II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Александр Богатырев: «Фестиваль, который нужен»Александр Богатырев: «Фестиваль, который нужен» Фестиваль «Радонеж», состоявшийся в этом году, не только порадовал большим количеством замечательных высокохудожественных фильмов. Демонстрационные залы были часто переполнены зрителями даже в рабочее время. Однако скудное финансирование фестиваля вызывает тревогу – состоится ли он на следующий год? Фестиваль «Радонеж», состоявшийся в этом году, не только порадовал большим количеством замечательных высокохудожественных фильмов, но и встревожил многими недоуменными вопросами. Главный – «есть ли у этого фестиваля будущее, и состоится ли он на следующий год?» Вопрос этот возник по причине скудного финансирования и оттого, что не было высокопоставленных фигур, прежде радовавших участников и зрителей своим появлением на открытии и закрытии фестиваля. Неужто не нужны нашему народу фильмы, служащие главным задачам, поставленным президентом, таким как: патриотическое воспитание, повышение духовно- нравственного и культурного уровня граждан, освещение истории без злонамеренного искажения, истинное просвещение… Сомнения относительности нужности фестиваля рассеиваются уже тем, что демонстрационные залы были часто переполнены зрителями даже в рабочее время. Фестиваль давно стал площадкой для дискуссий профессиональных кинематографистов. На этот раз, на круглый стол, посвященный столетию зверского убиения Царской семьи, Великих Князей и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, пришли не только историки и журналисты, но и печально известный следователь Соловьев, пытающийся выдать за царские останки кости безымянных страдальцев, найденные в Поросенковом логу под Екатеринбургом. Уж, если полковник Соловьев избрал наш фестиваль местом для своих инсинуаций, значит, к «Радонежу» отношение весьма серьезное и у публики, которую он представляет. В перерывах между фильмами мне удалось поговорить с несколькими зрительницами. Одна рассказала о том, почему она регулярно сморит фильмы фестиваля. 5 лет назад  ее пригласила воцерковленная коллега в паломническую поездку по Московским храмам. До этого она иногда заходила в церкви, но ни разу не была на службах. Рассказ экскурсовода (по ее описанию это был Виктор Саулкин) о храмах, чудотворных иконах и о чудесах, происходивших по молитвам Богородице и святым угодникам, поразил ее. Ей открылся неведомый мир. Она была под сильным впечатлением от увиденного и услышанного настолько, что на следующий день долго не могла приступить к работе. Будучи бухгалтером, она смотрела на таблицы и цифры и не могла понять, что со всем этим делать. В первое же воскресенье она побежала в церковь и с тех пор регулярно исповедуется и причащается святых даров. Она постоянная слушательница радио «Радонеж». А фестиваля ждет, как праздника, и не пропускает ни одного дня.

