Луи Дюшен (католик) Глава I. Римская империя, как родина христианства  Средиземное море и древний мир. – Римская империя и ее соседи. – Евреи и их религия. – Римские провинции и городское управление. – Нравы, идеи, религия: мистерии, восточные культы. – Подготовка евангельской проповеди . В дни появления христианства Римская империя мирно господствовала на всем побережье Средиземного моря. В общем мировом строе она занимала то же место, что Европа в наши дни, но она была более обособлена. Не говоря уже об Америке, существования которой тогда еще не подозревали, многолюдное население Китая, Индии и внутренней Африки не знало Средиземного моря и в свою очередь было неизвестно его народам. С этими почти сказочными в то время странами можно было бы, правда, сноситься по Нилу и по двум заливам, окаймляющим Аравийский полуостров и ведущим к Индийскому океану: как раз вдоль этих великих мировых путей возникли с самых древних времен цветущие государства, – Египет, Ассирия, Халдея, Сузиана 6 . Но несмотря на свое географическое положение, столь удобное для сношений с отдаленными странами, эти государства, по-видимому, почти всегда оставались замкнутыми со стороны востока и распространяли свои завоевания и свою цивилизацию к Средиземному морю: именно в этом направлены столкнулись они наконец с более молодыми народами, которым предназначено было остановить их распространение, положить конец их истории и сменить их в политическом владычестве над западной Азией. В IV веке до Рождества Христова страны Нила и Евфрата объединились под властью персов, предприимчивого народа, завоевания которого достигли с одной стороны Эгейского моря и Дуная, с другой берегов Инда. Двести лет спустя Александр разрушил это непрочное царство и подчинил Восток грекам. Политическая организация, которой он пытался закончить свои блестящие подвиги, была на самом деле очень недолговечна, но значение македонского завоевания состояло в том, что оно положило начало эллинизму 7 на Востоке. В этих странах, имевших уже собственную древнюю и мощную цивилизацию, Александр ввел порядки, которые ожидала совсем иная участь, чем какая постигла его монархию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание План собора в Кирене [Киринея; греч. Κυρνη, Κυρηναα; ныне Шаххат, Ливия], центр епархии Александрийской Православной Церкви . К. была основана в 630/1 г. до Р. Х. греками-дорийцами с о-ва Тера (Санторин). Их предводитель Аристотель принял имя Батт. К. располагалась в 16 км от моря, ее портом служил г. Аполлония (Созуса, ныне Суса). Правившие в течение 2 веков в К. цари из рода Баттиадов носили династические имена Батт и Аркесилай; первоначально они были независимы от Египта и Карфагена. Персидский царь Камбиз в 525 г. до Р. Х. присоединил К. к державе Ахеменидов и включил ее в состав египетской сатрапии. Ок. 440 г. до Р. Х., после смерти Аркесилая IV (ему, как победителю Пифийских игр в состязаниях колесниц, посвящены оды Пиндара, 462 г. до Р. Х.), в К. было введено демократическое устройство и проведены реформы. В IV в. до Р. Х. ученик Сократа Аристипп из К. (ок. 435 - ок. 355 гг. до Р. Х.) основал философскую школу киренаиков , считавших главной целью жизни наслаждение. К. также была родиной учителя Платона математика Феодора, философа Феодора Атеиста, поэта Каллимаха, ученого Эратосфена и философа Карнеада. В 331 г. до Р. Х. К. добровольно подчинилась Александру Великому (Македонскому). В 323-322 гг. до Р. Х. город захватил Фиброн, начальник отряда спартанских наемников в армии Александра. Он был разбит Офеллой, военачальником сначала Александра, а затем Птолемея I Сотера. Офелла правил в К. (322 - ок. 309 или 308 гг. до Р. Х.), лишь номинально признавая власть Птолемея, ставшего царем Египта. После гибели Офеллы во время похода на Карфаген К. вошла в состав гос-ва Птолемеев. Пять городов обл. Киренаика (К., Аполлония, Птолемаида, Арсиноя и Береника) образовали союз - Пентаполь (т. е. Пятиградие), в 117 г. до Р. Х. преобразованный в царство, в к-ром правила младшая ветвь династии Птолемеев. В 96 г. до Р. Х. Птолемей Апион завещал Киренаику римлянам. Рим. сенат объявил города Киренаики свободными. К. ненадолго завладели тираны Никократ и его брат Леандр. В 87/86 г. до Р. Х. приехавший в город Лукулл прекратил смуты и установил для жителей К. новое законодательство. В 75 г. до Р. Х. рим. сенат решил аннексировать К. В 74 г. до Р. Х. была создана пров. Киренаика; между 40 и 34 гг. до Р. Х. она была объединена в одну провинцию с Критом; в 27 г. до Р. Х. Киренаика стала сенатской провинцией.

