1188 Егда придет время питию, тогда всяка пияница возрадуется, читаем мы в одном древнем памятнике, а егда приидет пост, тогда оскорбеют пияницы. Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 55. Слово св. Апостолов и отцев о посте. Ср. Пр. Соб. 1895. ч, III. Два древния поучения о посте. 449. 1189 Костомаров. 135. 196–197. Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории, ч. I, М. 1872. 187–188, Слово о корчмах и о пьянстве. Приложение XXII. 1194 Памятники старинно русской литературы, изд. Кушелевым – Безбородко, вып. IV, 186–188. Макарий. История Русской Церкви т. V. СПБ. 1866. Приложение VI. 413–414. 1195 Акты Археогр. Экспед. т. I, 369, 1410. 461–463. Послание м. Фотия к Новгородцам. Прав. Соб. 1860 г. ч. II, 469. Поучение митроп. Фотия. 1197 Таковы поучения: слово св. отец о пиянстве. (Рукоп. Кирилл. библ. (не разборчиво), л. 14–16), слово о многопотопном и прелестном пиянстве (Рукоп. Соф. библ. 1480, л. 1–14), поучение о безвременном пиянстве (Рукоп. библ. купца Хлудова 30, 116. Первое прибавление к описанию рукописей библиотеки А. И. Хлудова, сост. Поповым. М. 1875. 56–58), словеса мудрыя о пиянстве (Рукоп. Кирилл. библ. (не разборчиво) л. 142–143) и множество других. Много слов против пьянства известно и в печати. См. древнерусская проповедь против пьянства. Прав. Соб. 1862 г. ч. I, 261–288. 369–398. Памятники древней письменности 1878–1879. 85–152. Сборник повестей скорописи XVII в. Булгакова. Буслаев. Истор. очерки русской народной словесности и искусства т. II, 530–568. В этих поучениях со всею убедительностью доказывалось, что «пиянство всем злым вина» (Рукоп. Соф. библ. л. 400–401. Слово о пиянстве яко всем злым вина). Снес. стоглав, гл 52, о пьянственном питии. 1198 В обыденной жизни эта снисходительность к пьянству доходила до того что не считали вовсе пьяницею того, кто хотя и напивался до бессознательного состояния, но спал после этого покойно и не производил буйства и драк, столь обычных для каждого пьяного русского человека. В то время общею поговоркою было: «то есть не пияница, иже упився ляжет спати, но то есть пияница, иже упився толчет, бьется, сварится. Рукоп. Императ. Публичн, библ. из древлехран. Погодина 1024, л. 341–342. Слово св. отец о посте великом. Под. Рукоп. Моск. Дух. Акад. из собран. Волок. м-ря (не разборчиво). Сборник XVI века л. III. Слово о пьнстве. Приложение XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Но одно выше всякого сомнения, что до XV в. этот чин не был известен в богослужебной практике ни у нас на Руси ни на востоке. В это же время он появляется сначала в сербских памятниках с заглавием: «служба на пострижение черноризици» (ркп. из собрания Гильфердига в Имп. публ. библ. в Спб. 21 л. 37 об. – 47), а оттуда почти одновременно попадает и на страницы наших богослужебных памятников. Можно было бы сделать и еще несколько замечаний на некоторые частные вопросы, затронутые любопытною книгою г. Красносельцева, но в виду того, что наша заметка принимает обширные размеры, мы обходим их молчанием и рекомендуем настоящую книгу особенному вниманию наших читателей. Книга эта наполнена материалом весьма интересным и новым, обследованным большей частью весьма обстоятельно и по источникам первой руки. Впрочем, во всех трудах почтенного профессора литургиста чувствуется недостаточно всестороннее знакомство с первоисточниками нашего богослужения, и в этом отношении специалисты могут ему делать упрек, но для обыкновенного читателя этот недостаток не заметен. Книга чужда безжизненности и сухости, что так редко встречаем в наших ученых сочинениях, изложена языком живым и даже увлекательным и читается с неослабным интересом от начала до конца. 