Мастер предложил позолотить иконостас. Войско Донское с ним согласилось и приобрело для этого нужное количество листового золота — «46 книжек». Кроме артели Асадченкова интерьер храма восстанавливали и украшали и другие мастера. Сотник Романов получил заказ на починку церковных часов. Немало потрудились для храма местные и приезжие иконописцы. Согласно свидетельству, сохранившемуся с 20-х годов XIX века, отремонтированный после пожара интерьер храма выглядел много лучше, чем прежний. «Усердные прихожане сделали новый несравненно лучший (иконостас), который отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной.» Из чтимых образов в Ратненском Преображенском храме пребывали иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Троеручница», работы XVI и XVII века соответственно. Был здесь и образ пророка Илии, вывезенный казаками в 1736 году из Крыма. Но, пожалуй, самой почитаемой прихожанами была икона пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, найденная в 1696 году среди развалин Азова. Этот образ напоминал казакам о героических событиях донской истории, таких, как взятие Азова у турок в 1637 году и последовавшее за ним Азовское осадное сидение 1637-1642 годов, окончившееся явлением Пресвятой Богородицы и волшебным спасением по Её милости оставшихся в живых защитников крепости. Нужно отметить, что вплоть до начала прошлого века из всех храмов станицы Старочеркасской именно Ратненская церковь имела самый многолюдный приход. Здесь служили войсковые молебны перед отправкой казаков на войну. Здесь же отпевали воинов, которым не посчастливилось вернуться домой живыми — и хоронили их рядом, на церковном погосте, который вместе с церковью был ограждён от внешнего мира каменной оградой с решетками. Знаменитые донские рода Грековых, Дячкиных, Исаевых, Иловайских делали богатые вклады в Преображенскую церковь, немало способствуя её украшению.

http://sobory.ru/article/?object=07185

В 1663-м году атаман Осип Петров хлопотал о «казачьей» обители перед Царем Алексеем Михайловичем. «Били челом нам, Великому Государю, атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское: в прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах в Шацком уезде великого чудотворца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строенье, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада». Кроме Николо-Чернеевского, особо почитались донскими казаками Борщевский Троицкий монастырь, располагавшийся недалеко от Воронежа, и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, построенный по благословению Патриарха Никона. Долматский Успенский монастырь Один из древнейших монастырей Сибири – Долматский Успенский монастырь – был основан прямым потомком одного из казаков ермаковского войска. Один из древнейших монастырей Сибири – Долматский – основан прямым потомком одного из казаков ермаковского войска После «Азовского сидения» из разрушенного Азова казаками были вывезены святыни из храма Иоанна Предтечи, казаки передали их в Донецкий Предтеченский монастырь, который также неофициально прослыл казачьим. Отдельного разговора заслуживает отношение казаков к иконам. Из седой древности дошло до наших дней предание, рассказывающее о том, как князю Дмитрию Донскому казаками была преподнесена в дар икона Божией Матери, которая впоследствии будет именоваться «Донская». Это событие описывается в «Гребневской летописи» следующим образом: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой Заступницы, из Сиротина городка, из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы».

http://pravoslavie.ru/133720.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пензенский список казанской иконы Божией Матери получил общецерковное признание Пенза, 25 августа 2004 г. Пензенский список Казанской иконы Божией Матери получил общецерковное признание как чудотворный. Патриарх Московский и всея Руси Алексий удовлетворил прошение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) об учреждении его празднования в календаре Русской Православной Церкви, назначив день 17 августа, сообщает " Благовест-инфо " . Эта дата знаменательна чудесным избавлением Пензы от “кубанского погрома”. В 1717 году Ногайская орда совершила рейд вглубь России, разоряя все населённые пункты по пути следования. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Петр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, северокавказские кочевники взяли город в осаду. Несмотря не отбитую атаку крепость продолжительной блокады не могла вынести. Однако ногайцы неожиданно ушли после того, как православные священнослужители совершили молебен и обошли крепостные стены крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. Этот образ подарил новому городу в 1663 году царь Алексей Михайлович. В настоящее время икона пребывает в пензенском Митрофаньевском храме. В ответе на прошение пензенского архиерея Патриарх Алексий признал, что глубокое почитание образа установилось в Пензенской епархии уже давно, икона неоднократно проявляла свои чудотворения, защищая и ограждая Пензенскую землю. 25 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10834.html

