Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Останкине. По образцу церкви в 1868-1871 гг. архитектором Н.Л. Бенуа построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Высокое Смоленской области Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги Возведение храма шло поэтапно В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал. С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

http://sobory.ru/article/?object=03622

Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких Источник Из устава братства: О задачах братства § 1. Олонецкое Епархиальное Братство во имя святого Александра Свирского Чудотворца имеет цели – религиозно–нравственную и христиански благотворительную. § 2. Соответственно религиозно–просветительной цели Братства, в круг его деятельности в пределах Олонецкой епархии входит: 1) устройство внебогослужебных бесед назидательных чтений для разных классов населения, духовных концертов и народных читален, как непосредственно самим Братством, так и содействие в этом духовенству и школам путем снабжения их книгами, брошюрами, листками и указаниями; 2) содействие миссионерам при обращении заблудших в лоно Православной Церкви через снабжение их книгами, оказание денежной помощи при устройстве миссионерских курсов и привлечение к миссионерской деятельности ревнителей веры из мирян; 3) содействие развитию церковного пения через устройство церковно–певческих хоров и курсов, рассылку по церквам сборников нотного пения, через денежное поощрение ревностных руководителей и участников в церковном пении; 4) устройство складов и распространение через книгонош книг, брошюр, икон, крестиков и картин религиозно–нравственного содержания и различных церковно–богослужебных принадлежностей для более удобного приобретения их духовенством и населением; 5) забота о поддержании памятников церковной старины. § 3. Соответственно благотворительной цели Братства, в круг его деятельности входит: 1) оказание материальной помощи беднейшему населению в видах борьбы с тяжелыми и нежелательными последствиями бедности путем устройства бесплатных столовых для нищих, приютов и заработных домов для бедных детей; 2) оказание материальной помощи нуждающимся учащим и учащимся в церковных школах.              , § 14. Средства Братства составляются:      1) из членских взносов, пожертвований деньгами и, соответствующим целям Братства, вещами от разных лиц и учреждений, из сборов от публичных чтений и духовных концертов; 3) из прибылей, которые могут получаться от книжной и иконной торговли, и 4) из тарелочного сбора, поступающего из церквей и монастырей епархии в дни Св. Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы. Олонецкий патерик или Сказание о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких (С приложением сказания о жизни Блаженного старца Фаддея Петрозаводского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Ответы схимонаха Феодора Скачать epub pdf Ответы схимонаха Феодора, данные им пред кончиною своею в Александро-Свирском монастыре на вопросы предложенные учениками его 1 Вопрос: Что, когда Господь восхощет и живы будем, а вам, по воли Господни, воспоследует смерть; то полезно ль тогда нам без вас в здешнем монастыре продолжать жительство ежели и поступит благономеренный настоятель? Ответ: Мы, по своему скудоумию, разсмотряем, что без нас вам не полезно на сем месте жить: потому что село многолюдное близко, и много в нем находится из народа склонных к слабостям; к тому же монастырь штатный и настоятели часто переменяются, купно же с ними и обряды и чин монастырский; а вам непременно должно жительствовать во утвержденном общежительстве, где полезнее будет душам вашим; и во свидетельство от книги Св. Иоанна Лествичника от слова 15 толкованиë не лепо убо единою от мира избегшим с женами беседовати, или любити всяко беседы женския и мужеска пола миловидных: но от всех сих отвращатися зельне: мнози бо от неустроенных братий сею хитростию от сопротивнаго погибоша, и оставиша сильным убо страх, немощным же соблазн. Аще ли же за еже оскудни потреб есмы, беседовати с ними понуждаемся; да изволим гладом паче умрети, нежели от жен питатися. Хощем к Богу умерщвлени быти: сущии бо, рече, во плоти Богу угодити не могут. Той Сам тесный и прискорбный путь заповеда, ведущий в Царствие небесное. Хотя же жити в мире сем, погубит себе от жизни истинныя. Иже бо хощет друг быти миру, – враг Божий бывает, и пагубник души своей: понеже всяк покой мерзок есть от Бога, сего ради не питай тела своего, да не супостат ти будет. Елико бо покоиши плоть свою, толико множиши страсти вне страстей, и прочее душа, отягчавши от плотского мудрования и похотения, безплодна будет от благих дел, не вселитбося Дух Святый Божий в человеце плотяне и роскошно живущем, и любяй свое тело Божия благодати не получит. Тем же хотяй со истиною спастися, должен есть отметати мирское попечение и покой телесный, и вся расплевав оттрясти и пещися о спасении души своей, томя и стесняя плоть свою, да своея души не погубит. Потщимся, о братие, вседушне, донележе время имамы, да не каятися имамы во веки безконечныя: и кто тогда представь поможет? Се бо настоящее тебе сладкое, в горек приидет тебе конец; восприял бо еси, рече, благая твоя в животе твоем, и того ради страдати имаши злолютне.