Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) С XI в. образы Е. получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во мн. было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского мон-ря. В мон-ре вмц. Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом Е., на нек-рых она представлена с вмц. Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц. Е. и Марина представлены на обороте житийной иконы вмч. Георгия Победоносца (XIII в., Кастория, Византийский музей в Афинах). На иконе рубежа XII и XIII вв. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае Е. изображена, возможно, по минейному принципу, вместе со свт. Григорием Акрагантским (дни памяти - 23 и 24 нояб.). Образ Е. включался в большинство церковных декораций средне- и поздневизант. периода, если там изображались св. жены. В монументальной живописи Е. также нередко изображается со св. женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) Е. представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Е. изображена: в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (40-е гг. XI в.); в ц. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166); в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия) (1180-1190); в ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191); в ц. св. Луки в Которе, Черногория (1195); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Греция (кон. XIII в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). При отсутствии сопроводительных надписей образ Е. определяется по особенностям иконографии: роспись XII в. храма Богородицы на Акрополе (древний Парфенон) в Афинах, в наосе пещерной ц. св. Иоанна Предтечи близ Хрисафы, Греция (1290/91), в ц. св. Иоанна Предтечи в Зупене (Айи-Анарьири), Греция (кон. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАМАНЖ [Клеманж; латиниз. Clemangiis; франц. Clamanges, Clémanges; наст. имя - Пуайевилен (Poillevillain)] Никола де (1363 или 1364, Кламанж, Шампань - 1437, Париж), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви , католич. теолог. С 1375 г. обучался в Наваррской коллегии Парижского ун-та. В 1381 г. стал лиценциатом «свободных искусств» (см. ст. Artes liberales ) и начал преподавательскую деятельность в коллегии. Одновременно продолжил учебу на теологическом фак-те под рук. католического богослова Пьера д " Айи ; в 1393 г. получил степень бакалавра теологии. В 1394 г. стал капелланом собора в Шалоне (Шампань); впоследствии получил и другие бенефиции - должность каноника ц. св. Петра в Лилле, каноника и декана капитула ц. св. Клодоальда в Сен-Клу (1395). Во время учебы в Наваррской коллегии сблизился со многими интеллектуалами, которых принято считать представителями 1-го поколения французских гуманистов,- Пьером д " Айи, Жаном Жерсоном , Гонтье Колем, Жаном де Монтрёем, Жаном Мюре и др. В течение жизни поддерживал дружеские отношения с ними, а также с Жераром Маше (ок. 1380-1448), духовником франц. кор. Карла VII, и с Никола де Баем, секретарем Парижского парламента. Сохранилась обширная переписка К. По просьбе опекунов короля герц. Жана Беррийского и герц. Филиппа Бургундского К. вместе с Пьером д " Айи и Жилем Дешаном участвовал в составлении письма от Парижского ун-та франц. кор. Карлу VI о необходимости прекращения схизмы в Церкви (1394). Считая причиной схизмы противоборство папы Бонифация IX и антипапы Климента VII , авторы письма видели единственный способ преодоления кризиса - отречение обоих от папской власти. Однако обращение к королю не имело успеха, т. к. под давлением своего брата, герц. Людовика Орлеанского, франц. монарх поддержал избранного в 1394 г. в Авиньоне антипапу Бенедикта XIII . Карл VI приказал представителям Парижского ун-та не вмешиваться в вопрос о схизме в католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/1841239.html

