В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган в интервью телеканалу TGRT заявил: «Статус Святой Софии может быть изменён с музея на мечеть. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично». 10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что это здание может использоваться в качестве мечети. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть. Данное решение вызвало официальную критику со стороны ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей, Европейского союза, Австрии, Германии, Греции, Кипра, США, Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Элладской православных церквей, а также Православной церкви Украины, Евангелической церкви Германии и Святого Престола. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. 24 июля 2020 года в мечети Айя-София впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. 1 — вход; 2 — императорские ворота; 3 — плачущая колонна; 4 — михраб (алтарь); 5 — минбар; 6 — ложа султана; 7 — омфалос («пуп мира»); 8 — мраморные урны из Пергама; a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b — минареты султана Селима II В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святой_С...

Новейшая история В июне 1945 Кёльн входит в британскую оккупационную зону. Через 4 года на первых послевоенных выборах бывший бургомистр Кёльна Конрад Аденауэр становится первым канцлером Германии и остаётся на этом посту 14 лет. Первые послевоенные годы полным ходом идёт восстановление города, которому суждено закончится полностью только в середине 80-ых. Немецкое экономическое чудо не обходит стороной и Кёльн — тут в ударных темпах возводятся фабрики и заводы, здания фирм, банков, учреждений, объекты культуры; создаётся современная инфраструктура. Религия 42,5% населения являются членами Римско-католической церкви . Ещё 16% относят себя к протестантам-евангелистам , остальных составляют в основном атеисты и мусульмане . Действуют также 2 православные общины. Также в Кёльне довольно распространены разнообразные секты. Достопримечательности Как город древний и большой, Кёльн располагает многими историческими достопримечательностями. Многие из них — лишь восстановленные копии разрушенных во Второй Мировой войне оригиналов. В ходе бомбардировок авиацией союзников с 1942 по 1945 гг. было разрушено до 90% городских зданий, в том числе многочисленные памятники культуры. Главная достопримечательность города — это, безусловно, Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра. Он чудом уцелел в войне, выдержав прямое попадание трёх бомб. Сегодня он является одним из немногих сохранившихся в оригинале храмов города. Кроме собора к числу самых значимых достопримечательностей города относятся 12 романских церквей. Наиболее интересны храмы святого Мартина, святого Гереона, св. 12 Апостолов, святой Марии на Капитолии, святого Пантелеймона и святой Урсулы. Церковь св. Гереона является старейшей церковью Кёльна, её строительство началось ещё при римлянах, в IV веке. Купол выполнен в форме октагена и является самым большим в мире после Св. Петра в Риме и Айи Софии в Стамбуле. К счастью, он не слишком сильно пострадал в войне, в отличие от самой большой после собора храма города — св. Мартина, который был разрушен почти весь.

http://drevo-info.ru/articles/3684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ I Варфоломей I, Патриарх Константинопольский. Фотография. Кон. ХХ в. Варфоломей I, Патриарх Константинопольский. Фотография. Кон. ХХ в. [греч. Βαρθολομαος] (Димитриос Архондонис; род. 12.03.1940, с. Айи-Теодори, о-в Имброс (Гёкчеада), Турция), Патриарх К-польский (со 2 нояб. 1991). Род. в семье цирюльника и владельца кофейни Христоса Архондониса. В 1961 г. окончил Богословскую школу на о-ве Халки. 13 авг. 1961 г. принял монашеский постриг с именем Варфоломей и рукоположен в сан диакона в митрополичьем соборе Имброса своим духовником митр. Имбросским и Тенедосским Мелитоном (впосл. занял Илиупольскую и Халкидонскую кафедру). В 1961-1963 гг. находился на военной службе в тур. армии. В 1963-1968 гг. проходил обучение по стипендии К-польской Православной Церкви в Папском Восточном ин-те в Риме, в экуменическом ин-те Боссе (Швейцария) и Мюнхенском ун-те. В 1968 г. получил степень д-ра канонического права, защитив дис. «О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви». В том же году назначен помощником декана Богословской школы на о-ве Халки; занимал эту должность до закрытия школы тур. властями в 1971 г. В. был рукоположен во священника 19 окт. 1969 г., через 6 месяцев в 1970 г. Патриархом Афинагором возведен в сан архимандрита в патриаршей часовне св. Андрея. В 1972 г. вновь избранный Патриарх Димитрий I назначил В. управляющим своей канцелярии. 25 дек. 1973 г. В. был рукоположен во епископа и наречен митрополитом Филадельфийским, оставшись во главе Патриаршей канцелярии. В 1974-1991 гг. В.- постоянный член Свящ. Синода К-польского Патриархата. Представлял К-польский Патриархат на мн. межправосл. и межхрист. совещаниях, постоянно сопровождал Патриарха Димитрия во всех его зарубежных поездках, в т. ч. в 1987 г. в СССР. С 1975 г. В.- член комиссии ВЦС «Вера и порядок», 8 лет был вице-президентом этой орг-ции. В янв. 1991 г. возглавил правосл. делегацию на 7-й Генеральной ассамблее ВЦС в Канберре, где был избран членом центрального и исполнительного комитетов ВЦС и выступил с критикой в адрес ВЦС за отход от принципов древней Церкви. Тем не менее В. оставался приверженцем развития широких контактов правосл. мира с др. Церквами.