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Svirski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Очерк «На «Северный Афон»», записки студента — паломника на Валаам, представляет собой первое опубликованное произведение митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961). Жанровые сцены и бытовые зарисовки в этих записках соседствуют с глубокими размышлениями, явственно звучат апологетические и полемические нотки, литературные портреты людей отличаются яркостью и выразительностью. Очерк написан молодым человеком двадцати четырех лет от роду, студентом-«академиком», «солидным» богословом, свободно цитирующим святоотеческие творения, и одновременно — жизнерадостным юношей, живым и непосредственным, распевающим ирмосы «о воде». На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Предисловие Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки. Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова». Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня/11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Нижеломовский, Казанской Богородицы, основан в половине XVII века; ныне второклассный. [V, 169.] Игумены Иона (строит.) 1649. Исаия определён 6 окт. 1652, и в авг. 1653, в нояб. (sic) 1655. Никон , 1656–77. Иаков , 1678–80. Никон , 1682–84. Сергий , 17 июня 1687. Авраамий , в янв. 1688–91. Павел Сниторцев определён 1691–1719, уволен на покой. Архимандриты Иоасаф Шамаев в 1719 перев. из Донецкого, а в 1725 – обратно. (Упом. 7 окт. 1725). Сергий , бывший игум. Колоцкий, определён 20 дек. 1725; игум. 1725–28; архим. с 31 мар. 1728–85; † (кажется, в дек. 1734). Потом вакансия. Варлаам определён в исх. 1738; с 13 сент. 1748 наместник Чудова монастыря, с управлением и сего монастыря; в 1751 уволен. Феодосий , в 1751–53. (Прислан из Суздаля и обратно туда-же). Варлаам (паки) 1753–55; уволен на покой; † 10 кая 1760. Тихон (из Суздальской епархии) 1755–63, 21 окт. перев. в Козловский Троицкий. Исаакий 21 окт. 1763 перев. из Козловского, а в 1774 – в Сканову пустынь. Тихон (паки) 26 нояб. 1774 перев. из Козловского, а 1779 – в Цареконстантинов. Иоанникий Полонский 7 мая 1779 перев. из Владимира, в 1784 – в Черниговский Троицкий Илиинский, но не поступил, а в янв. 1790 перев. в Нижегородский Печерский. Арсений Домонт в янв. 1790 перев. из Брянского Петровского, а 20 мар. 1794 – в Казанский Спасо-Преображенский. Досифей , с 1794. Израиль 31 окт. 1802 перев. из Александро-Свирского, а 1814 – в Макариев Желтоводский. Аарон Нарцисов 1815 перев. из Пензенского Спасского, а 1821 – в Тольгский. Иннокентий Платонов в 1821 перев. из Московского Златоустова, а 27 мар. 1822 – в Новгородский Антониев. Антоний Добротин перев. из Иркутского Вознесенского, 1822–29. Иоанникий Образцов в июле 1829 перев. из ректоров Пермской семинарии; 3 апр. 1832 хирот. в епископа Вятского. Николай Доброхотов , 1832–36. перев. в Ростовский Богоявленский. Анастасий , 1836–44 Евтихий , 1845–69. 2 Петропавловский, в Саранске, основан в исх. XVII века (1684г.); ныне 3-го класса. [V, 538.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перечитывая записки преподобного Силуана Афонского , всегда останавливаюсь на одном и том же удивительном месте. «Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь», – писал святой. Что здесь удивительного? Оказывается, можно молиться день и ночь и при такой молитве… скучать о Боге. Молитвенное делание днем и ночью, упоминаемое преподобным, именуется у древних отцов «самодвижущейся молитвой». Так называлось непрерывное богообщение, которого достигали немногие избранные святые. И вот преподобный Силуан, годами великого духовного труда стяжав такую молитву, признается, что ему… мало Бога. «Скучает душа моя о Боге», – вздыхает старец. На недостаточность богообщения сетует тот, кому являлся Христос; тот, кто имел множество благодатных даров Святого Духа. Больше всего поражает слово «всегда». Допустим, мы тоже иногда скучаем о Господе. Особенно когда согрешили и потеряли благодать. Или когда долго не посещали храм – и тоже лишились благодати. Но вот мы пришли на службу, исповедались, причастились, согрелись церковной молитвой. Мы снова чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, нам хорошо и радостно, и мы идем домой – «отдохнуть». А преподобный Силуан ежедневно был в храме, причащался часто, молился непрестанно и все же при этом говорил: «Скучает душа моя о Господе всегда». Как это? Ничего не понятно. Мысль останавливается в недоумении, чувствуя великую тайну святости. Всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании: им всегда было мало Бога! Пожалуй, всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании. Например, преподобному Александру Свирскому мало было в юности убежать из дома на Валаам, мало было подвизаться в общежительном монастыре со строжайшим уставом. Недостаточным для него оказалось и отшельничество на уединенном острове, где для памяти смертной он выкопал себе могилу и в редкие часы отдыха ложился в нее. Но и это не удовлетворило преподобного: он нашел небольшую щель в скале, куда прятался для сугубой молитвы. Там его божественный голод находил благодатное насыщение.

