Прямой выход окончивших семинарский курс на пастырское служение был несколько затруднен. Указом 23-го июля 1747-го года повелено было производить в священники не ранее 30-и, а в диаконы не ранее 25-и лет. Воспитанники, окончившие курс моложе положенных лет, оставались без дела и пропитания. Студенты, выпущенные из Семинарии, обратились с прошением к Святейшему Синоду устроить их судьбу, и описывали мрачными красками свое беспомощное положение. «Где нам, нижайшим, правильных лет дожидаться? У родителей, или сродников? Но тех большее нас число не имеет. Рукоделием кормиться? Но того не обучались. Куплями ли промышляти? Но и на две лепты почти у всех нас не наберется. А хотя у одного и другого из нас и родитель сыщется, но и сам он насилу пропитание имеет: как же кормить толь возрастного сына, от которого и сам себе в такие лета надеялся помощи, станет? При Семинарии уже ни сяк, ни так оставаться и тридесяти лет дожидаться вовсе немочно. Ибо и так уже бедственное школьническое житие паче меры наскучило, вне которого может быть давно уже иной честное себе заслужил прокормление. И так мы, нижайшие, вместо чаянного за труды дванадесятилетные награждения, Бог весть с какой надеждой остаемся. В монахи пострижения нет; в священники без всякого изъятия по тридесяти лет требуется; в диаконы желаемого прихожаны голосу не достает; в дьячки или пономари стыдно и весьма обидно и, кроме посмяния от всех, а наипаче от тех, которые за тупостью к учению или другим коим недостатком отставлены от Семинарии или и ногою в оной не бывали, и давно по местам таковым определены, благополучно себе живут в совершенном жития стане, – больше нет чего надеяться. Как впредь быть и что делать – и сами не ведаем. Отчего и тем, которые в классах обретаются, уповательно, что охота к ученью крайне ослабеет». В 1770-м году Святейьшй Синод предписал на свободные священнические места предпочтительно производить учившихся в Семинарии; «а хотя б которые совершенных лет и не достигли, но они находятся в вышних школах и имеют скоро окончить учения своего круг, за таковыми и без производства в священный чин могуг места утверждаемы быть, по пастырскому епархиальных архиереев рассмотрению». О неепособных к учению было такое распоряжение: «которые к продолжению наук никакой о себе надежды не подают, таковых долговременно в школах не держать; и кои из них окажутся за неимением способных дарований или за болезнями ко учению неспособны, а в пороках и побегах не бывали, оных производство к местам оставить на рассмотрение преосвященных архиереев. Архиепископ Феодосий, усмотря, что 2 воспитанника за тупостью ума неспособны к высшим наукам, приказала отослать их в Консисторию, и там взять с них подписки, чтоб они научились Чухонскому языку «ради необходимо случающихся в здешних странах нужд». При этом обещано им, что если они «научатся и в совершенном знании оного апробуютея, то не токмо диаконского, но и священнического чина в свое время будут удостоены» 3685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В то же время большевистская пресса попыталась дискредитировать епископа Прокопия, возложив на него основную вину за трагические события в Лавре. Это вызвало возмущение и естественный протест верующих. В городе было распространено воззвание, в котором говорилось: «Мы выражаем свое глубокое негодование против гнусной лжи, возводимой на досточтимого епископа Прокопия. Нелепость чудовищной клеветы и обвинения нашего глубокочтимого Владыки в провокации, приведшей к вызову красногвардейцев и к убийству о. Скипетрова, столь бессмысленны в своем содержании, что не нуждаются в серьезном опровержении. Мы, бывшие ближайшими свидетелями событий 19-го января, можем только пожалеть, что настоящее бесправное время не дает возможности оградить чтимое имя Владыки от подобной инсинуации. Заявляем, однако, что мы считаем личность святителя Божия неприкосновенной и суду революционного трибунала не подлежащей, и потребуем строжайшего расследования всех обстоятельств дела при нашем участии» [xxviii] . Под воззванием стояло пятьсот подписей. В этих обстоятельствах власти привлечь епископа к суду не решились. У насельников Лавры возмущение вызвало прежде всего утверждение большевистских газет об их готовности сотрудничать с Иловайским. В этой связи 24 января состоялось общее собрание монашествующих обители, «которое выслушав сообщение о готовности, якобы, большинства братии помогать комиссару государственного призрения в деле реквизиции им Лавры с негодованием отвергло эту клевету, и затем по предложению председательствовавшего в собрании настоятеля Лавры епископа Прокопия, для вящего уверения, вопрос этот был подвергнут тайному голосованию, причем общее собрание единогласно решило не допускать передачу Лавры в ведение Комиссариата государственного призрения. Что же касается предоставления свободных помещений военноинвалидам, то Лавра, конечно, никогда в этом не откажет, как равно и в содержании их, насколько позволят средства» [xxix] . Некоторое время угроза Лавре еще оставалась реальной, и в этих условиях отдельные насельники проявили малодушие.

