Лента ордена для ношения на орденской планке вместо ордена — шелковая муаровая голубого цвета с продольной красной полосой посередине. Орден Александра Невского в Российской Федерации После распада Советского Союза орден Александра Невского был сохранен в системе государственных наград Российской Федерации Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 г. 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. 2557-I «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации государственных наградах Российской Однако как государственная награда Российской Федерации орден не имел официального и описания, награждение орденом государством не производилось. Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 7 сентября 2010 года 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его и описание. Согласно С орденом Александра Невского награждаются граждане Российской Федерации за особые личные заслуги перед Отечеством в деле государственного строительства, за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности. Орденом Александра Невского могут быть награждены зарубежные политические и общественные деятели за заслуги в развитии многостороннего сотрудничества с Российской Федерацией. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации фактически воспроизводит изображение Императорского ордена Святого Благоверного Александра Невского и представляет собой покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырехконечный прямой крест с расширяющимися концами.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

На той самой реке Неве, на берегах которой некогда подвизался св. Александр, потому и называемый Невским, красуется теперь Петербург, столица нашего Государя, и там возвышается трон его. Таким образом, где один (Александр Невский) подвизался, там другой, его потомок, царствует. Один положил основание, а другой на этом основании воздвигает высокое здание народного могущества, свободы и величия. б) После поражения шведов на реке Неве святый Александр Невский одержал блистательную победу над немцами. Немцы уже овладели было многими русскими областями на западе, поставили своих наместников в русских городах. Но, вот, является князь Александр Ярославич, сначала нападает на немецкие области, а потом и на главную немецкую рать. Господь и здесь благословил оружие Своего избранника; Невский герой нанес немцам решительное поражение, выгнал их наместников из русских городов и так доставил русскому народу торжество, а у немецкого надолго отбил охоту нападать на русские земли. Эти немцы со всеми своими владениями входят теперь в состав русского государства и находятся под державою нашего Государя. в) Но святый Александр Невский не был только героем на поле брани... В то тяжелое время свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь. Что же делает св. Александр, победитель шведов, немцев и литовцев, полный любви к отечеству и юношеских сил! Если бы в нем была только отвага, то он, конечно, бросился бы на татар, как и на немцев. Но в нем было еще и разумение воли Божией и смирение пред карающей десницей Господней. Татарское нашествие и татарское владычество – это были такие бедствия, которых нельзя было отвратить человеческими силами. «Это гнев Божий. С Богом никто не в силах спорить. Если Он восхотел покарать, то кто может избавить, кроме Его Самого? Сохраним в непорочности святую веру, и тогда Он умилосердится и после времен уничижения и стыда пошлет нам дни величия и славы». Так рассуждал святый Александр Невский и после славных побед над шведами, немцами и литовцами отправился на поклон к татарскому хану. Он склонил пред ханом свою славную главу и уничижил себя за свой народ, отрекся от своего геройства, отложил свою доблесть воинскую и явил высочайшие добродетели христианские – самоотречение, смирение, покорность воле Божией. Невозможно сказать, как труден, велик и свят был этот подвиг!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сортировать по Исключить новости Врач и пассажир «Невского экспресса» Елена Рыдалевская: В эпицентре катастрофы спасение раненых — самая главная молитва Что должен делать священник в эпицентре катастрофы: исповедовать умирающих, или оказывать физическую помощь раненым? Своим мнением по этому вопросу с порталом «Правмир» поделилась очевидец трагедии — врач Елена Рыдалевская, которая вместе с отцом Александром Степановым и другими пассажирами «Невского экспресса» принимала участие в спасении пострадавших 2 декабря, 2009 Что должен делать священник в эпицентре катастрофы: исповедовать умирающих, или оказывать физическую помощь раненым? Своим мнением по этому вопросу с порталом «Правмир» поделилась очевидец трагедии — врач Елена Рыдалевская, которая вместе с отцом Александром Степановым и другими пассажирами «Невского экспресса» принимала участие в спасении пострадавших В Интернете идет бурное обсуждение рассказа протоиерея Александра Степанова о трагедии «Невского экспресса» , высказываются суждения, что священник в эпицентре трагедии должен, в первую очередь, оказывать духовную помощь – исповедовать умирающих, а физическую помощь должны оказывать другие. Своим мнением по этому вопросу с порталом «Правмир» поделилась очевидец трагедии — врач Елена Рыдалевская, которая принимала участие в спасении раненых вместе с отцом Александром Степановым и другими пассажирами «Невского экспресса». Елена РЫДАЛЕВСКАЯ, руководитель Благотворительного фонда «Диакония». В каком-то смысле мы все, вместе с отцом Александром Степановым, оказались на поле боя . Причем на поле боя, где никто ни в кого не стреляет, но вокруг лежат убитые и раненые… Почти все раненые люди были в шоковом состоянии, и им, поверьте мне, было не до отправления религиозных нужд. Я не видела среди пострадавших тех, кто молили бы о выполнении над ними религиозного обряда. Катастрофа поезда – не та ситуация для этого. Одно дело – хоспис, где ты умираешь, окруженный заботой, на чистых простынях, где у тебя есть время и душевный настрой, чтобы подумать о вечном.

http://pravmir.ru/vrach-i-passazhir-nevs...

