IV. Постановления I миссионерского съезда (24–27 августа 1898 г.) 1. Положение окружных миссионеров и их помощников Помощник миссионера есть такой же самостоятельный деятель миссии, как и окружный миссионер, с тем только различием, что он, как помощник, действует в меньшей, точно определенной, части известного округа. Он самостоятельно действует в своем районе и о своей деятельности представляет отчеты к своему окружному миссионеру, который в подлиннике отсылает их вместе со своим к Епархиальному Начальству. 17 Окружной миссионер и его помощник, по взаимному соглашению, могут въезжать друг к другу в районы для совещаний и общих и частных бесед с раскольниками. Все окружные миссионеры равны между собою. В отсутствие миссионера по делам миссии все приходские требы исполняет в его приходе или на его половине другой священник прихода, а где его нет, там входящий по назначению местного о. Благочинного. Окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников или диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии независимы от него. 2. Отношение о.о. миссионеров и помощников их к Епархиальному Начальству, к Совету Александро-Свирского Братства и его уездным отделениям, к Епархиальному Училищному Совету и его уездным отделениям 1. К Его Преосвященству обращаться по делам административно-миссионерского характера, как то: а) представлять годичный отчет к 1 февраля, б) доносить о случаях совращения в раскол из православия, в) о публичных доказательствах раскола, г) о случаях обращения в православие безусловно и на условиях единоверия с подписками обратившихся и д) о необходимости устроения и расширения храмов в местах, особенно зараженных расколом. Примеч. 1. Полугодичные отчеты представляются Его Преосвященству чрез Епархиального миссионера. Примеч. 2. Как годичные, так и полугодичные отчеты на хранение сдаются в архив Консистории. 18 2. К Главному Совету Александро-Свирского Братства и к его уездным отделениям обращаться по делам благотворительно-просветительного характера, как-то: а) с просьбами о снабжении о.о. миссионеров книгами, брошюрами и листками противораскольнического содержания для распространения их среди православных и раскольников, б) об оказании временной материальной помощи бедным из раскольников, обращающихся в православие, в) о поощрении ревнителей православия, оказавших какую-либо помощь миссии и г) об устроении библиотек-читален из книг религиозно-нравственного содержания (преимущественно противораскольнического характера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Труженик (Теребени). Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Александра Свирского. Карта и ближайшие объекты ... в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине XVIII в. подземная церковь. В 1757 г. построена подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. Храм преподобного Александра Свирского расположен под землёй. Всё, что мы видим над землёй, это всего лишь вход в храм. http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html «Над святыми вратами церковь каменная во имя преподобнаго Александра Свирскаго» К 320-летию освящения храма преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенском монастыре. В последние годы в общероссийской и областной прессе распространилась информация о «подземном храме» в Николо-Теребенском монастыре, что расположился в Максатихинском районе близ реки Молога. Храм этот именуют в честь Александра Свирского и почитают как часть неких «подземных» сооружений монастыря. На этот счёт распространено много различных легенд, по которым можно писать целые фантастические романы. Вместе с тем об истории этого храма почти ничего не известно. В данной статье мы постараемся разобраться в документах, проливающих свет на историю храма, и попробуем восстановить его облик на основании архивных исследований. Многие из нижеприведённых документов будут опубликованы впервые. Храм преподобного Александра Свирского является одним из древнейших храмов обители. Его упоминает документ XVIII в. В перечне храмов обители: «Святых церквей пять: 1-я во имя святителя Николая, 2-я Благовещения Пресвятыя Бгородицы, 3-я Сретения Господня, 4-я Александра Свирскаго, 5-я Иакова Боровицкого, каменного строения в благолепии и твердости, строены 1687 года» и называет датой построения всех церквей обители – 1687 г. Хотя стоит предположить, что в один год все храмы монастыря построены быть не могли. Возможно, заложили их в один год, получив какой-либо весомый вклад, а вот освящали их в разное время.

