Программа Иоанна XXIII была поддержана кардиналами и делегатами итал. нации, однако столкнулась с оппозицией теологов, к-рые в составленной в кон. нояб. 1414 г. записке отметили, что Собор должен прежде всего обратиться к «делу единства»; не оспаривая законность папской власти Иоанна XXIII, теологи предложили участникам К. С. незамедлительно начать переговоры с Григорием XII и Бенедиктом XIII и убедить их добровольно отказаться от претензий на папскую власть, пообещав взамен сохранить за ними епископское достоинство и церковные привилегии (см.: Hardt. T. 2. Col. 188-193). Прибывший в нач. дек. 1414 г. в Констанц кард. П. д " Айи поддержал и развил мнение теологов. 7 дек. он огласил на заседании общей конгрегации К. С. записку (текст см.: Ibid. Col. 192-195), в которой заявил, что как постановления Пизанского Собора 1409 г., так и в целом «естественное и божественное право» требуют, чтобы до рассмотрения всех частных вопросов был решен основной вопрос о «совершенном и полном единстве Церкви» (Ibid. Col. 194). Он указал, что дополнительное утверждение постановлений Пизанского Собора 1409 г. не имеет канонического смысла и способно лишь оттолкнуть сторонников Григория XII и Бенедикта XIII, к-рые, не признавая Пизанский Собор, тем не менее готовы обсуждать условия преодоления схизмы (Ibid. Col. 195). В других записках, относящихся к этому же времени, кард. П. д " Айи среди прочего отмечал, что К. С. созван «не только авторитетом [Римского] папы или апостольского престола, но и по настоянию римского короля», т. е. Сигизмунда I, к-рый «является адвокатом Церкви». Опираясь на концилиаристские идеи, кардинал писал, что в условиях схизмы король и епископы могут выступать инициаторами созыва вселенского Собора и не нуждаются в поддержке одного из претендентов на Папский престол. Исходя из этого, он утверждал, что кор. Сигизмунд I должен принять посланников Григория XII и Бенедикта XIII и предоставить им возможность донести их позицию по вопросу о способах восстановления единства Церкви до участников К. С. (см.: Ibid. P. 202-205; общий обзор полемики см.: Lenn é . 1913).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Наиболее выдающиеся люди этой эпохи убеждали пап вернуться в Рим и восстановить порядок в Церкви; в Авиньон ездили св. Екатерина Сиенская и св. Бригитта Шведская. Убеждал папу покинуть Францию и знаменитый поэт Петрарка. В 1378 году Папа Григорий IX вернулся в Рим, но вскоре умер. На его место было избрано два папы, один в Авиньоне, другой в Риме, причем было трудно решить, который из них законный. Начался «великий раскол католической Церкви». Отдельные европейские государства тоже разделились: Франция, Испания и Шотландия признали французского папу, а Англия и Германия – итальянского. В Англии в это время появился знаменитый проповедник Иоанн Виклеф, который утверждал, что королевская власть независима от папы. Он одновременно отрицал культ святых и таинства, кроме Крещения и Евхаристии. Его поддержали король и ученые Оксфордского Университета. Несмотря на запрещения и осуждения, он до смерти (1384) продолжал свою проповедь. В Чехии, в связи с ослаблением папского авторитета, возникло национальное движение, возглавляемое профессором Пражского Университета, Иоанном Гусом, который требовал для чешской Церкви богослужения на родном языке и причащения под двумя видами. Среди всеобщего расстройства церковных дел, возвысил свой голос Парижский Университет. Трое из его профессоров: Иоанн Жерсон, Петр д-Айи и Николай де Кламань предложили низложить двух пап и избрать на соборе нового. Собор был созван в Пизе в 1409 году, но в результате его в католической Церкви оказалось три папы. Только благодаря вмешательству имп. Сигизмунда, удалось созвать собор всей Западной Церкви в Констанце в 1414 году, на котором все три папы были низложены. Собор вызвал Иоанна Гуса и, несмотря на то, что ему была гарантирована жизнь, его осудили и сожгли, так же, как и его друга, Иеронима Пражского. Смерть Гуса послужила началом религиозных войн в Чехии, которые продолжались до 1436 года. Кроме избрания нового папы, надо было произвести реформу церковной жизни, и тут столкнулись два течения. Парижские богословы утверждали, что собор выше папы и должен провести реформу. Они добились своего. В 1431 году был созван собор в Базеле, но он вступил сразу в борьбу с папой Евгением IV, который перенес его во Флоренцию. Часть членов собора осталась в Базеле и избрала нового папу, но за ним никто не пошел. Папа Евгений оказался победителем, и кризис окончился.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Σ. 151). В 1932 г. Греческое государство приняло закон 5621, предписывавший, чтобы на территории каждого нома Греции (административно-территориальная единица, соответствующая району) не было больше одной церковной епархии. Этот закон вошел в противоречие с Уставной хартией 1900 г., согласно которой КПЦ состояла из 8 епархий (включая митрополичий округ). Уменьшение числа епархий должно было происходить следующим образом: после смерти архиерея, епархия к-рого подлежала сокращению, вместо выборов нового иерарха вдовствующую кафедру занимал архиерей соседней епархии на территории того же нома. Так, после смерти в 1933 г. Критского митр. Тита его место занял епископ Аркадийский Василий МарКакис, кафедра которого также находилась в номе Ираклион, в городке Айи-Дека. Одновременно с этим К-польский патриарх избрал митрополитом Критским Тимофея (Венериса), еп. Ретимнского и Авлопотамского. Проблема была вынесена на рассмотрение Гос. совета Греции, к-рый принял решение в пользу сохранения особого статуса КПЦ. Православная Академия Крита в Колимбари. Фотография. Нач. XXI в. Православная Академия Крита в Колимбари. Фотография. Нач. XXI в. В начале второй мировой войны по распоряжению греч. властей митр. Тимофей (Венерис) был низложен как германофил, а Критскую кафедру занял еп. Василий Аркадийский (1941-1950). К-польский Патриархат без возражений стерпел это внешнее вмешательство в церковные дела. 20-31 мая 1941 г. мн. монахи и игумены приняли участие в «сражении за Крит» против немецко-фашистских захватчиков. Патриотическая позиция Церкви вызвала репрессии оккупационных властей. Некоторые представители духовенства были казнены или сосланы (Критский митр. Василий, Кисамский еп. Евдоким (Синкелакис)). Благодаря посреднической деятельности Кидонийского и Апокоронского еп. Агафангела (Ксирухакиса) были спасены мн. патриоты. С национальным сопротивлением тесно сотрудничал протосинкелл Критской митрополии Евгений (Псалидакис). В 1950 г. по указанию греческого правительства Н. Пластираса Синод К-польской Православной Церкви избрал 38-летнего протосинкелла Евгения Критским митрополитом, хотя ожидалось, что этот пост займет ученый Лампийский еп.

