Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II. Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии. Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала. Вопрос о происхождении Македонской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Македонский узел: невыученные уроки 19.09.2021 516 Время на чтение 7 минут Источник: Хризма Иллюстрация: Подписание Сан-Стефанского мирного договора 19 февраля 1878 года. Из открытых источников Малоизвестная, а чаще - совсем не известная массовому российскому читателю история Балкан – «порохового погреба Европы» трагична и запутана, в ней у каждого «своя правда», которая, как правило, отличается от правды соседей, а чаще прямо ей противоположна. Македонский узел в этом, возможно, самый сложный. Читая комментарии той, другой и третьей стороны, тех или других аналитиков, мы часто забываем, что правда может быть только одна, что все сложные узлы заплетаются людьми, что без учета духовных законов нам ничего в этой жизни и в истории не понять, а без осознания и покаяния ничего не исправить. Русско-турецкая война 1877-1878 г. дала свободу православным братьям-болгарам после пятисотлетнего турецкого рабства. Согласно Сан-Стефанскому мирному договору (19 февраля/3 марта 1878 г.), болгарское государство охватывало территорию от Черного моря до Охридского озера и от Дуная до Эгейского моря, что полностью совпадало с территорией Болгарского Экзархата. Ввиду исключительного геополитического значения Болгарии создание такого православного славянского государства на Балканах полностью отвечало интересам России, победившей в «самой честной войне в истории Европы», как назвал русско-турецкую освободительную войну 1877-1878 гг. известный болгарский историк профессор Андрей Пантев. Но создание большой Болгарии никак не отвечало интересам Запада, в основном - Англии и Австро-Венгрии, даже сильно их пугало. Англия в этой войне приняла сторону турок почти открыто – «здесь сомнений быть не может, что без Англии Турция давно была бы разорена, и у нее ни копейки денег нет, а ведет всю эту кампанию на английские деньги, английским оружием, зарядами и снарядами. Все, что попадается к нам от убитых и пленных – все с английскими клеймами»– писал участвовавший в войне за освобождение Болгарии Цесаревич Александр, будущий Царь Александр III, своей супруге Марии Федоровне ((ГА РФ ф.642, оп.1, д.706, л. 187-187 об.)

http://ruskline.ru/opp/2021/09/19/makedo...

отв. ред. Д. С. Лихачев Тайная Тайных Тайная Тайных (в рукописях обычно без заглавия либо: «Аристотель премудрый»; «Книга, нарицаемая тайны») – древнерусский вариант памятника, получившего широкое распространение в средневековой Европе и известного там под названием «Secretum Secretorum». Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII–IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам – от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст «Secretum Secretorum» известен в двух редакциях – полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые восходят к полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, русский вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции. Некоторые особенности древнерусской версии Т. Т. сближают ее с еврейским переводом «Secretum Secretorum», сделанным ал-Харизи в XII–XIII вв. Во-первых, в русском тексте обнаружены непереведенные еврейские слова (например, «фарисей» в значении «философ, мудрец», и др.). Во-вторых, при главах в нем встречаются обозначения дней недели – типичная особенность еврейских текстов (параши-гофтары). Наконец, отдельные «главизны» Т. Т. делятся, в свою очередь, на «врата» (в отличие от западноевропейских вариантов, в которых они называются только «capita»); на «врата» делится, между прочим, и «Логика» Моисея бен Маймонида, также переведенная с еврейского. В русском переводе имеется ряд интерполяций, из которых наиболее важными являются часть сочинения «De venenis» Моисея бен Маймонида, медицинский трактат, также приписанный Маймониду, часть сочинения «Ad regem Mansorem» Разеса; очевидно, эти интерполяции имелись уже в еврейском оригинале. Кроме того, в перевод включены некоторые политические рекомендации, которые, возможно, являются вставками самого переводчика. Только в русском переводе встречается послание Аристотеля Александру Македонскому о том, как лечить Буцефала, которым завершается седьмая «главизна» Т.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

