Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксумский собор Сионской Божией Матери (Марьям-Сийон) [эфиоп.  ,  ]. Согласно легенде о происхождении эфиоп. царской династии от царя Соломона Иерусалимского и царицы Савской , официально признаваемой Эфиопской Церковью и подтвержденной Конституцией Эфиопской империи 1955 г., их сын Менелик I , родившийся в Эфиопии, в юношеском возрасте навестил своего отца в Иерусалиме. Соломон признал его своим первородным сыном и, провожая на родину, отправил с ним всех детей первородных народа израильского, в т. ч. и сына-первосвященника. Тот, однако, не смог расстаться с Ковчегом Завета и поэтому выкрал Ковчег и увез с собой в Эфиопию. Похитители следовали Закону Моисея и чтили Ковчег, для к-рого Менелик I по примеру отца выстроил храм в г. Аксум . После Крещения Эфиопии св. Фрументием в IV в. он был освящен в честь Богоматери Сионской, где Ковчег Завета выполнял (и выполняет по наст. время) роль табота , соответствующего антиминсу в правосл. традиции. В эпилоге эфиоп. трактата «Кебре негест» (Слава царей), где это предание было изложено впервые, провозглашается богоизбранность и грядущий триумф Эфиопии, этого Нового Израиля, потому что она обладает как величайшей святыней - Ковчегом Завета, так и «верой православной, которая пребудет до Второго Пришествия». Первое здание А. с. было возведено в сер. IV в., после обращения страны в христианство. Согласно археологическим данным, прежде на этом месте находилось языческое капище. А. с. неоднократно разрушался во времена войн и смут и отстраивался заново, так что его первоначальный облик был почти полностью утрачен. От аксумской эпохи дошло массивное основание собора, сложенное из обтесанных гранитных блоков. Предпоследнее здание А. с., представлявшее собой, по описанию португ. путешественника Ф. Альвариша, просторную базилику с 5 приделами, сгорело в 1533 г. при осаде Аксума мусульманами под предводительством Ахмада Ибрахима аль-Гази . Совр. постройка, довольно скромная по размерам, прямоугольная в плане, с 3 нефами, была воздвигнута по повелению царя Василида (1633-1667) зодчими в традициях инд. или индо-португ. архитектуры. Ее освятили в 1655 г. К 1965 г. рядом со старым было возведено новое, более обширное здание А. с. Начиная, очевидно, еще со времен Аксумского царства А. с. получал земельные пожалования от царей и феодалов, став одним из крупных землевладельцев средневек. Эфиопии.

http://pravenc.ru/text/63938.html

   Можно считать исторически достоверным появление христианства в Аксумском царстве в середине IV столетия. Согласно Руфину, история которого подтверждается церковными историками Vb. (Сократом, Созоменом, Феодоритом), два молодых сирийца из Тира, Фрументий и Эдесий, потерпевшие кораблекрушение в Красном море, нашли прибежище в Эфиопии, где стали наставниками Эзана, молодого наследника престола Аксумского царства. Под их влиянием, вступив на престол, он сделал христианство официальной религией на территории своих владений. Его бывшие наставники вернулись в Римскую империю. Эдесий стал священником в своем родном Тире, а Фрументий поехал в Александрию, виделся со святым Афанасием Великим, которому сообщил об успехе своей миссии, и был под именем Аввы Салама («отец мира») поставлен в епископы для эфиопов. Эта история, более или менее похожая на проповедь христианства мирянами-миссионерами в Ирландии, Армении и Грузии, подтверждается бесспорным свидетельством самого святого Афанасия. В своей «Апологии к Констанцию» он приводит текст письма, посланного около 356г. этим арианским императором царю Эзану с требованием отослать поставленного «преступным» Афанасием Фрументия обратно к Георгию, арианскому архиепископу Александрии, для научения. Соревнование между арианством и православием в этой области явствует из того, что арианский епископ Феофил послал миссию в Химьяр (358), бывший тогда территорией Аксума.    Исторический факт хиротонии святого Фрументия александрийским епископом служил в течение столетий символом связи между христианским Египтом и христианской Эфиопией, однако, по-видимому, каноническая зависимость Эфиопии от коптского монофизитского патриарха Александрии была установлена не ранее X в. Очень мало сведений об истории христианства в Эфиопии после обращения царя Эзана. Но доступные источники указывают главным образом на сирийское и греческое влияние на новую Церковь. Эфиопское предание повествует о пришествии в конце V в. десяти святых, которые перевели Новый Завет на древний эфиопский язык геез и основали десять монастырей, ставших колыбелью процветавшего эфиопского монашества. Во главе этой группы был Апа Михаил Арагави, основатель монастыря Дебре Дауро близ Аксума. Древний эфиопский текст Библии указывает на сирийский (а не александрийский греческий) оригинал, и названия новосозданных монастырей напоминают названия центров сирийского монашества. Поэтому, вероятно, эти десять святых были сирийскими монахами, совершившими дело евангелизации, вполне сравнимое с сирийскими миссиями на Кавказе, в Персии и Индии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

