитной от лица своей паствы, а также написание письма вятскому воеводе, признанного «поносительным» для еп. Лаврентия. Постановлением Синода было решено выслать А. под начало в Александро-Невский мон-рь (см. Александро-Невская лавра ), но Высочайшим указом от 26 июля 1735 г. ссылка была отменена. Определением Синода от 16 янв. 1736 г. А. был объявлен выговор «за напрасное Ея величества утруждение, за обнесение преосвященного Феофана больным и за другие в указе прописанные резоны». 4 марта указ с перечислением провинностей был прочитан в Крестовой палате Переяславля-Залесского. Дело закончилось взысканием с А. штрафа. Возвращенный на свою кафедру, он занялся строительством и благоустроением храмов. В 1738 г. им была открыта Рязанская ДС с классами: риторическим, пиитическим, синтаксическим, грамматическим, инфимическим и фарическим. В 1741-1743 гг. А. преобразовал Рязанскую школу в Латинскую с шестилетним сроком обучения. При А. была учреждена Рязанская духовная консистория.

http://pravenc.ru/text/64686.html

Из Монастыря Александроневского. Апреля – дня 1721-го году 4140 . Ежели благовременно будет, не извольте запамятовать о отдаче соляных прибыльных денег Невскому Монастырю на Строеве от промысла того ж Монастыря. О архимандритах, которым быть в Коллегии Духовной 4141 , чтоб отданы были в их диспозицию Монастырю их со всем, как были прежде описи, чтоб о том изволил сам всемилостивейший Государь повелеть от Камор и Штатс Контор Коллегий президентам 4142 . XXVI. Благородный и превосходительный господин господин Алексей Васильевич. О чем просил и подал доношение Его Царскому Пресветлому Величеству Симонова Монастыря архимандрит Петр, чтоб вместо разломанного его двора, который был в Малой Морской улице, пожаловали ему двор князя Юрья Юрьевича, Трубецкого, который из Его Царского Величества казны ему, князю Юрью Юрьевичу заплачен, а он, архимандрит, на Оном дворе по указу Его Величества ныне стоит. И того ради просим вашего благородия, пожалуй, по означенному прошению о помянутом дворе Его Царскому Пресветлому Величеству благовременно доложи и ходатайством своим учини милостивое вспоможение. Вашего превосходительства доброжелательный молитвенник Феодосий, архиепископ Новогородский. Слуга и богомолец Феофан, архиепископ Псковский. Санктпетербург. Апреля 19-го, 1721-го 4143 . Отметка о получении: апреля 25 д.. XXVII. Благородный и высокопочтенный господин господин Алсксей Васильевич. Которое вашего благородия доношение в Правительствующем Сенате о высылке в Камор или в Штатс Контор Коллегии из Нижнего, из Москвы и из прочих городов сборвых с раскольщиков денег предложено на трактамент Духовной Коллегии членам, и оное тамо no сие время не действительно. А в нынешнюю мою в Новограде бытность отдал мне собою Нижегородской вицегубернатор господин Ржевской на оные собранные деньги вексели, по которым числится тех сбору его денег 17.841 рубль 2 алтына пол 2 деньги, в которых я помянутому господину и росписку за моею рукою дал, и, прибыв в Санкт-питербурх, отдал те вексели в Духовный Синод, как во оной росписке написано. Но тех денег без вашего собственного ведения на определенный синодским членам трактамент и в надлежащее расходы держать не смеем. Того ради просим ваше превосходительство, потщитеся у всемилостивейшего Государя исходатайствовать повелительный о сем указ, по которому бы нам оными деньгами про себя и про других действовать было мощно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(308) Марта 6 числа всенародно объявлено всем о Государыне Царице Екатерине Алексеевне, что она есть истинная и законная Государыня. И того же 6 числа, распорядя все вышеписанное, из Москвы Государь путь свой восприял в Польшу в случение к своей армии на почтовых подводах купно с Государынею Царицею Екатериною Алексеевною, и за Их Величеством министры и дворовые служители следовали и ехали чрез Вязьму, Смоленск и Горки, и прибыли 13 дня в Слуцк, где тогда обретались пехотные полки под командою генерала-фельдмаршала графа Шереметева, и были Их Величествы в Слуцке до 18 числа, для того что зимний путь уже почитай рушился, и чрез реку Припеть перейти невозможно. А против 18 числа Государь и с Государынею Царицею из Слуцка путь свой восприяли на Давыд городок, и оттоль самою распутицею худым и (309) опасным путем от разлития вод переправились реку Припеть; и как чрез оную рку переехали, то на оной после в 3 часа лед взломало. Против 25 числа прибыли в местечко Степань, где взяв праздник Благовщения, и на другий день путь свой восприяли на местечко Олыку, и прибыли в Луцк в 27 день, а на другий день Государь заболел жестокою болезнью скорбутикою, которая была с жестокими пароксизмами, и зело была опасна, и продолжалась оная даже до 5 числа апреля. (310) Апреля в 8день Государь из Луцка выехал с полмили на шляхетский двор, имянуемый Елизарова, где был нарочитый огородец, и тут пребывал до 13 дня. И того же 13 числа апреля Их Величества восприяли путь свой на Яворово. Против 16 числа прибыли Их Величествы в Яворово (311) И были Их Величества в Яворове даже до 20 числа мая. В 20 день из Яворова поехал Его Величество до Ярославля (для свидания с Королем Польским); а в 22 день прибыл в Ярославль, куда того же дня прибыли Король Польский Август с сыном своим Кур Принцом Саксонским, где их Государь встретил. (312) В 30 день мая в ночи Государь и Государыня путь свой паки восприяли до Яворова, и прибыли ночевать в Яворово. Июля в 1 день Государь и Государыня из Яворова путь свой восприяли к Воложской границе до Брацлава чрез город Львов и местечко Злочево, и прибыли в Брацлав, который близ границы Воложской, и оттуда Государь и Государыня с (313) полками гвардии июня в 8 день пошли, куда и министры следовали, и, отшед две мили, в селе Вышковцах ночевали.