л. 437 об. – 440. Толкование избранных псалмов Давидовых, начиная со 110. Слова пс. 112: Хва.лите отроци Господа истолкованы так: Отроки в сем сдовеси не уных, яко инии мнят, но рабы наричет, такоже бо и Акила, и Симлах (sic), и Феодотион сказаша, и жидове авди глаголют, в словенеск же язык рабы сказает, такоже и сирски; а еже хвалите жидовски аллилугиа – хвалите Господа сказается (выше приб. словен. языком). л. 446. А се указ опитемию. Нач. Да иже хощет исповедати грехи своа, с слезами (да исповесть), яко слезы смирение приносят покаряющемуся, да достоит покаавшемуся попы молити, да поють литургиа. Избавить бо 10 литургиии на 4 месяце опитемии, а 20 литургий на 8 месяць опитемии, а 30 литургии на 12 месяць. То же самое встречается в Номоканоне Иоанна Постника 208 л. 58 (с опущением слова: опитемии), между тем, когда черноризец Кирик прочитал последний пункт из какой-то книги Нифонту спископу новгородскому, то он сказал: Не угодно. См. Пам. росс. Слов. стр. 189. Вслед за пред. выпиской в ркп. читается: То ти год до года, а лето же дасться попови 30 ногат, а за два лете 60 ногат, а за три лета 90 ногат, а самому пост приати, и проч. На последнем листе пасхалия под заглаавием: Апокалипси, видение Иванна Феолога рука и в ней круг солнечный на 28 лет, доводящь до будущаго века. Сверху толкование стиха: Видех жену стоящу в солнци и луна под ногама еа. На первом листе киноварью: Златая четь (sic) Сергиева монастыря. 215. (1919.) Стоглав (постановления москов. Собора 1551 г.), полууст. четкий, современный, в четверть, 316 листов, заглавная заставка фигурная с золотом. В 1776 г., по воле преосвящ. Платона, из ризницы взяты в библиотеку 134 книги, в том числе и настоящий Стоглавник писменной (Приб. Оп. 1767 г. 121). С него-то снят список Рум. Муз. CCCCXXVI, принадлежащий келарю Т. Сергиева монастыря Авраамию Подлесову в зри (1642), а не в зри (1600 г., см. подпись под 249). Впереди также оглавление и копия с грамоты царевича Феодора Борисовича (21 сент. 1599 г.) к духовному отцу Т. Серииева монастыря старцу Варсонофиио Якимову. Равно и в конце, после 101 главы, содержащей соборный приговор о вотчинах (изд. отселе в Акт. Археогр. Экспед. т. 1, 227), присовокуплены некоторые выписки из правил вселенских Соборов, а в заключение замечены годы преставления всероссийского митрополита Алексия и Сергия игумена радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

книг Царского» стр. 438. 7 Мнение это высказано в «Истории русской церкви» преосвящ. Филарета Черниговского (период IV, изд. 4, 1862 г., стр. 145), недавно повторено и развито в сочинении И. Сырцова «Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в.» («Прав. Собеседн.» 1880 г. Февр., стр. 150–151). 8 Расходная книга печатного двора 38 л. 3; также книги 35 л. 1. 36 л. 2 об., 39 л. 655, 656. 10 Царь писал м. Никону: «Да еще буди тебе великому святителю ведомо: во дворец посадил Василия Бутурлина марта в 17-й день; а князь Алексей бил челом об отставке, и я его отставил, а ныне добре болен» (Акт. археогр. экспед. т. IV, стр. 86). 11 Недоразумение произошло от того, что князя Львова, начальника печатного двора, считали за одно лицо с тем князем Львовым, который, по соборному определению 1655 г., сослан был в Соловки и участвовал здесь в возмущении монахов против церковных исправлений. Но в Соловки сослан не боярин и дворецкий князь Алексей Михайлович Львов, а стольник князь Михаил Васильевич Львов («Материалы для истории раскола» m.III, стр. 100–106). Свое заключение основываем на следующих данных. 