ПУТЕШЕСТВЕННИК. И что же это за наука? СГАНАРЕЛЬ. Ну, чтобы высчитать, какая у нас эпоха. Собирают все приметы времени, суммируют их, делят каждому по заслугам, а потом выводят среднее арифметическое. По научному: средний коэффициент эпохи. ПУТЕШЕСТВЕННИК. И что же выходит? СГАНАРЕЛЬ. В среднем все пришли к выводу, что теперь среднее средневековье. Правда, Дон Карлос, друг моего господина Дон Жуана, как будто сделал недавно научное открытие: провозгласил начало возрождения. Он утверждает, что главная примета времени – это наш родной и любимый король, а всё остальное вздор. Мы, говорит, возродились теперь к новой жизни. И уже началась разработка математического обоснования новой теории. Кое-кто ропщет, но, понятно, из зависти, что не они первые додумались. ПУТЕШЕСТВЕННИК. Так пусть чего-нибудь своё выдумают. СГАНАРЕЛЬ. Уже. Есть у нас тут один исторический математик, Дон Фома, он вообще предложил выкинуть из истории тыщу лет, а все события и людей спрессовать в оставшееся время. ПУТЕШЕСТВЕННИК. И как? СГАНАРЕЛЬ. Утрамбовали. И получилось, что наш великий король и Александр Македонский – одно и то же лицо. ПУТЕШЕСТВЕННИК. Душа что ли переселилась? СГАНАРЕЛЬ. Никакого переселения, тут тебе не Индия. Они буквально одно и то же лицо. Вот наш обожаемый король – это и есть Александр Македонский. ПУТЕШЕСТВЕННИК. Ничего не понимаю. СГАНАРЕЛЬ. И никто не понимает. Зато оригинально. ПУТЕШЕСТВЕННИК. Куда я попал! СГАНАРЕЛЬ. В Испанию, почтенный сеньор. В Мадрид… Условно, конечно. ПУТЕШЕСТВЕННИК. То есть как так условно? СГАНАРЕЛЬ. Да так. Здесь всё условно. Такова специфика театра. Но в отличие от других мы не пытаемся это скрыть. Так что тут Испания весьма сомнительная. Может быть, это даже и не Испания вовсе, а, например, Китай. Ведь в сущности, между ними действительно никакой разницы – это открыл один мудрец в девятнадцатом веке… Правда, пока он ещё не родился. ПУТЕШЕСТВЕННИК. Как же он мог чего-то открыть, если он ещё не родился? СГАНАРЕЛЬ (на мгновение задумывается). Да, действительно, как-то странно… Но всё-таки это великое открытие. И доказательство гениально просто. Напишите, говорит, одно, а выйдет совсем другое. Так и получается: одни пишут – Испания, а другие читают – Китай. Но всё же приходится изображать Испанию. Пьеса-то про Дон Жуана, а он, как известно, испанец. Подобрали несколько якобы испанских имён – вот и всё. Такова условность. Здраво поразмыслить – сущая бессмыслица. Однако ничего, мы уже привыкли. Да и какой со всего этого спрос: комедия. Комедия да и только.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-dunaev/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ближний Восток: почему арабы вновь проиграют? Бесконечными склоками и враждой в арабском мире сполна пользуются Израиль с США 26.10.2023 589 Время на чтение 7 минут Источник: ФСК Нынешнее обострение арабо-израильского конфликта многие сравнивают с войной 1973 года, разного рода эксперты уже приступили к распространению апокалипсических сценариев развития обстановки. Их «выкладки» основаны на том, что мусульманский мир и арабские страны как его составная часть обладают суммарно таким людским, экономическим и военным потенциалом, который не оставляет еврейскому государству шансов в крупномасштабной войне. Ещё 29 марта 2015 года на 26 сессии Лиги арабских государств главы в неё государств организации договорились о создании единых региональных вооружённых сил для совместного противодействия угрозам в сфере безопасности. Однако договорились – не значит выполнили. Где находится Израиль? Если оперировать исключительно цифрами, то это, конечно, может воодушевить исламских радикалов и им сочувствующих. Однако статистика, как показывает практика, является лженаукой, а в реальной политике ключевым остается если. Именно таким, состоявшим из одного слова, был ответ спартанцев на обращение македонского царя Филиппа II (382-336 гг. до н. э.), отца полководца Александра Македонского: «Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, то беспощадно уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город!» Согласно исследованиям этнографов, регионоведов и даже религиозных деятелей, арабы и евреи – близкие родственники, ибо произошли от Сима и Хама – сыновей знаменитого Ноя. Однако отношения в семито-хамитской семье не заладились с самого начала, а впоследствии вылились в нескончаемую череду острых конфликтов с применением оружия. Арабы неоднократно предпринимали шаги, дабы объединиться, скоординировать свои действия, выступить единым фронтом, но, как говорит арабская пословица, «Договорились, что не договоримся». Идеи панарабизма вдохновили в свое время многих и повлекли создание ОАР (Египет и Сирия), однако это образование не просуществовало и трех лет (1958-1961).