http://pravenc.ru/text/1840165.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Александр Сорокин II. Израиль ко временам Нового Завета § 3. Политический аспект Ко временам Иисуса Христа Израиль успел пройти тот особенный путь, который позволял ему оглядываться назад одновременно и с уверенностью в своей богоизбранности, и с чувством горечи от того, что мечте о великом народе, который жил бы на своей земле в благоденствии независимо ни от кого по данному от Бога Закону, почему-то не суждено было сбыться. Да, после Вавилонского плена (VI век до Р.Х.) – того очистительного испытания, которое оказало решающее влияние на сознание иудеев – Израиль кое-как вновь утвердился в земле, обетованной праотцам 11 . Но что это было за утверждение?! Когда они сюда вернулись, им пришлось смириться с тем, что времена сильно изме­нились и что о реставрации былого процветания времен Давида и Соломона не может быть и речи. Палестина, с древнейших времен находившаяся в эпицентре истории Древнего Востока, в последние века дохристианской эры стала предметом особенного интереса. Израиль оказался в зоне влияния и распространения различных политических режимов и связанных с ними религиозных идей. Эти режимы и идеи были чужды Израилю по причине их языческой сути, а потому враждебны. Так что нарастал все более и более острый конфликт. Одно дело Израиль допленный, времен монархии, когда он симпатизировал язычеству – более, как казалось, «жизнеспособному», чем «рискованный» монотеизм пророков. А другое дело – Израиль послепленный, оценивший свою религиозную уникальность и не питавший к язычеству уже ничего, кроме отвращения. В рассматриваемые послепленные века конфронтация иудаизма и всего остального окружающего мира временами доходила до жесто­ких столкновений. Так, после смерти Александра Македонского в 323-м году до Р.Х. Палестина оказалась под началом эллинистических царей. Они по-разному относились к непонятной и странной для них религии иудеев. Последних по-разному пытались ассимилировать, но они всячески противостояли эллинизму. Имя одного из таких царей – Антиоха IV Епифана – вошло в историю как имя са­мого жестокого и последовательного, откровенного гонителя. Кульминационным моментом стало вызывающее осквернение в 167-м году до Р.Х. храма Иерусалимского, где был устроен жертвенник Зевсу Олимпийскому. Это событие положило начало дви­жению благочестивых иудеев (евр. «хасидим»), которое выражалось в мирном, но бескомпромиссном следовании Закону с готовностью принять мученическую смерть, или в открытом восстании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание святого апостола Павла к Филиппийцам Основание Филиппийской церкви Церковь Филиппийская была основана св. апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Когда великий апостол языков со своими спутниками и сотрудниками Силою, Тимофеем и Лукою прошли Галатию и Фригию и дошли до берегов Эгейского моря, Дух Святой не допустил их идти ни к югу в Асию, ни к северу в Вифинию. Здесь, в приморском городке Троаде, св. Павлу было видение. Перед ним предстал некий муж-македонянин и просил его: " прииди в Македонию и помоги нам " . Полагают, что это был Ангел хранитель насельников Македонии. Получив такое указание, св. Павел тотчас же отправился туда морем через Неаполь и прибыл в город Филиппы, находившийся на границе с Фракией, недалеко от моря. Получил он свое название от отца Александра Македонского Филиппа, который обстроил и укрепил его (в 358 г. до Р. X.). Дееписатель говорит, что это " первый город в той части Македонии " и притом " колония " . Римляне, завоевав Македонию при последнем царе ее Персее, разделили ее на четыре области, а император Август, дабы усилить римское влияние в Македонии, переселил туда многих именитых граждан из Италии, поместил в Филиппах римский гарнизон и даровал жителям права коренных насельников Италии ( " иус италикум " ). Все это настолько возвысило значение Филипп, что они стали почитаться важнее главного города области Амфиополя. Здесь-то несколько дней пробыл св. апостол Павел со своими спутниками, ничего не предпринимая. В субботу они отправились за город в местный иудейский молитвенный дом, где обратились с проповедью к некоторым собравшимся там женщинам. Одной из этих женщин, внявших апостольской проповеди, была Лидия, торговавшая багряницей, " чтущая Бога " , то есть, по-видимому, прозелитка (язычница, принявшая иудейство).

