Между 1713 и 1720 гг., возможно, под рук. знаменщика Феодора Фёдорова ярославскими мастерами на иконографической основе Библии Пискатора были созданы 8 поясов росписи в Покровской ц. на Козлене и росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье (ок. 1717), к-рые отличаются графичностью и особым динамизмом (сохр. иконостас). По образцу ц. св. Иоанна Предтечи и Благовещенской ц. в Ярославле была расписана ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (1721?). Уникальный для Вологды 5-тябловый иконостас из 86 образов находился в Иоанно-Богословском храме-музее (1744), но включал более древние иконы XVII - нач. XVIII в. (расчищен М. О. Чириковым в 1904-1906 попечением свящ. В. Ф. Кулакова). Того же времени изготовления и единственные в своем роде резные святцы - Четьи-Минеи (утрачены), находившиеся в церкви. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Редким образцом иконописи петровской эпохи является Азовская икона Божией Матери «Знамение» из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Анхимове, по преданию написанная ее настоятелем в 1711 (1729?) г. в память о посещении его дома имп. Петром I (Вытегорский музей). К 1737-1744 гг. в соборе Св. Софии был установлен во всю высоту до сводов (23 м) сохранившийся доныне 5-ярусный золоченый иконостас. По благословению еп. Амвросия (Юшкевича) иконостас изготовил мон. Арсений (Борщевский), иконы написал живописец М. К. Искрицкий. В стиле иконостаса органично сочетаются барочные и древнерус. черты. В Устюжне, в Казанской ц., сохранилась роспись (1756-1757), выполненная ярославскими иконописцами; собор Рождества Пресв. Богородицы в сер. XVIII в. украсил барочный иконостас. Памятником церковного искусства переходной эпохи от барокко к классицизму является также золоченый резной иконостас Спасо-Преображенского собора в Белозерске (рубеж XVIII-XIX вв.), исполненный по инициативе купца Ивана Горина и близкий к произведениям М. Ф. Казакова, со скульптурой, колоннами коринфского ордера, уникальным завершением в виде Ковчега завета и скульптурной композицией (на сюжет из 1-й гл. Откровения Иоанна Богослова). Подобные иконостасы находятся в Николо-Владычной (1793) и Димитриевской церквах Вологды. На севере и северо-востоке края (Вел. Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск) изготовляли резные иконы Спасителя (особенно «в темнице»), Пресв. Богородицы, апостолов, свт. Николая, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Параскевы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Прихожане, малороссы и великороссы, занимаются преимущественно хлебопашеством и отчасти скотоводством и рыболовством. 16. Стокопани, по-татарски Юзкуя – по балке, на северо-восток от Юзкуи, в 3 верстах от нее. Село получило название от бывших здесь стокопанок или неглубоких колодцев. Земля эта принадлежала баронессе Коппенгаузен. Она переселила сюда своих крестьян из екатеринославской, полтавской и харьковской губерний, часть земли своей отдала им, а часть продала землевладельцу Вибе, который и доселе ею владеет. Церковь , каменная, с такою же колокольнею и оградою, построена баронессою Коппенгаузен в 1864 г. и освящена во имя св. апостолов Петра и Павла. Она приписана к Юзкуйской церкви и особого причта не имеет. Жителей в Стокопанях 396+356=752. 17. Местечко Геническ – при устье Азовского моря, от которого (устья) образуется пролив, идущий на юго-запад и впадающий в Сиваш. Оттого местечко это до 1849 г. называлось Усть-Азовск. – Геническ или, на жаргоне ногайцев, Дженишке – слово татарское, что значит: тонкое. Так названо местечко потому, что оно окружено неразработанными соляными озерами, на которых соль садится тонким слоем. А потому Геническ нередко и доселе называют: Тонкое. На северо-восток от него, в 1 версте, маяк, а в 18 верстах Бирючий остров также с маяком. В Геническ приходят за хлебом иностранные суда и пароходы и в урожайные годы вывозят хлеба на миллион рублей и даже более. 523 – Местечко начали населять около 1810–15 г. выходцы из разных губерний и преимущественно екатеринославской и херсонской. Первая здесь церковь в честь Успения Божией Матери была деревянная, построенная в 1822 г., но первый священник Иоанн Лосиевский был здесь еще ранее постройки церкви: он поступил сюда в 1816 г. и жил до 1830-х годов. В 1855 г., 15 мая, англо-французский флот, приплыв к Геническу, начал бомбардировать храм и сделал в нем до 60 пробоин. В 1857 г. построен был новый деревянный храм, существовавший до 1870 г. В этом году началась постройка третьего Успенского храма, существующего доселе. Он построен из керченского камня и при настоящем настоятеле украшен художественною фресковою живописью и снабжен новым весьма благозвучным колоколом в 107 п. 12 ф., имеющим 4 сквозных окна. Иконостас небольшой, но весьма изящный. В нем особенно замечательна икона Спасителя, пред которою ныне читается в воскресные дни акафист страстям Христовым: она на вылет пробита большою бомбою с англо-французского флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Из-за скученности населения, голода, эпидемий многие люди умирали. Переселенцы обвиняли И. в своих бедах, но его усилиям противодействовало руководство Азовской губ., прежде всего губернатор В. А. Чертков. И. протестовал против насильственного поселения греков в местах, выделяемых без учета их желания. Писал просьбы и жалобы в разные инстанции, после обращения в нач. мая 1779 г. к кн. Г. А. Потёмкину был приглашен в С.-Петербург, где участвовал в согласовании мест проживания переселенных христиан. 21 мая Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно которой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии. Благодаря настойчивости И. ордером Потёмкина от 29 сент. того же года, а затем указом Екатерины II от 2 окт. для греков был создан Мариупольский у. В апр. 1780 г. началось его заселение, строился Мариуполь, названный в честь Божией Матери, появился Мариупольский греч. суд - орган, выполняющий адм., полицейские и судебные функции в уезде. На новых землях греки получили значительные земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности, не разрешалось размещение воинских частей в их населенных пунктах. Уже в 1780 г. И. выстроил в Мариуполе несколько церквей: Харалампиевскую соборную, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Феодора Стратилата и Успенскую, куда была помещена старинная икона Божией Матери «Одигитрия», привезенная из Крыма. Участвовал в строительстве и освящении сельских церквей уезда. Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) И. поселился в Мариуполе, первоначально жил в убогой землянке. 7 сент. 1780 г. в его доме был пожар, уничтоживший мн. документы по истории Готской и Кафской епархии и переселения греков в Россию. После этого для него был построен удобный дом. Для отдыха он избрал дачу в 5 км от города вверх по р. Кальмиус, где ему была выделена земля площадью 1500 дес.