Будет воссоздан храм, построенный в XVIII веке по рисунку Петра Первого Санкт-Петербург, 14 ноября 2003 г. Поклонный крест будет освящен сегодня на месте будущего строительства храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке под Санкт-Петербургом, передает ИТАР-ТАСС. Храм на этом месте был возведен в 1708 году. По преданию, проект церкви создавался по рисунку императора Петра Первого, который сам затем неоднократно ее посещал. В память посещения им храма была написана икона Божией Матери Азовская. Разрушенный шедевр деревянного зодчества XVIII века намерен воссоздать региональный фонд " Возрождение памятников архитектуры русского севера " . Чин освящения креста совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 14 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8178.html

Под Санкт-Петербургом начинается воссоздание уникального деревянного храма Санкт-Петербург, 4 октября 2005 г. Фундамент заложенного в Невском лесопарке Ленинградской области храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы освятит сегодня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, передает ИТАР-ТАСС. В живописном месте вблизи Невы недалеко от оживленной автострады начинается воссоздание уникального памятника русского деревянного зодчества XVIII века. Святыня была возведена в Онежской губернии в 1708 году. По преданию, проект церкви создавался по рисунку императора Петра I, который сам неоднократно ее посещал. В память посещения им храма была написана икона Божией Матери Азовская ( " Знамение Множество Мира " ). Разрушенный шедевр с 25-ю главами и шатровой колокольней намерен воссоздать региональный благотворительный фонд " Покровский " . Его президентом является заместитель полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева. Для работы приглашены рубщики деревянных памятников, которые будут работать по подлинным обмерным чертежам. 4 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14755.html

