Закрыть Александр Невский и наше время Евгений Иванов   12:42 13.09.2021 901 Время на чтение 15 минут Источник: ХРИЗМА Иллюстрация: Св. Александр Невский. Миниатюра XVII в. Каждый год в России традиционно приурочен к юбилеям знаменательных событий или исторических деятелей. 2021-й — не исключение: страна вспоминает святого благоверного князя Александра Невского — человека, без которого невозможно представить великий путь нашей страны. Подвиг Александра Невского Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года 448 в 2021 году отмечается 800летие со дня рождения Александра Невского (1221—1263), который почитается Русской православной церковью как святой благоверный князь. Указ гласит, что празднование проводится « в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Надо признать, весьма актуальная задача, тем более в нынешние неспокойные времена. Со школьной парты нам известно имя Александра Невского — одного из величайших деятелей в истории России. Но подчас то, что кажется предельно понятным, общеизвестным, как ни странно, нуждается в напоминании и разъяснении, особенно, когда многие современники будто испытывают историческую амнезию, а порой и вовсе хамски относятся к родной истории. В чём же значение личности святого князя для России и Православной Церкви? Кем он был? Как жил? Что совершил? Александр Ярославич Невский родился в мае 1221 года в Переславле (нынешний Переславль-Залесский Ярославской области) и был сыном князя Ярослава Всеволодовича, в разные годы правившего в Переславле, Киеве, Владимире, Новгороде. Александра крестили в Спасо-Преображенском храме. Шедевр древнерусского зодчества XII века, церковь сохранилась до наших дней. Принадлежа к роду Рюриковичей, взрастая в исконно русских местах, юный княжич получил воспитание в духе верности Руси, православию, народу. Часть детства он провёл в Новгороде, где впоследствии правил (с перерывами) с 1236 по 1259 годы. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (Ярославская обл.).

http://ruskline.ru/opp/2021/09/13/aleksa...

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Иерусалим - Старый город. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1887 и 1896. Архитектор:Г. Франгья, Н.Г. Вальсамаки Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel Координаты: 31.77823, 35.23058 Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из воро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево - вход в Александровское подворье. Изменить описание объекта Благодаря средствам этих жертвователей построен Храм Александра Невского, проведены раскопки, православные Росии имеют возможность посетить русское Александровское подворье на месте ворот древнего Иерусалима. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Археологические раскопки на этом месте проведены на деньги православных из дореволюционной России. " Порог Судных врат " находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое " Игольное ушко " , через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровское подворье находится на участке, выбранном в 1859 г. для покупки на имя российского правительства чиновником по особым поручениям Морского министерства Борисом Павловичем Мансуровым (по другим источникам, по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В.

http://sobory.ru/article/?object=08671

Калевала. Церковь Александра Невского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Невского Год постройки:1898. перевезена из Ювалакши. Адрес: Республика Карелия, Калевальский район, п. Калевала Координаты: 65.20498, 31.15097 Проезд:В Калевале с улицы Ленина поворот на Карельскую, после моста первый поворот налево (Сельская улица) пропустить, на второй - повернуть. Церковь будет справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 23 октября 1896 года миссионер Кемского и Кольского уездов священник Николай Дьячков писал Преосвященнейшему Иоанникию, Епископу Архангельскому и Холмогорскому о том, что «в 15 верстах от Ухтинской приходской церкви находится деревня Ювалакша, состоящая из 60 домов с корельским населением до 300 человек обоего пола. На деревне древняя и весьма малых размеров часовня, где богослужения совершаются 2-3 раза в год. Из-за этого весьма немногие посещают приходскую церковь. Прочие же так живут целые годы, не видя церкви, не присутствуя при Богослужениях и не получая от сего никакой душевной отрады и утешения и все более коснеют во мраке невежества и заблуждения. Дети их остаются совершенно без всякого обучения грамоте и так и растут без надлежащего и правильного понятия о Боге». Сознавая свое печальное положение в религиозно-нравственном отношении, усматривая опасность вовлечения в сектанство, жители деревни Ювалакша еще летом 1895 года испрашивали благословение у архипастыря Никанория, посещавшего деревню, что и было ими получено. Крестьяне собирали денежные средства, но по их скудости (200 рублей) строительство церкви было невозможно. И вот какую резолюцию на прошении Николая Дьячков наложил Преосвященнейщий Владыко Иоаникий: «Деньги отыскать, а о построении церкви нельзя ли просить отца протоиерея Любимова, всегдашнего нашего помощника в подобных добрых делах». 21 сентября 1897 года Санкт-Петербургский купец 2 гильдии Щелкин Григорий Иванович, извещенный настоятелем Придворной церкви г. Ораниенбаума протоиереем Гавриилом Любимовым о настоятельной нужде построения новой церкви в д. Ювалакша Кемского уезда «возымел взять на себя усердие принять таковое построение на свое собственное иждивение». Испрашивая благословение Епископа Иоаникия, возглавлявшего Архангельскую и Холмогорскую Епархию, в состав которой входили оба Кемских благочиния, Григорий Иванович изъявил желание возвести церковь во имя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=50987

