XIV. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ От святые иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верой и любовию приходящим к ней. (Тропарь, глас 4) Исчислить все чудотворные иконы невозможно: их ведает разве одна Царица Небесная. Мы приведём названия преимущественно тех, о коих существуют сколько-нибудь определённые сведения; упомянём и о тех, которые известны нам по одному лишь имени. Для удобства же справок предлагаем список их в азбучном порядке. В списке этом указываем годы явления, или принесения в Россию, или прославления икон Божьей Матери, дни празднования им и место нахождения их. При этом заботимся почти исключительно о полноте находящихся в России чудотворных икон и едва касаемся сущих на Западе. «Божья Матерь повсюду едина Божья Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» – учит нас святитель Московский Филарет. Абалацкая-Знаменская, 1636–1637г. икона Знамения Б.М.: справа святитель Николай, слева преподобная Мария Египетская; в руках Богоматери свиток: радуйся, Царице, матеродевственная славо. Празднование 7 и 20 Июля и 27 Ноября, в Тобольской епархии, в Абалацком монастыре (Изображена в Русском Паломнике. 1892, стр. 49). Абульская, явилась в 692г. в Сербии; с 1570г в г. Абуле, в Испании. Празднование 11 Июня. Азовская... Азуровская, явилась 1 Сентября 856г, близ г. Азуры, в Македонии, в Амасийском монастыре. Акафистная-Зографская, 1276г., на Афоне в Зографском болгарском монастыре. Глас от неё предварил иноков о вторжении в обитель папистов. Называется «акафистной» оттого, что монахи на литургии, вместо причастна, поют пред нею акафист. Празднование 10 Октября. Акафистная-Хиландарская, на Афоне, в Хиландарском монастыре. В 1837г. осталась невредимой при пожаре иконостаса и получила название от читанного тогда пред нею акафиста. Тамошние монахи называют её и «Скоропослушницей». Празднование 12 Января Аксайская,– в Старочеркасской станице. Албазинская, см. «Слово плоть бысть» Александрийская,– 1 Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Храму принадлежало 32 десятины 1600 кв. саженей земли. Как утверждал священник Щербатов, в селе с размахом отмечали престольный праздник — 8 мая по старому стилю: «Накануне все жители бросают работу, приходят к заутренней. Много стекается народу из других сел, после заутренней жители зазывают посторонних лиц, угощают их чаем. На самый праздник идут все к обедне, после литургии местные жители также зазывают на престольный обед, после обеда молодые собираются в хороводы, производят увеселения». Приведенная история с. Пешково (1776-1960 гг.), была взята из эксклюзивных материалов старшего научного сотрудничества Азовского Краеведческого музея Федотовой Т. А. Предоставлены материалы руководителем школьного краеведческого музея Кадченко В. А. К 1858 г. жители Пешково обратились к екатеринославскому епископу за разрешением устроить в своем хуторе церковь. Церковь строилась на средства общества. Доверенными лицами общества по постройке церкви были крестьяне Пешково Даниил Белан и Андрей Роменский. Построен храм в 1863 г., освящен в 1864 г. Строительство продолжалось с 1859 г. по 1863 г. Деревянная, однопрестольная. По страховым документам церковь была построена на каменном фундаменте, обшита тесом снаружи и покрашена краской. Покрыта железом. Длина церкви с колокольней 18 саж., ширина 10 саж., высота до верха карниза 3 саж. Одна большая глава и 4 малых. Иконостас длиной 10 арш., высотой 9 арш. Печей нет. Колокольня 3 яруса, общей высотой до верха карниза 7 саж. По описанию 1901–1902 гг., церковь была «деревянная, пятиглавая, стиль наиболее подходящий к византийскому, имеет форму креста. Колокольня соединена с церковью, колокола все новейшей работы, без украшений. Ограда железная на каменном фундаменте. Снаружи и внутри церковь окрашена масляной краской. Церковное стенное письмо на масле. В первый раз церковь была окрашена ровно, без росписей и орнаментов. Расписан был только купол (Св. Троица) и средний ярус Евангелистами. С 1884 г. по 1898 г. были выполнены росписи: в трапезной во всю длину потолка изображен Покров Пресвятой Божией Матери, между простенками иконы в киотах. Около арки, отделяющей трапезную от средней части, – иконы Пресвятой Богородицы: с южной стороны образ «Скоропослущницы» Киевского письма с апликовой ризой в 2 аршин длины и 2 аршина ширины, с северной – “Достойно есть” Афонского письма на гладкой доске. Каждая из них вставлена в резную золоченую сень; обе иконы – дар прихожан. В центре арки, ниже ее, подвешена в киоте-звезде икона, написанная на рыбе камбале – с одной стороны образ Пресвятой Богородицы, с другой – св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; икона пожертвована неизвестными лицами.