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Константинополь готов предоставить автокефалию Охридской архиепископии «при определенных условиях» 11.04.2023 Константинопольский Патриархат готов, «при определенных условиях», предоставить автокефалию Охридской архиепископии . Об этом, как сообщает Orthodox Times, сказал Патриарх Варфоломей 9 апреля. Праздник Входа Господня в Иерусалим предстоятель Константинопольской Церкви встретил в своей родной деревне Айи-Феодори на острове Имброс (турецкое название с 1970 года – Гёчкеада) в Эгейском море. В ходе богослужения в местной церкви св. Георгия Патриарх возвел в сан Архимандрита Вселенского престола и Протопресвитера Вселенского престола ряд клириков из Северной Македонии. Обращаясь к северо-македонской делегации, которую возглавлял викарный епископ Стобийский Иаков, Патриарх Варфоломей, в частности, заявил: «Вселенский патриархат снова, как и много раз в подобных ситуациях в ходе истории, сделал шаг для восстановления общения с этими братьями, христианами из Северной Македонии, для того, чтобы ввести их в общение с остальным православным миром. Это произошло 9 мая 2022 года». «А сейчас, – продолжил Варфоломей, – мы находимся на этапе подготовки предоставления этой Церкви – при определенных условиях – статуса автокефалии. Мы на верном пути, переговоры продолжаются». Напомним, что 9 мая 2022 года синод Константинопольской Церкви постановил войти в евхаристическое общение с Православной Церковью в Северной Македонии, которая с 1967 года пребывала в расколе, отделившись от Сербского патриархата. Вскоре после этого Сербский патриархат признал Македонскую Церковь своей самоуправляемой частью, а еще через несколько дней, 24 мая 2022 года, Патриарх Порфирий объявил о предоставлении ей автокефалии. Соответствующий томос был выдан в Белграде 5 июня. Однако с точки зрения Константинопольского патриархата даровать автокефалию имеет право только он. Именно поэтому на Фанаре не признают автокефалию Православной Церкви в Америке, предоставленную Московским патриархатом в 1970 году. Константинополь также не признал дарование в 1951 году Москвой автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (ныне Православная Церковь Чешских земель и Словакии) и в 1998 году выдал ей свой томос об автокефалии.

