Святые мученики Шарбел и Барсамья, пострадавшие, вероятно, при Декии в середине III в. Акты написаны в конце I в. и содержатся в рукописи Brit. Mus. Add. 14644 V−VI вв. Историческая ценность посредственная. Издания. Cureton W. Ancient Syriac Documents. London, 1864. P. 41−72; AMS. Vol. 1. P. 95−130; Mösinger G. ACIA SS. Martyrum Edesse orum . Innsbruck, 1874; англ. перевод: Cureton W. Op. Cit. P. 41−72. Исследование. Duval R. Les Acts de Scharbil et les Actes de Barsam YA. JA 8, 14 (1889). P. 40−58. Святые Гурий, Самон и Авив, мученики, пострадавшие при Диоклетиане. Акты первых двух мучеников содержатся в рукописи Jems. Monast. S. Marci XV в., акты третьего – в рукописи Brit. Mus. 952.20. Авторство этих актов приписывается некоему Феофилу. Однако, поскольку показания очевидцев и акты архивов вымышлены, то позволительно сомневаться в истинности мученических актов. Издания. Rahmani I. E. Acta sanctorum confessorum. Guriae et Sham onae Exarata syriaca ungua a Theophilo Edesseno a. Chr 297. Romae, 1899; Burkitt F. C. Euphemia and the Goth, with the Acts of martyrdom of the Confessors of Edessa edited and examined. London, 1919 (два первых мученика); Cureton W. Ор. Cit. 73−86; AMS. Vol 1. P. 144−160; древние гр. и лат. переводы: von Gebhardt О. Die Akten der edessenischen Bekenner Guijas, Samonas ud Abibos. TU 37, 2. Leipzig, 1911. S. 2−228; древний арм. перевод: Ter Mkertschian G. Ararat, 1896; Vardanian R. L. Händes Amsorya 36 (1922). P. 471−484; англ. перевод: Cureton W. Op. cit. P. 72−106; рус. перевод: Фесенко Е. И. Одесса, 1910; новый лат. перевод: Rahmani. Op. Cit. Исследования. Von Gebhardt О. Op. Cit.; Baumstark. S. 28−29. § 142. Персидские мученики Святой Берихишо со товарищи, убиты в 327−328 гг. Акты, приписываемые некоему всаднику по имени Исайя бар Хаддаво, не отличаются ни древностью, поскольку относятся к VII в., ни правдоподобием. Издание. ASM. Vol. 1. P. 211−224; AMS. Vol. II. P. 39−51. Другой документ, изданный: ASM. Vol. 1. P. 225−230 и AMS. Vol. 2. P. 51−56, по-немецки Braun О. Op. cit. S. 1–4, сообщает, что некоторые персидские мученики, убитые в 339−340 гг., почитались у верующих Эдессы. Насколько правдоподобно это сообщение, сказать сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

    Западные ученые: Гонорат и за ним Бинтерим делят их на пять классов:     I. К первому классу относятся судебные протоколы в собственном смысле (аста aumographa iudiciaria, praesidialia); они писаны судебными писцами (нотариусами) во время самого суда и в них записывались вопросы судей и ответы подсудимых и наконец судейский приговор. Копии с этих актов дорогою ценою приобретались христианами от публичных писцов; так за акты Прова, Тараха и Андроника заплачено около 200 динариев. Были случаи, что судебные писцы были тайными христианами и в таком случае копии с мученических актов они приносили в дар епископам. По окончании яке гонения, конечно, некоторые акты, сохранившиеся в архивах, были удобно приобретаемы и распространяемы христианами. По приобретении сего рода актов епископы или другие церковные лица присовокупляли предисловия, в коих сообщались сведения о состоянии, звании и образе жизни мученика, затем привносились в акты сведения о твердости его среди мучений и об образе его кончины. У Рюинарта в собрании мученических актов есть 18 актов собственно судебных протоколов. Но ныне их известно еще более.     II. Второй класс составляют самими мучениками в темнице записанные судебные процессы и приключения с ними. Таких актов дошло немного до нас; таковы акты Перпетуи и Фелицитаты (1 февр.), таковы послания св. Дионисия александрийского к Герману и Фабию (Евсевия кн. VI, гл. 40 и 41).     III. К третьему классу относятся акты или истории мучеников, составленные посторонними лицами, очевидцами суда над ними, их страданий и смерти. Такого рода истории касаются частнейших подробностей дела, исполнены глубокого чувства скорби и с особенным красноречием изображают подвиги святых страдальцев. Такова история страданий святителя Киприана карфагенского, написанная диаконом Понтием, история страданий Февронии, переданная игумениею ея Фомаидою. В собрании Рюинарта находится до 12 актов сего рода. Еще папа Климент I поставил по различным округам Рима тайных писцов или нотариусов, которые должны были записывать, что ежедневно совершалось мучениками в темницах или на публичных местах суда и казней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

