Глава первая – вступительная. Главнейшие философско-этические и религиозные течения в век Рождества Христова (Общий очерк) 130 . 01. В последние пять-шесть веков пред рождеством Христовым носителем античной культуры является греческий народ. В этом народе развитие древнего мира достигает своей вершины. С историей этого народа связаны последние судьбы античного наследства. Греческий дух, достигнув своего зенита в философии V–IV вв., пережил свой расцвет и, с падением политической самостоятельности нации, быстро пошел к своему закату. С великим Македонским завоевателем греческая культура перекинулась на восток; но здесь, в борьбе с остатками древней цивилизации, ее силы оказались слабее, чем (в своей сфере) стальной меч Александра, сына Филиппа. Восток, хотя уже и дряхлый, всё же нашел в себе достаточно сил, чтобы не подчиниться греческому духу, а, при взаимном влиянии, объединился с ним в эллинизме. С востока эллинизм двинулся на запад, чрез Грецию в Рим и без труда одержал решительную победу над политическим завоевателем всего древнего мира. Эллинизм, образуя античное универсальное миросозерцание, сделался крепким цементом последней всемирной монархии древности, пока не уступил – не без борьбы – своего места христианству, оказав свою пользу и ему в деле формального развития. История греческого народа с интересующих нас сторон может быть представлена в таких самих общих контурах. Начало истории знаменуется созданием величественной Олимпийской религии (VII в.). Дальнейшие века (VI–IV) характеризуются зарождением и развитием высшей философии, какую только знал древний мир. Конец IV ст. свидетельствует об упадке жизни по всем сторонам. Период времени с III в. носит название эллинистического. В это время выступили составляющие предмет нашего изложения три философские школы – стоическая, эпикурейская и скептическая, с сильно выраженным этическим направлением. В 1-м в. они уступают господство эклектическим религиозно-философским системам неопифагорейства и платонизма и религиозному синкретизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Диоген Лаэртский Книга десятая 771 . Эпикур 1,2 Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дома Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метродор в книге «О знатности»). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в «Сокращении по Сотиону»), и воротился в Афины только в восемнадцать лет, когда в Академии преподавал Ксенократ, а Аристотель был в Халкиде. Когда после смерти Александра Македонского Пердикка изгнал афинян с Самоса, Эпикур уехал к своему отцу в Колофон, прожил там некоторое время, собрал учеников и вновь явился в Афины в архонтство Анаксикрата. Здесь до поры он занимался философией вместе с другими, а потом выступил отдельно, основав школу, названную по его имени. 3 Обратился к философии он, по собственным его словам, четырнадцати лет отроду. Эпикуреец Аполлодор (в I книге «Жизнеописания Эпикура») утверждает, что он ушел в философию из презрения к учителям словесности, когда они не смогли объяснить ему, что значит слово «хаос» у Гесиода 772 . А Гермипп говорит, будто он и сам был учителем 773 , пока ему не попались книги Демокрита и не обратили его к философии. Оттого и Тимон говорит о нем: Самый последний из физиков, самый бесстыдный самосец, Словоучительский отпрыск, невежественнейший меж смертных. И в занятиях философией к нему присоединились обращенные им три его брата – Неокл, Хередем и Аристобул (так говорит эпикуреец Филодем в X книге «Сочинения о философах») и раб по имени Мис (так говорит Мирониан в «Исторических сравнениях»). 4,5 Стоик Диотим 774 из недоброжелательства нападает на него самым жестоким образом, приводя 50 писем развратного содержания, будто бы писанных Эпикуром; то же делает и составитель, выдавший приписываемые Хрисиппу письма за Эпикуровы; и последователи стоика Посидония, и Николай, и Сотион (в XII из 24 книг под заглавием «Диокловы опровержения» 775 ), и Дионисий Галикарнасский. Они говорят, будто он при матери ходил по лачугам, читая заклинания 776 , а при отце учил азбуке за ничтожную плату; что один из братьев его был сводник и жил с гетерой Леонтией; что учения Демокрита об атомах и Аристиппа о наслаждении он выдал за свои; что он не настоящий афинский гражданин (так пишут и Геродот в книге «О юности Эпикура», и Тимократ); что он подличал