http://drevo-info.ru/news/28943.html

В эту эпоху обычай редкого причащения становится нормативным. В толкованиях мессы появляются рассуждения о том, что для мирян полезно слушание и созерцание мессы. Широко распространяются различного рода паралитургические действа. Тем не менее еще задолго до начала Реформации раздавались голоса, напоминавшие о том, что Е. установлена в первую очередь для причащения верных. В частности, известно мнение на этот счет кард. Николая Кузанского († 1464), к-рый утверждал, что частота причащения прямо зависит от того, насколько велика любовь в Церкви: с уменьшением любви падает и частота причащения, а редкое причащение и под одним видом свидетельствует о том, что любовь почти иссякла ( Nicol. Cus. Ep. 3// Nicolai Cusae Cardinalis Opera/Ed. J. Faber Stapulensis. T. 2. P., 1514; Frankfurt, 1962. Fol. 10v-13r; см.: Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1983. Vol. 4: Reformation of Church and Dogma (1300-1700). P. 124). Реформация Появление и развитие протестант. богословия Е. стало логическим продолжением схоластических споров; критике протестантов подверглись в первую очередь учения о пресуществлении и о жертвенном характере мессы (см.: Pratzner F. Messe und Kreuzesopfer: Die Krise der sakramentalen Idee bei Luther und in der mittelalterlichen Scholastik. W., 1970; Clark Fr. Eucharistic Sacrifice and the Reformation. L., 1960; Wandel L. P. The Eucharist in the Reformation: Incarnation and Liturgy. Camb., 2006), а также ряд особенностей католич. богослужебной практики. Мартин Лютер ( 1546), высказывавшийся о Е. еще в 1518 г., открыто отверг учение о пресуществлении в 1520 г. в соч. «О Вавилонском пленении Церкви». Источником его взглядов признается учение У. Оккама, с идеями к-рого Лютер познакомился через сочинения кард. Пьера д " Айи ( Ailly P., de. Quaestiones super libros sententiarum. Strassburg, 1490). Лютер не читал творений Фомы Аквинского в оригинале, а также отказывался от привлечения аристотелевской философии к решению богословских проблем (см.: Messner R. Die Messreform Martin Luthers und die Eucharistie der Alten Kirche: Ein Beitrag zur systematischen Liturgiewissenschaft. Innsbruck, 1989).

http://pravenc.ru/text/351651.html

До 1413 г., пока Париж контролировала бургундская партия, Жерсон не мог активно критиковать учение И. М. После подавления восстания кабошьенов и установления в Париже «тирании арманьяков» (до мая 1418) расстановка сил изменилась в пользу противников И. М. В 1413 г. семья герцога Орлеанского потребовала от Парижского ун-та осудить учение И. М., к-рый якобы раскаялся в содеянном незадолго до смерти. 4 сент. 1413 г. Жерсон призвал франц. короля осудить заблуждения, содержащиеся в «Оправдании герцога Бургундского...» И. М. Семь якобы принадлежавших И. М. положений, на к-рые ссылался Жерсон в этой речи, а также в следующей, произнесенной в Парижском ун-те 6 сент. 1413 г., на самом деле сильно искажали смысл исходного текста. Так, фраза И. М. о том, что каждому подданному дозволено убить тирана, превратилась у Жерсона в утверждение, будто каждый тиран должен и может быть убит своим вассалом или подданным (сопоставление текстов см.: Coville. 1932. P. 440-441). Хотя Жерсона поддерживали многие, он столкнулся с яростной оппозицией, в т. ч. со стороны герцога Бургундского. 7 окт. 1413 г. король приказал Парижскому еп. Жерару де Монтагю, принадлежавшему к партии арманьяков, при помощи инквизитора Жана Поле и лучших магистров теологического фак-та разобраться с ошибочными и противными католич. вере мнениями, содержавшимися в осужденных Жерсоном 7 положениях И. М. Епископ созвал «Собор веры» (Concile de la foi; в каноническом отношении он представлял собой скорее дебаты теологов; 30 нояб. 1413 - 23 февр. 1414), где сочинение И. М. было осуждено и обречено на сожжение. Соч. «Оправдание герцога Бургундского...» публично сожгли на паперти собора Парижской Богоматери 25 февр. 1414 г. 15 июня 1415 г. на 3-й сессии Констанцского Собора была назначена комиссия для изучения тех обвинений в ереси, которые выдвигались против И. М. В комиссию вошли кардиналы П. д " Айи , Ф. Забарелла, Дж. Орсини и А. Панчьера, епископы и доктора богословия. Не желая оскорбить герцога Бургундского, комиссия приняла компромиссное решение: 6 июля 1415 г.