1 Мнение относительно принадлежности невскому митрополиту Иллариону некоторых молитв и в частности молитвы при въезде митрополита на епархию в первый раз высказывалось и в наших исторических документах XVI в. (Акты Археогр. Экспед. т. I, 241), а покойный историк м. Макарий прямо утверждал, что таковою и могла быть молитва митрополита Иллариона извлеченная из слова „о законе и благодати“. Русск. Церк. Истор. т. I, стр. 137 и 7. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. Рецензия на Н.Ф. Красносельцева «К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Казань. 1889».//Богословский библиогафический листок. 1889. 12. С. 429-446. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот эта речь, из чинов поставления митрополита (1539 и 1564 гг.) и поставления епископа (1645 г.). В чине поставления митрополита 1539 г. И пришед к нему, к месту, Государь Князь Великий речь ему молвить: «Всесвятая и живоначальная Троица, дарующия тебе сий святительский престол великиа митрополиа всея Русьскиа земля, да наставит и укрепит святительство твое во еже сохранити и соблюсти нашу веру всего православнаго Христианьства неподвижно безмятежно, и все еже о Христе порученное тебе стадо упасти и направити на путь истинный во многолетьстве и здравии твоем. И подасть святителю Князь Великий жезл в десную руку, и весь клирос рекут: «преосвященному Иоасафу, митрополиту всея Росии, многа лета». Тако же и лики святителя многолетьствуют на оба клироса. Митрополит же, востав, приемлет жезл и благословив царя глаголеть к нему. (Акт. Археогр. Эксп. т. I, 1836 г., 184, стр. 159). В чине поставления митрополита 1564 г. И Царь и Великий Князь, приступяся к нему, к месту, говорит ему речь: «Всемогущая животворящая святая Троица, дарующия нам всея Росия самодержьство Росийскаго царствия, подает тебе сий святый великий престол великого чудовотрца Петра архиерейства, митрополию всея Росия, росийскаго царства, руковозложением и освящением святых отец, архиепископов, епископов нашего самодержавнаго Росийскаго царьствия. И жезл пастырства, отче, восприими; и на седалище старейшиньства, во имя Господа Иисуса Христа и пречистыя Матери, на стол великого Чудотворца Петра взыди и моли Бога и пречистую Его Матерь, и великахЧудотворцев Петра и Алексея и Ионы, и всех святых, о нас и о нашей Царице, и о наших детех, и о всем православии, и яже на ползу нам и всему православному християньству душевне и телесне; и подасть ти Господь Бог здравие и долголетьствие во веки века, аминь. И изговоря речь, даст святителю посох в десную руку; и царевичи, и архиепископы, и епископы, и все бояре, митрополиту многолетьствуют, и потом на оба клироса поют пресвященному по обычаю. И потом митрополит царя благословит и речь говорит ему. (Акты Археогр. Экспед. т. I, 264, стр. 299). В чине поставления епископа 1645–1652 г. Таже даст ему посох в руку святейший Патриарх и говорит сице: Всемогущая и животворящая святаяТроица подает тебе сий святый престол имя рек и жезл пастырьства святительскаго, а рукоположением нашего смирения: и ты убо о святем Дусе сыну, восприими и паси стадо Христово словесных овец со всяким прилежанием не леностно; и на седалище старейшиньства, во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистыя его Богоматере, на престол митрополии (или архиепископии, или епископии) имя рек взыди и моли Господа Бога и Пречистую Богородицу и великих чудотворцов Петра и Алексия и Иону, всех святых, и нас, Бога ради, во святых своих молитвах незабвенна учини». Таже святейший патриарх имя рек, дав посох новопоставленному и благословив рукою; отпустит от себе. (Акты Истор. Т. IV, стр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

