Николай Давыдович Жевахов сыграл ключевую роль в подготовке канонизации святителя Иоасафа. В Государственной исторической библиотеке хранится плод его многолетних трудов: четыре тома материалов к канонизации святителя Иоасафа. Поэтому поездка в Ставку с Песчанской иконой была духовно закономерным событием в его жизни. По дороге в Ставку князь Жевахов узнал от изюмского священника отца Александра Яковлева, что святитель Иоасаф также явился одному блаженному старичку на Песках, «крепко пенял за грехи людские» и велел скорее везти Песчанскую икону к царю на фронт... Взбранная Воевода Святой Руси Жевахов не знал того, что на фронт, к царю, который только что взял на себя командование русской армией, и его воинству идет не просто сельская икона. Моление свт. Иоасафа перед Песчанской иконой Божией Матери В 1754 году смертельно больной епископ Иоасаф Белгородский объезжает свою епархию – от Курска до Мариуполя – в поисках иконы, явленной ему во сне. И находит ее в Изюме, в местечке Замостье, в ветхом казачьем храме на берегу Донца. Что это за место, где стоял этот храм? Храм в честь Вознесения Господня был возведен казаками на том самом поле, где в 1111 году Владимир Мономах одержал победу над половцами. На этом поле князь Игорь со своей дружиной стоял лагерем. Не под Полтавой, а именно здесь, на этом самом поле, Петр Великий, проживший в Изюме три года во время Азовских походов, собирался дать битву шведам. Песчанская икона Божией Матери была обретена на ратном поле древней Руси. Уже после обретения Песчанской иконы в Изюме был сформирован знаменитый полк императорской армии – изюмские гусары. Они отличились и при взятии Измаила, и в наполеоновских войнах. Полк был награжден серебряными трубами с надписью «Изюмскому полку за оказанную храбрость в 1807 году против французов» и георгиевскими штандартами с надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». На помощь царской армии в 1915 году спешила Взбранная Воевода . Но от внимания князя Жевахова это было как бы сокрыто.

http://pravoslavie.ru/74875.html

На почитание и степень распространения изображений О. в России в кон. XIX - нач. XX в. повлияло историческое событие. 17 окт. 1888 г., в день памяти пророка, произошло чудесное избавление от гибели семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда на ст. Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. С этого момента появляется большое число икон, включающих фигуру О. и прп. Андрея Критского. Это могла быть икона Божией Матери с покровом-омофором в руках со святыми, чья память отмечена под 17 окт., и подписью, напоминающей о чудесном спасении царской семьи (поднесена духовенством Киево-Печерской лавры государю); икона со святыми - покровителями членов царской фамилии, напр. 2 иконы, написанные по заказу прихожан в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери для придела Покровской ц. в с. Хомутове Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Щёлково Московской обл.); икона из Георгиевской ц. Новочеркасска. В честь святых, чья память празднуется 17 окт., в т. ч. О., возводили храмы, напр. в Анапе Кубанской обл. (ныне Краснодарского края) 5-главый кирпичный храм (архит. В. П. Цейдлер (1893-1900), не сохр.), на месте которого в 2008 г. поставлена часовня с тем же посвящением, ее украшением служит мозаичное изображение О.- старца «еврейского типа», в белом хитоне и желтом гиматии, покрывающем голову. На гравюрах с видами храма в Борках изображен коленопреклоненный О., к-рый в паре с прп. Андреем Критским молится написанному на небесах образу Пресв. Богородицы, держащей покров-омофор. Сходное посвящение имели престолы: приделов в древнем Никольском соборе бывшего Николо-Медведского мон-ря в Нов. Ладоге Ленинградской обл.; в ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе С.-Петербурга (не сохр.); в Троицкой ц. в с. Польцо Вачского р-на Нижегородской обл. (1887); в ц. при Самогитском 7-м гренадерском полку в Покровских казармах Москвы (1890; не сохр.); часовни на Лукьяновке в Киеве (1891; не сохр.); церкви в г. Карачеве Брянской обл. (1893; не сохр.); в освященном в 1896 г. левом приделе ц. во имя иконы Божией Матери «Милующая» в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1888-1896; архит. В. А. Косяков); главный престол нижнего храма заложенной прав. Иоанном Кронштадтским за Невской заставой Успенской ц. на подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевой пуст. (1897-1903; архит. Н. Н. Никонов, перестроена).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Панихида о погибших и убиенных в кафедральном соборе. В городе много воинских частей, ремонтируют технику, два госпиталя, до Луганска рукой подать. Есть о чем задуматься и что вспомнить… О военных действиях и том страшном кровавом расказачивании с десятками тысяч убитых и вывезенных насильно в дальние регионы богоборческой «Страной Советов» казаков и их семей напоминают две иконы. Одна из них известна многим, написана в память о явлении во время Первой Мировой войны русским воинам Пресвятой Богородицы. Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен – и теперь с новой силой и мощнейшим подтекстом являет себя сегодня, в дни тяжелой и для многих неожиданно затянувшейся войны с неонацистами и коллаборационистами-русофобами. Подробности о ней. О второй иконе знают не так много те, кто редко бывает в этих краях. В Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска икона «Казачья Голгофа» появилась в канун скорбной для Дона и всего казачества даты – 100-летней годовщины начала геноцида казачества. Написана по благословению духовника Оптиной пустыни схиархимандрита Илии (Ноздрина) и освящена в московском Благовещенском храме ныне отошедшим ко Господу членом совета по делам казачества при Президенте России, известным далеко за пределами нашего Отечества протоиереем Димитрием Смирновым . По некоторым данным, всего за несколько лет политики «расказачивания» ставленниками все тех же англосаксов, «комиссаров в кожанках и с маузерами» погибло более 55% всех российских казаков. Кто сомневается, тому сюда . Центральной частью иконы «Казачья Голгофа» является средник, где представлен традиционный собор новомучеников и исповедников Российских на фоне храма – собирательного образа Церкви, символа Царствия Небесного. Вокруг средника расположены иконы Божией Матери, особо почитаемых казачеством: Покрова Божией Матери, Августовской, Азовской, Ахтырской, Донской, Моздокской, Самарской, Табынской.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/primir...

