рецензию: Vielberg M.//J. of Medieval Latin. 2009. Vol. 19. P. 311-314). Хотя окончательная редакция Иеронимова М. могла быть выполнена в Луксовии при аббате Евстасии, нет достаточных оснований связывать ее с деятельностью Агрестия. «Исторические» М. «Исторические» М., получившие широкое распространение на Западе в эпоху Каролингов, включают не только сведения о поминовении святых, но и краткие сказания, как правило эпитомы Житий и др. источников. Считается, что автором 1-го «исторического» М. был Беда Достопочтенный († 735). Произведение Беды было положено в основу большинства «исторических» М., созданных в IX в. Так, дополненная версия М. Беды, известная как М. Лионского анонима, была важнейшим источником М. Флора Лионского, на к-рый опирались составители более поздних «исторических» М.- архиеп. Адон Вьеннский и мон. Узуард . В средние века произведения Адона и особенно Узуарда, которые неоднократно дополнялись сведениями о новых и местночтимых святых, использовались почти во всех монастырях, соборных и коллегиальных церквах Зап. Европы. В XVI в. М. Узуарда стал образцом для Римского М., получившего офиц. статус богослужебной книги, обязательной для всей Римско-католической Церкви. Основополагающее значение для исследования «исторических» М. сохраняет труд Кантена ( Quentin. 1908), в к-ром представлены реконструкции М. Беды, Флора и Адона, впервые опубликован М. Лионского анонима, выявлены источники М. и изучены методы работы их составителей. Мартиролог Беды О Мартирологе Беды сохранились письменные свидетельства. Так, в заключительной главе «Церковной истории народа англов» среди своих произведений Беда называет М., в к-ром были приведены не только имена и дни памяти мучеников, но и сведения о том, когда и каким образом пострадали мученики ( Beda. Hist. eccl. V 24). Адон Вьеннский поставил перед собой задачу дополнить М. Флора Лионского, основанный на М. Беды (in martyrologio quod uenerabilis Flori studio in labore domini Bedae accreuerat - PL. 123. Col. 143-144). Узуард называл среди своих источников М. блж. Иеронима, Беды и Флора (Le martyrologe d " Usuard. 1965. Р. 144-145). По свидетельству Адона и Узуарда, в М. Беды многие дни были «пустыми», и даже в дополненной версии Флора Лионского осталось много незаполненных дней. Из-за этого при копировании М. Беды постоянно дополняли; основным источником дополнений был Иеронимов М. В многочисленных рукописях сохранились версии М., представленного как сочинение Беды Достопочтенного, но почти все они существенно различаются и содержат интерполяции. Долгое время попытки обнаружить или реконструировать первоначальную версию М. Беды не давали удовлетворительных результатов, хотя текст, составленный Бедой, был полностью включен в более поздние М. Лионского анонима, Флора и Рабана Мавра.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

P. 149-150). Эта запись почти без изменений воспроизведена в мартирологе Флора Лионского; Адон Вьеннский существенно расширил сказание и добавил к нему сведения о праздновании памяти Л. м. в Лионе. В большинстве календарей и мартирологов упоминаются 48 мучеников, но Вандальберт Прюмский и Адон ошибочно писали о св. Бландине и 48 др. мучениках, а в нек-рых календарях число мучеников достигает 50. Узуард сократил пространное сказание Адона и пропустил имена Л. м.; в таком виде поминовение еп. Потина, Бландины и 46 др. мучеников было включено в Римский мартиролог. В средние века в Лионе использовались дополненные версии каролингских «исторических» мартирологов, прежде всего мартиролога Флора. В печатных изданиях Лионского миссала поминовение Потина и др. мучеников указывалось под 2 июня (издания 1556, 1620 и 1688 гг.). Однако в миссале 1737 г. кроме памяти Потина и 47 Л. м. («двойной» праздник 2-го класса с октавой) указана также память Бландины (8 авг., «duplex minus»). В миссале 1771 г., перепечатанном в 1825 г., поминовение Потина и 46 др. мучеников помещено под 1-м воскресеньем июня. В приложении к этому изданию (1844) и в миссале 1846 г. указано, что память Потина и 47 мучеников совершалась в 4-е воскресенье после Пасхи («solemne-minus» с октавой), а память Бландины - 8 авг. («semiduplex maius»). Статус праздников изменен в Римско-Лионском миссале 1866 г.: память Потина и других мучеников - «двойной» праздник 2-го класса с октавой, память Бландины (перенесена на 9 авг.) - «двойное поминовение». Согласно календарю Лионского архиеп-ства 1982 г., память св. Потина, 1-го епископа и покровителя Лиона, и др. мучеников совершалась 2 июня, память св. Бландины - 9 авг. В наст. время поминовение святых Потина, Бландины и др. Л. м. совершается 2 июня в Лионском архиеп-стве (в календаре Римско-католической Церкви для Франции - факультативная память). Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 1-4; Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. G. Krüger, G. Ruhbach. Tüb., 19654. S. 18-28; The Acts of the Christian Martyrs/Ed.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Себастиана и не согласовались с др. свидетельствами), архиеп. Адон сделал вывод, что «четверо увенчанных» - это 4 мученика, пострадавшие в Альбане, о которых, по мнению Адона, говорилось в заключительной главе Мученичества. Под 8 нояб. в Мартирологе Адона Вьеннского указано поминовение 5 мучеников из Паннонии (Клавдия и др.), а также «четверых увенчанных» - Севера, Севериана, Карпофора и Викторина. Согласно Адону, увенчанные мученики были похоронены на Лабиканской дороге рядом с мучениками, пострадавшими в Паннонии (так Адон интерпретировал указание Мученичества на то, что рим. корникуларии были погребены вместе с др. святыми). Как звали увенчанных мучеников, выяснить не удалось, поэтому папа Мильтиад присвоил им имена 4 из 5 паннонских мучеников. Впосл. некоему св. мужу были открыты их настоящие имена ( Quentin. 1908. P. 446, 504-506, 662-663; Duchesne. 1911. P. 239-240; Zeiller. 1918. P. 102-103). В 1-й пол. X в. схожее объяснение было приведено в «Книге о богослужениях» (Liber de divinis officiis//PL. 101. Col. 1230; ср.: The Leofric Missal/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 166). Поминовение паннонских и альбанских мучеников, пострадавших в Риме, включено также в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 669-670). Согласно добавлению, к-рое содержится в большинстве рукописей 2-й редакции Мученичества (версия В), увенчанные мученики - это пострадавшие в Риме 4 корникулария, к-рым здесь даны имена альбанских мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 750). Под 7 июля в Мартирологах Адона и Узуарда указана память рим. мучеников Никострата, Клавдия, Кастория, Викторина и Симфрониана, сведения о к-рых заимствованы из Мученичества св. Себастиана (PL. 123. Col. 299; 124. Col. 233-234). Из-за возникшей путаницы в Римском Мартирологе (1-е изд.- 1583 г.) поминовение 5 паннонских мучеников было указано под 7 июля и 8 нояб., но эпитет «увенчанные» отнесен к 4 альбанским мученикам, память к-рых также отмечена под 8 нояб. Ошибки были устранены в редакции Римского Мартиролога 2001 г.: под 8 нояб. здесь указано поминовение мучеников Симпрониана, Клавдия, Никострата, Кастория и Симплиция, по преданию пострадавших в Паннонии, но почитавшихся в Риме как увенчанные мученики.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

P. 194-196, 200-201; подробнее см.: Gillis M. B. Heresy and Dissent in the Carolingian Empire: The Case of Gottschalk of Orbais. Oxf.; N. Y., 2017. P. 212-216). Конфликт Н. и архиеп. Гинкмара Реймсского был во многом связан с политической борьбой в Западнофранкском королевстве. Хотя Н. осуждал Гинкмара за властолюбие и склонность к интригам (Ep. 111), он с уважением относился к архиепископу. В свою очередь Гинкмар выражал недовольство вмешательством Н. в дела Реймсской митрополии и оспаривал мн. решения понтифика. Однако он не отрицал высшую церковную юрисдикцию папы Римского и был готов оказывать Н. поддержку в тех случаях, когда это не затрагивало интересы архиепископа. Гинкмар был вынужден согласиться с восстановлением в правах Ротада Суасонского и клириков Эббона, однако ему удалось сохранить не только авторитет среди западнофранк. епископов, но и политическое влияние. 