http://pravenc.ru/text/154409.html

1339 г. офиц. запрет читать сочинения О. и обсуждать его взгляды (текст документа см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1891. Vol. 2. P. 485-486. N 1023). В дек. 1340 г. был утвержден еще один документ, в котором осуждались приписанные неким «оккамистам» попытки свести все науки к логике и обсуждать не содержание высказываний, а исключительно их формальную правильность (текст см.: Ibid. P. 505-507. N 1042). Если судить по их пересказу в документе, взгляды этих оккамистов были весьма радикальными и мало похожими на осторожную позицию самого О. Наконец, в 1341 г. была введена особая клятва, произносившие ее бакалавры перед началом занятий на фак-те искусств обещали соблюдать введенные запреты и следовать не «оккамовской науке», а учению Аристотеля и Аверроэса, кроме тех случаев, когда оно вступает в противоречие с верой (текст см.: Ibid. P. 680). При этом теологический фак-т Парижского ун-та, несмотря на выдвинутые против О. в Авиньоне обвинения в ереси и негативное отношение к нему Папского престола, не стал присоединяться к запрету, вслед. чего изучение богословских мнений О. в Париже формально не было запрещено. Вероятно, решение факультета искусств было неэффективным и действовало недолго: О. продолжали цитировать, по меньшей мере, теологи; в 60-х гг. XV в. клятва уже не встречается в офиц. перечне (подробнее см.: Courtenay. 2008. P. 127-346, 380-401). С 40-х гг. XIV в. Париж стал основным центром обсуждения идей О. Именно в Париже преподавали наиболее известные философы и теологи, в позднейшей традиции и историографии более или менее обоснованно получившие наименование оккамистов: Иоанн из Миркура (ок. 1310 - после 1347), Николай из Отрекура ( после 1350), Григорий Риминийский (ок. 1300-1358), Николай Орем ( 1382), Пьер д " Айи (1350-1420), Жан Жерсон (1363-1429) и др. В области логики к числу единомышленников О. относили Иоанна Буридана, Альберта Саксонского (ок. 1316-1390) и Марсилия Ингенского ( 1396), хотя все они были создателями оригинальных интерпретаций средневек.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (Кукузис Димитриос; 29.07.1911, дер. Айи-Теодори (ныне Зейтинли) на о-ве Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) - 10.04.2005, Стамфорд, шт. Коннектикут, США), архиеп. Сев. и Юж. Америки (1 апр. 1959 - 29 июля 1996). Род. в семье Афанасия и Марии Кукузисов. В 1927 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки, которую закончил с отличием в 1934 г., защитив дипломную работу «Об унии». 25 нояб. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Иаков и был рукоположен во диакона. В течение 4 лет служил архидиаконом и исполнял обязанности проповедника Деркской митрополии. В 1939 г. по приглашению Американского архиеп. Афинагора (впосл. патриарх К-польский) эмигрировал в США, заняв должность архидиакона и преподавателя Богословской школы Св. Креста, находившейся тогда в Помфрете (шт. Коннектикут) и впосл. перенесенной в Бруклайн (пригород Бостона, шт. Массачусетс). До 1942 г. исполнял обязанности помощника декана (и кратковременно - декана). 16 июня 1940 г. рукоположен во пресвитера и назначен приходским священником ц. вмч. Георгия Победоносца в Хартфорде (шт. Коннектикут), 14 авг. 1940 г. возведен в сан архимандрита, в 1941-1942 гг. исполнял обязанности проповедника в кафедральном соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, в 1942 г. определен священником в ц. свт. Николая Чудотворца в Сент-Луисе, в 1942-1954 гг. назначен настоятелем кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Бостоне. В 1945 г. по окончании богословского фак-та Гарвардского ун-та И. была присвоена ученая степень магистра теологии. В 1950 г. И. получил гражданство США. Служба под рук. Афинагора во многом повлияла на мировоззрение И. и предопределила его дальнейшую карьеру. После восшествия Афинагора на К-польскую кафедру в 1950 г. И. был избран митрополитом Милетским и назначен директором Халкинской богословской школы. Но, не желая жить в Турции, И. отказался от этих должностей. В 1954-1955 гг. он возглавлял Богословскую школу Св. Креста в Бруклайне. 17 дек. 1954 г. избран епископом Мелитским (Мальтийским), викарием архиеп. Фиатирского, кафедра которого находилась в Женеве (хиротонисан 6 февр. 1955), и в марте 1955 г. назначен первым постоянным представителем К-польского Патриархата во Всемирном Совете Церквей . 4 апр. 1956 г. возведен в сан митрополита Мелитского.