http://sobory.ru/article/?object=22023

Придел преподобного Александра Свирского снова действует В приделе преподобного Александра Свирского Примечательно, что это долгожданное событие пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого в народе русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). Солнечным утром 25 сентября на торжественное открытие реконструированного юго-восточного придела Покровского собора, где изначально была заложена церковь преподобного Александра Свирского, и на молебен собрались ученые, историки, богословы, представители СМИ. А спустя пару часов в Государственном Историческом музее состоялся «круглый стол», посвященный памяти преподобного Александра Свирского, с участием церковных и светских ученых. Здесь же были представлены экспозиция икон святого Александра XVII–XIX веков и уникальная иллюстрированная 80 миниатюрами рукопись жития преподобного XVIII века из коллекции ГИМ. …Сияет, переливается всеми красками, словно грани драгоценного пасхального яйца Фаберже, обновленный храм Василия Блаженного. Высокое крыльцо со стороны Москва-реки ведет к юго-восточному приделу, освящение которого в честь преподобного Александра Свирского состоялось в 1561 году. И связано это было вот с чем. 30 августа 1552 года под Казанью была одержана важная в стратегическом отношении победа русских войск над ханом Епанчею. На этот день по православному церковному календарю приходилось два праздника – преподобного Александра Свирского и трех Константинопольских патриархов. Так что посвящение двух отдельных приделов каждому из праздников подчеркивало исключительное значение нашей победы. Главный же, восточный, алтарь собора посвящен Святой Троице. По отношению к нему юго-восточный придел является ближайшим правым – этот факт, по мнению историков, свидетельствует о том, что царю Иоанну Грозному, митрополиту Московскому Макарию и народу было известно о явлении Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/4481.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря Иродион (1-я пол. XVI в.) – игумен Александро-Свирского Спасско-Троицкого монастыря, автор Жития основателя монастыря Александра Свирского : «Месяца августа в 30 день. Житие и подвизи и еже отчасти чюдес исповедание преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирскаго , новаго чюдотворца, иже бысть во области Великаго Новаграда. Списано Иродионом, игуменом тоя же честныя обители, учеником святаго». В своем произведении И., во вступлении к Житию и в особой завершающей главе – «О списавшем житие святаго», указывает на время написания Жития (1545 г.), сообщает, что Житие было написано им «повелением господина преосвященнаго Макария, митрополита всея России, и по благословению господина преосвященнаго Феодосия, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова». И. был принят в монастырь и пострижен самим Александром Свирским, им он был перед смертью назван одним из кандидатов на игуменство, каковым и стал в 1533 г. после смерти Александра (до какого года И. был игуменом, неизвестно). Таким образом, И. был близким к Александру Свирскому человеком, свидетелем последних лет его жизни. Говоря об источниках своего труда, И. указывает на рассказы лиц, знавших Александра Свирского раньше его: «се бо елико о сем блаженнем и велицем отце нашем Александре испытовая слышах от первых мене отец, бывших с ним в то время, таже и вписах, еже слышах от них». Упоминает он и рассказы самого Александра Свирского: «не от слышания бо токмо сия прием, но и от честных и светолепных уст блаженнаго». Труд свой И. написал всего через 12 лет после смерти Александра Свирского. Все перечисленные обстоятельства, казалось бы, должны свидетельствовать о том, что написанное И. Житие должно отличаться особой документальностью, что это Житие с точки зрения исторического источника должно занимать особое место в древнерусской житийной литературе. Как отметил В. О. Ключевский , источники И. «внушают доверие к его обширному и обильному любопытными подробностями труду».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Тайнозритель Святой Троицы " . К 470-летию блаженной кончины преп. Александра Свирского (комментарий в цифрах и фактах) Рака с мощами прп. Александра Свирского История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского (ЖМП, 5, 2000г.) В нынешнем году с празднованием Пасхи, Светлого Христова Воскресения совпадает память преподобного Александра Свирского - день первого обретения его мощей в 1641 году. Два года тому назад, 30 июля 1998 года, мощи святого Александра Свирского были обретены повторно - после 80-летнего пленения и вывоза из древней обители представителями богоборческой власти. Дата этого важного для нашей Церкви события пока не обозначена в православном календаре. И это не случайность. Не без препятствий обретались мощи святого Божия избранника, которому Господь Сам явился в виде трех Светоносных Ангелов. В ходе поисков честных мощей тайновидца Святой Троицы по архивным документам была восстановлена история изъятия святыни из монастыря в 1918 году. Мощи преподобного Александра были первыми из пострадавших от новоявленных богоборцев. Официально кампания по ликвидации мощей началась только через три месяца после того, как в Александро-Свирский монастырь в первый раз вошел отряд под командованием латышского стрелка Августа Вагнера. В задачу отряда входило реквизировать монастырские ценности и изъять главную святыню - нетленные мощи преподобного. Однако тогда только был произведен осмотр мощей - их вынимали из раки, но не увезли. Согласно архивным документам, изъятие мощей преподобного произошло спустя два месяца - 20 декабря 1918 года (СПбОИИРАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 64). На протяжении всего 1918 года шесть раз подходили большевики к монастырю и только на шестой раз " арестовали " мощи и увезли их под конвоем ЧК " в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли " (Архив музея революции. СПб. Ф. 2. Оп. 4. Д. 152).