192 Письмо 26. С. 101; письмо 28. С. 106. 193 Fechtrup. Op. cit. S. 46. 194 Письмо Целерина к Лукиану, между письмами Киприана. С. 73. 195 Послание к Фабию. См.: Евсевий. VI, 42. 196 Дионисий у Евсевия, VI, 41. 197 Там же. VI, 41. 198 О падших. С. 147—149. 199 Письмо Калдония к Киприану, между письмами Киприана. С. 61. 200 О падших. С. 149. 201 Письмо 27 Киприана к пресвитерам. С. 101. 202 Между письмами Киприана. С. 83 (Твор. Киприана. Т. I). Aspice totum orbem poene vastatum, et ubique jacere dejectorum reliquias et ruinas. 203 Fechtrup. Op. cit. S. 64, 65. 204 Письмо 25 к клиру. С. 90. 205 О падших. С. 146. 206 Там же. С. 150—151. 207 О падших. С. 147. 208 Там же. С. 146—147. 209 Об одежде девственниц. С. 135 (Творения Киприана. Т. II). 210 Послание к Фабию. См.: Евсев. VI, 41. 211 Письмо 8 к мученикам. С. 41, 44—45. 212 Письмо 20 к Моисею. С. 107. 213 Ruinart. Acta martyrum. P. 188—198. Евсевий (IV, 15) ошибочно относит Пиония к мученикам времен Марка Аврелия. Причиной ошибки было то, что в собрании мученических актов, бывшем под руками Евсевия, сказание о Пионии помещено было вслед за сказанием об известном мученике Поликарпе Смирнском. 214 Ibid. P. 189, 196. 215 Кейм называет акты Пиония решительно подложными (Aus dem Urchristenthum. S. 140). Ревиль замечает, что по форме и существу рассказа акты эти не заслуживают веры: minima fide digna sunt (De anno dieque quibus Polycarpus martyrium tulit. P. 31). Но эти отзывы слишком скептичны. 216 Ruinart. Op. cit. P. 199—202. 217 Ахатий, по-видимому, искаженное имя Акакий 218 В науке редко встречаются обстоятельные исследования второстепенных актов мученических, на них мало обращается внимания. Такую же участь разделяли и акты «Ахатия», но не так давно они обратили на себя внимание Герреса, который напечатал о них интересную и обстоятельную статью. Вот главное содержание этой статьи: Геррес удивляется, почему до последнего времени акты Ахатия пренебрегались в науке, несмотря на то, что они очень интересны; затем заявляет, что он пришел к следующим двум выводам касательно этих актов: I) акты эти есть подделка, произошедшая в позднейшее время, и II) тем не менее Ахатий — личность историческая, действительно мученик гонения Дециева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

Большое разнообразие демонстрирует и форма этих произведений. Среди них встречаются: послания, направленные другим христианским общинам (таковы «Мученичество Поликарпа» и «Послание о лионских мучениках»); биографические произведения («Житие Киприана», написанное Понтием); почти не несущие следов редакторской работы протоколы допросы («Мученичество Юстина» или «Акты скилитанских мучеников»); романизированные тексты («Страсти Мариана и Иакова»). Особого упоминания заслуживают анекдотические «Акты Акакия», уникальные тем, что заканчиваются не смертью мученика, а его оправданием: император Деций, которого развеселила тупость проконсула Маркиана, не понявшего почти ничего из сказанного Акакием, приказал отпустить христианина на волю. Конечно, всерьез отстаивать историчность этого текста невозможно, но «Акты Акакия» вполне годятся для того, чтобы продемонстрировать необычайную жанровую вариативность этой литературы 28 . Все же, несмотря на разнообразие жанров, ранние агиографические тексты, как правило, условно делят на два типа: acta martyrum (деяния или акты