4. Как правило, отношения Н. и епископов были связаны с запросами, жалобами и апелляциями, поступавшими в Рим. Мн. послания Н. содержат ответы на вопросы епископов. Так, архиеп. Венилон Сансский и его епископы-суффраганы спрашивали понтифика о том, как следовало поступить с выжившим из ума епископом (Ep. 103); еп. Ратольд Страсбургский - о том, какое покаяние следовало назначить человеку, убившему свою мать (Ep. 139); архиепископы Ардуик Безансонский и Родульф Буржский задавали Н. вопросы, относившиеся к церковной дисциплине и богослужению (Ep. 117, 123). Среди постоянных адресатов Н. был архиеп. Адон Вьеннский, к-рый пользовался доверием понтифика; Н. неоднократно консультировал Адона по вопросам дисциплины и канонического права, извещал его о важнейших событиях церковной жизни (Ep. 18, 25, 32, 39, 76, 106, 118, 147). В 867 г. папа Римский подтвердил полномочия Адона как митрополита Вьеннской провинции и подчинил ему архиепископскую кафедру Тарантеза, которая пользовалась самостоятельностью начиная с рубежа VIII и IX вв. (Ep. 153; ср. подложную привилегию: Ep. 170); впосл. папа Иоанн VIII отменил это решение (MGH.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

В Пасхальной хронике под 163 г. со ссылкой на некий агиографический текст упоминается о мученичестве П. во время гонения на христиан в Пергаме (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 481). Такое же сообщение приведено в Сирийской хронике 724 г. (Chronica minora. Louvain, 1955. T. 2. P. 96. (CSCO. Ser. 3; Syr. 4)). По мнению Дж. Б. Лайтфута , представление о П. как о мученике основано на отождествлении его с мч. Папилом (см. ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ), к-рый пострадал в Пергаме, согласно Евсевию, при имп. Марке Аврелии (161-180). Др. исследователи считают вопрос о происхождении этих сведений открытым (см.: Shanks. 2008. P. 112-124, 281-282). Хотя блж. Иероним назвал П. святым ( Hieron. Ep. 71. 5), о его почитании в древности нет сведений. Лишь в IX в. архиеп. Адон Вьеннский, опираясь на свидетельства Евсевия и Иеронима, внес память П. в составленный им Мартиролог под 22 февр. Из Мартиролога Адона поминовение было заимствовано в Мартиролог Узуарда и затем в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 72). В календаре РПЦ память П. отсутствует. Сочинение «Объяснение Господних изречений» (Λογων κυριακν ξγησις) состояло из 5 книг ( Euseb. Hist. eccl. III 39; ср.: Iren. Adv. haer. V 33.4). Его лит. форма и содержание остаются предметами дискуссий. Согласно цитате из предисловия, приведенной Евсевием, наряду с толкованиями (τας ρμηνεαις) П. в тексте изложил предания, о которых он узнал от старцев (παρ τν πρεσβυτρων). Евсевий упоминал, что в сочинении П. содержались рассказы о чудесах, «странные притчи Спасителя и Его наставления» (ξνας... παραβολς το Σωτρος κα διδασκαλας ατο), некие сказочные (μυθικτερα) утверждения, в т. ч. о 1000-летнем царстве Христа на земле (см. Хилиазм ). «Господние изречения», к-рые были главной темой сочинения П., одни исследователи понимают как логии Христа ( Bauckham. 2014), другие пишут о наличие в тексте сведений о Его земном служении ( Shanks. 2008. P. 150-157). Согласно наиболее распространенной т. зр., в сочинении П. были и толкование изречений Христа, и сведения о Его земной жизни, заимствованные из Евангелий и из устной традиции ( Schoedel. 1993. S. 245-246; K ö rtner. 2010. P. 165-168). Возможно, рассказы о деяниях Христа и апостолов приводились для пояснения богословских суждений П. ( K ö rtner. 1983. S. 151-167; ср.: Baum. 1996). Сочинение П. можно рассматривать либо как экзегетический труд ( Hill. 1998), либо как подражание евангельским текстам ( K ö rtner. 2010. P. 165-168). Согласно др. т. зр., задачей П. было только изложение сведений о Христе, заимствованных из письменных и устных источников, но не их толкование ( K ü rzinger. 1983. S. 76-77), поэтому сочинение П. следует отнести к историографическому жанру ( Bauckham. 2014).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

