III. Спасские Архимандриты До переведения монастыря сего на новое место, были Архимандритами: 1. Иоанн I, 1346 года хиротонисанный в Епископа Ростовского. 2. Иоанн II, прозванием Ненейца, в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. Михаил, прозванием Митяй, с 1375 по 1377 год; он избран был в Митрополита Всероссийского; но поехав в Константинополь для посвящения, на пути скончался и погребён в Галате. 4. Симеон в 1382 году убит в. Кремле татарами. 5. Сергий I Азаков упоминается в 1389 году. Никон. летоп. ч. 4, стр. 158. 6. Игнатий, спутник М. Пимену в Царьград; он с Сергием Азаковым вёл путевые записки Митрополита. Татищева И. Р. IV, 424, Никон. лет. IV, 166. 7. Феодосий значится Архимандритом Спасским 1404 г. Никон. летоп. ч. II, 312. 8. Илларион 1406 г. посвящённый в Епископа Коломенского. Соф. времен. I, 430 и Летоп. Львова, II, 238; но, по Никон. лет. IV, 318, Архимандрит Симоновский. 9. Савва, Игумен, упоминается в 1410 году. Древн. Рос. Вивлиоф. изд. 2. ч. 1, стр. 147. Собрание Госуд. грамот, I. 10. Трифон встречается 1462 г. в Собрании Госуд. грам. I. стр. 421. Он хиротонисан был в Архиепископа Ростовского. 11. Вассиан I, прозванием Рыло, в 1466 г. произведён из Игуменов Троицы Сергиева монастыря; а в 1468 г. хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 12. Герман упоминается 1474 г. в Марте. Продолжение Древн. Рос. Вивлиоф. XIII 3. стр. 221. 13. Елисей в 1483 г. Никон, летоп. ч. 6, стр. 117. По переведению монастыря из Кремля на новое место: 14. Афанасий I, прозванием Щедрый; при нем в 1497 г. освящена первоначальная соборная церковь в монастыре, 1505, Декабря 21. Древн. Российск. Вивлиоф. ч. 5, стр. 93 и 100. 15. Савва Святогорец, Грек, в 1525 г. с Максимом Греком соборно осуждён и сослан в Вознищский Волоколамский монастырь на заточение. Летоп. служащий продолжением Нестора. Москва, 1784 г. 381 и Акты археогр. Экспед. 1. 16. Феодосий в 1542 хиротонисан в Епископа Коломенского. Ник. летоп. ч. 7, стр. 37. 17. Нифонт I Кормилицын, упоминается в грамотах 1544 г; а 1554 г. хиротонисан в Епископа Сарского и Подонского. Никон. летоп. ч. 7·стр. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

л. 321 об. Чин над вмешением хлебом в магании за общую трапезу. Оканч. припелами на 9 песни. л. 324 об. Лунник и Пасхалия, начин. от 6943 (1435) года. Послесловие скороп. почерком, коим переписаны в ркп. ветхие листы: 148 (1639) года сентебря в 15 день сделана сия книга, глаголемая Полууставная, церкви чюдотворца Николы вотчины Стромынскаго монастыря села Коровицина при строителе старце Петре Пушечникове, а денгн дал за дела(ни)е сей книги тоеже Стромынской волости деревни Погосту крестьянин Терентей Олексеев сын прозвища Бочар, вкладу чюдотворцу Николе, по свонх родителех. А переплетал сию книгу (следуют сначала буквы, потом мелкие значки). Имя переплетчика скрытое в том и другом тайнописании, есть одно и то же: Кузма Фурсов. Ключ к последней, так называемой мудрой литории, см. в Опис. Рум. Муз. стр. 545. На первых листах внизу твердым почерком XVI века: Полууставье Успения пречистыя Богородицы Стромынскаго монастыря. В библиотеке Казанского Университета есть также Устав – Око церковное, написанный 1429 г. „в обители Св. Троицы Сергиева монастыря... повеленьем раба Божья игумена Саввы, рукою смирена инока Иона“, (после якобы митр. московского, св. Ионы?). Зап. Археол. Общ. VIII, 271. 