За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

архим. Агапит Глава IV. Прибытие в Площанскую пустынь духовного старца о. Леонида. Сближение с ним о. Макария. Деятельность сего последнего в Площанской пустыни и его переход в Оптинский скит Мы видели, что о. Макарий по своей ревности к иноческой жизни еще в начале сего спасительного пути достаточно познакомился с писаниями св. отцов-подвижников и вполне воспользовался назидательным примером благочестивой жизни своего покойного старца, схимонаха Афанасия. Но справедливость требует заметить, что старец Афанасий, «прост сый», не мог удовлетворить вполне любомудрого своего ученика разрешением вопросов, невольно возникавших в его проницательном уме, обогащенном знанием отеческих писаний. Важная обязанность духовника породила еще более вопросов, которые требовали советов опытного старца. Скорбя о своем духовном сиротстве, о. Макарий после кончины схимонаха Афанасия усилил свои молитвы к «Богу разумов», чтобы Он благоволил послать ему наставника с даром духовного рассуждения, который управлял бы корабль души его для дальнейшего безбедного плавания. И вот 6 октября 1828 года прибыл в Площанскую пустынь уже давно известный старец высокой духовной жизни иеромонах Александро-Свирского монастыря Леонид (в схиме Лев). По выходе из своей обители с намерением поместиться в Оптиной Пустыни Калужской епархии он предварительно отправился для богомолья в Киевскую лавру; но на возвратном пути, сначала, может быть, даже мимоездом, прибыл в Площанскую обитель. Прибытие сего великого старца, без сомнения можно сказать, было ответом на усердную молитву иеромонаха Макария. Так точно воззрел на это и сам о. Макарий. Считая прибытие этого человека в столь важное для него время за утешение, посланное ему Промыслом Божиим в его скорби, он поспешил воспользоваться сим утешением, сколько было для него возможно, и немедленно вошел в тесное сближение с этим опытным в духовной жизни наставником и окрепшим в борьбе с многоразличными искушениями вождем иноков, который по тому самому мог и искушаемым помогать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Бутылицы. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Ред. 2010г.    Село Бутылицы, при реке Унже, находится в 22-х верстах от уездного города и в 100 верст. от губернского.    До 1764 года при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием Николо-Бутылицкой пустыни и село Бутылицы образовалось из подмонастырской слободки. Основан был монастырь в XVI веке при церкви Николая Чудотворца; в старинных актах упоминается в первый раз в 1574 году. Из настоятелей его известны: игумен Авраамий 1629 г., иг. Варсонофий 1659 г., иг. Порфирий 1664 г. и иг. Иаков 1672.    В писцовых книгах 1629—30 гг. находим следующее описание Бутылицкой пустыни: „в пустыни церковь Николая Чудотворца и другая церковь Сретение иконы Богородицы Владимирская с приделами препод. Александра Свирского и Макария Желтоводского — строение Никиты Языкова, а в церкви образы и свечи и книги — строение мирское вкладчиков; на монастыре келья игуменская, в монастыре живут 6 старцев, за монастырем два попа, дьякон, дьячек, двор игуменский животинный, 9 дворов бобыльских, пашни монастырской 100 четв. в поле, перелогу 60 четв., лесу 90 четв., сена 200 копен, лесу непашенного на версту в длину и в ширину. По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича 1623 года с монастырских крестьян никаких податей не берут. Боярии князь Сицкий дал монастырю в 1622 году пустошь Семенково " .    В переписных книгах 1646 года показаны в Бутылицком монастыре теже церкви, что и в 1629 — 30 гг., только относительно церкви Николая Чудотворца прибавлено, что она построена Государем Царем Иваном Васильевичем Грозным. Эта монастырская церковь в тоже время была и приходскою; для прихода был особый белый священник. Приход, по окладным книгам 1676 года, состоял из подмонастырской слободки, в которой было 24 двора крестьянских (в настоящее время в селе Бутылицах 218 дворов), и деревень: Вичкина, в ней 15 дв. крестьянских (ныне здесь 90 дворов), Кошкина — 8 дв. крестьянышх (ныне здесь 17 двор.), Кузьмина, в ней был двор помещиков, где жил приказчик и 11 дв. крестьянских (ныне здесь 119 дворов) и Максимова, в ней был двор помещиков и 15 дв. крестьянских (ныне здесь 190 дворов). В пользу приходского причта имелось пахатной земли по 6 четв. в поле и сенных покосов на 30 копен.