http://pravoslavie.ru/98371.html

Разбор часовни в с. Большое Плоское ЖМП 4 апрель 2014 /  5 мая 2014 г. Спасти уходящую Русь В Московском строительном колледже 26 нашли эффективный способ, как заинтересовать учеников родной культурой и православной верой Приобщать молодых людей к Церкви можно разными способами: паломническими поездками, рассказами о подвигах святых и новомучеников или через уроки православной культуры. Однако есть и еще один, не менее действенный метод — восстанавливать своими руками разрушенные памятники православной архитектуры. Ведь заброшенные храмы и часовни — это не только образцы древнего зодчества, но и живые свидетельства искренней веры в Бога и любви к Нему наших предков. Студенты 26-го строительного колледжа участвуют в реставрации памятников архитектуры уже более десяти лет. Эти поездки в рамках летней студенческой практики  — часть проекта «Наследие», который объединяет неравнодушных к отечественной архитектуре преподавателей и учащихся нескольких столичных колледжей. Один из крупных проектов, в котором ученики работали бок о бок с профессиональными реставраторами, — храм Святого Александра Свирского на Хижгоре в национальном Кенозерском парке в Архангельской области. Одну из идей создателей «Наследия» — восстановление Ильинского храма в селе Турилово — удалось осуществить благодаря поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», который, как сказано на сайте, поощряет творчески активных людей к «созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций».   Маяки вечности Один из последних совместных проектов «Наследия» и «Православной инициативы» — Ильинский храм в селе Турилове (Антроповский район Костромской области) на месте разрушенного в 1960-х годах одноименного каменного храма. Идея его строительства принадлежит православному философу и краеведу Василию Моксякову, который уже 15 лет живет вблизи Турилова. За эти годы краеведу удалось много чего добиться: получил благословение правящего архиерея на строительство храма, нашел инициативных людей, которые на расчистку фундамента прислали студентов столичного Колледжа предпринимательства 11. «Турилово знаменательно тем, что это дворянское гнездо рода Рылеевых, многие из которых жили в этих местах и были похоронены на Ильинском погосте. Здесь бывал известный русский богослов профессор Московской духовной академии Александр Голубцов, друг историка Василия Ключевского. Это место связано с нашей историей, нашей культурой», — поясняет Василий Михайлович в интервью журналу.