240. (1521.) Устав церковный, поууст., Х века, в четверть, 403 листа. Сходен с предыд. 239, в месяцеслове русские Святые упоминаются те же. Начального листа с оглавлением недостает, прерывается из последования Пятидесятницы заглавием: неделя всех Святых. 241. (1512.) Устав церковный, полууст. крупный, средины XVI века, в лист, 395 листов. Заглавие и заставка с золотом (слиняла) и с закладкой в рамке. Также сходен с 239. Пасхалии и Лунника в конце не приложено, зато в самом начале помещено: Изложение соборное (быв. 1547 г. февраля 26) Макария митрополита, посланое игумену Серг. мон. Ионе (1545–1549) г., о повсеместном празновании четырнадцати новым Святым российской Церкви и о поместном девяти, во дни их памяти. В числе первых 14 между прочим положено: декабр. 3-го Савве сторожевскому, апр. 17 Зосиме и Савватию соловецким – обоим вместе, апр. 26 Никите архиеп. новгородскому, ноябр. 23 В. Князю Александру Невскому. – Срав. Истор. Карамз. изд. 3, т. 9, прим. 84; Акты Археогр. Экспед. т. I. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

иностр. дел 48) отмета о получении в Москве отписки; 160 июня 29 с Олексеем Тимофеевым сыном Киреевским». 84 Отписка о том Никона и Хованского по рукописи архива иностр. дел 52) издана в Собр. госуд. грам., стр. 477–478; на подлиннике отметка о получении: «160 юля во 2 день с Левонтием Лопухиным». Из отписки видно, что митрополит Никон ехал так быстро, что предупредил распоряжение государя на имя угличского воеводы о заготовке судов от села Рыбного до Углича и далее реками Дубною и Яхромою; памяти о том разо­сланы были только 30 июня (там же, рук. 49, 50 и 51). О числе судов, на которых везены мощи по Шексне до Ярославля, см. грамоту изданную в Древн. и Нов. России за 1881 г. т: XIX, стр. 200. 85 Отписка издана там же (стр. 478); в подлинной рукописи архива 53) отметка: «160 июня 4 с Сергеем Владыкиным». 88 Царская грамота о том на имя митрополита Никона и Хованского от 3 июля в рук. арх. иностр. дел за 56. 89 Велено прибыть в Москву трём архиепископам–рязанскому Мисаилу, суздальскому Серапиону и тверскому Ионе, архимандритам – вологодского рождественского монастыря Варсонофию, суздальского спасо-ефимиева Питириму, ростовского Богоявленского Ионе, саввино-сторожевского Гермогену, можайского лужицкого Моисею и игумену Боровского Пафнутьева монастыря Павлу (Рук. архива иностр. дел 57). 93 Подробное описание встречи мощей святителя Филиппа в Москве изло­жено в письме государя к казанскому воеводе князю Одоевскому (Акты археогр. экспед., т. IV, 329); см. и Выходы царей (стр. 260, 261) и дворц. разр., III (стр. 320 – 322]. Ростовский митрополит Варлаам скончался 9 июля во время самой встречи мощей святителя Филиппа (там же, стр. 321). 97 Дворц. разр., стр. 324. Подарки Хованскому: серебряный золоченый ку­бок с крышкою, золотой и гладкий атласы, желтая камка куфтерь и 40 со­болей (Рук. арх. иностр. дел 63). 98 Награды им объявились уже в сентябре 1652 г. Стольникам вы­дано к прежним годовым их окладам жалованья по 30 рублей, стряпчим по 20 рублей, кроме соболей (Рук. арх. иностр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Но при всей строгости судебного расследования по делу коломенского архиепископа Иосифа окончательный соборный приговор над ним отличался большею милостью. Иосиф, в виду раскаяния пред собором и просьбы о снисхождении к нему из уважения к памяти почившего государя, не лишен святительского сана и оставлен был только под