С другой стороны, не будем поступать неправедно по отношению к другому из милости или великодушия: лучше не оказать милости, нежели оказать и при этом сотворить неправду; лучше не принести Богу жертву, нежели принести от награбленного. Ни ради детей, ни ради себя не будь жадным, в противном случае и собранное погубишь, и детей в бедности оставишь. Лучше предпочти быть бедным праведником, чем богатым неправедником. Ибо, как нам известно, богатство предало человека огню и геенне, нищета же с терпением перенесли на лоно Авраамово 175 . 20 . И пусть даст человеколюбивый Владыка по причине благочестивой веры в Него и добрых дел всем нам достичь благого конца, и да удостоимся и мы сияющего лона милостью Христовой. Здесь же получим прощение через покаяние и исповедание и, получив оставление [грехов], очищенные, соединимся со Христом посредством таин Его [Тела и Крови] – ибо это есть начаток вечной жизни. И так с благим упованием в мире покинув тело, с дерзновением удостоимся предстать Христу Богу нашему и достичь Его жизни, славы, Царствия и беспредельной благодати вместе с [предстоящими] одесную, молитвами Богородицы и всех святых Его. Ибо Его есть великолепие, честь и держава, и мы, рабы Его, воздаем Ему поклонение со безначальным Его Отцем и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1 γου Συμε ν ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης (1416/1417–1429) ργα Θεολογικ κδ. D. Balfour. Θεσσαλονκη, 1998. Σ. 84–108. ( νλεκτα Βλατδων; 34). 41 Свт. Симеон говорит о том, что церковный закон нарушают не только те, кто вступают в четвертый или пятый брак, но и заключающие третий брак «в старости». Согласно «Томосу единения» (920 г.) троебрачие не допускается по достижении 40 лет и при наличии детей (см.: Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1855. Τ. 5. Σ. 7). – Пер. 52 Ελεσβαν ( Ελεσβς) – эллинизированный вариант, наряду с Ελεσβ ας (Иоанна Малала), Ελλησθεαος (Прокопий Кесарийский), Ελεσβαν и Ελλατζβας Ελλατζοβα (Косма Индикоплов), тронного имени «Элла Ацбэха», принадлежавшего правителю Аксумского царства Калебу (VI в.), участнику химьяро-эфиопских войн; в славянской традиции – Елезвой, память 24 октября. Подробнее см.: Французов С. А. Елезвой//ПЭ. 2008. Т. 18. С. 288–290. – Пер. 55 Свт. Григорий Просветитель (239–325/6) – основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви. – Пер. 56 Имеется в виду мученичество Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и 35-ти святых дев, убиенных армянским царем Трдатом (Тиридатом). – Пер. 67 Ср. рассуждение прп. Симеона Нового Богослова : «Князем мира называется [диавол] не как властитель и владыка мира – прочь такое кощунство! – [диавол], который не имеет власти даже над свиньями. Но потому, что диавол порабощает прилепляющихся к миру через желание его богатств и вещей» (Sym . N. Theol. Eth. 11//SC. Vol. 129. P. 370, 372 (Слово 82 в рус. пер. свт. Феофана Затворника )). – Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Великое абиссинское государство было в то время весьма обширно: на север оно простиралось до окрестностей Суакима, на юг – до берега сомалисов; к западу оно достигало, по ту сторону Таказзе и Атбары, до самой долины Нила, а войска царя Тацены недавно поднялись вверх по течению этой реки до царства Алоа, откуда спустились вниз до страны красных нубийцев. 1884 Издавна местность эта находилась в торговых сношениях с Византией и греческий язык был даже официальным в эфиопском царстве. Эти добрые отношения еще более укрепились с обращением абиссинских царей в христианство. 1885 Действительно, к концу V века, под влиянием Александрии, монофизитская церковь основалась в стране и, по свидетельству Косьмы Индикоплевста, аксумское царство в начале VI века было великим христианским государством и признанным покровителем христиан на всем юге. 1886 Все это знали в Византии, а также и то, что «цари царей» (титул, принятый аксумскими государями) питали на гимиарское царство давнишние притязания; поэтому не стоило никого труда бросить их на иеменских арабов. Царь Калеб или Ела-Атсбеха, сын Тацены 1887 , которого византийские летописцы именуют Елесбаасом, пошел на Аравию между 520 и 523 годами, сверг местную династию и поставил там абиссинского вице-короля; одновременно с этим он основывал церкви и призвал к гомеритам миссионеров. 1888 Это являлось большим успехом для имперской политики. К несчастью, народное восстание едва не погубило дело: христиане были с изощренной жестокостью избиты в Сафаре и в особенности в Неджране. Тогда, по просьбе императора 1889 , Елесбаас снова выступил против Гимиара. Усмирение было суровое: предводитель мятежников, Дху-Новас, со своими главными сторонниками был убит в борьбе; для управления страной был поставлен вице-король под верховной властью Абиссинии; для облегчения торговли были открыты дороги и по просьбе Елесбааса, «весьма ревностного христианина», говорит Прокопий, для проповедования в стране явилась монофизитская миссия (525 г.). 