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 V. Армянская Церковь 1. Страна и народ Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Закрыть itemscope itemtype="" > Екатеринбург как момент истины Извлечены ли уроки из победной протестной акции «скверных людей»? 26.06.2019 2545 Время на чтение 11 минут Провокация с журналистом сайта «Медуза» Иваном Голуновым и поднятый всею либеральной ратью информационный « вселенский вопль » затмили остальные события. Поскольку в медийной сфере у нас доминируют «братья по разуму» Голунова, его задержание, а потом и триумфальное освобождение стали темой номер один в информационном и, как следствие, общественно-политическом пространстве. Даже патриотические издания отреагировали на «дело Голунова» - либо как на провокацию и угрозу московского майдана, либо в наивной надежде на благородство либералов, которые, мол, поддержат патриотические ресурсы в делах Кирилла Вышинского или Николая Каклюгина, чего, разумеется, не произошло. В этих условиях «скверная история» в Екатеринбурге отошла на второй план. Хотя «кощей бессмертный» либерального сегмента общественности журналист Владимир Познер чётко увязал оба события - в Екатеринбурге и в Москве , - мол, и там, и тут общество (читай: либеральная тусовка) заставило власть отступить. Познер абсолютно прав: «скверная история» в Екатеринбурге и провокация с Голуновым - звенья одной цепи. И уже сейчас можно предположить, что у этой цепи будут ещё и другие звенья. До тех пор пока не удастся либо окончательно расшатать власть, либо заставить власть отступить, т.е. отказаться от того курса, который ознаменовал собой Крым - курса на обретение полноценного суверенитета и возрождение России. Впрочем, хочется надеяться, что власть найдёт в себе волю и разрубит эту плетущуюся искусными руками цепь, как Александр Македонский разрубил «Гордиев узел». Хочется надеяться, что власть избавится, наконец, от того либерального шлейфа, который мешает ей эффективно действовать в национальных интересах. Храмоборческая история в Екатеринбурге, судя по всему, не завершена. И она имеет куда более опасный характер, чем провокация с Голуновом. В последнем случае, разоблачив провокацию и выпустив Голунова, власть сохранила контроль над ситуацией и купировала последствия. Другое дело - екатеринбургские события. Там, во-первых, ситуация, похоже, будет развиваться и дальше. А во-вторых, и это главное, она заряжена идеологически. В Екатеринбурге ситуация куда более выигрышная для врагов России, поскольку удар наносится одновременно против власти и против Церкви, т.е. против двух главных несущих основ самой современной конструкции стабильности общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/26/ek...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Поклонская с иконой Николая!.. Да возвратится в души Русь Святая!» Хроника пребывания святыни в Крыму 16.05.2016 1294 Время на чтение 12 минут Чудотворная мироточивая икона Царя Николая в сопровождении начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова а также членов Попечительского Совета ВПМ Ивана Николаевича Соловьева и Дениса Алексеевича Родионова по инициативе Прокурора Крыма Натальи Владимировны Поклонской ряда общественных организаций Крыма и по согласованию с Крымской митрополией прибыла в Симферополь 5 мая. В строящейся часовне Святых Царственных Страстотерпцев у Прокуратуры Крыма духовенством был отслужен молебен перед Чудотворной иконой Государя. Всю ночь образ находился в часовне, здесь православные жители Симферополя читали акафист и молились своему Святому Императору. По свидетельству участников ночного бдения, икона Царя Николая откликалась на молитву источением мира и благоуханием, волны которого ощущала даже дежурная смены охраны. 6 мая 2016 г. мироточивая икона была отвезена в собор Святого Александра Невского г. Симферополя. 7 мая 2016 г. Чудотворная мироточивая икона Царя Николая пребывала в храме Рождества Иоанна Предтечи в с. Уютное, где по окончании божественной литургии клиром храма был отслужен перед чудотворным образом Государя молебен, затем святыня была доставлена в Свято - Ильинский храм с. Саки. 8 мая 2016 г. делегация Войсковой Православной Миссии посетила монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки, расположенный в бывшем греческом селе Лаки. Это место зовут Крымской Хатынью. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли. «...Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это - строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/17/...