1) При разборе денежных расходов за целый 162 год, на счет царской казны отнесен расход на издание только тех книг, печатание которых закончено или начато было в первые пять месяцев 162 г. Приводим интересную о том запись: «И всего 162 г. с 1 сентября по 1 сентября 163 г. дано жалованья справщиком и подьячим и мастеровым и в розницу 2603 р. 21 алтын 1 денга. И из того числа государева жалованья справщиком и подъячим и всякаго разнаго чину мастеровым людем и сторожам, на книги евангелия напрестольныя, на часовники, на минеи общие, на псалтыри учебныя, на триоди постныя положено 831 р. 24 алт. 4 д., а 1771 р. 30 алт. не положено (потому), что по государеву цареву и великаго князя Алексея Михаиловича всея Русии указу велено книжный печатный двор со всем заводом описав отдать великому государю святейшему Никону патриарху московскому и всея Русии» (кн. 54 л. 91 об. 92). 2) С половины декабря 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

174 См. издание Нового Завета на гр. языке, по рукописям московским, составленное Маттием Enang. Luc, р. 180. 181. Acta Apostol, p. 94. 95. 176 В 1532 г. писаны им известные «словеса инока, в темнице затворен и скорбя, имиже себе утешаше и утверждаше в терпении». 179 См. Чин поставления м. Иосафа (в 1539 г.), в Акт. Археогр. Экспед., т. I. 158. Исповедание, стр. 161–162. А в начале XVI ст. в этом исповедании читалось: «отрицаюся же и проклинаю Григориева Цамвлакова раздрания, якожь и есть проклято; такожде отрицаюсь Исидорова к нему приобщения и ученика его Григория раздирателя и их позволения и соединения к латинству, с нимиже и Спиридона, нарицаемаго Сатана, взыскавшаго в Цариграде поставлении (в 1474 г.) в области безбожных Турков поганаго царя; такожде и тех всех отрицаюсь, еже по нем когда случится приити на Киев от Рима латинскаго, или от Царьграда турецкия державы. Во всём же последую и повинуюся Преосвященному Господину моему Симону Митрополиту всея Руси... и еже по нем бывающим Митрополитом, по повелению Государя В.К. Василия Ивановича всея Руси». См. Рук. Иосиф. Волоколам. мон. под 286, л. 145. 180 См. грамоту от имени малолетнего Ивана Васильевича в Дионисиев Глушицский монастырь о воспрещении приобретать вновь вотчины, в июне 1535 г. Ист. Росс. Иерарх., т. III, стр. 713–714. 184 Сказания Курбского. Изд. 2, стр. 263 и след. Последнее письмо Курбского, в котором говорится о той же книге, напечатанной без имени лица, к которому оно писано, должно быть, к тому же Мамоничу, стр. 302. 187 В надписи послания сказано: «от Святое Афонское горы скитствующих и о царствии Христове нудящихся, от страны вашее, вам поспешников и молитвенников». 188 Сии сочинения находятся между ркп. Гр. Толстого отд. II. 398. и Царского 75. К полемике против Скарги вызывал аф. иноков сам Патриарх Алекс. Мелетий, препровождая к ним книгу иезуита, полученную от Гедеона Балабана, Е. Львовского. Это видно из сочинения Христофора: Зачанка мудраго латинника с глупым Русином в деспутацыю. Ркп. принадлежит Князю Μ.А. Оболенскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   На лицевой стороне этой иконы внизу находится троякая подпись: славянская, под нею – греческая греческими буквами и еще ниже – такая же греческая полуславянскими буквами. Представим две первые: «Образ писан в лето 6501 (т. е. 993) Симеоном иеромонахом.Древнейшею представляется по буквам подпись средняя – греческая, а в верхней и нижней буквы кажутся очень недавними (Восток. Опис. Румянц. муз. С. 220 (88); Макар. Свед. об иконе Х в. в нижегор. Благовещ. монаст., напеч. в Записк. Археол. общ. Т. 3. Засед. 6—8. Прилож. С. 73—74 (177)).     Фундукл. Обозр. Киева в отн. к древн. С. 57—59 (211).    Подробнее о мозаике, фресках и храмовой иконе Киево-Софийского собора см.: Евген. Опис. К.-Соф. соб. 19—21, 42—46 (115); Фундукл. Обозр. Киева. С. 37—43 (211); Сквори. Описан. К.-Соф. соб. по возобновлении его. С. 14—19, 36— 49 (261); Крыжановск. Киевск. мозаики в Записк. Археолог, общ. Т. 8. С. 235—260 (162); он же. Киево-Софийская стенопись в Северн, пчеле. 1853. 147,148 (161).    Описание новгородского образа святой Софии см. в Опис. К.-Соф. собора. С. 21—22 (115). А слова Сильвестра – в Акт. археогр. экспед. 