С момента хиротонии св. Фрументия, совершенной св. Афанасием Великим  и его архиереями устанавливается многовековая связь между Александрийской Церковью и церквями Эфиопии, между коптами и эфиопами. Кстати говоря, эта хиротония отражена в текстах самого Афанасия, в его «Апологии», где он упоминает о послании императора Констанция II к царям Аксума, с призывом изгнать «кафолического» епископа, поставленного св. Афанасием и направить туда арианского епископа – Григория. Однако этого так и не произошло, т.к. царь Эзана и его преемники оставались верны никейскому, апостольскому христианству. По крайней мере с IX в. и вплоть до 1959 г. Эфиопская Церковь оставалась отдаленной, самобытной митрополией Александрийской Коптской Церкви. Между христианском Египтом и христианской Эфиопии на некоторые время возникает еще одно уникальное звено – это Нубия. Причем Нубия принимает крещение гораздо позже Аксумского царства (Эфиопии); христианство становится господствующей верой в Нубии лишь во времена Юстиниана I Великого, т.е. в середине VI в. То есть господство христианства в Нубии утверждается на два века позже, нежели в Эфиопии; при этом, христианское нубийское царство Макурия было уничтожено к началу XV в. В Эфиопии же по сей день около половины населения принадлежит к Эфиопской Православной (до-халкидонской) Церкви. Кто-то вам скажет, что христиан там 65-75%, однако это не совсем так; невзирая на непрекращающиеся давление ислама, ок. 49-50% населения Эфиопии сохраняет христианскую веру. В цифрах это примерно 45,000,000 верующих, включая многотысячную диаспору. Связь Александрийской Церкви с ее дочерьми на юге, с верными Александрийскому престолу христианами Нубии и Эфиопии находит прямое отражение в росписи вышеупомянутого Антониева монастыря. Здесь вы видите Александрийского архиерея, рядом с которым предстоит чернокожий (нубийский или эфиопский) иерей. Эфиопы и нубийцы прибывали на земли Египта, они подвизались вместе с коптами и сирийцами в монастырях Египта и Палестины. В Верхнем Египте сохранялся удивительный монашеский центр – Вади аль-Натрун; это место можно в принципе назвать «египетским Афоном», поскольку в монастырях этой области совместно подвизались копты, сирийцы, нубийцы, эфиопы. Конечно же, для эфиопов копты оставались основными учителями, наставниками. Для эфиопа, настоящим «окном» в христианский мир, в сокровищницу Вселенской Церкви служили коптские монастыри, церкви Каира и Александрии, и, конечно же, Иерусалим. В Каире в вышеупомянутой «Висящей церкви Пресвятой Богородицы» (церкви Аль-Муаллака), находился отдельный предел для эфиопов; предел Св. Таклы Хайманота – святого аскета (+1314), изображаемого с крыльями, предстоящим на одной ноге. В Иерусалиме же у эфиопов, изначально подвизавшихся совместно с коптами и нубийцами, со временем появятся собственные владения; им отойдет часть Храма Гроба Господня. Эфиопами же будет основан и великий иерусалимский монастырь Дар эль-Султан.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

После гонений при Тимуре из более 100 епархий Сирийской церкви осталось всего 20. В настоящее время сирийский.патриарх (носящий титул Антиохийского) проживает в Дамаске, a 11 епархий находятся в разных странах (Сирия, Турция, Израиль, Ирак, Ливия, США). Общая численность верующих, разбросанных по всему миру, составляет около 2,25 млн человек. 3. Копты и эфиопы После заключения унии 633 г. значительная часть египетских христиан во главе с Вениамином I (622/3–661/2) отказалась вступить в общение с халкидонитами и образовала собственный Александрийский Патриархат, получивший название Коптской церкви. Она состояла по преимуществу из автохтонного населения – коптов (арабское название египтян), говоривших на диалектах позднеегипетского языка. Эфиопский выносной крест. Около 1500 г. При арабах значительная часть греческого населения, включая православного патриарха, покинула Александрию и Египет, и Коптская церковь стала основной христианской общиной. Впоследствии арабы разрешили восстановить и православный (халкидонитский) Александрийский Патриархат, но численность его паствы многократно уступала числу христиан-коптов (в настоящее время последних насчитывается от 5 до 8 млн человек). Копты всегда играли заметную роль в политической и экономической жизни Египта. Резиденция коптского патриарха находится в Каире. Одной из церковных провинций, подчиненных коптскому патриарху, долгое время была Эфиопия (крещение которой произошло еще в IV в., во времена Аксумского царства). Несмотря на богатую и самобытную местную христианскую традицию, Эфиопская церковь до XX в. возглавлялась исключительно коптами. Лишь в 1951 г. по договоренности с императором Хайле-Селассие I был поставлен в Каире первый митрополит-эфиоп Василий (абуна Басилиос). В 1959 г. он получил от коптского патриарха титул патриарха Эфиопского. В настоящее время автокефальная Эфиопская церковь насчитывает около 40 млн верующих и более 400 тыс. клириков (для сравнения: в Русской православной церкви численность клира едва превышает 30 тыс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ЕКАТЕРИНА Андреевна Арская (1875-1937), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870 - 1937), схиархим., прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_27.html