http://pravenc.ru/text/200279.html

Восстановление мон-ря в 1825 г. начали иеромонахи Филофей (Георгиу) и Иерофей (Восиниотис), которые были вынуждены покинуть Пелопоннес из-за карательной операции егип. Ибрагим-паши против греч. повстанцев. По пути на о-в Икария они остановились на Паросе, где игумен мон-ря сщмч. Харалампия Иоасаф (Контос) и прп. Кирилл Паросский предложили им остаться в Л. В 1838 г. по королевскому указу Л. были переданы мон-рь св. Таксиархов на Паросе и его подворье во имя св. Апостолов. В 1845 г. были построены трапезная, поварня и кладовые, в 1864 г.- кельи на фасадной стороне монастырского комплекса. Преемниками Иерофея (Восиниотиса), известного даром чудотворения, стали его племянники Филофей (Восиниотис; 1887-1905) и Иерофей II (Восиниотис; 1905-1930), к-рые также пользовались высоким духовным авторитетом. Игум. Филофей был иконописцем. В 20-х гг. ХХ в. монахи Л. помогали беженцам из М. Азии, в т. ч. ежедневно готовили еду для 1,5 тыс. чел. В 1930 г. игуменом Л. стал старец архим. Филофей (Зервакос) († 1980), духовное чадо свт. Нектария Эгинского , знаменитый исповедник и проповедник. Перед началом второй мировой войны число насельников Л. достигло 43 чел. С 1937 по 1975 г. в Л. действовали иконописная и переплетная мастерские. По благословению игумена монахи Л. участвовали в военных действиях против итал. фашистов в Албании. В годы нем. оккупации монастырь являлся прибежищем греческих и англ. офицеров. 23 июля 1944 г. архим. Филофею удалось спасти 125 приговоренных к казни жителей Пароса. Под его руководством монастырь вел широкую благотворительную деятельность. В наст. время Л. принадлежат в качестве подворий жен. мон-ри Пресв. Богородицы Миртидиотиссы в местности Тапсана и св. Филофея в Камаресе, храмы во имя свт. Николая Чудотворца в Камаресе, свт. Николая Чудотворца «ту Плусиу» (т. е. Богатого) в Молосе, свт. Нектария Эгинского, св. Ирины и вмч. Димитрия Солунского в Тапсане, св. Параскевы в порту Наусы, Всех святых на вершине горы Айи-Пандес. После смерти игум. Филофея число насельников стало сокращаться, в 2002 г. в мон-ре осталось 4 чел. В наст. время в Л. подвизается 10 монахов, игумен - архим. Хризостом (Пихос) (Δπτυχα. 2016. Σ. 808).