Пейзажная периферия специально строилась открытой к диалогу как с сакральным центром (фигурой святого), так и с участником молитвенного акта. В теории и практике искусства европейского Ренессанса прямая перспектива предполагала ориентацию на природный образец и активное научное исследование объекта изображения. Тяга барокко к универсализму, дидактике и сопряжению различных видов искусств обусловили совмещение прямой и обратной перспективы с целью ориентации сознания молящегося на активное восприятие сакрального образа. Дискретное и рационалистическое в своей основе исследование объекта изображения подчинялось духовным задачам. Глубокое и точное объяснение зависимости нового изучения природы («объективизации мироздания») от принципиальной «субъективизации» духовного опыта в эпоху маньеризма XVI в. дал в свое время Макс Дворжак. Поскольку это объяснение построено на сопоставлении античности и христианства и касается общеевропейского круга проблем, оно вполне приложимо и к нашей проблеме расширения зоны пейзажа в иконе. Позволим себе привести его полностью: «Искусство, религия и философия античной эпохи были обусловлены объективизацией окружающего мира. в их основе таилось стремление сочетать с чувственным опытом соответствующую структуру, закономерность, упорядоченность и красоту природы – и воплотить его в абстрактной ясности. Христианское мировоззрение, напротив, зиждилось на принципиальной субъективизации окружающего мира. Оно расценивало чувственные явления как малозначащий фактор, а зачастую и как помеху, ибо для него внутреннее просветление души через Бога и божественное откровение было единственным источником истины и единственной ценностью. Таким образом, душевные представления и переживания, рациональное и эмоциональное начала сближаются посредством теологических умозаключений и становятся исходным пунктом религии и всех духовных связей с окружающим миром, в том числе – и искусством» (Дворжак, 1978, т. 2, с. 184). Из всего вышесказанного видно, что символическая структура пейзажа стала «реагировать» на перемены в культурных ориентациях разных эпох не менее (если не более) чутко, чем лики святых: как сакральная периферия пейзаж мог обладать большей внутренней свободой. В символах всегда выражалось самосознание культуры. Так, установка культуры барокко на метафору и аллегорию интересно отразилась в пейзаже известной иконы Азовской Богоматери начала XVIII в. В образовании «метафорического фокуса» одинаковую роль в данном случае играют и надпись, и изображение. Придуманный архитектурный стаффаж городов Азова и Кизикермена пояснен словами: «Паде, паде град великий Вавилон (Азов]. И ты Капернаум до небес вознесыйся низвержен еси [Кизикермен]». Оснащенная библейской символикой метафора приписывает Российской империи покровительство небесных сил в борьбе против мусульман (илл. 159).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Потом была другая ночь. Тот же скудный свет свечи в неподвижном молчании спальни. За черными окнами ровно кипит в темноте ночной дождь глухой осени. Я лежу и смотрю в передний угол – в его треугольнике висит старая икона, на которую она молилась перед сном: старая, точно литая доска, с лицевой стороны крашенная киноварью, и на этом лаково-красном поле образ Богоматери в золотом одеянии, строгой и скорбной, – большие, черные, запредельные глаза в темном ободке. Страшный ободок! И страшное, кощунственное соединение в мыслях: Богоматерь – и она, этот образ – и все женское, что разбросала она тут в безумной торопливости бегства. Потом прошла неделя, другая, месяц. Я давно отказался от службы, никуда не показывался на люди. Я одолевал воспоминание за воспоминанием, день за днем, ночь за ночью – и мне все почему-то думалось: вот так когда-то, где-то, какие-то славянские мужики «волоком» переволакивали с ухаба на ухаб по лесным дорогам свои обремененные тяжкой кладью ладьи. XXX Я уже с месяц мучился ее вездесущим присутствием в доме и в городе. Наконец почувствовал, что нет больше сил выносить эту муку, и решил уехать в Батурино – прожить там некоторое время, не загадывая о будущем. Было очень странно войти в двинувшийся вагон, наспех обняв брата в последний раз, – войти и сказать себе: ну, вот, опять свободен, как птица! Был темный зимний вечер без снега, вагон гремел в сухом воздухе. Я устроился со своим чемоданчиком в углу возле двери, сидел и вспоминал, как любил повторять при ней польскую пословицу: «Человек создан для счастья, как птица для полета», – и упорно смотрел в черное окно гремящего вагона, чтобы никто не видел моих слез. Ночь до Харькова… И та, другая ночь – от Харькова, два года тому назад: весна, рассвет, ее крепкий сон в светлеющем вагоне… Я напряженно сидел в сумраке под фонарем, среди тяжкой и грубой вагонной тесноты, и ждал одного – утра, людей, стакана горячего кофе на харьковском вокзале… Потом был Курск, тоже памятный: весенний полдень, завтрак с ней на вокзале, ее радость: «В первый раз в жизни завтракаю на вокзале!» Теперь, к вечеру серого и жесткого морозного дня перед этим вокзалом стоял наш непомерно длинный и необыкновенно будничный пассажирский поезд, бесконечная стена третьеклассных вагонов, больших, тяжелых, какими отличалась Курско-Харьково-Азовская железная дорога. Я вышел, посмотрел. Паровоз чернеет так далеко впереди, что едва виден. С подножек поезда соскакивают люди с чайниками в руках, – все одинаково противные, – спешат в буфет за кипятком. Вышли и мои соседи по вагону: равнодушный, утомленный своей нездоровой полнотой купец и страшно живой и ко всему любопытный малый, простонародная сухость лица и губ которого весь день вызывала во мне отвращение. Он бросает на меня подозрительный взгляд, – я тоже весь день привлекал к себе его внимание: все, мол, что-то сидит, молчит этот не то барчук, не то кто его знает кто! – однако предупреждает меня дружелюбной скороговоркой:

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (175) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-17) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-17, анонимно. Описание: Взятие Азова. Неизвестный художник. После 1702 г. Холст, масло. 113 х 85. Пост. в 1918 из Ратной палаты в Детском (Царском) Селе. Государственный Русский музей. Измененное воспроизведение гравюры Леонтия Тарасевича (ум.после 1703) на фронтисписе книги «Патерик или Отечник Печерский» (1702, типография Киево-Печерской лавры) (Ровинский. Т. III. Стлб. 1657. 461). В сравнении с гравюрой, наряду с киево-печерскими святыми, введены московские, городской пейзаж изображен схематично, тогда как в гравюре видны падающие минареты с полумесяцами. В центре — двуглавый орел, на нем фигура Богоматери с Младенцем (тип иконы «Знамение»). Крылья орла расположены за спиной Богоматери, над ней текст из Апокалипсиса: «И дана быша жене два крыла орла великаго» (Откр. 12, 14) и «Знамение множества мира». Ниже: «Здевселюся яко изволих». Вверху — Бог Отец, окруженный херувимами, с оливковой ветвью в руке. Над ним надписи: «Бог Отец», «Господь благословит люди своя миром», «На земли мир, в человецех благоволение». Ниже изображение Святого Духа в виде голубя с надписью: «Мир мой даю вам». По бокам помещены святые покровители царской семьи (апостол Петр и св. Алексий человек Божий). Из уст Петра выходит свиток с надписью: «Благодать и мир да умножатся им»; св. Алексия: «Да будет мир мног любящему закон Твой». Ниже на облаках размещены: слева — киево-печерские святые (св. Антоний и Феодосий Печерские и два других без имени); справа — московские (св. Алексий митрополит Московский, св. Сергий, Никон и Кирилл Радонежские). Вокруг оливковых ветвей надписи: «Буди мир в силе твоей», «В мире воздежите руки ваша и благословите». В нижнем ряду — конный портрет Петра, портреты царевича Алексея и Б. П. Шереметева, с лицом которого изображен и св. Георгий Победоносец (без нимба), поражающий дракона, символизирующего Турцию. Небесный гнев (молния, исходящая из державы, в лапе орла) поражает льва, символ Швеции. Под двуглавым орлом надпись: «Попереши льва и змия» (Пс. 90). Петр на коне изображен с воздетыми руками, как священник в момент богослужения. От его уст исходит надпись: «Благодарение Богу, давшему нам победу». Внизу слева и справа неточные цитаты из Апокалипсиса и Евангелия: «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8); «Азов»; «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, низверженеси» «кизикермен» (в Евангелии — «до ада низвергнешся» — Мф. 11, 23). Существует тип икон, в целом повторяющих данную композицию, так называемая Богоматерь Азовская. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " .

http://pravicon.com/image-32665

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов, на месте древней ц. св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до тур. завоевания генуэзской фактории Тана (Азак) в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова рус. войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители. В 1700 г. была построена ц. св. Иоанна Предтечи, иконостас для к-рой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А. м. стал строитель Алексий, с 25 дек. 1699 г. настоятелем был архим. Иоасаф. К нач. XVIII в. в обители проживало 30 чел. братии, на содержание к-рой царь определил жалованье в размере 30 р., по 25 четвертей хлеба, муки и овса. Петр также пожаловал в А. м. напрестольное Евангелие, колокол более 1т весом, напрестольный крест и комплект из 12 Миней. Вклады делали приближенные царя: стольник И. И. Бутурлин, боярин Б. Г. Юшков и его жена Е. Г. Юшкова. А. м. обладал крупными земельными владениями. В кон. 90-х гг. XVII в. мон-рь получил землю (60×55 саженей) для построек и 2 дес. береговой земли для огорода, позднее - землю на правом берегу Дона (3 версты). В 1700 г. мон-рю были переданы вотчины сосланного дьяка Ступина: дер. Орловка в Данковском у. (100 чел. крестьян) и дер. Титовка Зарайского у. (100 чел. крестьян). Тогда же для устроения подворья в Москве А. м. получил десятину земли у Воскресенских ворот и часовню на Каменном мосту у Всехсвятских ворот. В качестве вкладов в обитель были переданы остров при впадении рек Кутерьмы и Каланчи в р. Донец, рыбные и звериные ловли на реках Хопёр и Таволожная. К А. м. была приписана Донецкая Успенская пуст. (см. Азовско-Донецкий во имя Иоанна Предтечи мон-рь ), а также пустующий Новоборовенковский казачий юрт в Бахмутской пров., при впадении р. Боровой в Донец: ок. 7500 дес. «доброй» земли, 6000 копен сенокосов, 23 050 дес. «неудобной» пашни и песков, 3 мельницы. В 1701 г. в А. м. была устроена резиденция для митр. Азовского и Донского. В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия мон-ря (30 чел.) в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст.

http://pravenc.ru/text/63702.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010