Вообще история Православия на «черном» континенте, жизнь и проповедь ее главных действующих лиц – это почти что приключенческая сага. Пожалуй, началась она не 50 лет назад, а немножечко раньше…в 1-м веке нашей эры, когда на африканскую землю ступила нога первого христианского проповедника – апостола и евангелиста Марка… «Опора всего христианства» – эфиоп?! Апостол Марк утвердил Православную Церковь на северном побережье Африки, в Египте, и стал первым ее епископом. Так появился один из пяти старейших Патриархатов («Пентархия» в ранней церкви) – Александрийский, глава которого, между прочим, и по сей день величается Патриархом Александрийским и всея Африки . Позже святой апостол побывал с проповедью Евангелия во внутренних областях континента, в Ливии и в других странах, а в Египте основал христианское училище, откуда вышли многие учителя Церкви, и даже специально для африканцев составил чин Литургии, который долгое время был здесь в ходу. Первому епископу Александрийской церкви было суждено стать и первым ее мучеником: Иоанн-Марк был убит язычниками на праздник Пасхи, совпавший с каким-то языческим празднованием. Однако африканскому Православию это не положило конец: хотя первыми христианами континента были по преимуществу греки и евреи, уже во 2-м веке к крещенской купели потянулись и местные народы. Трудно поверить, что, например, «опорой всего христианства» знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский называл…эфиопского царя, а Православие в этой стране стало государственной религией еще до возникновения ислама! Еще менее известно, что Эфиопию просветил… римлянин из города Тира – епископ Фрументий, чья история жизни похожа на сказку из «Тысяча и одной ночи»… Воин, философ, миссионер из Аксума Еще ребенком будущий епископ прибыл на африканское побережье Красного моря вместе со своим учителем, философом-христианином Меропием. На экспедицию напали враги, оставив в живых только 2-х мальчиков: Фрументия и еще одного ученика философа – Эдезия. Юных невольников обучили воинскому искусству и преподнесли в дар правителю Аксумского царства (это государство существовало до 11 века на территории нынешней Эфиопии) – Элла-Аладе.

http://pravmir.ru/pravoslavie-vera-kenij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография святых ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОАНН IV ПОСТНИК († 595) патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист, свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/296123_5.html

Решив основать мон-рь на понравившейся ему горе, он не смог на нее взобраться. Тогда ему явился арх. Михаил и посоветовал ухватиться за хвост большого змея (дракона), к-рый и втащил его на гору (этот сюжет лег в основу иконографии З.-М. А.). Там была основана обитель Дэбрэ-Дамо , 1-й общежительный мон-рь в Эфиопии с Пахомиевым уставом. В царствование Калеба (см. ст. Елезвой ), сменившего на престоле своего отца Тазену, к З.-М. А. был отправлен посланец царя, и святой предсказал ему победу над гонителями христиан Награна и успешное возвращение из похода. Приход к власти Габра Маскаля, сына Калеба, Житие З.-М. А. датирует 368 г., что полностью противоречит общепринятой датировке правления Калеба и его сына (1-я пол. VI в.) и, очевидно, объясняется стремлением автора Жития представить З.-М. А. современником прп. Пахомия. В год своего воцарения Габра Маскаль посетил З.-М. А., поклонился ему и повелел начать монументальное каменное строительство в Дэбрэ-Дамо, для чего были сооружены специальные подъемные механизмы. Узнав о кончине З.-М. А., Габра Маскаль прибыл в мон-рь и, стоя у ног его преемника Матфея, объявил о пожаловании крупных земельных владений Церкви и на содержание монахов Дэбрэ-Дамо. Текст этой грамоты дошел в 2 близких редакциях: в пространном Житии З.-М. А. и в одной из частей «Книги Аксума» (XVII в.). В заключении Жития приводится краткая история мон-ря Дэбрэ-Дамо при преемниках З.-М. А.: Матфее, Иосифе, Мадханина Эгзиэ, Йоханни, За-Иясусе. Ист.: BHO, N 96; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell " Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 398-399; Guidi I. Il «Gadla " Aragâwî»//MRAL. 1895. Ser. 5. Vol. 2. Pt. 1. P. 54-96; Documenta ad illustrandam historiam: Liber Axumae/Ed., interpr. K. Conti Rossini. Parisiis; Lipsiae, 1909. Vol. 1: [Textus]. P. 19-20. (CSCO; 54; Aeth.; 24); 1910. Vol. 2: [Versio]. P. 21-22. (CSCO; 58; Aeth.; 27); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. Vol. 1. P. 155; La vie de saint Za Mka   " êl " Araga  wi/Trad., introd., notes: M. A. van den Oudenrijn. Fribourg (Suis.), 1939. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 6 (примеч. 2), 54-64. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.)