http://pravenc.ru/text/293403.html

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г. Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Адрес: ул. Карла Маркса, 1, Волгодонск, Ростовская обл., Россия, 347360 Телефон: +7 863 925-22-82 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Таганрог) [ править править код ] Свято-Никольский храм города Таганрога был воздвигнут в честь победы русского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как известно, на Руси во все времена наши благочестивые предки стремились воздвигать храмы на самых лучших участках земли. О том, что место, на котором построен Никольский храм, было именно таковым свидетельствует тот факт, что именно здесь в своё время располагал свою палатку император Петр Первый, когда приезжал на Таганий Рог выбирать место для нового военно-морского порта и крепости. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Адрес : ул. Шевченко, 28, г. Таганрог, Ростовская область, 347922 Телефон: +7 (8634) 361-557 Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Одигитрия " (Аксай) [ править править код ] История этого замечательного храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). В 1830 году, во время распространения холеры на Дону, по видению женщине произошло явление иконы произошло в станице Аксайской (ныне город Аксай). Слух о чудотворной иконе распространился среди местных жителей. С иконой для избавление от холеры местные жители совершили крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сама икона была помещена в Троицкой церкви станицы. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 66 Телефон: 8(86350)5-46-94 Подробнее... Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

Святейший Патриарх поприветствовал участников Международного съезда православной казачьей молодежи Участникам и гостям Международного съезда православной казачьей молодежи на Донской земле Уважаемые участники и гости Международного съезда православной казачьей молодежи, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в эти дни на Донской земле для участия в работе Международного форума православной казачьей молодежи. В современном сложном и нестабильном мире, в котором происходит переоценка духовно-нравственных ценностей и традиционных устоев, особенно трудно приходится молодежи в поисках духовной опоры и смысла жизни. Именно поэтому так важна инициатива, родившаяся в среде донских казаков, собрать на форум молодежь из всех казачьих регионов России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья для того, чтобы воскресить в памяти славные страницы истории казачества, духовные заветы своих предков, верой и правдой служивших государству Российскому. Молодежный казачий съезд проходит на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались Евангельские законы, как в семье, так и в обществе. Здесь превыше всего ценились долг и честь, мужество и отвага, любовь к Отечеству и готовность отдать жизнь свою «за други своя» (Ин.15, 13). Донская казачья земля дала России немало достойных сыновей, прославивших ее своими подвигами. Это и Ермак Тимофеевич, внесший свой вклад в присоединение Сибири к России, и Матвей Иванович Платов, герой Отечественной войны 1812 года и многие другие. В этом году донское казачество празднует 365-летие Азовского сидения, имевшего важное значение для расширения южных границ Российского государства. Именно тогда была обретена на Донской земле чудотворная Азовская икона Божией Матери - особо почитаемая святыня Юга России. Весьма важно, что в наши дни на Дону активно возрождается казачье движение, духовной основой которого являются исконные православные традиции, богатое историческое и культурное наследие. Надеюсь, что съезд положит начало новой традиции в жизни современного казачества, станет постоянно действующим центром, объединяющим молодое поколение казаков на православных и патриотических идеалах, послужит делу утверждения мира и согласия, дружбы и сотрудничества. Помощь Божия да сопутствует вам во всех благих делах и начинаниях. По слову апостольскому, «милость вам и мир и любовь да умножатся» (Иуд. 1, 2). + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 31 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18387.html