http://ruskline.ru/opp/2023/10/26/blizhn...

отв. ред. Д. С. Лихачев Повесть о житии Александра Невского Повесть о житии Александра Невского – историко-агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история памятника, взаимоотношения между его старшими редакциями – Первоначальной, Особой, Лихачевской и редакцией CIЛ. Первым жизнеописанием Александра Невского, по мнению некоторых ученых (Н. И. Серебрянского, В. Л. Комаровича), была светская дружинная Повесть о «мужестве и житии» Александра, не сохранившаяся в первоначальном виде, но частично отразившаяся в двух редакциях П. – Первоначальной и Особой. Не ясно, однако, что из текстов этих двух редакций могло читаться в светской биографии князя. Считалось, например, что вступлением к П. являлось Слово о погибели Русской земли и что повествование о жизни Александра начиналось с похвалы князю (сохранившейся в Особой редакции жития), где он уподоблялся Александру Македонскому, Ахиллу, Дигенису Акриту. В дальнейшем текст Повести восстанавливался в основном по первоначальной редакции П., с исключением из него библейских параллелей и описания чуда с «душевной грамотой». Н. И. Серебрянский считал, что автором светской биографии Александра был его дружинник, но не из числа тех, кто принимал участие в боевых действиях князя. В. Л. Комарович предположил, что автором П. мог быть Федор Данилович или Яким, дружинники князя Ярослава – отца Александра, но не аргументировал эту атрибуцию. Основой для гипотезы о существовании древней светской биографии князя послужили наблюдения над стилистической неоднородностью первоначальной редакции П., в тексте которой соединяются две разных точки зрения – монаха и дружинника и два разных стилевых начала – церковное и светское. Слияние различных стилевых тенденций и доказывает, по мнению сторонников гипотезы, что Первоначальная редакция является церковной обработкой светской дружинной биографии князя. Гипотеза о существовании светской биографии князя строилась на ошибочной предпосылке, отрицающей возможность соединения в произведениях древнерусской литературы различных стилевых начал. Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, У. Филипп, Ю. К. Бегунов, критикуя эту гипотезу, отмечали, что у нее нет серьезных текстологических доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Александр. Его завоевание и отношение к покорённым Филипп понял истинное призвание Македонии, истинное требование современной Эллады. После его смерти ещё раз восстали Фивы. Александр уничтожил их и получил опять от невольного согласия Эллинов звание всеэллинского стратига. Быстро откинул он славянских Иллирийцев в их горную область, бурным налётом опустошил славянскую землю Гетов до самого Дуная и, сковав бесплодную внутреннюю деятельность эллинских общин, приступил к исполнению великого замысла, завещанного Филиппом. В 334 году до P.X. вступил Александр в земли, подвластные последнему из преемников великого Кира, из потомков мудрого Дария. Аристотель был наставником Александра, Гомер его всегдашним спутником, Ахилл идеалом. В этом весь Александр, вождь дружины, а не народа, служитель красоты и гордости человеческой, питомец свободной науки. Он должен был сочувствовать не мифическим Ираклу или Персею, но сказочному Ахиллу, или, лучше сказать, он был действительно сам Ахилл. Ясновидящая фантазия народного детства (Гомер) облекла в свои символы, в богоподобном Ахилле, будущего представителя всей Эллады (Александра). Так и в жизни частных лиц ребёнок угадывает дела своей возмужалости, облекая их в неясные образы, созданные игривым воображением. Численное превосходство персидских войск не могло доставить им победу в сражении с Греками. Опыт доказал слабость азиатских полчищ во время Дария и Ксеркса и ещё яснее во время походов Спартанца Агезилая; а войско македонское было бесспорно лучше устроено и более обычно к битвам, чем все прежние греческие ополчения, между тем как Персия утратила последние свои нравственные силы. Правда, что самоё государство оставалось всё в тех же границах, как и при Ксерксе; правда, что при