http://sedmitza.ru/lib/text/430634/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 27 К оглавлению Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175-134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало — восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю — подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу — это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу — это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» (1 Мак.1, 1—2) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена — величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и Оригена, 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам (1 Мак. 16, 23 и 24) , которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135—105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Именно за свое красноречие, он и получает прозвище – Χρυσστομος («Золотые уста», или «Златоуст») Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоуста Роман Овчаренко   10:06 26.11.2023 181 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором В древности, едва ли себе можно было представить более живописное место, чем город Антиохия. Недаром этот город был четвертым по численности населения в Римской империи, уступая разве что только Риму, Константинополю и Александрии Египетской. А теперь закройте глаза и представьте себе такую картину. В окружении гор, невдалеке от моря, там, где соленый и полезный для здоровья воздух разносится по всему городу, весь увитый зеленью и наполненный прохладой реки Оронт, лежит город, изваянный белым и зеленым мрамором. Неудивительно, что многие жители империи желали жить и работать в этом прекрасном краю. История города относит нас к временам Македонской империи. После смерти Александра Великого, власть перешла к его ближайшим соратникам. Одним из них был Селевк I Никатор («Победитель»), который в ожесточенных боях отстоял себе земли большей части Малой и Средней Азии. Именно он считается основателем города Антиохия. Название города греческое (ντοχος) и в переводе означает «Противостоящий». Причем это имя носит и первенец Селевка – Антиох I Сотер («Спаситель»). Таким образом, подчеркивалось особое значение города, призванного стать центром величия новой Селевкидской империи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/im...

I. Библия рукописная 1. Первые два века (XI–XII века) a) Библия Кирилло-Мефодиевская. Её происхождение и язык. Школы Владимира и Ярослава I и заботы прочих князей о школах; кн. Смоленский Роман Ростиславич. – Списывание Библии: княжна Евфросиния, келлия преп. Феодосия; древнейшие сохранившиеся списки; пособия к уразумению Библии; заботы первых князей о распространении священных и назидательных книг; первая публичная библиотека. – Любомудрие ближайших потомков Ярослава I. Предки наши имели то неоценённое преимущество пред народами запада, что вместе со святым крещением им принесено было и Священное Писание на родственном, вполне понятном для них наречии, которое столь мало отличалось от тогдашнего русского языка, что писатель XI века, мних Иаков прямо говорит (о Владимире и его подданных): «прияше святое крещение, готово имуще святое писание и книги (богослужебные?) переведены с греческаго языка на русский 1 ». Принесённая предкам нашим славянская Библия была, как известно, благословенным трудом свв. братьев Константина-Кирилла и Мефодия, вышедших из македонского города Солуня, древней Фессалоники, оглашённого некогда евангельскою проповедью великого «апостола язычников». В тиши монастырского уединения Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий задумали перевести Св. Писание с греческого на славянский язык ближайшим образом для славян, среди коих жили. Балканский полуостров ещё с VI столетия стал постепенно заселяться славянами: часть древней Македонии по р. Брегальнице называлась даже Славинией, по преобладающему славянскому населению 2 . Жители Солуня все знали славянский язык 3 . Весьма возможно даже, что если не по отцу, то по матери, сами Кирилл и Мефодий были славяне 4 . Таким образом мысль перевести Св. Писание на славянский язык могла естественно родиться в уме солунских братьев. Но так как у славян не было ещё собственной письменности, то, прежде всего, нужно было изобрести письменные знаки, буквы. Это было делом младшего из братьев, Константина-Кирилла, прозванного философом за его учёность и великий разум. Для выражения отдельных звуков славянской речи он придумал 35 букв, начертав их, большею частью, по образцу букв греческих: некоторые же буквы, не имевшиеся в греческом алфавите (ж, ч, ш, щ), заимствовал из алфавитов еврейского, армянского и коптского. Так возникла в 855 или 857 г. славянская азбука, названная по имени изобретателя её «кириллицею 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