запрещением священнослужения: он отправлен в ссылку, но с правом управления монастырем. Здесь пробыл только один год. После чего ему возвращены все права архиерейства: хотя не дали ему прежней епархии, которою управлял другой архиепископ, в виду того, что «на своем престоле ему быть невозможно, потому что он возненавиден того града людьми», как обыкновенно выражался собор в других подобных случаях; Иосифу назначили остаться в Москве и служить в Архангельском соборе при гробах государей; с этих пор он титуловался архиепископом архангельским. На этой службе Иосиф пробыл до своей смерти, последовавшей 29 июля 1681 года; незадолго перед смертию он удалился в Угрешский монастырь, принял здесь схиму, вписал свой род в монастырский синодик, на поминовение внес вклад в 500 рублей и погребен в монастыре против собора к юго-востоку от алтаря 31 . 3 Акты археогр. экспед., т. IV, стр. 263. Большая часть сведений о коломенской епархии в половине XVII века заимствована из записок Павла Алепского, спутника антиохийского патриарха Макария во время первого приезда его в Москву, долго жившего в Коломне. (См. сочинение Ивана Аболенского в «Труд. Киев. дух. акад.» за 1876 г., стр. 11–21, 111–114). 4 Хронограф моск. синод. библ. за 151, л. 989 об. –990. На первом листе хронографа отметка, что он взят «из патриарши спальни». Приводим в извлечении и драгоценную выписку о числе церквей в России: «В лето 7210 в царствующем граде Москве, в Кремле, в Китае, в белом и земляном городе и за земляным городом 15 соборов, 29 монастырей мужских и девичьих, 425 церквей, 289 пределов каменных, в том числе 29 церквей и 6 приделов древяных. Во всей патриаршей области на Москве, в городах и уездах 3750 церквей. Архиерейские степени: митрополиты – 1) киевский (числа церквей не означено), 2) новгородский имеет 1017 церквей, 3) казанский 298 церквей, 4) астраханский (не означено), 5) сибирский – 150, 6) ростовский 731; 7) псковской 159; 8) смоленский 171; 9) сарский 525; 10) нижегородский 378; 11) рязанский 955; 12) белгородский 532; 13) суздальский 402. Архиепископы – 1) черниговский (не означено); 2) вологодский 558; 3) тверской 288, 4) коломенский 500; 5) холмогорский 254; 6) вятский 181; 7) устюжский 277. Епископы – 1) тамбовский 168 и 2) воронежский 182 церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

1254 Catechismus ad parochos. Viennae. 1827. pag. 456: «(Homines) – adiutores et administri Dei gratiae». 1261 Смот. в подтвержд. сказанного: Рукопись Троице-Сергиевой Лавры 741 лл. 100–108. Описание рукоп. графа Ф.А. Толстого Отд. II, 402, стр. 539. Акты Археогр. Экспед. т. III, 290, стр. 432–433; 306, стр. 453–454; т. IV, 327, стр. 487–488; 335, стр. 499. Описание старопеч. книг гр. Ф.А. Толстого и купца Η.Н. Царского П. Строева. 79, стр. 131–133. Рукоп. Румянцевского Музея 381, лл. 95–116. Рукоп. Б-ки Импер. Общ. Ист. и Древ. Росс. Отд. I, 257. Требник, печат. при патр. Иосифе 1649 г. лл. 91–104. Никоновская Скрижаль, стр. 51. Служебник 1653 г. л. 8-й. Кириллова книга, лл. 3 и 251. Потребник иноческий, л. 230. 1263 Вопрос о происхождении старообрядческих мнений разработан в следующих сочинениях, к которым мы и отсылаем желающего ознакомиться с ним более подробно: « Патриарх Никон » Проф. Η.Ф. Каптерева. М., 1887. Стр. 25. 58–91. «К нашей полемике со старообрядцами» Проф. E. Е. Голубинского – в «Богословском Вестнике» за 1892 г. т. I, стр. 51–57, 498–499. II, 34–72, 199–223. «К истории споров об аллилуия» Г. Николаевского – в «Христ. Чтен.» за 1884 г. Матер. для Истор. Русск. церкви – в «Чтен. Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1875 г., стр. 66–78. «О перстосложении» – в «Правосл. Собесед.» за 1869 г. ч. II, стр. 201–224. Преосв. Никанора «о перстосложении для крестного знамения». СПБ., 1890 стр. 235–292. Проф. Нильского – отзыв о происхождении двуперстия – в «Проток. СПБ. Дух. Акад.» за 1887–89 г., стр. 391. 1264 Митр. Макарий. «История Русской Церкви», т. XI, стр. 118, 127 и дал. Срав. Его же. « Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов». Прибавл. к тв. св. отцев. Ч. XXIX, стр. 9. – Проф. E. Е. Голубинский . «К нашей полемике со старообрядцами». «Богословский Вестник» 1892 г. т. I, стр. 304. Н. Благовещенский. «О происхождении раскола в Русской церкви». Труды К. Д. А. 1886 г. т. I, стр. 507. 1265 См. послесловие к Кирилловой книге 1644 года. – Впрочем, следует прибавить, что в конце патриаршества Иосифа, исправление церковных книг приняло заметный поворот к лучшему, благодаря прибытию киевских ученых; но взгляд на этих новых справщиков у русских – в Москве был неодинаков. Одни заметно склонились на сторону киевских ученых, а другие отнеслись к ним с большим недоверием и в науке, принесенной этими учеными, увидели страшную опасность для веры. Все же киевские ученые еще при патр. Иосифе в 1650 году сличили уже напечатанную книгу Шестоднев с греческим текстом и в конце ее припечатали исправления, дабы не перепечатывать ее всю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 Четьи Минеи под 15 января в житии Павла Фивейского: «узре человека коню подобна, его же стихотворцы иппокентавром нарицают». 5 Степ. кн. I, 279. Памятн. Росс. Слов. XII в. стр. 176 и 203. Сказания русск. народа Сахарова, кн. VIII. 7 Таковы, например, язвы в XII в. (1230), в XV в. (1508 и 1553). Ист. разгов. о древн. В. Новг., стр. 15 и 16. А указание на большие пожары в Новгороде см. ниже. 10 Например, в XII веке, 1134 года, в один пожар сгорело 10 церквей, а в XIII веке, в два пожара 1211 и 1217 г., сгорело по 15 церквей. Новг. I лет. под 6642 год. Ист. Гос. Росс. Карамз. т. III. прим. 147 и 208. 15 Полн. Собр. Русск. лет., т. I, стр. 50. На другой год, по принятии крещения, св. Владимир церковь Успения украси иконами, вдав ту все еже бе взял в Корсуни, иконы, и сосуды, и кресты. Там же, стр. 52. Львов. 1, стр. 124. 17 В описан. Моск. Собор. на еретик. XVI века, Москва 1847 г., стр. 20. Акты Археогр. Экспед., т. I, стр. 248. В предисловиях к подлиннику у Сахарова в исслед. о Русск. иконоп. кн. II. прилож. стр. 3 и 4. 18 Так, например, в 1107 году на весну почаша пьсати (подписывати) св. Софию стяжанием св. Владыки (Никиты) (Новг. I лет., стр. 3 и Новг. III лет., стр. 213); в 1144 году испьсаша честно притворы вся в святей Софии, Новегороде, архиепископ Нифонт (стр. 9 и 214); в 1127 году подписаша церковь Антонову (пр. Антония Римлянина) в монастыри (стр. 5 и 127); но кто были иконописцы, не показано. 19 Новг. I лет., стр. 23. Заметим, что имя Грьцин, употребляемое иногда вместо собственного имени (Новг. I лет. под 6734 год.), употребляется также и вместо нарицательного – Грек (там же под 6741 год.). 22 Феофан из Новгорода переехал в Москву и расписал тут три церкви: 1) Рождества Богородицы в 1395 году с Симеоном Черным; 2) Архангельский собор в 1399 году, 3) Благовещенский собор в 1405 году со старцем Прохором и Андреем Рублёвым. Соф. Врем. Ч. I, стр. 405; Русск. лет. по Ник. списку Ч. IV, стр. 257. Ист. Кар., т. V, прим. 254. Памятн. Моск. древн. Снегирёва, стр. XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