1890 Каиса и поддержать его в наступательных действиях против сассанидов; вместе с тем сделаны были попытки заинтересовать в предприятии самого Елесбааса.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Коптские авторы : 80 Во II-V вв. родиной, дорогой сердцу грекоязычной христианской духовной традиции, был Египет; но одновременно с этой ученой духовностью, в первую очередь александрийской, в христианском Египте развивается духовная литература населения, говорившего на египетском языке, который на своей заключительной стадии развития превратился в коптский, существовавший в виде различных диалектов. С литературной точки зрения наиболее важным является саидский диалект, бытовавший на юге; на ахминикском, субахминском и фаюмском диалектах Среднего Египта написаны многочисленные апокрифические произведения и манихейские рукописи. Богайрский, диалект Нитрии, последним развился как литературный язык, в первую очередь в связи с переводами саидских рукописей, выполненных в IX-X вв., когда монастырь св. Макария стал столицей египетской Церкви. С этой поры коптский язык все более и более соперничает с арабским. Что касается многих апокрифов Ветхого и Нового Завета, границы между гностическими, манихейскими и ортодоксальными рукописями зачастую трудно определимы. Чувство прекрасного, соединенное с самыми высшими формами христианского благочестия, нашло свое выражение в агиографических писаниях. Среди коптских манускриптов значительное место занимают монашеские сочинения, так как коптский язык был языком большинства древних монахов. Среди этих рукописей содержится и множество переводов с греческого. Эфиопские авторы В период Аксумского царства (V-VII вв.) активно переводят с греческого. Наибольшее количество оригинальных произведений появляется: а) при митрополите Салама (в 1350–1390 гг.), давшем живой импульс к созданию агиографических произведений; б) в период правления Зара Иакоба (1434–1468), прилагавшего все усилия к тому, чтобы своему народу дать правило веры и составить узаконения от имени Церкви; в) в XVII в., когда приезжают миссионеры-иезуиты в связи с богословскими прениями; г) наконец, в эпоху реакции против монофизитов в XVIII веке. Эфиопская литература подчас выражает весьма своеобразные

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОНН [Ноннос, Нонноз; греч. Νννοσος] (VI в.), продолжатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов сир. происхождения, сын свящ. Авраама и внук Евпора . Как и его предшественники, Н. занял высокое положение не по причине знатности, а благодаря своим способностям и знанию неск. языков (прежде всего арабского). Сообщение о посольстве Н. содержится в виде краткой выписки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского (IX в.); отрывки из этого текста (в частности, о «химьяритах и индах»), впрочем без ссылки на имя посла, сохранились также у визант. хрониста Иоанна Малалы (VI в.). На тесную взаимосвязь этих источников указывает передача в них обоих этнонима химьяриты в форме Αμερται (вместо обычного Ομηρται). Наиболее обоснованной является датировка дипломатической миссии Н. 536 г. или неск. годами позже. Не выдерживают критики гипотезы С. Смита и И. Кавара (Шахида) о том, что Н. был толмачом в посольстве, возглавлявшемся аристократом Юлианом, к-рое было отправлено до 531 г. Детальное изучение источников не оставляет сомнений в том, что Юлиан и Н. руководили посольствами в разное время. Н. был послан на Восток по прошествии более 10 лет после миссии своего отца Авраама, в ходе к-рой тот вместе с еп. Симеоном Бет-Аршамским заключил мир с аль- Мунзиром III в янв. 524 г. Н. было поручено привести к императору непокорного филарха мааддитов и киндитов Кайса, отождествляемого с киндитским вождем Кайсом ибн Саламой ибн аль-Харисом, нанести визит Елезвою , правителю Аксумского царства , и побывать в Химьяре (с 1-й задачей он не справился, и урегулировать отношения с Кайсом пришлось Аврааму в ходе его 2-го посольства). Из Александрии Н. поднялся по Нилу, затем, по всей вероятности, по проложенной еще Птолемеями дороге добрался до порта Береника и приплыл в Адулис , откуда надо было 15 дней добираться до Аксума . На полпути между этими городами, около мест. Ава ( Αη), ему довелось увидеть огромное (примерно в 5 тыс. голов) стадо слонов. Отождествление нек-рыми исследователями Авы с совр. сел. Йеха, к-рое, судя по данным эпиграфики, могло в древности именоваться H , следует исключить, поскольку Йеху отделяет от Аксума гораздо меньшее расстояние (30 км), чем от Адулиса (130 км). Во время пребывания в дружественном Византии Аксумском царстве Н. удостоился приема у царя Елезвоя. Внимание посла было сосредоточено на положении покоренных Эфиопией химьяритов, к-рые в это время стремились если не вернуть самостоятельность, то хотя бы обрести широкую автономию. Н. интересовали все аспекты их жизни - от военно-политического до бытового, включая фасон их головных уборов.