I. Постиконоборческий период: общая характеристика Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Шмеман А. Судьба византийской теократии//Православная мысль. Париж, 1947; Runciman. Byzantine Theocracy; Дворкин А. Идея вселенской теократии в поздней Византии//Альфа и Омега. М., 1994; Meyendorff J. Ideiological Crises in Byzantium 1071-1261//The Byzantine Legacy; Meyendorff J. The Byzantine Church//The Byzantine Legacy; Ostrogorsky? History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. После победы над иконоборчеством начался период в истории Православной Церкви, сформировавший ее в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. В борьбе с иконоборчеством весьма важным аспектом были взаимоотношения между государством и монашеством. На более глубоком уровне вопрос сводился к роли Церкви: может ли она в основе своей быть «полезной» государству, или она в принципе остается «инородным» телом? Сюда входили и проблемы церковного имущества - того богатства, которым в то время обладала Церковь, - и все соблазны и злоупотребления, связанные с ним. Исаврийцы представляли в этом споре цезарепапистский, эллинистический идеал. Вспомним слова Копронима: «Господь, вручив царство императорам, вместе с тем повелел им пасти верное стадо Христово по примеру Петра, главы апостолов». Мы знаем, что победа иконопочитания, отвергшая навязываемое Церкви извне цезарепапистское прокрустово ложе, оказалась и победой монашества. Причем прошедшие гонения обновили, очистили его изнутри. Это возрождение связано с именем св. Феодора Студита. Ему принадлежит определение роли монашества как христианского максимализма; это внутренний актив Церкви, вечное напоминание о последнем призвании христианина, «опора и утверждение» Церкви. Студийский монастырь сделался «образцовым» монастырем империи, одним из главных центров ее церковной жизни. Вместе с тем благодаря победе монашества произошло некое переосмысление роли императора и патриарха в Империи. Это переосмысление отражено в «Эпанагоге» - введении в свод законов, изданном в конце IX в. при императоре Василии I Македонском и составленном, скорее всего, под руководством великого Фотия.

http://sedmitza.ru/lib/text/434790/

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Из разговоров новых древних греков – Посмотри, что я нашел: – Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь…– как тебе это нравится? Мало греков! А мы с тобой!? Да и не мы только! И дело не в количестве греков!– Македонский, улыбаясь, протянул Персею журнал. С тех пор, как они встретились на корабле Виктории и ее друзей, познакомились с ее видением жизни и подружились с учениками ее школы творчества, они часто обменивались вот такими находками из истории культуры нового времени. – Да,– говорит Персей,– что тут скажешь,– только руками развести остается… Но главное, что мы видим,– люди в беде, и мы им должны помочь. В чем, ты считаешь, главная проблема времени? Александр задумался: – Мне кажется, потерян вкус к битве, к сражению, к ежедневному восхождению. Слаба жажда совершенства. Всем хочется любви, но мало кто понимает, что за нее нужно сражаться. Нужно мыслить, мыслить глубоко, и нужен подвиг. Доминирует рабское восприятие жизни – поменьше трудиться, побольше потреблять. Да и не душе потреблять – телу. И тело загоняют в депрессию таким образом, такой слепой «заботой» о нем. – Да, я помню,– говорит Персей, твое изречение: " Нет ничего более царственного, чем труд и более рабского, чем нега и безделие " . – Да и какая там нега,– так, прострация какая-то! Вот в школе Виктории больше чем нега открывается – блаженство! Ты понимаешь, сейчас здесь полнота, сверхизобилие жизни! Труд, битва, сражение и, как награда за них – победа, наслаждение жизнью победителя, ликование радости, пир любви! Ну, как твоя победа над драконом, освобождение Андромеды и счастье ее любви! Я довольно давно уже роюсь в библиотеке и познакомился много с кем,– представляешь, здесь всерьез говорят о совершенной радости! О совершенной, понимаешь? – Не знаю,– задумчиво сказал Персей,– понимаю ли по-настоящему. Но я тут видел несколько взглядов, несколько лиц, озаренных действительно такой радостью, что хочется глаза отвести. Не можешь на это долго смотреть,– как на солнце.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/iz-razgovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010