Для исследователей истории Абиссинии время от половины VI до начала XIII в. все еще представляет темную эпоху. Отсутствие современных событиям туземных памятников особенно ощутительно уже в виду того, что эта эпоха была свидетельницей важных событий и того печального переворота, когда древняя Эфиопия, потеряв все свои заморские владения, будучи отрезана от моря и обуреваема внутренними погромами, была осуждена на отчуждение от остального христианского мира. Культурный Аксумский период уступает место полудикому амхарскому. Как это произошло? Абиссинские историки не имели об этом непрерывного предания; вместо истории мы встречаем для времени до XIII в. легенды, домыслы и тенденциозные построения. Несколько лет тому назад мы сообщили один из таких поздних вздорных рассказов, тема которого – переходит от престола т. наз. «Соломоновой династии» 1 и который представляет дело в ином вид, чем официальные летописи, династические легенды и жития святых. Теперь я обращу внимание на другое повествование, касающееся той же эпохи, но останавливающееся на другом событии – падении Аксумскаго царства. Это повествование заимствовано мною из пока еще неизданного пространного жития абиссинского святого – Иареда Сладкопевца, где он является одним из «чудес», рассказанных после собственно «жития». Рукопись в настоящее время хранится в Парижской Национальной Библиотеке, куда она поступила из бывшей коллекции д» Аббади 2 . «Чудо св. Иареда, великого иерея, праведного и чистого певца, сладкопевца. Когда почил Иаред иереи, скончав подвиг свой и победив сатану своим сладостным пением, все иереи скинии Аксумского Собора, научившиеся от него различным песнопением: псалмам и ваземе, арьяму и саламу, эзелю и арараю, четырем и трем, всему этому и подобному, всего, на сколько нам известно, тридцати родам пения, пребывали, хваля Бога от дней царя Габра-Маскаля 3 , сына Калеба 4 эфиопского, дворец который стоял над святыней Аксумского собора к северу от монастыря аввы Ликания 5 , одного из девяти святых 6 , до царствования Дегнайзана.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНДИТЫ [кинда; араб.  ; в южноарав. эпиграфике -  ], крупное, жестко иерархизированное объединение племен, на основе к-рого в 1-й пол. I тыс. по Р. Х. в Юж. Аравии сложились 2 протогосударственные образования, обозначаемые в научной лит-ре как древнее (старое) и новое Киндитские царства. Столицей древнего Киндитского царства стало крупное поселение Карьят-зат-Кахл (   - Кахилево селение), расположенное на расстоянии ок. 280 км к северо-востоку от Награна , в Вади-эд-Давасир, на территории оазиса, в наст. время известного как Карьят-эль-Фау, и являвшееся с кон. IV в. до Р. Х. до нач. IV в. по Р. Х. крупным центром трансаравийской торговли. В течение первых 3 веков его существования там находилась маинская торговая колония (см. Маин ), затем оно перешло под контроль племени мазхидж, а чуть позднее - К., вступивших с мазхиджем в союз. С 70-х гг. XX в. в городище Карьят-эль-Фау ведут раскопки саудовские археологи, к-рые, вскрыв жилые кварталы, рынок, неск. культовых сооружений и некрополь, обнаружили уникальные фрески, фрагменты бронзовой скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. В этих памятниках материальной культуры, выполненных в местных художественных традициях, присутствуют также переднеазиат., егип., эллинистические и рим. мотивы, что указывает на широкие международные связи Карьят-зат-Кахл со странами Запада и Востока. О политической истории Карьят-зат-Кахл и древнего Киндитского царства сохранились лишь фрагментарные сведения. При раскопках некрополя была найдена гробничная надпись царя кахтана и мазхиджа Муавии, сына Рабии (  ), Кахтанида (  ), приблизительно датируемая I в. по Р. Х. Неясно, к какой конкретно этнополитической общности относился тогда этноним «кахтан», к-рый в арабо-мусульм. генеалогической традиции стал использоваться для обозначения всех т. н. юж. арабов, чье происхождение связывалось с древнейеменской цивилизацией. Наиболее раннее упоминание К. в эпиграфике отмечено в надписи Ja 635, восходящей к нач. III в. по Р. Х. и повествующей о 2 победоносных походах на Карьят-зат-Кахл сабейского царя Шаара Аутара (  ). Ему безуспешно пытался противостоять Рабиа из рода Саур (  ), царь кинды и кахтана, вступивший в военный союз с находившимися в Аравии войсками Аксумского царства . Наконец, в сер. III в. 2 сабейских царя-соправителя - Илшарах Яхдуб (  ) II и Язил Байин (  ) отправили дипломатическую миссию в Карьят-зат-Кахл к Малику, сыну Бадда (  ), «царю кинды, мазхиджа и тех, кто из бедуинов» (  ). О возможном упадке и гибели древнего Киндитского царства никаких данных в источниках не обнаруживается.