1. С. 248 (65); Москв. собор, на еретик. XVI в. С. 20. М., 1847 (193).    Например: «В лето 6849 (1341) архиепископ Новгородский Василий покры св. Софию свинцем, что была погорела, и иконы исписа, и кивот доспе» (Собр. р. лет. 3. 80 (228)). Или: «Лета 7214 (1706) повелением преосвященнаго Иова митрополита... в соборной церкви Премудрости Божий святыя образы, местные и в тяблех, и около столпов, и в приделех починили и олифили» (там же. С. 276).    П. собр. р. лет. 3. 211 (228); Метафраст. Опис. новг. Соф. собора. С. 6—14, 28—31 (190).    О мозаических изображениях Киево-Софийского собора преосвящ. м. Евгений заметил, что «они доказывают терпеливость художников в подборе цветных стекол, но не доказывают вкуса в выборе рисунков и предметов» (Опис. К.-Соф. соб. С. 31 (115)). Но фрески этого собора по искусству стоят еще ниже мозаики.    Разумеем греческий месяцеслов, изданный по повелению императора Василия, с лицевыми изображениями святых (Menologium Graecorum... ed. Urbini, 1727 (378)), и другой греческий месяцеслов, составленный в Х столетии неизвестным, также с изображениями святых (Allamius. De libr. Eccles. Graec. dissert. 1. 84 (328)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

63. 1448 г. апреля 11. Благословенная грамота ростовского архиепископа Ефрема старцу Кассиану на игуменство в Кирилловом монастыре Из Актов Археогр. Экспед. т. I, 40, где издана со следующей легендой: «Подлинник найден в архиве Кирилло-Белозерского монастыря; писан на листе хлопчато-бумажном, длиной 3½, шириною 3 вершков; в конце привешена из черно-желтого воска небольшая архиепископская печать, на суровых нитках». Благословение Ефрема, владыки ростовского и ярославского и белоозерского, в ограду святой Богородицы, в Кириллов монастырь, сыну моему старцу Касьяну. Прислали ко мне старцы Симан, Михайло и вся яже о Христе братья Кирилова монастыря свою грамоту, со своей братьей со старцами Игнатьем да Маркелом, о тебе, а просят, сыну, у меня, чтобы мне тебя пожаловать, благословить к ним на игуменство: и аз, их деля прошения и моления, тебя пожаловал, благословил у святой Богородицы в Кирилове монастыре быть игуменом и у святой братьи; и ты, сыну, по божественным святым правилам, церковные дела и игуменские все оправдания и духовные дела промежи святой братьей и монастырской все управливай, опроче божественные святые службы, да и попеченье, сыну, имей о великом Христовом стаде, как бы ти их души поставить чисты и непорочны на страшном Христовом суде, занже, сыну, о их душах тебе ответ воздать; да моей бы ся еси, сыну, грамоты не ослушал, Христову паству паствил; а как, сыну, ажо даст Бог обизряся так у меня, у своего епископа, буди, и аз, ажо даст Бог, по божественным святых Отецов правилам, хочу с тобой сотворить беседу духовную о всех церковных делах и духовных и благословить тебя. А милость Божья и пречистой Богородицы и великого чудотворца Леонтия на тебе и на святой твоей братье. А писана грамота на Москве, месяца апреля в 11 день, в лето 6956, индикта 11. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

129. Митрополичья наказная грамота о монастырском общежитии Из синодального сборника 562, л. 99–101; издана была, по тому же списку в 1-м томе Акт. Археогр. Экспед. под 381. I. Ср. легенду 127. ПОСЛАНИЕ ОТ МИТРОПОЛИТА, ПОЧЕМУ ХОДИТЬ APXIMAHДPUTY С БРАТИЕЙ В ОБЩЕМ МОНАСТЫРЕ Се аз… митрополит всея Руси, даль семь сию свою грамоту в пречестную обитель, во общий монастырь… архимандриту… и священноинокам и инокам, и всей еже о Христе братии того монастыря. Что ми били челом, а сказывают, что у них преже было в монастыре богарадное общее житье чинно и уставно, о Христе с любовью о всем; а ныне деи грех ради наших, по последнему сему времени нужному и неустроений ради земских, учало у них быть тое житье не уставно, не по преданию святых Отцов общего житья чина