Григорий Турский со слов аббата Аредия сообщал о чудесах, к-рые Н. совершил при жизни, в т. ч. об изгнании демонов и об усмирении бури во время путешествия по реке. Согласно «Житию отцов», жители Треверов были избавлены от чумы благодаря молитвам Н. и его предшественников, св. епископов Евхария и Максимина ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4-5). Время кончины Н. трудно установить. Последнее событие их жизни святого, дата к-рого известна, - его возвращение из ссылки, в к-рую его отправил кор. Хлотарь I (561 или немного позднее). На основании косвенных свидетельств кончину Н. обычно относят к 566 или 569 г. (см.: Anton. 1987. S. 132). Первое точно датированное упоминание о его преемнике Магнерихе относится к событиям 585 г. (см.: Duchesne. Fastes. T. 3. P. 38). Почитание По свидетельству Григория Турского, от гробницы Н. в базилике св. Максимина совершались исцеления ( Greg. Turon. Vita Patrum. XVII. Praef., 6; Idem. Glor. conf. 92). Описывая чудеса святого, Григорий, вероятно, стремился укрепить его почитание. Однако самые ранние сведения о литургическом почитании Н. и о его гробнице в Трире относятся лишь к эпохе Каролингов . Впосл. культ святого существовал почти исключительно в Трирском архиеп-стве, его центром была базилика (впосл. аббатство) св. Максимина. В сер. IX в. св. Адон , архиеп. Вьеннский, внес память Н. под 5 дек. в составленный им «исторический» мартиролог (см.: Quentin. 1908. P. 480, 485). В трирских календарях память Н. указывалась начиная с X в., как правило, под 1 или 3 окт. ( Miesges. 1915. S. 88-89, 108-109; Kr ö nert. 2010. P. 38; Resmini. 2016. S. 611; ср.: MartHieron. P. 128). В др. текстах поминовение святого обычно отмечали 5 дек. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1355, 1358, 1563-1564. (MGH. Lib. Mem.; 2)). Под этой датой память Н. указана в каролингском мартирологе Узуарда, впоследствии использованном при составлении Римского Мартиролога, в к-ром поминовение святого также было приведено под 5 дек. (MartRom. Comment. P. 566, 568). Однако в действующую редакцию Римского Мартиролога память Н. внесена под 1 окт. (MartRom. (Vat.). P. 518). В Трирском архиеп-стве поминовение святого совершается 3 окт.

http://pravenc.ru/text/2577739.html

ч. значительно переработанных: в издании Х. Фурманна учтено более 100 рукописей с разными редакциями этого сочинения, возникшими не позднее сер. XI в. (Das Constitutum Constantini. 1968. S. 20-41). Фурманн выделил 6 основных редакций, наиболее ранними из них являются «франкская версия» и «пространная лжеисидорова редакция». Древнейшая рукопись «франкской версии» - сборник формул из франц. аббатства Сен-Дени (Paris. lat. 2777. Fol. 43r - 61v; изд.: Formulae. 1886). Совр. исследователи вслед за В. Левисоном полагают, что сборник был составлен незадолго до кончины аббата Фардульфа (792-806); рукопись датируется нач. IX в. (см.: Levison. 1919; Idem. 1924. P. 160; Goodson, Nelson. 2010. P. 452-453; мнение Ш. Уильямса, к-рый датировал манускрипт кон. IX в. ( Williams. 1964. P. 459-460), ошибочно). Фурманн определил, что «франкская версия» - самая ранняя редакция «Постановления Константина» ( Fuhrmann. 1966. S. 65-92; Das Constitutum Constantini. 1968. S. 8-11). Т. о., уже в нач. IX в. «Постановление Константина» было известно франкам. В составе «Лжеисидорова собрания» (см. Лжеисидоровы декреталии ) сохранились 2 редакции текста - пространная (изд. по ркп. Vat. lat. 630. Fol. 74r - 76r, сер. IX в.: Williams. 