вероучению (текст ответов см.: Das Konzil von Konstanz. 1964. S. 409-415; ср.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 331-332; Fudge. 2013. P. 245-249). В янв. 1415 г. Гус составил ответы еще к одному списку из 42 тезисов, почерпнутых Палечем из «Трактата о Церкви»; он признал большинство тезисов истинными и подтвердил их цитатами из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви (текст см.: Palack ý . 1869. P. 204-224. N 9). С т. зр. содержания тезисы выражали 2 основные темы учения Гуса: 1) Церковь есть «совокупность предопределенных» (universitas praedestinatorum), поэтому всякий пребывающий во зле отлучен от Церкви; 2) власть папы Римского не происходит от Иисуса Христа, а имеет земной характер, поэтому папе следует повиноваться лишь в том случае, если он следует учению Евангелия и ведет добродетельную жизнь. Еще один список, содержавший 20 предполагаемых заблуждений Гуса, был представлен Жерсоном от имени теологов Парижского ун-та; в нем основной упор был сделан на учении Гуса о том, что христ. народ не обязан подчиняться светскому или церковному правителю, ведущему недостойную своего звания жизнь (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 333-334). Обсуждение теологами артикулов и ответов на них Гуса продолжалось вплоть до перерыва в работе К. С., вызванного бегством Иоанна XXIII из Констанца. Подготовленные кард. П. д " Айи пункты обвинения и свидетельские показания были представлены Гусу в ходе организованных 5, 7 и 8 июня 1415 г. по настоянию кор. Сигизмунда I открытых предварительных слушаний, где присутствовали мн. участники К. С., а также единомышленники Гуса (протоколы см.: Palack ý . 1869. P. 273-315; общий обзор см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 340-351). Члены следственной комиссии, предлагавшие вопросы Гусу, стремились подтвердить идейную связь его учения со взглядами Уиклифа; именно с таким расчетом кард. П. д " Айи подобрал 39 артикулов, извлеченных из сочинений Гуса. Часть артикулов Гус признал принадлежащими ему и истинными, а часть объявил лишь приписанными ему. Во время и после слушаний Гусу предлагали выразить покорность К.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Col. 554-555). Сразу же после появления записки ее поддержали кор. Сигизмунд I, кард. П. д " Айи, а также депутаты наций; собрание наций постановило довести ее до сведения Иоанна XXIII как общее предложение наций. Сторонники Иоанна XXIII составили неск. ответных записок, однако завязавшаяся полемика продемонстрировала слабость их позиции и отсутствие у Иоанна XXIII устойчивой поддержки среди неитал. участников К. С. (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 185-195). В это же время, вероятно, в рамках общей стратегии «принуждения к отречению», в Констанце стали распространяться анонимные записки, в к-рых Иоанна XXIII обвиняли в церковных злоупотреблениях и преступлениях; их появление и обсуждение участниками К. С. сделало положение Иоанна XXIII еще более шатким (см., напр.: ACConstanc. Bd. 3. S. 66-74. N 29). 31 янв. 1415 г. кард. П. д " Айи представил коллегии кардиналов записку, в к-рой был предложен 1-й вариант «формулировки отречения» Иоанна XXIII (текст см.: Ibid. S. 82-83. N 38), по смыслу совпадавший с запиской кард. Г. Филластра; в процессе обсуждения этого документа нациями, проходившего в нач. февр. 1415 г., даже нек-рые итал. епископы согласились с необходимостью отречения (относящиеся к обсуждению тексты и материалы см.: Ibid. S. 83-115; общий обзор полемики см.: Katterbach. 1919). Согласованная нациями формулировка отречения была представлена Иоанну XXIII. 16 февр. 1415 г. на заседании общей конгрегации К. С. в присутствии кор. Сигизмунда I Иоанн XXIII заявил о готовности отречься от Папского престола, однако не принял предложенную ему формулировку и представил альтернативный вариант текста отречения; его автором был кард. Ф. Забарелла (текст см.: Hardt. T. 2. Col. 232-233). В этом варианте подчеркивалась добровольность отречения и отмечалось, что отречение возможно лишь в том случае, если прежде отрекутся Григорий XII и Бенедикт XIII, «осужденные Пизанским Собором как еретики и схизматики». Такая формулировка не удовлетворила депутатов наций, посчитавших ее расплывчатой и ни к чему не обязывающей Иоанна XXIII (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕРСОН [Герсон; франц. Gerson; латинизир. Gersonius; наст. имя - Жан Ле Шарлье; франц. Jean Le Charlier] Жан (14.12.1363, дер. Жерсон, близ г. Ретель, совр. деп. Арденны - 12.07.1429, Лион), средневек. богослов («наихристианнейший доктор»; лат. doctor christianissimus), проповедник, деятель Соборного движения . Из набожной крестьянской семьи, старший из 12 детей. Начальное образование получил в бенедиктинском аббатстве Сен-Реми в Реймсе, где в 1377 г. стал младшим клириком. В возрасте 14 лет был отправлен учиться в Наваррский коллеж в Париже от «шампанской нации», в 1381 г. стал лиценциатом «свободных искусств». Во время учебы приобщился к формировавшемуся кругу первых гуманистов. Продолжил учебу на теологическом фак-те под рук. богослова Пьера д " Айи . впосл. ставшего его другом и покровителем. Вместе с ним в составе университетской делегации в 1387 г. совершил поездку в Авиньон, где выступил с речью перед папой Климентом VII , в которой призвал утвердить принятое Парижским ун-том решение об осуждении 14 тезисов доминиканца Иоанна Монзона, противника католич. учения о непорочном зачатии Девы Марии. Получив степень бакалавра теологии, Ж. начал преподавать (в 1389-1390 читал курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского ). В 1394 г.- в виде исключения для кандидата, не достигшего положенного 35-летнего возраста,- получил степень д-ра теологии и по традиции фак-та поменял имя: по названию родной деревни стал именоваться Жерсоном. В 1395 г. стал преемником д " Айи на должности канцлера Парижского ун-та. Ж. получил известность благодаря проповедям перед королем и двором, направленным на смягчение нравов (прежде всего нравов властей предержащих). Наибольшую славу ему принесла речь, произнесенная в 1391 г. перед кор. Карлом VI Безумным, в к-рой Ж. призвал к объединению нации вокруг монарха. Обласканный Бургундским домом (герц. Филипп Храбрый наделил его неск. церковными пребендами в своих владениях, в т.

http://pravenc.ru/text/182229.html

Программа Иоанна XXIII была поддержана кардиналами и делегатами итал. нации, однако столкнулась с оппозицией теологов, к-рые в составленной в кон. нояб. 1414 г. записке отметили, что Собор должен прежде всего обратиться к «делу единства»; не оспаривая законность папской власти Иоанна XXIII, теологи предложили участникам К. С. незамедлительно начать переговоры с Григорием XII и Бенедиктом XIII и убедить их добровольно отказаться от претензий на папскую власть, пообещав взамен сохранить за ними епископское достоинство и церковные привилегии (см.: Hardt. T. 2. Col. 188-193). Прибывший в нач. дек. 1414 г. в Констанц кард. П. д " Айи поддержал и развил мнение теологов. 7 дек. он огласил на заседании общей конгрегации К. С. записку (текст см.: Ibid. Col. 192-195), в которой заявил, что как постановления Пизанского Собора 1409 г., так и в целом «естественное и божественное право» требуют, чтобы до рассмотрения всех частных вопросов был решен основной вопрос о «совершенном и полном единстве Церкви» (Ibid. Col. 194). Он указал, что дополнительное утверждение постановлений Пизанского Собора 1409 г. не имеет канонического смысла и способно лишь оттолкнуть сторонников Григория XII и Бенедикта XIII, к-рые, не признавая Пизанский Собор, тем не менее готовы обсуждать условия преодоления схизмы (Ibid. Col. 195). В других записках, относящихся к этому же времени, кард. П. д " Айи среди прочего отмечал, что К. С. созван «не только авторитетом [Римского] папы или апостольского престола, но и по настоянию римского короля», т. е. Сигизмунда I, к-рый «является адвокатом Церкви». Опираясь на концилиаристские идеи, кардинал писал, что в условиях схизмы король и епископы могут выступать инициаторами созыва вселенского Собора и не нуждаются в поддержке одного из претендентов на Папский престол. Исходя из этого, он утверждал, что кор. Сигизмунд I должен принять посланников Григория XII и Бенедикта XIII и предоставить им возможность донести их позицию по вопросу о способах восстановления единства Церкви до участников К. С. (см.: Ibid. P. 202-205; общий обзор полемики см.: Lenn é . 1913).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