90 Акт. экспед. 1. сн. Правила митр, Кирилла, который также запрещал причащать убивающих и отпевать убитых в драках. Русск. достопам. 1. 92 См. судные грамоты псковскую и новгородскую (Акт. экспед. 1. В жалованной грамоте великого князя Василия Дмитриевича митр. Фотию, замечено о суде общем или смесном: «грамоту правую дают оба судьи. А татя и разбойника оба судьи с одною казнят», там же 94 Акт. юрид. сн. грамоту Соловецкого монастыря своим крестьянам 1548. в Акт. экспед. 1. 97 См. Наказ одному духовному десятнику от патриарха Адриана. 1699 г. в Древн. библиое. ч. 15. стр. 399. 98 Акт. экспед. 1. 231. 232. Стоглава: гл. 46. 48. 68. 69. Акт. ист. 1. Котошихин о России в царствование Алексия Михайловича замечает: «патриарх и митрополиты и епископы и монастыри ведают своих крестьян против того ж, как ведают в царском дому его крестьян во всяких делах и податях, кроме разбойных и иных великих уголовных дел». Он же: «а бывают у патриарха и у властей судные дела в духовных статьях и в смертях и в иных всяких делах против того ж, что и в царском суде, всякому чину людей, кроме разбойных и татинных и поджечных дел» (о России, гл. 7. ст. 45. гл. 11. ст. 2). Самая внешняя организация церковного суда была сходна с гражданскими судами, как это видно из учреждения по церковному ведомству митрополитских бояр, боярских детей, волостелей, тиунов, н пр., а потом – патриарших приказов по разным частям духовного правления, см. в Акт. ист. 1. 196. и пр. Акт. экспед. 1. 9. Повествов. о России Арцыбашева, том. 2. стр. 129. 219. прим. 918. 104 В уставной грамоте 1398 года сказано: «татя первее продати противу поличнаго, а в другие уличат, продадут его не жалуя; а уличат в третие, ино повесити, а татя всякого пятмати» (Акт. экспед. 1. 13). Но в губном наказе 1549 года (в села Кириллова монастыря) означено: «которого татя поимают на первой татьбе, а его бив кнутем, выбити из земли вон; а поимают с другою татьбою, и его бив кнутьем, отсечь у него руку; а – с третьею татьбою, бив кнутьем, да казнив смертною казнию, повесити» (там же В судебниках за татьбу определяется только двукратная казнь: битье кнутом и смерть. Церковная татьба наказывалась и при первом разе смертию (Акт. ист. 1. 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Если ты не оборонишь меня, то страшись воздаяния от Бога, а я буду защищаться законом Божиим. Если же в чем виноват мой десятинник, я выдам его тебе без суда, головою, как и прежде поступал» 94 . Здесь требование справедливости, в отношении к обиженным, сливалось с другим не менее справедливым требованием уважения к священному сану Господина обиженных. Великий Князь Василий Васильевич прибегал к святителю Ионе не только в нуждах государственных, но и в делах семейных, и находил помощь. Малолетняя дочь Васильева Анна была при смерти. Почти бездыханную принесли ее в келлию Святителя. Молитвы его возвратили болящей здравие и силы 95 . 