23. Сергий, присутствовавший в Мае 1589 г. на соборе об учреждении Патриаршества. Собр. Госуд. rp.II, стр. 99 и 102. 26. Сильвестр упоминается в 1598 году. см. 2 издан. Древн. Рос. Вивлиоф. ч. 7, стр. 112 и 119. При избрании на Царство Бориса Федоровича Годунова он подписал грамоту. Но по Актам археогр. Эксп. 11, стр. 41 на соборе о избрании Царя Бориса значится Новосп. Архимандрит Закхей. 27. Сергий II, 1606 г. послан был в город Углич с Ростовским Митрополитом Филаретом Никитичем Романовым для принесения в Москву св. мощей Царевича Димитрия; умер 1613 г. 28. Евфимий находился в числе посольства, отправленного от Патриарха и Бояр из Москвы к Польскому Королю Сигизмунду III; в 1613 г. он перемещён в Амвросиев Дудин монастырь Игуменом. Акты археогр. Экспед. III; 70. 29. Иосиф I упоминается в 1613 и 1615 году; он подписал грамоту, данную от Российских Архиереев и Бояр, за службу Князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому см. Древн. Рос. Вивлиоф. 2 изд. ч. 7. стр. 219 и ч. 15, стр. 210. Описание Румянц. Музеума А. Востокова, 81. 30. Нифонт II упоминается 1623 г. 31. Митрофан 1629 г. 32 Иона Арзамазский: при нем в 1640 г. начата, а в 1642 г. окончена монастырская каменная ограда. 33. Никон I, из Игуменов Новгородской Епархии Кожеозерской пустыни. В 1649 г. хиротонисан в Митрополита Новгородского; наконец был Патриархом Всероссийским; скончался 1681 г. Августа 17 дня. 31. Никон II с 1649 г., при нем в 1652 г. пожалован Царём Алексием Михайловичем большой колокол. 35. Сергий III, подписавший соборное деяние Июля 2 1656 г., напечатанное в Скрижали Патриарха Никона . 36. Питирим, в 1657. г. хиротонисан в Митрополита Сарского и Подонского; наконец был Патриархом Всероссийским. 37. Иосиф II составивший Вкладную книгу 1658 года. 38. Прохор скончался 1664 года. 39. Иосиф III, 1664 г. Декабря 22 дня, из Тихвинских Архимандритов; в 1674 г. Августа хиротонисан в Митрополита Рязанского. 40. Нифонт III, 1674 г. 41. Макарий Коширянин скончался 1681 г. и погребён под алтарём соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

песнопениями, которые предваряются стихами, избранными из этих псалмов. 10 На утреннем богослужении каноном называется определенный состав пения во славу Бога и в честь святых. 11 Церковный Устав, гл. 47. 12 Церковный Устав, гл. 17: о стихологиях. В Царской грамоте об уложении Собора, бывшего в 1651 году сказано:«полиелеос — хвалите имя Господне». См. Истор. акты археогр. экспедид., том 4, 327, По пению полиелея, которым начинается и отличается служба праздника, часто называют ее полиелейной, праздник — полиелейным, равно и колокол, которым призывают к богослужению, — полиелейным. 13 Церковный Устав, гл. 2, 50. 14 Церковный Устав, гл. 47. 15 В главе 50. 16 См. Церковный Устав, гл. 2, лист 7 на обороте. 17 Кн. 2, гл. 59. 18 Quaest. ad orthodox. 115. 19 О молитве, 17. 20 Прав. 15. 21 Прав. 91. 22 Serm. 61. 23 20 прав. 1 Вселенск. и 90 прав. 6 Вселенск. Собора. 24 64 прав. св. Апостол. 55 прав. Трулл. Собор. Церковный Устав, гл. 32, 33, 35. 25 Свод Закон., том 14, часть 4, с. 33, 38–39, 59, 64. 26 Там же, с. 121, 123, 124, 126. 27 Грамотой московского патриарха Иосифа в 1650 г. 20 марта было постановлено, чтобы там,«где при Церкви два священника или более служба была во всю светлую седмицу и чтобы не чередные священники ходили с образы; где же один священник, там он, отправив службу в воскресный день и в понедельник, потом ходил с образы по приходу». См. Истории, акты археограф, экспед., т. 4, 326. — В 1655 г. грамотой царя Алексея Михайловича о выдаче руги на Повровский девичий монастырь предписывается в росписи оной давать славленого и от св. воды (Истор. акт., т. 4, 47). Древле славили у царя в навечерие 25 декабря. См. патриаршие выходы при Алексее Михайловиче в дополнении к Историч. акт., т. 5. — Император Петр 1 именным указом 1724 г. 16 августа запретил было священникам как от монастырей, так и от приходских церквей ходить незванными в дома со св. водой и для славления, кроме праздника Р. X. Но древний обычай доселе удержался. 28 Consist. Apostol., lib. 5, 12. Lib.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