С. (см.: Hardt. T. 1. Pars 1. P. 161). Поскольку упоминание о визант. посольстве находится у Ври между сообщениями о низложении Иоанна XXIII (май 1415) и об отречении Григория XII (июль 1415), исследователи полагают, что Ври знал о 2 посольствах; при этом К. С. официально было принято только 1-е посольство (см.: Loenertz. 1939. P. 16-17). То, что 2-е посольство находилось в Констанце до завершения Собора и вело переговоры о церковном единстве, подтверждают и др. источники (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 401. Not. 1; Gill. 1959. P. 22). Хотя эти переговоры не имели офиц. характера, о наличии у некоторых участников К. С. устойчивого интереса к вопросу о воссоединении католиков и православных свидетельствуют публичные выступления и записки. Так, еп. Ж. Дюпюи в произнесенной 11 марта 1415 г. проповеди говорил о том, что одной из задач К. С. является «возвращение на путь истины греков и всех прочих, уклонившихся от веры» (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 410). Кард. П. д " Айи затрагивал тему восстановления христ. единства в записке о церковных реформах, зачитанной им 1 нояб. 1416 г.; в переговорах с православными он предлагал опираться на соч. «Трехчастный опус» (Opus tripartitum), составленное Гумбертом Романским († 1277) для участников II Лионского Собора (см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 192-193). Постоянное употребление участниками К. С. по отношению к православным наряду с нейтральным термином «соединение» (unio) термина «возвращение» (reductio) свидетельствует о том, что воссоединение Вост. и Зап. Церквей они понимали не как возможный результат равноправного богословского диалога, но как следствие признания православными своей неправоты с последующим вхождением их в католич. Церковь. Поскольку деятельность православного посольства воспринималась в контексте таких представлений, невозможно с уверенностью определить, в какой мере свидетельства участников К. С. о готовности визант. императора подчинить правосл. Церковь папе Римскому отражают действительное содержание выступлений и переговоров, к-рые визант.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

1339 г. офиц. запрет читать сочинения О. и обсуждать его взгляды (текст документа см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1891. Vol. 2. P. 485-486. N 1023). В дек. 1340 г. был утвержден еще один документ, в котором осуждались приписанные неким «оккамистам» попытки свести все науки к логике и обсуждать не содержание высказываний, а исключительно их формальную правильность (текст см.: Ibid. P. 505-507. N 1042). Если судить по их пересказу в документе, взгляды этих оккамистов были весьма радикальными и мало похожими на осторожную позицию самого О. Наконец, в 1341 г. была введена особая клятва, произносившие ее бакалавры перед началом занятий на фак-те искусств обещали соблюдать введенные запреты и следовать не «оккамовской науке», а учению Аристотеля и Аверроэса, кроме тех случаев, когда оно вступает в противоречие с верой (текст см.: Ibid. P. 680). При этом теологический фак-т Парижского ун-та, несмотря на выдвинутые против О. в Авиньоне обвинения в ереси и негативное отношение к нему Папского престола, не стал присоединяться к запрету, вслед. чего изучение богословских мнений О. в Париже формально не было запрещено. Вероятно, решение факультета искусств было неэффективным и действовало недолго: О. продолжали цитировать, по меньшей мере, теологи; в 60-х гг. XV в. клятва уже не встречается в офиц. перечне (подробнее см.: Courtenay. 2008. P. 127-346, 380-401). С 40-х гг. XIV в. Париж стал основным центром обсуждения идей О. Именно в Париже преподавали наиболее известные философы и теологи, в позднейшей традиции и историографии более или менее обоснованно получившие наименование оккамистов: Иоанн из Миркура (ок. 1310 - после 1347), Николай из Отрекура ( после 1350), Григорий Риминийский (ок. 1300-1358), Николай Орем ( 1382), Пьер д " Айи (1350-1420), Жан Жерсон (1363-1429) и др. В области логики к числу единомышленников О. относили Иоанна Буридана, Альберта Саксонского (ок. 1316-1390) и Марсилия Ингенского ( 1396), хотя все они были создателями оригинальных интерпретаций средневек.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