Краснодар. Собор Александра Невского (новый). Собор. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 2003 и 2006. Ссылки:   Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Постовая, д. 26 Координаты: 45.014316, 38.96695 Проезд:трамвай 2, 4 (ост. Городской сад); троллейбус 7, 12, 20 (ост. ул. Советская) или 9, 10 (ост. ул. Постовая); маршрутное такси 3, 19Б (49), 26А, 44 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь в русско-византийском стиле, повторяющая формы разрушенного в 1932 г. войскового Александро-Невского собора. Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тыс. рублей, длилось 19 лет. Храм освятили только в 1872 году - работы прервала Крымская война. В честь появления святыни площадь и примыкающая улица стали называться Соборными. Авторами проекта были братья Иван и Елисей Черники, которые за войсковой счет учились в Санкт-Петербургской академии художеств. Осенью 1888 года в храме прошел молебен в честь прибывших в казачий град императора Александра III и императрицы Марии Федоровны с наследником престола Николаем и вторым сыном Георгием. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной, в сквере напротив нынешнего здания администрации края.

http://sobory.ru/article/?object=09006

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАРИН [Зорин] Сергей Михайлович (3.10.1875, с. Дёмшино Усманского у. Тамбовской губ.-20.09. 1935, Москва), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества. Биография Род. в семье священника. Обучался в Тамбовской ДС (1889-1895) и СПбДА (1895-1899). Написал канд. соч. на тему «Смысл аскетизма по учению Библии и свв. Отцев» (см. отзыв проф. А. А. Бронзова : Журналы заседаний Совета СПбДА за 1898-1899 учеб. г. (в извлеч.). СПб., 1907. С. 254-256). По окончании СПбДА остался в ней, став профессорским стипендиатом по кафедре нравственного богословия (с 16 авг. 1899 по 15 авг. 1900). Под рук. Бронзова изучал святоотеческие творения, особо рассматривал вопрос о браке (см. отчет Бронзова: Журналы заседаний Совета... за 1899-1900 учеб. г. СПб., 1902. С. 324-326). 23 окт. 1900 г. З. был определен на должность преподавателя рус. и церковнослав. языков в 1-м классе Александро-Невского ДУ и в Исидоровском епархиальном жен. уч-ще. В марте 1902 г. назначен на должность преподавателя старших классов Александро-Невского ДУ, с дек. 1904 г. преподавал рус. и церковнослав. языки во всех штатных классах Александро-Невского ДУ и церковнослав. язык в Исидоровском уч-ще. С сент. 1903 г. делопроизводитель правления Александро-Невского ДУ, в 1907-1910 гг. смотритель уч-ща. Участвовал в Религиозно-философских собраниях , проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. В дек. 1904 г. З. представил в Совет СПбДА в рукописном виде соч. «Сущность православного учения об аскетизме: Опыт этико-богословского исследования» (в 6 тетрадях). 22 февр. 1906 г. Совет одобрил сочинение к печати, а 22 дек. того же года постановил принять отпечатанный труд «Аскетизм по православно-христианскому учению» на соискание степени магистра богословия. Магистерский диспут состоялся 4 апр. 1907 г. Оппонентами выступили Бронзов и исполняющий обязанности инспектора СПбДА архим. Феофан (Быстров ; впосл. архиепископ Полтавский) (см. отзывы: Журналы заседаний Совета... за 1906-1907 учеб. г. СПб., 1907. С. 129-149). З. стал 1-м магистром, утвержденным в СПбДА после принятия 26 нояб. 1905 г. «Временных правил» об академической автономии, к-рые не предполагали последующего утверждения научной степени Святейшим Синодом. В 1910 г. работа была отмечена полной Макариевской премией. В 1916 г. З. во 2-й раз получил премию за сочинения «Заповеди блаженства (Мф 5. 1-12; Лк 6. 20-26)» и «Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея».

http://pravenc.ru/text/182635.html

Минск. Церковь Александра Невского на военном кладбище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Минская церковь Александра Невского Единственный храм в нашем городе, почти полностью сохранивший свой первоначальный облик, - церковь во имя Святого Александра Невского. Освятили ее 2 февраля 1898 года. На возведение храма-памятника строительным отделением Минского губернского правления в апреле 1896 года была утверждена смета на общую сумму 11.227 рублей и 39 копеек. Местом для строительства было выбрано Военное кладбище, которое находилось на окраине Минска и называлось Долгим бродом. Небольшой по объему храм, насыщенный архитектурно-декоративными деталями, построен в традициях русского церковного барокко XVII - XVIII веков. На сооружение красивого храма в византийском стиле немалые средства пожертвовали войска местного военного гарнизона и частные лица - в основном родственники погибших воинов. Активно помогал в этом деле благочинный 30-й пехотной дивизии протоиерей Павел Богданович. Раньше здесь, на Военном кладбище, стояла деревянная церквушка. На ее месте и вырос новый каменный храм в честь победы России над Турцией в войне 1877-1878 годов. Об этом напоминают сохранившиеся с тех пор две мемориальные доски, вмонтированные в центральный неф. На них выгравированы имена 118 воинов-белорусов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка, погибших при взятии Плевны в Болгарии. За алтарной стеной храма похоронены останки высших офицерских чинов, а неподалеку - две братские могилы воинов. Но, пожалуй, главной исторической реликвией храма можно считать хранящуюся здесь походную деревянную церковь 119-го Коломенского полка. В праздничные дни возле нее во время русско-турецкой кампании собирались тысячи солдат - на литургию… Внутри, на ветхих картонках из пергамента, значатся имена погибших солдат и офицеров. Во время фашистской оккупации сюда попала бомба. Она прошила центральный купол церкви и упала возле иконы Николая Угодника. Бомба не разорвалась. При восстановлении церкви использовался красный кирпич, выпускаемый на одном латвийском заводе, который поставлял свою продукцию в московский Кремль.