http://pravenc.ru/text/2577945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДДИС-АБЕБА [амхар.     - новый цветок], столица Эфиопии, крупнейший город страны (население свыше 2 млн. чел., по оценочным данным сер. 90-х гг. XX в.), центр Эфиопской Церкви. Со времен крушения Аксумского царства (VII в.) эфиоп. города находились в упадке и политическим центром христ. гос-ва был царский походный лагерь. Митрополит, глава Эфиопской Церкви, живший по большей части в поместье, пожалованном царем, часто объезжал мон-ри и навещал царя в его кочевой ставке. Единого центра Эфиопской Церкви не существовало вплоть до основания в 1636 г. столичного г. Гондара , куда переехали царь и митрополит вместе с эччеге , главным архимандритом всех мон-рей сообщества Дэбрэ-Либаноса . За последующие полтора века гондарские цари потеряли реальную власть в стране и могущественные феодалы неоднократно захватывали столицу, чтобы возвести на престол своего очередного ставленника. Митрополит вынужден был покинуть Гондар; захвативший царский трон Теодрос в 1865 г. сжег город как рассадник мятежа, а его преемник имп. Иоанн IV не стал восстанавливать столицу. Новый имп. Менелик II взял курс на активную модернизацию страны, что привело к учреждению в 1889 г. постоянной столицы - А.-А. (сам город был основан в 1887 г. на месте военного лагеря царя (негуса) Менелика и первоначально назывался Финфинни). К нач. XX в. она уже была постоянной резиденцией императора и митрополита. После того как 2 нояб. 1930 г. в А.-А. короновался последний эфиоп. имп. Хайле Селассие I (1930-1974), город приобрел значение не только политического, но и религиозно-культового центра Эфиопии, существенно потеснив древний Аксум . Ныне здесь располагается резиденция Эфиопского патриарха. Лит.: Heyer F. Die Kirche Äthiopiens. B.; N. Y., 1971; Pankhurst R. History of Ethiopian towns: From the mid-nineteenth century to 1935. Stuttg., 1985. Р. 350-353. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/63498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБРА СЕЛЛАСЕ Габра Селласе [эфиоп.     - раб Троицы] (1844-1912), эфиоп. историк, личный секретарь эфиоп. имп. Менелика II (1889-1913). Отец Г. С., Вальда Арегай, служил постельничим у деда Менелика II - Сахле Селласе (1813-1847). Г. С. в юности получил хорошее церковное образование, закончив школы церковного пения и духовных стихов. В 70-х гг. он стал писцом у первой жены Менелика - Бафаны Вальда Микаэль, в 1876 г. получил должность «записывателя приказов» у самого Менелика, т. е. хранителя имп. печати и секретаря. В этой должности Г. С. находился бессменно почти 30 лет, и практически все грамоты Менелика были написаны его рукой. Хранитель печати по традиции должен был исполнять также и обязанности царского историографа, и Г. С. писал офиц. историю царствования Менелика II в манере эфиоп. «царских хроник», однако уже не на лит. и литургическом языке геэз, а на живом амхарском языке. Наряду с этим Г. С. собирал духовные стихи на языке геэз и сам сочинял их, был старостой собора Энтото-Рагуэль. В 1903 г. император назначил его настоятелем вновь построенного собора Дэбрэ-Сион. В 1907 г. в связи с учреждением кабинета министров должность «записывателя приказов» была преобразована в должность «министра пера». В 1909 г. Г. С. представил двору свой труд «История времен Менелика II» и отошел от дел. Он работал всю жизнь от рассвета до заката, строжайшим образом соблюдая посты (в это время он спал не на постели, а на голом полу). В кон. 1911 г. Г. С., будучи тяжело больным, заранее стал готовиться к кончине. В церковной ограде собора Энтото-Рагуэль он велел вырубить в скале гробницу, где и был погребен в нояб. 1912 г. Обширный архив Г. С. погиб во время итал. оккупации. Соч.:                                                         G uè br é Sellassi é. Chronique du règne de Ménélik II, Rois des Rois d " Ethiopie. P., 1930, 1932. 