http://e-vestnik.ru/society/spasti_uhody...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 10. Тихие подвижники Какие иногда сильные искушения посылает Господь монахам, видно из жития скитского насельника инока Макария (Грузинова), ставшего в Александро-Свирском монастыре учеником старца Льва, с которым он впоследствии и перешел в Оптину. По благословению старца он писал иконы и портреты, хотя и не очень искусно. Зная его детское незлобие и тихий нрав, иноки нередко подшучивали над ним, он же переносил это благодушно. С 1836 по 1841 год, до кончины старца, о. Макарий был возле него в монастыре, а после вернулся в Скит. В 1849 году вот что случилось с ним. Зимой решил он пойти в Козельск без благословения. Пошел, – а тут замела вьюга, да сильная, – он потерял дорогу, а скоро остался и без одного валенка, с босой ногой. Наткнувшись на стог сена, залез в него поглубже, провел тут ночь, а ногу обморозил. Козельский доктор предложил ему отнять стопу, но он не согласился. До конца жизни нога его нестерпимо болела, но он терпел, считая это наказанием за самочиние. Братия удивлялись такому его терпению и брали себе от этого духовный пример… Скончался о. Макарий восьмидесяти лет 5 мая 1869 года. Иеромонах Иларий в детстве часто бывал в Оптиной и ходил на исповедь к старцу Льву. Но в Скит поступил уже после его кончины. Сначала он был поваром, потом келейником у старца Макария, который как-то сказал о нем: «Иларий не из таких людей, что, по общепринятому выражению, “схватывают звезды с неба”, а в дело годится». Иларий был помощником монастырского духовника. Келейным его занятием была каллиграфия: он переписал весьма искусно уставным письмом книгу преподобного Исаака Сирина с рукописи (она еще тогда не была издана). Эта книга трудов о. Илария хранилась в библиотеке Скита. Скончался он от простуды на 65м году жизни в 1872 году. Такие же келейные занятия, как у о. Илария, были у схимонаха Сергия, и он, так же уставом, переписал «Лествицу» св. Иоанна Лествичника . Кроме того, он весьма замечательно вырезал из дерева и кости параманные кресты. Скончался в 1884 году.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Книжная полка Дорогие братья и сестры! Рады приветствовать вас на нашей Книжной полке. Я много думал – как сделать так, чтобы книги, которые оказались событием в моей жизни, стали доступны остальным людям. Кроме того, как сделать, чтобы работы, написанные моими друзьями, духовными чадами и выпущенные крайне ограниченным тиражом или так и оставшиеся в рукописи, нашли дорогу к читателю… Так родился замысел этой Книжной полки. Представляю вам авторов. Всемирно известных или вообще никому не известных. Но пишут они о едином на потребу , о самом прекрасном, о чем только и можно писать: о вере, спасении, любви, подвиге, духовной жизни. Все это незаурядные произведения, а нередко и выдающиеся. Книги каждого автора я предваряю вступительной статьей, в которой показываю свое отношение к представленным произведениям. Не сомневаюсь, что и все вы получите немало пользы с этого луга, усыпанного ароматными и медоточивыми цветами. Весна тревоги нашей… или: Хроника затвора Оглавление Предисловие От автора Весна тревоги нашей… Вместо послесловия   Предисловие Дорогие, на наших с вами глазах творится История. Церковная история в том числе. Я говорю о коронавирусной инфекции и всех тех отголосках этого явления, которые прозвучали и еще звучат в нашей жизни. Весной 2020 года то, что происходит, еще никто всерьез не воспринимал. Но… Отблески… В жизни каждого из нас или присутствуют, или на какое-то время появляются сотни, тысячи людей. И лишь некоторые оказываются для нас по-особому значимы. Так значимы, что про них можно сказать: если бы их в моей жизни не было – я был бы другим человеком. Автор книги, которую вы держите в руках, для меня – один… Фактотум, или Отблеск Града небесного   Оглавление Глава 1 Монастырь Александра Свирского, май 1997 г. Фактотум, или зарисовки как информация к размышлению-1. г. Москва. Кремль, январь 1551 г. Глава 2 Александро-Свирский монастырь, июль 1997 г. Фактотум, или зарисовки как информация к размышлению-2. Александро-Свирский монастырь, октябрь 1613 года Глава 3 Александро-Свирский монастырь, март 2000 г. Фактотум, или зарисовки как информация к…

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/knizhnaya...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   10 (23) июля Священномученик Петр Зефиров Священномученик Петр родился в 1879 году в семье священ­ника Павла Ивановича Зефирова, служившего в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Село было имением Мордвиновых, и вауловские храмы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского, были бесприходными и содержались владельцами имения. Па­вел Иванович родился в 1843 году в семье диакона. В 1872 году он окончил Ярославскую духовную семинарию и был определен на священническое место в село Ваулово. В 1881 году, когда Петру было два года, отец Павел овдовел и сам воспитывал троих мало­летних детей. По окончании в 1902 году Ярославской духовной семинарии Петр поступил учителем в церковно-приходскую школу в селе Полтеве Ярославского уезда. В 1903 году Владимир Павлович Мордвинов подарил имение протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который благословил устроить в имении Успенский скит основан­ного им в Санкт-Петербурге Иоанновского монастыря. Среди зе­леной рощи были расположены две белые старинные церкви, белая колокольня и большой барский дом. Местный ямщик, в первый раз везший отца Иоанна Кронштадтского в Ваулово, заметил: «Хо­рошее имение; хорошо будет здесь монахиням, и колокольня эта замечательная, так в ней колокола подобраны, что „Коль славен“ играть можно. И звонарь такой есть, что играет . Священ­ник редкостный. Не священник, а отец родной! Тридцать шесть лет уже здесь служит. Да как служит-то! И певчих здесь нет, а из других приходов народ к нему идет, потому служит с душой... Постник он и праведной жизни человек», – сказал ямщик об отце Павле. Впоследствии отец Иоанн часто бывал в Ваулове. Он писал от­сюда супруге 22 мая 1905 года: «В летнее время здесь дивная красота природы. Но в духовном отношении храмы Божии здесь – первая красота. Они и выстрое­ны в доброе старое время весьма архитектурно . Внутреннее изящество храмов – великолепное; порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса – загляденье, рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай. Монахини все за послушанием; поют стройно и умилительно».

http://fond.ru/kalendar/550/petr/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010