Что касается его педагогических приемов, то характерным в этом отношение является следующее сообщение. Сказывавшегося 3 недели больным ученика Селлий, по его собственным словам, «служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». А затем, за его речи, будто его Селлий неверно и плохо учит, он «укрепил ему получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл» 2557 . И Зертис-Каменский и Кременецкий вскоре приняли монашество, первый с именем Амвросия в 1738-м году 2558 , а второй, по представлению преосвященного Стефана и с разрешения Святейшего Синода и Кабинета, в 1740-м году с именем Гавриила 2559 . Монах Амвросий в марте 1740-го года подписывался уже иеродиаконом 2560 , а в 1741-м году и монах Гавриил был произведен во иеродиакона 2561 . В 1742-м году он был произведен во иеромонаха 2562 . Сообщение Богданова, будто в 1742-м году, по повелению Императрицы Елисаветы Петровны, иеромонах Гавриил назначен ректором Семинарии, а иеромонах Амвросий префектом 2563 , не верно: они оставались учителями 2564 . Иеромонахи Гавриил и Амвросий вели высшие курсы Школы, собственно Семинарию, а обучение элементарным началам грамотности лежало на другом лице. Сами Гавриил и Амвросий писали в 1740-м году: «семинаристы при нас с 1736-го года обучатися начали и ныне обучаются: одни – по-Русски читать и писать и петь, другие – Латинской и Греческой Грамматикам и переводам и Арифметике, третьи – Пиитики, Риторики, Географии, Истории и имеют потом поступить к некоторым началам Еврейского языка, також к Философии и Богословии, понеже тые наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобнейший способ подают к достодолжному исполнению звания их» 2565 . Учителем Русской или Славено-Российской Школы при Семинарии был Федор Шелковников 2566 . К 1725-му году в Школе числился 81 воспитанник. Прибыло за год 10 школьников, в том числе 5 церковнических детей Копорского и Ямбургского уездов, внук Головачева – Гавриил Никитин, брат копииста Екимова, племянник слуги Заозерского, хлопец преосвяшенного Киевского Рафаила и крестьянский сын из Старорусского уезда. На монастырском содержании был 61 человек. Выбыло за год 15 человек 2567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Строительные материалы были доставляемы в прежнем порядке. Шел лес для пилования 2471 , известь 2472 . Заготовляли железо 2473 . Камень резали на «каменноломнях» или «белокаменных» монастырских заводах в Старицком уезде 2474 . Пильная ветряная мельница на Черной речке, где работали выученные Невским коштом мастера, изготовляла нужное для постройки дерево. В 1732-м году, при отсутствии строительных работ, в мельнице были поставлены 2 жернова для размалывания хлеба, «когда пилования не будет» 2475 . Пильная мельница, стоявшая близ Черной речки, против Подмонастырной слободы, была покрыта сверху смолою 2476 . Кирпичные заводы старые были расположены вверх по Неве, на Выборгской стороне 2477 . Осенью 1726-го года на них были прекращены работы, подрядчик отрешен, а с сараев собирали и перевозили на новые заводы дрань. Но потом рассудили, что если заводы будут стоять без работы, то, во-первых, получится прямой убыток от содержания охраны, а во-вторых – заводы могут быть навсегда потеряны для Монастыря, так как, по сенатскому указу, заводы, на которых не будет кирпичного дела, велено отписывать на Государя. В конце концов, на заводах были возобновлены работы, и подрядчик обжигал кирпич по рублю с тысячи, выделывая 4 сорта; железняк, красный, желтый и белый 2478 . Однако, видимо, работы здесь были не очень велики, суля по тому, что в 1727-м году 1 из сараев был перенесен к Черной речке 2479 . Построены были, по-видимому в 1725-м году, новые кирпичные заводы на Черной речке и открыли действие с 1726-го года. В марте 1726-го года на «новостроенные кирпичные заводы, что по Черной речке вверх», были нанимаемы работники для копания глины 2480 . В 1726-м же году на этих заводах построены 2 горна для обжигания «образцов, цветников, горшков и всякой посуды», 2 горницы лицевых и 2 наборежных с сеньми и чуланами для мастеров и сарай в 6x4 сажень 2481 . Кирпичные заводы, устроенные на Выборгской стороне у Невы, к 1732-му году уже были заброшены «за ветхостью и недостатком глины». В это время работали новоустроенные кирпичные заводы на Черной