http://pravenc.ru/text/182549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУДИТ Гудит [на яз. тигринья -  ; в геэзе -   (Йоди  т); в амхарском -   (Эсато  ); букв.- огонь Его; на яз. тильталь -   (Гаэва)], предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиоп. рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось неск. вариантов легенды о Г., к-рые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Г. соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматери Сионской , согласившегося за ночь, проведенную с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой . Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Г. выше человеческих сил. Г. наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял ее в жены, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Г. сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжен, христ. церкви по всему царству закрыты. Ковчег завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании 40 лет, вплоть до смерти Г. и воцарения Анбасса Вэдэма. На основании этой и подобных легенд о Г., а также геэзского варианта ее имени - Йодит, совпадающего в эфиоп. традиции с именем библейской Юдифи, ряд исследователей (от Дж. Брюса до С. Б. Чернецова) рассматривали Г. как царицу фалаша. Однако обоснованные сомнения в ее конфессиональной принадлежности выражал еще К. Конти Россини. В частности, до наст. времени остается открытым вопрос, существовала ли в X в. эта жидовствующая секта. Возможно, Г. была предводительницей одного из языческих народов, населявших территорию совр.

http://pravenc.ru/text/168264.html

Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Вскоре после воцарения Йосеф начал преследования христиан, кульминацией к-рых стало истребление Награнских мучеников осенью 523 г. Визант. имп. Юстин I (518-527) через монофизитского Александрийского патриарха Тимофея IV (517-535) обратился к Е. с призывом предпринять поход против Химьяритского царства и отомстить за невинно убиенных. Согласно правосл. житийной традиции, перед тем как выступить в поход, Е. посетил мон. Зинона (Зонена), который обещал ему победу в том случае, если он даст обет по окончании войны уйти в мон-рь. Согласно эфиоп. агиографии, опирающейся на местные предания, этим монахом был эфиоп. св. Пантелеимон , один из девяти преподобных. В 525 г. войско Е. на неск. десятках кораблей вышло из Габазы, гавани Адулиса, и высадилось на красноморском побережье Йемена, по-видимому близ порта Мухван (ныне Моха). Е. разгромил войско химьяритского царя, к-рый был взят в плен и казнен (согласно распространенному арабо-мусульм. преданию о зу Нувасе, он покончил с собой в ходе сражения). Эфиоп. агиографическая традиция сообщает, что во время решающей битвы аксумские воины видели, как на их стороне сражается св. Пантелеимон. После победы на трон Химьяра был возведен христианин из местной знати Сумйафа Ашва (у Прокопия - Есимифей), а во главе клира встал еп. Григентий . В 526 г. (вероятно, весной) Е. покинул Юж. Аравию, а ок. 534-535 гг. власть над Химьяром захватил аксумский военачальник Абраха ; попытки Е. подчинить мятежника не увенчались успехом. У Иоанна Малалы содержится повествование о походе на Химьяр в 529 г. аксумского царя Анды, вызванном торговой конкуренцией с Аравией. Одержав победу, Анда по обету принял христианство и отправил в Александрию посольство с просьбой прислать епископа, крестить его народ и принять их в визант. подданство ( Ioan. Malal. Chron.