http://sobory.ru/article/?object=31324

В сей церкви есть Владимирская икона Божией Матери, перенесенная вместе с прочей утварью из упраздненной в конце прошлого столетия Аркадьевской пустыни. Икона сия замечательна, как по древности своей, так и по тому уважению, которое имеют к ней жители сей слободы и окольных мест. Книги храма: евангелие М. п. 1685 г.; другое, М. п. 1711 г.; третье, М. п. 1730 г., служебник К. п. 1746 г. Церковной земли 60 десятин. Казаки Мартового в старое время по временам бывали мучениками веры и верности долгу. Положение их было самое беспокойное. Они должны были непрестанно ожидать нападений хищных крымцев, сторожить за их разбойничьим рысканьем около христианских поселений, и вступать в бой для защиты жизни и собственности. Вот что писал о черкасах Мартового князь Григорий Ромодановский в 1668 г. «В нынешнем 176 (1668) г. Мая 29 приходили в Салтовский уезд в село Мартовецкое неприятельские люди, Татары и изменники Черкасы, и то село Мартовецкое разорили, 7 человек Черкас убили, а иных в полон поймали с женами и детьми, конския и животинныя стада отогнали». Итак, в страшное время бунта Брюховецкого казаки Мартоваго были страдальцами верности христианской своему долгу. О верности их видим и другое свидетельство того времени. В июле 1688 г. Чугуевский воевода писал к Белгородскому: «от Мартоветцев и Двуречанцев никакой измены и мотовства никакого они (сотник и атаман Печенежские) не видали». Что касается до взятых в плен Матроветцов с женами и детьми их, то чугуевцы успели отнять их у татар, как это видим по донесению воеводы. В делах 1732 г. видим просьбу Харьковскаго полку села Мартового черкашенина Ивана Бутова, который пишет о себе, что «тому будет больше 40 лет, как взят он был в неволю в Турки, и был в Турецкой земле лет с 30, и вышел из той земли тому лет с 12». 30 лет прожить в неволе у своенравнаго турка-мусульманина не легко. Бедняк конечно попался в плен во 2-й Азовский поход в 1689 г. В деле о грабежах 1718–1720 г. сказано, что в 1712 году села Мартового Михаил, Алексеев сын Шевченко был взят в плен во время набега татарскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время Великой Отечественной войны деревянная церковь полностью сгорела. В эпоху хрущёвских гонений на Церковь храм подвергся практически полному разрушению. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. На церковной территории поочерёдно располагались теннисный корт, конюшня, гаражи и автомастерская, деревообрабатывающий цех… Результатом такого варварского использования стало то, что в 1989 году верующим были переданы самые настоящие руины. В начале 90-х годов по проекту СК ДП «Спецреставрация» была восстановлена колокольня и новое кирпичное здание храма на месте сгоревшего с размещением в нем административных помещений. Внутренняя планировка выполнена таким образом, чтобы в будущем здание было возможно использовать для богослужений. Храм охраняется как памятник истории и культуры XVIII века. С историей Никольского храма неразрывно связаны жизни многих выдающихся сынов нашего Отечества. Так, во время службы в Таганроге офицером Азовской флотилии, прихожанином храма был Феодор Ушаков, впоследствии легендарный непобедимый адмирал, причисленный Церковью к лику Святых. В хоре Никольского храма, вместе с отцом и братьями, в детские годы пел А.П. Чехов. Прихожанином храма был Святой Блаженный Павел Таганрогский. Храмовый комплекс воссоздан благодаря усилиям настоятеля Свято-Никольского прихода протоиерея Александра Клюнкова и городских властей. Возрождённый из руин Свято-Никольский храм ныне сияет своим великолепием. В нём произведена настенная роспись, изготовлен уникальный иконостас, написан целый ряд больших и малых икон. Для этих работ о. Александром были привлечены высококвалифицированные мастера-иконописцы. Убранство храма постоянно пополняется новыми иконами. Обилие находящихся в храме святынь вызывает благоговейный трепет у всех православных таганрожцев. Это, в первую очередь, Святые мощи Блаженного Павла Таганрогского, которые покоятся в великолепной позолоченной раке, а также образ Святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей, икона Святого адмирала Феодора Ушакова с частицей мощей, а также списки с чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Неупиваемая Чаша», и многих других почитаемых образов.