http://pravenc.ru/text/2110714.html

Недовольные отказами папы Юлия II созвать Собор католич. Церкви для обсуждения необходимых церковных реформ, кор. Франции Людовик XII и имп. Свящ. Римской империи Максимилиан I (1508-1519) санкционировали проведение независимого от папы Собора в Пизе, к-рый его сторонники называли II Пизанским Собором (см. в ст. Пизанские Соборы ), а римские противники презрительно именовали Пизанским сборищем (conciliabulum). Принять участие в Соборе согласились неск. кардиналов, ок. 20 франц. епископов, а также ряд итал. и франц. богословов ( La Brosse. 1965. P. 64; Morerod. 2005. P. 597). Среди участников Собора, о созыве которого было объявлено в мае 1511 г. и к-рый начал работу 1 нояб. того же года, господствовали идеи галликанизма и концилиаризма (см. ст. Соборное движение ). Разделяя взгляды теоретиков концилиаризма XVI в., в т. ч. Пьера д " Айи (1350-1420) и Жана Жерсона (1363-1429), богословы Собора во главе с Дзаккарией Феррери (1479-1524) учили о подвластности Римского папы вселенскому Собору католич. Церкви и о праве такого Собора низлагать недостойного папу за определенные грехи или заблуждения (подробнее см.: Le Concile Gallican de Pise-Milan: Documents florentins, 1510-1512/Ed. A. Renaudet. P., 1922; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 8. Pt. 1. P. 323-335). Узнав о созыве Пизанского Собора, К. сразу же выступил в поддержку папской власти. Он запретил членам ордена принимать участие в Соборе и послал в Пизу 2 опытных монахов-доминиканцев, на которых возложил обязанность при любой возможности выступать с проповедями, направленными на создание среди духовенства и в народе негативного отношения к Собору. С санкции К. доминиканский мон-рь Санта-Катерина в Пизе стал центром, вокруг которого объединялись сторонники папы Юлия II; проповеди монахов имели успех и впосл. послужили одной из причин перенесения заседаний Собора из Пизы в Милан ( Mortier. 1911. P. 194-197; Congar. 1934/1935. P. 12). В это же время К. начал работать над сочинением, посвященным обоснованию высшего папского авторитета в католич.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

время - 24 марта) «до тех пор, пока не произойдет ее канонизация» (Sanctity in the North: Saints, Lives, and Cults in Medieval Scandinavia/Ed. T. A. Dubois. Toronto, 2008. P. 271-306). Похожий случай имел место при К. Петра, гр. Люксембургского († 1387), на могиле к-рого в Авиньоне происходили многочисленные чудеса. В возрасте 15 лет он получил сан кардинала и епископа Меца от антипапы Климента VII (1378-1394), по инициативе к-рого и был начат процесс его К. 16 июня 1389 г. на заседании коллегии кардиналов известный философ и богослов Петр д " Айи по поручению кор. Франции Карла VI произнес защитительную речь в пользу К. Петра Люксембургского. Вновь назначенная комиссия кардиналов в 1390 г. начала 2-й процесс на основе не менее чем 280 пунктов, но в связи с политической смутой он не был завершен. В 1433 г. папа Евгений IV назначил 3-й процесс, и Базельский Собор в 1435 г. учредил новую комиссию по К., но и на этот раз К. не состоялась. Только 7 апр. 1527 г. Петр был беатифицирован папой Климентом VII, формальной К. его не было, позволено было почитать его блаженным «до тех пор, пока не произойдет канонизация» (ActaSS. Iul. T. 1. P. 451). Биргитта Шведская. Гравюра К. и Т. Галле. 1634 г. Биргитту Шведскую († 1373) канонизировал 7 окт. 1391 г. папа Бонифаций IX (1389-1404), причем процесс ее К. начался еще в 1377 г. (ActaSS. Sept. T. 7. P. 468-472). Папа Мартин V (1417-1431) причислил к лику святых отшельника Себальда Нюрнбергского (VII-VIII или X-XI вв.) (Akten des 7 farb. Alphab. fasc. 88: Kopie der Bulle P. Martins v. vom 26 März 1425 betr. Heiligsprechning St. Sebalds mit Bemerkungen Konhofers// Weigel M. Dr. Conrad Konhofer (1452)//Mitteilungen des Vereins für Geschichte der Stadt Nürnberg. Nürnberg. 1928. Bd. 29. S. 271-274) и Иоанна Твинга Бридлингтонского († 1379) ( Purvis J. S. St. John of Bridlington//J. of the Bridlington Augustinian Society. Bridlington, 1924. Vol. 2. P. 31-37). Этот же папа назначил комиссию по расследованию в рамках процесса К. Ядвиги, кор.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