предшественнике Кодомана, Артаксерксе III, египетские низины, около ста лет сохранявшие независимость под правлением своих царей (Инара, Амиртея и Нектанеба), покорились вполне Персии; но слабость государственного состава обнаруживалась всё более и более. Торжество Македонца во всяком сражении было легко, но требовалось железное терпение для беспрерывного завоевательного путешествия и для мелкой борьбы с мелкими препонами, который он встречал не в средоточии государства, но в его отдельных областях. Александр соединял в себе всю художественную восторженность Эллина с постоянством, завещанным ему македонскими царями, его предшественниками. Несколько лет сряду проходил он, из конца в конец, всё царство персидское, везде побеждая и нигде не отдыхая от побед. Решительное и упорное сопротивление встретил он только на берегах Средиземного моря, в странах охотно покорившихся Персии (ибо не дорожили государственной независимостью), но ненавидящих владычество Греков, с которыми они жили в давней вражде за первенство на морях и в торговле. Тир вспомнил свою прежнюю славу и осада этого одного города стоила более трудов и напряжения, чем завоевание всего Персистана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 2. Климент Александрийский Мы не называем его святым и не называем отцом Церкви. У Сагарды ни слова не сказано, почему он не отец Церкви. Александрия – столица Египта, основана в 331 году до Р.Х. Александром Македонским, центр блестящей интеллектуальной жизни ещё задолго до возникновения христианства. Александрия представляла собой некий плавильный котел, где были сосредоточены восточная культура, египетская, греческая. В Александрии как бы зародилась некая новая цивилизация, которая впитала в себя эти разнородные элементы. Простые египтяне – это копты. Те, кто сегодня являются якобы коренным населением Египта – это арабы-завоеватели. Говорили на коптском языке, люди образованные пользовались греческим языком, который стал для многих языком межнационального общения в империи. В эпоху Птоломеев в Александрии была создана знаменитая школа, которую иногда называли университетом. Она называлась «музэум» и прославилась как научный центр, где преподавались известные тогда науки и элементы языческой религии. В Александрии было громадное поселение иудеев рассеяния, и на Александрийской почве процветал реформированный (не талмудический) иудаизм. Греческая мысль оказывала очень сильное влияние на иудейский образ мышления, особенно через язык. Иудеи всегда сопротивлялись быть вовлеченными в культурный оборот окружающих народов, потому что за этим всегда видели утрату веры в единого Бога, потому что жили они в языческом море. В Александрии пожалуй впервые греческая мысль оказала очень сильное влияние на иудейский образ мышления; здесь евреи перестали сопротивляться греческой культуре, для многих поколений греческий язык стал родным. Именно здесь появился перевод Библии на греческий язык (некоторые говорят, что для того, чтобы познакомить с ВЗ языческий мир, ничего подобного, -LXX была необходима уже для евреев, потому что многие из них уже не владели древнееврейским языком в той мере, которая была необходима для чтения священного текста). В Александрии жил знаменитый писатель-философ Филон Александрийский, иудей по происхождению, в трудах которого нашла своё выражение попытка синтеза между ВЗ-м Откровением и греческой религиозной философией. Филон первый, истолковывая ВЗ, стал пользоваться аллегорией. Аллегорический метод был любимым. методом греческих философов, которые толковали им мифы о богах. Для эллинского ума, воспитанного на философии Платона, интересны лишь вечные, запредельные, трансцендентные истины. Буквальный смысл Библии , то, что для евреев было историей отношения Израиля с Богом, историей спасения, для греков представлялось лишь какой-то бледной тенью истины высшей, более глубокой истины, которая одна только и достойна быть объектом познания. Христианские мыслители-александрийцы тоже приняли и усвоили этот метод, и среди них тоже господствовало убеждение, что во многих случаях буквальное толкование Писания «ниже божественного достоинства».