359. Анна Васильевна, царевна, старшая из двух дочерей царя Василия Ивановича Шуйского 47), от брака (по некоторым известиям, второго) с княжной Марией-Екатериной Петровной Буйносовой-Ростовской, в иночестве Еленой 127). Из упоминаний о ней в документах оффициальных (Акты Археогр. Экспед. т II, с. 232. Изд. 1836. – Акты Историч. т. II, с. 283. Изд. 1841), видно, что она род. и ум. в Москве, в 1609 г. – Тело её погребено там же, в Вознесенском монастыре. – Примечание. Царевну эту некоторые писатели смешивают с её младшей сестрой, Анастасией 279). 360. Анна Дмитриевна 360. Анна Дмитриевна, младшая дочь Дмитрия Ивановича Дон-ского, великого князя Московского 71), от брака с Евдокией Дмитриевной, в иночестве Евфросинией, кияжной суздальской, сопричтенной к лику святых 78). – О ней только и известно, что она родилась в Москве, 8 января 1388 г. 361. Анна Ивановна 361. Анна Ивановна, царевна, перворожденная дочь царя Ивана IV Васильевича Грозного 96), от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной 17). – Род. в Москве 10 августа 1549 г.; ум. там же, в августе 1550 г. Тело её погребено в московском Новодевичьем монастыре. 362. Анна Ивановна 362. Анна Ивановна, одна (неизвестно которая по старшинству) из двух дочерей Ивана II Ивановича, великого князя московского 98), от второго брака с Александрой, в иночестве Марией, известной только по имени 8), сестра Дмитрия Ивановича Донского 71). – Именуется только в, так называемой, «Бархатной книге», отмечающей, что она выдана братом своим, Дмитрием Донским, за. Дмитрия Михайловича Боброва, выезжего с Волыни князя, до 1376 г. – Никаких других сведений о ней нет. – Примечание. Что великий князь Иван II Иванович имел не одну дочь, как значится в большей части родословных, а двух дочерей, бывших при жизни отца не замужем, это доказывается следующим местом духовной Ивана II, писанной перед его смертью, в 1359 г.: «А кого мы даст Бог зятью, по чепи им золоте, да во поясу по золоту» (Собр. Государств. Грам. и Догов. ч. I, 26. Изд. 1813). Что касается мужа княжны Анны, Дмитрия .Михайловича, не был ли он сыном Михаила Романовича, князя владимиро-волынского ), означенного в родословных бездетным? 363. Анна Ивановна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Установление особых дней в году для царских панихид следующие. В 1584 году, 21-го июня, великий князь и царь Иоанн Васильевич по благословению митрополита Макария установил совершать общую панихиду по усопшим благоверным князьям, боярам, христолюбивом воинстве, священническом и монашеском чине и по всем православным христианам, «и повеле написати ту память в соборныя книги» (Том I. Акты Археогр. Экспед. 1836 года 279), для чего в России в древности был особый панихидный приказ. Поэтому и список ежегодно в известные дни поминаемых преставившихся членов императорского дома начинается с великого князя и царя Иоанна Васильевича Грозного, скончавшегося в 1584 году. Святейшим Синодом предписано как отправлять царские панихиды во дни, назначенные для этого в реестре. Поминовение совершать архиереям и монастырским властям и прочим священнослужителям так: 1) По великим Государям Императорам и Императрицам и по государыне цесаревне Анне Петровне панихиды служить архиереям, в монастырях – монастырским настоятелям в числа, указанные в реестре. Если бы по какой благословенной вине в надлежащие числа исполнить требы не удалось, то в иной день следует исполнить неотменно. Когда же по какому-либо из членов царствующего дома поминовение случится во дни великого поста, или в воскресные и праздничные дни, тогда поминовение нужно отправлять по субботам тех недель. 