http://bogoslov.ru/article/3021404

По уходе Тихонова, был произведен в Греко-Латинской и Славенской «Школах», в январе 1729-го года, разбор учащихся профессором Скядой и по его разметке некоторые были «от учения отрешены». Этих отрешенных взяла к себе Канцелярия «для научения письма». Пищу они по-прежнему получали в «Семинарии» «с прочими школьниками», а об одежде и обуви должны были просить особо 2574 . В 1733-м году духовное начальство проявляло заботу о пополнении Школы учащимися. Духовное Правление составило список священно-церковно-служительских детей Петербургской губернии в возрасте от 7-и до 18-и лет, их оказалось 79 человек. Святейший Синод предписал отобрать их у отцов и доставить в Семинарию. Сбор детей шел медленно, и в марте 1736-го года явившихся оказалось только 19 человек. К половине года доставлено было еще 24 человека, но, по освидетельствования их, только трое оказались удобными к учению 2575 . Давая справку о числе семинаристов в 1740-м году, учители, монах Гавриил и иеродиакон Амвросий писали: «в Александро-Невской Семинарии ныне налицо имеется семинаристов 85, в том числе священнических детей 40, диаконских 6, причетнических 10, бывшего обер-секретаря Святейшего Синода Дудина 2 и служительских монастырских 23» 2576 . Почти все учащиеся были новопоступившие в Школу юноши. Но было несколько лиц и из ранее бывших в Школе. По архивному делу 1738-го года о верноподданнических присягах семниаристов в 1730-м и 1731-м годах, оказывается, что в 1738-м году продолжали пребывать в Семинарии и юноши, поступившие в Александро-Невскую Школу в 1735-м и один даже в 1725-м моду 2577 . Содержание Семинарии не было точно урегулировано определенным штатом. По штату, проектированному для Монастыря и Школы в 1732-м году, на содержание Школы при Монастыре, предназначаемой для учения священного и церковного причта детей в надежду священства, определялось 50-ти школьникам на платье, обувь и пищу, но 20-и рублей, 1.000 рублей; в частности эта смета, составлена была из следующих цифр: на платье 300 рублей, на рыбу и мясо по 75, на соль 20, на масло постное и скоромное 50 рублей; муки ржаной 200 четвертей на 300 рублей, круп 50 четвертей на 150 рублей, на покупку медной, железной и деревянной посуды 30 рублей. Трем учителям полагалось следующее содержание: учителю Славяно-Российского диалекта 50 рублей и 6 юфтей хлеба, учителям Латинского и Греческого диалектов по 200 рублей. Книги предоставлено было приобрести, по указанию учителей, из кредита на экстраординарные расходы по смете Святейшего Синода. При Школе полагались 2 сторожа, 2 хлебника, 2 повара, с жалованием по 12-и рублей и по 6-и юфтей. На дрова для Школы назначено было 50 рублей, на починку посуды 15 рублей, на починку и пристройку помещены 20 рублей, с даровыми монастырскими рабочими. Всего на содоржание Школы положено было 1.607 рублей и 42 юфти хлеба 2578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В ходе общегородского крестного хода одна из процессий верующих прошла мимо здания Смольного, и Ленин мог лично наблюдать провал первой крупной антицерковной акции. Совнаркому пришлось отреагировать на события. В ночь с 21 на 22 января состоялось чрезвычайное заседание советского правительства, на котором был заслушан доклад о сложившейся в связи с крестным ходом ситуации. После дискуссии народные комиссары решили вопрос о занятии помещений Лавры пока оставить открытым, но из ленинской биохроники известно, что председатель Совнаркома вскоре указал А. Коллонтай на недопустимость самочинных, не согласованных с правительством действий и распорядился подобрать для инвалидов другие помещения. Правда, все эти упреки в адрес Коллонтай в самочинности были безосновательны. Из той же ленинской биохроники видно, что еще в конце 1917 г. в СНК ставился вопрос о передаче монастырей в ведение Наркомата государственного призрения, а 4 января 1918 г. речь шла уже непосредственно о реквизиции Александро-Невской Лавры [xxvi] . Скорее всего на Коллонтай решили возложить ответственность