В следующем 1803 г. покойный Геттингенский Профессор А. Л. фон Шлецер в «Ученых Геттингенских Ведомостях» (12 Марта, отд. 42, статья 4) поместил обстоятельное критическое рассмотрение сей книги с похвалою и обещал еще подробнее рассмотреть оную в «Новом Ганноверском Магазине», а Доктор Философии Фридрих Шмидт того же, 1803 г., перевел ее на Немецкий язык и напечатал в Риге и Лейпциге 1804 г., в 8 долю листа; 8) Церковный календарь, или полный месяцеслов, с означением всего, что в какие дни в Православной Церкви совершается, с присовокуплением разных статей, до Российской Иерархии касающихся, и Исторического Словаря Российских Государей, Императоров, Императриц, Царей, Цариц, Великих Князей, Княгинь и Княжен, в память коих уставлены в церкви Соборные панихиды, и с месяцесловом сих панихид, напечатано в Москве 1803 г. в 12 долю листа. А новое, полнейшее издание – в Киеве 1832 г., в 8 долю листа, под названием Киевский месяцеслов; 9) Историческое исследование о Соборах Российской Церкви, читанное Кандидатом Богословия Михаилом Сухоновым в собрании Александро-Невской Академии, напечатано в С.-Петербурге 1803 г. в 4 долю листа; 10) Рассуждение о Соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Иваном Лавровым, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 11) Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Константином Китовичем, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 12) Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры Соборной и Апостольской Церкви Восточные, сочиненной Киевским Митрополитом Петром Могилою , читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Алексеем Болховским, напечатано в С.-Петербурге 1804 г. в 4 долю листа; 13) Историческое рассуждение о чинах Греко-российской Церкви, читанное в собрании Александро-Невской Академии Кандидатом Богословия Димитрием Малиновским, напечатано в С.-Петербурге 1805 г. в 4 долю листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Надгробие И. Е. Старова. 1800-е гг. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие И. Е. Старова. 1800-е гг. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Две архитектурные формы, обелиск и пирамида, чьей родиной является Др. Египет, получили широкое распространение в рус. мемориальной традиции в силу выразительной лаконичности своих объемов. Обелиск устанавливался прежде всего как знак военной победы, и в этом качестве (т. е. как памятник) известен со 2-й пол. XVIII в. (напр., обелиск в память Кагульского сражения, г. Пушкин, 1771, архит. А. Ринальди), а в частной мемории, с надлежащей коррекцией объема в сторону камерности и составляющими надгробного памятника, встречается с конца столетия. Один из ранних памятников такого типа - надгробие А. Д. Литке - датируется 1799 г. (архит. В. Бренна (?), Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Определенная атмосфера камерности этого Н. создается не только посредством стройного, не слишком высокого объема обелиска, но и благодаря выбору цвета материала - розового гранита. Благодаря такому цветовому решению линия вертикали визуально практически не прерывается от самого цоколя, несмотря на то что собственно обелиск установлен на постамент на ножках-шарах из серого гранита; на медальоне из белого мрамора изображен херувим, преломляющий стрелки часов. Надгробие кн. П. Д. Черкасского. После 1816 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие кн. П. Д. Черкасского. После 1816 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Незыблемость пирамиды в ее основании и в то же время схождение плоскостей ее граней в одной точке вверху сближают восприятие этой формы с устремленным ввысь лучом обелиска, к-рый в классическом варианте представляет собой 4-гранный в основании столп с завершением в виде пирамиды.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Н. в виде жертвенника или с жертвенником в качестве детали памятника является едва ли не одним из самых распространенных. Классицистический жертвенник - решенная в ордерной системе форма, с прямоугольным или квадратным в плане объемом, завершенным выступающей плитой-карнизом с фронтонами и акротериями. Активное использование такого вида Н. на протяжении длительного периода (с кон. XVIII до нач. XX в.), видимо, связано с тем, что оно и в самом скромном декоративном воплощении обнаруживает соответствующую мемориальному сооружению торжественность благодаря тому, что напоминает архитектурное сооружение - храм, даже в случае минимизации, «уплощения» его пространственной конструкции до формы киота. В то же время Н. в виде жертвенника могло быть насыщено символическими изображениями, создающими выразительный визуальный и сложный смысловой ряд. Жертвенник из белого мрамора на невысоком плинте над захоронением действительного тайного советника И. М. Измайлова 1787, скульптор И. Г. Остеррайх, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) имеет завершение в виде волютообразных фронтонов с акротериями, в центре к-рого на невысокой округлой площадке помещена аллегорическая скульптурная композиция, символизирующая вечность: овитая змеей сфера лежит на крыльях с головой Хроноса, изображенного с 2 сторон.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Стал известен отборный список Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Новости Стал известен отборный список Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» 21.08.2013 12:52 Версия для печати Москва, 21 августа. Стал известен Отборный список Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» 2012-2013 гг., сообщили в оргкомитете премии. Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» существует уже девятый год и объединяет два больших конкурса: литературных произведений и музейных проектов. Отборный список литературного конкурса получился традиционно очень разноплановым: это и биографии царственных особ, духовных подвижников, деятелей искусства и литературы, родословные, произведения, затрагивающие военную славу предков и историческое прошлое России в целом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Великий князь Александр Невский с небольшой дружиной на берегах Невы наносит сокрушительное поражение шведам и ограждает Россию от агрессии со стороны Балтийского моря. Эта победа имела историческое значение, но возникает вопрос. В то время страна была оккупирована татаро-монголами, и святому князю Александру, как и всем русским князьям, приходилось ездить к хану, привозить подарки. Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность.