же и устава, и от некоторой братии развратно. И аз… митрополит всея Руси дал сем сию свою грамоту в ту пречестную обитель сему архимандриту… и всей еже о Христе братии, пребывающим ныне в том монастыре, также и по сем кто ни буди в том монастыре архимандрит и священноиноки и иноцы того монастыря, да держат и ходят по сей моей грамоте впрок, держачи общее иноческое житие, по преданию иноческого чина же и устава, имеюще благоповиновениие о всем к духовному своему настоятелю архимандриту; а он всяко с любовью духовной должен есть попечение иметь о их спасении и о всем монастырском строении и о братней потребе, и трапезой завсе соединяться с ними, кроме своей кельи; а опрично общие монастырские братские трапезы, по обще-монастырского жития начальству, иные трапезы да не имеет, кроме братии, разве приходящих великих гостей, и то да будет по чину. А держит как игумен, так и все братия общее богарадное житие, а всякий приход монастырский, милостыни ли, молебны ли, или сорокоусты, или вписы, хлеб ли, или что иное приход монастырский, или товар, то все архимандрит ведает по слову и по совету со всей своей братией. А кого будет таковского брата изобрать монастырский приход ведать и церковное строение, и келаря и купчину устроить, или которого брата на монастырскую службу куда послать: и то все архимандрит избирает и поставляет на всяку вещь, с веданием и любовью всей братии строит и уставляет, кого братья изберут, а по его благословению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

л. 129. Грамота от Царя и В. К. Михаила Федоровича всеа Русии Живоначалныя Троицы в Сергиев монастырь богомольцу нашему архим. Деонисию, да келарю старцу Аврамию Палицыну с братьею, – об исправлении Потребника, напечатана при житии Дионисия и в Актах Археогр. экспед. III. 329). л. 134. Список с речи Троицкаго архимарита Дионисия пред московскими Властями об исключении из известной молитвы слова: и огнем. л. 142 об. Список с речи соборныя апостольския церкви ключаря Ивана, именуема Наседкина, к патр. Филарету, в 30 главах. л. 213 об. Того же Иоанна Наседки обличительная речь о огне просветительном на Антония Подольского, в 35 главах. л. 295. Речь Троицкаго старца Арсения Глухово, или правильнее, Послание к боярину В. М. Салтыкову об исправлении книг. л. 331. Иоанна Наседки изысканное от многих божеств. книг свидетельство о прикладе огня. Глав 40, впереди оглавление. л. 402. Стихиры догматы , поют по гласом, творение Иоанна Дамаскина . На обор. предыд. порожнего листа замечено: Положены зде для тово, что архим. Дионисий повеле пети на литиях по воскресным дням. л. 412. 418. Два послания патриархов александрийского Герасима и иерусалимского Феофана о прилоге: и огнем; первое напечатано при житии Дионисия. Впереди о советовании и беседовании москов. патр. Филарета с Феофаном патр. иерусалимским по тому же предмету. л. 434. Утешительное послание к препод. Дионисию в бедствии. На обор. предыд. порожнего листа сказано: Сие послание обретох в книге архим. Дионисия с прочими иными епистолиями, иже к нему писаны. И аще и не положено имен от кого и к кому, но сила чтомых словес подобится к ево лицу не от кою мудра и знаема ему, утешающе его во времи страдания его; имен же не явил есть настоящих ради времен. В Указателе слав. рукописей моск. Синод. библиотеки, изд. 1858 г. стр. 23, при житии препод. Дионисия 416 упомянуты еще письма его, но это ошибка, равно как и то, что житие Дионисия принадлежало архим. Дионисию. На верхней доске, обтянутой кожей, написано уставом: Книга Живоначалныя Троици Сергиева монастыря, повесть и отчасти о житии и о терпении препод. отца нашего архим. Дионисия. На обороте доски, на самом дереве, помечена глава рав, а в дополнении к Описи 1729 г. на л. 53 823 сказано: 1730 г. апреля в 30 день Троицкого Сергиева монастыря гробовой старец Тихан Москвитин, которой обретается у гроба святителя Серапиона, архиеп. новгородскаго, в книгохранителную полату дал вкладом книгу писменную в полдесть житие и канон препод. отцу архим. Дионисию, глава на ней рак.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