http://pravenc.ru/text/1684646.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКСУМ [Аксум; греч. Αξουμις, Αξωμις, Αξουμις Αξομηлат. Auximis, южноарав. ’ksm-n ], столица Аксумского царства , первая резиденция митрополита Эфиопского, центр политической, религ. и культурной жизни раннесредневек. Эфиопии. Город расположен на плоскогорье Тиграй, на высоте 2200 м, в ложбине шириной 3 км, протянувшейся на 8 км с востока на запад. Согласно эфиоп. династическому мифу, А.— «второй Иерусалим», стольный град царицы Савской Македы и ее сына Менелика I , местопребывание величайшей святыни — подлинного Ковчега Завета. А. возник ок. 2000 лет назад как важный перевалочный пункт на торговом пути, связывавшем красноморское побережье с долиной Нила; свое название он получил, вероятно, по обитавшему в этом районе племени аксумитов (морфологически ’aksum соответствует одному из ти пов мн. ч., обозначавшему этнонимы в ряде южносемитских языков). В первые века после Р. Х. город становится центром могущественной державы, символом власти над обширными территориями не только на севере Африканского Рога, но и в Юж. Аравии. В память о своих походах аксумские правители возводили в столице и ее окрестностях каменные троны и стелы с надписями. Такие памятники дошли от эпохи правления царя Эзаны (сер. IV в.). Семь гигантских обелисков, высеченных из монолитных блоков в виде стилизованных многоэтажных замков, были связаны скорее всего с царскими захоронениями языческой эпохи. Наибольший из них (высота 33,3 м) не имел себе равных в древнем мире. В вертикальном положении сохранился лишь один такой обелиск (высота 24 м), остальные были повержены. В ходе археологического изучения А., важнейшими этапами к-рого явились изыскания нем. аксумской экспедиции во главе с Э. Литманом в 1906 г. и раскопки Британского ин-та в Вост. Африке 1972–1974 гг. (возобновлены в 1993), были обследованы руины 4 дворцов — Такха-Марьям (IV в., 85×120 м), Энда-Сэмон и Энда-Микаел (оба V в.) и Дунгур,— а также многочисленные гробницы.

http://pravenc.ru/text/540784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история. Общие вопросы ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман ИНВЕСТИТУРА в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную) КАТАБАН одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КОМИТ военная и гражданская должность в Римской империи, а затем - в Византии; букв. значение - «спутник, компаньон» КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат

http://pravenc.ru/rubrics/122960_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНДАР Гондар [Гондэр; амхар.  ], г. на севере Эфиопии (население свыше 43 тыс. чел., по данным сер. 90-х гг. ХХ в.), основанный в 1636 г. эфиоп. царем Василидом (1632-1667). Теснимый продвижением племен язычников оромо на территории эфиоп. христ. царства, Василид решил отказаться от кочевого образа жизни прежних царей и создать в Г. постоянную царскую столицу городского типа, вторую в истории Эфиопии после падения Аксумского царства (ок. IX в.), с возведением каменного дворца, что было невиданным новшеством. Т. о., начался новый период в истории эфиоп. феодальной монархии, получивший название Гондарского царства и длившийся ок. 130 лет. В столице появился обширный комплекс каменных дворцов царской резиденции, окруженный стеной; разрабатывался сложный и пышный придворный церемониал, упорядочивалась традиция офиц. историографии. Гондарские цари, занимаясь храмовым строительством, старались возводить в городе и вокруг него каменные церкви и соборы, одноименные древним знаменитым храмам, такие как Дэбрэ-Берхан-Селласе (освящен при царе Иясу в 1694), учреждали при них школы богословия; в мест. Азэзо близ Г., где находились основанные еще царем Сисиннием в 1621 г. храм и обитель иезуитов, был переведен в 1636 г. мон-рь Дэбрэ-Либанос - центр могущественной монашеской конгрегации, учрежденный эфиоп. св. Такла Хайманотом на рубеже XIII и XIV вв., в Г. была выстроена резиденция для ее главы - эччеге. В столицу перенесли и резиденцию митрополита. Г. стал крупнейшим центром караванной торговли, к-рой традиционно занимались мусульмане, и в городе для них был выделен специальный «мусульманский квартал». Свой квартал получили и эфиоп. иудействующие (фалаша), к-рые составляли большинство ремесленников в городе. Развивалась традиц. книжная культура и церковная живопись. Эфиоп. цари, большую часть времени проводившие в столице, постепенно утрачивали контроль над наместниками в отдаленных провинциях, и те стали превращаться в наследственных правителей, обладавших на местах большей властью, нежели их гондарский царь.

