Слово в день памяти священномученика Владимира (1918) Иконы Божией Матери " Утоли моя печали " Святителя Григория Богослова (389) Всенощное бдение 6 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня память священномученика Владимира, митрополита Киевского, - первомученика среди новомучеников российских. Это наш престольный праздник, так как один из престолов нашего храма освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в память священномученика Владимира и всех новомучеников и исповедников Российских. Сегодня же праздник иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , которая прославилась в Замоскворечье, и память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Мне хотелось бы сегодня рассказать вам о священномученике Владимире, митрополите Киевском и Галицком, и зачитать часть его жития. Удивительная жизнь этого Святителя от юности была исполнена многих скорбей. В молодости он лишился супруги, а потом и единственного ребенка, и принял монашество. Господь судил ему поприще высокого пастырского служения. Единственный из всех архиереев Русской Православной Церкви, митрополит Владимир последовательно возглавлял главные кафедры: Московскую, Петербургскую, а затем Киевскую, где и принял мученическую кончину. Особенная скорбь постигла митрополита Владимира на Петербургской Первопрестольной кафедре, где у него случилось непереносимое, непонятное, врагом сплетенное искушение. Воспользовавшись материнской любовью Государыни, святой мученицы Царицы Александры Феодоровны, горячо любившей своего сына наследника Алексея, некоторое очень неприятное влияние на жизнь Императрицы оказывали темные силы в лице Григория Распутина, так называемого " старца " . Понимая, какая опасность для монархии, для царского дома и для России может быть в этой ситуации, понимая, что скоро враги России начнут раскачивать лодку общественной и политической жизни страны с тем, чтобы всяческой клеветой на Государя и его семью вызвать смуту в народе, Митрополит мужественно и решительно противостал этому. Он искал объяснения с Императором, но, к сожалению, ему не удалось ничего достигнуть. И тогда, промыслом Божиим, ему надлежало быть переведенным на Киевскую кафедру.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_7....

А.Н. Панин Скачать epub pdf Петр Алексеевич Миртов родился 6 июня 1871 года в селе Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии в семье настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы Алексея Миртова и его жены Александры Феодоровны. Старинное село Чаадаево расположено в десяти километрах от города Мурома при речке Выжиге. История сохранила для нас некоторые сведения об этом селе. Село ведет свою историю с XV века. С 1495 года за селом закрепилось название Чегодаево, но в обиход вошла более упрощенная форма Чаадаево. В 1804 году вместо деревянного заложили новый каменный храм. Храм был освящен в 1814 году. Престолов в этом храме два: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной теплый во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии сообщается за 1897 год: «Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего либо замечательного по своей древности или ценности в церкви не имеется. Приход состоит из одного села Чаадаева, в котором по клировым ведомостям числится 286 дворов, 811 душ мужского пола и 992 женского, в том числе 23 души раскольников обоего пола. В Чааадаеве с 1845 года существует народной училище, в настоящее время оно содержится на средства земства; учащихся в 1896 году было 50» 1 . Прежде чем стать на путь священства, Петр Алексеевич отдал много сил педагогической службе. Он потрудился на преподавательской ниве в Муромском Духовном училище, где с 1891 по 1894 год был смотрителем, был преподавателем во Владимирской Духовной семинарии и Владимирском Епархиальном училище. Но встав на путь священства, Петр Алексеевич связал свою жизнь с Санкт-Петербургом и посвятил этому городу и его жителям свои лучшие годы жизни. Петр Алексеевич вначале был священником на Большой Охте в храме образа Казанской иконы Божией Матери, находившегося в ведении Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pr...

Бад Хомбург. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты 4 октября 1896, в небольшом курортном городке Бад-Гомбурге, который находился близ Франкфурта на Майне, в прусской провинции Гессен-Нассау, на предстоящее торжество ждали высоких гостей: русского Императора Николая II с супругой. Они находились в это время в Дармштадте, родине Императрицы Александры Феодоровны. Вместе с царской четой прибыли: вел. кн. Сергей Александрович и его супруга вел. кн. Елизавета Феодоровна, сестра Императрицы. К ним присоединились вдовствующая германская Императрица Виктория, великий герцог Гессен-Дармштадтский Эрнст-Людвиг, посол России в Германии гр. Н. Д. Остен-Сакен и городской голова Петербурга. Торжество, на которое съехались гости, была закладка русского храма, свершенная прот. Алексием Мальцевым, настоятелем посольской церкви в Берлине. К этой церкви новый храм позднее был приписан, а его юридическим владельцем стало Свято-Владимирское братство. Храм был заложен недалеко от вокзала, в прекрасном парке, на участке, безвозмездно предоставленном городскими властями, и строился на пожертвования д. т. с. Александра Ивановича Проворова, владельца пароходной компании «Самолет», который часто отдыхал в Бад Гомбурге — модном (особенно среди англичан) европейском бальнеологическом курорте, а также на деньги других петербургских купцов-благотворителей: А. Г. Елисеева, Н. Н. Брусницына, городского головы В. А. Ратькова-Рожнова и А. Н. Богданова. Русские начали осваивать фешенебельный курорт только с 1880-х, но в начале XX века они составляли уже почти четверть из 12 тысяч больных, которые ежегодно приезжали сюда лечиться, прежде всего, от желудочно-кишечных заболеваний. По словам путеводителя, мягкий климат городка «годится для нервных и ипохондрических субъектов». «В Гомбурге, — писали газеты, — жили весело: балы, концерты, пикники, спорт и пр. Когда-то была рулетка, находящаяся теперь в Монте-Карло». Центром жизни был «великолепно выстроенный кургаус» с залом для чтения, музыкальных вечеров, бильярда, балов и обедов. На курорте бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов.