кн. ст.”, I, Отд, 2, 229, 279. 1734 . Мининская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, в гор. Бежецке, Тверской губ. История ее неизвестна; в церкви Введения сохранилась из пусты­ни икона св. Мины. “Твер. губ. в.”, 1851 г., 8 (Церкви и м-ри в Бежецке, в примеч.). 1735 . Мирзин – Покровский, муж­ской, уничтоженный, в окрестностях Переяславля, Владимирской губ., над озером. Существовал в XVI ст.; в нем упоминается строитель Иона в 1520 г. и игум. Козма в 1568–70 г. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 724; “Акты юри- дич.”, 421 (Духовн. 1568 г. Мясоеда Вислого); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1736 . Мироносицкий, женский, со­всем уничтоженный, в гор. Коломне, Московской губ. История его неизвестна, но уже в XVI ст. он находился в запу­стении. В описи Коломны 1577 г. ска­зано: «Внутри же города Девичь мона­стырь, а в нем церк. Св. жен Мироносиц, древена, ветха, без кровли, стоит без пенья, а образов и книг нет; а на м-ре 9 келей, а в них 15 старцов, а питаютца о миру». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 308. 1737 . Мироносицкий, мужской, ны­не кладбище в гор. Пскове, на Завеличьи. О нем упоминается в 1510 г., а в Псков. летописи сказано под 1537 г.: «В лето 7045 поставиша церковь дере­вянную, на скудельнице, св. Жен Мироносиц». Во время осады города Бато­рием в 1581 г. здесь значился храм Жен Мироносиц. В несудимой грамоте, данной в 1623 г. Иоанно-Предтечеву м-рю, граница земель показана, между про­чим, «от Степановского монастыря до Мироносицкого монастыря». После наше­ствия шведов м-рь обращен в кладбище. “Полн. собр. лет.”, IV, 302, 306; “Акты Археогр. Экспед.”, III, 133; Васильев, “Ист. стат. указат. г. Пскова”, 53, 22. 1738 . Мироносицкий на Никольском крестце, мужской, совсем уничтоженный, в Москве, в Китае-го­роде, на Никольской ул. В переписи улиц, переулков и тупиков Москвы в 1626 г., по поводу расширения их, говорится: «По Никольской же улице меж Мироносицкого м-ря и Немчина Юрьева двора Клинкина 6 саж. и в ули­цу принято ½ саж. с одной стороны из Мироносицкого м-ря» и проч. Ратшин, 270; “Переписн. кн. г. Москвы”, 1738–42 г., I, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

210 После храмовой иконы замечательна в последней Феодоровской церкви древняя местная икона Спасителя по твёрдости рисунка и колорита. 212 Во Власиевской также церкви, между прочим, замечательна местная икона Спасителя в облаках, у Которого из ребра, из рук и из ног истекает кровь. 213 В Климентовской церкви находится также храмовый образ священномуч. Ипатия в чудесах из бывшей Ипатиевской церкви на Рогатице. 214 Для Предтеченской церкви храмовая икона была написана греческими иконописцами, при первоначальном устройстве храма в XII веке. Акт. Археогр. Экспед. Т. I, стр. 248. 215 Древние списки с иконы Знамения без плана Новгорода в Духове и Зверине (с двумя Серафимами) монастырях, равно и в Троицкой церкви, а с планами Новгорода, осаждаемого Суздальцами, в Николо-Дворищском соборе и в церкви Флора и Лавра. В последней церкви, список почитается современным избавлению Новгорода и принадлежавшим некоторому новг. посаднику Симеону. А в Успенской церкви на Торг. стороне и в Варлаамиевской часовне на Соф. стороне находятся одни изображения чудесного избавления Новгорода от чудотворной иконы. 216 Из древних списков первый, едва ли не современный явлению иконы, находится храмовым в церкви Ни-коло-Бельского упразднённого монастыря. Древние списки с иконы также древние в Дмитриевской церкви на Торг. стороне и в Сковородском монастыре, где впрочем святитель изображён держащим в левой руке не евангелие, а крест с изображением Распятия и предстоящих. 