Когда святые выведены были на средину амфитеатра, в народе поднялся сильный говор, так как одни негодовали на беззаконную несправедливость тех, которые присудили мучеников к этой казни, а другие вовсе не хотели видеть их на арене, так что многие ушли со зрелища, выражая неудовольствие на Максима. Правитель послал за ними воинов и велел заметить их, чтобы на следующий день предать их суду. Между тем выпущено было несколько зверей, но ни один из них не коснулся тела св. мучеников. Это привело Максима в сильный гнев. Призвавши к себе приставника зверей, он подверг его бичеванию и под сильной угрозой велел ему немедленно выпустить на осужденных самого лютого зверя, какой только был между ними. Трепеща от страха, приставник вывел кровожадную медведицу, которая, как некоторые говорят, уже умертвила в тот день трех человек. Выпущенная медведица подошла к святым и не коснувшись их тел, подбежала к св. мученику Андронику и, легши подле него, стала лизать гной его ран, по слову писания: дикие звери будут кротки с тобою; а св. Андроник, подставив ей свою голову, старался рассердить зверя, чтобы он схватил его и лишил жизни. Медведица переносила это терпеливо и покорно. Максим, исполнившись гнева, велел умертвить ее. Ее закололи и она пала мертвою у ног Андроника. Жрец (опасаясь, чтобы правитель в гневе не предал его суду) велел вывесть львицу, присланную ему Иродом из Антиохии. Когда она была выведена, страх и трепет овладели зрителями, потому что она шла с сильным ревом и рыканием. Но когда она завидела распростертые святые тела, то подошла к блаженному Тараху и, склонившись к его ногам, как бы хотела выразить ему свою почтительность. Тарах простер свои руки и, схвативши ее за гриву и уши, стал тянуть к себе. Львица, с кротостию овцы, стряхнув с себя руку святого, пошла к дверям, пройдя мимо св. Прова. И когда проклятый Максим не велел отворять ей дверей, она стала грызть зубами доски и старалась разломать их, так что народ в страхе закричал: выпустить львицу! 11. Разгневанный Максим, сделав выговор Терентиану, велел войти гладиаторам и заколоть мучеников.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Мы знаем, что как св. Александр, так и все подобные ему страстотерпцы первых времен христианства, жили и действовали под властью императоров и царей языческих, из коих большая часть почти всю свою жизнь проводили в том, ЧТО ИЗМЫШЛЯЛИ лютейшие и ужаснейшие казни для истребления исповедников Евангелия и веры Христовой. Что же делали эти исповедники? Как они вели себя по отношению к своим мучителям? Вы можете прочесть все мученические акты первых веков, христианства, всю историю этих веков, и не найдете в них ни одного примера, ни одного малейшего даже намека, чтобы тогдашние христиане производили какие-либо возмущения и беспокойства в государстве. «Сколько жестокостей оказывали вы христианами?» спрашивает язычников?.. известный христианский учитель третьего века, Тертуллиан ; – «сколько раз народ, не выждав даже вашего приказания, бросал в нас камнями и зажигал наши домы? Во время неистовства, вакханалий не бывает пощады даже умершим христианам. Трупы их извлекают из могил, чтобы над ними поругаться, чтобы истерзать их в куски и раскидать в разные стороны. Но заметили ли вы когда, чтобы мы старались отомстить за такую жестокость, тогда как достаточно было бы одной ночи, чтобы воздать злом за зло, если бы это было дозволено нам? Но не дай Бог , чтобы божественная религия употребляла когда-нибудь человеческие средства или бы изнемогла от испытания» 3 . Напротив того, та же история несомненно свидетельствует, что все святые мученики были в тоже время самыми лучшими верноподданными своих государей, оставляя за собою только одно святое право – беречь свою христианскую веру вопреки всем усилиям и преследованиям мучителей. Но и в тех случаях, когда нужно было отстаивать драгоценное звание христианина, святые мученики показывали такую покорность и почтительность к врагам своим, что приводили в изумление самих мучителей, всегда готовые скорее быть замученными без сопротивления, чем обнаружить малейшее возмущение против власти. Так кротко и безропотно преклонил под меч святую главу свою и наш священномученник Александр приведши этим в скорбь самого своего мучителя, жестокого императора Максимилиана, по повелению и пред глазами которого он был усечен, – до того, что пораженный терпением святого, Максимилиан, вопреки тогдашнему обычаю, повелели христианам погребсти честное тело страдальца 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Если бы подлинные акты мученичества даже не