2 vol. (Librarie Orientale et Americaine). Лит.: Bairu Tafla. Three Portraits: Ato Asma Giyorgis, Ras Gobana Daci and Sahafe Tezaz Gabra Selasse//JEthS. 1967. Vol. 5. N 2, July. P. 133-138; Чернецов С. Б. Редкая фотография Гебре Селласе (1844-1912), секретаря и историографа эфиоп. имп. Менелика II//ХВ. Н. с. 2001. Т. 2 (8). C. 284-298; он же. Эфиоп. традиционная живопись: По мат-лам коллекций Кунсткамеры//Кунсткамера: Этногр. тетради. СПб., 1997. Вып. 11. С. 277-298; Chernetsov S. B. Ethiopian Painting No. 2591-1 from the Kunstkamera Collection//Addis Ababa Fine Art School: Yearly Graduation Magazine. 1997. P. 63-97. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г.

http://pravenc.ru/text/161211.html

замечаний о текстах саркофага, с. 15–25; Египетские заметки, с. 26–29. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. VII. Музей древностей при имп. Казанском университете. – ЗВОРАО, т. XV, СПб., вып. IV, 081–0101 с. 1905 г. Агиологическое повествование о падении Аксумского царства. СПб. 8 с.; то же: Сборник статей, посвященных почитателями академику и заслуженному профессору В. И. Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности, СПб., 1907. С. 55–62. «Исследование Зара Якоба». Исповедь абиссинского свободного мыслителя XVII века. – ЗВОРАО, т. XVI. СПб., вып. II–III. С. 1–62. Новые собрания эфиопских рукописей в Петербурге. – ЖМНП, ч. 358. СПб., апрель. С. 15–27. Современные предприятия по изданию литературных памятников христианского Востока. – ЖМНП, ч. 357, СПб., январь. С. 1–10. 1906 г. Египет и Ефиопия (Библиография). – Византийский временник, т. XII. СПб., вып. I-IV. С. 456–481.  Некоторые жития абиссинских святых по рукописям бывшей коллекции d " Abbadie, Яфкерана Эгзиэ – Фаддей Бар-тарваский – Самуил Вальдебский – Такла–Хаварьят. – Византийский временник. Т. XIII. СПб., 2. С. 256–333. 1907 г. Египет и Эфиопия (Библиография). – Византийский временник. Т. XIII. СПб., вып. 3–4. С. 711–731.  К культам Синая. СПб. 4 с. То же: «Hakedem». СПб., Jg. I, 2. С. 63–66. ЗВОРАО, т. XVII, СПб., вып. 4. – Автор статей: Эфиопские рукописи в С. Петербурге, с. 115–248; «Повествование о Дабра-Либаносском монастыре», с. 345–363, табл. ЗВОРАО т. XVIII, СПб. – Автор статей: Копто-сахидское письмо из коллекции В. С. Голенищева, с. О–25–28; Ахмимский папирус из коллекции Н. П. Лихачева, с. 028–030; Коптския надгробныя надписи, с. 030–032; Такла-Хаймонот у коптов, с. 033–041. 1909 г. Второй Международный конгресс классической археологии. – Гермес, т. 5, СПб., 19 (45). С. 576–582.  Египет и Абиссиния (Библиография). – Византийский временник. Т. XIV. СПб., вып. 4. С. 662–681. Зара-Бурук, абиссинский святой XVII–XVIII вв. Заметки из эфиопских рукописей Ватикана. – Византийский временник. Т. XV. СПб. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/t...

481-482 ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) 482-483 ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. 483-485 ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи 485-487 487-488 ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства 488-491 491-504 504-508 508-512 513-518 518-520 ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии 520-522 522-527 527-528 ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов 529-531 ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. 531-532 532-535 535-536 532-535 537-538 ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) 538-547 547-548 ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980) 548-549 549-550 ЗАКОН БОЖИЙ церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. 550-554 ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов 554-568 568-569 «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии 569-570 570-574 ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xix.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010