217 Списки с Тихвинской иконы древние в Троицкой церкви (в больших размерах), в Хутынском монастыре, в Феодоровской и Никитинской церквах на Торговой стороне: в последней церкви замечательна также Старорусская икона Божией Матери. 218 Древний список с иконы находится в Феодоровской часовне, принадлежащей к Георгиевской церкви на Торговой стороне. 219 Древние списки с иконы Софии находятся в Антониеве (весьма древний и замечательный) и Духове монастырях. 221 Древние списки с иконы в меньшем виде находятся в Петропавловской церкви (храмовая) на Торг. стороне, в церкви Николо-Бельского монастыря и в Богородице-Рождественском соборе Антониева монастыря (местная), где Ап. Петру подаются от Спасителя три ключа, а Ап. Павлу книга. С тремя ключами Пётр и изображён.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В уложенной грамоте 1589 г., подписанной патриархами Иеремией и Иовом, говорится даже, что порядок принятия русскими митрополитами благословения от константинопольского патриарха непоколебимо держится и до ныне («Собр. госуд. грам. и догов.» т. II, стр. 96). Ни в грамоте восточных патриархов 1590 г., ни в деяниях константинопольского собора 1593 г., утверждавших патриаршество в России, о признании самостоятельной московской митрополии вовсе не упоминается. На основании всех приведённых данных можно думать, что самостоятельность этой митрополии не была признана официально особой грамотой восточных патриархов или одного патриарха Геннадия; последние должны были примириться с совершившимся фактом помимо своей воли и в силу неодолимых исторических обстоятельств, о которых речь будет в последствии. 38 Уставная грамота об этом издана в Акт. Археогр. Экспед. т. I, Ист. пр. Макария т. V, стр. 76–77. 43 Такие мысли подробно раскрыты Скаргою в его сочинении «о единстве церкви Божией», изданном на польском языке два раза в 1577 г. и в 1590 г., и повторялись другими латинскими писателями. 51 Русский митрополит в древнее время обыкновенно носил титул «μητροπολτης ρωσας κα πρτιμος». См. Зернина примечание 31 и 41. 52 «Истор. рус. церкви» пр. Макария, т. VIII, 350–351. «Снош. с Востоком» Муравьева, т. I, 9–10. 55 Истор. Карамз. т. X, стр. 5–6. 48–50 и примеч. 1. Истор. Соловьева т. VII, изд. 2, 1870 г., стр. 242. Забелин «быт русских царей» изд. 2, 1872 г. т. И, стр. 313–322. 58 Стат. спис. л. 291–306; грамота приведена у Муравьева («Снош. России с Востокомъ» m.I, стр. 170–172). 60 Стат. спис. л. 307–311. В списке ещё отмечено: «Да с патриархом приехал из Литвы от новогородскаго архиепископа Анцыфора к Дионисию митрополиту с грамотою литвин Леонтий Высотской, а писал архиепископ к митрополиту о патриархове походе. Да в той же грамоте писал к митрополиту непригожее дело о посылке митрополичьей и боярской к цесареву брату, будто слух их дошел, что ищут себе приязни с чужими и с далекими народы... И государь великий князь велел того литвину отпустити назад и грамоту архиепископа отослати назад и от митрополита к нему грамоты не послано». При встречах патриарха не велено было разговаривать с литовскими людьми, провожавшими Иоакима, и при отсылке литвина отправлена нарочная память в Смоленск к воеводе – проводить его до границы и ни о чём с ним не разговаривать и его не слушать (л. 312–314). 61 Стат. спис. л. 315–321. Окружная грамота патриарха константинопольского в пользу Иоакима л. 322–333. См. «Снош. Рос. с Вост.» стр. 172–176. 62 В актах посольского приказа эти переговоры вовсе не записаны, а в других памятниках не означены дни, когда они происходили. Предположение о быстром ходе этих переговоров мы основываем на том обстоятельстве, что с 1 июля патриарх свободно высказывает свои желания и просьбы, им охотно удовлетворяют и патриарх вскоре же отпущен был на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010