1 В житии св. Ионы сказано «бысть родом от мест града Галича, близ пределе Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть верст, на реце Святице». Хотя ни Галич, ни Сольгалич не были близки к пределам земли Казанской, однако же известно, что тот и другой город часто подвергались нападениям от Татар Казанских. По летописи Солигаличскаго Воскресенского монастыря, о нашествии Казанцев на Соль-Галич упоминается еще в 1375 г. И. Г. Р. Т. IV пр. 327 – В 1129, 1468 и 1557 г. они нападали на Галич и прилежащие ему города и селения. И. Г. Р. Т. V. пр. 265, 275. и др. Акт Археогр. Экспед. Т. II. стр. 177 – Погост Одноушево существует доныне. 2 Это заключение основывается на следующих соображениях: св. Иона скончался в 1461, поставлен в епископа в 1430 г. Но в те времена держались правила, чтоб не ставить в епископа ранее 40 лет. См. Акт. Археогр. Экспед. Т. I. стр. 472. 3 В самом Солигаличе, от времен В. К. Димитрия Иоанновича Донского, известен монастырь Воскресенский, ныне приходская церковь в городе. См. Акт. Археогр. Экспед. Т. II. N. 85. и Ист. Г. Р. Т. IV. стр. 327. В половине XVII столетия Галичских монастырей считалось до 18. Акт Арх. Эксп. Т. IV. ст. 125. 4 Симонов монастырь, со времен Донского, имел свои соловарни в Солигаличе. Ист. Г. Р. Т. V пр. 122. Может быть, это обстоятельство послужило к переселению святого Ионы в Москву. 5 Преподобный Иосиф Волоколамский, упоминая в своем духовном завещании о св. Ионе и его сподвижниках, пишет: «Иже, яко видеша обычая монастырская изменяемы и благочиние отметаемо, не молчаще, ниже в небрежение полагаху сего, но возбраняюще и не попущающе безчинию и мятежу бывати, и многу скорбь от тогда бывших архимандритов приимаху». Гл. 10. Рукоп. М. Д. Академии под N. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Запись в Богородичнике Волоколам. библиот. о ссылке Башкина, 134 (Филарет, Ист. рус. церкви, III, пр. 214 и жития, ноябрь, 337). Привез его архим. Герман, о котором выражается Курбский, что хотя он и «иосифлянин, но лукавому их обычаю и лицемерию не причастен, человек простой, истинный и непоколебимый в разуме, великий был помощник в напастях и бедах и милостивый к убогим, тела великого муж и разума многого» (121–122). Это Садырев-Полев, основатель свияжского Богород. монастыря, впоследствии архиеп. казанский. Курбский считает его казненным, но он умер в 1567 г. от мора (и в 1595 причислен к лику святых, Строев, 288). Курбский же называет его «отчасти учеником М.Грека». О ссылке Артемия (Акты Арх. экспед., I, 353; подроб. приговор об Артемии в грам. м. Макария в Соловецкий мон., 239 с. 244–256). Сказ. Курбского, 135 (окован). В то время игуменом здесь был Филипп, впоследствии митрополит, задушенный Малютой Скуратовым. Феодорит, будучи архим. сузд. Евфимиева мон., обличал сузд. епископа (члена собора) Афанасия в его пороках (сребролюбец и пьяница, по словам Курбского, 135). О Феодорите (Курбский, 126–140; казнен будто бы за ходатайство о нем, 141). Афанасий из князей Палецких, взят на епископство из игуменов Кирил. мон. (1551–64), уволен туда же. С 1556 г. архиеп. полоцкий (Строев, 655; Никонов. лет., VII, 204). Сведения о ересях см. Москов. соборы на еретиков XVI в. (Жалобницы Симеона и Сильвестра, Чт. Моск. Общ. ист., 1847, III; Акты Арх. экспед., I, 238); Никон, лет., VII, 203–207; также Летописец русский по рукоп. А.Н.Лебедева (Чт. в Общ. ист., 1895, III, 7–8, очевидно по соборн. излож.); к сожалению, до нас не дошло подлинное дело о ересях. В описи царск. архива (по Акт. Арх. экспед., I, 289) сказано: ящик 222, а в нем соборные дела, списки черные Мат. Башкина, да Ортемия, быв. игум. троицкого, и Федоса Косова и иных старцев (Акты Арх. экспед., I, 353). Сказания кн. Курбского (124–142; Опис. рукоп. Рум. муз., 243). Исследования: И.