доказывали нам столь ясно действие Божие, то одни жестокие страдания, перенесенные этими героями, достаточно уже свидетельствуют, что в них было что-то выше человеческого. Во все времена истории человечества были люди удивительные, жертвовавшие жизнью за истину или за мнения, которые считали истинными и полезными. Преклоняемся перед такими подвижниками убеждений, даже не разделяя их мнений; уважаем их тем более, что люди такие редки и составляют исключение в человечестве; но еще с большим уважением и благоговением преклоняемся пред мучениками христианскими: они шли на смерть как на торжество и улыбались при ужасных пытках, которыми хотели их принудить унизиться до измены вере. Взирая на то, как не только юноши и люди во цвете лет, но даже старцы, слабые женщины и дети презирали лютость палачей, диких зверей, ужаснейшие мучения и стремились на смерть как на торжество, без слабости перенося страдания, один рассказ о которых приводит в содрогание. Должно признаться, что все герои-философы бледнеют перед мужеством христианским и что человечество никогда не могло бы так возвыситься, если бы не поддерживало его, и не подкрепляло всемогущество Божие. Платон изложил теорию об истинном праведнике. Он видит его в муже добродетельном, который борется со злом до смерти, преследуют его как злодея и он умирает как-будто виновный. Великий философ даже не предполагал, что удивительная теория его найдет когда-либо столь обширное применение, и что возникнет в мире религия, способная породить во всех классах общества героев, подобных тому, о каком мечтал он как о феномене добродетели. Не говоря даже об Иисусе Христе, Богочеловеке, Праведном по преимуществу, и Которого считать в числе человечества почти не следует, мученики доказали, что Христианство возвышает смертного превыше природы его и может образовать тысячи таких героев, как тот, о котором мечтал Платон в теории своей, как об изумительной невозможности. При изложении повествования невозможно было поименовать всех мучеников. Имена большей части из них внесены только Богом в книгу жизни. Невозможно также было изложить всех подробностей мучений, перенесенных теми, акты о которых до нас дошли. По свидетельству Истории, мы сказали, однако, достаточно, чтобы дать о том понятие и точно доказать действие Божие при утверждении Его Церкви. Литературные памятники становления Христианства

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

О христианских молитвах написано много нравственно-назидательного (в том числе и о " Как выполнять заповеди и молиться? " ), написано хорошими авторами, писать еще что-то в этом же стиле я не вижу для себя смысла. Что касается молитвы-προσευχ, то оригеновская классификация молитв никогда не была принята как общецерковная, и в других источниках не подтверждается, поэтому его понимание данной молитвы (как молитвы Богу-Отцу) является частным случаем и не может переноситься на всю церковную традицию. К примеру, на странице, на которую Вы ссылаетесь, как Вы наверно заметили, говорится о εχ. Различать значение понятий εχ и προσευχ в текстах крайне сложно, они практически синонимичны, и те различия, которые возможно все же уловить, с оригеновской системой не связаны. Александр Жабенко 30 июня 2011г. 18:46 Вот после веры можно переходить к богословской науке. Общеизвестно, что употребление " малого славословия " в первые века христианства по форме было отличным от посленикейской формулы. Вместо перечисления с союзом " и " Ипостаси перечислялись с разными предлогами. (смотрите:  Михаил Скабалланович. Толковый Типикон ) Яркими примерами служат уже Новозаветные тексты, где преимущественно говорится о том, что к Отцу приходим " через Сына " . Есть и прямая фраза о том, что иное вообще невозможно. Итак, всякая молитва к Отцу возможна лишь " через Сына " . Более того, не совсем справедливо человеку называть Бога своим Отцом, если человек не усыновлен (удочерен) " в Духе " Отцу. Это в Новом Завете. И это еще не все. Относительно же такого употребления у других дооригеновских авторов -- Скабалланович ясно говорит о том, что таковыми были: предсмертная молитва св. Поликарпа Смирнского, мученические акты св. Игнатия Богоносца, акты других мучеников в. и другие. Ариане (уже после Оригена) использовали эту формулу, но исказили ее смысл, думая, что Сын не совечен и не единосущен Отцу.  Относительно же отличий в молитвах -- вот простой пример -- (  -- не знаю, насколько хороший сайт, но он первым попался мне при поиске с лексическим материалом) --  προσευχ -- означает: или особенную молитву к Богу, или место собрания для нее.