http://sobory.ru/article/?object=07441

Два этих человека, Потемкин и Вулгарис, так любящих греческий язык и культуру, встретились на юге России и объединили свои силы в возрождении православия в Северном Причерноморье – древней колыбели христианства. Многочисленные документы РГАДА свидетельствуют о целенаправленной политике государства по созданию греческих поселений, созданию благоприятных условий для переселенцев, специальных школ для греческого юношества. В 1779 г. был основан город Мариуполь на Азовском море, где поселились греки, выведенные из Крыма, который в те времена еще оставался под влиянием Турции. Жителям были предоставлены определенные льготы. Как говорилось в указе Екатерины II: «кроме греков до минования 10 льготных лет, никому другой нации никаких земель ни под селения, ни под строение домов и прочаго не отводить и рыбными ловлями… никому не пользоваться …». 14 Город был назван в честь великой княгини Марии Федоровны, супруги Павла I. Архивные документы представляют первые годы жизни греческого поселения: строительство домов и храмов, организацию управления, занятия жителей. В конце XVIII в. были сооружены церковь Марии Магдалины, Харлампиевский, Рождественско-Богородицкий и Успенский храмы. При основании города в Успенскую церковь греками была перенесена чудотворная икона Божьей матери. В Мариуполе находился греческий суд, учрежденный в 1780 г., и «городничий из них же грек». 15 После присоединения Крыма к России в 1783 г. возрождение православия благодаря неустанной деятельности Потемкина и Вулгариса началось и на этих землях. В указе российской императрицы об открытии Таврического наместничества особо указывалось, что в торжестве должен принять участие или архиепископ Славянский или митрополит Готфийский и Каффский. 16 В архиве древних актов сохранились документы о греках, желающих переселиться из Архипилага в Таврическую область, об учреждении для них народных школ и училищ; списки переселенцев и греческих чиновников, просящих об отводе земли. 17 Можно также назвать, еще два документа – «Условия организации греческой колонии на Черноморском побережье», «Положение о поселении в окрестностях Одессы греков и албанцев, в последнюю войну служивших а Архипелаге». 18 Несомненно, в таком благоприятном отношении российского государства к греческим переселенцам имеется огромная заслуга архиепископа Славянского и Херсонского Евгения Вулгариса .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Стольник Фёдор Михайлович Клешнин (ок. 1667 - после 1713) был сыном стольника (с 1658 г.) Михаила Бахтеярова-Клешнина, владевшего Топорковым с ок. 1632 года и в 1688 году передавшего свою вотчину двум своим сыновьям - Дмитрию и Фёдору. Фёдор Михайлович находился на службе с 1689 года и был участником Крымского 1689 и Азовских походов 1695-1696 годов, участвовал в подавлении Стрелецкого бунта 1698 года. В январе 1705 года стольник Ф.М. Клешнин был воеводой города Ярославца Малого (Малоярославца), где проводил перепись годных к службе жителей города. В 1713 году он состоял при Канцелярии матросского набора. Другая его крупная вотчина в 1710 году находилась в селе Дубровка Борисоглебского стана Шацкого уезда Азовской губернии. В 1727 году Фёдор Михайлович Клешнин продал Топорково, названное по церкви Богородским жене князя Ивана Матвеевича Вяземского Наталье Михайловне, урождённой Грязново. В 1805 году деревянная церковь в Топоркове была разобрана и по распоряжению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина; 1737-1812) перевезена в Николо-Берлюковскую пустынь, где была восстановлена и поставлена за каменной оградой в сосновой роще на монастырском кладбище. В Гребнево из неё была передана икона Божией Матери Владимирской и колокол, отлитый в XVIII веке. И.В. Шевелкин (1864-1866) в одной из своих статей, опубликованных в журнале «Душеполезное чтение» за 1864 год писал, что в 1856-1860 годах настоятель Николо-Берлюковского монастыря иеросхимонах Парфений «предполагая со временем устроить около неё скит для ищущих большего уединения, возобновил её, пристроил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех». В 1909 году церковь была выстроена заново в формах прошлого храма и освящена 28 июня 1909 года. Сохранилось описание торжества освящения храма: " 28 июня 1909 года в Берлюковской пустыни состоялось редкое торжество новосооруженного кладбищенского храма в честь иконы Казанской Божией Матери. На это торжество прибыл митрополит Московский Владимир 27 июня на станцию Щелково. Он был встречен иеромонахом Никодимом, и на монастырских лошадях отбыл в Берлюковскую пустынь " .