http://fest.radonezh.ru/2018/12/25/aleks...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» будет принесена из Александро-Невской лавры в московский Новоспасский монастырь 13.02.2015 297 Время на чтение 3 минуты Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» прибудет 14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в московский Новоспасский монастырь, сообщает Патриархия.ru. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии. Икону сопровождает эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов). Принесение в Новоспасский монастырь петербургской святыни приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста Ивана Каляева 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Икона «Невская Скоропослушница» тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (основано в 1883 г.), председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ глубоко почитался вдовой великого князя преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, а также в семье страстотерпца императора Николая II. Известно, что в Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь царской семьи, были найдены несколько образков с изображением «Скоропослушницы», прославленной в Санкт-Петербурге. Встреча иконы Божией Матери «Скоропослушница» Невская состоится 14 февраля в 16.30 у святых врат Новоспасской обители (Крестьянская площадь, 10). Аккредитация представителей СМИ проводится по эл. адресу: stikharyova@mail.ru. Необходимо указать ФИО, СМИ и номер автотранспорта. Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ Имп. Александр III. Худ. И. А. Тюрин. 1890 г. ГМЗ " Царское село " Имп. Александр III. Худ. И. А. Тюрин. 1890 г. ГМЗ " Царское село " Миротворец ( 26.02.1845, С.-Петербург - 20.10.1894, Ливадия, Крым), имп. Всероссийский (с 1 марта 1881), 2-й сын имп. Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. С детства готовившийся к военной службе, после смерти старшего брата Николая (1865) А. был объявлен наследником престола, и руководство его образованием было вверено проф. Московского ун-та, известному экономисту А. И. Чивилёву. Акад. Я. К. Грот преподавал А. рус. лит-ру, рус. и нем. языки, видный военный теоретик М. И. Драгомиров - тактику и военную историю, С. М. Соловьёв - рус. историю. Особенно большое влияние на А. оказал К. П. Победоносцев , преподававший ему законоведение. 28 окт. 1866 г. А. вступил в брак с дат. принцессой Луизой Софией Фредерикой Дагмарой (в Православии Мария Феодоровна, 1847-1928). Дети: Николай (буд. имп. мч. Николай II ), Георгий, Михаил, Ксения и Ольга. Будучи наследником престола, А. участвовал в заседаниях Гос. совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорсского ун-та, атаманом всех казачьих войск, командующим гвардейскими частями в С.-Петербурге, в русско-тур. войне 1877-1878 гг. командовал Рущукским отрядом, составлявшим левое крыло действующей армии. Гибель отца 1 марта 1881 г. от рук террористов была сильнейшим потрясением для А. Опасаясь покушений со стороны революционных экстремистов, А. первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. 29 апр. 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия». В нем провозглашалось, что император «с верою в силу и истину самодержавной власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений», поддерживать «строгую справедливость», возвращение к «исконно русским началам». «Посвящая себя великому Нашему служению,- говорилось в манифесте,- Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем».

http://pravenc.ru/text/64320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ) Благословенный (12.12.1777, С.-Петербург -19.11.1825, Таганрог), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801). Старший сын имп. Павла I Петровича и императрицы Марии Феодоровны. Современники А. отмечали такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы А. писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью. А. воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II , к-рая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем буд. императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при рус. посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас. В 1793 г. А. вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810). A. взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. A. объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Александр II. Гравюра. Посл. треть XIX в. (ГИМ) Освободитель (17.04.1818, Москва - 1.03.1881, С.-Петербург), имп. Всероссийский (с 19 февр. 1855), старший сын имп. Николая I и императрицы Александры Феодоровны. Наследником объявлен 12 дек. 1825 г., цесаревичем - 30 авг. 1831 г. Наставником А. был рус. поэт В. А. Жуковский , воспитателем - К. К. Мердер, одним из законоучителей - известный прот. Герасим Павский . С 1841 г. в браке с принцессой Гессен-Дармштадтской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, в Православии Марией Александровной (1824-1880). Дети: Николай, Александр (буд. имп. Всероссийский Александр III Александрович ), Владимир, Алексей, Сергей, Павел, Александра, Мария. С 1880 г. в морганатическом браке с кнг. Е. М. Юрьевской (Долгорукой), от к-рой имел 4 детей. На престол А. вступил 19 февр. 1855 г., в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе к-рой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией. По окончании войны экономическое и социальное неустройство в России приобрело особенно острый характер. А. осознавал необходимость глубоких и разносторонних гос. преобразований, осуществление к-рых стало основным содержанием его царствования, что коренным образом изменило за 2,5 десятилетия облик России. Эпохальное значение имело решение А. о необходимости полной и единовременной отмены крепостной зависимости помещичьих крестьян. Подготовка к Крестьянской реформе - главной среди ряда масштабных социальных преобразований правительства А., вошедших в историю как Великие реформы,- велась с 1857 по 1861 г. 19 февр. 1861 г. А. подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и Манифест об отмене крепостного права. Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиц. форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

http://pravenc.ru/text/64318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АЛЕКСАНДР Степанович Миропольский (1847 – 1918), прот., сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Петрович Смирнов (4 марта 1867, – 28 фев. 1938), протоиерей, священномученик (пам. 15 фев., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_3.html