http://bogoslov.ru/article/1757764

2-й этап гонений начался с распространения действия эдикта на всех христиан без исключения. По свидетельству Киприана, 2-й указ В. гласил: «Епископов, пресвитеров и диаконов немедленно забирать под стражу; у сенаторов же, почтенных людей и всадников римских, сверх лишения достоинства, отбирать еще имущество и, если они и после того останутся непоколебимыми в христианстве, отсекать им головы; благородных женщин по лишении имущества ссылать в ссылку; у придворных же, которые или прежде исповедовали или теперь исповедуют Христа, описать имущество и по исключению их из числа придворных ссылать в оковах в императорские имения». Рядовые христиане в указе прямо не упоминались, но подразумевались. Мученических актов времени гонения В. сохранилось немного, самые известные из них - акты Киприана Карфагенского ( 14 сент. 258). 1-ю редакцию актов составляют «Жизнь и страдания Киприана», написанные его диак. Понтием; 2-ю - проконсульские акты - записи допросов Киприана у рим. проконсула. Из др. мучеников того времени известны еп. Сикст Римский и его диак. Лаврентий († 10 авг. 258); еп. Фруктуоз Таррагонский (Испания) с 2 диаконами, Авгурием и Евлогием († 21 янв. 259); диак. Иаков и чтец Мариан в Нумидии (Сев. Африка). Пленение и гибель В. в Персии христиане считали наказанием за его гонение. Действие эдиктов против христиан было прекращено Галлиеном вскоре после известия о пленении В. Ист.: BHL, N 2037-2041=CPL, N 52-53; Valeriani duo//Scr. hist. Aug.; Aurelius Victor. De caesaribus. 32-33; Lact. De mort. persecut. 5; Euseb. Hist. eccl. 7. 10-13; Eutropius. Breviarium. 9. 7-11; Orosius. Historia contra paganos. 7. 22; Zosim. Hist. 1. 28-41. Лит.: Healy P. J. The Valerian Persecution. L.; Boston, 1905; Alf ö ldi A. Studien z. Geschichte der Weltkrise d. III. Jh. nach Christus. Darmstadt, 1967; Bleckmann B. Die Reichskrise d. III. Jh. in der spätantiken und byzantinischen Geschichtsschreibung. Münch., 1992; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 19942. С. 122-134; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 126-133.