http://sobory.ru/article/?object=02045

Ваулово. Успенский Вауловский скит. Вауловский скит - Архиерейское подворье Храмы скита: Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКИЙ СКИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИОАННОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1903 – 2003 Из письма святого праведного Иоанна Кронштадтского к игумении Леушинского монастыря Таисии: " Ваулово и его первые владельцы Старинное село Ваулово Романова-Борисоглебского уезда Ярославской губернии с начала ХУ1 века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Первый из известных нам представителей этой фамилии, Александр, приехал из Польши к великому князю Московскому Василию Ш и был пожалован имениями в Муромском уезде. Его внук Венедикт по прозванию Голова в жалованных грамотах под 1573 годом именуется «Голова Афанасьев сын Алябьев», а его дети «писаны в детях боярских» по тому же городу Мурому. В дальнейшем род числился уже по Ярославской губернии. Алябьевы не случайно избрали Ваулово местом устроения своей усадьбы: село располагалось недалеко от Волги, в одиннадцати верстах от древнего города (или посада) Романова, названного так в конце ХШ века по имени его основателя святого благоверного князя Романа Угличского (название Романов-Борисоглебск город получил лишь в 1822 году). Изначально Романов строился как небольшая крепость, а позднее превратился в тихий живописный волжский городок с великолепными храмами, над созданием и украшением которых работали лучшие мастера ярославской художественной школы. Его отвесно спадающие к Волге берега летом покрывались ковром густой травы, сохранявшей свой ярко-зеленый цвет благодаря множеству подземных ключей. Село Ваулово тоже расположено в живописной местности. Раскинувшееся в низине, оно окружено холмами и тенистыми рощами. Истинным украшением его является небольшая речка Вздержиножка (или Сдержиножка, как по-своему называл ее отец Иоанн Кронштадтский) с заросшими кустами берегами и переброшенным через нее мостиком. Один из первых владельцев Ваулова, князь Василий Яковлевич Алябьев, построил в селе деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1729 году она сгорела, и спустя двадцать лет на ее месте племянник князя полковник Афанасий Иванович Алябьев построил новую – каменную, двуглавую, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца. Освятили ее в 1751 году. Спустя несколько лет, в 1767 году, в Ваулове появилась теплая зимняя одноглавая церковь во имя преподобного Александра Свирского. Устроителем ее был племянник Афанасия Ивановича поручик Василий Алексеевич Алябьев. Вблизи этой церкви Алябьевых и хоронили (могилы их не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=18409

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Карта и ближайшие объекты Собор Божьей Матери Одигитрии построен в 1638 г.. Похожих трёхшатровых храмов в России осталось всего два - Одигитрии в Вязьме и Дивная церковь в Угличе. Большинство подобных церквей было разрушено при патриархе Никоне, который таким образом боролся с неправильным пониманием народом сущности Святой Троицы. Реставрация должна была закончиться в 2004 г., но на апрель 2006 г. храм закрыт, и пока неясно, будет ли он освящен в нынешнем году. При игумене Гурии в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской с двумя приделами - южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов при архимандрите Вениамине в 1832-1837 годах он был восстановлен и освящен. В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма известным архитектором-реставратором П.Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ, проведенных в 1960-1980 годы. Первое богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года.  Набор открыток " Вязьма Православная " К перечисленным можно еще добавить трехшатровую церковь в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском и трехшатровую звонницу в Старой Слободе, на территории Александро-Свирского монастыря. Итого шесть сохранившихся трехшатровых конструкций. Церковь Одигитрии, Вязьма Один из лучших памятников русской архитектуры 17 в., облик которого определен тенденциями столичного зодчества 2-й четв. столетия. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы. Над асимметричным нижним объемом с пятью полукруглыми апсидами, выдвинутыми на одну прямую, поднимается верхний ярус четверика, вытянутый с севера на юг. Над тремя рядами некрупных килевидных кокошников почти вплотную поставлены в линию три стройных шатра, обильно декорированные мелкими кокошниками и другими элементами кирпичного узорочья, характерного для зодчества московского региона 2-й трети 17 в.