мучеников) и passiones (страсти; иногда их называют мученичествами). Acta по преимуществу диалогичны: их ядром является запись допроса мученика римским магистратом, скопированная с судебного протокола, хранившегося в архиве или сделанная каким-то владевшим стенографией христианином, который присутствовал на суде 29 . Мы знаем, что эти документы были доступны и с них можно было снимать копии. Некоторые из ранних агиографических текстов в самом деле имеют большое сходство с официальными документами, известными нам, например, по египетским папирусам. Многие вопросы, которые задают обвиняемым христианам римские наместники, вполне соответствуют реальной судебной процедуре; в некоторых текстах встречаются даже устойчивые слова или выражения из судебной практики вроде современных «ввели в зал суда», «огласили протокол» или «привели приговор в исполнение». Однако перед нами, безусловно, не точная копия римского официального документа: часть вопросов пропущена, а ответы христиан часто редактировались для того, чтобы показать их смелость перед лицом смерти или скорректировать их богословские взгляды 30 . Редактор добавлял к этому протоколу краткое введение, где сообщал о обстоятельствах ареста христианина или группы христиан, времени действия, имени проконсула и пр., и заключение, рассказывающее о казни мученика и содержащее литургические славословия. Эта основная схема могла быть усложнена дополнительными вставками и отступлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 4. Почитание святых мучеников в античном христианстве Античнохристианский культ мучеников являлся специфическим феноменом, который по своим существенным характеристикам значительно отличался от почитания святых мучеников в Православии и католицизме, обретшего немало своих черт в эпоху средневековья. Доныне в научной литературе преобладает стереотип тождественности античнохристианского и средневекового культа мучеников. Во многом это обусловлено тем, что исследователи при изучении явления мученичества в первые века существования христианства почти не обращали внимания на формирование культового комплекса вокруг почитания мучеников, скупые сведения источников о нем трактовались слишком широко и обобщенно. К тому же следует учитывать и определенную заангажированность ряда авторов в отношении почитания тех мучеников, которые были объявлены святыми покровителями целых стран и отдельных регионов, городов. Для исследования проблемы необходим анализ широкого круга исторических источников (литургические документы, каноны Поместных Соборов, данные патристики, акты и пассионы мучеников, составленные в IV–V вв., эпиграфические источники, материалы императорского законодательства и др.). Источниковедческий анализ позволяет принять ряд иных датировок некоторых источников и изложенных в них событий (послания священномученика Игнатия Антиохийского , казнь священномученика Поликарпа Смирнского и др.), отличных от традиционных. Это важно не только для изучения проблемы раннехристианского мученичества, но и для исследования становления епископальной Церкви в раннем христианстве. Но в данном случае датировки казни священномученика Поликарпа Смирнского и посланий священномученика Игнатия важны для определения истоков почитания мучеников в раннем христианстве. Дело в том, что священномученики Игнатий и Поликарп были современниками. Сохранилось письмо Игнатия к Поликарпу, епископу Смирны. Дошли до нас и их пассионы. Проблема авторства и датировки посланий священномученика Игнатия Антиохийского давно привлекала внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толпа требовала, чтобы Поликарп был отдан на съедение зверям в амфитеатре, и когда это желание не было исполнено, так как амфитеатр был закрыт по случаю окончания праздника, то народ единодушно потребовал, чтобы Поликарпа сожгли заживо. Это требование не встретило отпора со стороны властей (гл. XII). Народ быстро