за неудачный исход акции. Большевистская печать также была вынуждена оправдывать действия властей и 21 июня опубликовала официальное сообщение о событиях в Александро-Невской Лавре, в котором утверждалось, что большинство монахов готовы к совместной работе с комиссарами призрения, а упорствует только один епископ Прокопий, который не сдает ни помещения, ни инвентарь. Пространно говорилось о том, что комиссара Иловайского, красногвардейца и какого-то политического эмигранта избили. При этом ни одним словом не упоминалось о том, что в Лавре были расставлены пулеметы и что убили священника только за то, что он осмелился говорить о поругании святынь. Однако замолчать это преступление оказалось невозможно, и СНК опубликовал второе сообщение – об убийстве о. Петра Скипетрова, коренным образом извратив обстоятельства дела. Лживо утверждалось что красногвардеец, окруженный толпой возбужденного народа, убил протоиерея после того, как последний ударил его посохом. Также ложно говорилось, что вскрытие тела о. Петра нельзя было произвести потому, что к лазарету явилась толпа истеричных женщин и угрозами заставила выдать им тело убитого. Врач лазарета, в который доставили тело о. Петра, Ф.А. Верховский указывал, что никакой толпы женщин не было, а прах выдали священникам и диаконам – сослуживцам покойного. Их просьбу о выдаче тела убитого удовлетворили, так как причина смерти была совершенно ясна, и вскрытия не требовалось. 22 января Лавру обследовала для выяснения обстоятельств, при которых был убит протоиерей, следственная комиссия под председательством В.Д. Бонч-Бруевича. Ей пришлось признать, что необходимости в стрельбе не было, и комиссар Иловайский несет ответственность за бездействие в момент убийства [xxvii] .

http://bogoslov.ru/article/3021404

III Пасхальный театральный фестиваль пройдет в Санкт-Петербурге 1 марта 2009 г. 12:29 С 19 по 26 апреля 2009 года в Санкт-Петербурге пройдет III Пасхальный театральный фестиваль. Первый этап фестиваля пройдет с 19 по 22 апреля и представит спектакли студенческих и молодежных театральных коллективов. Второй международный этап фестиваля, состоится с 24 по 26 апреля, в нем примут участие профессиональные театры из разных городов России. Учредителями фестиваля являются Свято-Троицкая Александро-Невская лавра и Межвузовская ассоциация «Покров» при поддержке Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Благочиния вузовских приходов Санкт-Петербургской епархии и ряда театров Санкт-Петербурга. Первый этап фестиваля направлен на развитие духовной, творческой и нравственной культуры молодого поколения. Театральные студенческие коллективы и молодежные клубы поделится своим мастерством на сценических площадках вузов Санкт-Петербурга, по завершению спектаклей пройдут открытые диалоги между зрителями, режиссерами и актерами конкурсных спектаклей. В рамках фестиваля планируется проведение Пасхального концерта студенческих хоров и ансамблей в Казанском соборе Санкт-Петербурга, также впервые предполагается проведение праздничных концертов Александро-Невской песенной дружины в вузах Санкт-Петербурга. В программу второго этапа фестиваля вошли спектакли театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Волоколамска, Сергиева Посада, которые пройдут в центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры и в ряде театров Санкт-Петербурга. Номинации фестиваля: лучший спектакль; лучшая режиссура; лучшее исполнение  мужской и женской роли; лучшее музыкальное  оформление и лучшее художественное оформление спектакля. В жюри фестиваля входят деятели культуры и искусства, представители духовенства, педагоги театральных вузов Петербурга. Сроки подачи заявок от театров и творческих коллективов — до 30 марта 2009 года. Подробную информацию можно получить на сайтах: www.pokrov-forum.ru , www.lavra.spb.ru. Духовник фестиваля — наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко). Сайт Межвузовской ассоциации «Покров» /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/570963.htm...