До этого случая у него не было такой веры, как у его второй жены Эльвиры. После всего пережитого Владимир стал верить в Господа Бога и молиться Ему и Пресвятой Богородице. Недавно в госпиталь привозили Локотскую икону Божией Матери «Умиление», которая мироточит и многим помогает. До Рождества она будет находиться на Афонском подворье в Санкт-Петербурге. Хочется верить, что Царица Небесная будет и дальше помогать семье Владимира и его дочери от первого брака. Предлагаем Владимиру сфотографироваться. Он соглашается и бережно берет с тумбочки икону Богородицы, ведь это именно Матерь Божия спасла его от верной смерти. Владимир Голубев (сидит), Александр Соколов, Дарья Левченкова в госпитале Это не та икона, которую он нашел в Изюме. Вполне возможно, что то был один из образов Песчанской Божией Матери. Ее незадолго до своей смерти обрел святитель Иоасаф Белгородский недалеко от Изюма – в селе Пески. Богородица явилась ему в тонком сне, указав, где искать икону. Я долго жила в Харькове, один раз была в Донецке, а вот в Изюме – живописном городке на границе Харьковщины и Донбасса, в отличие от Владимира, никогда не была. Изюм стоит на горе Кремянец, где знаменитый советский физик Лев Ландау понял, как расщепить атом, что привело к созданию ядерного щита СССР, а впоследствии и России. За столетия до этого гора Кремянец была упомянута в «Слове о полку Игореве» . Когда дружина князя Игоря перешла эту гору, он сказал: «О, Русская Земля! Ты уже за холмом! ». Во время Азовских походов и войны со шведами царь Петр Великий три года прожил в Изюме. Подаренное городу Золотое Евангелие хранится в местном музее, Но позже, к сожалению, именно в Изюме отливались звезды на башни Московского Кремля, когда Россия отвергла двуглавого орла. С октября 1941 года в течение восьми месяцев около Изюма проходила линия фронта. За Изюм шли жесточайшие бои. Изюмо-Барвенковская операция, сковавшая немецкие силы, сыграла решающую роль в победе нашей армии на Курской дуге. А 100 лет тому назад на изюмской земле произошла таинственная история, о которой Ника Юферева пишет в статье «Песчанская икона Божией Матери и судьба Российской Империи», опубликованной на портале «Православие.ру» (подробно цитирую ее, поскольку она не всем доступна).

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/02/...

Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя св. Иннокентия Иркутского освящен в 1896 г. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 авг. совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 г. греками с собою, теперь находится в предместье г. Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 в. от него, при р. Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским. Ее каменная церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви св. Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится замечательный древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами. Кизильташская св. Стефана Сурожского киновия, в 35 в. от г. Феодосии, близ м. Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 г. Здесь была древняя церковь св. исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в м. Геническе, на бер. Азовского моря, основанное в 1904 г. подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 г., с приделом во имя св. Алексия, митр. Московского, освященным в 1910 г.; здесь хранится местночтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом, († 1 июн. 1908 г.), который и погребен в нем, склепе. Херсонисский св. Владимира, 1 кл., общ., в 3 в. от Севастополя, на бер. моря, на развалинах древнего греческого гор. Корсуня. Основан в 1850 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским, под именем киновии, которая при осаде Севастополя была разрушена; в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Краснокаменка (Кизилташ). Кизилташский Стефана Сурожского мужской монастырь. Кизилташский монастырь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кизильташская святого Стефана Сурожского киновия, в 35 верстах от города Феодосии, близ местечка Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 году. Здесь была церковь святого исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в местечке Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 году подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 году, с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского, освященным в 1910 году; здесь хранится местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимися большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (+1 июня 1908 года), который и погребен в нем, в склепе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенное, с источниками чистой воды и плодородными землями, место издревле привлекала людей. Из жития архиепископа Стефана Сурожского видно, что в этих живописных уединенных местах Стефан прибывал в конце VII — начало VIII вв. Умер 15 декабря 750 года. Первое чудесное событие после его смерти свершилось, когда к нему прикоснулся слепой от рождения Ефрем и прозрел в тот же миг. Обращаясь к святому Стефану с молитвой, многие получили исцеление. Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже (ныне Судак). После собор был переделан в мечеть, но верующие смогли спасти мощи святого от поругания. К сожалению, по сей день неизвестно, где хранятся мощи святого Стефана Сурожского.

http://sobory.ru/article/?object=15668

7 апреля, в Неделю Крестопоклонную, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Литургию в Благовещенском храме г. Луганска возглавили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон в сослужении клириков  Луганской епархии и военного духовенства. За богослужением митрополит Кирилл вознес молитву о Святой Руси, а после запричастного стиха обратился к молящимся с проповедью. На молитвенную память митрополит Кирилл подарил настоятелю храма икону святителя Кавказского епископа Игнатия (Брянчанинова). В этот же день казачья разведывательная бригада «Терек» отметила годовщину своего создания. Торжественные мероприятия прошли в Луганском кадетском корпусе. Их посетили митрополит Кирилл, заместитель председателя правительства Ставропольского края Ю.М. Коваленко и ректор Северо-Кавказского федерального университета Д.Н. Беспалов. В начале торжественной церемонии были исполнены гимны Российской Федерации и Луганской Народной Республики. После этого митрополит Кирилл прочитал молитву и произнес поздравительную речь, отметив, что «именно вера становится залогом удивительной самоотверженности и бесстрашия бойцов казачьей бригады " Терек " и других казачьих добровольческих формирований». После поздравительных слов наиболее отличившиеся казаки были отмечены государственными и ведомственными наградами, в том числе медалью Ставропольской епархии «Ставропольский крест». Орденом Мужества был награжден комбриг «Терека» Андрей Фадюхин. Основные подразделения бригады в этот день вели наступательные действия в направлении Часова Яра. 8 апреля митрополит Кирилл провел встречу в Донецке с заместителем главы Донецкой Народной Республики Алексеем Никоноровым и главой города Алексеем Кулемзиным. В этот же день митрополит Кирилл посетил бойцов штурмового отряда в зоне проведения СВО, побеседовав с ними и причастив Святых Христовых Таин. 9 апреля при участии митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и при содействии атамана Всероссийского казачьего общества Виталия Кузнецова епископу Бердянскому и Приморскому Феодору была передана в дар икона Божией Матери «Живоносный Источник». В благодарственном слове епископ Феодор отметил, что «передача иконы " Живоносный Источник " символична: земле, которую омывает Азовское море, нужен мир». В этот же день епископу Джанкойскому Алексию  была передана Акафистная икона Божией Матери. Ранее по благословению митрополита Кирилла терскими казаками были переданы иконы всем архиереям на новых территориях.

http://patriarchia.ru/db/text/6120077.ht...