http://pravenc.ru/text/153971.html

Содержание Акты св мучениковъ Тараха, Прова и къ Агафоклъ, Парменонъ, Феликсъ, Гемеллъ, Тарахъ и Аквилу, Вассу, Веруллу, Тимофею, со всеми живущими въ истинно верными, святыми и единомысленными во Христе Господе нашемъ. Мы дознали о томъ, чтó было съ мучениками въ желая иметь въ ихъ узахъ и привести въ известность ихъ, мы предприняли (это дело). И такъ какъ намъ необходимо было собрать подлинныя записки объ ихъ исповедничестве: то мы, за двести списали ихъ все у некоего именемъ Саваста, одного изъ спекулаторовъ. Здесь изложено нами начало и конецъ ихъ и все то, что Господь удостоилъ сотворить для насъ чрезъ сихъ неустрашимыхъ мучениковъ Все это мы весьма тщательно описали вамъ во славу Господа Христа. Но и васъ, просимъ, чтобы вы, съ своей стороны, благоволили сообщить объ этомъ находящимся въ и о Господе, дабы и они узнали, что было совершено чрезъ сихъ неустрашимыхъ мучениковъ и дабы восхалили и прославили Господа нашего Христа, чтобы каждый изъ васъ, слыша объ этомъ, получилъ и утвердился во всякомъ подвиге, вооружившись верою и (возбуждаясь) нетленною славою, и чтобы (наконецъ) все вы, одушевляясь Духомъ Святымъ, могли всею силою Его противустать темъ, кои противятся истине». 1. Въ консульство Императора въ то время, какъ Максимъ управлялъ въ Тарсе въ осьмой день предъ апрельскими календами, когда самъ Максимъ председательствовалъ (въ судилище), сотникъ доложилъ ему: господинъ мой, люди, которые были въ Пампеополе представлены твоему спекулаторами и какъ последователи нечестивейшей Веры, не самодержцевъ, предстоятъ теперь предъ твоимъ пресветлымъ судилищемъ. Правитель Максимъ спросилъ Тараха: какъ зовутъ тебя? Ты первый долженъ отвечать, потому что ты превосходишь другихъ и и сединою и летами. — Тарахъ отвечалъ: я — Максимъ сказалъ: оставь это нечестивое слово, скажи, какъ твое имя? Тарахъ отвечалъ: я — Правитель Максимъ сказалъ: ударьте его по устамъ и скажите ему, чтобы онъ отвечалъ на то, о чемъ его спрашиваютъ. Тарахъ сказалъ: я и объявляю то имя, которое ношу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2364...

Так как префект Максим уговаривал исполнить указ «императоров» и не раз упоминал об императорах, то ясно видно, что страдание Дуростольских воинов совершалось в гонение Диоклитиана и Максимиана, в 302 году, а не при императоре Севере, как думал Бароний 425 . Известно, что на правом берегу Дуная, где Дуростол, в III веке уже сильными массами жили Славяне 426 и они были лучшими воинами империи 427 . Так св. мученики и по месту жительства, и по службе были из Славян и пример твёрдого самоотвержения их за святую веру конечно возбудил во многих родичах их уважение и любовь к св. вере 428 . 419 Менолог Василия и Четь-Минея. Страдание мучеников помещено здесь под 24 апр., а в прологе – под 21 апр. Но современное описание страданий друзей их Юлия и Исихия показывает, что страдание совершилось в мае и что товарищ Пасикрата назывался Валентионом, а не Валентином, как в менологе. В мартирологе Адона и Усуарда – под 25 мая: «в Мизии, в городе Доростеле, мучение Пасикрата, Валентиона и двух других вместе увенчанных». Patrolog. 124, 86. 87. 94. 422 Выражение: sub arma militavi, поставленное в тексте Руннарта, только в поздние времена стали употреблять, в значении строевой военной службы, так что армия противополагается милиции и казачеству. Потому дозволительно читать в тексте: sub parma militavi. А это значит, что Юлий служил в лёгком войске, для которого круглый щит (parma, παρμη), сделанный из дерева и обтянутый воловьей шкурой, составлял необходимую принадлежность. Лёгкое войско (milites levis armaturæ, leves) отличалось ещё тем, что оно не разделялось на когорты и сражалось рассеянными кучками (Адама Римские древности 2, 179. 180). В пользу такого чтения текста служит и то, что на Дунае нужно было именно иррегулярное, лёгкое войско, всегда готовое отражать Задунайских неприятелей империи, У Адона и Усуарда Юлий изображается так: cum esset veteranus et emeritae militisæ. 