Вашего Величества нижайший Богомолец Петр, архимандрит Симоновский 4181 . XV. О дворе архимандрита Петра в Петербурге Всепресветлейшая, Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская. В прошлом 1727-м году поданными мною, ниже именованным, в Полицемейстерскую Канцелярию челобитными прошение имелось, дабы к отданному мне по именному блаженные и вечно достойные памяти Ее Императорского Величества 725-го года мая 31-го дня, за подписанием Правительствующего Сената, указу, вместо разломанного от той Полицемейстерской Канцелярии купленного моего в Малой Морской улице двора, отписному за доимку и за партикулярные долги двор и с садом на Малой Неве реке Датского посольства секретаря Петря Эверсена Тилгольма, по смежности позади того двора и сада до Малой Дворянской улицы, повелено было имеющееся порознее место, на котором строения никакого не бывало и мостов не мощено, и посаженных денег никогда не плачивано, и лежит впусте, под новоприбавочнос строение измря, отдать мне и о владении дать данную, которую получая и посаженные деньги платить обещал; и августа 17-го дня того ж 1727-го года хотя по определению помянутой Полицемейстерской Канцелярии и велено по смежности к показанному моему двору и саду то порознее место отдать во владение, токмо не против моего прошения, но в такой силе, когда на то порознее место выищется хозяин и будет о том месте иметь требование, то за строение и за мощение мосту заплатить ему настоящую мне цену, и затем тое земли принять мне и строение строить и посаженных денег платить невозможно; чего ради то место мне и ненадобно. Всемилостивейшая Государыня Императрица, прошу Вашего Императорского Величества, да повелит Державство Ваше сию челобитную, записав, взять к делу. Сию челобитную, в Санкт Питербургскую Полицемейстерекую Канцелярию подать надлежащую, писал Александро-Невской Канцелярии копиист Лаврентий Шахов. Марта дня 730-го года. При подлинном рукою подписано архимандрита Петра тако: Вашего Величества ннжайший Богомолец Петр, архимандрит Александро-Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тогда неприятельский флот стоял еще на море при устье Наровском, из которого июня в 3 день по великом штурме сорвало с якорей 2 судна с провиантом и с людьми, и прибило тем штурмом блнз устья и посадило на мель, которые от наших взяты с двумя их порутчики и с 70 человеки солдат и матросов; в то время из неприятельского флота несколько воинских кораблей стояло так близко, что оные можно из пушек разбить; но тогда артиллерия наша еще не бывала, но только несколько железных пушек было в полках у господина Апраксина старого и зело худого литья, из которых две привезли, и как почали стрелять, то обе при первом выстреле разорвало, и пушкарей одного ранило, другого убило; и по получении из города некоторых полонеников уведано, что комендант Нарвский ожидает вскоре на помощь к себе от Ревеля генерала майора Шлипембаха с войски, и против того вымышлена последующая воинская стратагема (или хитрость), дабы неприятелей, из города выманя, от (80) знатных языков о всем ведомость получить; и того июня в 8 день заведено несколько наших пехотных и драгунских полков скрытно на Колыванскую (или Ревельскую) дорогу к каменной Санкт-Петерс-Кирхе, к урочищу Тервако, а именно: пехотные, Семеновский, Ингерманландский, которые имели синий мундир; а на драгунские собраны были и надеты синие епанчи, и прибраны знамена таких же цветов, подобно как у