http://sobory.ru/article/?object=42275

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Успенская Пронинская Пустынь Основана в 1669 году, около городка - Донецкой станицы при впадении реки Сухой Донец в Дон. В 1699 году в пустыни завершилось строительство храма в честь Успения Божией Матери и она стала называться Донецкой Успенской. Перевод Предтеченского монастыря из Азова Азовский Иоанно-Предтеченский монастырь был основан Петром I в 1696 году во взятой у турок крепости Азов . В 1711 году по приказу императора монастырь стали переводить на место находившейся там Донской пустоши (Успенской Пронинской пустыни). К декабрю 1712 года перевод завершился и обитель стала именоваться Донецкой Успенской Предтеченской . До 1718 года монастырь состоял в Патриаршей области , после чего был передан в ведение Воронежской епархии по указу государеву, преосвященному митрололиту Пахомию (Шпаковскому) . Монастырь располагался над рекой Доном и при Донщине - старом русле реки, которое в летнее время даже пересыхает и называется Донец Сухой, для различения от Донца - большой реки, впадающей в Дон: и поэтому монастырь был прозван Донецким. От города Богучара отстоит он в 25, а от Донской Казанской станицы в 15 верстах. В 1781 году при пустыни было создано семинарское училище (малая семинария) , " из коего ученики для продолжения наук, были доставляемы в Воронежскую семинарию , " но уже в 1785 году оно было закрыто. Ново-Донецкий Предтечев монастырь С 1845 года начался перевод монастыря в живописную уединенную долину посреди монастырского леса, расположенную в восьми верстах от с. Монастырщины . В 1846 году обитель переведёна в посёлок Дубраву , близ села Радченского . В 1854 году монастырь был окончательно переведен на новое место и стал называться уже не Успенским, а Предтечевым по главной церкви. В 1890 году в холодной монастырской церкви погребён епископ Вениамин (Павлов) . В конце XIX - начале XX вв. застройка территории монастыря полностью сформировалась и включала в себя крепостную стену с башнями, главную церковь Иоанна Предтечи (1863), палаты и несколько кирпичных корпусов для братии и приезжих. Постоянно в монастыре находилось около 30 монахов и послушников. Сюда также съезжалось со всей округи значительное количество богомольцев дончаков. Их привлекала хранящаяся в монастыре прославленная старинная икона Иоанна Предтечи, которая, по преданию, плакала кровавыми слезами за Азовских казаков.

http://drevo-info.ru/articles/24353.html

7 августа 2009 года в основание храма была заложена капсула, в которой содержится послание к потомкам и списками всех благотворителей. В 2010 году наружную стену центрального алтаря украсила первая святыня мозаичная икона Пресвятой Троицы, которая была выполнена волгодонскими мастерами на средства благотворителей. В день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2011 года были освящены и водружены на тридцатиметровую высоту центральный крест и купола строящегося Свято-Троицкого храма. На сегодняшний день храм представляет собой величественную белоснежную церковь. Храмовое сооружение с уникальной и богатой архитектурой создано в нововизантийском стиле с элементами древнерусского храмового зодчества. Свято-Троицкий храм увенчан девятью куполами в форме свечи с резными крестами. Самую высокую точку храма, купол на колокольне, украшает крест, который покрыт сусальным золотом. Адрес: Россия, Ростовская область, г.Волгодонск, ул.Весенняя, 5 Телефон: 8-8639-23-83-83 Подробнее... Свято-Никольский храм (Цимлянск) [ править править код ] В 1715 году в станице Цимлянской было построена деревянная церковь Николая Чудотворца, перестроенная в 1763 году. В 1839 году на месте старой церкви был построен каменный трехпрестольный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу. После начала затопления ложа Цимлянского водохранилища и завершения переселения Цимлянской станицы на место современного города Цимлянска, здание храма было взорвано. В 1992 г. православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов, администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода, был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. Адрес: 347320, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Маяковского, 2а