речке 2482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1740-м году до сведения преосвященного Стефана было доведено, что монах Иоасаф (Юзефович) говорил о подаче на него челобитной Государыне. На допросе монах Иоасаф заявил, что пойдет бить челом Государыне о своих обидах, – о каких, не объяснил. Преосвященный при всей братии разъяснил ему, что если его обидел кто из монахов, то нужно жаловаться ему, преосвященному, а если обидел он, преосвященный, то жаловаться Святейшему Синоду, если же есть важное какое дело, то сейчас же можно отослать его и в Тайную Канцелярию, а подавать челобитные Ее Величеству воспрещено еще в 1730-м году. Монах Иоасаф не хотел подчиниться разъяснению и показал запечатанный пакет на имя Государыни. Тогда он вместе с пакетом был отправлен в Святейший Синод. В Святейшем Синоде пакет был вскрыт. В нем оказались две челобитные на высочайшее имя. Монах Иоасаф, бывший крылосным, жаловался на обделение его братскими доходами и на тесноту помещения, указывая между прочим, что монастырские власти объясняют недостаточность кружки необходимостью содержать семинаристов. В Святейший Синод он не жаловался потому, что в Синоде заседает и преосвященный Стефан. В своей жалобе он «имел согласие» еще с тремя монашествующими – двумя иеромонахами Леонтием (Васильевым) и Иаковом (Пасхиным) и иеродиаконом Афанасием (Галецким). Святейший Синод 14-го января 1741-го года определил: «оные чернцы за их продерзость, то есть за их намерение в ненадлежащем месте к поданию прошения и тем к уничтожению чести Святейшего Синода и за сочинение на пастыря своего клеветного прошения, которое Язофович подачей и в действо б произвел, ежели б от того, по приказу его преосвященства, удержан не был, подлежали лишению священства и монашества и отсылке в светский суд к жестокому наказанию, понеже они и кроме оного люди подозрительные и веры недостойные, как видно из производившихся о них дел; но по силе милосердного указа 23-го октября 1740-го года прощены и от наказания освобождены», – кроме одного, иеродиакона, который остался под караулом по особому о нем делу, – «с подписками молить Бога за Государыню и Государя и впредь неприличных монашескому чину поступков не чинить» 2888 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Во всяком случае, он, будучи избран на митрополичью кафедру, считает долгом охранять лаврское имущество, которое принадлежит обществу православных людей, являющихся живыми членами Церкви. Если нужно для благотворительных целей лаврское помещение, то это, во всяком случае, не является достаточным основанием для реквизиции всего лаврского имущества» [xvi] . Иловайский повторил свое требование и заявил, что, если его не выполнят, он вынужден будет применить силу. Затем комиссар в сопровождении красногвардейцев направился в собрание Духовного Собора Лавры, где в то время находился преосвященный Прокопий, и потребовал от него сдать все лаврское имущество: вещи, капиталы и помещения. Епископ категорически отказался исполнить это требование, тогда его объявили арестованным и отвели в келию. Члены Духовного Собора Лавры также были объявлены арестованными, и к ним был приставлен караул из 4 красногвардейцев. Матросы заняли все проходы в Лавру, не пропуская никого в обитель или из нее. После этого комиссар приступил к обыску в монастырских подвалах. Красногвардейцы говорили, что ищут оружие и продовольствие, но вместо «сказочных запасов» нашли лишь 10 мешков картофеля и 10 пудов гороха. В это время с лаврской колокольни раздался набат. Оказалось, что находившиеся в лаврском дворе богомольцы, узнав о появлении красногвардейцев и арестах монахов, по собственной инициативе бросились на колокольню и забили тревогу. К Лавре стал быстро стекаться народ; особенно много было женщин. Слышались крики: «Православные, спасайте церкви!» К собравшимся вышел Иловайский с несколькими матросами, которые были вооружены винтовками, а сам комиссар все время угрожал толпе револьвером, который держал наготове. В адрес комиссара послышались угрожающие крики. Его окружили со всех сторон. Затем толпа обезоружила матросов, а комиссара сбила с ног, отобрав у него предварительно револьвер. Дело по всей вероятности кончилось бы самосудом, если бы находившиеся возле Иловайского монахи не стали успокаивать народ.