" Сделать Софию снова мечетью " - президент Турции Реджеп Эрдоган твердил это несколько лет. В пятницу, 10 июля 2020 г., он превратил угрозу в реальность, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне тут снова, как и 86 лет назад, мечеть Айя-София. РИА НОВОСТИ Многие туристы, увидев собор святой Софии в Стамбуле (бывший Константинополь), чувствуют разочарование. В сравнении с силуэтом близлежащей Голубой мечети очертания Айя Софии (турецкое название) не кажутся гармоничными и восхитительными. Стены здания, пострадавшее от сильного землетрясения в 989 г., укрепили контрфорсами, и оно утратило свой первоначальный облик. К тому же в замысле архитекторов не было четырёх минаретов и гробниц султанов, построенных рядом. Но что же влечёт сюда 3 миллиона посетителей ежегодно? Что делает собор, которому 1500 лет, таким великим? Чтобы спроектировать новую церковь на месте сожжённой базилики Феодосия II, император Византии Юстиниан I нанял двух известных математиков: Исидора Милетского и Антемия Траллского. Исидор преподавал стереометрию и физику. Был известен тем, что составил первое собрание работ Архимеда. Математик Anthemius знаменит новаторским исследованием о взаимодействии твердых геометрических форм, поверхности которых фокусируют свет в одной точке. Чтобы спроектировать большой купол собора Святой Софии, двое учёных мужей опирались на свои знания геометрических принципов. Они придумали сферические треугольные опоры по углам, чтобы соединить квадратное основание и сферу, обозначаемые словом " парус " . Это позволило перераспределить вес и построить самый большой купол в мире. Он считался таковым до 1590 г., пока в Ватикане не появился купол базилики Святого Петра, в котором Микеланджело использовал этот же приём. В некоторых источниках предполагают, что купол венчал крест с исходящими из центра лучами и полумесяцем внизу. Купола во время строительства собора в Константинополе не были диковинкой. За 4 века до появления Айи Софии уже стоял легендарный римский Пантеон с его бетонным куполом. Однако храмы с прямоугольным основанием имели скатную крышу. Уникальность идеи архитекторов заключалась в сочетании уже существующей формы базилики и 32-метрового купола, верхняя точка которого находится в 55 м над полом. Не менее гениальным было решение добавить с двух сторон ещё два полу-купола: на востоке (алтарь) и на западе (главный вход). Благодаря такой конструкции внутри храма создаётся ощущение расширяющегося пространства. Взгляд непроизвольно устремляется вверх, как и хотели создатели этого здания. В свете солнечных лучей, льющихся через окна в стенах над галереями и в основании купола, поддерживающие опоры становятся незаметны. Впечатление движущегося пространства, символизирующего небеса, усиливает сверкающая золотом мозаика.

http://sobory.ru/article/?object=12096

Песнь 27. 139-148). Обсуждался календарный вопрос и визант. учеными. В 1324 г. философ и историк Никифор Григора обратился к имп. Андронику II Палеологу с предложением исправить К., а следов., и расчет пасхалии. Но император не поддержал эту идею, считая, что из-за невозможности достичь соглашения по этому вопросу между всеми правосл. Церквами нереально провести реформу К. Матфей Властарь также обратил внимание на неточность юлианского К. Впрочем, он не считал нужным проводить к.-л. реформу, полагая, что в этом заключается особое преимущество правосл. Церкви, т. к. запаздывание правосл. Пасхи не допустит ее совпадения с иудейской, что запрещалось церковными канонами. В 1373 г. Исаак Аргир вновь указал на календарную проблему, но также признал реформу ненужной, руководствуясь, правда, иными соображениями. В 7000 г. от сотворения мира по визант. эре (соответствует 1491/92 г. по Р. Х.) ожидался конец света, и, по мысли Аргира, в преддверии этого события не стоило заниматься календарными исправлениями. Необходимость реформы понимали и деятели католич. Церкви. За исправление К. высказывался папа Климент VI (1342-1352), собравший в Авиньоне, где тогда находился Папский престол, комиссию ученых по календарной реформе. В XV в. этот вопрос обсуждался неск. раз, в т. ч. и на Соборах. В марте 1414 г. с инициативой проведения реформы, обращаясь к Констанцскому Собору , выступил кард. Пьер д " Айи. На Базельском Соборе в марте 1436 г. свой проект календарной реформы предложил кард. Николай Кузанский . В 1475 г. подготовку к реформе начал папа Сикст IV (1471-1484). С этой целью в Рим из Нюрнберга был приглашен астроном, создатель одной из первых обсерваторий в Европе Региомонтан (Иоганн Мюллер, 1436-1476; латиниз. имя Региомонтан указывает на г. Кёнигсберг (лат. Regiomontum), в к-ром он родился). Однако внезапная смерть ученого прервала реформу К. Папа Римский Григорий XIII возглавляет комиссию по реформированию календаря. Расписная таволетта. 1582–1583 гг. (Гос. архив Сиены) Папа Римский Григорий XIII возглавляет комиссию по реформированию календаря.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001    002    003    004    005   006     007    008