Скачать epub pdf Донесение Святейшему Правительствующему Синоду Первенствующего Члена оного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 21 июля 1903 года Благодарение Господу! Великое и всерадостное для нашей Православной Церкви торжество открытия святых и многоцелебных мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, совершилось 19-го минувшего июля, согласно ранее установленному чину, с подобающим благолепием. Возгорелся новый благодатный светильник в Церкви Российской, богоблаженный Серафим, который, подобно богоносным отцам нашим Антонию и Феодосию Печерским и Сергию Радонежскому, будет просвещать светом Христовой истины и утверждать в вере православный русский народ. Радость, проистекающая для Православной Церкви от совершившегося в Саровской обители торжества, была усугублена пребыванием на сем торжестве венценосного Вождя русского народа, Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, пожелавшего вместе со Своим народом воздать молитвенное поклонение праведному старцу на самом месте его великих подвигов. Его Величество изволил прибыть в Саровскую пустынь в 5 ½ часов пополудни 17 июля в сопровождении Их Императорских Величеств Государынь Императриц Александры Феодоровны и Марии Феодоровны, а также и Их Императорских Высочеств Великой Княгини Ольги Александровны с Ее Августейшим Супругом, Великого Князя Сергея Александровича с Супругою Великою Княгинею Елисаветою Феодоровною, Великих Князей Николая Николаевича и Петра Николаевича с Супругою Великою Княгинею Милицею Николаевною и Великой Княгини Анастасии Николаевны с Ее Августейшим Супругом. При встрече Государя Императора во святых вратах обители мною была произнесена краткая приветственная речь. Прослушав в Успенском соборном храме пустыни краткое молебствие, Его Величество пожелал тотчас же поклониться всечестным останкам преподобного Серафима, для чего мною введен был, вместе со всеми прибывшими Высочайшими Особами, в церковь святых Зосимы и Савватия, где находился гроб со всечестными останками.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Слово в день тезоименитства её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны Источник Из бесчисленного множества мученических подвигов, воспоминаемых православной церковью на протяжении целого года, только день крестной смерти Христа Спасителя и день мученической кончины Предтечи Христова Иоанна мы встречаем в посте и с печалью. В остальных же случаях, зная от древнего хр. оратора, что кровь мучеников становилась семенем, из которого рождались новые христиане, мы поэтому все, воспоминаемые церковью, страдания и убиения исповедников Христовой веры встречаем с торжеством и в радости. Нынешний же день есть для нас день еще большей – сугубой радости. Всякий знает, что св. мученица, прославляемая церковью сегодня, есть мученица и царица Александра, имя и покровительство которой избрала для себя супруга христианнейшего нашего Монарха – благочестивейшая Государыня Императрица Александра Феодоровна. Это уже наша русская радость, хотя отзвуки ее слышатся и в других странах, повторяясь каждогодно с неизменной точностью закона. В противоположность всем другим наше православнорусское самодержавие есть не просто самодержавие – не просто дает всей громаде русского народа твердую сплоченность, а вместе и весьма драгоценную удобоподвижность; но есть самодержавие благое. Опознавая свое величие и свое могущество во всей их широте, пользуясь своей безграничной властью там, где того требует народное благосостояние, первое всего оно, однако, помнит об обязанностях и более всего старается заботиться о наивозможно совершенном исполнении долга. А заботы – старания эти одушевляют не только самих представителей благого самодержавия, но и связанных с ними узами брака – Августейших помощниц их. И конечно, первое попечение здесь есть попечение о женском образовании, которое не только все более и более распространяется и возрастает в нашем отечестве; но, благодарение Богу, появилось уже второе поколение женщин, получающих высшее образование, и, значит, все ближе и ближе желанная свобода женского ума от того рабства, в котором он вынужден служить одному лишь прельщению, ближе и ближе то время, когда женский ум уже по наследственности с рождением будет способен, принаровлен к совершению истинных и важных дел – учения, лечения, а также и вполне продуманного воспитывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