Шведских войск бывают; а с другую сторону наше войско, убравшись, строем шло, аки бы на отпор оному, на сикурс идущему, мнимому Свейскому войску, и тако притворные Шведы, учиня из двух пушек Шведских лозунг (и против того и с города тотчас равною стрельбою учинили ответ, по том вскоре из четырех пушек, на что тако ж получили из города ответ; и когда уже в надежде были, что неприятеля конечно обманут), начали к нашему войску сближаться, и как передовые партии сошлись, начали наши нарочно уступать, и в смущении к войску бегать, да и самое войско в лагере тако ж нарочно аки бы мешалось; и тем тако Нарвинский гарнизон прельщен, что, конечно, они чаяли генерала майора Шлипембаха, к себе на помощь идушего; и как оба войска сошлись, и по нескольким залпам как из пушек, так и из мелкого ружья, Русские будто уступать в смущении и непорядочной стрельбе, а притворные Шведы, порядочно идучи и залпы стреляючи, будто к городу пробиваться стали; то комендант Горн видя, выслал из Нарвы для проведывания и провожанья в город (мня приход своих войск) подполковника Маркварта с несколькими офицерами и за ними несколько сот пехоты и конницы

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 22 день по утру Государь из Веприна поехал до помянутого паса к генералу порутчику Рену; потом неприятель, видя, что с нашей стороны тот трудный пас остережен, пошел от того места. Тогда, оставя тут партию для охранения того паса, возвратились к деревне Веприну. В 23 день от Веприна пошли в Борисовичи. В то же время получена ведомость от генерала маюра Волконского чрез взятых языков, что неприятель пошел в верх по реке Соже к Крычову, и для того пошли к деревне Лабжицам. В 24 день от деревни Лабжиц пошли к Крычову, где получили ведомость, что неприятель идет ко Мстиславлю, и в то время Государь пошел с полками гвардии и несколькими драгунскими (которые у Крычова были с генералом порутчиком Флюком) в верх реки Сожи 3 мили до Страколы, и там ночевали, и на другий день по утру переправились (161) реку Остру, которая впала в Сожу. Того же 25 числа переправились чрез реку Сожу по мосту, потом паки, с полмили отъехав, прибыл Государь к корпусу фельдмаршала Шереметева. (163) Потом вся главная армия, в Литве стоящая, пошла к речкам Налам Белой и Черной, и там по определению по оной стали постирунгом, дабы неприятеля держать. А гаупт-квартиру тогда имели при местечке Добром. (164) В 30 день в вечеру, оставя тот пас, пошли ко Мстиславлю, а оттоль к Мигновичам; а неприятсль за нами следовал. А когда неприятель стал приближаться к иашим границам, тогда мили за 3 до деревнн Мигнович сентября в 9 день была с нашей кавалерией реконтра, где неприятелей несколько побито. (165) В 10 день сентября пошли в Соболев, где получили подлинную ведомость, что неприятель уже Сожу реку перешел со всем войском, и к Украине марш свой восприял. Тогда же получена ведомость, что генерал Левенгоупт от Риги идет со знатным корпусом во случение своему Королю; того для учинен воинский совет, что делать, понеже неприятель маршем обманул, и трудный пас уже перешел; на котором совете положено, чтобы для престороги за главным войском неприятельским идти генералу фельдмаршалу Шереметеву с главным Российским корпусом на Украину, а добрую часть отделить на Левенгоупта и его атаковать, которое дело Государь взял на себя, куда, отделя корпус, пошел без обоза, токмо с одними вьюками.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010