http://pravenc.ru/text/166123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУДИТ Гудит [на яз. тигринья -  ; в геэзе -   (Йоди  т); в амхарском -   (Эсато  ); букв.- огонь Его; на яз. тильталь -   (Гаэва)], предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиоп. рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось неск. вариантов легенды о Г., к-рые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Г. соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматери Сионской , согласившегося за ночь, проведенную с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой . Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Г. выше человеческих сил. Г. наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял ее в жены, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Г. сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжен, христ. церкви по всему царству закрыты. Ковчег завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании 40 лет, вплоть до смерти Г. и воцарения Анбасса Вэдэма. На основании этой и подобных легенд о Г., а также геэзского варианта ее имени - Йодит, совпадающего в эфиоп. традиции с именем библейской Юдифи, ряд исследователей (от Дж. Брюса до С. Б. Чернецова) рассматривали Г. как царицу фалаша. Однако обоснованные сомнения в ее конфессиональной принадлежности выражал еще К. Конти Россини. В частности, до наст. времени остается открытым вопрос, существовала ли в X в. эта жидовствующая секта. Возможно, Г. была предводительницей одного из языческих народов, населявших территорию совр.

http://pravenc.ru/text/168264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОНН [Ноннос, Нонноз; греч. Νννοσος] (VI в.), продолжатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов сир. происхождения, сын свящ. Авраама и внук Евпора . Как и его предшественники, Н. занял высокое положение не по причине знатности, а благодаря своим способностям и знанию неск. языков (прежде всего арабского). Сообщение о посольстве Н. содержится в виде краткой выписки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского (IX в.); отрывки из этого текста (в частности, о «химьяритах и индах»), впрочем без ссылки на имя посла, сохранились также у визант. хрониста Иоанна Малалы (VI в.). На тесную взаимосвязь этих источников указывает передача в них обоих этнонима химьяриты в форме Αμερται (вместо обычного Ομηρται). Наиболее обоснованной является датировка дипломатической миссии Н. 536 г. или неск. годами позже. Не выдерживают критики гипотезы С. Смита и И. Кавара (Шахида) о том, что Н. был толмачом в посольстве, возглавлявшемся аристократом Юлианом, к-рое было отправлено до 531 г. Детальное изучение источников не оставляет сомнений в том, что Юлиан и Н. руководили посольствами в разное время. Н. был послан на Восток по прошествии более 10 лет после миссии своего отца Авраама, в ходе к-рой тот вместе с еп. Симеоном Бет-Аршамским заключил мир с аль- Мунзиром III в янв. 524 г. Н. было поручено привести к императору непокорного филарха мааддитов и киндитов Кайса, отождествляемого с киндитским вождем Кайсом ибн Саламой ибн аль-Харисом, нанести визит Елезвою , правителю Аксумского царства , и побывать в Химьяре (с 1-й задачей он не справился, и урегулировать отношения с Кайсом пришлось Аврааму в ходе его 2-го посольства). Из Александрии Н. поднялся по Нилу, затем, по всей вероятности, по проложенной еще Птолемеями дороге добрался до порта Береника и приплыл в Адулис , откуда надо было 15 дней добираться до Аксума . На полпути между этими городами, около мест. Ава ( Αη), ему довелось увидеть огромное (примерно в 5 тыс. голов) стадо слонов. Отождествление нек-рыми исследователями Авы с совр. сел. Йеха, к-рое, судя по данным эпиграфики, могло в древности именоваться H , следует исключить, поскольку Йеху отделяет от Аксума гораздо меньшее расстояние (30 км), чем от Адулиса (130 км). Во время пребывания в дружественном Византии Аксумском царстве Н. удостоился приема у царя Елезвоя. Внимание посла было сосредоточено на положении покоренных Эфиопией химьяритов, к-рые в это время стремились если не вернуть самостоятельность, то хотя бы обрести широкую автономию. Н. интересовали все аспекты их жизни - от военно-политического до бытового, включая фасон их головных уборов.

http://pravenc.ru/text/2577945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ЕКАТЕРИНА Андреевна Арская (1875-1937), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870 - 1937), схиархим., прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_27.html