1883 Речь в день коронования Их Императорских Величеств, 15 мая 1883 года, перед молебном 76 Владеет Вышний царством человеческим, и емуже хощет, даст е ( Дан.4:4 ) Осени себя крестным знамением, православный русский народ! В первопрестольном граде Москве ныне совершилось великое священнодействие – Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович и Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна сегодня по чиноположению нашей Православной Церкви венчались на царство и чрез священное Миропомазание приняли от Святого Духа дарованную им силу и премудрость, чтобы по воле Всевышнего управлять столь обширным, столь многоплеменным и столь могущественным царством на земле, какова наша возлюбленная Россия. Итак, то, чего вся Россия более двух лет нетерпеливо ожидала, теперь с помощью Божией совершилось для нашего счастья и благоденствия на земле: отныне избранник Божий, есть вместе и Помазанник Божий, который должен быть представителем божественной власти на земле, тем орудием Промысла Божия, чрез которое должны изливаться на нас и на все наше Отечество дары милости Божией. О, сколь это важно для нас, истинных сынов России! В виду недавних событий, возмутивших дух нашего Царя и всех истинных сынов России убиением великого и славного Царя-Освободителя, в виду той крамолы, которая в последнее десятилетие столь сильно стала распространяться по городам и селениям нашего государства, в виду преступных замыслов этих орудий злого духа благополучно ныне совершившееся священное венчание и Миропомазание Царственной Четы имеет для нас особенную важность. Оно есть ясное для нас свидетельство того, что Господь Бог еще милостив к нам грешным, прогневавшим Его величие тем, что многие и многие из нас охладели к своей отечественной православной вере, уклонились от священного долга повиновения родителям и властям, праздники Господни сделали днями торговли с самого раннего утра и до позднего вечера, днями разгула, веселия, театральных и других зрелищ, безмерного пьянства, срамословия и буесловия, оставили соблюдение благочестивых христианских обычаев, освященных древностью и заповеданных нам нашими предками, и вместо них стали вводить у себя обычаи иноземные, не согласные с духом нашей веры и народности, и за все это, как и за многое другое, заслужившим такое тяжкое наказание, каким было для нас отнятие у нас великого Царя-Освободителя. Вместе с тем священное венчание на царство и Миропомазание Царственной Четы есть непререкаемое свидетельство о том, что Вышний владеет царством человеческим и емуже хощет, даст е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

25 декабря Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса. После окончания школы поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии начал церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил курс обучения в семинарии и поступил в Московскую духовную академию. Будучи на втором курсе академии, он решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой. 3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский; скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом. «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постригл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая», — эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

9 февраля 1904 год – Началась русско-японская война. Плакат времен русско-японской войны. 1904 г. Ночью японский флот внезапно атаковал Порт-Артур и блокировал российскую Тихоокеанскую эскадру. Многие священники отправились на театр русско-японской войны, в полной мере разделив опасность с непосредственными участниками боевых действий, нередко вступая в схватку с врагом. Но главным для них было пастырское окормление русских воинов. Слова духовной поддержки доходили к русским матросам, солдатам, офицерам и с Родины – России. «Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Маньчжурии» – с таким Словом обратился к фронтовикам великий пастырь, праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните же, дорогие братья, мужественно сражающиеся на поле брани за Веру, Царя и Отечество, что с вами Господь и будет Сам сражаться с вами, если твердо возложите на Него надежду свою, ибо не множеством воинства спасет Господь (Пс. 32, 16), не орудиями смертоносными, но всемогущею силою Своею. Помните солнечное явление Креста на небе царю Константину и войску его с надписью звездами вокруг Креста: сим победишь, то есть Крестом; вот где силы христианского воинства – в Кресте, ибо Христос Крестом победил и победит врагов наших, видимых и невидимых. Твердо веруйте, что Господь с вами…» На помощь воинам, сражавшимся в Японии, направляли свою деятельность многие православные русские люди, и среди них — Великая княгиня Елисавета Феодоровна, супруга московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Великая княгиня организовала несколько прекрасно оборудованных санитарных поездов, устраивала в Москве госпитали для принятия раненых. Помня о духовных нуждах оторванных от Родины людей, Великая княгиня направляла в действующую армию походные церкви, снабжая их всем необходимым для совершения богослужений. Святитель Николай (Касаткин) Чрезвычайно трудными были дни войны для епископа Николая, начальника Русской Духовной Миссии в Японии. Обратимся к житию святителя: «Вражда, которую японское общество питало к Православию и любым его проявлениям, переросла в истерию.