http://bogoslov.ru/article/3021404

М. Антокольский. В его наследии встречаются Н. самого проникновенного характера. В память о кнж. М. А. Оболенской Антокольский создал в белом мраморе не оригинальный по композиции, но очень трогательный по психологической характеристике скульптурный портрет сидящей в глубокой задумчивости перед дверью своей гробницы девушки с распущенными волосами (1875-1877, кладбище Тестаччо, Рим; гипсовая модель - АХ, С.-Петербург). Портретными чертами дочери И. Н. Терещенко Антокольский наделил уснувшего ангела (ок. 1888, не сохр., мраморная копия в Киевском национальном музее рус. искусства); тот же прием был использован автором в Н. кнж. Т. Н. Юсуповой с образом взлетающего ангела (1888-1889, перенесен с могилы Юсуповой в парковый павильон «Чайный домик» в усадьбе «Архангельское»). В барельефе Антокольский создал выразительный портрет для надгробия М. Г. Гинзбурга (1878, Ницца; гипсовая модель - АХ, С.-Петербург). Попытка еще на академической скамье обратиться к психологической трактовке евангельской истории через создание образа Иисуса Христа была продолжена скульптором в надгробии Ф. М. Дмитриева (1888, Раменское Московской обл., статуя перенесена в Донской мон-рь), где сидящий на престоле Спаситель представлен, по замыслу автора, с распростертыми руками, как бы «желающий обнять всех страждущих» ( Антокольский М. М. Его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905. С. 557). Антокольский сумел и в жанре мемории предстать выдающимся мастером, созвучным как современным, так и отдаленным событиям времени, пропущенным через глубоко личное переживание, к-рое и определяет высокое психологическое напряжение образа. Этой чистоты эмоционального обобщения не смог достигнуть ученик Антокольского, много работавший в жанре мемории,- И. Я. Гинцбург. Стремление к скрупулезности в передаче черт портретируемого стало превалирующим в его произведениях, разрушающим цельность восприятия образа. Наиболее интересным в творчестве этого скульптора представляется надгробие В. В. Стасова (1908, Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра), который показан на фоне красной гранитной глыбы, что усиливает впечатление мощи от ростовой фигуры «поборника русской культуры», одетого в русскую рубаху и заправленные в сапоги шаровары.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Октября в первых числех, когда уведали, что вице-адмирал Шведский Нуммерс от устья Невы пошел с эскадрою своею для зимования к Выборгу, понеже тогда настали уже морозы и лед показался на реке; и тогда по его отходе Государь с одною яхтою и с галютом ходил на море для осматривания Котлина острова и, вымеряв фарватер и осмотря, положили там делать в море крепость. (72) В 24 день октября Государь с полками гвардии пошел к Москве; а фельдмаршал Шереметьев от Ямбурга, отпустя свои полки на винтер-квартеру во Псков, поехал к Москве ж; а у Ямбурга оставлен с 5 полками пехотными и с двумя конными окольничий Петр Апраксин, и тут со оными зимовал. С Москвы ездил Государь на Воронеж и, тамо будучи, сделав модель крепости, которую делать в море у Котлина острова, послал со оною губернатора Меншикова, (понеже оный при вымеривании того места был), который той же зимы оную и построил, и нарекли оной имя Кроншлот. (75) Февраля в 19 день 1704 года приехал к Москве Турецкий посол Мустафа Ara, который принят на приезде, и к Государю на аудиенцию допущен был с церемонией публично. Государь по том из Москвы восприял путь чрез Олонецкую верфь (где осматривал заложенные суда) в Санктпетербург, и прибыл марта в 19 день. (76) А мая 9 числа ходил на море до Котлина острова ко Кроншлоту на флейте Вельком, который нагружен был артиллерией, и оную артиллерию при себе на тое новую крепость поставил. По том положено, чтоб корпусу, который в 1703 году был при Петербурге, атаковать Корелу, а фелдмаршалу Шереметьеву с тем корпусом, который был при Ямбурге и зимовал во Пскове, атаковать Дерпт (или Юрьев Ливонский). (78) Мая 20 числа в намеренный поход воинский под Корелу пошли Преображенский, Семеновский, Ингерманландский полки и дивизия генерала князя Репнина, водою вверх  рекой Невой в судах, а артиллерия в ластовых судах стояла уже в готовности у Шлютелбурга. И того ж мая 20 числа вновь получена ведомость, что неприятельский вице адмирал Депроу со флотом пришел морем к самому Нарвскому устью. И по оной ведомости тотчас принуждены поход оный под Корелу отставить и возвратились к Петербургу, и оттоль пошли те