http://sobory.ru/article/?object=11531

Накануне Дня России и Дня рождения святого благоверного князя Александра Невского в Москве в Хорошево-Мневниках состоялось освящение места строительства будущего храма. Новый московский храм по благословению Святейшего Патриарха Кирилла появится в ближайшее время близи дома 10 по улице Мневники. Таким образом, скоро все, кто двигается по сооружаемой «вылетной» трассе — Звенигородскому шоссе, увидят купола и кресты собора в честь святого покровителя России и великого собирателя и защитника нашего Отечества. Накануне Дня России и Дня рождения святого благоверного князя Александра Невского в Москве в Хорошево-Мневниках состоялось освящение места строительства будущего храма. Новый московский храм по благословению Святейшего Патриарха Кирилла появится в ближайшее время близи дома 10 по улице Мневники. Таким образом, скоро все, кто двигается по сооружаемой «вылетной» трассе — Звенигородскому шоссе, увидят купола и кресты собора в честь святого покровителя России и великого собирателя и защитника нашего Отечества. Сегодня на месте будущего храма был установлен поклонный крест, у которого был отслужен водосвятный молебен. После молебна иеромонах Даниил (Бушуев), недавно назначенный Патриархом Кириллом на должность настоятеля нового храма, окропил святой водой место и всех собравшихся — прихожан, представителей местной власти, жителей и активистов общественных организаций, которые собрались на это событие. Идея построить православный храм в районе улиц Мневники и Демьяна Бедного возникла у Московской Патриархии и Правительства Москвы еще несколько лет назад. В начале 2003 года московское руководство приняло соответствующее распоряжение о строительстве храма Святого Благоверного князя Александра Невского, исстари считающегося покровителем не только русского воинства, но и российской дипломатии. Тогда православные жители района Хорошево-Мневники с большим воодушевлением восприняли это известие, ведь в одном из крупнейших районов в столице, занимающем территорию около 1500 га и имеющем численность населения свыше 130 тыс. человек, до настоящего времени существует лишь один действующий храм — Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, возведенный в далеком 1598 году.

http://pravmir.ru/v-moskve-poyavitsya-no...

Панихиду по духовнику Александро-Невской лавры архимандриту Елеазару отслужили в монастыре августа 2014 В день именин архимандрита Елеазара , 14 августа, на его могиле на Никольском кладбище  Александро-Невской лавры  собрались его духовные чада из Санкт-Петербурга, других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Панихиду отслужил клирик  храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГМА им. Мечникова   протоиерей Михаил Кудрявцев . За богослужением пел любительский хор " Астрон " , созданный по благословению архимандрита Елеазара из числа его духовных чад. Хор продолжает и богослужебную, и концертную деятельность, устраивает мероприятия памяти батюшки, а также издает печатную, аудио- и видеопродукцию, посвященную архимандриту Елеазару, и раздает ее бесплатно. И на этот раз пришедших помолиться за упокой души батюшки ждали новые диски " Священник и врач " , где опубликованы статьи и радиобеседы архимандрита Елеазара, а также репринтное воспроизведение книги батюшки " Духовная жизнь земли Псковской " , которую он написал, еще будучи насельником Псково-Печерского монастыря.  После панихиды отец Михаил обратился к собравшимся с пастырским словом. " Обычно в этот день мы оставляли свои дела и всяческие попечения и собирались в Александро-Невской лавре, чтобы поздравить отца Елеазара с днем его именин. Вся наша жизнь - служение Богу и служение ближнему. Так жил и сам отец Елеазар - теперь, после его смерти, уже можно сказать, что он был подлинным старцем. Он был особенным человеком, и слава Богу, то мы во дни его земной жизни пользовались его наставлениями, духовным опытом, его любовью, терпением и кротостью. Несмотря на образ строгого судьи, который он сам себе создавал, он мог и утешить, и доброе слово сказать, был настоящим не наемником, но пастырем, как говорит об этом Священное Писание (ср. Ин. 10, 1-16). Удивляет, насколько он был доступен, и слава Богу, что это было так. Его наставления всегда были краткими, доходчивыми, единственно верными. Господь ему подсказывал, полагал ему на сердце, что нужно сказать каждому из тех, кто приходил со своими проблемами " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010