http://pravoslavie.ru/5352.html

II. Царица Ирина и междуцарствие Когда не стало в живых царя Феодора Иоанновича и когда утихла первая скорбь о почившем, патриарх и бояре, предстоявшие у смертного одра его, тут же приговорили присягнуть единственному лицу царского семейства, самому близкому к почившему царю, носившему царский титул, царице Ирине Феодоровне, происходившей из рода бояр Годуновых. Все с ревностью исполнили этот священный обряд, целуя крест в руках патриарха. За патриархом и боярами Москва и все города присягнули царице Ирине Феодоровне. Всё государство признало её права на власть и вручило ей власть неограниченную, самодержавную. Управление государством стало совершаться именем царицы: от её имени отдавались приказания и указы, на её имя присылались бумаги, в церквах молились на ектениях за царицу. Но вскоре печальная столица узнала, что вместе с Ириной вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нём праздно, и что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: „царица Ирина Феодоровна на великих своих государствах Российского царствия не изволила быть, а изволила, по своему обещанию, оставить превысочайшую честь и славу и высоту Великороссийского государства и восприяти иноческий ангельский образ». Царица отказалась принять самодержавную власть, не пожелала остаться на осиротевшем престоле и объявила бесповоротное решение своё уйти в монастырь и стать инокиней. Эта весть поразила Москву. Святители, дума, дворяне, воинство и „многочеловечный народ» собором, „с великим воплем и неутешным плачем» молили царицу, милости просили и били челом, чтобы не оставляла их в ужасном сиротстве, но государыня осталась непреклонна. Много раз приходили к ней и били челом, но она не согласилась остаться на престоле, и в девятый день по кончине царя Феодора Иоанновича царица Ирина выехала из Кремлёвского дворца в Новодевичий монастырь и там постриглась в инокини и приняла новое имя Александры. Россия осталась без главы. В Москве открылось междуцарствие и началось искание царя. Тревога и волнение охватили всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Правовые и исторические аспекты реабилитации казненных членов Российского императорского дома Романовых и их приближенных (1995–2008 гг.) Александр Закатов   02:05 30.09.2023 937 Время на чтение 24 минут 1 октября 2023 г. исполнится 15 лет с того дня, когда после длившихся почти 3 года судебных процессов Президиум Верховного Суда Российской Федерации принял историческое законное и обоснованное решение по заявлению Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, признав Святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II , Императрицу Александру Феодоровну, Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, Великих Княжон Ольгу Николаевну, Татиану Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну жертвами политических репрессий и реабилитировав их в соответствии с Законом РФ 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». Затем последовала реабилитации прочих казнённых членов Российского Императорского Дома и всех верных служителей, разделивших судьбу своих Августейших покровителей.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/29/...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Господи, не дай мне выпасть из десницы Твоей!» Беседа со священником Николаем Блохиным, лауреатом Патриаршей литературной премии Александр Сегень   Николай Блохин   08:08 22.12.2017 1433 Время на чтение 14 минут Сайт Православие.Ру продолжает публикацию бесед с лауреатами Патриаршей премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Сегодняшняя встреча - с лауреатом 2016 года священником Николаем Блохиным, автором книг повестей и рассказов «Бабушкины стёкла», «Глубь-трясина», «Татьяна, дочь царская», «Пепел», «Джой и Джемми», «Отдайте братика», «Царское дело», «Божьи уловы» и многих других. Более пяти лет назад, 12 апреля 2012 года, Николай Владимирович Блохин был рукоположен во священника и назначен руководителем Отдела по тюремному служению Амурской епархии и штатным священником кафедрального собора Ильи Пророка в Комсомольске-на-Амуре, где и служит. Но свой 72-й день рождения отец Николай встречает не на берегах Амура, ставшего ему родным, а в святом для православных людей месте Подмосковья - в селе Усово, связанном с жизнью и деятельностью святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны Романовой и её благоверного супруга, великого князя Сергея Александровича. Сюда, в сверкающий новизной и белизной храм Спаса Нерукотворного, можно прийти к нему на исповедь.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/22/go...