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наместник, иеромонах Сильвестр Юницкий. Эконом, иеромонах Илларион Молчановский. Ризничий оной, иеродиакон Галактион 4178 . XIV. Письма архимандрита Петра (Смелнча). I.Блaropoдhый и яснейший господин господин Алексей Васильевич, мне милостивый государь и надеждный благодетель. О чем просил я ваше благородие в прешедшем марте месяце и подал просительное доношение Царскому Пресветлому Величеству в Кабинетную Канцелярию, о разломанном моем дворе, который купил я на келейные свои деньги в Морской Малой улице, – чтоб вместо оного пожалован был мне дом князя Юрья Юрьевича Трубецкого, на котором я ныне стою, по указу Его Величества, о том и ныне повторительно и всепокорно прошу вашу, государя моего, благодетельскую милость не презрети моего убогого прошения и о том благовременно доложить премилостивейшему нашему Государю, за что я должен буду благородно вашему быть нерешимым слугою и вечным до издыхания моего Богомольцем. Петр, архимандрит Симоновский. Санктпитербург. Апреля 19-го 1721-го. Отметка: 25 апреля 4179 . II.Npeмuлocmubeйшuй Государь. В прошлом 1720-м и в нынешнем 721-м годах бил челом я, нижеименованный, Вашему Величеству о разломанном моем дворе, который купил я на келейные свои деньги в Морской Малой улице, а указу не ученено. Того ради всепокорно прошу, премилостивейший Государь, пожалуй меня, нижайшего своего раба, повели мне, вместо оного разломанного, дать двор князя Юрья Трубецкого, которой из вашей Царского Величества казны оному Трубецкому заплачен, а на Васильевском острове по указу Вашего Величества строить буду. Вашего Величества нижайший Богомолец Петр, архимандрит Симоновский. Септемврия 8. 1721 4180 . III.Цapckoмy Пресветлому Величеству в доклад. В прошлом 1721-м году бил челом я, ниже именованный, Вашему Величеству о разломанном моем дворе, который купил я на келейные свои деньги в Морской Малой улице, а указу не учинено. Того ради всепокорне прошу, премилостивейший Государь, пожалуй меня, нижайшего своего раба, повели мне, вместо оного разломанного, дать двор князя Юрья Трубецкого, которой из вашей Царскаго Величества казны оному Трубецкому заплачен. А на Васильевском острове по указу Вашего Величества строить буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 15 день Государь прншел в село Григорково, и тут получили подлинную ведомость чрез взятых языков, что Левенгоупт маршем своим зело стал поспешать; чего для и Государь с полками своими маршем поспешал, в котором марш имели вожа жида подкупного от Шведов, который нас фальшивым маршем к Днепру привел, сказывая, что Левенгоупт еще не перешел чрез оный (который уже три дня как перешел), куда стали было переправляться, и подлинно б он ушел, если бы не встретился шляхтич Петрокович и сказал о том истинну и правдивым вожем был (а оный жид за то злодейство повешен), и продолжали тот марш из Григоркова сентября от 16 даже (166) до 27 числа. В 27 день дошли оного неприятеля у деревни Долгих Мхов; наши тою ночью два моста сделали, и по утру, то есть в 28 день сентября, перебрався, пошли за неприятелем и о полудни оного дошли у деревни лесной, (167) всеми людьми на обе стороны в главной бой вступили, который несколько часов продолжался, где неприятеля с поля паки сбилиж, который ушел ко своему обозу; (168) и потом наши паки неприятеля атаковали, где превеликий жестокий был бой и помощью Победодавца Бога неприятеля со всем с поля сбили, и достальные пушки и обоз взяли, и совершенную викторию получили, при котором окончании превеликая началась вьюга со снегом, и потом тот час ночь наступила, и тако оставшийея неприятель случай к уходу полумиль, а наши, где кого та вьюга застала, тут и ночевали. (172) По окончании той баталии на том месте у Лесного стояли 3 дни, где на завтрее было благодарение Богу при троекратной стрельбе из пушек и из ружья. И потом октября во 2 день Государь с полками гвардии и прочею пехотою путь свой восприял ко Смоленску; в тоже время октября 3 дня Государь заезжал в Чаусы для посещения генерала порутчика князя Дармштатского, который был на помянутой Левекгоуптской баталии, и жестоко ранен, (173) от которой раны после вскоре тут же, в Чаусах, умре (которого тело после привезено во Смоленск и погребено честно). В Смоленск Государь прибыль октября 8 дня с полками гвардии, и пошел в город с триумфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010