И.Малышевского , Иван Смера (Труды Киев. дух. акад. 1876, 1 и отд.); О сношениях дат. кор. Христиана III с царем Иоанном Васильев. IV, касательно заведения типогр. в Москве, И.Снегирева (Сборн. Общ. ист., IV, кн. I), Макарий (VI, 248– 265), Голохвастов (Сильвестр), Калугин (258–280), Голубинский (II, 818–842); Жмакин (463–465); П.Занков, Старец Артемий, пис. XVI века (Ж. М. Н. Пр., 1887, 11); А.К.Бороздин, Очерки религиозн. разномыслия (Слово, 1905 – Башкин и др.); Садковский и Вилинский (см. выше). § VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Лукиллиана и с ним 4-х отроков; в том же месяцеслове: «есть неякий Lucianus давний, за дней Апостольских – Акты – янв. 8, т. I, л. 459, глав 5, того тут положити», в Актах два жития, Святитель передал первое, составленное епископом Одоном; 4-го – св.м. Конкордия «от Мартиролога», и в тот же день свв. «Летопись о Ростовских Архиереях», изд. ОЛДП, с. 41 –42, 204 и 253. мм. Фронтасия, Севериана, Северина и Сильвана, ссылка та же, но оба жития заимствованы из Актов (январь, I, 9), где житие св. Конкордия, и январь I, 79, где страдание свв. мучеников; 6-го – свв. дев-мучениц Архелаи, Феклы и Сусанны (Акты, январь, II, 192); 7-го – св. Маркелла, папы Римского и в тот же день св. Маркеллина; оба жития заимствованы из Актов (январь, II, 5), где исследование и акты Маркелла, и апрель III, 412–414, где житие Маркеллина; 10-го – св. Вассиана, еп. Лавдийского; в месяцеслове: «зде положити Вассиана, епископа Италийского, Акты янв. II, 221», там vita, свободно переданная Святителем; 20-го – св. Левкия исповедника, в месяцеслове: «Акты янв. I, 667 и 669», здесь два жития, краткое и полное, и фрагмент из третьего, Святитель передает полное житие и отрывок; 21-го – св.м. Иулиана Тарсянина, в Прологе и месяцеслове: «Акты, март II, 421»; здесь commentarium и акты, взятые из 47-й гомилии И. Златоуста; Святитель пользуется главным образом синаксарем из Минология имп. Василия (§ 2 комм.); – Иулия пресвитера и Иулиана диакона (Акты, январь, II, 1002), там жизнь, написанная неизвестным автором. В Июле: 1-го – св.м. Потита отрока, в Актах два жития краткое – январь, I, 754 и полное – 758; Святитель пользуется обоими; 4-го – св. Марфы, матери преп. Симеона Дивногорца, в Прологе и месяцеслове: «Акты май V, 403», там жизнь, составленная современником; Святитель сделал к ней небольшое добавление из Пролога; 6-го – свв.мм. Марина, Марфы, Авдифакса и иных (Акты, январь, I, 214 и 219); 9-го – св. Панкратия Тавроменийского, в Прологе и месяцеслове: «Акты, апрель I, 237, две главы»; здесь, после введения, sermo encomiasticus инока Григория; Святитель пользуется и ею, и введением; 13-го – св. Иулиана, еп. Кеноманийского (Акты, январь, II, 761), где пространное житие, изложенное Святителем с сокращениями; 16-го – св.м. Иулии девы, в списке ex SS Actis «май V, 167–170», где ее мучение, довольно подробно изложенное Святителем; 28-го – св.м. Иулиана «Акты, январь II, 767»; 30-го – св. Уалентина еп. и иже с ним; в списке ex. SS Actis «февр. II, 754», там двои акты, Святитель взял первые; – св.м. Полихрония и иже с ним; в своем житии Святитель соединил несколько актов, взяв их, как видно из списка, ex SS Actis из этого источника, именно – акты Полихрония – февраль, III, 5 и прочих апрель, II, 375 и III, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010