     11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, состоявшегося в крайне скорбных обстоятельствах в 1918 году. А весной нынешнего, 2021 года, мы отмечали другое значимое событие –130 лет со дня перехода в Православие принцессы Гессен-Дармштадтской протестантского вероисповедания 27-летней супруги Великого князя Сергия Александровича Романова (которую в Старом Свете называли самой красивой принцессой Европы, имея в виду прежде всего ослепительную внешнюю красоту. Хотя – справедливости ради – многие отмечали и ее душевную красоту). Новая Родина с восторгом приняла такое решение Великой княгини. Растроган до слез был и сам супруг, которому она после присоединение к Православию, состоявшемуся через таинство Миропомазания, могла сказать словами из Библии: «Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом» (Руфь 1; 16). Преисполнены были великой радости и все православные родственники Дома Романовых. Здесь же, на ее новой Родине, русские люди, искренне полюбившие Великую княгиню, стали называть ее Великой матушкой или белым ангелом России. Когда религия найдена! Затем в помраченной разумом России случилась глобальная духовная катастрофа – и многие из преданных ей всем сердцем сынов и дочерей были расстреляны, многие – заколоты штыками. А Великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Царской семьи большевики сбросили в шахту под Алапаевском на 80-метровую глубину и закидали живых узников гранатами. Затем забросали яму хворостом и подожгли его. Такая вот страница нашей истории... Сегодня уже известная во многих своих жутких подробностях. Но, слава Богу, мы живем с вами в то время, когда по Промыслу Божию всё же восстанавливается в родном настрадавшемся Отечестве историческая справедливость в отношении многих событий церковной истории прошлого века. И имена святых из великого сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской теперь часто вспыхивают в сознании, в сердце истинно верующего человека.

http://pravoslavie.ru/142266.html

     В наступившем году Церковь молитвенно вспоминает столетие начала богоборческих гонений в Москве. Первой их жертвой в российской столице стал настоятель собора Покрова Божией Матери на Рву протоиерей Иоанн Восторгов, казненный 5 сентября 1918 года. Подсчитано, что в границах современной Москвы стоял 161 православный храм, где служили 204 прославленных Церковью исповедника веры. О них и о других людях, принявших венцы святости в прошлом веке, «ПМ» беседует с секретарем Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии при Епархиальном совете Москвы священником Александром Мазыриным. О чем молиться исповедникам веры ХХ столетия – Часто можно услышать, будто сонм новомучеников возглавляют царственные страстотерпцы. Ведь пик волны репрессий поднялся вслед за их подвигом, да и на иконе новомучеников и исповедников царская семья располагается в центре. Насколько такое суждение верно с церковно-исторической точки зрения? – Как известно, хронологически первое прославление новомучеников было совершено Русской Православной Церковью Заграницей. В канонизационном акте Архиерейского Собора РПЦЗ 1981 года среди сонма новомучеников конкретно была названа только царская семья, а все остальные – в общей форме. Была составлена служба с упоминанием Патриарха Тихона, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, и Вениамина, митрополита Петроградского, а также целого ряда других имен, но официального списка не было. Поэтому за пределами России новомученики действительно ассоциировались в первую очередь с царской семьей, что неудивительно: Зарубежная Церковь родилась в 1920-е годы в наиболее монархической части белоэмигрантской среды. В нашей стране первым из пострадавших от богоборцев был прославлен в 1989 году Патриарх Тихон. Вскоре о новом сонме святых заговорили во весь голос. В 1992 году были прославлены священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и пострадавшие вместе с ними. Собор же новомучеников был прославлен в 2000 году. Тогда же состоялась канонизация императора Николая II и членов его семьи, но в лике страстотерпцев. Поэтому в нашем церковном сознании сонм новомучеников возглавляют святитель Тихон и его преемник – Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр.

http://pravoslavie.ru/110463.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010