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Глава 5. Келейная жизнь старца о. Леонида и общий взгляд на его старчествование, или учительство, с благими последствиями Изложив по возможности отличительные свойства и высокие дарования духовные старца иеромонаха Леонида, вернее же сказать – некую часть их, коснемся далее его келейной жизни и затем бросим общий взгляд на его старчествование в Оптиной Пустыни, или учительство, с его благими последствиями. Жизнь старца о. Леонида текла правильно и безукоризненно, и если отличалась от обычной монастырской жизни, то разве чрезмерными трудами в служении ближним. Вот его келейная жизнь. В два часа по полуночи начиналось у Старца с учениками утреннее правило. Читались утренние молитвы, затем и вся полунощница, двенадцать избранных псалмов, канон дневному святому, с поучением из Пролога, и первый час. – Дневной канон неизменно читал келейник Старца о. Макарий (Грузинов). Третий и шестой часы с изобразительными читались отдельно во время ранней обедни. Вечернее правило, состоявшее из девятого часа и двенадцати избранных псалмов с тремя канонами – Спасителю, Божией Матери и св. Ангелу-хранителю, и одним по дню акафистом, – отправлялось в те же часы, что и в монастыре вечерня. Старец выслушивал это правило у себя в келлии. Наконец после вечерней скитской трапезы прочитывались – повечерие, вечерние молитвы, две главы из Апостола и одна глава из Евангелия. – На отпустах своих келейных молитвословий Старец всегда поминал и имя преп. Александра Свирского , в обители которого прожил около 12-ти лет и к которому имел великое благоговение. В келлии Старца имелась и большая икона сего угодника Божия, написанная на холсте в рост, пред которой и совершались келейные правила. Подобная сей была в келлии Старца и другая икона св. Ангела-хранителя; а между этими иконами стояла Владимирская икона Божией Матери – благословение схимонаха Феодора. На последнее вечернее правило, пред отхождением ко сну, а кстати и для откровения помыслов, собирались скитские братия в келлию к Старцу. Пришедшие с летних работ, подкрепивши себя незатейливой вечерней трапезой, сидели на полу и отдыхали в чаянии пищи духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Глава V Спустя год представилась необходимость о. Леониду со всеми учениками переселится из Свирского монастыря, по причине многолюдства этой обители, в другое место; он направился в Площанскую пустынь 54 Орловской епархии. Димитрий Александрович в числе прочих учеников следовал за старцем. На пути он заехал в Петербург, где остановился у друга своего Чихачева. Свидание и откровенная беседа с ним благотворно повлияли на болезненного телом и скорбного духом Димитрия Александровича: ему поверил он думы свои, печали свои и встретил в нем полное и отрадное для себя сочувствие. По новизне предмета Чихачев не знал, чем утешить, ободрить товарища своего, и жалобам его на неудов летворительность старца противопоставлял глубокую преданность свою и любовь; он верил ему, понимал его скорбь, видел в нем живое участие к себе и платил ему взаимностью. Друзья о Господе горели желанием соединиться и вместе неразлучно шествовать путем подвижничества. Проводив товарища в путь, Чихачев вторично подал прошение об увольнении от службы, которое в этот раз и получил в Бобруйской крепости, куда был командирован. Нимало не медля, взял он почтовых лошадей и поспешил в Площанскую пустынь, куда прибыл 11 января 1829 года. Он застал Димитрия Александровича еще более изнемогшим телом от болезни, духом от разных скорбных недоумений и неустройств, которые все более умножались в его духовных отношениях со старцем о. Леонидом. В Площанской пустыни общество учеников старца, ходивших к нему для откровения помыслов своих, увеличилось. Собрания их в келье старца, при многолюдстве, не обходились без некоторой молвы и рассеянности. Лишние иногда разговоры невольно приводили к празднословию и осуждению и тягостно отзывались в душе Димитрия Александровича, особенно стремившегося и прилежавшего к уединенному безмолвию, внутреннему и внешнему. О. Леонид, замечая, что он скорбит и томится душой, приписывал неудовольствие его то болезненному его состоянию, то внутреннему превозношению против других, чего он был совершенно чужд, ибо видел и ощущал свою только немощь и опасался лишь своего крушения, что, однако, ускользнуло от проницательного старца и образовало ошибочность взгляда его на душевное состояние ученика. Обрадовавшись прибытию к себе товарища, он несколько ободрился. Первое время было проведено друзьями в радости свидания, в благодарении Бога за избавление их от сетей мира, в ознакомлении Чихачева с порядком и уставами новой его жизни. Он тоже поступил в число учеников о. Леонида и стал ходить к нему на откровение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Доклад митрополита Варсонофия на праздновании 280-летия епархии июля 2022 " Санкт-Петербургская епархия - история и современность " ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте, посвященном 280-летию Санкт-Петербургской епархии (1 июля, Синий зал епархиального управления, 11:00) Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня праздник всей митрополии, всего нашего многочисленного духовенства, всей нашей паствы во главе с преосвященными владыками. 