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

Ещё одна удивительная история связана с историей Храма. Прихожанке Успенского храма, жительнице деревни Починки, Евдокии Адриановой, были два сновидения: 13 и 26 февраля 1917 года. В них ей было указано местоположение Державной иконы Божьей Матери, которая и была найдена в подвале церкви села Коломенское 2 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая II от престола. Обретение «Державной» иконы указывает на то, что Богоматерь взяла на себя верховную царскую власть над Россией и над народом. Ежегодно в день обретения иконы «Державной Богоматери» 15 марта по новому стилю служится молебен за Россию. В планах приходского совета совершить крестный ход в село Коломенское, где была обретена икона. В газете «Русь православная» была опубликована статья о нашем Храме под названием «Судьба храма — судьба России». Однако до возрождения первоначального облика Храма ещё очень далеко. Предстоит еще много сделать, чтобы вернуть Храму былое величие и красоту. www.xpam-saltykovo.ru Церкви на селе существуют с XVI в. Сохранившаяся белокаменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Алексия Митрополита была построена в 1748 г. на средства действительного статского советника, кн. Н.Н. Щербатова по завещанию отца, участника Азовских походов Петра I. Храм в стиле провинциального барокко типа " восьмерик на четверике " , с небольшой трапезной и пониженной полуциркульной апсидой; увенчан восьмигранныи барабаном с луковичной главой. Интересен ажурный, увенчанный короной " морской " крест, напоминающий о посещении храма царственными особами. Декор церкви весьме скромен и отмечен наличниками " с бровками " оконных проемов, карнизами с сухариками в завершениях. В конце XVIII в. была пристроена скромная кирпичная двухъярусная, с полуярусом колокольня, в 1848 г. обширный северный белокаменный придел Святителя Николая Чудотворца. Эти части здания стилистически нейтральны. Внутренние помещения сводчатые, переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи ступенчатых тромпов. Историческая внутренняя отделка не сохранилась. В 1928 г. храм был закрыт и пришел в аварийное состояние. С 1998 г. церковь возвращена верующим и восстанавливается.

http://sobory.ru/article/?object=01154

Но не менее поразительно и то обстоятельство, что как-раз в то время, когда совершался крестный ход с чудотворными Печерскими иконами, вокруг города Острова, на возвратном пути их из Пскова в Печеры, 17 Октября 1888 года, Господь спас Драгоценную жизнь Государя Императора нашего и Его Августейшей Семьи от неминуемой смерти, при крушении поезда, в котором Они следовали с юга России на север, по Харьковско-Курско-Азовской железной дороге. Ни один, и просто здравомыслящий человек, а тем более, несомненно, верующий в Божие промышление о людях, не позволит себе подумать, что это дивное спасение произошло случайно. Его признали величайшим чудом все, не только правоверные христиане, но и иноверцы, не только русские, но и иноземцы. Псково-Печерская же обитель, научившаяся, в продолжении нескольких веков, понимать чудодейственную силу своей святыни, признала его явным плодом горячих молитв пред Нею благочестивых её поклонников, о возлюбленном Царе своём. Воодушевляемая такою верою, она при первой же вести о чудесном спасении Его, принесла Господу Богу и Его Пречистой Матери благодарственное моление, и обратилась в Академию Художеств о написании, на оборотной стороне серебряного киота главной чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, особой иконы, изображающей Лики святых, тезоименных спасенным от беды Царственным лицам, покрываемым покровом Царицы Небесной, и с описанием, по сторонам иконы и самого чудесного события, в благодарственное воспоминание о нём в обители, на вечные времена. Св. икона эта, блистающая изяществом отделки и красотою вида, невольно пленяет благочестивые взоры многочисленных поклонников во время крестоходных шествий с Нею и сделалась уже предметом глубокого благоговения многих верных чад России, полных безпредельной любви к Благочестивейшему Царю своему. Состояние Псково-Печерского монастыря в продолжение последних 170 лет По мере заслуг Псково-Печерского монастыря, возвышалась и степень его значения и важности. По духовным штатам 1764 года он поставлен во втором классе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010