набрал хвороста и дров — в этом случае показали себя особенно деятельными иудеи (в субботу?!). Поликарп разделся и разулся. И когда хотели его пригвоздить, то он сказал: «Оставьте меня так». Поэтому его только связали и положили на костер (гл. XIII). Потом он произнес молитву к Богу, в которой изобразил себя как жертву, приносимую во всесожжение Господу (гл. XIV). Наконец костер зажжен. Огонь как бы принял форму паруса, надуваемого ветром. Это чудо, замечают акты, видели многие свидетели и пересказали его другим. При этом было ощущаемо благоухание, как будто бы сжигали ладан. Тело мученика не поддавалось действию огня, поэтому один из служителей казни пронзил мученика мечом. Вслед за этим из костра вылетел голубь, а кровь из тела мученика излилась в таком обилии, что потушила пламя костра (гл. XV, XVI). Христиане хотели было взять тело Поликарпа, но это им было не позволено под тем предлогом, чтобы христиане не стали поклоняться Поликарпу, оставив Распятого. Эту мысль акты опровергают, замечая: они не понимают того, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, который пострадал за нас, ни поклоняться кому-либо другому, ибо Христу мы поклоняемся как Богу, а мучеников достойно любим, как учеников и подражателей Господа (гл. XVII). После этого сотник положил тело Поликарпа в огонь и оно сгорело. Христиане собрали кости мученика и положили где подобало и решили совершать праздник в воспоминание о мученике, в научение себе и назидание (гл. XVIII). Затем акты восхваляют мученический подвиг св. Поликарпа (гл. XIX): указывается то, что это описание мученичества Поликарпа сделано вследствие желания христиан филомелийских подробнее узнать о событии; внушается, чтобы это послание, при прочтении его филомелийцами, было разослано по другим Церквям, наконец, следует славословие Богу (гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Между темъ и самъ еще более радостный, по причине (мученической) смерти своихъ (чадъ), приводится издалека  къ неистовствующему проконсулу. На вопросъ объ образе жизни онъ ответилъ: «я — чтитель Единаго (Бога), сообщаю людямъ святыя таинства Христа Спасителя». Тотъ  на это говоритъ: «довольно уже (и этого) самъ признается (въ вине), отвергая действительность Юпитера; палачи! Приготовьте мечъ; пусть врагъ идоловъ будетъ усекнутъ мечемъ». воздаетъ должную хвалу Богу и, торжествуя, поетъ гимнъ. Печальная Африка оплакала смерть мужа, отъ слова коего она сделалась более просвещенною, коего она славна, а вскоре со слезами воздвигла (ему) гробницу и погребла (его) святые останки. Не плачь о семъ муже! Онъ пребываетъ въ Царстве Небесномъ; но, впрочемъ, не отлетаетъ и отъ земли, не оставляетъ и этого разсуждаетъ, ораторствуетъ, проповедуетъ, учитъ, наставляетъ, пророчествуетъ. И не только руководствуетъ народы но и (все) народы отъ востока до запада, оберегаетъ Галловъ, напаяетъ Британцевъ, помогаетъ , распространяетъ Христа въ дальней Наконецъ, онъ — учитель на земле и, вместе, мученикъ на небе, здесь наставляетъ людей, оттуда же, какъ покровитель, ниспосылаетъ святые дары. Печатается по : Климентъ Петра Цветкова. — М.: М.Г. Волчанинова, 1900. — С. 200–205. Примечания 1. Въ прошломъ году, представленъ былъ въ Духовной Беседе 47, 49, 50, 51, 52) рядъ статей объ«Актахъ святыхъ мучениковъ». Для ближайшаго читателей Беседы съ этими памятниками древности, ныне предлагаются ихъ въ Русскомъ переводе, «Акты св. мучениковъ Тараха, Прова и Андроника», — замечательные, какъ по своей древности, такъ и по обстоятельному исповедничества и кончины святыхъ мучениковъ. 2. Ταξαρχος — начальникъ сотеннаго отряда (Du–Cange, Glossarium ad Script. Graec. sub voce Ταξαρχος). 3. Κορνιουλριος — Cornicularius объявлялъ и судьи и во всемъ прислуживалъ ему во время судебнаго (Du–Cange, Glossarium M. et inf. Latinit. sub h. voce). 