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой – " бриллиантовой панагией " ». Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно… «Что привлекло вас, братие?» Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова.

http://pravoslavie.ru/133566.html

Возрождение Успенского храма началось в 1998 году. Был создан приходской совет, с лета 1999 года начались восстановительные работы на основе проекта, сделанного архитектором Блажевичем В.С. Научно-проектная документация содержится в 6-ти томах. Началась реставрация фасадов — вычинка стен, декоративного убранства, цоколей и карнизов. Воссоздавались кровля в полном объеме, решетки, кресты, оконные и дверные заполнения. С 2000 года настоятелем храма назначен священник Сергий Роганов, и начались регулярные богослужения. На праздник Святителя Николая 19 декабря 2004 года были освящены новые колокола. В 2006 г. для всех двух иконостасов храма сделаны были писаные иконы. Ещё одна удивительная история связана с историей храма. Прихожанке Успенского храма, жительнице деревни Починки, Евдокии Адриановой были два сновидения, 13 и 26 февраля 1917 года, где ей было указано местоположение Державной иконы Божьей Матери, которая и была обретена в подвале церкви села Коломенское 2 (15) марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая II от престола. Ежегодно в день обретения иконы «Державной Богоматери» 15 марта по новому стилю служится молебен. В храме имеется почитаемая икона Царственных страстотерпцев. http://bronblag.ru/hrami/97 Краткая история с. Салтыково. В сохранившихся источниках село Салтыково впервые упоминается с 16-ого века, когда писцовая книга 1577 г. фиксирует за Иваном Львовичем Салтыковым " старую их вотчину " - село Салтыково на речке Нищенке с церковью Успения Богородицы. Оно являлось центром крупного владения, куда входили еще девять деревень, три пустоши и четыре сельца. Но история села, несомненно, гораздо древнее. Судя по названию, оно происходит от Михаила Игнатьевича Морозова, носившего прозвище Салтык и ставшего родоначальником фамилии Салтыковых. По словарю В.И. Даля, М.И. Морозов-Салтык жил в середине 15-ого века, первый же достоверно известный владелец села, Иван Львович Салтыков, был его правнуком. В годы опричнины он вместе с отцом и братом Михаилом чем-то навлек на себя гнев царя Ивана IV (Грозного), и их семейство постигла опала. Противник царя Андрей Курбский в своей " Истории " , которую он писал за рубежом, говорил, что Лев Андреевич Салтыков был погублен " с четырьмя або с пятьма сынами, еще во юношеском веку цветущими. Ныне… слышах… Львовы дети не все погублены: нецыи остави живы, глаголют " . Он не ошибался - Ивану Львовичу удалось избежать печальной судьбы отца и брата. В 1629 г. село принадлежало Ивану Ивановичу Салтыкову, а ещё через полвека стольнику Льву Ивановичу Салтыкову. В 1705 г. оно значится владением его дочери Дарьи Львовны, вышедшей замуж за князя Петра Щербатова участника азовских походов Петра I, которые показали большую роль флота и положили начало превращения России в морскую державу.

http://sobory.ru/article/?object=01154

Святой Андрей Первозванный побывал с апостольской миссией в северных и южных областях Причерноморья. Он проповедовал христианство и в самом северном из своих уделов – Херсонесе Таврическом. Ступал ли великий подвижник истинной веры по земле Георгиевской обители, свидетельств нет. Впрочем, всех здесь молящихся не покидает ощущение очевидной сопричастности первого ученика Иисусова этому благословенному месту. В 1862 году архимандрит Никон в книге «Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь» впервые привел вот уже полтора столетия широко цитируемое «предание»: «Римские греки, имея коммерческий промысел, во время плавания по Черному морю, быв застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к отторженным от гряды гор чудовищным камням, видя свою неизбежную погибель, вопияли об избавлении к великомученику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился им на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря в тот же час утихла. Греки, погибавшие (во время бури у мыса Фиолент), быв спасены от погибели покровительством великомученика, взяли икону с камня и в знак благодарности близ того самого места, где погибали, устроили в скале (где ныне Георгиевская церковь) с благословения, вероятно, скифского епископа Ветрания, зависевшего от патриарха, (около 891 года) пещерную церковь и поставили чудотворную икону; более других набожные стали жить при храме постоянно и положили основание обители. Чудотворная икона находилась в обители до 1779 года, а в этом году митрополит Игнатий Готфенский и Кефайский, имевший кафедру дотоле в Бахчисарае, при церкви Успения Божией Матери, по именному указу, данному Святейшему Синоду 14 марта, переведен в Азовскую губернию, со всем штатом духовенства и с значительным числом греков обоего пола. При этом переселении митрополит, по убеждению греков, знавших о чудотворной силе иконы великомученика Георгия, взял ее с собою». К сожалению, это легенда, да еще, как пишет настоятель, «гласимая из рода в род», не имеет ни одного упоминания как в древних письменных источниках, так и в ранней литературе, посвященной Крыму.

http://pravoslavie.ru/4015.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010