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Управляет монастырем архимандрит. Белогорский Воскресенский монастырь в Острогожском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь расположен на высокой горе, над р. Доном, над пещерами длиной до 2 верст, в 12 в. от хутора Морозовка (где есть почтово-телеграфная станция), в 80 верстах от станции «Подгорная» Воронежско-Ростовской жел. дороги и в 98 в. от г. Острога. Открыта обитель в 1882 г. на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года и выкопанных казачкой Марией Шерстюковой и крестьянами Иваном Тищенко и Андреем Васильченко. Храмов три: в честь Вознесения Господня, в честь Воскресения и во имя Св. блгверн. князя Александра Невского. В обители особо чтится икона Божией Матери «Мария обрете благодать у Бога». При монастыре существует церковноприходская школа. Управление – игуменское. Дивногорский Успенский монастырь в Коротоякском уезде. Успенский Дивногорский монастырь находится в 7 верстах от г. Коротояка, Воронежской губернии. При монастыре имеется платформа Харьково-Балашовской железной дороги. Основан монастырь в первой половине XVІІ столетия схимонахами Ксенофонтом и Иосафом, около 1640 года. В 1786 году монастырь был упразднен, и его церкви обращены в приход для слободы Селявной, в 2 верстах от монастыря, но с 1828 года его снова возобновила, причем монастырь унаследовал все имущество упраздненного в этом году Коротоякского Вознесенского монастыря. Главная соборная церковь обители во имя Успения Божией Матери каменная, устроена в 1880 г. В трапезной части храма стоит киот, в котором помещается главная святыня обители – чудотворная икона Божией Матери «Сицилийская», вторая церковь трапезная в большом каменном корпусе во имя Сицилийской Божией Матери, третья церковь – во имя Рождества Иоанна Предтечи выбита в меловой горе. При обители существует церковноприходская школа, а также гостиница для паломников. Управляет монастырем архимандрит. В Коротояке и Острогожске Дивногорская обитель имеет подворья. Донецкий Предтеченский монастырь в Богучарском уезде. Обитель расположена в 18 в. от своего уездного города. Известна она уже в XVІІІ под названием Успенской пустыни и тогда находилась при селе Монастырщине на берегу Дона. В 1711 г. сюда была переведена братия упраздненного Азовского Предтеченского монастыря, в 1846 году пустынь перевели на новое, теперешнее, место и соответственно переменили ее название. Управление игуменское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(почитаемые списки в Ильинской и Пятницкой церквах). После Прутского похода (1711) в храмы В. е. из храмов Азова и Троицкого-на-Таганроге были переданы богослужебная утварь и иконы рубежа XVII-XVIII вв., в т. ч. созданные иконописцами Оружейной палаты, напр. 8 местных икон 1702 г. письма Никиты Рожкова из Покровской ц. в Азове (Словарь... С. 532); огромная почитаемая Смоленская икона Божией Матери из азовского мон-ря во имя Иоанна Предтечи (3 аршина 6 вершков ´ 2,5 аршина), вывезенная в Борщёвский Троицкий мон-рь под Воронежем, была в 30-х гг. XVIII в., при еп. Иоакиме, перенесена в воронежский Благовещенский собор. Азовские древности хранились в храмах Павловска, напр. в Преображенском соборе чудотворный, написанный на раковине образ Божией Матери «Знамение», обретенный в Азове в 1696 г. и вскоре поставленный в киот с изображениями взятия Азова, обретения иконы и надписью в форме виршей (в 20-х гг. XIX в. был сделан новый лучеобразный киот над царскими вратами), колокол (1697) из азовского собора в честь Похвалы Пресв. Богородицы, напрестольный крест (1655?, первоначально для Кутеинского оршанского мон-ря, Белоруссия), писанные на камке иконы Спаса и Божией Матери из иконостаса, включавшего также изображения апостолов Петра и Павла, мучеников Адриана и Наталии (святых царской семьи) и прп. Сампсона Странноприимца, в день памяти к-рого произошла Полтавская битва (опись Петропавловского собора в Павловске 1714 г.- см.: Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 148-157). В Казанской ц. в Павловске находилась икона Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия, посланная в 1709 г. Казанским митр. Тихоном посадским людям из Казани, переведенным на жительство в Троицкий-на-Таганроге; по заказу бывш. жителей Казани казанский протодиак. Григорий Терентьев выполнил точный список с Казанской иконы Божией Матери (1705) - одна из почитаемых святынь Павловска (украшен окладом работы Семена Дмитриева). Под Богучар, в возобновленный как Азовско-Донецкий мон-рь во имя Иоанна Предтечи были перенесены из Предтеченского мон-ря в Азове древний чудотворный образ св. Иоанна Предтечи, резной иконостас (1700-1701) с иконами работы Василия Иванова и стрельца Ивана Гарасимова, Евангелие (1696), кресты (1697 и 1700), кадило (1700) и плащаница.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010