http://pravenc.ru/text/189731.html

2 в RIE 250; Ис 26. 19, Иов 14. 1, Ин 6. 54 и 8. 52 в RIE 232) свидетельствуют о том, что книги Ветхого и Нового Заветов прочно вошли в аксумскую культуру. Вопрос о том, в какой степени дошедшие до нас рукописные варианты эфиоп. Библии отражают аксумский перевод, остается сложным, поскольку начиная с XIV в. тексты библейских книг неоднократно исправлялись по их араб. версиям (см. Библия ). По-видимому, наименьшим изменениям подверглись те апокрифические книги Библии, к-рые полностью сохранились лишь в эфиоп. версиях: книга Юбилеев (  ), или малая книга Бытия, книга Еноха (  ), Вознесение Исаии (      ), книга Варуха (          ), или Паралипоменоны Иеремии, Апокалипсис Ездры (  ). Кроме того, существует целый ряд эфиоп. переводов раннехрист. апокрифов, таких как Epistula Apostolorum (в составе «Завещания Иисуса Христа»), «Деяния св. Марка», и канонико-литургических произведений (напр., «Послания 70» Киприана Карфагенского, «Учения 318 никейских отцов о правой вере и монастырской жизни», «Канонических ответов» Петра Александрийского и др.), аксумское происхождение к-рых сомнений не вызывает прежде всего из-за отчетливого влияния греч. синтаксиса. По этой причине данные тексты представляют гораздо меньшую ценность для реконструкции живого языка той эпохи, чем памятники эпиграфики. Влияние сир. языка на аксумский Г., долгое время считавшееся доказанным, сегодня ставится под сомнение (М. Нибб). Средневековый Г. Пережив крушение Аксумского царства, Г. сохранился, но лишь в качестве мертвого языка, единственного средства сбережения и передачи культурного наследия среди христиан и жидовствующих сектантов фалаша. На протяжении мн. столетий знание этого языка поддерживалось в мон-рях, но не известно ни одного произведения, созданного на Г. или переведенного на него между VII-VIII и XIV вв. Новый импульс развитию геэзской словесности придала арабохрист. лит-ра, но ее влияние на Г. проявлялось скорее на уровне лексики и стиля, нежели синтаксиса, из-за значительной генетической близости обоих языков.

http://pravenc.ru/text/164933.html

Владыка Филипос, ректор Свято-Троицкой академии, коротко рассказал об истории христианства в Эфиопии. Из книги Деяний апостольских известно, что апостол Филипп крестил некоего Аетия, который стал впоследствии просветителем Эфиопии. К IV веку здесь окончательно утвердилось христианство благодаря святому Фрументию, римскому гражданину, который потерпел кораблекрушение и, оказавшись на африканском побережье Красного моря, сумел заслужить доверие правителя Аксумского царства. Фрументий обратил в христианство сына царя, и в 330 году наследник объявил христианство государственной религией. В последующие столетия Эфиопская церковь развивалась и росла, несмотря на политические проблемы внутри страны и имевшие место нападения мусульман. С XVI века Эфиопская церковь переживает много трудностей, не раз её пытались подчинить себе разные политические силы, но она устояла и с конца XVIII века активно занимается миссионерством — деятельностью, которая важна для верующих эфиопов и сегодня. Сейчас в Эфиопии, по словам архиепископа Абуны Филипоса, более 35 тысяч церквей и около 500 тысяч священнослужителей. По всей стране около 20 тысяч традиционных школ и пять колледжей, но единственное учебное заведение, имеющее статус университета, — Свято-Троицкая богословская академия.  Священник Даниэль Сейфемихаэл, руководитель Департамента внешних связей Эфиопской церкви, рассказал о любопытных исторических пересечениях и взаимодействии Эфиопии и России, которое имеет долгую историю. Например, в Эфиопии существует предание, что образ Святой Троицы передал эфиопскому монаху некий русский монах, будучи в Иерусалиме. Несколько улиц в Эфиопии названы в честь Александра Сергеевича Пушкина, да и имя Ганнибал (такую фамилию взял прадед поэта) всё ещё распространено. В 1898 году в Эфиопии было открыто первое профессиональное медицинское учреждение, это был русский госпиталь. А с 1920-х годов ведётся диалог России и Эфиопии в области образования: студенты могут учиться в странах-партнёрах по обмену. Взаимодействие и сотрудничество продолжаются, над этим работает Комиссия по диалогу между Русской Православной и Эфиопской церквями, и в каком-то смысле обязанность нашего поколения — отказаться от стереотипов и разобраться в сущности тех вопросов, что до сих пор разделяют наши церкви, подытожил владыка Леонид.

http://bogoslov.ru/event/6177284

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010