войска к Нарве в 21 числе мая сухим путем, и пришли первые к Нарве, где господин Апраксин стоял с обозом, в 26 день того ж месяца; и сбирались к вышепомянутому месту оные полки на устье Наровы близ помянутого обоза мая до 30 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И аще благословной ради вины наместник не будет присудствовать, уставщик не отрочно, яко во время обеда, так и во время вечери, под великим запрещением, должен присудствовать. И егда соберутся вси или множайшие, по благословении трапезы да сядут на своих местах благочинно и, ядуще предлагаемая со благодарением, да послушают чтение, отнюдь ничтоже, под великим запрешением, глаголюще, якоже о молчании на трапезе в церковном уставе во главе 35 изобразися. Аще ли который брат умедлит прийти с прочими к началу, потом пришед, да не творит в братии смущения, своего места ища, но да сядет на месте последнем. Трапезе же совершившейся, воставше, да глаголют благодарение со вниманием благоговейно и молятся за Императора и воинство и за вся православные христианы, глаголя кийждо: спаси, Господи, и помилуй благочестивейшего Императора нашего Петра и христолюбивое воинство, и вся православные христианы, и сохрани их Твоею благодатью на многа лета. И тако исходят из трапезы в кельи, благочинно и немятежно, по предписанному. Исходяще же, никто да имать власть, под запрещением, взяти укруг хлеба или ино что от трапезы, по тому ж церковному во главе 35 уставу. Запрещения не сохранившим сего изображения. 1 .  Наместник в неприсудствии настоятеля, не имея благословные вины, аще но приидет с братией на трапезу, истяжется от настоятеля правильне. 2 .  Уставщик в неприсудствии наместника аще не приидет с братией на трапезу, всякое неисправление в братией и вины их на трапезе взыщутся на нем до единые. 3 . аще который брат, не послан быв где, умедлить приити с протчими на трапезу к началу и, пришед после, начнет в братии смущение творить, своего места ища, да не дастся тому братская пища и питие, но да яст хлеб с водою во время того собрания. 4 . аще который брат во время ястия и чтения, не вопрошен быв от преимущих, проглаголет кое либо слово, кроме кощун, роптания, срамословия и сквернословия, да не дастся тому три дня вино, которое братия на трапезе пиют прежде ястия. 5 . аще который кощунствует и буесловит, тому да не дастся вино и пиво три дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(79) В 30 день вышепомянутыс пехотные и конные полки, кроме тех, что у Апраксина, переправлены по учиненному мосту на другую сторону реки Наровы, на которой город Нарва, и стали в лагерь и город кругом блоковали, а артиллерии велели везть сухим путем из Петербурга, что с великим трудом учинено; а часть аммуниции морем в лодках возле берегов везли. А господин Апраксин оставлен был в траншаменте своем, где и прежде стоял, на устье Наровы, с пятью пехотными и двумя конными полками, которые после все переведены к Иваню городу для блокады оного. И тако те офицеры въехали в самые руки мнимого войска Шлипембахова, кричучи вельком (то (81) есть добро пришли), и от них в полон взяты, что увидя, прочие Шведы, из города идущие, в великом страхе назад побежали. Но в залоге поставленные драгуны под командою полковника Рена, тако ж и Преображенского полка солдаты, выскоча, на них напали и до самого контроскарпа их гнали, и несколько сот собили, и несколько десятков в полон взяли. Во время того действия имели вышнюю команду, а именно: с мнимой Шведской стороны сам Государь; с Российской генерал князь Репнин да губернатор Ингерманландский Меншиков. По том начаты делать к Нарве апроши и батареи и кетели с Иванегородской стороны. Тогда же приехал призванный в службу Его Величества фельдмаршал лейтенант Огилвий, которому у Нарвы команда поручена; по том Его Величество и с генералитетом ездили к Вайварским горам, (82) гд велено делать линии 2 для препятия неприятельского сикурса. Между тем же получены многие ведомости от Дерпта от генерала фельдмаршала Шереметьева, что атака Дерптская июня в первых числех началась: однако ж зло медленно шла. И для того, что атака медленно чинится, Его Величество в 30 день июня от Нарвы путь свой во оный лагерь к Дерпту восприял до Сыренска сухим путем; а оттоль чрез Пейпское озеро на двух взятых Шведских яхтах. Июля в 3 день прибыл Его Величество к Дерпту и, осмотря ситуацию того города, указал батареи и кетели делать из за Амовжи реки против ворот, именуемых Русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010