http://sedmitza.ru/text/397689.html

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/put/29341.htm

А.Е. Соболева О популярности Жития Александра Свирского (далее – ЖАС), созданного в 1545 г. для Великих Миней Четиих митрополита Макария, красноречиво свидетельствует дошедшее до нас большое число списков. Вариант Жития, помещенный в августовский том ВМЧ (ГИМ. Син. 997), стал основой для последующих переделок и переработок текста. В статье речь пойдет о Краткой редакции ЖАС, обнаруженной в составе одного Сборника сказаний: РНБ. F. I. 729, 1687 г. На сегодняшний день это единственный известный нам список данной редакции. Впервые в научной литературе ЖАС упоминает В.О. Ключевский в работе «Жития святых как исторический источник» 1 , в дальнейшем Житие привлекало внимание в основном литературоведов 2 . Проблемам истории текста ЖАС посвящено лишь несколько работ 3 , краткий вариант ЖАС в них не упоминается. Текст рассматриваемой редакции представляет собой краткое изложение биографической части Жития и чудес преподобного Александра Свирского . Далее в этом же Сборнике сказаний помещен полный текст ЖАС, не имеющий существенных разночтений с текстом, написанным для ВМЧ, содержащий пять прижизненных и одиннадцать посмертных чудес преподобного Александра Свирского . Текст Краткой редакции имеет заголовок: В тои же день слово о чюдесех преподобнаго ца нашего александра свирскаго новгородскаго чюдотворца (F.I. 729.Л. 398), написанный полууставом другого почерка более темными чернилами (в отличие от основного текста). Возможно, название дано не автором редакции, а составителем Сборника сказаний для различения двух вариантов Жития. В Краткой редакции ЖАС пересказывается биографическая часть Жития и чудеса преподобного Александра, при этом опускаются многие значимые подробности, внесены некоторые изменения в композицию текста, связанные с восстановлением событий жизни Александра Свирского в хронологическом порядке. Перечислим основные эпизоды Краткой редакции Жития: рассказ о рождении, молитва родителей о рождении сына, крещение с именем Амос, учение, воздержание, сетование матери, желание родителей « совокпити аконном брак» (F.I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Сортировать по Исключить новости После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом и преподнесена Патриарху 18 апреля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар Александро-Свирскому монастырю в Ленинградской области старинную икону преподобного Александра Свирского. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил литургию в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области. Торжественные мероприятия приурочены к 375-летию со времени обретения честных мощей преподобного Александра Свирского, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители старинную икону преподобного Александра Свирского, написанную по заказу святителя Макария, митрополита Московского, в XVI веке, вскоре после кончины святого. После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом Вадимом Николаевичем Жимировым и преподнесена Патриарху. «Это почти прижизненный образ святого Александра Свирского, святитель Макарий лично знал Александра Свирского. Здесь запечатлен реальный облик преподобного Александра», — сказал Патриарх Кирилл. Преподобный Александр Свирский (1448 — 1533) — игумен, один из широко почитаемых Русской Православной Церковью. 17 лет жил в уединении сначала на Святом острове Валаамского архипелага, а затем на берегу Рощинского озера в Олонецком лесу, где со временем образовалась обитель, ныне известная, как Александро-Свирский монастырь. Святой прославился чудесами и праведным образом жизни, воспитал в монастыре немало учеников и привел к вере множество мирян. Согласно житию, преподобный Александр Свирский — единственный из русских святых, кто был удостоен явления Святой Троицы. Скончался в 1533 году в возрасте 85 лет. Через 14 лет после его кончины, в 1547 году было установлено общецерковное почитание преподобного. Мощи Святого были обретены нетленными 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1641 года.