http://pravenc.ru/text/471369.html

С. (см.: Hardt. T. 1. Pars 1. P. 161). Поскольку упоминание о визант. посольстве находится у Ври между сообщениями о низложении Иоанна XXIII (май 1415) и об отречении Григория XII (июль 1415), исследователи полагают, что Ври знал о 2 посольствах; при этом К. С. официально было принято только 1-е посольство (см.: Loenertz. 1939. P. 16-17). То, что 2-е посольство находилось в Констанце до завершения Собора и вело переговоры о церковном единстве, подтверждают и др. источники (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 401. Not. 1; Gill. 1959. P. 22). Хотя эти переговоры не имели офиц. характера, о наличии у некоторых участников К. С. устойчивого интереса к вопросу о воссоединении католиков и православных свидетельствуют публичные выступления и записки. Так, еп. Ж. Дюпюи в произнесенной 11 марта 1415 г. проповеди говорил о том, что одной из задач К. С. является «возвращение на путь истины греков и всех прочих, уклонившихся от веры» (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 410). Кард. П. д " Айи затрагивал тему восстановления христ. единства в записке о церковных реформах, зачитанной им 1 нояб. 1416 г.; в переговорах с православными он предлагал опираться на соч. «Трехчастный опус» (Opus tripartitum), составленное Гумбертом Романским († 1277) для участников II Лионского Собора (см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 192-193). Постоянное употребление участниками К. С. по отношению к православным наряду с нейтральным термином «соединение» (unio) термина «возвращение» (reductio) свидетельствует о том, что воссоединение Вост. и Зап. Церквей они понимали не как возможный результат равноправного богословского диалога, но как следствие признания православными своей неправоты с последующим вхождением их в католич. Церковь. Поскольку деятельность православного посольства воспринималась в контексте таких представлений, невозможно с уверенностью определить, в какой мере свидетельства участников К. С. о готовности визант. императора подчинить правосл. Церковь папе Римскому отражают действительное содержание выступлений и переговоров, к-рые визант.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

отчет комиссии см.: Ioannis Gersonii Opera Omnia. Hagae Comitum, 17282. T. 5. Col. 639; 51 отзыв «против» и 24 отзыва «за» опубликованы: Ibid. Col. 719-1010; в рукописях имеются дополняющие эту публикацию указания имен авторов отзывов, к-рые при публикации не были известны; см.: ACConstanc. Bd. 4. S. 244-246). Это усилило позиции бургундской партии; ее представителям удалось добиться проведения публичного диспута (contestatio litis), в ходе к-рого франц. позицию защищали кард. П. д " Айи и Жерсон, а бургундскую позицию - францисканец Жан де ла Рош († 1434) ( Mansi. T. 28. Col. 807-808). Еще одним успехом бургундской партии стало издание кардиналами Дж. Орсини, А. Панчьерой и Ф. Забареллой, к-рым Иоанн XXIII поручил рассмотрение дела в 1414 г., постановления (judicium) об отмене решения Парижского Собора на том основании, что местный епископ (в данном случае - утвердивший решение епископ Парижа) не вправе выносить окончательного суждения о «деле веры», а обязан направить его на рассмотрение папы Римского или вселенского Собора католич. Церкви (Ibid. Col. 813-821). Однако сторонники франц. партии немедленно оспорили это постановление, заявив, что кардиналы не имели права решать дело, т. к. делегированные им Иоанном XXIII полномочия потеряли силу после его низложения. Представители обеих партий подавали многочисленные записки и апелляции, адресованные рассматривавшей дело комиссии и К. С. в целом; к нач. 1417 г. всякая надежда на достижение компромисса была потеряна и заинтересованные стороны признали, что из-за политической сложности дела принять окончательное решение по нему на К. С. невозможно и нежелательно (подробнее см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 95-115). III. Дело Иоганна Фалькенберга. В заключительный период работы К. С. был вынужден вновь вернуться к вопросу о допустимости убийства тирана в связи с делом принадлежавшего к ордену доминиканцев магистра теологии Иоганна Фалькенберга (о нем см.: Boockmann. 1975), автора памфлета «Сатира против ересей и прочих гнусностей поляков и их короля Ягелло» (Satira contra hereses et cetera nephanda Polonorum et eorum regis Jaghel; текст см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

