Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году в монастырях Санкт-Петербургской Епархии: в первоклассном Спасо-Преображенском Валаамском, в третьеклассном Троицком Зеленецком, Рождественском Коневском и Успенском Старо-Ладожском женском, в заштатных Введенском Островском и Николаевском Старо-Ладожском, составленное архимандритами Сергиевой ПустыниИгнатием и Зеленецкого монастыря Иннокентием. I. По Валаамскому монастырю Отдел первый. Вообще о древних зданиях Валаамского монастыря. Оставшиеся в нем памятники древности. Валаамский монастырь в начале XVII столетия был совершенно опустошен шведами, которые владели им около ста лет и изгладили самые следы существования обители. По восстановлении монастыря в начале XVIII столетия все здания воздвигнуты в нем деревянные, которые вскоре, а именно в 1754 году, истреблены пожаром. Монастырь снова выстроен из дерева, и это-то строение заменено в конце того же столетия каменным. Оно составляло правильный четыреугольник, в средине которого стояли соборный храм с колокольнею. Единственными памятниками древности остались: Пещера преподобного Александра Свирского . На Святом острове – так называется один из малых островов, раскиданных вокруг главного острова, на котором находится монастырь, – показывают валаамские иноки пещеру, называя ее по местному преданию пещерою преподобного Александра Свирского . Этот угодник Божий, как известно, начал иноческую жизнь свою в Валаамском монастыре. Пещера выдолблена в каменной скале, почти на средине ее высоты, достигающей 20 саженей над уровнем озера. В нее входят чрез отверстие, имеющее в ширину и вышину не более аршина; внутреннее пространство ее менее кубической сажени. Могила на вершине острова, оканчивающегося небольшою площадкою. То же местное предание приписывает устроение этой могилы преподобному Александру Свирскому . Могила выложена внутри камнем; на дне ее лежит булыжник, своими формою и величиною напоминающий череп человеческий. Темные пятна на этом камне, как бы означающие места глаз, носа и рта, умножают упомянутое сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Боровое (Александровское). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Александровское-Боровое – село в 64 в. к северо-западу от епархиального города и в 10 в. к западу от уездного. Село лежит в глухой местности, в дали от ж.-д. путей сообщения, только с севера к нему примыкает большая дорога, соединяющая Болхов с Плохиным (торговое село Калужской губернии). В окрестностях расположены лесные казенные дачи – остаток обширного старинного бора, откуда происходит и само название села «Боровое». Главное занятие приходских крестьян – земледелие, не встречающее препятствий ни в почве (суглинистая), ни в климатических условиях (умеренные дождевые осадки), но затрудняемое малоземельем. В зимнее время значительное число жителей занимаются извозом: перевозят лес и дрова из дач в город. Некоторая часть населения (по преимуществу молодежь) уходит на заработки в Москву или на шахты. В состав прихода кроме села, с 1852 г. входят две соседние деревни – Егино и Асеево (Калуж. губ.), присоединенные к приходу по ходатайству местной помещицы А.А. Желябужской, по мужу Барышниковой. С 1876-1897 гг. в составе прихода значились ещё два приписанных села – Коноплянка и Воиново, выделенные затем в особый приход. Всего населения в приходе по данным 1902 г. числилось 803 души муж. и жен. пола. Причт по штату состоит из двух лиц: священника и псаломщика; на содержание его назначено 525 руб. жалования и 36 дес. земли. Кроме того причт пользуется церковными домами и процентами с капитала в 2143 руб., положенного на вечное время супругой храмосоздателя М.А. Желябужской (погребена в храме в 1856 г.). В селе есть школа грамоты, открытая в 1894 г. Время образования прихода с точностью неизвестно, но несомненно, в половине XVIII в. он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова.