280-лет - это повод отдать дань памяти многим архипастырям и пастырям, церковным служителям - всем, кто потрудился в этом святом граде и его окрестностях на благо Христовой Церкви. За минувшее время епархию возглавлял 31 архиерей, каждый из них внес посильный вклад в христианское благовестие на невской земле. За каждым стоит целая эпоха, подвиг святости, исповедничества и даже мученичества. Восемь лет назад я принял эстафету от моих приснопамятных предшественников. Церковная жизнь на невских берегах, конечно, существовала задолго до образования самостоятельной епархии. Эти места освящены удивительными подвигами преподобных Александра Свирского и Арсения Коневского, Мартирия Зеленецкого и Антония Дымского. Мы не знаем истинных мотивов императора Петра Великого, почему он не создает после основания новой столицы, церковно-канонического центра во главе с архиереем. Можно предположить, что опасался он возвышения столичного иерарха до уровня фактически патриарха, который мог бы создать серьёзные проблемы в осуществлении избранного государем западного курса развития России. Тем более реформы только внедрялись и у них было много противников. Наверняка и Северная война, полностью поглотившая внимание Петра, не давала ему возможности сосредоточиться на этом вопросе. Отсутствие правящего архиерея как наставника духовенства и мирян, особенно в политическом центре страны, не могло благоприятно сказываться на церковной жизни. Чтобы сиротство не было полным, в новую столицу в порядке череды на год вызывался иногородний архиерей для совершения праздничных богослужений, рукоположений клириков, проповеди.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение преподобного Серафима 14.01.2020 730 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность Святой Серафим Саровский — великий угодник Божий, особенно любимый русскими православными людьми. Хотя его почитание в народе началось сразу после блаженной кончины — 14 января 1833 года, прославление в лике святых состоялось только в 1903 году по инициативе императора Николая II. Мощи преподобного Серафима были открыты для всенародного почитания 19 июля (по старому стилю), в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Прославление святого произошло накануне страшных потрясений, которые обрушились на нашу страну. Можно сказать, что святой Серафим пережил все ужасы гонений на веру вместе с нашим народом. 15 января, в день памяти преподобного Серафима, мы празднуем и Второе обретение его мощей. Как они были обретены и почему — во второй раз? Об этом — в нашем сегодняшнем материале. Антицерковная кампания Как только большевики пришли к власти, они начали борьбу с религией на всех уровнях. Центральное место в антирелигиозной пропаганде занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые советская власть рассматривала как «орудие для затемнения сознания трудящихся». Чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить их от Бога, идеологи атеизма стали говорить, будто бы непременным условием святости в Православии является нетленность останков святого. Они хотели показать, что многие мощи тленны — и тем самым уверить народ в «поповском обмане». Но на самом деле никаких канонических правил, касающихся нетленности, в Церкви нет. Христиане издревле почитали останки убиенных мучеников, вне зависимости от их физического состояния, и совершали Литургию на их гробах. Надругательство над православными святынями происходило повсеместно и принимало самые гнусные формы. Раки вскрывали, с мощей срывали облачения. Чтобы придать этим кощунственным актам видимость законности, комиссии составляли протоколы об освидетельствовании, а затем увозили останки в неизвестном направлении. Богоборцы не смущались даже в случаях, когда сталкивались с фактом нетленности: так, когда безбожники обнаружили нетленные мощи преподобного Александра Свирского, они, недолго думая, объявили их «восковой куклой». Гонимый после смерти

http://ruskline.ru/opp/2020/01/14/vozvra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Коняев внес существенный вклад в дело христианского просвещения Некролог Секретариата правления Союза писателей России 17.09.2018 1083 Время на чтение 3 минуты Вчера, 16 сентября, на 70-м году жизни скончался известный русский писатель, секретарь Правления Союза писателей России, член приемной комиссии СП России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Русское воскресение», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург», почетный гражданин Подпорожского района Ленинг радской области и Ретровского округа Санкт-Петербурга Николай Михайлович Коняев . Он родился в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, закончил Литературный институт имени А.М. Горького, работал редактором на киностудии «Беларусьфильм», в издательстве «Советский писатель», в 1986-1988 годах заведовал отделом прозы в журнале «Нева». Свой первый рассказ Николай Коняев опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 году. С тех пор его произведения и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки. Особо хотелось бы отметить жертвенное служение Николая Коняева Русской Православной Церкви, чьим верным чадом он был до самого конца. Почивший внес существенный вклад в дело христианского просвещения. Его книги и труды стали для многих соотечественников опорой в деле обретения веры. Достаточно вспомнить созданный им пантеон подвижников Валаамской обители, честное описание эпохи времен преподобного Иринарха Затворника, непревзойденное жизнеописание преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской… В течение 25 лет Николай Михайлович активно участвовал в создании и работе Всемирного Русского Народного Собора, Всероссийских Иринарховских чтений, Православного общества писателей Санкт-Петербурга, пользовался заслуженным авторитетом в среде православной интеллигенции, а его труды заслуженно отмечены наградами Русской Православной Церкви, Патриаршей литературной премией имени святых Кирилла и Мефодия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/17/ni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010