1964) и краткая, содержащая только 1-ю часть текста («Исповедание»). Во 2-й пол. IX в. с «Постановлением Константина» были знакомы франк. авторы - еп. Эней Парижский («Книга против греков» (868) - PL. 121. Col. 758) и архиеп. Адон Вьеннский (Хроника Адона (ок. 870) - PL. 123. Col. 92). Об «эдикте» имп. Константина, передавшего Рим папе Сильвестру и основавшего новую столицу - К-поль, упоминал также архиеп. Гинкмар Реймсский ( Hinkmar von Reims. De ordine palatii/Hrsg. Th. Gross, R. Schieffer. Hannover, 1980. S. 56-57. (MGH. FontIur; 3)). Важнейший источник «Постановления Константина» - составленное не позднее V в. соч. «Деяния Сильвестра» (BHL, N 7725-7742); на нем основано повествование об исцелении императора и о его обращении ко Христу. Согласно Левисону и Фурманну, автор текста опирался гл.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

В заключение сообщается, что казнь 5 братьев состоялась 27 сент. в г. Эгея. По-видимому, эта редакция Мученичества была известна Беде Достопочтенному († 735), к-рый включил в составленный им мартиролог краткое сказание о К. и Д. (см.: Quentin. 1908. P. 70; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 178). Это сказание содержится также в более поздних франкских «исторических» мартирологах IX в., составленных Лионским анонимом, Флором Лионским и Рабаном Мавром (PL. 110. Col. 1171; ср. упоминание о 5 братьях-мучениках в стихотворном мартирологе Вандальберта Прюмского: MGH. Poet. T. 2. P. 595). В средние века наибольшее распространение получила пространная (3-я) редакция Мученичества, известная в ряде версий (BHL, N 1970-1974n; изд.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 474-478; среди ранних рукописей, происходящих из Англии, Германии, Италии и Франции,- Paris. lat. 10861. Fol. 56v - 63r, 1-я четв. IX в., Кентербери (?); Zürich. Zentralbibl. C. 10i. Fol. 192v - 195v («большой пассионарий» аббатства Санкт-Галлен, ок. 900); см. также: Cross. 1983). В этой редакции Мученичества полный текст 1-й редакции совмещен со сведениями из 2-й редакции (упом. мать мучеников Феодота и чудо со змеей); при лит. обработке в текст добавили риторические отступления и описания чудес К. и Д., заимствованные из греческого «асийского» Жития. Так, в пространном лат. Мученичестве упоминается о подарке, который Д. принял от Палладии, и о гневе К. на брата (он поклялся, что не позволит похоронить себя вместе с Д.). Вскоре Бог явился К. во сне и упрекнул его за необдуманные слова. Далее описываются арест, пытки и казнь 5 мучеников. Христиане, помнившие слова К., решили похоронить его и Д. в разных могилах, но появился верблюд, некогда исцеленный братьями, и человеческим голосом повелел похоронить их вместе. Мученичество завершается повествованием о 2 чудесах (о спасении крестьянина, проглотившего змею, и жены Малха, к-рую пытался убить демон). В нек-рых рукописях эти чудеса содержатся отдельно от Мученичества (BHL, N 1974h - 1974i). На 3-й редакции Мученичества основано сказание о К. и Д., включенное под 27 сент. в Древнеанглийский мартиролог (2-я пол. IX в.) ( Rauer C. The Old English Martyrology: Edition, Translation and Commentary. Camb., 2013. P. 192-193, 295-296). Адон , архиеп. Вьеннский, в составленном им мартирологе заменил краткое сказание Беды Достопочтенного пространным повествованием о К. и Д., при создании к-рого он использовал 3-ю редакцию Мученичества ( Dubois J., Renaud G. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions. P., 1984. P. 329-331; см.: Quentin. 1908. P. 441, 506). Впосл. Узуард включил в свой мартиролог краткое сказание Беды, добавив упоминание о 3 братьях К. и Д. ( Dubois J. Le martyrologe d " Usuard: Texte et commentaire. Brux., 1965. P. 44, 66, 310). На мартирологе Узуарда основано сказание о К. и Д. в Римском Мартирологе под 27 сент. (MartRom. Comment. P. 418-419).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Имена рим. мучеников узнать не удалось, поэтому папа Мильтиад велел поминать их под именами мучеников, пострадавших в Паннонии,- Клавдия, Семпрониана, Никострата и Кастория. На развитие агиографической традиции увенчанных мучеников повлияли попытки средневек. авторов согласовать противоречивые свидетельства источников. В Мученичестве не упоминается эпитет «четверо увенчанных», к-рый применялся к Клавдию, Никострату, Семпрониану, Касторию и Симплицию в Иеронимовом Мартирологе и в рим. литургических книгах. Несоответствие эпитета числу мучеников не получило однозначного объяснения в трудах исследователей (Делеэ различал в Мученичестве 4 «главных» героев и второстепенного (Симплиция) ( Delehaye. Passions. P. 242; Guyon. 