Разделы портала «Азбука веры» 12 Дек 2022 В Эритрее археологи раскопали два древних храма, которые датируются VVII вв., временем, когда Северо-Восточная Африка и Южная Аравия в период от классической античности до средневековья находились под властью Аксумского царства, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Herimage Daily. Аксумское царство возникло в середине I века нашей эры на бывших территориях павшего царства Д’мт. Это государство с самого начала играло важную роль в трансконтинентальном торговом пути между Римом и Индией, превратившись в одну из ведущих империй поздней античности. Археологи, проводившие раскопки в порту Адулис, обнаружили две церкви, построенные после обращения Аксумского царства в Христианство примерно в IV веке нашей эры. Одна из церквей представляет собой тщательно продуманный собор с остатками баптистерия, а вторая была меньше по размеру, но имела кольцо колонн, поддерживающих купольную крышу. В найденных церквях присутствуют элементы, почерпнутые из многих традиций, отражающие различное влияние на обращение царства в Христианство. Купольная церковь уникальна для Аксумского царства и, кажется, вдохновлена византийской архитектурой. Между тем, собор построен на большой платформе в оригинальной аксумской традиции. Исследователи применили современные научные методы к материалам, извлеченным из обоих мест, например, радиоуглеродное датирование, чтобы точно датировать найденные структуры. «Это исследование представляет собой один из первых примеров аксумских церквей, раскопанных современными методами, дает хронологические данные, полученные с помощью современных методов датирования», — сказал доктор Кастилья, проводивший изыскания. В исследовании, опубликованном в журнале Antiquity, исследователи определили, что собор был построен между 400–535 годами нашей эры, а купольная церковь была построена между 480–625 годами нашей эры. Обе постройки являются одними из самых ранних христианских церквей Аксумского царства и старейшими, известными за пределами центра столицы.

http://azbyka.ru/news/v-jeritree-arheolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДУЛИС [греч. ρδβλθυοτεΑδουλις, ρδβλθυοτεΑδουλι, Αδολη, Αδουλ, Αδουλε, лат. oppidum Aduliton, эфиоп. поздн.   - возможно, искаженное ()  ] - крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); был тесно связан с международной торговлей; входил в состав Аксумского царства , являлся центром епархии Эфиопской Церкви . Возникновение А. восходит к доаксумским временам. Впервые он упомянут в источниках как перевалочный пункт, через к-рый при Птолемее III Эвергете (246-221 до Р. Х.) шла доставка в Египет боевых африкан. слонов. К сер. I в. по Р. Х. город являлся основным портом Аксумского царства: отсюда вывозили слоновую кость, черепаховые панцири, рога носорога, кожи гиппопотамов. Ввозили через него егип. ткани и одеяния, изделия из стекла, металлы (латунь, медь, железо), оружие и предметы роскоши. Горожане сами активно участвовали в морской торговле: в нач. VI в. местные купцы плавали на Шри-Ланку. Благодаря своему статусу центра транзитной торговли А. не нуждался в укреплениях и не имел стен. Его гавань, где размещалась таможня, называлась Габаза (Γαβαζ). В сер. 20-х гг. VI в. она стала сборным пунктом для войск аксумского царя Элла Ацбэхи перед его походом на Химьяр . По-видимому, ядро населения А. составляла особая этническая группа адулитов, отличная от аксумитов. В 1-й четв. V в. Моисей, еп. А., совершил путешествие в Индию. Судя по данным раскопок, город погиб в огне, вероятно, в результате мусульм. вторжения 640 г., а общий упадок в ту эпоху международных экономических связей не дал ему возродиться. А. стал объектом археологических изысканий раньше, чем любой др. город региона: в кон. 1-й четв. VI в. Косма Индикоплов со спутниками, выполняя повеление Элла Ацбэхи, скопировал там 2 греч. надписи на стеле и на спинке каменного трона (т. н. «Monumentum Adulitanum»), оригиналы к-рых пока не найдены. С А. надежно отождествлено находящееся приблизительно в 4 км от побережья городище Азули (Азоли) площадью ок. 20 га. Раскопки на нем были впервые предприняты в 1868 г. брит. экспедиционным корпусом Р. Нейпира. В 1906 г. швед Р. Сундстрём и итальянец Р. Парибени обнаружили там руины дохрист. святилища и 2 церквей (в т. ч. большой базилики) визант. эпохи; интерьер последних украшали типичные для Вост. Средиземноморья мраморные декоративные детали (ограды алтарей, амвоны и др.), к-рые доставлялись в виде полуфабрикатов и дорабатывались на месте (аналоги в Равенне, К-поле, храмах Палестины). Планы церквей - базиликальные, со скрытой в вост. стене апсидой, не выступающей наружу,- традиционны для Эфиопии и Палестины VI в. Было найдено также много золотых монет. В 1961-1962 гг. городище обследовала экспедиция Эфиопского ин-та археологии во главе с Ф. Анфре.

http://pravenc.ru/text/63636.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010