4. Греч. γυναιμιαι: слав. въ некоторыя женшца — уменьшительное имя женщины. Проконсулъ называетъ съ такимъ благочестивыхъ женъ, которые собирали останки и, умастивъ ароматами, благоговейно погребали. 5. Вероятно проконсулъ имелъ въ виду подложные Акты Пилата о суде надъ Христомъ, вымышленные язычниками во время и особенную гласность во время Максиминова Ист. кн. I. гл. 9 и кн. IX, гл. 5). 6. Между прочимъ этими словами подтверждается та мысль, что допросы св. мучениковъ происходили не въ 290 году (какъ полагали некоторые толкователи, основываясь на некоторыхъ списковъ: въ консульство и потому что въ эту пору опустошаема была варварами, а въ последующее время, только не позже 304 года. 7. С. Ассеманъ (vid. Bibliothec. Oriental, tom. 3, par. 2. pag. 54.) думаетъ, что сей есть тотъ самый, память котораго Греческою празднуется 1 Ноября. Но поскольку въ сей день не упоминается о сестре его то Ассемана сомнительно. 8. Святые не хотели нарушить Апостольской заповеди (см. Деян. 15, 29. Евсев. Ист. Церкв. Кн. 5, гл. 1).

http://predanie.ru/book/69877-mucheniche...

мучеников и чтил их; мучение свв.мм. Аникиты и Фотия, взятое Сурием из древнейшего кодекса (V, 23), в Четиих-Минеях, 12 августа, источник не указан, но содержание жития соответствует Сурию; житие св. м. Ипполита, 13 августа, есть эпизод из жития св.м. Лаврентия (Сурий, IV, 607, §§ 23–25), данный Святителем в очень близком переводе; житие свв.мм. Адриана и Наталии, взятое Сурием (IV, 147) из древних кодексов и почти буквально переданное Святителем, в Четиих-Минеях источником названы Макарьевские Четии-Минеи, но там (август лл. 1104–1109) неисправный список жития со значительными пропусками, которые и восстанавливаются по Сурию, недаром к словам «от великия Четии-Минеи» (26 августа) прибавлено Святителем: «и от прочих». 181 Правда, то же как будто житие и у Сурия (I, 759), на которого ссылка в первом месяцеслове, но там житие с именем Метафраста и уже одно умолчание о нем свидетельствует, что Святитель пользовался не Сурием. 182 Есть в ВЧМ (апрель, л. 52а) и славянский перевод той же, что и в Актах, редакции, но Святитель им не пользовался. 187 Сюда, кроме разобранных сейчас и указанных ранее житий, относятся: 24 января – житие св. Евсевии-Ксении, «из древних рукописцев греческих и от Метафраста исследованное», но из Метафраста (Сурий, I, 615) взято только начало, все остальное содержание жития соответствует Актам (янв. II, 599); 7-го февраля – преп. Луки Елладского (Акты, февраль, II, 83); страдания 1003-х мучеников (Акты, февраль, II, 19); 20-го февраля – житие св. Льва епископа Катанского (Акты, февраль, III, 222). (В первом месяцеслове Типографской рукописи о сем святом пометка: «о том поглядишь, т. 4, л. 190 (Сурия), там якого Леона», но там, кажется, та же редакция; по содержанию житие вполне исчерпывается Актами и служебной минеей, на которую ссылка на полях); 6-го марта – св.м. Конона и сына его Конона во Исаврии пострадавших, «из рукописцев греческих и из Минеи-Четьи»; Святитель воспользовался актами recentiora (Акты, май, VII, 4, гг. 1–5) и дополнил содержание их из ВЧМ (март, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Между тем как язычники – говорят акты – удручали исповедника продолжительностью и тяжестью пыток, он с твердостью противостоял им, так что даже не объявил ни своего имени, ни народа, ни города откуда он, ни того, раб ли он или свободный, но на все эти вопросы отвечал только: я христианин». Это ожесточило мучителей, и они так тиранствовали над мучеником, что «все тело его сделалось раною и язвою, все стянулось и потеряло человеческий образ». Акты далее рассказывают о страданиях епископа Лионского Пофина. Он был стар, едва переводил дыхание, но он оставался твердым и мужественным. Его били, ругали, бросали в него что попадалось под руку, наконец ввергли в темницу, где он и умер. Таково содержание первой части актов; во второй рассказывается о мученической кончине исповедников. Продержав известное время в темнице, исповедников снова подвергли пыткам и наконец предали смерти. Так как подоспела ярмарка в Лионе, 93 во время которой здесь открывался амфитеатр и производился бой зверей, то большая часть мучеников была отдана на растерзание зверям в амфитеатре. Не составляли исключения и так называемые римские граждане, которые, хотя по прямому приказу императора и обречены были на почетную казнь от меча, но из угождения толпе сделались жертвой амфитеатра, т.