1975. P. 525); по мнению Кирша, образ Симплиция был вымышлен составителем Мученичества, чтобы ввести в повествование мотив обращения язычника ко Христу, популярный в рим. агиографии). То обстоятельство, что 5 мучеников именовались «четырьмя увенчанными», привлекло внимание средневековых авторов. В Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.) в рубрике под 8 нояб. перечислены 4 увенчанных мученика - Костиан (вместо Никострата), Клавдий, Кастор и Симпрониан (The Gelasian Sacramentary: Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 203). Однако не все авторы довольствовались простым исключением имени к.-л. мученика. Начиная с IX в. в источниках встречается отождествление «четверых увенчанных» с мучениками Секундом (Севером), Северианом, Карпофором и Викторином, пострадавшими в Альбане (ныне Альбано-Лациале, Италия) (пам. зап. 8 авг.). Это было связано с перенесением мощей 5 увенчанных и 4 альбанских мучеников в ц. Увенчанных мучеников (Санти-Куатро-Коронати) по указанию папы Римского Льва IV (847-855). По мнению А. Кантена, ошибочное отождествление сделал Адон , архиеп. Вьеннский, к-рый опирался на Мученичество и на перечень святых, мощи к-рых покоились в ц. Увенчанных мучеников. Столкнувшись с противоречивыми указаниями источников (он использовал также Мартиролог Флора Лионского, в к-ром сведения об увенчанных мучениках были заимствованы из Мученичества св.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

В гомилиях блж. Августина содержатся сведения о почитании К. и др. мучеников Масса-Кандиды, в частности о праздновании их памяти. Августин проповедовал в Утике в «базилике Масса-Кандиды» (Uticae in basilica Massae Candidae - Aug. In Ps. 144//PL. 37. Col. 1869) и в г. Гиппон-Диаррит (ныне Бизерта, Тунис) в базилике св. К. Одна из проповедей была произнесена им «в Карфагене, в базилике мученика Киприана, в 15-е календы сентября, в праздник Масса-Кандиды» - Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456). Павлин Ноланский упоминал о гробнице мучеников Масса-Кандиды близ Утики ( Paul. Nol. Carm. XIX 144-148// S. Paulini Nolani Opera. 1894. Pars 2. P. 123). Поминовение «(мучеников) Масса-Кандиды» под 18 авг. и К. под 21 авг. содержится в Иеронимовом Мартирологе. В Карфагенском календаре (после 505) память К. указана после поминовения мучеников, вероятно 20 авг. (даты утрачены в рукописи - ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LXXI). В надписи VI в., обнаруженной в г. Калама (ныне Гельма, Алжир), среди реликвий, помещенных под алтарем храма, упомянуты реликвии «святых Масса-Кандиды» (SCOR MASSAE CANDIDAE - De Rossi G. B. Iscrizione di Guelma (Calama) in Africa//BACr. Ser. 5. 1894. Anno 4. P. 39-40; MartHieron. Comment. P. 450). В Мартирологе, составленном Флором Лионским († ок. 860), память К. указана 26 мая скорее всего потому, что в Иеронимовом Мартирологе под этой датой значится поминовение некоего мч. Квадрата из Африки. В сказаниях о К. и о мучениках Масса-Кандиды (18 авг.) использованы проповеди блж. Августина и поэма Пруденция (см.: Quentin. 1908. P. 268-270, 369). Опираясь на труд Флора Лионского, архиеп. Адон Вьеннский и Узуард (2-я пол. IX в.) в составленных ими «исторических» мартирологах также указали память К. под 26 мая. Поминовение мучеников Масса-Кандиды было перенесено Адоном Вьеннским на 24 авг. Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (XVI в.) указал память К. под 26 мая, мучеников - под 24 авг. Согласно Римскому Мартирологу (издание 2001), поминовение мучеников Масса-Кандиды совершается 18 авг., К.- 21 авг.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010