http://sobory.ru/article/?object=32490

В Церкви, которая видит своим призванием удовлетворение потребностей мещанки и обывательницы – в ней нет места яппи с айподом. Яппи с айподом, даже если и найдет для себя подходящий приход и духовника с айподом, даже если по выходным будет напускать на себя простоватый вид, все равно будет испытывать центробежное давление среды, в которой спасение мыслится посредством сухариков из горшочка преподобного Серафима и тапочек, освященных на мощах преподобного Александра Свирского ( " ...Я купила в монастыре специальный тапочек, освященный на мощах Александра Свирского (тапочки уложены рядами прямо вдоль мощей), когда прикладываешься, их хорошо видно. Теперь надеваю на ногу... " ). Я не против сухариков, я двумя руками за, если они кому-то нужны. Пусть будет, как в " Молитве " Окуджавы: " мудрому дай голову, трусливому дай коня " . Проблема в том, что почитатели сухариков не способны оставить место в церковной жизни человеку с айподом. Сухарики и горшочки приняты единственной нормой Православия, все прочее – в той или иной степени допустимости – отклонением. В таких ограничениях – один из стимулов расцерковления. Обидный, повторюсь, стимул. Обидный, наверное, как и любое расцерковление... Церковь, призванная к мультикультурности, точнее, к Духу, объединяющему культуры ( " ...несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос " , Кол. 3, 11), тем не менее, зафиксировав как норму одну субкультуру, отсекает субкультуры иные... Однажды Россия уже прошла по этому болезненному пути. Русское духовенство к 19-му веку фактически окончательно признало нормой бытовую культуру крестьянства, поповства и мещанства, таким образом отсекло дворянству, а затем и интеллигенции пусть причастия Спасителю через Церковь. К началу 20-го века это привело к тому, что из церковных людей лишь единицы оказались способны – а желания, похоже, не имел никто – на то, чтобы вести диалог с интеллигенцией – о чем рассказывает печальная история религиозно-философских обществ и кружков.

http://religare.ru/2_85548_1_21.html

Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь. Спасская Козьеручьевская пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Год утраты:1764 (упразднен) Адрес: Архангельская область, Приморский район, деревня Карандашевская Координаты: 64.328461, 41.455654 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г. Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г.