424 Греческие акты мученичества их известны были Аллацию de Symeonum scriptis p. 121. Латинские акты изд. у Руннарта 8, 375–380. Греческий текст изд. у Папеброха act. sanct. jun. 3.247 s. Страдания Никандра и Маркиана совершились в нижней Мизии, там же, где пострадали св. Пасикрат и Юлий; в тех и других деяниях и префект – тот же, и одинаковое действие его и тот же св. Паснкрат с его братом. В минологе Василия сказание о св. Никандре и Маркиане под 7 июля близко к показаниям записи о их мученичестве, но сказание синаксаря под 8 июня выставляет многое, чего вовсе нет в актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

275 Менолог Василия и Четь-Минея. Страдание мучеников помещено здесь под 24 апр., а в прологе – под 21 апр. Но современное описание страданий друзей их Юлия и Исихия показывает, что страдание совершилось в мае и что товарищ Пасикрата назывался Валентионом, а не Валентином, как в менологе. В мартирологе Адона и Усуадра – под 25 мая: «в Мизии, в город Доростоле, мучение Пасикрата, Валентиона и двух других вместе увенчанных». Patrolog. 124: 86, 87, 94. 278 Выражение: sub arma militavi, поставленное в тексте Руинарта, только в поздние времена стали употреблять в значении строевой военной службы, так что армия противополагается милиции и казачеству. Потому дозволительно читать в тексте: sub parma militavi. А это значит, что Юлий служил в лёгком войске, для которого круглый щит (parma, παρμη), сделанный из дерева и обтянутый воловьею шкурою, составлял необходимую принадлежность. Лёгкое войско (milites levis armaturæ, leves) отличалось ещё тем, что оно не разделялось на когорты и сражалось разсеянными кучками. (Адона Римские древности 2: 179, 180). В пользу такого чтения текста служит и то, что на Дунае нужно было именно иррегулярное, лёгкое, войско, всегда готовое отражать задунайских неприятелей империи. У Адона и Усуарда Юлий изображается так: cum esset veteranus et emeritæ militiæ. 280 Греческие акты мученичества их известны были Алляцию, de Symeonum scriptis р. 121. Латинские акты изд. у Руинарта 3, 375–380. Греческий текст изд. у Папеброха Act. sanct. sin. 3, 247. Страдания Никандра и Маркиана совершились в нижней Мизии, там же, где пострадали св. Пасикрат и Юлий; в тех и других деяниях и префект – тот же, и одинаковое действие его и тот же св. Пасикрат с его братом. В менологе Василия сказание о св. Никандре и Маркиане под 7 июня близко к показаниям записки о их мученичестве, но сказание синаксаря под 8 июня выставляет многое, чего вовсе нет в актах. 282 О славянах Дуростола и соседних с ним мест см. июля 18 пр. 10. Дуростол у Птоломея, Дуростеп на Пефтингеровой карте, Диристра и Дристра у византийцев, Дрествин в русск. летописях, у турков Силистрия, по древнему названию своему – город славянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лукиллиана и с ним 4-х отроков; в том же месяцеслове: «есть неякий Lucianus давний, за дней Апостольских – Акты – янв. 8, т. I, л. 459, глав 5, того тут положити», в Актах два жития, Святитель передал первое, составленное епископом Одоном; 4-го – св.м. Конкордия «от Мартиролога», и в тот же день свв. «Летопись о Ростовских Архиереях», изд. ОЛДП, с. 41 –42, 204 и 253. мм. Фронтасия, Севериана, Северина и Сильвана, ссылка та же, но оба жития заимствованы из Актов (январь, I, 9), где житие св. Конкордия, и январь I, 79, где страдание свв. мучеников; 6-го – свв. дев-мучениц Архелаи, Феклы и Сусанны (Акты, январь, II, 192); 7-го – св. Маркелла, папы Римского и в тот же день св. Маркеллина; оба жития заимствованы из Актов (январь, II, 5), где исследование и акты Маркелла, и апрель III, 412–414, где житие Маркеллина; 10-го – св. Вассиана, еп. Лавдийского; в месяцеслове: «зде положити Вассиана, епископа Италийского, Акты янв. II, 221», там vita, свободно переданная Святителем; 20-го – св. Левкия исповедника, в месяцеслове: «Акты янв. I, 667 и 669», здесь два жития, краткое и полное, и фрагмент из третьего, Святитель передает полное житие и отрывок; 21-го – св.