5. Частное ходатайство оставшихся на земле родственников, друзей, знакомых об усопшем Частным богослужением называется то, которое совершается одним лицом или одним домашним обществом, дома или в церкви. К этому богослужению относятся молитвы утренняя и вечерняя перед обедом и ужином и после них, молитва в начале всякого доброго дела и по окончании его. Частные моления при посредстве священника: панихида, молебен, водоосвящение. Если Бог желает спасения всем людям, значит, желает спасти и умерших, и для этого живым повелевает только следовать за Ним. Живые, следуя за Господом Иисусом, в Нем Самом имеют и основание своей надежды на спасение умерших, близких их сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Его «Книга на 30 вопросов Боярина Симеона Лукьяновича Стрешнева и на Ответы Газского Митрополита Паисия» может служить очевидным для всех памятником его сведений. В ней напр., приведено из Св. Писания и священной Истории 85 статей для означения различия между словами «дерзость и дерзновение». Кажется, знал Патриарх Никон и Греческий язык, как видно из его книги и книжных дел. Утвердительно говорится о том в статье «Никон» Чтений Императорского общества Истор. и древностей при Моск. Универс. М. 1848 г. 5. 241 Особенно много вызвал их в Москву Борис Феодорович Годунов и давал им значение по своим видам. См. «Царствование Алексея Мих.» соч. Берха. 242 Нельзя думать, чтобы отказы Митрополита Никона от Патриаршества были не искренние. Никон нравом был правдив до упорства, и всего менее мог быть подозреваем в лицемерии. Не дивно также и упорство его; удивительно–смирение и снисхождение Цари. Впрочем, судить надобно о прошедшем по понятиям того времени. В то время, и без всяких особливых отношений между Царем и Никоном настоящее дело легко могло быть таким образом по порядку вещей. Известно, как Царь Алексей Михайлович действовал, и в грамоте своей изъяснялся о Патриархе Иосифе по случаю болезни и кончины его. Акты собран. Археогр. Экспед. Т. IV. 57. 243 «Со многим молением говорил нам Царь о сем: чтобы писатись Великим Государем», говорил Никон в ответе на 12 вопросов Стрешнева. Никон отказывался от титула сего не раз. 245 Там хранилось искони просвещение, по близости сообщений с образованными странами Европы. Монашество во все века было верным хранителем Веры по самой отдельности своей от мира и его превратностей. 248 Чтобы видеть, какие именно книги, какого времени и откуда были тогда собраны, дли сего помещаем в Приложениях под буквой Е. Опись книг, подписанную рукою Патриарха Иоакима, тех, какие только остались от Патриарха Никона в Воскресенском его Монастыре и на подворье сего Монастыря в Москве, и – под буквою Ж. Опись книг, какие собраны были из наших Русских Степенных Монастырей для книжного исправления при Патриарх Никоне .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Построение Новгородской св. Софии: Новгор. 2 и 3, Соф. Врем., Акад. Написание св. Софии Греками: Акты Археогр. Экспед. I Принесение из Цареграда иконы Одигитрии, писанной ап. Лукою, князем Всеволодом Ярославичем Черниговским (Смоленская, находится в кафедральном соборе г. Смоленска). Прибытие Гаральда из Византии в Киев. Пограничность Руси с Византиею. Кончина митр. Феопемпта. Киевский Собор. Митр. Иларион на Константинопольском синоде. Франкские и Варяжские войска у имп. Константина Мономаха: Cedr. Мир, заключенный великим кн. Ярославом с Византиею: Нестор. Прибытие с мирт. Георгием на Русь Студитского инока Михаила: Ипат., Сказание о Печерск. мон., Пер.