http://sobory.ru/article/?object=11357

Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки) Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. Приводим отрывок из книги. Предисловие Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 18 73 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. 29 июня 19 06 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/6086.html

Важный шаг к единению Десница святой преподобномученицы Елисаветы в Москве. Фото Ю.Клиценко Одним из наиболее значимых событий церковной жизни 2004 года, наряду с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, безусловно, стало принесение святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это первое мероприятие, проводимое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра. Инициатором и устроителем акции выступил Фонд святого всехвального Апостола Андрея Первозванного, а оргкомитет по ее проведению возглавили Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России В.И. Якунин. Этому событию, чаемому многими нашими православными соотечественниками, предшествовала кропотливая многомесячная работа сотрудников Фонда. Требовалось выверить до мельчайших деталей буквально каждый день пребывания святыни в России, ведь она будет находиться здесь почти полгода и за это время посетит все федеральные округа, а также страны ближнего зарубежья. Благодаря содействию Фонда более тридцати российских журналистов получили возможность сопровождать направляющуюся в Иерусалим за святыней делегацию, в состав которой входили викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия епископ Дмитровский Александр, руководство Фонда святого Апостола Андрея Первозванного, а также настоятельница московской Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной великой княгиней Елисаветой Феодоровной, монахиня Елизавета (Крючкова), православные священнослужители и сестры Марфо-Мариинской обители. Вместе с ними в Иерусалим прилетел представитель митрополита Лавра в России епископ Бостонский Михаил. Великий князь Сергей Александрович с Великой княжной Елизаветой Федоровной. Петербург 1884 год Ранним воскресным утром делегация прибыла к монастырю святой равноапостольной Марии Магдалины.

http://pravoslavie.ru/165.html

Всемилостивейшая телеграмма Государя Императора на имя Московского митрополита Макария: Москва. 13 мая. Митрополиту Макарию. Государыня Императрица и Я радуемся радости Нашего народа московского и душою молитвенно присутствовали при торжественном переложении святых мощей святителя Ермогена в новую раку. Николай. Эта телеграмма последовала на следующую телеграмму митрополита Макария: Ливадия. Его Императорскому Величеству Государю Императору. Сегодня милостью Божиею совершилось переложение мощей святителя и чудотворца Ермогена в благолепную раку, сооруженную иждивением Вашего Императорского Величества и Вашей Августейшей супруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны. При участии многочисленного сонма епископов и прочего духовенства святые мощи изнесены были на середину Успенского собора для общего поклонения, во время литургии вознесены были в алтарь на патриаршее место и по окончании оной, после величественного крестного хода, положены в новую раку, на месте их постоянного почивания. Умиленная этим светлым церковным торжеством во славу священномученика, древлепрестольная Москва с благоговением склоняется пред благочестивым усердием Ваших Императорских Величеств к памяти святителя и единодушно молит его, великого российского заступника, да изольет он свое Небесное благословение на Ваши Императорские Величества, Государя Наследника и Всю Августейшую Семью Вашу и да утвердит державу царей наших во веки веков. Макарий, митрополит Московский. Приготовления к переложению и открытию мощей святителя Ермогена начались 10 мая. В 6 часов утра протопресвитер Н. А. Любимов в сослужении наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения и соборного духовенства совершил раннюю литургию. По окончании литургии прибывший в собор высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, и лиц, служивших литургию, совершил молебен. К молебну прибыл председатель высочайше учрежденной комиссии по реставрации собора князь А. А. Ширинский-Шихматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. Царственные страстотерпцы Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликс — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания. 20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Для меня эти выдержки из записей Императрицы Александры Феодоровны явились подлинным откровением. Насколько много ныне встречается духовных сочинений, посвященных монашеству, настолько скуден перечень книг, которые знакомили бы современного читателя с христианским осмыслением супружества. А между тем большинство христиан избирают путь венчанного брака, именуемого святыми Отцами " пристанью целомудрия " . Не станем скрывать, самая жизнь наша проводится в заботах о снискании насущного хлеба, взаимная ограниченность и греховность супругов часто накладывают свой заметный отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Постепенно скудеют, ущербляются те чувства, которые делали влюбленных самыми счастливыми существами на свете, меркнет свет жертвенности и рыцарства, повседневность обесцвечивает общение супругов. Они подчас ощущают себя бурлаками, чрез силу влекущими баржу семейного бытия. Не то, очевидно, было достоянием опыта венценосных Николая и Александры. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуманным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для верноподданных и был запечатлен в завершение жизненного пути мученическим подвигом. Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвучное ее собственному супружескому опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения - все составляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить " так искренно, так нежно " , с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу. Внутренняя сила опубликованных записок - в добродетельном образе жизни благочестивой, всецело преданной семейному идеалу Царицы. Вот почему таким покоем, всепокоряющей искренностью, небесной красотой дышат приводимые ниже выписки! В наше время, когда самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности становятся неочевидными, когда, по выражению Евангелиста Матфея, " по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь " (Мф. 24, 12), чтение данных материалов может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашнего интерьера и атмосферы в нравственном становлении личности ребенка - вот далеко не полный перечень этических проблем, затронутых Царицей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1812...

Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Вместе с десной рукой преподобномученицы в Россию прибыл ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, вместе принявших мученическую кончину, перевозились из Китая в Иерусалим в 1921 году. В ковчег помещены частицы их мощей, а также золотой крест с землей из Алапаевской шахты и Иерусалима. По решению Синода Русской Церкви Заграницей этот ковчег будет передан в московскую Марфо-Мариинскую обитель после ее окончательного восстановления. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц почивали в Гефсимании в стенах монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, основанном императором Александром III. На освящении храма святой Марии Магдалины присутствовала сама Великая княгиня вместе со своим супругом — братом императора, Великим князем Сергеем Александровичем. В 1921 году в крипте этого же храма обрели последние пристанище ее честные останки. Шестьдесят лет спустя после прославления святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в сонме новомучеников Российских, совершенном Русской Церковью Заграницей, их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм, где ныне покоятся в белых мраморных раках. В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной

http://pravmir.ru/v-rossiyu-dostavili-mo...

Документы Итоговый документ соборной встречи Всемирного русского народного собора в Екатеринбурге 16.07.2008 12:41 Революция и гражданская война явились трагическим надломом жизни России, приведшим к миллионам человеческих жертв, гонениям на веру и Церковь, гибели многочисленных культурных ценностей, вынужденному исходу миллионов наших соотечественников за пределы Родины. Эти трагические события стали результатом духовного разлада в российском обществе, эгоизма классовых интересов и политических вожделений, насилия группы рвавшихся к власти радикалов над волей народа. Все основные сословия, классы, социальные слои России так или иначе причастны к катастрофе. И все без исключения стали ее жертвами. Среди тех, кто пал от рук приверженцев террора, особенно выделяются злодейски убиенные 90 лет назад Государь Николай II, Государыня Александра Феодоровна, их дети, другие члены Царствовавшей фамилии. Династия Романовых столетиями скрепляла и сохраняла величие и единство России, оберегала покой и согласие верных чад Отечества. Своими жертвами Царственные страстотерпцы запечатлели верность Богу и России. Воля государя Николая II к всепрощению и его завещание не мстить за себя взывает к нам, ныне живущим гражданам России. Этот безропотный подвиг сегодня дает нам пример и основание для взаимного прощения, примирения и национального единства. Убийство Царской семьи было совершено тайно и незаконно. Среди убитых были дети Царя, в том числе и несовершеннолетние, а также добровольно оставшиеся с Царской семьей гражданские лица, не имевшие к политике никакого отношения. Ответственность за это злодеяние несет прежде всего большевистское руководство тех лет, которое в июле 1918 года санкционировало и одобрило убийство Царской семьи. Ответственность несут также правительства ведущих европейских государств, не предпринявшие ничего, чтобы спасти Императора Николая II и его семью. Важно понимать, что в катастрофе начала XX века были замешаны не только внутренние, но и внешние разрушительные силы. Без поддержки извне, без опоры на тех, кто опасался бурного динамичного развития Российской империи и желал любой ценой устранить с мировой арены нежелательного конкурента, Смута не смогла бы сломить действующую власть. Николай II был не бездеятельным созерцателем, а активным участником той модернизации страны, которая осуществлялась в его царствование. С его ведома и благодаря его усилиям были осуществлены финансовая и аграрная реформы, разработаны великие проекты строительства континентальных магистралей и первого " плана ГОЭЛРО " , обуздана революция 1905-1907 годов и разгул террора, осуществлен в 1916 году перелом на фронтах Первой мировой войны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010