http://pravmir.ru/v-aleksandro-svirskiy-...

Донецк. Церковь Александра Свирского в Александровке-Щегловке. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Свирского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1913 и 1915. Год утраты:1957 (окончательно разобрана) Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Донецк, Киевский район города, Партизанский пр. Координаты: 48.057207, 37.808874 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Упоминание об основании православной церкви в слободе Александровке есть в исследовании Феодосия Макарьевского «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (Екатеринослав, 1880 г., ч. 2, сс. 38–39). Это первое письменное упоминание о поселении на территории современного Донецка. В документе говорится, что урочище Александровка — древнейшее запорожское займище. Около 1779 года досталась в ранговую дачу поручику Евдокиму Степановичу Шидловскому. Сечевики-запорожцы помогли помещику основать слободу и снабдили всех поселян на первый случай всем необходимым для жизни в данной местности. «Въ сентябре месяце 1793 года Бахмутское духовное репортомъ представило преосвященному митрополиту Екатеринославскому: «Сего сентября 9-го дня Бахмутскаго уезда помещика, поручика Евдокима Шидловскаго слободы Александровки, прикащикъ Акимъ Терентьевъ, въ поданномъ въ прописывалъ, что въ вышеозначенной слободе Александровке, церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго совсемъ окончена, иконостасъ поставленъ и вся принадлежащая во внутренности къ церковныя утварь состоитъ въ готовности, просилъ о оной — цитирует найденный исторический документ Феодосий Макарьевский. Церковь была освящена 5 февраля 1794 года бахмутским протоиереем Петром Расевским. Дальше дореволюционные упоминания о церкви сохранились в Справочных книгах Екатеринославской епархии. Удалось получить информацию за 1908 и 1913 годы. В более раннем документе говорится, что в церкви средняя часть — деревянная, приделы (дополнительный алтарь с престолом) — каменные, престол один — во имя преподобного Александра Свирского. Прихожан церкви насчитывалось 828 мужчин и 791 женщина. При храме существовала церковно-приходская школа в селе Алексеевке. У священника и псаломщика были дома. Надо отметить, что в семье 59-летнего псаломщика Петра Васильевича Радковского было девятеро детей. Священнослужители получали казенное жалование — 105 рублей 28 копеек. Церковной земли пахотной насчитывалось 92 десятины, а неудобной — почти 42 десятины (ее сдавали в аренду семейству Юзов).

http://sobory.ru/article/?object=52609

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ ОСТРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в некоторых списках синодиков назван Дионисий Александровский , игум. Александрова Свирского монастыря до 1608). По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста . В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни , позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».

http://drevo-info.ru/articles/13678934.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010