отчет комиссии см.: Ioannis Gersonii Opera Omnia. Hagae Comitum, 17282. T. 5. Col. 639; 51 отзыв «против» и 24 отзыва «за» опубликованы: Ibid. Col. 719-1010; в рукописях имеются дополняющие эту публикацию указания имен авторов отзывов, к-рые при публикации не были известны; см.: ACConstanc. Bd. 4. S. 244-246). Это усилило позиции бургундской партии; ее представителям удалось добиться проведения публичного диспута (contestatio litis), в ходе к-рого франц. позицию защищали кард. П. д " Айи и Жерсон, а бургундскую позицию - францисканец Жан де ла Рош († 1434) ( Mansi. T. 28. Col. 807-808). Еще одним успехом бургундской партии стало издание кардиналами Дж. Орсини, А. Панчьерой и Ф. Забареллой, к-рым Иоанн XXIII поручил рассмотрение дела в 1414 г., постановления (judicium) об отмене решения Парижского Собора на том основании, что местный епископ (в данном случае - утвердивший решение епископ Парижа) не вправе выносить окончательного суждения о «деле веры», а обязан направить его на рассмотрение папы Римского или вселенского Собора католич. Церкви (Ibid. Col. 813-821). Однако сторонники франц. партии немедленно оспорили это постановление, заявив, что кардиналы не имели права решать дело, т. к. делегированные им Иоанном XXIII полномочия потеряли силу после его низложения. Представители обеих партий подавали многочисленные записки и апелляции, адресованные рассматривавшей дело комиссии и К. С. в целом; к нач. 1417 г. всякая надежда на достижение компромисса была потеряна и заинтересованные стороны признали, что из-за политической сложности дела принять окончательное решение по нему на К. С. невозможно и нежелательно (подробнее см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 95-115). III. Дело Иоганна Фалькенберга. В заключительный период работы К. С. был вынужден вновь вернуться к вопросу о допустимости убийства тирана в связи с делом принадлежавшего к ордену доминиканцев магистра теологии Иоганна Фалькенберга (о нем см.: Boockmann. 1975), автора памфлета «Сатира против ересей и прочих гнусностей поляков и их короля Ягелло» (Satira contra hereses et cetera nephanda Polonorum et eorum regis Jaghel; текст см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

С. Однако Иоанн XXIII отказался назначать представителя, заявив, что готов сам отправиться в Ниццу. Опасаясь, что поездка в Ниццу является для Иоанна XXIII лишь способом покинуть Констанц, распустить К. С., укрыться в Авиньоне и отказаться от исполнения обещания об отречении, кор. Сигизмунд I выступил против этого. Нек-рые участники К. С., недовольные вызванной ожиданием ответа от Бенедикта XIII паузой в соборной работе, в марте 1415 г. начали покидать Констанц; чтобы воспрепятствовать этому, кор. Сигизмунд I распорядился закрыть городские ворота и не выпускать никого из города без особого дозволения. Это распоряжение насторожило Иоанна XXIII и сохранявших ему верность итал. делегатов К. С.; они настояли на созыве неск. общих конгрегаций, однако депутаты наций поддержали кор. Сигизмунда I. Утвердив решение короля, 15 марта 1415 г. общая конгрегация объявила, что К. С. ни под каким предлогом не может быть распущен до завершения «дела единства» (см.: Hardt. T. 4. P. 55-57). Однако вопрос о том, следует ли разрешать Иоанну XXIII поездку в Ниццу, вызвал раскол среди делегатов: герм. и англ. нации были на стороне кор. Сигизмунда I, тогда как франц. нация во главе с кардиналами Г. Филластром и П. д " Айи высказалась за поездку, поддержав итальянскую нацию. Позиция французов объяснялась благосклонным отношением к циркулировавшей в кулуарах, но не выносившейся на открытое обсуждение идее перенесения заседаний Собора в Авиньон. Возмущенный таким проектом кор. Сигизмунд I попытался сломить сопротивление франц. нации, однако это оказалось невозможным и привело лишь к ухудшению отношения участников К. С. к королю, к-рого стали обвинять в подавлении свободы высказывания и обсуждения спорных вопросов (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 214-223). Бегство антипапы Иоанна XXIII из Констанца. Миниатюра из «Бернской хроники» (Bern, Burgerbibliothek. Mss. 1. Vol. 1. Fol. 336). 1478–1483 гг. Бегство антипапы Иоанна XXIII из Констанца. Миниатюра из «Бернской хроники» (Bern, Burgerbibliothek.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

  001     002    003    004    005    006    007