Изречения „Имя Божие – то, что Бог явил о Себе людям. Первые четыре заповеди Закона Божия входят в первое прошение Молитвы». „Князь мира сего силится отвлечь внимание людей от имени Отца на земное и тленное». „Остерегайся людей, отговаривающих тебя от стремления к добрым делам на том основании, что совершенство недостижимо». (Рескин). Один священник сказал пред отпустом литургии: „вы думаете, что богослужение кончилось; нет оно только начинается», т. е. наша обыденная жизнь должна согласоваться с Евангелием и богослужением и прославлять имя Божие. „Всяк крестится, да не всяк молится». „Божница домашня, а душа продажна». Добрые дела, которыми христианин должен прославлять Отца Небесного, суть прежде всего дела моего призвания, моей должности, моего промысла. Следствием забвения этой истины является двоеверие, когда религиозная жизнь не отрицается (молитва, уставность), но в мирских делах дается простор язычества (Мысль † протопресв. И. Янышева ). „Несколько виновны в распространении неверия и сами верующие. Если бы люди, признающие себя религиозными, ярче проявляли свет своей веры, религиозного индифферентизма было бы меньше, и живая вера могла бы пробудить к духовной жизни и агностиков». (Проф. философии Уард). „Цель истории заключается в произведении святых. Появление святого имеет неизмеримо большее значение, чем существование какого-либо Университета». (Философ Ницше). Примеры Время и вечность. Когда один важный человек отговаривался от ежедневной молитвы тем, что ему не хватает времени, духовник ему сказал на это: – Вы бережете время, а губите вечность. Богу – лучшее. Александр Македонский не желал, чтобы его портрет был написан кем-либо, кроме Апеллоса, и чтобы его статуя высечена была кем-либо, кроме Лизиппа. Император Домициан требовал, чтобы его статуи делались только из золота и серебра. Бог, Царь вселенной, требует, чтобы мы Ему служили лучшими своими способностями. Научи же меня, Господи, приносить тебе лучшую часть моего существа и в лучшем виде. Да удалится от меня небрежение в деле Господнем. Если Ты и в ангелах усматриваешь недостатки ( Иов. 4:18 ), то смею ли я считать свое Тебе служение достаточным? Если я пою Тебе, то пусть это пение исходит от полноты сердечной и будет настолько мелодично, насколько это возможно для моего грубого голоса. Если мне дано проповедывать слово Твое, то не должен ли я усиленно готовиться к этому, так как Ты Сам будешь судиею и ценителем моего искусства спасать души.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Иоанн Малала (около 491–578 гг.) Сведения о жизни Иоанна Малалы из Антиохии чрезвычайно скупы и разрозненны. Время его жизни установлено приблизительно. Жил он при четырех византийских императорах: Анастасии I, Юстине I, Юстиниане I и Юстине II. Его имя сирийского происхождения и означает «ритор» или «судья». Произведение Иоанна Малалы – «Летопись» – представляет собой образец ранневизантийской христианской хроники, написанной по принципу синхронного изложения событий, происходивших преимущественно на территории Средиземноморья. Автор начинает от «сотворения мира». «Летопись» состоит из 18 книг; первая из них утеряна, и вместо нее сохранился анонимный «Перечень событий в порядке хронологии». Во второй книге излагаются легенды о возникновении Ассирии, Египта, Фригии; в третьей книге на основании «Пятикнижия» даются основные события древнейшей истории Израиля. Затем Малала переходит к Элладе и в 4–й книге, говоря о возникновении эллинского государства, пользуется мифами об Орфее и аргонавтах; языческая мифология нередко переплетается с христианской. В 5–й книге автор излагает события Троянской войны, касаясь ее причин и ее последствий. 6–я и 7–я книги посвящены происхождению рода Энея и основанию Рима. В 8–й книге описываются походы Александра Македонского. С 9–й по 12–ю книгу изложена история Рима: последовательно описаны республиканская эпоха (9–я книга), царствование Августа и возникновение христианской религии (10–я книга), императоры Траян (11–я книга) и Коммод (12–я книга). С 13–й книги Малала начинает историю Византии. После описания правления Константина (13–я книга) в пяти последующих книгах изображаются события во времена последующих византийских императоров, кончая Юстинианом I. Есть предположение, что 18–я книга была издана Малалой после смерти Юстиниана. С точки зрения манеры изложения «Летопись» отчетливо делится на две части, из которых первая кончается 14–й книгой. Литературными источниками для первой части служили книги Ветхого