-Сузд., Русская Правда. Устав вел. кн. Ярослава. Прибытие из Цареграда на Русь художников и певцов (Демественное пение): Ж. Феодосия, Новгор. 2 и 3, Воскрес., Софийск., Никон., Тверск., Супрас., Степен., Татищев. Участие Франков и Варягов под начальством Михаила Аколуфа в борьбе с султаном: Cedr. Пантелеймонов монастырь на Афоне; ктиторы его Владимир и Ярослав. Греческая надпись на потире, найденном в Киеве в 1824 году. Греческая надпись на дискосе. Γεργιος и “Ярославле серебро”. Замужество дочери Константина Мономаха (?) за русским князем Всеволодом Ярославичем. Прибытие Русского инока (Болярина, Принца?) в Царьград и поселение его на морском острове, получившем имя “Остров Боляров”: Ж. Феодосия. Прибытие в Царьград Русского инока Ефрема скопца. Предлжение Катакалона, боявшегося быть взятым в плен Франками и Русскими около Никополя, соединиться всеми вместе для похода против Турок: Psell., Cedr., Zon., Glyc. Участие Варягов в свержении Цареградского патриарха: Scyl. Посылка Феодосием одного инока в Царьград к Ефрему для списывания Студийского Устава: Ж. Феодосия. Переводы: Триоди, Ж. Федора Студита , Синайского патерика, Ж. Савы Освященного, Евфимия, Евстафия Плакиды, Дмитрия Солунского, Хроники Малалы и Георгия Инока, Кормчей (Ефремова) Лекарственные зелья идут в Киев из Александрии: Посл. Поликарпа. Паломничество Варлаама, внука ослепленного Вышаты, в Иерусалим и Константинополь: Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

376 В статейном списке о принесении мощей Иова Патриарха в Москву сказано: «И пришедше поставили в ногах у Иоасафа Патриарха, на мосту на верху и оклали кирпичем». Акты. археоре. Экспед. IV, Стр. 77. 378 Книга расходная деньгам, употребленным на росписание стенное соборной церкви Успения, 7150 г. 975. 380 см. чин поставления Митрополита 1564 г. Февраля 20 и Чин поставления Митрополита Иоасафа 1539 г. В Актах Археограф. Экспедиции, т. I. 382 Там же, т. X, стр. 119, ср. F. W. n Berghol Tagebuch 1722 г. в Büschings Magaña. XX Th. Halle, 1786, iu-4. 384 Georgii Codini curopolata de officiis magasa ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. Parisiis. MDCX.LVIII, in-f. 390 В делах Греческих Моск. Архива Мин. ин. д. 7173 г. 1: о бытности в Москве Газского Митрополита Паисия Лигаредия упомянуто о поднесенном от него для Соборной Великой России церкви Евангелии, писанном на Греческом диалекте Нектарием, Архиепископом Погояницким. 397 В Путеводителе к Московским Древностям (Максимовича.), М. 1792, ч. I, ошибочно напечатано: Deipara virgo, а год 7154 (1646). 407 Чин поставления Епископа 1645 и 1652 г. найденный Г. Строевым, помещен в IV томе Актов исторических Археогр. Эксп. 408 Арцыбышева повествование о России, т. II. М, 1838, в 4. – О влиянии Греции на древнюю Русь в Журнале Минист. Народ. Прос. 1841 г. Январь. 412 Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях. Петра I, изд. Ф. Туманского, ч. 2. Спб. 1787, в 8. 417 В соборной Филаретовской описи 1627 г. значится в ризнице: «Два ангила писаны на харатье, что спущают в пещное действо». 418 Книга: «Чины Сентября 4, начало индикта, чин пещнаго действа и чин како восходит Святитель на воспоминание Страшнаго суда, печатан. В Москве, без выхода, в 4. 424 Карамз. И. Г. Р. IX. – По Патриаршему казенному приказу расходная 570, 1650 и 1674 г. 426 Вероятно, в Москве, по примеру Новгорода и Пскова, где были церкви С. Ильи сухого и мокрого, устроены церкви и крестные хождения в честь сего Пророка, подававшего ведро и дождь. Крестные ходы к той и другой церкви бывали, как видно из устава Московских Патриархов и Выходных книг, не в один праздник Св. Пророка Илии, но и умилостивительные во время засухи или беспрерывных дождей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010