Бад Эмс. Церковь Александры Римской. Карта и ближайшие объекты Своим возникновением эта церковь непосредственно обязана Императрице Александре Феодоровне, вдове Николая I, и ее сыну Императору Александру II, который в 1860–1870-е не раз лечился в находившемся в герцогстве Нассаусском Бад-Эмсе теплыми водами, известными еще римлянам. Он любил этот небольшой (здесь жило всего 2500 жителей) немецкий курорт, расположенный на берегу р. Лан среди живописных холмов. Считалось, что воды Эмса полезны «для людей раздражительных и нервных, а в особенности для женщин», поэтому ими пользовалась и супруга Императора Александра II. Здесь на лечении и отдыхе Император часто встречался с прусским Королем Вильгельмом I, который с 1867 ежегодно гостил в Эмсе. Отсюда Бисмарком была послана знаменитая депеша, ставшая поводом к франко-прусской войне. Центром города был богато убранный и украшенный фресками кургаус на набережной, состоявший из трех зданий, в которых находилось около 300 комнат для отдыхающих. Мраморной колоннадой он соединялся со зданием вод, с огромным залом, где устраивались балы и концерты. Начиная с 1820-х, Эмс пользовался популярностью у русских — здесь несколько раз лечились В. А. Жуковский и Ф. М. Достоевский, бывали Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Поэтому уже в 1857 из жителей Эмса образовался комитет для построения православной церкви, который в следующем году просил разрешить сбор средств в России. Первое пожертвование в 2 тыс. талеров внесла вдовствующая Императрица Александра Феодоровна, которая обычно останавливалась в гостинице «Четыре башни», где для нее в 1840 была устроена походная церковь. Ей последовали вел. кн. Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. Несмотря на щедрые пожертвования, составившие 10 тыс. талеров, и содействие гр. Бисмарка, директора курорта, эта попытка, однако, закончилась неудачей — на строительство не хватало еще столько же. Все же Синод 21 июня 1861 разрешил устроить церковь и прислал образцы «проектов в православном стиле».

http://sobory.ru/article/?object=11356

Ивановское. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Ивановское на р. Сосенке относилось к дворцовой Хатунской волости. Здесь в 1646 г. была построена деревянная церковь. Под 1675 г. снова упоминается церковь, построенная " клецки " (клетью, как изба) с трапезной. В 1706 г. возведена новая деревянная церковь. В 1708 г. село, в составе волости, было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, у которого впоследствии отписано в дворцовое ведомство. В 1772 г. пожаловано графу Григорию Григорьевичу Орлову, потом перешло к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который в 1784 г. продал село брату Владимиру Григорьевичу Орлову. На средства последнего в 1831 г. построен на месте сгоревшей деревянной церкви ныне существующий каменный трёхпрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи с приделами пророка Илии и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В советское время храм был закрыт и в нем устроен склад. В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Кирпичная неоштукатуренная церковь в стиле ампир построена в 1831г. на средства владельца села графа В.Г.Орлова. Архитектурные детали выделены побелкой. Массивный четверик, обработанный неглубокими колонными лоджиями дорического ордера, завершен купольной ротондой. К основному объему примыкает трапезная со стройной трехъярусной колокольней, построенной несколько позднее церкви. Церковь отличается сдержанностью декора и обобщенной трактовкой ордера. Масляная живопись в интерьере относится к 1839г. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Иоанно-Предтеченский храм, с. Ивановское на р. Сосенке В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Возле храма существовало раньше кладбище, но святотатцы растащили все ценные памятники, а потом уничтожили и остальные надгробья. Не сохранился также величественный и красивый памятник, в свое время украшавший кладбище, поставленный Великой княгиней Елизаветой кучеру А. Рудинкину. Рука святотатцев достигла и его, остался лишь один постамент красного гранита. На нем высечена надпись: «Здесь погребен кучер Вел. князя Сергея Александровича Андрей Алексеевич Рудинкин, крестьянин московской губернии Серпуховского уезда Хатунской Волости деревни Сумароковой» На другой стороне постамента: «Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Вел. князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4-го февраля 1905 г.». И последняя надпись: «Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Феодоровной, Августейшей супругой в Бозе почившего Вел. князя Сергея Александровича». Верующие села Ивановское водрузили на граните деревянный крест и обнесли могилу деревянной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=03329

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора: Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца - Императора Александра III - 20 октября 1894 года. Коронование на царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса - будущая Российская Императрица Александра Феодоровна - 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татиана (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий. Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1971...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010