С. Однако Иоанн XXIII отказался назначать представителя, заявив, что готов сам отправиться в Ниццу. Опасаясь, что поездка в Ниццу является для Иоанна XXIII лишь способом покинуть Констанц, распустить К. С., укрыться в Авиньоне и отказаться от исполнения обещания об отречении, кор. Сигизмунд I выступил против этого. Нек-рые участники К. С., недовольные вызванной ожиданием ответа от Бенедикта XIII паузой в соборной работе, в марте 1415 г. начали покидать Констанц; чтобы воспрепятствовать этому, кор. Сигизмунд I распорядился закрыть городские ворота и не выпускать никого из города без особого дозволения. Это распоряжение насторожило Иоанна XXIII и сохранявших ему верность итал. делегатов К. С.; они настояли на созыве неск. общих конгрегаций, однако депутаты наций поддержали кор. Сигизмунда I. Утвердив решение короля, 15 марта 1415 г. общая конгрегация объявила, что К. С. ни под каким предлогом не может быть распущен до завершения «дела единства» (см.: Hardt. T. 4. P. 55-57). Однако вопрос о том, следует ли разрешать Иоанну XXIII поездку в Ниццу, вызвал раскол среди делегатов: герм. и англ. нации были на стороне кор. Сигизмунда I, тогда как франц. нация во главе с кардиналами Г. Филластром и П. д " Айи высказалась за поездку, поддержав итальянскую нацию. Позиция французов объяснялась благосклонным отношением к циркулировавшей в кулуарах, но не выносившейся на открытое обсуждение идее перенесения заседаний Собора в Авиньон. Возмущенный таким проектом кор. Сигизмунд I попытался сломить сопротивление франц. нации, однако это оказалось невозможным и привело лишь к ухудшению отношения участников К. С. к королю, к-рого стали обвинять в подавлении свободы высказывания и обсуждения спорных вопросов (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 214-223). Бегство антипапы Иоанна XXIII из Констанца. Миниатюра из «Бернской хроники» (Bern, Burgerbibliothek. Mss. 1. Vol. 1. Fol. 336). 1478–1483 гг. Бегство антипапы Иоанна XXIII из Констанца. Миниатюра из «Бернской хроники» (Bern, Burgerbibliothek.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Церкви и декрет «Наес Sancta Synodus». После бегства Иоанна XXIII из Констанца первоочередной задачей участников К. С. стало богословское и каноническое обоснование законности проведения вселенского Собора католич. Церкви без участия в нем папы Римского. Поскольку такое обоснование могло быть дано лишь в свете общих принципов концилиаризма, основными идеологами соборных решений, принятых на неск. сессиях К. С. в кон. марта - нач. апр. 1415 г., стали придерживавшиеся концилиаристских убеждений кардиналы П. д " Айи, Г. Филластр и Ф. Забарелла, их сторонники среди клириков, а также Жерсон, возглавивший работу соборных теологов. Уже 23 марта Жерсон во время мессы произнес проповедь, в к-рой прозвучали основные тезисы концилиаризма (полный текст см.: Gerson J. Œuvres complètes/Éd. P. Glorieux. P., 1964. T. 5. P. 39-50; ср. также: Mansi. T. 28. Col. 535-540). Подчеркивая, что единство Церкви обеспечивается прежде всего единством ее небесного Главы - Иисуса Христа и лишь во 2-ю очередь единством ее земного главы - папы Римского, Жерсон на этом основании заявил, что всякий член Церкви, в т. ч. и папа, должен подчиняться представляющему всю полноту Церкви вселенскому Собору. Хотя вселенский Собор не может заменить собой папу Римского и присвоить полноту церковной власти, данную папе от Иисуса Христа, он может «ради созидания Церкви» (in aedificationem Ecclesiae) ограничивать власть папы, собираться вопреки желанию законного папы, судить «по евангельскому закону» папу, не исполняющего должным образом свои обязанности в Церкви, принимать служащие благу и единству Церкви решения, которые папа обязан исполнять. Внешняя ситуация, сложившаяся в Констанце в кон. марта 1415 г., была крайне сложной и неопределенной. Для того чтобы обеспечить продолжение работы К. С., кор. Сигизмунд I c 22 марта начал вести консультации с коллегией кардиналов и депутатами наций. Большинство кардиналов выступили за переговоры с Иоанном XXIII и рассчитывали, что делегации К. С. удастся убедить Иоанна XXIII вернуться в Констанц или по меньшей мере не делать офиц.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

   001    002    003   004     005    006    007    008