м. Иулиана Тарсянина, в Прологе и месяцеслове: «Акты, март II, 421»; здесь commentarium и акты, взятые из 47-й гомилии И. Златоуста; Святитель пользуется главным образом синаксарем из Минология имп. Василия (§ 2 комм.); – Иулия пресвитера и Иулиана диакона (Акты, январь, II, 1002), там жизнь, написанная неизвестным автором. В Июле: 1-го – св.м. Потита отрока, в Актах два жития краткое – январь, I, 754 и полное – 758; Святитель пользуется обоими; 4-го – св. Марфы, матери преп. Симеона Дивногорца, в Прологе и месяцеслове: «Акты май V, 403», там жизнь, составленная современником; Святитель сделал к ней небольшое добавление из Пролога; 6-го – свв.мм. Марина, Марфы, Авдифакса и иных (Акты, январь, I, 214 и 219); 9-го – св. Панкратия Тавроменийского, в Прологе и месяцеслове: «Акты, апрель I, 237, две главы»; здесь, после введения, sermo encomiasticus инока Григория; Святитель пользуется и ею, и введением; 13-го – св. Иулиана, еп. Кеноманийского (Акты, январь, II, 761), где пространное житие, изложенное Святителем с сокращениями; 16-го – св.м. Иулии девы, в списке ex SS Actis «май V, 167–170», где ее мучение, довольно подробно изложенное Святителем; 28-го – св.м. Иулиана «Акты, январь II, 767»; 30-го – св. Уалентина еп. и иже с ним; в списке ex. SS Actis «февр. II, 754», там двои акты, Святитель взял первые; – св.м. Полихрония и иже с ним; в своем житии Святитель соединил несколько актов, взяв их, как видно из списка, ex SS Actis из этого источника, именно – акты Полихрония – февраль, III, 5 и прочих апрель, II, 375 и III, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Анастасии (Акты, март, II, 40), где введение и жизнь свободно переданная Святителем; 15-го – св.мм. Агапия, Пуплия, Тимофея, Ромула, Александра и Дионисия, в Прологе: «Акты, март III, 478», здесь выдержка из третьей книги Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках», которая довольно близко и передана в Житии; 16-го – св. апостола Аристовула, ей. Британийского, согласно с Проложным сказанием, но заметка после жития указывает, что Святитель писал по Актам (март, II, 374), где synopsis historica, собранная из разных источников; в Прологе на Акты есть ссылка; – м. Савина, в Прологе: «Был 13-го числа, в Чет’е страдания его 13-го, Сурий, т. II, л. 249, Акты март, И, 259», но содержание жития исчерпывается теми сведениями из Минология и древних Миней, которые имеются в Актах; 21-го – св. Фомы, патр. Цареградского, в Прологе: «Акты, март III, 91», там commentarium с выдержками из Минология ими. Василия и жития преп. Феодора Сикеота, Святитель сделал в конце небольшое добавление из какого-то неизвестного нам историка; 27-го – св.м. Матроны Фессалонийскиа, в Прологе: «Акты, март II, 396», там сведения, собранные в sylloga historica из разных источников, по которым Святитель и составил житие. В Апреле: 7-го – преп. Георгия исповедника, митроп. Милитинского, в Прологе: «Акты – апрель I, 668», здесь commentarium со сведениями из Минология, Анфологиона и актов, Святитель использовал лишь часть этого материала, выбрав наиболее назидательное; 9-го – свв. апостолов Иродиона, Агафа, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермила, в Прологе: «Акты апр. I, 741»; собранные здесь, в историческом обзоре, сведения дополнены Святителем из Деяний апостольских (гл. XI, 27 и XXI, 11) и из Сурия; 18-го – преп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита , в Прологе: «Акты, апр. II, 583», здесь одно введение с отрывками из разных источников, на основании его Святитель написал и житие и примечание к нему; – св.м. Иоанна нового (Акты, апрель, II, 609), где акты из греческого Анфологиона и введение к ним; 29-го – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010