http://sobory.ru/article/?object=60297

«Когда я был послушником и стоял за свечным ящиком, то поддался однажды искушению и сомнению относительно освященного маслица с миром от мощей преподобного Александра. Думал: «Мы столько лет уже разбавляем маслице, а новое миро не добавляем». Ну, и тому подобное… И вот как бы в ответ на моё недоумение и смятенное состояние души, подходит к прилавку, за которым я стоял, очень старенькая бабушка, как она сказала, ей было 83 года. И просит дать ей много бутылочек с маслом, как больших глиняных, так и маленьких простых, за бабушкой выстроилась целая группа паломников в очередь, так как обслуживал я медленно, учился. Я, находясь под воздействием маловерия, насчёт маслица спрашиваю бабушку: «Зачем вам так много надо, возьмите пару бутылочек и хватит». А она мне отвечает: «Я, сынок, живу уже 83 года, последние 20 лет была полностью слепа на один глаз из-за катаракты, год или 2 назад (не помню точно её слова) я узнала о преп. Александре Свирском и о чудесах от его мощей, мне подарили его иконочку, житие и маслице. С верой и мольбой я обратилась к преподобному и помазала глаза маслицем и прозрела, да так что читаю теперь без очков. А маслице я теперь и в пищу добавляю и вот родственникам своим беру». Вся группа, стоявшая за бабушкой подивились её рассказу, прославили Бога действующего во святых своих и преп. Александра. А я остался с двумя чувствами: со стыдом в сердце перед Богом за своё маловерие и конечно с радостью, что сомнения мои были напрасными. А вот ещё одно чудо и тоже про маслице. Как-то звонит мне моя мама и просит выслать ей по почте или передать с паломниками из Украины , маслице от мощей преп. Александра Свирского и акафист ему. И рассказала, что у одной девушки из их прихода были какие-то проблемы с вынашиванием ребенка, и она чуть его не потеряла. Она очень плакала, переживала и молилась Богу о сохранении плода. И вот однажды в послеобеденное время когда она прилегла отдохнуть, в тонком сне явился ей преп. Александр и сказал: «Я преподобный Александр Свирский, читай мне акафист и мажься моим маслицем, и всё у тебя будет хорошо, родишь сына, назови его в честь меня». Так всё и случилось, я передал маслице и акафист, а когда родился здоровенький мальчик, то счастливая мама назвала его Александром.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/13/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Афанасий Сяндемский. Литография П.Ф. Бореля. XIX в. Афанасий Сяндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского , присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра ( 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии ( Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь , где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР И ГЕННАДИЙ Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются. Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Тула. Успенский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Спаса Преображения Карта и ближайшие объекты Местом, где находился Успенский женский монастырь, была городская площадь, точнее — площадь в «деревянном городе». Тула имела три города, т. е. укрепления, именно: каменный, иначе — кремль, построенный от 1514 до 1521 года, затем, около него — деревянный и еще далее — земляной, или завитай. Городская площадь находилась между стенами — южной кремля и северной «деревянного» города. Площадь прилегала к южной стене кремля, против которой и был построен Успенский монастырь. Первый и древнейший храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пр. Богородицы, по имени которого и монастырь стал называться Успенским. Этот храм был каменный. Но во второй половине XVIII столетия Успенская церковь была уже очень ветхой, а потому была разобрана, и в 1791-1792 году построена новая «от Государственной казны» попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. Церковь имела два придела: Пр. Богородицы Неопалимой Купины и Пр. Александра Свирского Чудотворца. Антиминс в Успенской церкви священнодействован Афанасием епископом Коломенским и Тульским в 1793 году, августа 23 дня, а в приделах Неопалимой Купины и св. Александра Свирского — архимандритом Богоявленского Голутвина монастыря Иоанном, в 1792 г. октября 10 дня. В XIX столетии эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 году перестроена, точнее — распространена, попечением игуменьи Клавдии. Наконец, в 1902 году Успенская церковь разобрана до основания и на ее месте воздвигнут весь новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Вторым был храм св. Николая Чудотворца и назывался «Никола на площади». Сей храм известен издревле, он стоял рядом с северной стеной монастырской ограды, но вне ее. Позднее, за обветшанием Николаевского храма, на его месте в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого столетия устроен двухэтажный обширный храм Преображения Господня с шестью престолами, по проекту архитектора В.Ф. Федосеева.

http://sobory.ru/article/?object=00827

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город). Карта и ближайшие объекты Единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь Ярославского кремля, сооружена в 1695 году напротив церкви Спаса на Городу. Как и многие другие храмы позднего периода ярославского зодчества, это пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней. Декоративное оформление - скромное, почти аскетическое. Все объемы храма трактованы в виде элементарных геометрических фигур, что придает постройке особую пропорциональность. По преданию, деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленном городе еще князем Ярославом Мудрым. Возможно это была надвратная церковь во въездных воротах в кремль. В 1695 году на средства посадских людей, владельцев располагавшихся здесь верфей, была построена каменная бесстолпная трапезного типа церковь с одной апсидой. Композиция храма построена на соотношении крупного четверика и противопоставленных ему крыльца и колокольни. На четверике расположено изящное пятиглавие на тонких сплошных барабанах. Высокая и стройная шатровая колокольня расположена над притвором с арочным крыльцом. Декор храма скуп: лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольты арок колокольни. В трапезе размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Храм был расписан. В конце 18 – начале 19 века деревянные покрытия были заменены на железные, а главы вместо черепицы тоже покрыли железом. В июле 1918 г. здание сильно пострадало от артобстрелов. Закрыли его в конце 1920 г. С 1980 г. здесь разместился отдел реставрации Ярославского художественного музея. Литература: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007 Церковь Святителя чудотворца Николая, что в Рубленном городе, основание ее относится к 1695 году. Престолов здесь два: Святителя и чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Прихожан при ней 76 душ муж. и 107 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=00211

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010