и Нового Завета, ряд произведений греческих историков, орфическая поэзия классического периода, хронисты позднеантичного и раннехристианского времени, трагедии Еврипида, повести Диктиса и Дареса о событиях Троянской войны. В большой степени использованы также сказания греческие, ассирийские, италийские и египетские. Стиль этой части местами вовсе не отделан, а иногда приближается к эпическому; изложение изобилует повторами и излишними подробностями в описаниях. Начиная с 15–й книги язык историка приобретает черты более тщательной литературной отделки и вместе с тем черты более индивидуальные. В этой части особенно интересны описания Константинополя и Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Иосиф Флавий Книга 12 Предисловие Хронологически эта книга охватывает период от смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) до гибели Иуды Маккавея в 160 г. до н.э. Историю Иудеи Иосиф Флавий излагает на широком фоне истории эллинистических государств, возникших в результате распада огромной державы Александра Македонского. В первых главах повествуется о положении Иудеи под владычеством Птолемеев, о борьбе за нее между Птолемеями и Селевкидами. Иосиф подробно излагает легенду о создании Септуагинты (греческого перевода Библии с древнееврейского языка) при Птолемее II Филадельфе. Книга освещает процессы эллинизации, происходившие в Иудее, отношение к этому различных групп населения. Немало места отведено описанию походов Антиоха IV в Палестину, селевкидского гнета в Иудее. Заканчивается книга повествованием о начальном этапе Маккавейской войны – национально-освободительного восстания в Иудее против селевкидского господства. Многое в содержании этой книги перекликается с данными Первой и Второй книг Маккавейских. Глава 1 1. Итак, после того как Александр, царь македонский, вышеуказанным образом уничтожил владычество персов и так отнесся к Иудее, как мы сказали, он умер. Царство его распалось на много частей. Антигон получил в управление Азию, Селевк – Вавилонию с ее племенами, Лисимаху достались в удел земли у Геллеспонта, Кассандр получил Македонию, а на долю Птолемея Лагида выпал Египет 737 . Так как все эти лица начали ссориться между собой, завидуя власти друг друга, то наступил ряд ожесточенных и кровопролитных войн, от которых особенно страдали города и в течение которых множество жителей [этих городов] лишилось жизни. Так, например, вся Сирия претерпела от Птолемея Лагида, носившего тогда прозвище Сотера, как раз обратное тому, что значило его прозвище 738 . Он же овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев ни малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и, вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном весельи, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. Об этом свидетельствует между прочим и книдиец Агатархид 739 , оставивший после себя историю диадохов, причем таким образом глумится над нашим суеверием, приписывая ему утрату нами свободы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, великий враг выходит из моря, из великого мирового хаоса. Что же это за зверь здесь имеется в виду? Часто люди подразумевают под ним какую-то звериную, нечеловеческую сущность, возникают предположения, что он будет клоном, существом без души и так далее. Но такие интерпретации не соответствуют Библейской реальности. Священное Писание прямо говорит, что «откроется человек греха и сын погибели» ( 2Фес. 2:3 ). Здесь – прямое свидетельство слова Божиего, которое мы не имеем права игнорировать во имя каких-то выдумок. Антихрист будет человеком. И, что самое страшное, человеком совершенно гениальным, наделенным многими дарами, которые он обратит во зло. А зверем он будет называться за свою звериную жестокость и еще потому, что при нем государство покажет свой звериный оскал. В Книге пророка Даниила есть прямая параллель этому видению:«Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 89 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: „встань, ешь мяса много! " » 90 ( Дан. 7:2–5 ). Эти четыре зверя – империя Александра Македонского, разделившаяся после его смерти на четыре царства. «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пытающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:7–10 ). «Ветхий днями» – это кто? Это Иисус Христос – Вечный Сын. И перед Ним – огненная река, и рядом сидят некие судьи. Кто эти судьи? Это двенадцать апостолов. «И раскрылись книги» – это книги судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010