http://pravoslavie.ru/149833.html

Её украшал барельеф, изображающий стилизованных древнерусских воинов: правда, на четырех коней приходилось пять всадников... В конце 1980-х годов, когда станция обзавелась «двойником», к художественному оформлению подошли с большим вниманием. В вестибюле «Площади Александра Невского-2» находится едва ли не последняя монументальная мозаика, созданная в СССР — «Ледовое побоище». «Вода живая» побеседовала с её автором Александром Быстровым, тогда еще дипломником Академии художеств, а ныне её профессором. В 1967 году на зеленой ветке ленинградского метро открылась станция «Площадь Александра Невского». Её украшал барельеф, изображающий стилизованных древнерусских воинов: правда, на четырех коней приходилось пять всадников... В конце 1980-х годов, когда станция обзавелась «двойником», к художественному оформлению подошли с большим вниманием. В вестибюле «Площади Александра Невского-2» находится едва ли не последняя монументальная мозаика, созданная в СССР — «Ледовое побоище». «Вода живая» побеседовала с её автором Александром Быстровым, тогда еще дипломником Академии художеств, а ныне её профессором. В 1967 году на зеленой ветке ленинградского метро открылась станция «Площадь Александра Невского». Её украшал барельеф, изображающий стилизованных древнерусских воинов: правда, на четырех коней приходилось пять всадников... В конце 1980-х годов, когда станция обзавелась «двойником», к художественному оформлению подошли с большим вниманием. В вестибюле «Площади Александра Невского-2» находится едва ли не последняя монументальная мозаика, созданная в СССР — «Ледовое побоище». «Вода живая» побеседовала с её автором Александром Быстровым, тогда еще дипломником Академии художеств, а ныне её профессором. просмотра 18 марта, понедельник Популярные статьи Рубрики журнала «Вода живая» Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт ВОДА ЖИВАЯ.

http://aquaviva.ru/journal/aleksandr_nev...

Због велике мудрости, храбрости, телесне снаге и красоте, монголо-татарски кан Бати га веома уважавао и дивио му се. У свети Александар Невски 1249. године, од Великог кана добио и власт над читавом и а годину дана он званично био и господар града Владимира и читаве шире области. У то доба, св. Александар Невски привукао и латинског папе IV, му послао кардинала, Галта и Гемонта, са намером да изврше на како би Александар примио римокатоличку веру. лукави предлози су, глатко одбачени од стране светог Руског кнеза. Свети Александар преко пристигле папских кардинала, латинском папи IV поручио « Ми знамо истински вере и Цркве од Адама до Исуса Христа, и од Исуса Христа до Седмог Сабора, држимо се тога су раширили по целом свету Апостоли, чувамо Светих Отаца и седам Сабора, а ваше не прихватамо.» Од 1252. године, свети Александар Невски носи титулу Великог кнеза. Он за време свог земног живота испунио и ону древну заповест гласи се и множите се и напуните . Године 1239. оженио се Александром историчари кажу да се звала Параскева) Брачиславновом Полоцком, и са живео у благочестивом и браку, у коме су од Бога добили четири сина – и Данила. Као и сви велики Христови, свети Александар Невски зидао многе храмове и чинио дела сиромашнима и убогима. Свети и благоверни Александар кнезовао 27 година, ревносно као воштаница за веру православну и народ руски. Ево како се зби кончина. Монголо-татарски кан Берке позвао 1262. године светог кнеза Александра у Златну Орду. Руски кнез дуго путовао до Златне Орде и када се сусрео са каном Берком, успео да га и одврати од било каквих агресивних против руског народа. Али, ту, током преговора, свети кнез Александар се разболео.

http://srpska.pravoslavie.ru/99225.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010