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Глава I Краткое изложение событий после Неемии до воцарения Антиоха Епифана ( 1Мак.1:1–10 ). Отступничество некоторых сынов Израиля в угоду эллинистическим обычаям ( 1Мак.1:11–15 ). Удачная война Антиоха Епифана с Египтом ( 1Мак.1:16–19 ). Разграбление Иерусалима и храма Антиохом, и скорбь иудеев по этому случаю ( 1Мак.1:20–28 ). Новое разрушение Иерусалима и обращение его в языческую крепость ( 1Мак.1:29–40 ). Указ Антиоха по всему царству об исповедании одной (эллинской) веры и следовании одним (эллинским) обычаям ( 1Мак.1:41–51 ). Грозные меры к исполнению указа, гонения и мучения израильтян ( 1Мак.1:52–61 ). Твердость и непоколебимость многих из них ( 1Мак.1:62–64 ). 1Мак.1:1 . После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Индийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – Первые девять стихов книги представляют собою как бы «введение» к истории Антиоха Епифана и вместе – попытку связать события времен предыдущей библейской книги (Неемии) с последующими, за все время перерыва в библейском повествовании, от 440–175 г. – Как такая попытка, означенный отдел не совсем удовлетворителен для читателя: во-первых, он очень краток и слишком конспективен; во-вторых, он страдает и исторической неточностью, упоминая о каком-то дележе Александром своего государства между друзьями, чего на самом деле он не производил. Повествование начинается словами – κα γνετο – «и было» – обычная начальная формула в еврейских исторических повествованиях. – «Александр, сын Филиппа, Македонянин…» Александр Великий Македонский, род. 356 г., ум. 323 до Р. Х., основатель Македонской монархии, о могуществе которого пророчествовал Даниил ( Дан.8:21,11:3 ), предсказав и распадение его царства на четыре «не с его силою» и «не к его потомкам» «из земли Киттим…» – ср. Иер.2:10 и Иез.27:6 – «острова Киттим» – обозначение местности из группы островов и прибрежной полосы земли в западной части Средиземного, и собственно – Эгейского, моря (нынешнего Архипелага); в составе этой местности мыслится и Македония, иначе – Κιτιεις ( 1Мак.8:5 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий 1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей. «Быстрота соображения, стратегическая проницательность, решительность и уверенность в победе соединялись в нем, как говорит историк Вебер, с личной храбростью и неутомимой деятельностью, таланты великого полководца и правителя с блестящей отвагой война; его личность очаровывает возвышенным энтузиазмом, благородную любовью к знанию и окружена ореолом непрерывного счастья и молодости… Он был таким дивным явлением, величие его было так ослепительно, что скоро история его жизни стала предметом легенды и поэзии; вымыслы закрыли истинные его очертания; народная фантазия последующих веков овладела его фигурою и прикрасила его подвиги поэтическими вымыслами. В его натуре лежала любовь к приключениям, располагавшая его считать близким, легким далекое, трудное; для него было заманчиво все необыкновенное, удивительное; он восхищался миром гомеровских героев, хотел воскресить этот мир, перенести его из области поэзии в действительность. Он очаровывал своей молодостью; его недолгая жизнь 2 была непрерывным рядом отважных предприятий, геройских подвигов; у него было врожденное влечение к великим делам, – все это внушало и современникам, и потомкам изумление. Он пронесся быстро, как метеор, и тем ярче было сияние, которым окружило его воображение потомства» 3 . Автор «Культурной истории классической древности» Я. Фальке так характеризует молодого Македонского царя: с ничтожным сравнительно войском Александр совершил дела, перед которыми бледнеет все, что мы знаем из сказаний и баснословных рассказов прежнего времени. С быстротой и ослепительным блеском метеора Александр проходит территорию, составлявшую тогдашний мир, оставляя в тоже время глубокие, неизгладимые следы своего краткосрочного пребывания в стране. Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010