е. отданы зверям. В принятии мученической кончины между другими особенно прославились мужеством Санкт и Бландина. Бландина предстает пред глазами читателя с мальчиком Понтиком лет пятнадцати, братом своим. Понтик, несмотря на свои отроческие лета, перенес с воодушевлением все муки, среди которых и испустил дух. Сама Бландина, по словам актов, пострадав под ударами бичей, под челюстями зверей, на разженной сковороде, наконец была окутана сетью и брошена волу. Животное долго бросало ее вверх, и среди таких мучений она скончалась. Акты замечают, что язычники не ограничились истязаниями мучеников заживо, они издевались и над самыми трупами их. «Тех, которые умерли в темнице – говорится здесь – язычники бросали собакам и стерегли останки днем и ночью, чтобы мы не погребли их; потом выставляли на показ части мучеников, оставшиеся от зверей и от огня – то истерзанные, то обуглившиеся. Затем тела мучеников, различным образом поруганные и остававшиеся на открытом воздухе в продолжение шести дней, безбожниками были сожжены, превращены в пепел, который и высыпан в реку Рону. И это делали язычники для того, чтобы мученики не имели надежды на воскресение «Теперь посмотрим, говорили они, воскреснут ли они, и возможет ли Бог помочь им». Акты в заключение указывают на глубокое смирение мучеников: «несмотря на то, что они претерпели всевозможные мучения, и сами они не назывались мучениками, и нам не позволяли себя называть этим именем; напротив, негодовали, если кто в письме или разговоре называл их мучениками, – мы только слабые и смиренные исповедники», говорили они о себе и просили братий молиться за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся ко времени исполнения первого Диоклетианова указа; именно, проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Святое Писание? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа Африканского Феликса, в Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Святого Писания, но Феликс отказался. Затем епископ был переправлен через Средиземное море на суд к самому императору Максимиану, но так как его там не застали, где надеялись застать, то Феликс был представлен к проконсулу в Апулию, где ему проконсул опять предложил вопрос: почему ты не выдаешь св. книг? Или не имеешь их? Очевидно, события происходили при действии первого указа Диоклетианова. Феликс был усечен мечом. Вообще нужно сказать, что в Африке было много мучеников. Впрочем, иногда начальники относились к христианам без особенной строгости. Так, нам известны следующие примеры, показывающие снисходительность властей к христианам. Когда некоторые сенаторы карфагенские заявили проконсулу, что епископ Менсурий при отобрании св. книг из церквей подменил их книгами еретическими, настоящие же св. книги скрыл, проконсул оставил без всякого внимания подобное Или когда нумидийский (в Африке) епископ Секунд отказывался выдать книги Святого Писания, то чиновники заметили ему: неужели нет у него каких-нибудь хоть ненужных книг, которые бы он мог отдать? Также от вышеупомянутого епископа Феликса проконсул требовал лишь ненужных Суровость Максимиана была причиной многих мученических смертей, но эта же суровость послужила для христиан основой к созданию легендарных актов мученических. Таковы акты мучеников Фиваидского легиона или акты Маврикия и прочих мучеников. Рассказ актов состоит в следующем: император Максимиан был жестокий враг христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010